СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Золото: истинные ценности с годами только дорожают

Сергей Зимнин, директор ФГ «Калита-Финанс»

Испокон веков золото являлось для людей, пожалуй, самым главным и надежным средством сохранения сбережений. И даже сейчас в столь быстро меняющемся мире с его гипертрофированной финансовой системой, где инвесторы, спекулянты и производители порой теряются в изобилии инвестиционных инструментов, желтый металл, несмотря ни на что, продолжает пользоваться огромным спросом.

Так, в середине апреля 2011 года котировки золота на мировом рынке преодолели знаменательный рубеж. Впервые в истории современных рынков цена тройской унции (31,3 г.) желтого драгметалла превысила отметку в $1500.

При этом подобная динамика котировок не вызывает какого-либо удивления. Большинство управляющих инвестпортфелями считают просто необходимым иметь в своих активах золотой металл, способный заметно улучшить показатели «риск-доходность». Столь привилегированное положение золота обусловлено целым рядом причин, большинство которых сводится к «защитным» свойствам этого актива. Так, традиционно считается, что золото является наиболее эффективным инструментом хеджирования от инфляционных рисков при долгосрочных вложениях.

Не менее важной характеристикой драгметалла является его низкая корреляция с другими финансовыми активами, иными словами динамика золота меньше подвержена общерыночным влияниям. Последнее особенно наглядно было продемонстрировано в период острой фазы нынешнего кризиса, когда при повсеместном снижении фондовых и товарных индикаторов, «золотые» котировки демонстрировали планомерный рост. Наконец, покупки драгметалла позволяют застраховаться от непредсказуемых колебаний валютного рынка, в частности от чрезмерного ослабления доллара, который после кризиса Бреттон-Вудской системы фактически взял на себя функции общемировых денег, исконно принадлежавшие золотому металлу. При этом последние годы американская валюта перестала надежно справляться с возложенной на нее ролью, и на авансцену вновь вышло золото, в качестве проверенного индикатора всеобщей меры стоимости.

Описанные достоинства характерны для золота как инвестиционного актива, но помимо этого рассматриваемый драгметалл еще является и традиционным биржевым товаром, имеющим свои специфические свойства. И в этом разрезе главное достоинство физического золота – это отсутствие кредитного риска, свойственного другим финансовым активам. Золото, как товар, - не является, в отличие от ценных бумаг или валют, чьим-то обязательством, что особенно важно в нынешних экономических реалиях, когда эффективность действующей мировой финансово-кредитной парадигмы ставится под сомнение. В итоге, спрос на золото стабилен и в условиях нормального функционирования финансовых рынков, и во времена политических и экономических потрясений.

При этом, как и любой актив, цена на золото формируется под влиянием динамики спроса и предложения на рынке. В тоже время за последнее десятилетие структура покупателей и продавцов драгметалла претерпела существенное изменение.

Так, если проанализировать ситуацию с предложением золота, можно отметь несколько ключевых тенденций. Во-первых, по-прежнему главным фактором предложения драгметалла на рынке остается добыча, её доля в общем объеме стабильно держится в районе 60%. Вторым крупнейшим источником получения металла является вторичная переработка. На эти два компонента приходится более 99% всего годового предложения золота. Оставшаяся часть - это продажи металла из резервов Центральных Банков и международных организаций. При этом раньше государственный сектор более активно продавал золотые запасы. До кризиса доля продаж ЦБ в общем объеме предложения золота на рынке превышала 8%, по итогам же 2010 года госсектор оказался нетто-покупателям желтого металла (+80 тонн), что в целом неудивительно, учитывая возросшие инфляционные риски и наметившиеся «валютные» противостояния среди различных государств.

Структура предложения на рынке золота

В абсолютных значениях по итогам прошлого года общее предложение золота на мировом рынке составило 4306 тонн, что стало рекордом за всю историю.

Мировой объем предложения золота

Главными поставщиками золота на сегодняшний день являются пять стран: Китай, США, Австралия, Россия, ЮАР, - на них приходится почти половина всего добываемого золота в мире. Интересно, что в начале 70-х годов прошлого века почти 75% мировой добычи приходилась всего на одну страну – ЮАР, теперь позиции африканской республики менее значимы.

Объемы добычи золота в 2010 г

При этом средняя себестоимость добычи одной унции металла, по различным оценкам, составляет около $860. Конечно, у разных производителей это цифра варьируется в зависимости от расположения шахты, глубины залежей, качества руды и т.д., но вывод о том, что на сегодняшний день добыча золота высокорентабельна, справедлив для большинства предприятий - недропользователей. Отсюда следует и другое не менее важное замечание: с большой долей уверенности можно говорить, что цены на золото в обозримом будущем вряд ли опустятся ниже порога рентабельности ($860), так как в этом случае добыча резко сократится, и перекосы в спросе и предложений толкнут цены на золото вверх.

Мы уже отмечали, что доля добычи в общем годовом предложении золота в мире составляет лишь 60%, оставшаяся часть приходится на переработку золотого лома. Благодаря своим уникальным химическим свойствам, золотой металл практически не подвержен разрушениям, поэтому почти все золото, когда-либо добытое человеком, продолжает в настоящее время существовать в различных формах. Так, на конец 2010 года общий объем накопленного золота в мире составлял 166 600 тонн, при этом почти 70% из них были добыты за последние полвека. В основном предложение золотого лома обеспечивается за счет утилизации изделий из ювелирной продукции. Существует прямая зависимость между ценами на драгметалл и динамикой предложения сырья для переработки. В итоге, при росте цен на золото предложение активно начинает увеличиваться, что должно теоретически сдерживать дальнейший рост котировок золота, но так происходит не всегда. В частности, текущая ситуация рынке является тем самым исключением.

Несмотря на столь высокую активность продавцов, цены на золото в 2010 продемонстрировали рост на 26%. Более того еще столько же котировки прибавили только за I квартал 2011 года, что свидетельствует о том, что возрастающее предложение не успевает за еще более стремительным ростом спроса. Этот ажиотажный спрос на сегодняшний день, обеспечивают покупатели-инвесторы. Если еще 5 лет назад главными потребителем золота являлась ювелирная промышленность, то теперь ситуация заметно изменилась.

Структура спроса на мировом рынке золота

Вклад ювелиров в общий спрос на сегодняшний день составляет чуть более 50%. При этом к основным потребителям золота для целей ювелирного производства можно отнести Индию, Китай, США и Россию. Индусы и китайцы - крупнейшие покупатели золотых украшений, что обусловлено религиозными и социокультурными особенностями этих стран.

Крупнейшие производители ювелирных изделий

Еще около 9% от годового объема потребления золотого металла приходится на отрасли электроники, химическую промышленность, медицину, дизайнерские и другие услуги (чеканка монет, медалей и т.п.). В частности, благодаря высокой тепло- и электропроводимости, а также антикоррозийным свойствам золото практически незаменимо в производстве микросхем и чипов, топливных катализаторов. Поскольку золото обладает антибактериальными свойствами и является биосовместимым элементом, из него изготавливают детали сердечных трансплантатов, эндопротезы сосудов и зубные протезы.

Ну и наконец, огромный вклад в потребление золотого металла в настоящее время вносят инвестиционные покупки. В связи с тем, что основная часть транзакций с инвестиционным металлом проходит вне биржи, оценить реальные объемы этой категории спроса достаточно сложно. И все же, несмотря на трудности счета, по общей динамике потребления золота можно утверждать, что за последние 5 лет спрос на желтый металл со стороны инвесторов в физическом выражении вырос вдвое, а в стоимостном – в 7 раз.

Как уже отмечалось выше, высокий спрос на драгметалл в последние годы обусловлен его уникальными защитными свойствами, позволяющими в периоды экономических потрясений обезопасить свои вложения. Не зря на этом фоне Центральные банки и международные организации, традиционно в предыдущие годы продававшие золото из своих запасов, в 2010 году были чистыми покупателями. В целом на госсектор приходится около 20% всех мировых запасов золота.

Крупнейшие государства держатели золотых резервов

Хранятся государственные золотые резервы преимущественно в слитках. Что касается частных инвесторов, то их инструментарий для вложений в драгметалл куда более широкий. В частности наиболее консервативные участники, по образцу госструктур, имеют возможность покупки физического металла в виде слитков, монет и медальонов. К тому же весьма распространены металлические счета в банках. Они бывают двух видов: счета ответственного хранения и обезличенные металлические счета. Многие дилеры на рынке золота выпускают свои собственные золотые облигации, номинал и купонные выплаты которых номинированы в золоте, и расчеты по ним могут осуществляться как через поставку металла, так и в денежной форме. Из наиболее распространенных биржевых инструментов инвестирования, в первую очередь, стоит выделить ценные бумаги специализированных золотых фондов (ETF). Эти бумаги полностью обеспечены физическим золотом, хранящимся на счетах организаций-эмитентов бумаг. Так, крупнейшие в этой сфере фонды: SPDR, GBS и IShares – владеют более 1500 тонн золота, при этом еще в начале 2005 года объем золота в хранилищах этих фондов не превышал 300 тонн.

Золото Gold

Еще один инструмент вложения в золото – это фьючерсные и форвардные инструменты. При этом покупка этих деривативов скорее является опосредованным способом инвестирования в драгметалл, поскольку 99% биржевых производных инструментов на золото являются беспоставочными, соответственно расчеты по ним проходят в денежной форме и не приводят к переходу прав собственности на физический металл. Чаще всего покупки фьючерсных и форвардных контрактов осуществляют с целью получения спекулятивной (курсовой) прибыли от роста (падения) цен на драгметаллы или для хеджирования производителями своих контрактных позиций.

Также к косвенным способам инвестирования в золото можно отнести покупки акций золотодобывающих компаний, но в силу специфических корпоративных особенностей эмитентов этих бумаг, риски подобного вложения существенно выше, чем в случае прямой покупки физического золота, поэтому такой вид вложений подходит далеко не всем.

В целом, анализируя дальнейшие перспективы цен на золото можно отметить, что главным риском для рынка является сокращение инвестиционного спроса. В тоже время, учитывая текущие экономические реалии: кризис суверенных долгов, рост инфляционного давления, отголоски «валютных войн», - вряд ли покупки «защитного» актива в обозримом будущем иссякнут. При этом, если даже предположить, что мировая экономика в ближайшее время выйдет на траекторию здорового фундаментального роста (что крайне маловероятно) и большой потребности в золоте как страховки от экономических угроз не будет, цены на драгметаллы не обязательно резко снизятся, ведь в этом случае активизируется промышленный и потребительский спрос (благосостояние людей будет расти, и ювелирная промышленность и другие отрасли активнее будет закупать золотое сырье). В итоге: две ипостаси золота, с одной стороны как защитный финансовый актив, с другой – используемый в промышленности биржевой товар, зачастую действуют в противофазе, позволяя ценам более плавно реагировать на смену экономических циклов.

По этой причине мы ожидаем, что в 2011 году после резкого взлета в первом полугодии цены на золото стабилизируются, и средняя цена одной унции золотого металла по итогам всего года составит около $1450, что в целом соответствует общерыночному консенсусу.

Прогнозы инвестиционных компаний 2011
Barclays 1489
Commerzbank AG 1500
Deutsche Bank AG 1571
BNP Paribas 1500
Societe Generale 1475
Credit Suisse Group 1470
UniCredit Markets & Investment Banking 1500
JPMorgan Chase & Co 1462
Bank of America Merrill Lynch 1425
VTB Capital 1050
Kalita-Finance 1450
Медиана 1475
Сергей Зимнин, директор ФГ Калита-финанс

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Снижение затрат: основные правила

Спроектировать и построить автомобиль или летательный аппарат невозможно без знания основных законов физики. Трудно стать хорошим врачом без знания базовых постулатов биологии и химии. Также и в нашем с Вами общем деле: прежде чем «объявлять войну» затратам, следует ознакомиться со следующими ключевыми правилами «ведения боевых действий».

Правило 1.: Затраты надо не снижать, ими надо управлять.

Во-первых, если свести затраты к «0», то исчезнет и сам бизнес.

Во-вторых, как ни парадоксально, но в чем мы далее убедимся, иногда полезно увеличить затраты.

Иными словами, не надо стремиться во чтобы то ни стало «убить затраты». Надо суметь сделать их «послушными».

Правило 2.: Управлять затратами надо так, чтобы:

  • или на единицу затрат получать максимальный результат
  • или для получения определенного результата нести минимальные затраты

Иными словами, надо стремиться к тому, чтобы значение дроби
«Полученный результат/Понесенные для достижения этого результата затраты»
было максимальным.

Это правило — «Правило эффективности» — было сформулировано немцем Гуттенбергом вскоре после Второй мировой войны.

Правило 3.: Всякое наше действие или бездействие приводит к возникновению затрат, хотя мы можем это и не замечать.

Иными словами, любое наше действие (бездействие!!) или принятое решение не останется «безнаказанным» со стороны затрат.

У этого правила есть и обратная сторона: снижение затрат тоже не всегда можно увидеть.

Правило 4.: Не будьте романтиками-максималистами.

Достигнутый в борьбе затратами результат иногда может показаться Вам предельно скромным. Не считайте себя проигравшим.

В спорте ничья порой бывает дороже победы. Так же и в нашем деле: удержал затраты на приемлемом уровне — считай, снизил их.

Будьте готовы к тому, что «звездных матчей» будет не очень много.

Правило 5.: Не брезгуйте «мелочами».

Не бойтесь прослыть занудой, заставляя своих сотрудников экономить офисную бумагу или рабочие рукавицы.

Во-первых, иногда за «мелочами» прячутся миллионы.

Во-вторых, «мелочи» хороши тем, что, очень часто, с ними можно относительно просто и быстро разобраться.

В-третьих, привыкнув экономить на «мелочах» Ваши сотрудники начнут аккуратнее относиться и к остальным, масштабным затратам.

Помните, что в борьбе с затратами побеждают параноики.

Правило 6.: Для того, чтобы снизить затраты, всегда (!!) надо понести дополнительные затраты.

Как говорится, ни одно доброе дело не обходится безнаказанно. Чтобы снизить затраты, необходимо предпринять какие-то усилия, какие-то действия. Но, как мы уже выяснили ранее, всякое наше действие неизменно приводит к возникновению затрат.

Иными словами, будьте готовы к тому, что для снижения затрат сначала придется понести затраты.

Правило 7.: Часто полезно понести затраты, чтобы не «нарваться» на куда большие затраты.

Речь идет о «страховых» затратах — в широком смысле этого слова.

Мы несем затраты на охрану и тем самым страхуем себя от возможных убытков вследствие воровства.

Мы несем затраты на обеспечение качества, чтобы уберечь себя от непроизводительных потерь вследствие брака и рекламаций заказчиков.

Мы несем затраты на страхование имущества, чтобы при наступлении страхового случая не остаться у «разбитого корыта».

Правило 8.: Каждое утро — жизнь «с чистого листа».

Борьба с затратами — это «гонка без финиша»: сегодня удалось снизить затраты, завтра они опять начали расти, так что можно все начинать с начала.

Иными словами, борьба с затратами не должна носить характер проекта с четкой датой начала и с четкой датой окончания. Борьба с затратами — это постоянная, ежедневная, планомерная, почти «рутинная» работа.

Правило 9.: «Тотальная мобилизация» должна сочетаться с персонификацией.

В орбиту борьбы с затратами должны быть вовлечены все сотрудники компании. Но при этом каждый отвечает за свой участок.

Иными словами, на нашей «войне» не может быть «дезертиров». И у каждого «мобилизованного» — своя боевая задача.

Правило 10.: Лучшие друзья борца с затратами — бумага, карандаш, калькулятор и ... недоверие.

Не полагайтесь на память. Любая подмеченная Вами неэффективность и любая мелькнувшая у Вас в голове идея по устранению этой неэффективности должны быть «взяты на карандаш».

Не полагайтесь на интуицию. Любая неэффективность, равно как и способы ее устранения, должны быть обсчитаны.

Не верьте на слово. Не верьте своим сотрудникам, если они не подкрепляют свои слова фактами и цифрами. Но даже факты и цифры надо проверять.

Мы уже говорили, что в борьбе с затратами побеждают параноики. Станьте параноиком, который все фиксирует, все пересчитывает и все перепроверяет.

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Ликвидный денежный поток

Автор: Владимир Владимирович Бoчapoв, доктор экономических наук, профессор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет экономики и финансов» (CПбГУЭФ).

Ликвидный денежный поток является одним из параметров, который характеризует финансовую устойчивость предприятия. Он показывает изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение определенного периода (месяца, квартала). Метод ликвидного денежного потока позволяет оперативно рассчитать денежный поток на предприятии и может быть использован для экспресс-диагностики финансового состояния предприятия.

Чистая кредитная позиция — это разница между суммой кредитов, полученных предприятием, и величиной денежных средств. Ликвидный денежный поток тесно связан с понятием финансового левериджа (рычага), характеризующего предел, до которого деятельность предприятия может быть улучшена за счет кредитов банка.

Эффект финансового левериджа (ЭФЛ) вычисляют по формуле:

ЭФЛ= (1 - СНП) * (РА - СПср) * (ЗК / СК),

где СНП — ставка налога на прибыль, доли единицы;

(1 - СНП) — налоговый корректор;

РА — рентабельность активов, %;

СПср — средняя расчетная процентная ставка за кредит, %;

ЗК — заемный капитал по пассиву баланса;

СК — собственный капитал (капитал и резервы);

ЗК/СК — коэффициент задолженности (финансовой зависимости).

При положительном значении ЭФЛ предприятие имеет прибавку к рентабельности собственного капитала (при условии (РА > СП)). При отрицательном значении ЭФЛ (РА < СП) — вычет из рентабельности собственного капитала, т. е. полученный банковский кредит использован неэффективно.

Следовательно, финансовый леверидж — объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в пассиве баланса, позволяющий получить дополнительную чистую прибыль на собственный капитал.

Кроме прямого и косвенного методов определения величины денежных средств существует так называемый метод ликвидного денежного потока (ЛДП), позволяющий оперативно рассчитать денежный поток на предприятии. Он может быть использован для экспресс-диагностики финансового состояния предприятия. Ликвидный денежный поток (или изменение чистой кредитной позиции) является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств, возникающего в случае полного покрытия всех долговых обязательств по заемным средствам. Алгоритм для расчета ликвидного денежного потока представлен ниже:

ЛДП = (ДК1 + КК1 - ДС1) - (ДК0 + КК0 - ДС0),

где ДК1 и ДК0 — долгосрочные кредиты и займы на конец и начало расчетного периода;КК1 и КК0 — краткосрочные кредиты и займы на конец и начало расчетного периода;ДС1 и ДС0 — денежные средства на конец и начало расчетного периода.

Пример

ДК1 = 17 500 тыс. руб.; ДК0 = 22 750 тыс. руб.; КК1 = 29 064 тыс. руб.; КК0 = 24 164 тыс. руб.; ДС1 = 5 320 тыс. руб.; ДС0 = 4 830 тыс. руб.

ЛДП = (17500 + 29064 - 5320) - (22750 + 24164 - 4830) = -840 тыс. руб.

В данном примере предприятие имеет дефицитное сальдо денежного потока на конец месяца в 840 тыс. руб.

По Главной книге можно составить динамические ряды показателей на конец каждого месяца и сделать вывод об уровне его платежеспособности. Указанные расчеты можно делать и по общей массе кредитов, займов и денежных средств, которые поступили в течение расчетного периода.

Отличие показателей ликвидного денежного потока от других параметров ликвидности (абсолютной, текущей и общей) состоит в том, что коэффициенты ликвидности отражают способность предприятия погашать свои обязательства внешним кредиторам.

Ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от обычных видов деятельности предприятия (текущей и инвестиционной), поэтому является более внутренним, выражающим эффективность его работы. Он важен также и для потенциальных инвесторов.

Ликвидный денежный поток не получил широкого распространения в практике работы российских банков, за исключением отдельных, прибегающих к нему при оценке кредитоспособности своих клиентов, т. к. ликвидный денежный поток характеризует их платежеспособность.

Выводы

Более эффективное управление денежными потоками приводит к повышению степени финансовой гибкости, что выражается в следующем:

  1. улучшении оперативного управления денежным оборотом с позиции сбалансированности поступления и расходования денежных средств;
  2. расчете объема продаж и оптимизации затрат за счет больших возможностей маневрирования денежными средствами;
  3. улучшении маневрирования заемными средствами;
  4. снижении расходов на процентные платежи по долговым обязательствам;
  5. повышении ликвидности баланса предприятия;
  6. возможности высвобождения денежных средств для инвестирования в более доходные объекты («зоны роста») при относительно невысоких расходах на обслуживание долга;
  7. реальной возможности получения кредитов для инвестиций от потенциальных зарубежных партнеров.
Источник: Элитариум
Прыг: 058 059 060 061 062 063 064 065 066 067 068
Шарах: 100