СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Государственная поддержка микрофинансирования: принципы и перспективы

Автор: Михаил Мамута, президент НАУМИР

Государственная поддержка микрофинансирования: принципы и перспективы. Взгляд со стороны рынка

Обсуждая вопросы государственной поддержки микрофинансирования, следует, прежде всего, разделить ее на две важные составляющие: поддержка путем создания стимулирующего законодательства (регулирования) и бюджетная поддержка. Первая носит более общий и фундаментальный характер, обеспечивая благоприятные условия для развития рынка в целом. Вторая может помочь быстрому развитию необходимых рыночных механизмов или поддержать тех, кому существующие на рынке ресурсы сегодня недоступны. Однако, любая господдержка может принести системную пользу, только если она отвечает долгосрочным интересам развития рынка, выдержана в единой логике и имеет четкие и понятные индикаторы измерения эффективности.

В этой связи, говоря о существующих сегодня механизмах государственной поддержки микрофинансирования и формируя предложения по их дальнейшему развитию, следует, прежде всего, определить, какой нам видится долгосрочная стратегия микрофинансирования в России.

Принимая во внимание существующую ситуацию на рынке финансово – кредитных услуг, выражающуюся в общей недостаточности ресурсов для финансового обеспечения развития малого бизнеса и борьбы с бедностью, наиболее целесообразным для нашей страны представляется организация двухуровневой системы микрокредитования, включающей в себя на верхнем уровне банки, а на нижнем – небанковские микрофинансовые институты.

Крупнейшие розничные банки, имеющие развитые филиальные сети – в первую очередь, Сберегательный Банк РФ, ВТБ24, Россельхозбанк, планируемый к созданию «Почта-банк» могут сыграть важную роль в быстром увеличении объема микрокредитования.

Согласно мировой практике, для организации программы микрокредитования в банке может быть использовано три подхода:

1. прямого банковского микрокредитования;
2. выделения микрокредитной программы в специально созданную банком дочернюю структуру;
3. «оптового» кредитования банками существующих микрофинансовых организаций.

Первый путь сегодня довольно активно внедряется многими банками, но он имеет ряд ограничений. Во-первых, в его рамках нельзя организовать кредитование предпринимателей, которые живут в небольших городах вне зоны покрытия банковских отделений. Во–вторых, рассматривая нишу микрокредитования в диапазоне от нескольких тысяч до одного миллиона рублей, легко увидеть тяготение банков к верхнему пределу этой суммы, что приводит к среднему размеру микрокредита в банковском секторе около 500 тыс. рублей. Однако, микрокредиты по своей идеологии обязаны достигать и более мелких, социально незащищенных заемщиков, так как им они необходимы даже больше, чем микропредприятиям, уже вставшим на ноги.

Таким образом, аутсорсинг программы на специальную дочернюю микрофинансовую структуру банка позволяет достичь ряда преимуществ:

- реализовать специальный подход к оценке кредитоспособности микропредприятий, что удешевит микрозаймы при сохранении достаточного высокого уровня рентабельности программы;
- создать филиальную сеть МФО, расширяющую филиальную сеть банка, за счет проникновения в районные центры и небольшие населенные пункты.

Это эффективно, поскольку создание отделений МФО существенно дешевле, чем сопоставимых банковских отделений. Осуществление третьего подхода - кредитования банками успешных небанковских микрофинансовых институтов, совершенно необходимо, поскольку даже дочерние МФО крупнейших банков не смогут полностью обеспечить потребности микробизнеса, а также потребителей, проживающих в небольших населенных пунктах.

Так, например, филиальная сеть крупнейшего банка – Сбербанка России включает в себя около 21 тысячи точек обслуживания, в то время как в России насчитывается более 140 000 малых населенных пунктов с числом жителей от 100 человек и выше, в которых социально – экономическая обстановка, как правило, наиболее сложная. Как следствие, основными финансовыми учреждениями в малых населенных пунктах часто могут являться исключительно небанковские микрофинансовые институты.

Исходя из проведенного нами анализа рынка спроса и предложения, для удовлетворения текущих финансовых потребностей в микрокредитах субъектов предпринимательства на территории страны требуется примерно 200 миллиардов рублей (это позволит кредитовать ежегодно 1 000 000 субъектов микробизнеса при средней сумме микрокредита в 200 000 рублей). Для кредитования начинающих предпринимателей (start – up) из числа безработных и других незащищенных социальных групп населения, понадобится до 30 миллиардов рублей в год, что обеспечит финансированием еще 200 000 начинающих предпринимателей. Понятно, что обеспечить такие потребности, да еще в условиях заметных территориальных диспропорций, может только сильная и диверсифицированная система микрофинансирования, включающая в себя различные финансовые институты.

Какими же могут быть составляющие небанковского микрофинансового рынка? В мире известно несколько основных форм организации микрофинансовой деятельности. Появившись в секторе некоммерческих организаций, она постепенно распространилась на кооперативную финансовую систему, коммерческий сектор и банки. При этом, максимальной эффективности микрофинансовых программ можно достичь в случае опоры на несколько несвязанных видов МФИ. Почему? Рассмотрим на примере.

Так, один из главных видов МФИ - кредитный кооператив – это членская организация, основой функционирования которой являются сбережения населения (членов кооператива) и коллективное самоуправление. Модель замечательная, однако, при всей своей эффективности, она является непривлекательной для частных инвесторов, поскольку не позволяет им управлять вложенными инвестициями пропорционально их объему. Для последних более разумной является форма коммерческой микрофинансовой организации (хозяйственного общества). В то же время, для выполнения ряда специальных задач, связанных с закрытием «провалов рынка», то есть предоставлением финансирования наиболее рисковым категориям заемщиков, не отвечающих требованиям и возможностям частных организаций, могут организовываться специальные НКО, созданные в том числе при участии государства (например, фонды поддержки малого предпринимательства).

Таким образом, описав структуру рынка, которую мы считаем оптимальной для России, можно теперь перейти к обсуждению основных параметров его государственной поддержки.


Совершенствование нормативно–правового регулирования микрофинансовой деятельности и методов финансового надзора

Для обеспечения устойчивого долгосрочного развития рынка, снижения рисков и притока частных и институциональных инвестиций в сектор микрофинансирования, необходимо обеспечить скорейшее приятие закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Закон определит параметры микрофинансовой деятельности, виды организаций для включения в государственный реестр МФО, их права и обязанности, а также даст возможность разработать особые налоговые режимы для МФО и реализовать иные меры поддержки со стороны государства, повышающих привлекательность микрофинансирования для частных инвесторов, государственных и благотворительных программ. С другой стороны, законом планируется установить требования по защите прав потребителей микрофинансовых услуг, в том числе и норму о раскрытии МФО информации об эффективной процентной ставки по микрозайму.

Международный опыт показывает важность регулирования микрофинансовой деятельности обособленно от классической кредитной деятельности, в том числе с учетом особенностей формирования резервов на возможные потери по микрозаймам. Так, например, широко известный в мире Грамин–банк (Бангладеш) в рамках действующего регулирования формирует резервы на возможные потери по ссудам только по одному критерию – качеству обслуживания долга.

Обобщая существующий опыт, можно сделать вывод, что для финансовой устойчивости и самоокупаемости микрофинансовых программ с достижением больших показателей территориального проникновения и охвата, снижение издержек, связанных с регулированием и надзором, является одним из основных факторов успеха. Выдача микрокредитов и работа в небольших населенных пунктах сама по себе является достаточно затратной. Высокие издержки надзора могут сделать ее полностью нерентабельной. Таким образом, мы приходим здесь к одному из фундаментальных вопросов регулирования микрофинансовой деятельности: как обеспечить приемлемый баланс между необходимостью контроля рисков и снижением издержек надзора?

Для ответа на него важно понимать, что внешний надзор имеет своей целью не предотвращение кредитного риска как такового, а предотвращение его возможных негативных последствий – в первую очередь, риска утраты привлеченных средств физических лиц в ходе активных операций финансовой организации .

Это означает, в частности, следующий практический вывод: если МФИ не привлекает средства неограниченного круга физических лиц, необходимость в пруденциальном надзоре за его деятельностью отсутствует, достаточно мониторинга результатов. По мере роста возможностей МФИ по привлечению средств сторонних физических лиц и количества допустимых активных операций по их использованию, должны пропорционально увеличиваться и требования надзора. В зависимости от масштаба рынка и уровня рисков, контроль над их соблюдением со стороны государства может быть как прямым, так и делегированным, через саморегулируемые организации участников рынка.


Вторая составляющая – меры бюджетной поддержки микрофинансирования и их эволюционное развитие

Начиная с 2009 года, Минэкономразвития РФ выделяет ресурсы на развитие микрофинансирования, как одного из антикризисных приоритетов поддержки малого предпринимательства. Это большое достижение. Так, в прошлом году на капитализацию региональных фондов микрофинансирования было выделено около 2 миллиардов рублей, что позволило организовать их работу более чем в 40 регионах РФ. В этом году планируется довести объем ресурсов таких фондов до 5-6 млрд. рублей, а количество регионов – не менее, чем до 60.

Говоря о следующих мерах, необходимых для обеспечения устойчивого развития рынка, можно прийти к выводу о целесообразности реализации специальной программы, направленной на системное развитие всего микрофинансового сектора. Если есть программы поддержки банковского сектора, которому в достаточно больших объемах предоставляются различные бюджетные ресурсы, то почему бы не быть аналогичным программам развития сектора микрофинансирования? Это бы означало, с одной стороны, признание самостоятельной ценности и значимости институтов микрофинансирования, с другой – реальную поддержку тех высоких ожиданий, которые связываются с возможностями этого социально ориентированного сегмента финансово – кредитного рынка.

Параметры такой программы еще только предстоит обсудить, но очевидно, что ее мероприятия должны быть направлены в первую очередь на развитие инфраструктуры рынка, необходимость формирования которой следует из федерального законодательства (имея в виду, например, СРО кредитных кооперативов, общества взаимного страхования, кооперативы 2го уровня, аудиторскую, учебную, рейтинговую инфраструктуру).

Примечания:

1. Мы пренебрегаем здесь таким риском, ка 1. к угроза, создаваемые возможным дефолтом микрофинансовых институтов для стабильности всей финансово–кредитной системы, поскольку их совокупный вес по отношению к универсальным банкам не превышает 3-7% даже в странах с сильно развитыми микрофинансовыми программами, глубоким уровнем территориального проникновения и клиентского охвата.
2. В данном случае – не участвующих в управлении МФИ.
3. Следует отметить, что именно такая модель регулирования была реализована в законе «О кредитной кооперации», разработанном Минэкономразвития РФ совместно с Минфином, НАУМИР и отраслевыми ассоциациями кредитных кооперативов, и вступившим в силу 4 августа 2009 года. Тот же принцип положен в основу надзорных норм законопроекта «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Как ИП подтвердить размер своих доходов?

Вмененка Автор: Николаева К.С., Эксперт журнала «Вменёнка»


Кредит, ипотека или загранкомандировка: как ИП подтвердить размер своих доходов?

Нередко у коммерсантов — плательщиков ЕНВД возникает необходимость подтвердить размер своего дохода. Например, при получении кредита в банке или оформлении ипотеки, при выезде за границу или расчете компенсационного вознаграждения за исполнение обязанностей присяжного заседателя в суде. Финансовое ведомство предложило выход из ситуации.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430. Но данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по НДФЛ. А как известно, доходы, полученные ИП в рамках «вмененной» деятельности, не облагаются этим налогом. Поэтому правила учета доходов, установленные указанным выше документом, не распространяются на доходы ИП от осуществления видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.

Других специальных регистров для учета вмененных доходов коммерсантов законодательством не предусмотрено. То есть ИП, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе вообще не вести учет своих доходов и расходов. При этом предприниматели обязаны отчитываться по единому налогу на вмененный доход. Не удивительно, что у многих ИП возникает соблазн определять величину своего дохода на основании налоговой декларации по ЕНВД. Однако заметим, что с таким подходом не согласен Минфин России.

С подобной ситуацией мы уже сталкивались, когда рассматривали возможность определения величины доходов для расчета алиментов. Отвечая на наш запрос, финансовое ведомство в письме от 14.10.2008 № 03-11-04/3/461 разъяснило, что данный способ определения дохода установлен только для целей исчисления и уплаты суммы единого налога и не может применяться при расчете суммы алиментов (см. статью «Уплата алиментов предпринимателями, применяющими "вмененку"» // Вменёнка, 2008, № 12). Мнение Минфина России основывается на том, что для исчисления и уплаты ЕНВД коммерсант использует вмененный, то есть потенциально возможный, а не фактический доход. В статье 346.29 НК РФ установлено, что вмененный доход определяется расчетным путем исходя из размеров базовой доходности, физических показателей, а также коэффициентов К. и К2.

Между тем в письме от 19.04.2010 № 03-11-11/106 Минфин России уточнил, что в целях, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т. п.).


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методы учета фактора времени в финансовых операциях

Автор: Mocквин В.А.

Автор: Виктор Андреевич Mocквин, доктор экономических наук, профессор Государственного университета управления и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Государственного научного центра РФ «НАМИ».

В финансовом менеджменте учет фактора времени осуществляется с помощью методов наращения и дисконтирования, в основу которых положена техника процентных вычислений. Сущностью этих методов является приведение денежных сумм, относящихся к различным временном периодам, к требуемому моменту времени в настоящем или будущем. Рассмотрим методы вычислений наращения по простым процентам, дисконтирования по простым процентам, дисконтирования по учетной ставке, а также эффективной процентной ставки и дисконтирования по сложным процентам.

В финансовом менеджменте учет фактора времени осуществляется с помощью методов наращения и дисконтирования, в основу которых положена техника процентных вычислений.

Сущностью этих методов является приведение денежных сумм, относящихся к различным временном периодам, к требуемому моменту времени в настоящем или будущем. При этом в качестве нормы приведения используется процентная ставка (interest rate — r).

В узком смысле процентная ставка представляет собой цену, уплачиваемую за использование заемных денежных средств. Однако в финансовом менеджменте она трактуется более широко.

Процентная ставка здесь также выступает:

  • в качестве измерителя уровня (нормы) доходности производимых операций, исчисляемого как отношение полученной прибыли к величине вложенных средств и выражаемого в долях единицы либо в процентах;
  • в качестве альтернативной стоимости (издержек) капитала. Под наращением понимают процесс увеличения первоначальной суммы в результате начисления процентов.

Экономический смысл метода наращения состоит в определении величины, которая будет или может быть получена из некоторой первоначальной (текущей) суммы в результате проведения операции. Другими словами, метод наращения позволяет определить будущую величину (future value — FV) текущей суммы (present value — PV) через некоторый промежуток времени n, исходя из заданной процентной ставки r. Используемую при этом ставку r иногда называют ставкой роста.

Дисконтирование представляет собой процесс нахождения денежной величины на заданный момент времени по ее известному или предполагаемому значению в будущем.

В экономическом смысле величина PV, найденная в процессе дисконтирования, показывает современное (с позиции текущего момента времени) значение будущей величины FV.

Нетрудно заметить, что дисконтирование, по сути, является зеркальным отражением наращения. Используемую при этом процентную ставку r называют нормой дисконта.

Следует отметить, что в зависимости от условий проведения финансовых операций как наращение, так и дисконтирование могут осуществляться с применением простых, сложных либо непрерывных процентов.

Простые проценты

Как правило, простые проценты используются в краткосрочных финансовых операциях, срок проведения которых меньше или равен году.

Базой для исчисления процентов за каждый период в этом случае является первоначальная (исходная) сумма сделки.

Наращение по простым процентам. В общем случае наращение по годовой ставке простых процентов вычисляют по формуле

FV = PV (1 + r * n)

где FV— будущая стоимость (величина); PV — современная величина; n — число периодов (лет); r — процентная ставка.

На практике продолжительность краткосрочной операции обычно меньше года. В этом случае срок проведения операции корректируется следующим образом:

n = t / B

где t — число дней проведения операции; В — временная база (число дней в году: 360, 365 или 366).

С учетом корректировки срока операции ее будущую стоимость можно определить как

FV = PV (1 + r * [t /B]).

Обычно при определении продолжительности операции даты ее начала и окончания считаются за один день.

В процессе проведения анализа в качестве временной базы часто удобно использовать условный, или финансовый, год, состоящий из 360 дней (12 месяцев по 30 дней). Исчисляемые по такой базе проценты называют обыкновенными, или коммерческими.

Точные проценты получают при базе, равной фактическому числу дней в году, т. е. при В = 365 или 366.

Пример. Покупатель предоставил коммерческий кредит под гарантию оплаты продукции на сумму 10 000 ед. через 30 дней. Ставка по кредиту определена в размере 30% годовых. Какова будет сумма оплаты по контракту?

Вычислим ее:

а) с использованием обыкновенных процентов

FV = 10 000 * (1 + 0,30 * (30 / 360)) = 10 250 ед.;

б) с использованием точных процентов

FV= 10 000 * (1 + 0,30 * (30 / 365)) = 10 246,5 8 ед.

В свою очередь, срок продолжительности операции также может быть приблизительным (когда месяц принимается равным 30 дням) или точным (фактическое число дней в каждом месяце).

Таким образом, в зависимости от параметров t и В возможны следующие варианты начислений процентов:

  • 365/365 — точное число дней проведения операции и фактическое число дней в году;
  • 365/360 — точное число дней проведения операции и финансовый год (12 месяцев по 30 дней);
  • 360/360 — приближенное число дней проведения операции (месяц принимается равным 30 дням) и финансовый год (12 месяцев по 30 дней).

Обыкновенные проценты (360/360) более удобно использовать в аналитических расчетах. Этим объясняется популярность их применения на практике в большинстве развитых стран, включая США и государства Европы.

В России в основном применяются точные проценты (365/365). В частности, они используются в официальных методиках Центрального банка РФ и Минфина России для расчета доходности по краткосрочным государственным обязательствам.

Дисконтирование по простым процентам. В зависимости от вида процентной ставки при анализе краткосрочных финансовых операций применяют два метода дисконтирования — математическое и коммерческое (так называемый банковский учет). В первом случае в качестве нормы приведения используют ставку r, применяемую при наращении. Во втором случае в роли нормы приведения выступает учетная ставка, для обозначения которой в дальнейшем будет использоваться символ d.

Математическое дисконтирование представляет собой задачу, обратную наращению, и сводится к определению величины PV по известным значениям величин FV, r, n. С учетом принятых обозначений формула дисконтирования по ставке r будет иметь следующий вид:

PV = FV / (1 + r * n) = FV / (1 + r * [t / B])

Разность FV - P V называют дисконтом, или скидкой, а используемую норму приведения rдекурсивной ставкой процентов.

Банковский, или коммерческий, учет

Этот метод дисконтирования применяется в основном при банковском учете векселей. Суть его заключается в том, что проценты начисляются на сумму, подлежащую уплате в конце срока операции. При этом применяется учетная ставка d. Формула дисконтирования по учетной ставке имеет следующий вид:

PV = FV * (1 - d * n) = FV * (1 - d * [t / B])

При дисконтировании по учетной ставке чаще всего используют временную базу 360/360 или 360/365. Используемую при этом норму приведения d называют антисипативной ставкой процентов.

Пример. Простой вексель на сумму 100 000 ед. с оплатой через 90 дней учитывается в банке немедленно после получения. Учетная ставка банка 15%. Определить сумму, полученную владельцем векселя.

PV = 100 000 (1 - 0,15 * 90 / 360) = 96 250 ед.

Соответственно, банк удержал в свою пользу 100 000 - 96 250 = 3 750 ед.

При неизменном значении ставки d чем раньше производится учет векселя, тем больше будет величина дисконта в пользу банка и тем меньшую сумму получит владелец.

Применение двух рассмотренных методов дисконтирования к одной и той же сумме приводит к разным результатам, даже при r = d. Учетная ставка d дает более быстрое снижение исходной суммы, чем обычная ставка r.

Сложные проценты

Сложные проценты широко применяются в финансовых операциях, срок проведения которых превышает один год. Вместе с тем они могут использоваться и в краткосрочных финансовых операциях, если это предусмотрено условиями сделки либо вызвано объективной необходимостью (например, высоким уровнем инфляции, риска и т. д.). При этом база для исчисления процентов за период включает в себя как исходную сумму сделки, так и сумму уже накопленных к этому времени процентов.

Общее соотношение для определения будущей величины имеет вид

FV n= PV ( 1 + r )n

Нетрудно заметить, что величина FV существенно зависит от значений r и n. Например, будущая величина суммы всего в 1,00 ед. при годовой ставке 15% через 100 лет составит 1 174 313,45 ед.

На практике, в зависимости от условий финансовой сделки, проценты могут начисляться несколько раз в году, например, ежемесячно, ежеквартально и т. д. В этом случае соотношение для исчисления будущей стоимости будет иметь следующий вид:

FVn = P V (1 + r / m) m

где m — число периодов начисления в году.

Часто возникает необходимость сравнения условий финансовых операций, предусматривающих различные периоды начисления процентов. В этом случае осуществляют приведение соответствующих процентных ставок к их годовому эквиваленту по формуле

EPR = (1 + r / m) m -1

Полученную при этом величину называют эффективной процентной ставкой (effective percentage rate — EPR), или ставкой сравнения.

Пример. На 4-летний депозит в 10 000,00 ед. производится ежеквартальное начисление сложных процентов по ставке 2,5%, т. е. из расчета 10% годовых. Будет ли эквивалентной инвестицией депозит в 10 000,00 ед., вложенный на тот же срок под 10%, начисляемых один раз в год?

Рассчитаем эффективную ставку для обеих операций:

  • ежеквартально EPR = (1 + 0,1/4)4 - 1 = (1 + 0,025)4 - 1 = 0,103813 ед.,
  • ежегодно EPR = (1 + 0,1 / 1 ) 1- 1 = 0,10 ед.

Таким образом, условия помещения суммы в 10 000,00 ед. на депозит сроком на 4 года под 2,5%, начисляемых ежеквартально, будут эквивалентными годовой ставке, равной 10,3813%. Следовательно, первая операция более выгодна для инвестора.

Дисконтирование по сложным процентам. Формулу для определения современной величины по сложным процентам можно легко вывести формулы сложных процентов делением его обеих частей на величину (1 + r) n. Выполнив соответствующие математические преобразования, получим

PVn = FVn / (1 + r)n

Пример. Выплаченная по 3-летнему депозиту сумма составила величину 100 ед. Определить первоначальную величину вклада, если ставка по депозиту равна 8% годовых. Аналитическое решение задачи будет иметь следующий вид

PV = 100,00 / (1 + 0,08)3 = 79,38 ед.

Если начисление процентов осуществляется m раз в году, соотношение будет иметь вид

PV n, m = FVn (1 + r / m)mn

Методы наращения и дисконтирования играют важную роль в финансовом менеджменте, так как являются инструментарием для оценки потоков платежей.

Источник: Элитариум

Прыг: 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
Скок: 040 050 060 070 080 090 100 110 120 130 140
Шарах: 100