СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Управление привлечением банковского кредита

Автор: Игopь Aлександрович Блaнк, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства Kиeвского торгово-экономического университета.

Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности заемных финансовых средств. При необходимости их выделяют в самостоятельный вид финансового управления. В процессе оценки условий банковского кредитования используется специальный показатель — «грант-элемент», позволяющий сравнивать стоимость привлечения финансового кредита. Расчет этого показателя осуществляется следующим образом.

В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала).

Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и методы привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансового управления. Такое управление осуществляется по следующим основным этапам.

Этапы управления привлечением банковского кредита

  1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита.
  2. Оценка собственной кредитоспособности.
  3. Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита.
  4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредита.
  5. «Выравнивание» кредитных условий в процессе заключения кредитного договора.
  6. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита.
  7. Организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита.
  8. Обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам.

1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. Так как различные виды банковского кредита в полной мере могут удовлетворить весь спектр потребностей предприятия в заемных средствах (в этом проявляется универсальность банковского кредита), цели его использования вытекают из общих целей привлечения заемного капитала.

2. Оценка собственной кредитоспособности. Разрабатываемая предприятием политика привлечения банковского кредита должна корреспондировать по основным своим параметрам с соответствующими параметрами кредитной политики банков. Для того, чтобы предприятие могло определить базу переговоров с банками об условиях кредитования, оно должно предварительно оценить уровень своей кредитоспособности.

В современной банковской практике оценка уровня кредитоспособности заемщиков при дифференциации условий их кредитования исходит из двух основных критериев:

  • уровня финансового состояния предприятия;
  • характера погашения предприятием ранее полученных им кредитов — как процентов по ним, так и основного долга.

Уровень финансового состояния предприятия оценивается системой финансовых коэффициентов, среди которых основное внимание уделяется коэффициентам платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности.

С этих позиций предприятие должно оценивать уровень своей кредитоспособности при необходимости получения кредита в банках.

Результаты оценки кредитоспособности получают свое отражение в присвоении заемщику соответствующего кредитного рейтинга (группы кредитного риска), в соответствии с которым дифференцируются условия кредитования. Уровень этого кредитного рейтинга предприятие может предварительно определить самостоятельно, руководствуясь соответствующими методами его оценки коммерческими банками.

3. Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита. Этот выбор определяется в основном следующими условиями:

  • целями использования кредита;
  • периодом намечаемого использования заемных средств;
  • определенностью сроков начала и окончания использования привлекаемых средств;
  • возможностями обеспечения привлекаемого кредита.

В соответствии с установленным перечнем видов привлекаемого кредита предприятие проводит изучение и оценку коммерческих банков, которые могут предоставить ему эти виды кредитов. Оценка таких банков проводится лишь по привлекательности их кредитной политики; рейтинг банка, рассчитанный по другим показателям его деятельности, в данном случае не является определяющим и может служить лишь вспомогательным ориентиром при его оценке.

4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов. Этот этап формирования политики привлечения банковских кредитов является наиболее трудоемким и ответственным в силу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов.

Состав основных кредитных условий, подлежащих изучению и оценке в процессе привлечения банковского кредита:

  • валюта кредита
  • уровень кредитной ставки
  • форма кредитной ставки
  • вид кредитной ставки
  • условия выплаты процента
  • условия погашения (амортизации)основного долга
  • формы обеспечения кредита
  • предельный размер кредита
  • предельный срок кредита

Основными условиями, повышающими стоимость банковского кредита и снижающими реальный размер используемых предприятием кредитных средств, являются:

  • применение в расчетах кредитного процента учетной (дисконтной) ставки;
  • авансовый платеж суммы процента по кредиту;
  • частичная амортизация суммы основного долга на протяжении кредитного периода;
  • хранение определенной суммы привлеченных кредитных средств в форме компенсационного остатка денежных активов.

Эти неблагоприятные для предприятия условия банковского кредитования должны быть компенсированы ему путем снижения уровня используемой кредитной ставки по сравнению со среднерыночным ее уровнем (по аналогичным видам кредитов).

В этих целях в процессе оценки условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов используется специальный показатель — «грант-элемент», позволяющий сравнивать стоимость привлечения финансового кредита на условиях отдельных коммерческих банков со средними условиями на финансовом рынке (соответственно на рынке денег или рынке капитала в зависимости от продолжительности кредитного периода). Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

ГЭ = 100 - {t=1n [(ПР + ОД) / (БК * (1 + i)n]} * 100

где ГЭ — показатель грант-элемента, характеризующий размер отклонений стоимости конкретного финансового кредита на условиях, предложенных коммерческим банком, от среднерыночной стоимости аналогичных кредитных инструментов, в процентах; ПР — сумма уплачиваемого процента в конкретном интервале(n) кредитного периода; ОД — сумма амортизируемого основного долга в конкретном интервале (n) кредитного периода; БК — общая сумма банковского кредита, привлекаемого предприятием; i — средняя ставка процента за кредит, сложившаяся на финансовом рынке по аналогичным кредитным инструментам, выраженная десятичной дробью; n — конкретный интервал кредитного периода, по которому осуществляется платеж средств коммерческому банку; t — общая продолжительность кредитного периода, выраженная числом входящих в него интервалов.

Так как грант-элемент сравнивает отклонение стоимости привлечения конкретного кредита от среднерыночной (выраженное в процентах к сумме кредита), его значения могут характеризоваться как положительной, так и отрицательной величинами. Ранжируя значения грант-элемента можно оценить уровень эффективности условий привлечения предприятием финансового кредита в соответствии с предложениями отдельных коммерческих банков.

Пример

В соответствии с предложениями коммерческих банков кредит сроком на три года может быть предоставлен предприятию на следующих условиях:

  • Вариант «А»: уровень годовой кредитной ставки — 18%; процент за кредит выплачивается авансом; погашение основной суммы долга — в конце кредитного периода;
  • Вариант «Б»: уровень годовой кредитной ставки — 16%; процент за кредит выплачивается в конце каждого года; основной долг амортизируется равномерно (по одной трети его суммы) в конце каждого года;
  • Вариант «В»: уровень годовой кредитной ставки — 20%; процент за кредит выплачивается в конце каждого года; погашение основной суммы долга — в конце кредитного периода;
  • Вариант «Г»: уровень годовой кредитной ставки устанавливается дифференцированно — на первый год — 16%; на второй год — 19%; на третий год — 22%; процент за кредит выплачивается в конце каждого года; погашение основной суммы долга — в конце кредитного периода.

Предприятию необходимо привлечь кредит в сумме 100 тыс. долл. Среднерыночная ставка процента за кредит по аналогичным кредитным инструментам составляет 20% в год.

Исходя из приведенных данных рассчитаем грант-элемент по каждому из вариантов.

  • Вариант «А»: ГЭ = 100 - [54 / (100 * (1 + 0,2)1+ 100 / (100 * (1 + 0,2)3] * 100 = -3%
  • Вариант «Б»: 100 - [(16 + 33) / (100 * (1 + 0,2)1+ (16 + 33) / (100 * (1 + 0,2)2+ (16 + 34) / (100 * (1 + 0,2)3] * 100 = -4%
  • Вариант «В»: 100 - [20 / (100 * (1 + 0,2)1+ 20 / (100 * (1 + 0,2)2+ (20 + 100) / (100 * (1 + 0,2)3]* 100 = 0
  • Вариант «Г»: 100 - [16 / (100 * (1 + 0,2)1+ 19 / (100 * (1 + 0,2)2+ (22 + 100) / (100 * (1 + 0,2)3]* 100 = +3%

Результаты проведенных расчетов позволяют ранжировать значения грант-элемента по степени снижения эффективности условий кредитования для предприятия:

Ранговое место Значение грант-элемента Оценка условий кредитования
1 место — Вариант «Г» +3% Условия кредитования лучше среднерыночных
2 место — вариант «В» 0 Условия кредитования соответствуют среднерыночным
вместо — вариант «А» -3% Условия кредитования хуже среднерыночных
4 место — вариант «Б» -4% Наихудшие условия кредитования

5. «Выравнивание» кредитных условий в процессе заключения кредитного договора. Термин «выравнивание» характеризует процессп риведения условий конкретного кредитного договора в соответствие со средними условиями покупки-продажи кредитных инструментов на финансовом рынке. «Выравнивание» кредитных условий осуществляется в процессе переговоров с представителями конкретных коммерческих банков при подготовке проекта кредитного договора. В качестве основного критерия при проведении процесса «выравнивания» кредитных условий используются показатель «грант-элемент» и эффективная ставка процента на кредитном рынке.

6. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. Так как банковский кредит представляет в современных условиях один из наиболее дорогих видов привлекаемого заемного капитала, обеспечению условий эффективного его использования на предприятии должно уделяться первостепенное внимание. Критерием такой эффективности выступают следующие условия:

  • уровень кредитной ставки по краткосрочному банковскому кредиту должен быть ниже уровня рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых он привлекается;
  • уровень кредитной ставки по долгосрочному банковскому кредиту должен быть ниже коэффициента рентабельности активов, иначе эффект финансового левериджа будет иметь отрицательное значение.

7. Организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита. Текущее обслуживание банковского кредита заключается в своевременной уплате процентов по нему в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров. Эти платежи включаются в разрабатываемый предприятием платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности.

8. Обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам. Способы амортизации суммы основного долга зависят от предусмотренных кредитным договором условий его погашения. По требованиям этого договора (или по инициативе заемщика) на предприятиях может заблаговременно создаваться специальный фонд погашения кредита, платежи в который осуществляются по разработанному графику. На средства этого фонда, хранимые в коммерческом банке, начисляется депозитный процент.

Источник: Elitarium.ru

СТАТЬИ >> ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, HR

Критика ипотечного стимулирования

Автор: Чищеня Андрей Валерьевич

Критика ипотеки как массового инструмента стимулирования спроса в развитии информационной экономики.

Аннотация

В статье обосновывается тезис, согласно которому осуществление высоких затрат по ипотеке в самый активный период жизни человека, влияет на отсутствие дополнительных ресурсов в его развитии и следовательно ограниченность потенциала его развития в будущем.

В стоимостном выражении это проявляется в разнице конечной стоимости в конце расчетного периода, которая образуется в следствии недополучения доходов от инвестирования свободных средств (из числа финансовых накоплений) в высокорентабельные активы, которыми в данном случае признаются вложение в образование и индивидуальное развитие.

Исследование доказывает тот факт, что ипотечное кредитование как инструмент стимулирования экономики на краткосрочном отрезке выступает фактором сдерживающим долгосрочное развитие экономического потенциала.

В качестве решения жилищной проблемы развитые государства делают серьезную ставку на институте временной аренды социального жилья. Подобная поддержка молодого поколения даст результаты в сфере усиления гражданской активности, профессиональной мобильности и качественного развития молодежи.

Развитие человеческого потенциала в информационной экономике

В 2000-е годы произошел существенный рывок в накоплении социального и культурного капитала человечества. Преодоление порога социальной плотности позволило говорить о возникновении информационной экономики, при которой развитие информационно-коммуникационных технологий позволило проявиться информации как самостоятельному фактору производства.

Тенденция неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную среду выдвигает в качестве основного производственного актива знания и способности человека. Повышенное внимание процессу развития индивидуальных качественных характеристик человека становится наиболее заметным явлением современного мира.

В процессе вытеснения человека как элемента из производственной системы происходит одновременный перенос производственных функций человека на общественную организацию. Появляются новые организационные схемы, которые создают комбинированный поток труда-знаний на предприятии и совместно участвуют в создании прибавочной стоимости.

В этой связи большое значение для развития экономики и общества приобретает состояние систем образования и здравоохранения. Значимость последних двух подтверждается их ролью в расчете индекса для межстранового сравнения уровня развития человеческого потенциала.

Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП) ежегодно рассчитывается специалистами ООН для обобщения данных об уровне развития человеческих ресурсов на основе измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. По этому показателю Россия сегодня занимает 65 место в списке из 169 стран с показателем 0,719. Россия входит в регион - Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия - 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан.

Расположение стран по рейтингу ИРЧП
Рис. 1. Расположение стран по рейтингу ИРЧП, регион Восточная Европа

Из стран бывшего СССР, Россию опережают Эстония 0,812 (34 место в мире), Литва 0,783, Латвия 0,769 и Белоруссия 0,732. Главным образом это связано с относительным уровнем доступности образования и уровнем здоровья, хотя по экономическим показателям Россия опережает Литву и Латвию.

Из трех факторов, на которых построен расчет индекса только уровень ВНП на душу населения является чисто экономическим показателем. Уровень развития здравоохранения и образования показывает степень развития социальных институтов в обществе и позволяет анализировать их текущее состояние, применяя комплексный социально-экономический инструментарий. Отдельное значение приобретает анализ влияния существующих институтов общества на жизнь человека.

Частное потребление как фактор развития человеческого потенциала с позиции жизненного цикла

Для выявления закономерностей в развитии человеческого потенциала необходимо обратиться к анализу экономических процессов на протяжении жизненного цикла человека.

Современная неоклассическая школа исследует жизненный цикл в концепциях «функции потребления и временного дохода» (Friedman 1957), жизненный цикл зарабатывания (Weiss 1986), человеческий капитал (Becker 1964, Schultz 1963).

Наиболее общее описание концепции теорий жизненных циклов опирается на гипотезу, согласно которой основные инвестиции человек совершает в возрасте 25-44 лет (время посева), и потребляет результаты, выраженные в размере человеческого капитала в 45-64 года.

По стандартной схеме экономически активную жизнь индивида можно разделить на три крупных периода: молодость, зрелость и старость.

В молодости доходы потребителей низкие и они вынуждены заимствовать, чтобы поддерживать потребление на относительно высоком уровне, который соответствует их ожидаемому потоку доходов в будущем.

В зрелости потребители работают и получают высокий доход, из которого они покрывают взятые в молодости займы и сберегают деньги для старости.

В старости они уходят на пенсию и проедают сделанные сбережения:

Доход, потребление и сбережение в течение жизни
Рис. 2. Доход, потребление и сбережение в течение жизни.

Вертикальный наклон кривой потребления в течении жизненного цикла определяется возрастанием потребностей человека с возрастом. Характер потребляемых благ описывается фундаментальным экономическим законом возрастающих потребностей. По мере социально-экономического развития потребности людей возрастают и характеризуются большим качественным разнообразием.

К числу факторов, определяющих спрос индивида на рынке благ, относятся:

1) доход от участия в производстве;

2) налоги и трансфертные платежи;

3) размер имущества;

4) доход с имущества.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами.

В соответствии с тенденцией перекачивания ресурсов в информационные отрасли экономики все более насущной является потребность в информации, возникающая как у отдельных индивидов, так и у организаций. Различные формы воплощения информации и знаний выступают как в качестве самостоятельных благ, так и в форме способов наиболее эффективного удовлетворения потребностей человека и организаций.

В условиях преобладания нематериальных активов в составе человеческого потенциала особую роль в течении жизненного цикла человека приобретает развитие и накопление знаний и навыков, как основы долгосрочного успешного социально-экономического развития. Поэтому в ситуации развитой информационной экономики в качестве частных инвестиций все чаще выступают затраты на образование, повышение квалификации и переквалификацию.

В организационной системе предприятия этот же эффект проявляется стиранием грани между функциональной и образовательной единицей. Обретают смысл такие понятия как проектный поход, корпоративный университет, субподряд (фриланс), непрерывное образование, растет роль неформальных видов активности, таких как хобби, корпоративные тренинги, корпоративная культура, внутрикорпоративная сетевая коммуникация.

Направление частных инвестиций и развитие экономики страны

Динамичный характер изменений в информационном укладе экономики кроме прочего касается направления вложения инвестиционных ресурсов. Венчурная практика инвестирования подтверждает, что повышенную рентабельность имеют активы, содержащие высокий уровень нематериального фактора.

В применении к человеку этот эффект выражается в информационном насыщении, повышении квалификации через длительность образовательного процесса. Целью подобного информационного насыщения становится не столько повышение личного дохода, сколько иное качество и социально-экономическое положение индивида. Отсюда потенциал увеличения его благосостояния приобретает долгосрочную основу.

Учитывая особенности новой экономической реальности, социально-экономическая политика должна быть направлена не на стимулирование ипотечной программы и сбыту массовой застройки, а на развитие индивидуальных образовательных инвестиций и индивидуальных вложений в нематериальные активы. Данная программа имеет целью создание долгосрочной базы для экономического развития страны в информационном укладе.

В поддержании информационной модели развития экономики значительную роль сыграет решение жилищного вопроса в крупных городах созданием системы социального жилищного найма и развитием института аренды жилья.

В России доля частного жилищного фонда намного больше, чем спрос на арендное жилье, подтверждается результатами проведенных российскими учеными социологических исследований. Они показали, что Москва и большинство крупных городов крайне нуждаются в структуризации рынка аренды жилья и удешевлении стоимости аренды. Несмотря на существующие проблемы, по данным проведенного исследования, около трети населения столицы в настоящее время предпочитает арендовать жилье.

Меры по поддержке арендных институтов принесут значительный эффект в развитии отраслей образования, науки, сферы профессиональных услуг. По своей доходности данные направления значительно превышают рентабельность строительной отрасли. И потенциально они создают долгосрочный, устойчивый потенциал развития общества.

Модели стимулирования потребления и экономический рост в современной России

Российская экономическая политика руководствуется традиционными неоклассическими постулатами, согласно которым возможно ускорение темпов экономического роста через стратегию «накачивания спроса». Стимулирование совокупного спроса, приводит к снижению безработицы и росту реального выпуска продукции. Для предотвращения возникновения инфляции прямые стимуляции спроса заменены внедрением инструментов стимулирующих потребление.

Одним из важнейших подобных механизмов возникновение и развитие, которого возможно только при высоком уровне развития институтов финансового рынка является ипотечное кредитование.

Направленная на решение жилищного вопроса ипотека позволяет оказывать масштабное влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе.

Решение жилищного вопроса острой проблемой стоит в любом высоко урбанизированном обществе. В данной проблеме соприкасаются культурные, социальные и экономические факторы хронологической последовательности поколений. В этом контексте новый зрелый член общества выявляет степень своего участия в общественных процессах, точку зрения на перспективы развития общественной формации в целом. Приобретение собственного жилья для горожан в возрасте до 40 лет традиционно является основной проблемой и наиболее капиталоемкой инвестицией в жизни.

Власти всех стран уделяют большое внимание в попытке решать проблемы благоустройства своих граждан. В большинстве западных экономик при должном уровне развития финансовых рынков активно развивается ипотека.

Однако отношение граждан – горожан к приобретению жилья в собственность не во всех странах одинаковое.

Статические данные на графике отражают уровень владения жильем среди различных по экономическому развитию стран мира.

уровень владения жильем

Наиболее низкая доля собственников жилья (выделено желтым) проживает в развитых европейских странах: Франция – 56%, Нидерланды – 55%, Германия - 45%, Швеция – 46%. Значительную долю там составляет арендный сектор.

Арендная модель развития городских агломераций сопровождается в развитых странах высокой долей жилья с высокими качественными характеристиками, со средним количеством комнат от 3 до 6 и большой средней площадью на одного жильца – до 74 кв.м. в Норвегии.

В России и странах постсоветского пространства доля собственников жилья находится на значительно более высоком уровне 84% - в России, 80-95% - прочие постсоветские государства.

Модель массовых застроек сопровождается преобладанием жилых помещений низкого качества, квартир с количеством комнат от 1 до 3 и низкой удельной площадью на 1 человека.

Подобная модель и структура собственности была характерна для индустриальной экономики планового характера, что также служило задаче прикрепления человека к рабочему месту. Эта система не учитывает реальных потребностей нового экономического уклада, где на первое место выходят гибкость и мобильность факторов производства.

Расчетное исследование

Практическая значимость предложенного тезиса выражается в проведенных расчетах будущей стоимости человеческого капитала в период активной фазы жизненного цикла индивида: с 25 по 65 лет. Предложено рассмотрение 3 вариантов развития событий: 1 сценарий: весь период аренда жилья и потребление избыточного дохода. 2 сценарий: вступление в ипотеку сроком на 25 лет и приобретение жилья в собственность по ставке 10%. 3 сценарий: весь период аренда жилья и 30% полученного дохода направляется на образовательные цели.

1 вариант – аренда жилья + потребление

2 вариант - ипотека

3 вариант – аренда + потребление + инвестиции 30% излишков.

Показатели эффективности проекта 1 Вариант Аренда, остаток потребляет 2 Вариант Ипотека + остаток потребляет 3 Вариант Аренда, остаток потребляет +30% использует
Расчетный период проекта 40 лет 40 лет 40 лет
Сумма инвестиционных вложений, рублей 0 3 000 000 0
CF (чистый накопленный денежный поток проекта) 125 617 394 117 728 573 250 745 233
NPV (Net Present Value, чистая текущая стоимость) 1 306 784 -6 554 488 1 755 580

Динамика денежных потоков без участия в ипотечном механизме
Рис.3. Динамика денежных потоков без участия в ипотечном механизме

Динамика денежного потока с участием в ипотечном механизме
Рис.4. Динамика денежного потока с участием в ипотечном механизме

Проанализировав денежный поток в одинаковых для всех сценариев внешних условиях на периоде 40 лет (с 25 до 65 лет) обнаружилось, что вариант 2 с ипотекой (на срок 25 лет под 10% ставку) является заведомо приносящим убытки на длительном отрезке, не смотря на значительное освобождение от затрат в более позднем периоде играет фактор накопленных инвестиций в других вариантах.

Кроме того, использование ипотечного механизма стимулирует развитию модели потребления, где основная роль отводится услугам здравоохранения, так как на образование в данном периоде тратится наименьшая доля доходов за весь жизненный цикл.

Отрицательное влияние массовой ипотеки, на долгосрочное экономическое развитие, которое выявлено в результатах проведенного исследования можно объяснить расхождением ритма потребления в рамках ипотечного кредита с естественным ритмом потребления в жизненном цикле человека.



СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Взаимоотношения Всемирной Торговой Организации (ВТО/ГАТТ) и России

От истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям членства в ВТО.

Авторы: Пахомов Антон Павлович (доктор экономических наук, профессор, Генеральный директор ООО "Решение") и Баласанян Марат Владимирович (Президент ОАО "Восток").

В статье описана история переговорного процесса вступления России во Всемирную Торговую Организацию, а также изложены возможные теоретические последствия для России от членства в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда [6] и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

В основе ВТО лежат три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Названные документы определили и организационную структуру ВТО. Текущее управление и контроль за реализацией названных соглашений выполняют соответствующие Советы. В их подчинении находятся комитеты и рабочие группы. Деятельность Советов координирует Генеральный совет, в свою очередь подчиненный высшему органу ВТО — Конференции министров (Министерской конференции), которая проводится не реже одного раза в два года.

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ.

В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, для вступления в организацию России необходимо провести лишь многосторонние переговоры.

Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион). В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке, в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует много вопросов» - заявил Михаил Саакашвили - «Таким образом, не только мы остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная очередь стран».

В начале марта 2011 года Москва и Тбилиси начали в Швейцарии очередной раунд переговоров о вступлении России в ВТО. Делегацию Грузии на переговорах возглавляла главный советник премьер-министра по вопросам внешних отношений Тамара Ковзиридзе. Встреча в Берне состоялась по инициативе российской стороны и проходила при посредничестве Швейцарии. Пока стороны не пришли к консенсусу. Единственное о чем стороны смогли договориться — это возобновить дискуссию в апреле этого года. Однако даже в такой ситуации шансы России на присоединение к ВТО в скором времени оцениваются специалистами как достаточно высокие. Накануне глава МИД России Сергей Лавров заявил, что для того, чтобы Россия вступила в ВТО, ей совсем не обязательно дожидаться принципиального согласия Тбилиси. «Если наши грузинские коллеги будут упорствовать, то, наверное, придется решать вопрос присоединения к ВТО иначе, без их участия. Такие возможности есть», — сказал он в ходе телепередачи «Актуальный разговор» на третьем канале. Лавров также подчеркнул, что Грузия препятствует вступлению России в ВТО только из-за вопросов, связанных с восстановлением грузинского таможенного контроля на границе России с Южной Осетией и Абхазией. Он подчеркнул, что все эти вопросы не имеют никакого отношения к присоединению России к ВТО. На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО.

В конце января 2011 года глава ВТО Паскаль Лами заявлял о том, что у России есть все шансы вступить в ВТО в 2011 году. В случае если России не удастся договориться с Грузией, события могут развиваться по двум сценариям: первый - для вступления России в ВТО, ей необходимо будет набрать голоса двух третей участников организации; а второй заключается в том, что те страны, с которыми у России уже имеются договоренности о вступлении в ВТО, могут оказать давление на Грузию о положительном решении вопроса.

За вступление России в ВТО высказался вице-президент США Джозеф Байден в ходе своего визита в марте 2011 года в Москву. «Когда Россия выполнит требования, необходимые для вступления в ВТО, мы будем проводить в Конгрессе работу, направленную на отмену поправки Джексона-Вэника», – добавил американский вице-президент.

Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как способность овладеть инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. С методологической точки зрения важно подчеркнуть три взаимосвязанных момента. Во-первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране. Во-вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям. В-третьих, большинство оценок в данном случае носят сценарно-вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления и невозможно учесть все кроссекторальные пересечения воздействующих факторов.

Социальные последствия присоединения России к ВТО можно охарактеризовать тремя ключевыми направлениями.

1. Возможный рост неравенства в распределении доходов. Данный процесс чаще всего связывают с расширением вовлеченности стран в глобализационные процессы. Исследования НИСП вывили тот факт, что в рамках действующего инструментария измерения доходной дифференциации не принимаются во внимание межрегиональные различия стоимости жизни и уровня доходов. Проблема неравенства доходов имеет два пространственных измерения – межрегиональное и внутрирегиональное. Воздействие глобализации уже привело к росту различий в доходах населения федеральных городов и экспортноориентированных регионов по сравнению с регионами, наименее включенными в глобальный обмен товарами и услугами. Среди последних – старопромышленные области Центра и Северо–Запада, слаборазвитые республики и автономные округа. Внутри регионов, особенно более развитых и ресурсно-экспортных, усилилось неравенство доходов жителей столичных центров и городов экспортной промышленности, с одной стороны, и периферийных центров, с другой. После вступления в ВТО вероятно дальнейшее увеличение регионального и поселенческого неравенства[2,131].

2. Региональная проекция влияния вступления в ВТО на рынок труда. Для каждого региона, в контексте потерь и выгод от вступления России в ВТО, важно посмотреть на экономические параметры (уровень экономического развития регионов; степень открытости экономики и уровень ее диверсификации; роль крупного и малого бизнеса) в сочетании с социальными характеристиками (уровень жизни населения; развитие потребительского рынка; качество экономики активного населения; состояние рынка труда) и закономерностями расселения населения. Такой подход позволил получить однородные группы регионов с точки зрения степени вероятности угроз на рынке труда. При этом учитываются как экономические угрозы, так и наличие факторов, способных их демпфировать. Наиболее проблемным по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться регионы, расположенные в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же последствиями[2,132].

Таким образом, издержки, масштаб которых незначителен для России в целом, выглядят иначе на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, уязвимые отрасли локализуются в ограниченной группе регионов, с другой стороны, региональный фактор – самый мощный фактор неравенства доходов населения.

3. Изменения в потребительском поведении населения. Проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства с ВТО связаны по нескольким причинам, первая из которых - тематика переговоров между делегациями России и ЕС по поводу внутренних и внешних цен на энергоносители. Во-вторых, ВТО - катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор всех энергоносителей, включая электроэнергию и газ. Если ликвидируется перекрестное субсидирование, то это также повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «Эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на жилищно-коммунальные услуги для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен[2,133].

Темпы роста доходов должны быть сбалансированы с темпами роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения и надежды на спасительные жилищные субсидии для бедных – это утешительная иллюзия. В целом в систему данного баланса должны быть включены три вида доходов: заработная плата, пособия для детей и жилищные субсидии.

От присоединения к ВТО Россия сможет приобрести следующие позитивные теоретические аспекты. Во-первых, Россия обеспечит выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других нормативных актов ВТО. Во-вторых, Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление в ВТО будет способствовать внедрению во все сферы нашей экономики современных методов управления, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование внутри- и общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала[1;3].

Вступление России в ВТО эмпирически повлечет и некоторые негативные аспекты в экономике. Первое- защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена из-за облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО. Второе – снижение импортных пошлин может значительно облегчить федеральный бюджет Российской Федерации. Третье- членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное регулирование), особенно ограничивающих импорт. Четвертое – вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, в первую очередь, в рамках Таможенного союза.

После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 370 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметится значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В особенности, это относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу.

Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО.

В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно, уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде и в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов[4;5].

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики, главным образом из-за снижения импортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф стремится к 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%[1].

Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых институтов предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным сопровождением услуг.

Сегодня, в этой связи, отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов и усилить свои бизнесы, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой.

Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний.

К сильным сторонам резидентов относятся:

Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.

Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.

Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.

Дешевые научные кадры, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.

Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, эта фракция составляет 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии вредное производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги.

Преимущества нерезидентов:

Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Люди там рачительные, они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами.

Применение современных производственных и управленческих технологий.

Превосходство в производительности труда. Использование новейших технологий приводит к четырехкратному (в среднем) превосходству американских компаний над российскими в производительности труда.

Наличие более длинных и дешевых финансовых ресурсов.

Основная причина превосходства развитых иностранных компаний - использование современных производственных и управленческих технологий. Поэтому необходимо рассмотреть возможность ликвидации отставания отечественных предприятий в данной сфере. Внедрение современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность. Поэтому для получения инвестиций на модернизацию производства необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным. Достичь этого можно с помощью внедрения в них современных управленческих технологий, которые не столь затратные и могут дать не меньший экономический эффект, чем производственные технологии, потому что обеспечивают более рациональное использование финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому, применив их в своей практике, российские предприятия смогут значительно приблизиться к эффективности западных компаний и повысить свои шансы на успех после прихода на наш рынок предприятий-ветеранов, которые десятки и сотни лет выживают в жестокой борьбе на суровом капиталистическом рынке, и будут конкурировать, прежде всего, друг с другом за наш рынок сбыта.

После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть. Поэтому придется учиться работать с "парадного крыльца" - на равных конкурировать на рынке.

Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты предложат высокие зарплаты и лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить больше оставшимся худшим, чтобы и они нас не покинули. Кроме того, грядет подорожание энергетических ресурсов. Это и условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики.

Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам - и не столько за зарплатой, а сколько за соблазном инвестиций в научные разработки.

Экологические требования усугубятся, потому что законодательство РФ будет постепенно приводиться в соответствие с международными нормами.

Иными словами, наши сильные стороны будут нивелироваться, а преимущества нерезидентов начнут выходить на первый план и станут решающим фактором успеха на новом наднациональном российском рынке. Иностранные компании переместят производство в Россию, привнесут самые современные технологии и будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Это даст им возможность получить огромное конкурентное превосходство. Наличие же более длинных и дешевых финансовых ресурсов позволит им быстро развернуть свои бизнесы.

В настоящее время мы значительно отстаем от иностранных компаний по части развития управленческих технологий и не можем конкурировать с ними на равных. Но сегодня у российских предприятий есть некоторое время, чтобы применить достижения мировой управленческой науки, построив системы управления, которые позволят им сравняться с нерезидентами в технологическом плане и после их массового прихода на российский рынок соревноваться с ними в искусстве менеджмента.

Литература

1. Белозерова С.В., Плотникова С. - Таможенная политика России в свете вступления в ВТО.// Сборник научных трудов СевКав ГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №2.- С. 48-53.
2. «Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия». Серия «Научные проекты НИСП – IISP Working Papers», Москва, 2003, 158 стр.
3. Как отразится на вашем бизнесе вступление России в ВТО// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.martex.ru/2938
4. Крылатых Э.Н., Строкова О.Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО.// Аграрная Россия.- 2003. №1.- С. 15-20.
5. Крылатых Э.Н. Чем обернется вступление России в ВТО для сельского хозяйства страны?//Отечественные записки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?article=761
6. Пахомов А. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО // Вопросы экономики. 2000. № 8.

См. также:
- Колонка Антона Пахомова


Прыг: 055 056 057 058 059 060 061 062 063 064 065
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100





У нас на сайте можно купить диплом вуза во Владивостоке недорого.