СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Российский финансовый сектор: предложения в рамках Стратегии-2020

Российский финансовый сектор очень нестабилен и серьезно зависит от колебаний на мировых рынках. О предложениях экспертной группы по модернизации Стратегии-2020 «Развитие финансового и банковского сектора» — председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.

Рост без позитива

В последнее десятилетие отечественный финансовый рынок рос очень высокими темпами, однако есть ощущение, что этот рост очень неустойчив. В любой момент, в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, быстрый роста сектора может смениться либо его стагнацией, либо требованием существенной поддержки со стороны государства. Если говорить о банковском секторе, то довольно большая доля в нем — фиктивные банки или структуры, которые ведут достаточно рискованный бизнес, или же занимаются обналичиванием и отмыванием денег. Кроме того, фондовый рынок обладает низкой конкурентоспособностью, неразвиты отдельные формы финансового рынка. В российской экономике работают крупнейшие мировые компании по объему их производства, которые генерируют крупные денежные потоки, но когда речь заходит о необходимости привлечения капитала, то эти компании используют аутсорсинг, отметил Вьюгин.

Причины достаточно понятны: регулятивный правовой налоговый режим, который делает осуществление многих сделок в российской юрисдикции менее выгодным; неконкурентные по сравнению с зарубежными процедуры; неразвитость нормативной базы по целому ряду новых инструментов (хеджевых инструментов, производных, синдицированных кредитов, простейшие способы секьюритизации активов) и целого ряда финансовых услуг.

Кроме того, инфраструктура самого рынка устарела. Многие иностранные инвесторы, которые приходят все-таки на российский рынок за российскими эмитентами, пользуются достаточно экзотическими способами входа на рынок, которые недешевы. В итоге, за капиталом компании обращаются на зарубежные рынки, а российский рынок используется, если речь идет о том, чтобы проводить краткосрочные спекулятивные операции, констатировал Вьюгин.

Еще одна проблема — это отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Развитый рынок капитала, основанный на привлечении капитала через операции с ценными бумагами, как правило, существует в тех местах, где есть крупные пенсионные и страховые фонды. В наиболее развитых рынках такие фонды играют определяющую роль и являются стабилизирующими для рынков, поскольку они инвестируют в долгую средства пенсионных накоплений и расходуются с определенным, довольно большим лагом. В России же эта сфера чрезвычайно неразвита из-за высокой инфляции и отрицательных процентных ставок по рублям и по активам, которые номинированы в рублях, а также из-за значительного колебания доходности. В таких условиях накопление дестимулировалось.

Выпрямление кривой

Российский финансовый сектор мог бы и сейчас расти быстрыми темпами, если бы не глубокий долговой кризис в развитых странах. При высоких ценах на нефть и притоке капитала быстрый рост финансового сектора шел бы по тем же хаотическим правилам, что и в докризисный период. Если ничего не менять, то через какое-то время сектор вернется к быстрому неустойчивому расширению. Можно выбрать такой путь, но лучшим кажется все-таки переход к сценарию сбалансированного развития, который бы базировался на целом ряде изменений макроэкономического регулирования финансового рынка.

Этот сценарий предполагает значительные усилия со стороны как государства, так и непосредственно бизнеса по реализации институциональных структурных мер. Нужно решать три задачи: рост устойчивости финансового сектора, повышение его конкурентоспособности, формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций.

Первая задача частично пересекается с задачей перехода к модели макроэкономической политики, построенной на «внутренней эмиссии», подчеркнул Вьюгин. Иными словами, на смену формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке должно прийти формирование денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых облигаций, причем не только государственных, но и корпоративных. Это потребует от ЦБ больших изменений в политике. Фактически ЦБ придется отказаться от слишком больших интервенций, задающих тренд курсу рубля.

Эта политика реализуема. Она дает возможность более эффективно контролировать инфляцию и сделать процентные ставки ключевыми. А это уже будет стимулировать накопления и делать более осмысленными инвестиции в рублевые активы.

Не удастся повысить устойчивость финансового сектора, не устранив проблему непрозрачности в банковской сфере. В России эта проблема практически не решается, причем непрозрачность находится не только на уровне небольших банков, но и достаточно распространена в крупных. Участники экспертной группы пришли к выводу, что необходимо идти по пути повышения требований капитала до одного миллиарда рублей. По подсчетам, это примерно та сумма инвестиций в капитал, которая уже не будет отбиваться операциями по отмыванию денег. Т.е. инвестировать такую сумму можно, но отработать ее за счет криминальных операций по отмыванию капитала уже будет крайне сложно.

Понятно, что повышение капитала бьет по небольшим банкам, а среди них есть и нормально работающие. Здесь, полагает Вьюгин, нет большой проблемы — эти банки принадлежат конкретным людям, это их инвестиции, их капитал. Если будет проводиться государственная политика по повышению требований капитала, то у таких акционеров будет выбор: либо пополнять капитал, если такой ресурс имеется ( а инвестировать в нормально работающий банк имеет смысл), либо, если таких ресурсов нет, произойдет консолидация и эти акционеры получат деньги. Такая политика не приводит к изъятию или к ликвидации акционерного капитала нормального банка.

В деле повышения устойчивости финансового сектора никак не обойтись без системы макропруденциального регулирования банков и системообразующих небанковских финансовых институтов. На первом этапе внедрения системы предлагается создать на базе Банка России Совет по финансовой стабильности с предоставлением равных полномочий двум председателям Совета: председателю Банка России и министру финансов. В числе их полномочий должен быть мониторинг ситуации на финансовых рынках, реализация временных мер по макропруденциальному регулированию, необходимых для предотвращения перегрева, мониторинг накопления рисков в финансовой системе. Методология того, как это делать, существует, пора заняться ее внедрением.

Требует оптимизации структура надзорных и регулирующих органов. По предложению группы фактически вся власть над финансовым рынком должна быть окончательно передана двум базовым регуляторам — Банку России и ФСФР. Причем речь идет о передаче трех функций: лицензирование, регулирование, надзор, то есть допуск на рынок, установление правил, контроль за правилами. На сегодняшний день это модель ЦБ, надо эту модель перенести и на ФСФР, соответственно, установив достаточно институционализированный способ обмена информацией и постоянных консультаций между этими ведомствами. Сейчас отношения между ЦБ и ФСФР являются достаточно конструктивными, но они не институционализированы.

Инфраструктурные вопросы

Повышение конкурентоспособности — это, в первую очередь, стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми компаниями и банками. Наша главная проблема здесь – наличие крупных государственных финансовых институтов, которые напрямую или косвенно пользуются государственной поддержкой. Была обозначена задача, что все такие финансовые институты рано или поздно должны быть приватизированы. Экспертная группа с этим согласна: да, приватизация должна быть проведена, но все понимают, что это задача на долгосрочную перспективу. Еще одно предложение экспертной группы – полное снятие барьеров вхождения в российский финансовый сектор дочерних структур международных банков к 2020 году.

В рамках задачи-2, «Конкурентоспособность», следующая проблема – конкурентоспособная финансовая инфраструктура. Российская финансовая инфраструктура не является в полном смысле конкурентоспособной, поскольку она не предоставляет на сегодняшний день стандартные услуги по проведению сделок с ценными бумагами, существующие в развитых финансовых центрах. Рынку не хватает Центрального Депозитария, необходимо создать институт репозитария, внебиржевых сделок и т. д. Также нужно заняться снятием правовых налоговых барьеров, которые препятствуют использованию российских площадок для осуществления финансовых сделок российскими и иностранными компаниями.

Задача-3 - отечественный рынок долгосрочных инвестиций. В первую очередь, стоит говорить о введении института индивидуальных инвестиционных счетов на пенсионные цели и на образование, а также корпоративных накопительных пенсионных вкладов с открытием персональных пенсионных счетов для работников, администраторами которых могут выступать банки, страховые и брокерские компании. Для развития таких инструментов требуется дополнить законодательство. В мире все механизмы давно отработаны — то, что нужно сделать, не является ноу-хау. Речь идет о попытке внедрить эти механизмы в России через повышение доверия граждан к такому способу накопления.

Не секрет, что уже есть инструменты, носящие характер накопления на старость. Это, например, банковские депозиты. Это не очень правильно, потому что банки, которые аккумулируют депозиты, не являются долгосрочными инвесторами. Банк по своей сути не является долгосрочным инвестором, это медиатор, который действительно может кредитовать, но у него срок кредитования весьма ограничен. Другой уже существующий инструмент — вложения в недвижимость, потому что рентная недвижимость является, по представлению граждан, одной из форм своего будущего пенсионного обеспечения. Это все-таки странный способ долгосрочных накоплений, он не очень эффективен для экономики. Да, это стимулирует строительство, это приносит вклад в ВВП, но эти инвестиции далее замораживаются. Эти деньги могли бы быть вложены в конкретные проекты в реальном секторе и иметь гораздо больший эффект для экономического роста, поэтому важно создавать альтернативные механизмы для формирования институтов длительного накопления, уверен Вьюгин.

Подготовлено - Анастасия Астахова, Opec.ru


СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

Методические указания по разрешению налогового спора

Автор: Егор Батанов, партнер по налогообложению компании «Некторов, Савельев и Партнеры»

Этот материал предназначен для всех, кто столкнулся с налоговым спором, будь это доначисление налогов по итогам проверки, отказ в возмещении НДС или возврате переплаты. Встреча с налоговой стороной российской государственной машины в большинстве случаев означает прохождение долгого пути до того момента, когда интересы налогоплательщика будут действительно защищены.

Немногие чувствуют в себе силы пройти этот путь самостоятельно, так как у бухгалтеров или финансовых директоров не хватает юридических познаний, а внутренние юристы компании редко свободно владеют тонкостями налогового учета. Поэтому наши специалисты решили подготовить этот материал, чтобы поделиться своим накопленным опытом. Участие в десятках налоговых споров самого разного масштаба на территории всей России позволяет нам выявить некоторые ключевые моменты, позволяющие грамотно пройти все этапы спора.

Вступая в налоговый спор самостоятельно, запомните главное:

  1. выиграть среднестатистический налоговый спор не сложно. Это подтверждается общей статистикой досудебного и судебного разрешения дел в пользу налогоплательщиков. А ведь далеко не все из них могли позволить себе дорогих налоговых консультантов;
  2. в налоговом споре правильная методология приносит 70 процентов успеха, так как российские инспекции всегда допускают ошибки, большинство из которых носит существенный характер.

В нашем материале вы найдете методические основы для правильной подготовки процессуальных документов и изложения своей позиции. Прочтение каждого раздела займет минимальное необходимое количество времени. Следование нашим советам позволит вам самостоятельно отстоять свои интересы без затрат на консультантов.

I. Досудебная стадия

Досудебная стадия налогового спора включает в себя период от момента получения акта налоговой проверки с выявленными нарушениями до вынесения решения вышестоящего налогового органа в ответ на апелляционную жалобу.

Обращаем внимание, что с 2011 года возрастает значение досудебной стадии, которая до этого считалась «необходимым злом» перед арбитражным судом. Теперь в нашей практике чаще отмечаются случаи, когда удается снять часть претензий в самом налоговом органе или на вышестоящем уровне.

Однако у этой тенденции есть и обратная сторона: арбитражные суды перестают принимать во внимание те доказательства, которые налогоплательщик мог представить налоговому органу, но не стал этого делать по каким-то причинам. Этот момент является одним из ключевых на досудебной стадии.

Методические указания по разрешению налогового спора

А теперь обо всем по порядку.

I.I Получение акта проверки. Подготовка возражений

Этот этап самый важный, так как является основанием всего будущего процесса.

  1. Получая акт проверки на руки, сотрудник компании расписывается на его последней странице и указывает дату. С этой даты считаются 15 рабочих дней на подготовку и представление возражений в налоговый орган.
  2. К акту проверки должны быть приложены материалы проверки (копии протоколов допросов, протоколов осмотров помещений и т.п.)
  3. Помните: налоговый орган может послать акт проверки по почте только, если налогоплательщик уклоняется от его получения на руки (не явился за актом по извещению налогового органа).
  4. Помните: даже если 15 рабочих дней истекли, налогоплательщик все равно может представлять дополнительные возражения и доказательства. Вплоть до того, что он может взять с собой такие документы на заседание комиссии по рассмотрению материалов проверки. Налоговый орган обязан их принять.
  5. Внимательно прочитайте акт несколько раз. Начинаем работу с ним. Задача этого этапа — понять, что не так в акте. Ошибки налогового органа могут быть: процедурные, формальные, фактические и существенные.
  6. Помните: подавляющее большинство процедурных ошибок (несоблюдение сроков проверки, представление документов по звонку инспектора без письменного требования и т.д.) вообще не имеют никакого значения! Даже не тратьте свое время, чтобы изложить эти ошибки в возражениях. Ни суд, ни тем более налоговые органы не будут принимать их во внимание. Единственное исключение касается несоблюдения правил привлечения к ответственности, о чем мы скажем ниже.
  7. Аналогичное правило действует в отношении формальных ошибок (опечатки, незначительные ошибки в каких-то реквизитах и т.д.).
  8. Наша основная цель — ошибки фактические и по существу.
  9. Фактические ошибки можно также классифицировать как влияющие на основание претензии и влияющие на ее размер. Ко второй группе обычно относятся арифметические ошибки, которыми изобилуют акты проверок.
  10. Помните: если исправление арифметической ошибки неспособно существенно уменьшить размер претензии, о ней лучше умолчать в возражениях. Иначе налоговый орган получает возможность «исправиться» при подготовке текста решения. При переносе арифметических ошибок в решение по итогам проверки у налогоплательщика больше набор доводов на следующих стадиях.
  11. Если арифметическая ошибка существенна, ее надо указать. Шансы на ее исправление при вынесении решения высоки, и это позволит уменьшить размер взысканий по требованию налоговиков.
  12. Другая группа фактических ошибок включает в себя: ссылки на непредставление документов, которые были представлены или не были запрошены; ссылки на отсутствие обязательных реквизитов в документах, которые там на самом деле присутствуют; неполное исследование фактических обстоятельств и т.д.
  13. Все фактические ошибки обязательно должны опровергаться с указанием соответствующих доказательств. Если у компании есть подтверждения, что эти доказательства предоставлялись налоговикам в ходе проверки, повторно их прикладывать к возражениям не надо.
  14. Опровержение неполного исследования фактов, в крайнем случае, может совершаться без доказательств. Приведем пример: налоговики опросили собственника помещения, который указал, что не предоставлял помещение в аренду контрагенту компании. Однако налоговики не выяснили, заключали ли арендаторы помещений договор субаренды с контрагентом. Это фактическая ошибка, которая опровергается без предоставления дополнительного доказательства в виде договора субаренды.
  15. Ошибки по существу — самая сложная категория, вокруг которой в итоге и будет развиваться спор. Это неправильное толкование существа операций, которое, например, приводит к выводу о возникновении объекта по налогу там, где его нет. Или налоговый орган считает, что какая-то учетная операция не предусмотрена НК РФ и поэтому запрещена. В общем, это вопрос толкования норм налогового законодательства, которое в России пока допускает множество таких случаев.
  16. Необходимо придерживаться следующего порядка: изложить свою позицию, опираясь на нормы НИ РФ, другого законодательства и подзаконных актов; привести письма Минфина, УФНС, подтверждающие правомерность такого подхода; привести судебную практику, выводы которой соответствуют защищаемой позиции.
  17. При ссылках на судебную практику учитывайте, что в первую очередь важны акты ВАС РФ (Постановления Пленума, Президиума, Информационные письма, Определения), далее постановления окружного арбитражного суда, в юрисдикцию которого вы попадаете. Только потом вы можете ссылаться на акты других окружных судов, судов нижестоящих инстанций.
  18. Желательно подбирать как можно более «свежие» акты правоприменительной практики.
  19. Помните: в акте проверки налоговики также будут стараться сослаться на правоприменительную практику. Вам обязательно надо опровергнуть каждую такую ссылку: не относится к предмету спора; не те фактические обстоятельства; более поздние акты занимают иную позицию; законодательство изменилось и т.д.
  20. Отдельно остановимся на случаях, когда бухгалтерия всетаки совершила какую-то ошибку и претензии налоговиков действительно имеют основания. В большинстве случаев это не повод опускать руки, хотя сами налоговики такие вопросы точно доведут до суда.
  21. Как минимум необходимо воспользоваться следующими доводами. Если ошибка заключается в неправильном оформлении каких-то документов, то можно сослаться на несущественность ошибки. Также следует учитывать, что в ряде случаев неправильный учет не влияет на задолженность перед бюджетом.
  22. Сильным доводом, который, кстати, применим в любом случае, может послужить то, что недоимка по одному налогу означает переплату по другому. Классический пример — нарушение в учете основных средств приводит к разным результатам по налогу на прибыль и налогу на имущество. В нашей практике был случай, когда только этого было достаточно для снятия претензии.
  23. Помните: если организация не выполнила обязанности налогового агента (не удержала налог), с нее могут взыскать только санкции и пени, но никак не сумму самого налога.
  24. Теперь вернемся к процессуальным нарушениям при привлечении к ответственности. Существует две основные ошибки, которые допускают налоговики: привлечение к ответственности без установления факта вины (классический пример — отношения с контрагентами-однодневками) или пропуск трехлетнего срока для начисления штрафа. Эти моменты обязательно должны быть проанализированы и учтены при подготовке возражений.
  25. Нам осталось только правильно построить наши возражения, которые выглядят так:
    • вводные реквизиты (куда подается, кто подает (наименование, ИНН/ КПП, адрес, контактное лицо с телефоном и т.п.)), название документа (возражения на акт налоговой проверки, номер, дата акта), краткое введение (сроки проверки, проверяемый период и т.д.);
    • если эпизодов много и возражения получились объемными (более 7–8 страниц), мы рекомендуем сделать оглавление;
    • в первой части следует в общих словах указать налоги, по которым имеются претензии, суммы доначислений и доводы, которые используют проверяющие;
    • вторая часть будет содержать в себе контрдоводы налогоплательщика. Эти контрдоводы лучше всего разбить по отдельным пунктам акта проверки с соответствующими подзаголовками. В каждом таком эпизоде в двух словах изложить позицию проверяющих. Далее — перечислить возражения в таком порядке: ошибки по существу (т.е. доводы, исключающие обоснованность претензии в принципе), фактические ошибки, сведения о том, возникает ли переплата по налогам, если принять позицию проверяющих;
    • третья часть должна содержать в себе сведения о существенных процессуальных нарушениях, которые могут повлиять на оценку акта проверки;
    • в конце необходимо изложить просительную часть, где потребовать принять во внимание все доводы налогоплательщика, вынести решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
    • как маленькую хитрость мы еще используем предложение налоговикам попросить дополнительные документы, если они считают, что им чего-то не хватает. Как правило, таких просьб не поступает (если не назначены дополнительные мероприятия), а факт предложения может быть использован на следующих стадиях;
    • далее указывается список приложений и ставится подпись лица по доверенности или генерального директора.
  26. Возражения могут быть направлены по почте, но мы рекомендуем принести два экземпляра текста в канцелярию налогового органа. Там примут один экземпляр с приложениями, а на втором поставят соответствующую отметку.
  27. Остается только готовиться к заседанию комиссии по рассмотрению материалов налоговой проверки.

I.2. Участие в заседании комиссии по рассмотрению материалов налоговой проверки

Чтобы рассмотрение материалов налоговой проверки не было формальностью.

  1. Помните: налоговый орган обязан вызвать вас на рассмотрение материалов проверки. По почте, вручив на руки уведомление, каким угодно способом (который можно потом доказать). Если этого не было сделано (и вы в этом уверены), решение по итогам проверки будет отменено только по этому основанию
  2. Обычно уведомление о вызове вручают в тот же момент, когда и акт проверки. Или на 2–3 дня позже. В большинстве случаев дата рассмотрения — это последний день для представления возражений + 1 день. Налоговики фактически сообщают вам, что ваши возражения заранее читать никто не будет, поэтому очень важной задачей является их правильная презентация в налоговом органе.
  3. Для участия в заседании комиссии необходимо оформить доверенность на всех представителей компании кроме генерального директора. Главному бухгалтеру (даже если его в инспекции все знают в лицо) тоже нужна доверенность.
  4. На заседании комиссии излагайте свои доводы по порядку — по эпизодам возражений.
  5. Начиная изложение доводов по очередному эпизоду, обратите внимание на самые существенные моменты: этот вопрос давно разрешен в судебной практике, проверяющие искажают данные налогового учета и т.д. Тем самым вы задаете настроение.
  6. Далее изложите свою позицию, не перечитывая текст возражений, но достаточно полно и логично. К такому изложению надо подготовиться заранее. Если проверяющие начнут спорить с вами в деталях, тогда спокойно можно обращаться к конкретным местам в возражениях или документах, если понадобится.
  7. Помните: ваш собеседник — это начальник или зам. начальника инспекции. Все остальные налоговики также убеждают его в своей правоте. Все действие является некоторой пародией на судебное заседание, по итогам которого начальник выносит «объективное решение».
  8. Ваша задача состоит в том, чтобы начальник инспекции по итогам рассмотрения каждого эпизода знал, что: вы в себе уверены, вы пойдете дальше по инстанциям, у вас есть все шансы на успех.
  9. Если проверяющие начнут утверждать, что они в суде отстоят свою позицию (а такое часто бывает), вы можете сказать, что вчера посмотрели их дела (по открытой базе ВАС РФ в интернете), и не очень похоже, что они вообще могут что-то выигрывать. Этот прием действует хорошо, так как любая инспекция проигрывает до 80 процентов своих дел.
  10. Вполне вероятно, что с вами могут поторговаться. Предложат снять большую часть претензий в обмен на то, что остальное обжаловаться не будет. Тут надо объективно взвесить все «за» и «против», так как, с одной стороны, налоговики демонстрируют свою слабость и неуверенность. С другой стороны, вы можете за счет малых доначислений обеспечить себе уже сейчас спокойный прогнозируемый результат.
  11. Завершая заседание комиссии, уточните, когда вам следует ожидать вынесения решения. Иногда налоговики сообщают примерное время (на этой неделе, дней через десять и т.п.).

1.3 Дополнительные мероприятия налогового контроля

Иногда по итогам заседания комиссии налоговый орган принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

  1. Доп. мероприятия являются усеченным вариантом продления проверки. У налоговиков очень ограниченные полномочия. Обычно они только истребуют новые документы у вас или дожидаются результатов встречных проверок.
  2. Помните: налоговый орган может запрашивать документы и сведения только в отношении тех эпизодов, которые были изложены в акте проверки. Выходить за рамки уже найденных нарушений проверяющим нельзя.
  3. Если у вас попросили документы, не относящиеся к претензиям, изложенным в акте проверки, вы можете написать обоснованный отказ.
  4. Помните: по итогам дополнительных мероприятий налоговики обязаны ознакомить вас с их результатами, составить новый акт проверки, предоставить вам время на подготовку новых возражений и снова вызвать на заседание комиссии. Если этого сделано не будет, решение по итогам проверки можно отменять только по этому основанию.
  5. После проведения доп. мероприятий и рассмотрения их результатов налоговый орган обязан вынести решение, которое необходимо будет обжаловать в вышестоящую инстанцию.

1.4 Подготовка и направление жалобы в вышестоящий налоговый орган

Иак было сказано ранее, обжалование решения в вышестоящий налоговый орган перестает быть простой формальностью. Тут тоже можно добиться результата.

  1. Основой для жалобы будут являться возражения, которые у нас уже написаны.
  2. Из возражений мы исключаем те пункты, по которым наши доводы были приняты налоговой инспекцией.
  3. Добавляем в текст ссылки на следующие возможные нарушения:
    • нас не вызвали на заседание комиссии;
    • нам не дали ознакомиться со всеми материалами проверки (не приложили к акту);
    • в решении появились новые претензии и доначисления, которых не было в акте проверки.
  4. Пишем в жалобе о всех арифметических ошибках, о которых мы не написали в возражениях.
  5. Также добавляем в текст контрдоводы, если налоговики попытались усилить свою позицию в ответ на наши возражения.
  6. Обязательно проверяем, не появилась ли новая правоприменительная практика по нашему вопросу. Если да, также добавляем ссылки.
  7. Подписанная апелляционная жалоба должна в течение десяти дней быть подана в налоговый орган по месту учета (не в вышестоящую инстанцию!). Местный налоговый орган сам перенаправляет жалобу с материалами проверки в вышестоящий орган.
  8. К жалобе прикладывайте все возможные дополнительные доказательства, которые еще не были представлены налоговому органу.
  9. Как и с возражениями, мы рекомендуем подавать апелляционную жалобу через канцелярию инспекции, чтобы иметь на руках документ с отметкой.

II. Судебная стадия

Если вышестоящий налоговый орган оставил в силе какие-то претензии, налогоплательщику остается защищать свои интересы в арбитражном суде.

Самая первая задача, которая стоит перед компанией, — избежать списания денежных средств со счета, так как решение инспекции вступило в законную силу и налоговики уже готовят требование. Эта задача решается через получение обеспечительных мер.

Но обеспечительные меры могут быть получены не ранее, чем в суд будет подано основное заявление, поэтому начнем с него.

2.1 Подготовка и подача заявления в арбитражный суд

Первое знакомство суда с вами произойдет через текст поданного заявления. Судья увидит вас намного позже, а текст уже держит в руках. Постараемся сделать это первое впечатление положительным.

2.1.1 Подготовка текста

  1. Основой для заявления в суд являются те документы, которые мы готовили ранее. Поскольку вышестоящий налоговый орган обычно не расширяет решение новыми доводами или претензиями, нам необходимо только откорректировать текст по числу оставленных в силе претензий и проверить наличие новой положительной правоприменительной практики.
  2. Во вводной части (и далее по тексту) у нас компания становится «заявителем» и добавляется налоговый орган как «ответчик». Необходимо указать данные по ответчику: наименование, адрес.
  3. Так как в суд мы представляем все доказательства, которые имеют отношение к делу, в виде приложений, то в тексте при упоминании соответствующих документов, должны быть ссылки «Приложение №...».
  4. Важно грамотно сформулировать просительную часть. Некоторые судьи начинают рассмотрение дела с выяснения вопроса, о чем просит заявитель. Если вы обжалуете решение налогового органа в части, обязательно надо указать, в какой части обжалуется решение. Обычно перечисляются отдельные эпизоды с суммами доначислений по ним, а также соответствующими пенями и штрафами. При этом желательно указывать абзацы и страницы из резолютивной и мотивировочной частей обжалуемого решения.
  5. Если налоговый орган допустил существенные нарушения, которые сами по себе могут являться причиной отмены решения, необходимо начинать текст заявления с указания на эти нарушения. Далее излагать доводы так же, как и в возражениях на акт проверки.
  6. После просительной части указывается список приложений и ставится подпись лица по доверенности или генерального директора.
  7. Один экземпляр заявления с приложением тех доказательств, которые отсутствуют у налогового органа, отправляются в инспекцию.

2.1.2 Подготовка приложений

Грамотно подготовленные приложения значительно облегчат дальнейшую работу в суде.

  1. Для каждого документа вы должны указывать количество листов в списке приложений в заявлении.
  2. В первую очередь необходимо приложить обязательные документы, без которых не будет принято ни одно заявление в арбитражный суд.
  3. Доверенность лица (желательно оригинал или нотариально заверенную копию), подписывающего заявление, или копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора.
  4. Оригинал платежного поручения на уплату госпошлины. Важно помнить, что на платежном поручении обязательно должна быть отметка о списании средств со счета плательщика, иначе суд оставит заявление без движения. Реквизиты для уплаты госпошлины вы найдете на сайте своего суда. Размер определяется по НК РФ.
  5. Оригинал или нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ по компании. Выписка должна быть получена не ранее, чем за 30 дней до даты подачи в суд.
  6. Документ, подтверждающий отправку копии заявления в инспекцию (почтовая квитанция, копия первой страницы заявления с отметкой канцелярии и т.п.).
  7. Далее прилагаются документы, специфичные для налоговых споров.
  8. Копия обжалуемого решения налогового органа, копия акта проверки и возражений на него. Копия решения вышестоящего налогового органа. Копии требований налогового органа и ответов на них с описями представленных документов.
  9. Последний, но обычно самый объемный блок — это доказательства по существу дела: копии первичных документов, налоговых деклараций, регистров учета и т.д.
  10. Доказательства по существу желательно перечислять в соответствии с эпизодами и логикой изложения внутри каждого эпизода.
  11. Ключевые места в объемных документах желательно выделять стикерами и (или) желтым маркером, для того чтобы суду было удобно найти нужную информацию, например, в приказе об учетной политике или оборотно-сальдовой ведомости.
  12. Все документы, которые представляются в копиях, должны быть заверены словами «Копия верна» с указанием заверяющего лица (обычно это представитель по доверенности, который подписывает заявление), его подписи и даты заверения.
  13. Если приложение объемно, его можно прошить с проставлением на прошивке «Прошито и пронумеровано на _________ листах» и указанием информации аналогично предыдущему пункту. Нумерацию листов необходимо осуществлять в нижнем правом углу.
  14. Помните: нельзя сшивать вместе документы, общее количество листов которых превышает 150. Это связано с тем, что один том судебного дела не может содержать более 150 листов. Суду придется расшить документы, и они станут незаверенными копиями.
  15. Если внутри прошивки содержится значительное количество документов, ее лучше начать с описи этих документов. Это облегчит дальнейшую процессуальную работу.

2.1.3 Подача заявления в суд

В настоящее время существует несколько способов подачи заявления в суд.

  1. Традиционный способ — это подача заявления через канцелярию суда. Преимущества заключаются в том, что суд получает сразу текст заявления и все необходимые приложения, а налогоплательщик — свой экземпляр заявления с отметкой суда о принятии.
  2. Недостаток традиционного способа заключается в том, что для подачи заявления обычно необходимо выстоять огромную очередь из всех, кто в этот день подает заявление (а это не только налоговые дела), что может обернуться потерей нескольких часов времени.
  3. Альтернативный вариант — передача заявления заказным отправлением по почте или с курьерской службой. Однако недостатками такого варианта являются: увеличение срока на принятие заявления, высокая стоимость, если объем приложений значителен.
  4. Современный вариант — это подача электронного заявления через систему my.arbitr.ru. Для того чтобы воспользоваться этим вариантом, необходимо отсканировать обязательные и специфичные приложения, а также подписанное заявление. Файлы передаются через систему электронного документооборота.
  5. Остальные приложения (доказательства по существу), а также оригиналы обязательных документов можно подать через канцелярию, когда делу будет присвоен номер. Для таких ходатайств обычно предусмотрены отдельные окна с меньшим временем ожидания в очереди. Как вариант, доказательства по существу можно представить в суд на предварительном заседании.
  6. На следующий день после принятия заявления судом информация о нем должна появиться в информационной системе kad.arbitr.ru. С этого момента вы можете отслеживать всю информацию по делу через интернет.
  7. В течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления суд должен вынести определение, в котором указать: дату, время и место предварительного судебного заседания; дополнительные документы, которые необходимо представить сторонам.
  8. Если вы допустили ошибку при подаче документов, суд вынесет определение об оставлении заявления без движения и установит срок на устранение этой ошибки.

После ее устранения заявление будет считаться поданным без учета этого срока.

2.2 Подготовка и подача заявления о получении обеспечительных мер

Получение обеспечительных мер — важная составляющая налогового спора. Она защищает денежные средства от списания по требованию налогового органа. По крайней мере, до тех пор, пока решение налогового органа не будет подтверждено судом.

2.2.1. Текст заявления

  1. Для получения обеспечительных мер готовится отдельное заявление, в котором излагаются доводы, почему такие меры должны быть представлены. Заявление должно решить две задачи: убедить суд в том, что разовое списание денежных средств по требованию налогового органа нанесет существенный и непоправимый ущерб компании, а также в том, что даже если компания проиграет дело, у нее все равно будут возможности выплатить все необходимые налоги.
  2. Первая смысловая часть доказывается через сравнение бухгалтерской и налоговой отчетности компании и суммы требований налогового органа. Необходимо показать, что размер требований составляет значительную долю в общем объеме свободных денежных средств, что списание денег лишит компанию возможности выплатить зарплату или расплатиться по долгам и т.д.
  3. Вторая часть базируется на тех же доказательствах. Задача компании показать, что у нее достаточный объем основных средств, дебиторской задолженности, постоянный рост выручки и прибыли. Эти факты должны продемонстрировать, что независимо от исхода дела компания сможет покрыть задолженность перед бюджетом.
  4. Важно помнить, что по умолчанию решение вопроса о предоставлении обеспечительных мер остается на усмотрении суда. Очень редко, когда решение суда по этому вопросу удается оспорить в вышестоящих инстанциях.
  5. Единственный фактор, который может гарантировать положительный ответ, — это встречное обеспечение. К такому обеспечению относятся банковская гарантия, поручительство, иное финансовое обеспечение. При этом сумма обеспечения должна покрывать не менее 50 процентов от доначислений.
  6. Иногда применяется такой вариант обеспечения, как передача на депозит суда векселя третьего лица номиналом на необходимую сумму.
  7. Тонким моментом является здесь то, что банковская гарантия стоит дополнительных денег, а поручитель или векселедатель могут быть квалифицированы судом как ненадежные.
  8. В просительной части заявления необходимо указать на приостановление действия решения налогового органа в оспариваемой части, а также на просьбу запретить налоговому органу списывать денежные средства по решению, налагать арест на банковские счета, имущество и т.д.

2.2.2 Приложения к заявлению

  1. К заявлению об обеспечительных мерах должен быть приложен оригинал платежного поручения на уплату госпошлины, так как такое заявление оплачивается дополнительно согласно размерам, установленным НК РФ.
  2. Обязательно прилагается заверенная копия требования налогового органа, подтверждающая угрозу списания денежных средств.
  3. Также прилагаются заверенные копии документов, которыми компания обосновывает необходимость получения обеспечительных мер.

2.2.3 Подача и рассмотрение заявления об обеспечительных мерах

  1. Обычно заявление об обеспечительных мерах подается вместе с основным заявлением, для того чтобы иметь возможность оперативно предотвратить списание денежных средств.
  2. Однако такое заявление в принципе может быть подано в любой момент позже до тех пор, пока компании вообще интересно получение обеспечительных мер.
  3. Подается заявление теми же способами, что и основное (см. выше).
  4. Суд обязан принять решение по заявлению в течение одного дня, то есть решение должно быть принято на следующий день. Результат рассмотрения отражается в определении о принятии обеспечительных мер или об отказе в таком принятии.
  5. Если суд вынес положительное решение, налогоплательщику следует оперативно получить исполнительный лист и свой экземпляр определения. Эти документы должны быть представлены в налоговый орган и те банки, в которых у налогоплательщика имеются счета. В идеале налогоплательщик может получить нотариальные копии исполнительного листа, однако далеко не все нотариусы оказывают такую услугу.
  6. Следует помнить, что налоговый орган, скорее всего, попытается оспорить определение о принятии обеспечительных мер в апелляционной инстанции. Шансы на отмену минимальны.
  7. Если налогоплательщик получил отказ в обеспечительных мерах, щ он имеет возможность повторно подать заявление. В тексте заявления нужно учесть и преодолеть все те доводы, которые указал суд в обоснование отказа в своем определении. При этом повторно уплачивается госпошлина и прилагаются документы.

2.3 Предварительное судебное заседание

Предварительное заседание является обязательным этапом на судебной стадии.

  1. Основной целью предварительного заседания является выяснение сути спора, определение требований и необходимого состава доказательств.
  2. Некоторые судьи очень формально относятся к предварительному заседанию, укладывая его в 15 минут. Однако мы рекомендуем всегда тщательно готовиться, так как в большинстве случаев суд попросит стороны раскрыть свои доводы и представленные доказательства.
  3. По итогам предварительного заседания суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Также на этом этапе налоговый орган должен передать компании свой отзыв на заявление.
  4. Иногда, если, по мнению суда не все доказательства представлены или требуется уточнение требований, предварительное заседание может быть отложено.
  5. По итогам предварительного заседания суд назначает основное слушание, выносит соответствующее определение.

2.4 Подготовка к основному судебному заседанию

  1. После того как предварительное заседание прошло, компании необходимо совершить ряд обязательных действий.
  2. В первую очередь, необходимо составить опись материалов дела. Ознакомление с материалами дела проходит по регламенту суда, который публикуется на сайте. Соответствующую информацию можно получить по телефону у помощника судьи.
  3. Обычно необходимо подать ходатайство об ознакомлении с материалами дела.
  4. Во время ознакомления необходимо составить подробную опись всех документов, чтобы представлять какой документ в каком томе и на каких листах находится. Задача может быть существенно облегчена, если заранее налогоплательщик составлял вспомогательные описи (см. выше).
  5. Если налоговый орган представил в материалы дела какието документы, которыми налогоплательщик не владеет, их необходимо сфотографировать, чтобы иметь возможность ссылаться на их содержание.
  6. После того как опись сформирована, компании необходимо подготовить пояснения для суда. Пояснения в базовом варианте представляют собой заявление, в котором вместо слов «Приложение №...» указываются соответствующие листы дела, например, «т.д. 4, л. 57–59».
  7. Дополнительно необходимо проанализировать отзыв ответчика. Если в нем появились какие-то новые доводы, их необходимо преодолеть контрдоводами и ссылками на правоприменительную практику.
  8. Если существо дела касается каких-то последовательных учетных операций с множеством подтверждающих документов, строго рекомендуется составление дополнительных таблиц с иллюстрациями расчетов, а также со ссылками на документы в материалах дела. Такая таблица должна позволять в течение минимального времени дать ответ на вопрос: «откуда взялась эта сумма, где это можно увидеть».
  9. Если суд попросил представить дополнительные доказательства, их необходимо приложить к пояснениям.
  10. Мы рекомендуем к основному судебному заседанию распечатывать для себя выдержки из всех нормативных актов и актов правоприменительной практики, на которые имеются ссылки в пояснениях. Ключевые цитаты могут быть выделены жирным шрифтом, а также подчеркнуты желтым выделением или маркером.
  11. Прикладывать тексты правоприменительных актов к пояснениям не надо.
  12. Желательно обеспечить получение налоговым органом пояснений и дополнительных доказательств заблаговременно до судебного заседания и иметь подтверждение такого получения.

2.5 Основное судебное заседание

В основном судебном заседании дело подлежит рассмотрению по существу. Есть несколько строгих правил, которых необходимо придерживаться.

  1. Необходимо вставать при изложении своих доводов, ответах на вопросы ответчика или суда. Вставать необходимо, когда суд удаляется на вынесение решения и когда возвращается из совещательной комнаты. Резолютивная часть решения суда также заслушивается стоя. Иное допускается только по прямому указанию суда.
  2. Нельзя спорить с судом. Если вы видите, что суд не понимает или неправильно понимает какие-то детали спора, старайтесь вежливо переубедить суд, повторяя свои доводы, но не опровергайте открыто какие-то мысли, высказанные судом.
  3. Как вариант, вы можете перенести доводы суда на ответчика, представив их как мысли последнего. Начиная со слов «ответчик ошибочно считает, что», вы можете парировать неудобные выводы суда.
  4. Необходимо внимательно следить за речью ответчика, так как в рамках своего выступления он может совершить логические ошибки или озвучить мысли, которые выгодны компании. Эти моменты можно и нужно использовать сразу, заставив оппонента оправдываться на месте.
  5. Презентация доводов налогоплательщика должна производиться в форме непринужденного выступления. Категорически нельзя читать текст своих доводов «по бумажке». Исключением является подчеркнутое цитирование какихто ключевых моментов в документах, нормативных актах, правоприменительной практике.
  6. Под рукой всегда должна быть опись документов, предварительно изученная, чтобы при необходимости или по просьбе суда быстро называть том и лист дела, относящийся к документу.
  7. Если существо дела касается нескольких однотипных операций (групп операций) налогоплательщик должен уметь показать пример своего учета на одной из них со ссылками на все необходимые документы в материалах дела. При этом по каждой такой операции информация всегда должна быть под рукой.
  8. Следует помнить, что в большинстве случаев суду потребуется время на размышление над делом, поэтому судебное заседание может быть отложено. Вероятность отложения повышается пропорционально сложности эпизодов и их количеству.
  9. По итогам рассмотрения суд вынесет решение. Сторонам на заседании будет объявлена только резолютивная часть (отказать, удовлетворить, удовлетворить в части и т.п.).
  10. Мотивировочная часть решения должна изготавливаться в течение 5 рабочих дней, однако этот срок часто не соблюдается. Для упрощения своей работы многие судьи заранее просят стороны предоставить свои доводы в электронном виде. Если этого не было, свяжитесь после заседания с помощником судьи и предложите свою помощь, так как это ускорит процесс получения судебного акта.
  11. Если судебный акт вас не устраивает, он может быть обжалован в суде апелляционной инстанции в течение месяца.

2.6. Разбирательство в суде апелляционной инстанции

Суд апелляционной инстанции — втрое больше судей, втрое меньше работы. Если вы выиграли в первой инстанции...

  1. Если вы решили подать апелляционную жалобу на решение суда, то у вас есть месяц с момента получения полного текста решения.
  2. Апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции с приложением платежного поручения на уплату госпошлины, копии оспариваемого решения суда, доверенности и документов, подтверждающих отправку экземпляра жалобы ответчику.
  3. За основу жалобы берется последний вариант пояснений. В жалобе вы должны переработать свои доводы таким образом, чтобы продемонстрировать ошибки суда, а не налогового органа (суд неправильно оценил, суд ошибочно не принял во внимание и т.д.).
  4. Не забывайте, что при подготовке каждого нового процессуального документа необходимо актуализировать правоприменительную практику по вопросу.
  5. К апелляционной жалобе вы не можете прикладывать дополнительные доказательства. Однако если налоговый орган тоже обжалует какую-то часть решения суда, то с отзывом на его жалобу вы можете приложить необходимые документы. Если суд не будет придираться, они попадут в материалы дела.
  6. Получив жалобу, суд назначит своим определением дату и время судебного заседания.
  7. В апелляционном суде не существует предварительных заседаний, хотя бывает, что после первого заседания слушания откладываются. По умолчанию надо быть готовыми к тому, что дело будет рассмотрено за один день.
  8. Если жалобу подает налоговый орган, суд в определении о назначении слушаний укажет на необходимость представления отзыва на жалобу. Отзыв формируется из последнего варианта пояснений, которые были использованы в суде первой инстанции. При этом необходимо дополнить текст ссылкам на решение суда и согласием с его выводами.
  9. Отзыв необходимо заблаговременно представить налоговому органу и суду.
  10. Правила проведения судебных заседаний, в целом, аналогичны суду первой инстанции.
  11. По итогам рассмотрения сторонам оглашается резолютивная часть постановления. В течение 5 дней постановление должно быть изготовлено полностью для рассылки сторонам. Постановление может быть обжаловано в суде кассационной инстанции.

2.7. Разбирательство в суде кассационной инстанции

Процесс в кассационной инстанции чем-то напоминает апелляцию, но есть отдельные нюансы.

  1. Помните: по закону можно обжаловать решение суда первой инстанции сразу в кассационном суде, минуя апелляцию.
  2. Жалоба в суд кассационной инстанции подается в течение двух месяцев с приложением документов, аналогичных апелляции.
  3. Жалоба подается через суд первой инстанции. После получения жалобы суд кассационной инстанции назначает дату и время судебного заседания.
  4. Если жалобу подает налоговый орган, вам необходимо будет представить отзыв на его жалобу.
  5. Помните: суд кассационной инстанции не рассматривает дело по существу. Он оценивает только правовые выводы. Все факты, которые установлены в решении и постановлении предыдущих судов, оспаривать бессмысленно. Если это делает налоговый орган, смело указывайте в отзыве на попытку «переоценки фактических обстоятельств дела».
  6. В суд кассационной инстанции не представляются новые доказательства.
  7. Очень редко слушания в кассационном суде проходят более чем за одно заседание.
  8. У суда кассационной инстанции есть одна специальная опция: он может вернуть дело на новое рассмотрение в один из предыдущих судов в связи с неполным изучением фактических обстоятельств дела.
  9. По итогам рассмотрения сторонам оглашается резолютивная часть постановления. В течение 5 дней постановление должно быть изготовлено полностью для рассылки сторонам.
  10. Независимо от решения кассационного суда (вернуть дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты, оставить в силе и т.д.) вынесенное постановление может быть обжаловано в надзорную инстанцию.

2.8. Суд надзорной инстанции

Поскольку менее 1 процента всех дел попадает на рассмотрение надзорной инстанции (ВАС РФ), остановимся только на самых ключевых моментах.

  1. Текст надзорной жалобы или отзыва на нее должен быть кардинально переработан. В документе следует делать упор на значимость вопроса в рамках всей страны в целом, на неоднозначность правоприменительной практики, на значительное ущемление прав неограниченного круга лиц, нарушение международных норм и т.д.
  2. Изложение претензий налоговых органов и контрдоводов должно быть сокращено до минимума без лишних ссылок на доказательства.
  3. Если ваше дело все-таки попало на рассмотрение Президиума ВАС РФ, мы рекомендуем обратиться к опытным консультантам на этой стадии, так как судебные слушания потребуют не только практической, но и глубокой теоретической подготовки.
  4. Помимо разрешения дела по существу в ту или иную пользу ВАС РФ также может вернуть дело на новое рассмотрение.

Cfin.ru


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Понимание управленческого учета в России

Автор: Oльгa Дмитpиевнa Kaвepина, кандидат экономических наук, доцент кафедры cтатиcтики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета.

В России сформировались многочисленные и противоречивые подходы к толкованию управленческого учета и его организации. В узком смысле система управленческого учета сводится к калькулированию себестоимости продукции и прибыли, оперативному учету, бюджетированию и учету в разрезе бюджетных статей. Абсурдная, но распространенная трактовка управленческого учета — это теневой подход, когда объединяют «белые» и «черные» финансовые потоки. Почему же трактовка управленческого учета отечественными учеными и практиками так противоречива?

В настоящее время в России понятие «управленческий учет» и в специальной литературе, и в хозяйственной практике используется как в узком, так и широком смысле.

Определение управленческого учета в широком смысле относится к классическому управленческому учету. Подход в узком смысле в лучшем случае придает статус системы управленческого учета одному из ее модулей, в худшем — сводит к отдельным процедурам, например документообороту.

Если обратиться к мировой практике, то для нее характерен классический управленческий учет, сформировавшийся в середине XX в. как система, интегрирующая бюджетные, счетоведческие и аналитические процедуры и обеспечивающая в современных рыночных условиях потребности менеджеров во внутрифирменном управлении.

Классический управленческий учет имеет следующие модификации: организация управленческого учета на основе маржинального подхода и организация управленческого учета по сферам деятельности.

Специалисты, трактующие систему управленческого учета «в широком смысле», считают, что:

  • управленческий учет представляет собой интегрированную систему учета, нормирования, планирования, контроля и анализа;
  • управленческий учет отражает данные не только о затратах и результатах, но и о других объектах, что необходимо для принятия специальных управленческих решений (например, по результатам анализа проектов капитальных затрат и для оптимизации ассортимента выпускаемой продукции);
  • информация управленческого учета используется для принятия оперативных (текущих), и стратегических (перспективных) управленческих решений;
  • информация управленческого учета предназначена для управления структурными подразделениями предприятия, предприятием в целом, а также сегментами его бизнеса.

Управленческий учет выделился из бухгалтерского (финансового) под воздействием объективных процессов, главными из которых являются конкуренция и рост масштабов деятельности. В нем синтезировались часть бухгалтерского учета и часть оперативного учета. Управленческий учет предназначен только для внутренних пользователей, удовлетворяет их информационные потребности как в целом по предприятию за конкретный период, так и по отдельным сферам деятельности, процессам, продуктам за любые промежутки времени.

Если обобщить опыт стран, в которых финансовый учет и управленческий учет уже прошли ряд стадий своего развития, а также взгляды отечественных специалистов, которые в последнее десятилетие активно изучают проблемы финансового и управленческого учета, то можно составить их сравнительную характеристику.

Таблица 1. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета

Признак Финансовый учет Управленческий учет
Цели и задачи Упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении для:

• формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

• обеспечения информацией, для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций;

• предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости

Подготовка существенной информации для эффективного управления, в частности, посредством:

• калькулирования себестоимости для оценки запасов, исчисления финансовых результатов, ценообразования;

• подготовки информации для мотивации и для обеспечения управленческих решений,таких как выпуск какой продукции продолжить или прекратить, производство комплектующих изделий собственными силами или приобретение на стороне

Пользователи информации Акционеры, инвесторы, поставщики, покупатели, кредитные учреждения, налоговые инспекции, органы статистики, другие внешние пользователи, работники предприятия Менеджеры разного уровня управления (в качестве исключения — внешние пользователи, например, при заключении крупного контракта)
Правовая база Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету, план счетов, инструкции Минфина России Отсутствует. Менеджеры самостоятельно определяют целесообразность ведения учета. Информация подготавливается только в том случае, если выгода от ее использования больше, чем затраты на подготовку
Масштабы учета Деятельность всего предприятия Деятельность всего предприятия или ее сегментов
Принципы учета Полнота, непрерывность, определенность, начисление, осмотрительность, преобладание сущности над формой, существенность, достоверность, сопоставимость Выбираются для пользования правила бухгалтерского учета, которые руководство предприятия считает наиболее полезными для принятия решений, независимо от того, соответствуют ли они общепринятым нормам или юридическим требованиям
Данные, положенные в основу учета Фактические, нормативные (существуют противоречия в нормативных документах) Фактические, нормативные, бюджетные, прогнозные
Формы отчетности Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др. Внутренние отчеты. Форма не регламентируется нормативными документами
Частота подачи отчетности Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно Отчеты могут составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, по запросу

В России сформировались многочисленные и противоречивые подходы к толкованию понятийного аппарата управленческого учета и его организации. Согласно трактовке в узком смысле система управленческого учета сводится к калькулированию себестоимости продукции и прибыли, оперативному учету в совокупности с оперативно-техническим планированием, документообороту, бюджетированию и учету в разрезе бюджетных статей. Абсурдная, но распространенная на практике трактовка управленческого учета — это теневой подход, когда специалисты объединяют «белые» и «черные» финансовые потоки. У этого подхода нет сторонников-теоретиков, однако, к сожалению, многие практики именно так понимают управленческий учет. Данный подход не имеет перспектив и постепенно вытесняется на предприятиях другими подходами, позволяющими обосновывать управленческие решения. В последние годы сформировался ошибочный подход, в соответствии с которым МСФО считаются международными стандартами управленческого учета. Можно говорить о сближении управленческого учета с МСФО, но не об их идентичности.

Почему же трактовка управленческого учета отечественными учеными и практиками так противоречива? В 90-е годы XX в. в России в информационном обеспечении потребностей менеджеров в управлении деятельностью предприятий и их подразделений образовался вакуум, обусловленный двумя основными причинами:

1. Развитие рыночных отношений с объективной необходимостью предъявило новые требования к управленческим решениям:

  • возросло влияние на внутренние управленческие решения внешних (рыночных) факторов;
  • возникли принципиально новые виды управленческих решений;
  • произошло перераспределение доли управленческих решений от рутинных к проблемным. Все это, в свою очередь, потребовало качественно новой информации для принятия управленческих решений;

2. В период переориентации экономики на свободный рынок были забыты многие отечественные наработки в области внутрифирменного управления, в том числе развитое внутризаводское планирование, что лишило менеджеров значительной части традиционно получаемой информации.

В силу сложившейся традиции отделения бухгалтерского дела от планирования многие специалисты стали по-разному трактовать управленческий учет. Трактовки в узком смысле обособились в зависимости от потребностей пользователей в информации и от их профессиональной принадлежности (бухгалтер, экономист, аналитик, плановик, менеджер). В результате сложились, в частности, следующие мнения:

  • управленческий учет обеспечивает сбор, регистрацию, систематизацию только учетной информации или представляет собой часть, подсистему бухгалтерского учета;
  • объектами управленческого учета являются только затраты и результаты;
  • информация управленческого учета используется лишь для оперативного планирования;
  • информация управленческого учета предназначена для управления структурными подразделениями предприятия.

Кроме определения управленческого учета в узком и широком смысле до настоящего времени продолжают быть остро дискуссионными вопросы о самом факте его существования, соотношении управленческого и производственного учета, месте управленческого учета в структуре бухгалтерского учета, его соотношении с другими видами экономической информации.

При этом практикой, безусловно, востребован управленческий учет в широком смысле — как единый комплекс технологий, в котором готовится и интерпретируется информация, необходимая для управления и предприятием в целом, и его структурными подразделениями и сегментами бизнеса.

Источник: Элитариум

Прыг: 035 036 037 038 039 040 041 042 043 044 045
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100