СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Интеграция региональных экономических систем

Автор: Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор.

Интеграция региональных экономических систем: взгляд на проблему с позиции взаимодействия полей готовности.

Проблемы органичной интеграции различных экономических систем сегодня стоят очень остро. С одной стороны процессы глобализации всех видов рынков (товарного, капитала, рабочей силы, информационного) характерны для всей мировой экономики. С другой стороны, частным, специфическим, а-то и антагонистическим проявлением этой тенденции выступает регионализация, определяющая стремление ограниченного числа участников рынка поддерживать и развивать свои уникальные конкурентные позиции в доминирующих стандартах глобализирующегося мира. Диалектика этих процессов выражается в том, что «целое» объективно распространяет свою мощь на входящие в его состав «части». Под «целым» можно понимать любую систему, включающую в себя другие подсистемы более низкого порядка – «части». «Целым» может выступать мировая экономика, национальная экономика, региональная экономика, а «части», в данном случае, это - соответствующие подсистемы: национальные экономики, региональные образования, экономические субъекты.

В процессах взаимных соперничества и содействия «целое» способно развить синергетический эффект от уникальных свойств составляющих его частей. Одновременно, подсистемы, выступая носителями уникальных характеристик, более оперативно реагируют на происходящие изменения и приспосабливаются, адаптируются к нововведениям, формируя сочетание жизнеспособных характеристик макросистемы в будущем. Объективно также, что «часть» утрачивает большую долю своей самостоятельности и уникальности в угоду интересов целого. С этой точки зрения, эволюционирование экономических систем происходит посредством непрерывного взаимодействия «целого» и «части».

Процессы глобализации и регионализации происходят повсеместно и часто сопровождаются кризисными проявлениями (например, согласование интересов в Европейском сообществе или стандарты однополярного мира). Для России же, происходящие в социально-экономической жизни общества процессы взаимопроникновения, соразвития и кооперации экономических систем не только достаточно интенсивны, но еще и противоречивы, ибо разрушение целостности технологического уклада советской экономики, базирующегося на единой концепции и территориально-технологических комплексах, определило ущербность и неполноту переходной модели постсоветской экономической системы, а динамично развивающиеся рыночные процессы часто еще только несут в себе неоднозначные стандарты будущей экономики страны.

В России взаимодействие экономических систем различного уровня, непременно должно рассматриваться с позиции учета сформированных полей готовности – самодостаточных комплексных образования для дальнейшего достраивания и развития в интересующем направлении. Именно взаимодействие полей готовности во многом определяет возможности удачного соразвития и кооперации регионов. Должны быть максимально задействованы такие поля готовности как транспортное (строительство дорог, путей сообщения), энергетическое (строительство автозаправочных, газораспределительных и электростанций, а также различных видов энергоустановок для эффективного перераспределения и использование энергии), финансовое (трансфер финансовых инноваций и возможности оперативного перераспределения стоимости), информационное (своевременный прием, обработка, архивация, передача адекватных экономическому укладу данных), образовательное (оперативная подготовка требуемых категорий специалистов, обладающий современным знанием). Данные поля готовности призваны сформировать каркас целостной макроэкономической системы государства, способной к максимально эффективному использованию имеющихся возможностей внутренней и внешней среды. Подчеркну, что новый технологический уклад стран-лидеров действует в масштабе всей мировой экономики и основан на первоочередном задействовании информационного (создание необходимой культурной среды и тиражирование уникальных информационных услуг) и финансового (финансовые технологий создания стоимости) полей готовности. Сформированная в России за последние годы сильная вертикаль управления служит генерирующим началом для различного рода преобразований, определяющих тенденций комплексного и органичного соразвития экономик регионов.

Для поддержания высокоэффективного функционирования полей готовности необходимо активизировать т.н. институциональный подход – в каждом из сегментов готовности должен присутствовать элемент, упорядочивающий, регламентирующий деятельность этого поля в интересах макроэкономической целостности. Очевидно, что стандарты успешного развития различного уровня экономических систем будут во многом определяться сильнейшими институциональными представителями – банками, торговыми сетями, энергетическими компаниями, информационными центрами, образовательными учреждениями и т.д.

Россия только тогда будет сильным конкурентоспособным игроком на мировой арене, когда сформирует устойчивую самобытную целостность (готовую к достраиванию за счет внешних элементов мировой экономики), обеспечивающую синергетический эффект экономического роста и базирующуюся на уникальных преимуществах структурных частей.

СТАТЬИ >> ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Особенности оценки стоимости инновационных проектов

Какова стоимость нашего инновационного проекта? Чаще всего данный вопрос задается, когда требуется оценить, способен ли проект окупить свои затраты. В некоторых случаях расходы на наладку производства могут быть уже понесены, и необходимость определить стоимость проекта может быть обусловлена условиями сделки по приобретению или «трансформации стоимости». В любом случае стоимость проекта зависит от рыночных условий, от хода работ по его реализации, а также перспектив.

Эта стоимость должна учитывать гибкость менеджеров, которые могут в будущем изменить свое решение относительно необходимости продолжать работу над проектом. Например, чтобы избежать убытков менеджеры могут отказаться от проекта, если у него появляются неблагоприятные экономические перспективы, принимая во внимание текущее состояние проектных работ и рыночные условия. Если возможностьиспользования реального опциона в нашей оценке не учитывается, это может привести к преуменьшению доходности проекта и потере инвестиционной возможности, создающей стоимость. Важнейшая особенность метода реальных опционов — его способность учитывать быстро меняющиеся экономические условия, в которых функционирует предприятие, что имеет особое значение в текущей ситуации в мировой экономике.

В то же время, как правило, в основе любой оценки стоимости проектов лежит именно метод дисконтирования денежного потока, несмотря на то, что метод имеет свои особенности, и может не подходить для анализа в условиях неопределенности.

Преимуществами доходного подхода является его универсальность и теоретическая обоснованность. Данный подход позволяет определить стоимость актива (рыночную, инвестиционную и пр.) в соответствии с типом совершаемой трансакции и задачами оценки, а также дает возможность учитывать будущие доходы, ожидания и экономическое устаревание путем учета механизма экономической амортизации.

Основной недостаток доходного подхода — трудоемкость и сложность получения необходимой исходной информации для расчетов. Применение данного подхода затруднено, так как сложно оценить уровень будущих доходов, который сторона, реализующая проект, сможет получить. При этом информация о будущих доходах носит вероятностный, неопределенный характер.

Недостатки метода дисконтирования денежных потоков могут оказывать незначительный эффект на результаты оценки, однако использование метода часто становится источником ошибок при оценке рискованных инвестиционных возможностей, где связь с неопределенностью и необходимостью принятия решения уже является характеристикой проекта и определяет его стоимость.

На практике используются различные модификации данного метода. В частности, для получения оценки компании вместо учета риска проекта в ставке дисконтирования, учет рисков идет в денежных потоках: ожидаемые денежные потоки «взвешиваются» в соответствии со специфическими рисками бизнеса. Так, специфические риски биотехнологических компаний связаны с процессом прохождения этапов развития реализуемого биотехнологического проекта (в процессе разработки фармакологических препаратов (лекарств) в качестве главных этапов выделяют несколько фаз клинических испытаний). При этом ставка дисконтирования учитывает только риски проектов, в которых все этапы пройдены.

Применение доходного подхода представляется наиболее обоснованным, так как стоимость проекта заключается именно в его способности генерировать будущие денежные потоки. Кроме того, важность представляют риски, связанные с этими денежными потоками.

Если рассмотреть в качестве дополнения к методу дисконтирования денежных потоков метод реальных опционов, то в общем виде реальный опцион можно представить, как возможность совершения того или иного действия (в нашем случае возможность реализации инновационного проекта), которой обладают юридические или физические лица. Это возможность, которой не могут обладать другие и поэтому имеющая ценность: возможность начать производство продукта (обладание реальным опционом) имеет определенную стоимостью. Данная возможность обладает стоимостью только в том случае, если существует вероятность того, что совокупные выгоды от реализации этой возможности превысят совокупные издержки на эту реализацию (если такая вероятность равна нулю, то реальный опцион не обладает стоимостью). Метод реальных опционов позволяет определить стоимость таких возможностей.

Опцион на прекращение (продажу) проекта обладает ценностью, поскольку ликвидационная стоимость служит нижним пределом стоимости проекта. Проект, который можно прекратить, стоит дороже такого же проекта, но не дающего данной возможности. Стоимость опциона в данном случае – стоимость инновационного проекта. Цена исполнения опциона — стоимость реализации инвестиционного проекта (в случае с инновационным проектом — это совокупные расходы по производству продукта). Базисный актив — товары (работы, услуги), реализация (оказание, выполнение) которых и принесет предполагаемый доход от инвестиционного проекта. Дата исполнения опциона — дата, до которой еще есть возможность реализовать проект с предполагаемой отдачей.

Метод реальных опционов применяется, когда стоимость рассчитанная «традиционными» подходами — отрицательная или близкая к нулю величина или компания не обладает материальными активами.

Оценка стоимости проекта, возможно, является наиболее важным этапом в выборе проекта (помимо технического, маркетингового анализа), поскольку именно на данном этапе у проекта появляются финансовые параметры.

Основные характеристики базовой концепции оценки стоимости инновационных проектов можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.

Параметр

Доходный подход

Рыночный подход

Затратный подход

Сущность подхода

  • Рассматривает будущий возможный чистый (свободный) денежный поток, определяющий потенциал проекта.
  • Количественное определение, прогнозирование и дисконтирование чистого денежного потока, приведение к текущей стоимости.
  • Рассматриваются сравнимые проекты на рынке и их стоимость (близкие по размеру, отрасли, операционной деятельности, доходам, функциям, уровню рентабельности, производственной эффективности, конкуренции, рынку и рискам).
  • Определяется экономия в затратах в результате использования продукта или оценивается стоимость замещения или восстановительная стоимость нематериального актива

Особенности методов

  • Стоимость внедрения, приобретения и развития проекта актива вычитается из текущей стоимости денежных потоков для определения чистой текущей стоимости.
  • Как правило, денежный поток дисконтируется по барьерной (пороговой) ставке1 , определенной специально для данной компании, средневзвешенной стоимости капитала или по скорректированной на риск ставке дисконтирования, определенной с учетом специфических рисков проекта
  • Рыночный подход имеет два важных преимущества: во-первых, он основан на использовании рыночной информации, во-вторых, прост в применении.
  • В то же время стандартные роялти для определенных видов продукции, отраслевые индексы и другие показатели дают очень приблизительные ориентиры для совершения реальных сделок.
  • В качестве одной из разновидности подхода: выявляются все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и введением в действие актива.

Использование

Основной метод, используемый для оценки стоимости инновационных проектов. Как правило, используются данные бизнес-планов, связанные с бизнес-стратегией (т.е. фактически используется для оценки проекта в случае, если есть хорошие знания целевого рынка)

Используется для сравнимых объектов

Может использоваться отдельно для определения гибкости стратегии компании в отношении стоимости проекта, а также в качестве стартовой оценки стоимости. Использование для проектов, запускающих относительно молодую технологию, чье использование и коммерциализация еще не начались (т.е. нет достоверных данных о продажах).

Допущения

Риски и неопределенности, присущие инновационному проекту, учитываются при определении ставки дисконтирования в рамках доходного подхода.

Рыночные условия стремятся привести рыночную цену в равновесное положение, а рыночная цена — это справедливая рыночная стоимость после корректировки на трансакционные издержки и риски.

Стоимость актива соответствует издержкам, которые владелец потратил на создание или приобретение актива

Минусы

  • Сложность расчетов
  • Может дать некорректную оценку (из-за неопределенности прогнозных денежных потоков)

  • Сложно найти аналогичный проект
  • Асимметрия информации
  • Затраты на развитие технологии редко соотносятся со последующей стоимостью инновационного продукта
  • Будущая стоимость инновационного проекта часто не коррелирует с затратами

Плюсы

Всегда высокий уровень достоверности (на момент оценки)

Простая теоретическая применимость.

Помогает решить проблему дефицита информации (в том числе относительно будущих периодов) проблемы неопределенности (доступность данных из отчетности)

Особенности оценки стоимости инновационных проектов
Рисунок 2.

Другие традиционные подходы больше применяются в отношении оценки нематериальных активов проекта. Они базируются на оценке экономической жизнеспособности и выгодах, которые активы могут принести компании.

Многие финансовые специалисты в области оценки, такие как Том Копеланд и Асват Дамодаран, выступают за применение мультисценарного подхода к оценке высокотехнологичных стратапов. Различные венчурные предприятия (к которым относятся инновационные проекты) отличаются последовательностью промежуточных этапов, которые могут произойти, а могут и не произойти, и таким образом оценка будет зависеть от вероятности наступления следующего этапа. Эта неопределенность, как правило, вызывает необходимость более комплексного, мультисценарного анализа и большей креативности со стороны оценщика. Кроме того, при оценке стартапа может иметь значение, используем ли мы денежный поток или чистый доход, поскольку денежный средства с большей вероятностью иссякнут у стартапа, чем у зрелой компании.

Так или иначе, главным, чем стоит руководствоваться инвесторам при выборе методов оценки — это наличие информации и соответствующих кадров, которые могут грамотно эту информацию использовать в целях наиболее прибыльного вложения средств.

1. Пороговая рентабельность - в оценке инвестиционных проектов: минимальный ожидаемый уровень доходности, при котором инвестиционный проект может быть принят к реализации; обычно этот уровень соответствует средневзвешенной стоимости капитала фирмы-инвестора.

CFIN.ru

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Формирование налогового бюджета

Журнал «Планово-экономический отдел», №1 за 2012 год

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.

Модель налогового бюджета организации
Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин, консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Вид налога, сбора

Справочная информация

I квартал 2012 г.

I квартал 2012 г., итого

налоговая база

взаимосвязь с документами

январь

февраль

март

Косвенные налоги

НДС

начисленный

Реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

423 000

253 800

169 200

846 000

к вычету

Закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

343 800

206 280

137 520

687 600

к уплате

Реализация

Бюджет продаж

79 200

47 520

31 680

158 400

Налоги, увеличивающие расходы

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения

Прогнозный баланс

×

×

×

44 800

Транспортный налог

Мощность двигателя (л. с.)

Технические паспорта автомобилей

×

×

×

0

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

×

×

×

15 200

В том числе с выплат работникам:

 

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров

Бюджет расходов на оплату труда

37 831

37 831

37 831

113 493

НДФЛ

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами

Бюджет расходов на оплату труда

18 915

18 915

18 915

56 745

Налоги из прибыли

Налог на прибыль

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению

Сводный налоговый регистр

×

×

×

22 200

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов.

Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Комментарий специалиста: Ф. И. Крючков, финансовый директор

В нашей компании планируются показатели по всем налогам. В рамках составления бюджета по предприятию мы рассчитываем и отдельный бюджет по налогам, который включает НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ, налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые нашей компанией. В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет этих данных отвечают специалисты налогового отдела (для целей персонификации ответственности по данному расчету).

Все налоги, кроме косвенных, подлежат включению в бюджет доходов и расходов в качестве расхода.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки. Перечень таких мероприятий может включать:

  • анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;
  • оценку используемых элементов учетной политики, анализ применения возможных альтернативных вариантов;
  • мониторинг законодательства, использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;
  • оптимизацию денежных потоков.

При этом не стоит забывать, что основной целью деятельности организации является не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли. И мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки, должны следовать этой же цели. После проведения оптимизационных мероприятий необходимо пересчитать налоговую базу, суммы налогов, а также сформировать бюджет налогов.

Расчет начисляемых налогов в общем виде осуществляется по формуле:

Нн = (НБр – НБн) × Сн – Лн,

где Нн — начисленный налог;

НБр — налогооблагаемая база рассчитанная;

НБн — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом;

Сн — ставка налога;

Лн — льготы по налогу.

После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи определяются по формуле:

Вн = Нн – Ау + Вр + Аб,

где Вн — выплаты по налогам;

Нн — налоги начисленные;

Ау — авансы по налогам, ранее уплаченные;

Вр — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов;

Аб — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств. При этом задолженность по налогам определяется по следующей формуле:

Зк = Зн + Нн – Зр – Вн,

где Зк — задолженность по налогам на конец периода;

Зн — задолженность по налогам на начало периода;

Зр — реструктуризированная задолженность.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют не только самостоятельное значение. Они используются и для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Контроль исполнения бюджета налогов

Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба (далее — ФЭС), составляющая бюджет налогов, должна нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями.

Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Это важно. Необходимо помнить, что увеличение налоговых платежей по сравнению с запланированными не подразумевает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных.

Сотрудник отдела ФЭС должен проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога и представить полный анализ руководству, которое примет решение для выхода из сложившейся ситуации. Тем не менее увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект.

Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов, а также все отклонения по ним. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

В заключение отметим, что составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.

CFIN.ru

Прыг: 035 036 037 038 039 040 041 042 043 044 045
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100