СТАТЬИ >> РАЗНОЕ

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика

Статья является выдержкой из книги "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика"
Авторы: А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов.

Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений.

На макроэкономическом уровне низкая финансовая грамотность сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста.

Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам, непонимание контрактных отношений, базовых основ финансов также сдерживают развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса: люди не знают, как начать свое дело, оформить бизнес-проект. Устойчивое развитие экономики Российской Федерации зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от того, насколько население способно их использовать.

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить вопросы пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, образования и жилья. Расширение и рациональное использование сбережений, характерное для среднего класса, обеспечивает более высокий уровень экономической и социальной стабильности и одновременно создает основы устойчивости финансовой системы и макроэкономической сбалансированности Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточно высокий уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами, широко использовать продукты банковского и страхового сектора, системы пенсионного страхования.

Финансовая грамотность помогает домохозяйствам укрепляющегося среднего класса эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка. В Р оссии развитие финансовой грамотности является важным направлением укрепления среднего класса, сберегательного поведения населения как основы макроэкономической стабильности и развития современного финансового сектора.

В долгосрочном плане место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния на всех этапах жизненного цикла — при получении образования, создании семьи, рождении детей, обеспечении домохозяйства жильем, смене сферы деятельности и окончании трудовой деятельности, выходе на пенсию и т.п. Повышение роли личной ответственности за собственные финансовые решения происходит в последние десятилетия на фоне расширения потребительского сектора финансового рынка, роста разнообразия и сложности финансовых продуктов, общего роста доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.

Недостаточная финансовая грамотность в настоящее время является препятствием для развития отдельных финансовых инструментов и сегментов финансового рынка. Повышение ее уровня в Р оссии будет способствовать ускорению процесса осуществления пенсионной реформы, реформы банковского и страхового секторов, в частности, росту спроса на услуги добровольных пенсионных накоплений и страхования.

Рост финансовой грамотности населения позволит более активно развиваться сектору безналичных финансовых трансакций, поддержит тенденцию к снижению наличного денежного оборота, что также будет вести к увеличению собираемости налогов, прозрачности и подконтрольности финансового сектора.

Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, позволяет расширить возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Данный процесс сокращает уязвимость перед финансовыми кризисами, а также ведет к постепенному снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, уменьшению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, являясь важным фактором защиты потребителей финансовых услуг.

Финансово грамотное население в целом лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может лучше защитить себя, лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться с налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике.

В условиях финансово-экономического кризиса более явно обозначилась необходимость государственного воздействия на такие долгосрочные проблемы, как:

необоснованно завышенные ожидания населения относительно государственной финансовой поддержки в случаях финансовых потерь;

низкая способность граждан к обеспечению личного (семейного) устойчивого финансового здоровья на основе индивидуальных финансовых решений;

слабое знание базовых принципов и инструментов финансового рынка.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости системной политики, направленной на повышение финансовой грамотности населения, развитие системы финансового образования и укрепления защиты прав потребителей финансовых услуг, увеличение доступности финансовых услуг для граждан, преодоление дефицита «длинных денег» в экономике, расширение числа участников и рост «финансовой емкости» накопительной пенсионной системы. Первоочередной задачей становится также выработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения. Реализация данной стратегии предполагает создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, поддержку региональных инициатив по повышению финансовой грамотности, укрепление системы защиты потребителей финансовых услуг и построение системы оценки уровня финансовой грамотности и оценки эффективности мероприятий, направленных на ее увеличение.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в К онцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008—2010 гг. отмечена важность развития пенсионной системы через стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Развитие ипотечного кредитования определено целью национального проекта «Доступное и комфортное жилье». Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года2 рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в Р оссии, повышения стабильности финансовой системы и повышения конкурентоспособности российской экономики. Концепция создания международного финансового центра в России обозначает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора роста общей конкурентоспособности российской экономики и укрепления финансовой системы.

Что такое финансовая грамотность

В международном обиходе принято представление о финансовой грамотности как о способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения.

Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского Союза и Организацией экономического сотрудничества и развития актуальной задачей общественного развития.

Финансовое образование (ФО) определяется ОЭСР как «процесс, в результате которого индивиды улучшают свои знания о финансовых продуктах и концепциях и за счет информации, инструктажа и/или объективных рекомендаций вырабатывают навыки и укрепляют доверие, чтобы понимать (финансовые) риски и иметь возможность делать информированный выбор, узнать о том, куда обращаться за помощью, а также уметь предпринимать другие эффективные действия, чтобы улучшать свое финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов».

Еврокомиссия так определила конечную цель финансового образования: «развить способность потребителя и собственника маленькой фирмы понимать суть финансового продукта и принимать квалифицированные, продуманные решения».

Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают «совокупность двух элементов:

1. владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации консультационных услуг;

2. способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги».

В соответствии с определением Управления по регулированию и надзору в сфере финансовых услуг Великобритании (UK Financial Services Authority - FSA), финансовая грамотность (компетенция) предполагает способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, особенно пенсию, правильно выбирать финансовые продукты и разбираться в финансовых вопросах.

Финансово грамотное население:

- Ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи,
- Живет по средствам – без излишних долгов,
- Финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии),
- Приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора,
- Ориентируется в вопросах финансовой сферы.

(На основе определения UK Financial Services Authority - FSА )

Правительство США создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию ( Financial Literacy and Education Commission) и специализированный интернет-ресурс , а также Консультативный Совет по финансовой грамотности при Президенте США. В докладе Консультативного совета по финансовой грамотности финансовая грамотность определена как "умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия." Отмечается, что «финансовая грамотность» должна рассматриваться как динамическое понятие, так как грамотность предполагает возможность "каждому человеку эффективно реагировать на постоянно меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства."

Луис Витт из Института социально-финансовых исследований определяет финансовую грамотность как «умение читать, анализировать, управлять и выделять те финансовые условия, которые влияют на материальное благополучие. Это включает в себя способность различать варианты финансовых решений, обсуждать денежные и финансовые вопросы без дискомфорта, строить планы на будущее, и грамотно реагировать на события, которые влияют на повседневную жизнь с финансовой точки зрения, в том числе события в мировой экономике" .

Финансовая грамотность (как формируемые в процессе обучения компетенции ) включает три взаимосвязанных элемента: установки, знания и навыки.

Первая часть – правильные установки - это базис финансовой грамотности. Речь идет о формировании культуры финансового поведения, которая начинается с планирования семейного бюджета, причем на длительную перспективу, и выработки стратегии реализации потребностей жизненного цикла.

Необходимые знания - принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем, включая понятия риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между наличными и безналичными платежами, и т.п.

Необходимые навыки

- умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, умение подавать претензию или жалобу в том случае, если его права нарушены, умение искать и находить информацию о финансовом рынке и т.п.

ОЭСР определяет финансовое образование как процесс, посредством которого потребители финансовых услуг совершенствуют свои знания о финансовых продуктах и понятиях, и, благодаря информации и/ или объективным советам и рекомендациям, развивают свои навыки и уверенность в себе. Это позволяет им повысить осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делать обоснованный выбор, знать, куда обращаться за помощью, и принимать другие эффективные меры для улучшения своего финансового благосостояния.

Проблематика финансовой грамотности охватывает широкий круг тем:

- осведомленность в вопросах банковских услуг и потребительского кредитования,
- управление личным бюджетом,
- управление финансовыми рисками (в том числе недопущение формирования избыточной задолженности и риска банкротства),
- вопросы страхования,
- понимание принципов инвестирования и соотношения между уровнем доходности и риска,
- знание прав потребителя и требований обязательного раскрытия информации,
- планирование пенсионного периода и финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека.

Справка:

"Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика" Авторы: А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов.

Издано при участии: Центра Исследований Платежных Систем и Расчетов

Сборник посвящен вопросам повышения финансовой грамотности населения в России и в мире. Приводятся результаты исследований уровня финансовой грамотности населения и анализ сложившейся ситуации в этой сфере. Дано краткое описание международного опыта, а также рекомендаций ОЭСР по организации программ финансовой грамотности населения, приведены примеры из российской практики. Отдельное внимание уделено роли защиты прав потребителей финансовых услуг.

Будет интересен работникам государственных, структур, региональных и муниципальных администраций, формирующих и реализующих мероприятия общественных организаций и финансовых компаний, а также всем, кто интересуется вопросами повышения финансовой грамотности населения. по повышению финансовой грамотности, разработчикам образовательных и информационных программ и проектов в этой области, представителям образовательных институтов.

Купить книгу можно в магазине Озон >>

СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банки сдают активы

Передел международного финансового бизнеса получил новый импульс, но пока не набрал масштаб. Банки Европы, после кризиса 2008 года вытеснившие с первых мест мирового топ-10 американцев, проходят испытание на прочность. В спину дышит сильная Азия.

На фоне медленного восстановления экономики и нового обострения в финансовом секторе из-за долговых проблем Европы крупным игрокам приходится ограничивать свою экспансию и избавляться от уже имеющихся активов. В этой ситуации позиции укрепляют кредитные организации с более устойчивой структурой баланса и высокой прибыльностью. Важным поставщиком наступательно настроенных участников рынка остается Азия, но банкам из этого региона непросто конкурировать с историческими брендами Запада.

Европейские банки готовы держаться до последнего за счет государственной поддержки. Американские гиганты продолжают сражаться с издержками. Локальным банкам развивающихся рынков в условиях напряженной ситуации с ликвидностью и активизацией иностранных «дочек» на рынке депозитов рассчитывать на ослабление конкуренции не приходится.

Тренд азиатской экспансии еще в октябре 2008 года задал японский Nomura, приобретя бизнес павшего жертвой кризиса Lehman Brothers в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Европе и на Ближнем Востоке. Международный блок ранее приносил лопнувшему американскому банку половину всей выручки. В 2010 году японский банк купил долю Bank of Ireland. Экономика и финансовый сектор азиатского региона пострадали от мирового кризиса 2008 года меньше других. Китай тогда и вовсе стал локомотивом восстановления глобальной экономики, увеличивая ВВП по 10% в год. Это преимущество позволяет банкам региона занимать ниши на международном рынке, оставляемые из-за различных трудностей конкурентами.

«Эта тема действительно активно обсуждается в западном банковском мире в последнее время, но угроза пока гипотетическая, хотя какие-то выборочные сделки идут», – говорит первый вице-президент «Газпромбанка» Екатерина Трофимова (см. интервью). По ее мнению, одних финансовых ресурсов азиатским банкам недостаточно, в банковском бизнесе большое значение имеют современные технологии, контакты и бренды с вековой историей. Но на руку желающим прибрать к рукам дополнительную долю рынка играют новые правила для банков в Европе, требования Базеля-3 к капиталу, резервам и ликвидности. Кроме того, долговой кризис в регионе расшатывает кредитный рынок – банки опасаются возможных потерь. Высокая оценка текущих рисков в связи с проблемами периферийных стран Европы, чьи бонды отягощают портфели многих местных игроков, заставляет их отвлекать значительные средства в резервы и останавливать операции на иностранных рынках.

Регуляторы принуждают европейские банки сокращать балансы и сосредоточиваться на домашних рынках. В истории одного рынка – привлекательного для инвесторов сегмента коммерческой недвижимости Нью-Йорка – отразились все последствия такого подхода. Ирландские, немецкие и французские банки отступают. На замену спешат восточные конкуренты, как, например, государственный Bank of China, третий по величине активов кредитор в Китае. Владельцы нью-йоркской коммерческой недвижимости в ближайшие два года должны рефинансировать кредитные инструменты на сумму $ 18 млрд, подсчитал Bloomberg. «Прямо сейчас рынок коммерческой недвижимости предлагает кредиторам хорошую доходность с учетом риска. Такие кредиты принесут доход банкам по сравнению с госбондами», – отмечает управляющий директор Real Capital Analytics Дэн Фасьюло.

По данным компании Trepp, с 2008 года Bank of China увеличил портфель кредитов под залог недвижимости в США (в основном – в Нью-Йорке) впятеро – до $ 2,6 млрд. Заметно увеличил кредитование недвижимости в США Singapore’s United Overseas Bank – до $ 1,1 млрд, на 178%, за два года. Нью-йоркский филиал Bank of East Asia (Гонконг) –на 87%, до $ 1,1 млрд. Недавно Bank of China согласился рефинансировать отель Mandarin Oriental на площади Колумба, принадлежащий дубайской компании Istithmar World, – ранее этот отель кредитовал Column Financial, входящий в Credit Suisse Group.

Eurohypo, подразделение Commerzbank, объявило об «эмбарго на новый бизнес». Объем выданных им кредитов владельцам американской недвижимости снизился с $ 3,6 млрд в 2009 году до $ 1 млрд. Стратегия Commerzbank предусматривает сокращение активов Eurohypo по всему миру в связи с требованиями Европейского банковского управления (EBA) к капиталу банков. Ирландские банки начали покидать рынок еще в 2009 году, когда были национализированы из-за потерь на глобальном рынке недвижимости.

Участвуют в разделе оставляемого европейцами рынка и местные сильные игроки. Anglo Irish в прошлом году продал портфель кредитов под недвижимость объемом $ 9,65 млрд банкам JPMorgan Chase, Wells Fargo и Lone Star Funds в среднем за 80 центов на доллар, по неофициальным данным. Дублинский кредитор, переименованный в Bank Resolution, полностью свернет свою деятельность в ближайшие десять лет. За свою лигу отыгрался разве что Deutsche Bank, выступивший лид-менеджером при размещении ценных бумаг на основе кредитов на недвижимость на сумму $ 6,3 млрд. Европейский конкурент с этим результатом опередил J.P. Morgan, заняв первое место в рэнкинге Commercial Mortgage Alert.

Происходят другие точечные сделки. Например, в августе прошлого года HSBC продала свою сеть в штате Нью-Йорк американской First Niagara Financial Group за $ 1 млрд. В качестве покупателей могут выступать соседи по континенту, у которых дела обстоят несколько лучше.

Недавно стало известно о договоренности о покупке испанским банком Santander польского Kredyt Bank у бельгийского KBC за € 1 млрд. KBC получил 7 млрд из бельгийского фонда спасения и теперь должен возвращать деньги. О масштабных же продажах бизнеса европейскими банками пока не слышно. В марте Financial Times сообщила, что HSBC может уйти сразу с семи рынков, где работает 20 его подразделений: из Бангладеша, Брунея, Макао, Новой Зеландии, Пакистана, Филлипин и Шри-Ланки. В самом банке сразу же опровергли эту информацию. «Мы не планируем уходить с какого-либо рынка Азии в данный момент», – заявил представитель HSBC Брендон Макнамара. Козырь в рукаве европейцев – содействие государства. ЕЦБ выделил около € 1 трлн на поддержку ликвидности. Банки имеют возможность не спеша менять структуру балансов своих иностранных «дочек», активнее привлекая фондирование на местном рынке. А по вопросу сокращения внешнего бизнеса на них никто не давит. Недавно агентство Fitch разоблачило крупных европейских игроков, продолжающих поддерживать свои восточно-европейские дочерние структуры, – UniCredit и Erste Group Bank. Они стремятся к увеличению доли локальных депозитов в фондировании местного бизнеса, но продолжают финансировать операции «дочек». «Мы видим сдвиг в политике материнских компаний, но не видим решительных действий по ограничению доступа к их средствам. Не было момента, когда дочерним структурам не был бы доступен материнский капитал», – говорит директор Fitch в Варшаве Артур Сзецки (Artur Szeski).

Не исключено, что такая политика пережидания трудностей без резких движений и при монетарной поддержке ЕЦБ позволит европейским банкам сохранить свои международные позиции, избирательно подчистив структуру активов. Многое будет зависеть от развязки долгового кризиса стран Евросоюза, до окончания которого еще далеко. После кризиса 2008 года первые строчки мирового рейтинга банков по величине активов заняли банки Европы, заменив сдувшихся и исчезнувших американских лидеров.

Заокеанским коллегам не до реванша, они продолжают сокращать издержки. Bank of America только в прошлом году уволил 30 000 сотрудников и продал активов на $ 33 млрд, чтобы пополнить капитал и сократить расходы. Самый розничный кредитор США – Wells Fargo – вынужден планировать сокращение своей сети из 6239 филиалов, 1375 брокерских офисов и 725 ипотечных.

Поскольку проблемы материнских структур далеко не всегда приводят к уходу иностранных банков с рынка, а, напротив, часто стимулируют их активнее конкурировать на рынке депозитов, локальным банкам в данной ситуации рассчитывать на бонусы не стоит. С учетом роста конкуренции и негативной конъюнктуры рынков капитала многим придется столкнуться с обострением вопроса ликвидности. В частности, большинство российских коммерческих банков, по мнению службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s, недостаточно капитализированы с учетом их значительного аппетита к риску и слабой диверсификации. При этом эксперты агентства считают, что большинство игроков в 2012 году не смогут самостоятельно генерировать капитал, достаточный для обеспечения роста своих активов, даже если намеченные темпы роста будут снижены. Способность генерировать капитал по-прежнему ограничивается недавним сужением процентной маржи и неопределенностью сроков восстановления объемов бизнеса до более устойчивых уровней, отмечается в недавнем исследовании рейтингового агентства.

Банки с госучастием и иностранные «дочки» зарубежных игроков в России плотно оккупировали первые строчки банковских рейтингов по всем ключевым показателям. Начиная с 2008 года некоторые западные игроки, едва успев зайти на рынок, начали избавляться от местных активов. Но в большинстве случаев речь идет о продаже бизнеса, который только начал развиваться в предкризисные годы. Розничный бизнес «Сведбанка», Barclays, HSBC, Santander требовал существенных инвестиций, в то время как прибыльность его с учетом неблагоприятных кризисных трендов находилась под вопросом. Те же европейские банковские группы, которые успели создать крупный диверсифицированный бизнес до кризиса, сейчас являются системообразующими элементами национальной банковской системы – например, Societe Generale, Unicredit, Raiffeisenbank. Сохраняя преимущество доступа к капиталу материнских компаний, они вряд ли уступят свои позиции, если ситуация в Европе не обострится до чрезвычайной.

Источник: World Economic Journal, №4, апрель 2012.

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Релевантные затраты и выручка

Автор: Oльгa Дмитpиeвнa Kaвepина, кандидат экономических наук, доцент кафедры cтатиcтики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета.

Неоднородность экономической информации, тенденция ее усложнения и увеличения объема приводят к увеличению информационных потоков предприятия. В этих условиях для эффективного управления ключевое значение имеет критерий существенности информации, согласно которому затраты и выручка делятся на релевантные и нерелевантные. Рассмотрим примеры того, когда в расчеты может быть включена нерелевантная информация, ведущая к ошибочным решениям.

Неоднородность экономической информации, тенденция увеличения ее объема, усложнение схем взаимосвязи отдельных ее видов приводят к увеличению и усложнению информационных потоков предприятия. В этих условиях для эффективного управления ключевое значение имеет критерий существенности информации, согласно которому затраты и выручка делятся на релевантные и нерелевантные.

Понятие и правила релевантности информации. Релевантная информация существенна для принятия решения, т.е. она содержит данные, которые следует принимать в расчет при подготовке информации для менеджеров. Релевантные затраты и релевантная выручка — это оцениваемые будущие затраты и выручка, которые различаются в зависимости от выбора разных курсов действий.

Нужно помнить, что нерелевантные данные могут привести к двум последствиям:

  • принятие ошибочного решения вследствие того, что искажается информационная картина, описывающая проблемную ситуацию, по которой требуется принять решение;
  • снижение оперативности и повышение трудоемкости процесса принятия решения, т.е. искажение информации не происходит, однако менеджер получает излишние данные, которые затрудняют обдумывание задачи и увеличивают время на ее решение.

Первое правило релевантности: информация для руководителя должна обеспечить (способствовать) принятие правильного решения. Это главная характеристика качества информации для руководителя.

Рассмотрим примеры того, когда в расчеты может быть включена нерелевантная информация, ведущая к ошибочным решениям.


Пример 1

Предприятие по производству хлебобулочных изделий продает свою продукцию через разветвленную сеть торговых точек в пределах спроса по каждому наименованию. После резкого повышения цен на некоторые добавки директор, основываясь на интуиции, предполагает, что часть продукции стала убыточной. Руководитель предприятия принимает решение о снятии с производства вида продукции. Какие данные он должен получить?

Бухгалтер, которому было дано это задание, представил данные о выручке по продуктам за период и обо всех затратах. Продукт по расчетам убыточен, поэтому он был снят с производства. Однако в калькуляцию себестоимости была включена нерелевантная информация о постоянных расходах, которые сохранились после снятия продукта с производства (информация о доле затрат на аренду торговых точек, расходах на содержание грузовика и заработной платы дирекции). Прибыль предприятия снизилась, так как уменьшение выручки не повлекло за собой пропорционального уменьшения затрат. Решение ситуации оказалось ошибочным. Необходимо было искать альтернативные варианты расширения ассортимента, увеличения объема продаж за счет расширения торговых точек и др. Релевантными затратами в данной ситуации являются переменные затраты, выручка, маржинальная прибыль.

Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе затрат прошлых периодов, возникающих в результате ранее принятых решений.


Пример 2

Вы мечтаете о телевизоре с определенными характеристиками (диагональ, конфигурация пульта, др.) и скопили на него половину суммы. Накануне юбилея друзья и родственники, зная о вашем желании, решили добавить недостающую сумму. Они непременно хотелиувидеть телевизор у вас на столе в день рождения. Поиски заказанной модели не дали результатов и вы «дали добро» на покупку аналога за 300 долл. По истечении небольшого времени (абстрагируемся от прав потребителей) вы заходите в магазин и видите телевизор своей мечты: именно та диагональ, плоскость экрана, настройка, пульт! Кроме того, его цена ниже: 260 долл.

Один из сослуживцев, узнав о ваших сожалениях, предложил купить у вас телевизор, но сумма, которой он располагал не превышала 240 долл. Какая сумма релевантна для принятия решения о покупке телевизора:

  • 40 долл.;
  • 20 долл.;
  • другая?

При принятии решения о приобретении нового телевизора вы не должны думать ни о 300 долл., уплаченных за покупку, ни о 40 долл. разницы в цене. Они потеряны для вас. Это затраты прошлых периодов, а прошлое изменить не дано. Принимая решение, вы должны только подумать, стоит ли платить 20 долл. за желаемые характеристики телевизора.


Пример 3

Компания «Эксперт» закупила скоропортящийся материал «Р-53» на сумму 5 000 000 руб. Продукция, для которой совершалась закупка, снята с производства из-за отсутствия спроса. В запасах осталось 100 кг материала «Р-53» на сумму 300 000 руб. Менеджерам по продажам не удалось найти на них покупателя. В настоящее время ведутся переговоры о размещении разового заказа на производство продукции «Омега», в производстве которой используется материал «Р-53». Дополнительные затраты составят 750 000 руб. Они включают расходы на оплату труда, стоимость материалов и долю общепроизводственных расходов, приходящихся на заказ. Прогнозный объем продаж — 1 000 000 руб. Целесообразно ли принимать заказ? Налогообложение во внимание не принимается.

Возможны два подхода к анализу ситуации. Согласно первому специалисты составляют прогнозный расчет прибыли от размещения заказа в формате табл. 1. Не зная о том, что могут быть нерелевантные затраты для принятия решения, руководству представляют информацию о выручке, всех затратах, прибыли, которую может получить предприятие от продажи продукции «Омега».

В результате предложение о размещении заказа на производство продукции «Омега» отклонено. Решение это ошибочно, поскольку данные о затратах материала «Р-53» не нужно было включать в расчет себестоимости и прибыли (убытка).

Таблица 1. Расчет выгодности размещения заказа «Омега» (традиционный подход)

Показатель Сумма, руб.
Выручка 1 000 000
Затраты:
• материал «Р-53» 300 000
• прочие материалы 350 000
• заработная плата и налоги 300 000
• общепроизводственные расходы 100 000
Итого затрат 1 050 000
Убыток -50 000

В табл. 2 представлен второй подход к подготовке информации для принятия решения. Его отличие состоит в исключении нерелевантных затрат прошлых периодов.

Таблица 2. Расчет выгодности размещения заказа «Омега» (подход с использованием релевантных затрат)

Показатель Сумма, руб.
Выручка 1 000 000
Затраты:
• прочие материалы 350 000
• заработная плата и налоги 300 000
• общепроизводственные расходы 100 000
Итого затрат 750 000
Выхода (условная прибыль) 250 000

Анализ ситуации показывает, что заказ следует принять.

Выгода от его размещения составляет 250 000 руб., так как затраты на материал «Р-53» — это затраты прошлых периодов, израсходованные на них средства не вернуть. Если менеджеры компании откажутся от размещения заказа, то все равно потеряют 300 000 руб. от порчи материала «Р-53».

Второе правило релевантности: информация для руководителя должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать избыточных данных.

Понятие «релевантная информация» кроме «существенности» связано со стилем подготовки информации. Информация должна быть легко воспринимаема и содержать минимально необходимые сведения для принятия решения. Это повышает производительность управленческого труда.

Популярным становится анализ ситуации на основе альтернативных затрат. В этом случае происходит микроанализ и формируется информация о том, насколько выбранный вариант выгоднее отброшенного. Используя этот подход, говорят также об упущенной выгоде.

Таким образом, информация для управления должна содержать нужные, воспринимаемые и осознанные сведения, необходимые для анализа конкретных ситуаций, дающие возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющие определить ряд альтернативных решений, из которых можно (в зависимости от конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение.

Источник: Элитариум
Прыг: 025 026 027 028 029 030 031 032 033 034 035
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100