СТАТЬИ >> ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, HR

Банки приглашают на выход

Офисы в центре Нью-Йорка вместо уволенных финансистов занимают представители интернет-компаний – банки сокращают сотрудников, как в кризисные 2008 - 2009 года.

Крупнейшие банки мира переживают очередную волну сокращения сотрудников, сопоставимую с посткризисной. Причины остаются неизменными с 2008 года, если не считать облегчения ситуации с ликвидностью – сокращением издержек и сворачиванием части бизнеса ради снижения рисков или выполнения требований регуляторов. Обострение долгового кризиса в Европе добавило давления на финансовый сектор.

Гонки на выживание

Только инвестбанки в ближайшие два года планируют экономию в $10−12 млрд за счет увольнений, снижения зарплат и сокращения инвестиций в непрофильные активы. Такие прогнозы высказывают эксперты Morgan Stanley и консалтинговой компании Oliver Wyman. Объем средств на балансах инвестиционных банков в течение ближайших двух лет сократится на $1 трлн, или на 7%.

Коммерческие банки также снижают активность по менее доходным направлениям, уходят с иностранных рынков, европейские – приспосабливаются к требованиям Базеля-3. Кроме того, многим из них грозят серьезные выплаты по судебным решениям, в основном в связи с докризисной деятельностью на ипотечном рынке. Купнейший банк Германии Deutsche Bank в своей годовой отчетности оценил риски таких выплат в €3 млрд, «отдаленных» выплат – в €2,2 млрд.

Royal Bank of Scotland в январе объявил, что собирается сократить 3500 рабочих мест в течение трех лет. Основная часть увольнений придется на 2012 год. Пострадают сотрудники и местных, и иностранных подразделений банка. RBS проводит масштабную реструктуризацию, в рамках которой намерен продать часть неприбыльных активов, в частности бизнес по слияниям и поглощениям и брокерское подразделение Hoare Govett.

Американский банк Citigroup в конце прошлого года объявил, что на фоне снижения доходов принял решение сократить 4500 сотрудников, или 1,7% штата. «Сектор финансовых услуг столкнулся с крайне сложной операционной средой – беспрецедентным сочетанием неопределенности на рынках, продолжительного замедления темпов роста экономики развитых стран и наиболее существенных изменений требований регуляторов, которые я когда-либо видел», – пояснил тогда руководитель Citigroup Викрам Пандит.

Еще раньше о намерении уволить 30 000 сотрудников (это только в розничном подразделении и технических отделах) в течение нескольких лет объявил глава Bank of America Брайан Мойнихэн. В 2011 году крупные банки уволили свыше 200 000 человек – против 58 000 в 2010 году и 174 000 в 2009 году.

На Восточном фронте без перемен

Финансовый Восток меньше страдает от последствий кризиса, но и там появляются новые жертвы. Крупнейший банк Объединенных Арабских Эмиратов Emirates NBD планирует сократить 500−700 сотрудников, это около 15% персонала. Снижение цен на недвижимость в 2008−2009 годах негативно отразилось на балансе банка, которому требуется дальнейшее сокращение расходов. Третий по величине банк Австралии ANZ Bank планирует сократить 1000 сотрудников, финансовый сектор в этой стране испытывает трудности из-за замедления местной экономики и увеличения стоимости внешних заимствований.

HSBC практически каждый месяц сообщает об уходе с того или иного рынка. В феврале стало известно о намерении уйти с розничного рынка Японии. Также банк сворачивает деятельность в Южной Корее и Таиланде. А месяцем ранее было объявлено о закрытии офисов в Коста-Рике, Сальвадоре, Гондурасе и Колумбии и о намерении сосредоточиться на крупнейших рынках Латинской Америки. В марте HSBC пообещал к концу третьего квартала свернуть свою деятельность в Словакии. Программа сокращения персонала этого банка предусматривает увольнение 30 000 сотрудников, в феврале было объявлено о том, что 11 000 сотрудников уже покинули компанию.

Британские банки должны продолжить активно сокращать издержки, в том числе за счет персонала, уверены эксперты KMPG. «Год был более тяжелым, чем ожидали многие, и банкам придется потрудиться, чтобы повернуть дела в свою пользу, – говорит представитель KPMG Бил Майкл. – Мы увидим продолжение сокращения издержек, что неизбежно подразумевает потери рабочих мест».

Серьезный удар обострение кризиса нанесло рынкам капитала и, соответственно, инвестиционным банкам. «Для инвестиционных банков в прошлом году успех означал выживание. Просто суметь привлечь средства на рынке акций или облигаций или не дать развалиться сделке M&A – вот что теперь успех», – прокомментировал итоги года издатель Global Finance Джозеф Гьяррапуто (Joseph Giarraputo). Азиатское подразделение Goldman Sachs Group, например, приподнесло группе неприятный сюрприз в виде убытков впервые за три года. Снижение стоимости акций в портфеле привело к сокращению дохода на 46% в 2011 году. По всему миру этот инвестбанк уже сократил 2400 сотрудников.

Один из мировых финансовых центров, Нью-Йорк, ощутил спад активности банков на физическом уровне: в первом квартале 2012 года объем аренды офисов на Манхеттене упал до почти трехлетнего минимума – 5,7 млн квадратных футов (530 000 квадратных метров). Такие предварительные данные передало агентство Bloomberg со ссылкой на компанию Studley. Лишь рост IT- и медиакомпаний остановил дальнейшее падение рынка аренды, говорят в Studley, в частности спрос со стороны такого интернет-гиганта, как Google.

По расчетам экспертов Studley, так называемая креативная индустрия – коммуникации, услуги, модный бизнес, образование и информационные технологии – после кризиса, с 2007 года, в среднем в год арендует на 42% больше площадей, чем финансовый сектор. В 2000−2006 годах картина была иная: спрос финансистов на 19% превосходил запросы креативных компаний.

Русский оазис

В России после обвала на финансовых рынках летом–осенью минувшего года разговоров о сокращениях в инвестиционных банках бало много. В первую очередь под удар попадали местные аналитики «дочек» глобальных банков. Тень очередной волны кризиса внесла смятение в ряды всех финансистов, включая страховщиков. Исследование «АНКОР Банки, финансовые услуги», вышедшее в январе, выявило, что, хотя 45% работающих кандидатов финансового рынка следят за предложениями на рынке труда, многие из них не готовы менять работу из-за того, что в кризис под сокращение попадают в основном новички.

Но тенденция не приняла массовый характер. Можно говорить, скорее, о заморозке рынка во второй половине прошлого года в наиболее пострадавшем от внешней конъюнктуры инвестбанкинге. Стратег «Тройки Диалог» Ованес Оганисян отмечает, что Россия – наиболее рискованный рынок из развивающихся, обычно сильнее других реагирующий на турбулентность. После некоторого смягчения напряжения вокруг Греции ситуацию можно сравнить с наркозом, добавляет эксперт.

Руководитель отдела международных продаж инвестиционного холдинга «Финам» Александр Захаров говорит, что в прошлом году в инвестбанкинге были сокращения, около 10% – «это нечувствительно». При этом в большинстве компаний был заморожен найм новых сотрудников, отмечают участники рынка. Нередко обязанности ушедших специалистов распределяли среди группы коллег. Исключение составляли некоторые игроки, которым необходимо было заменить целые команды или которые решили, пользуясь ситуацией, набрать на пониженные ставки людей на новые направления.

По оценке Захарова, в 2012 году тенденция продолжится, но изменятся акценты. Компании начинают выявлять наиболее дорого обходящихся им сотрудников и направления, приносящие в текущей ситуации меньше дохода. Увольнения могут быть единичными, но это будут высокооплачиваемые сотрудники. Из-за закрытия рынков капитала еще в прошлом году меньше дохода приносят направления корпоративного финансирования, работы с акциями – компании почти не размещаются на рынке. Открывшееся окно на долговом рынке позволяет относительно спокойно себя чувствовать специалистам по fixed income.

Сейчас российские финансисты в основном рассчитывают на улучшение на рынке труда за счет передышки на мировых финансовых рынках и неплохих перспектив экономического роста. При этом инвестиционным банкирам по-прежнему не на что надеяться: если страховые компании сообщили о росте количества сотрудников, то трейдеры и инвестиционные компании отмечают снижение числа работающих.

Источник: World Economic Journal, №5, май 2012.

СТАТЬИ >> РАЗНОЕ

Роль финансового образования в повышении благосостояния населения

Статья является выдержкой из книги "Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика"
Авторы: А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов.

Финансово образованные потребители способствуют эффективному функционированию все более сложных финансовых рынков. Обладая более развитой способностью сопоставления рисков и доходности различных финансовых продуктов, предлагаемых разными посредниками, финансово грамотные потребители способствуют развитию конкуренции. Кроме того, запрашивая продукты, более полно удовлетворяющие их потребности, финансово грамотные потребители стимулируют поставщиков к разработке новых продуктов и услуг к более активному внедрению инноваций и повышению качества. Финансово образованные граждане более склонны к накоплению сбережений, что должно оказать положительное воздействие на инвестиции и рост.

Финансовое образование может также способствовать укреплению защиты прав потребителей. Финансово образованные потребители лучше подготовлены к тому, чтобы самим защищать свои интересы и сообщать органам власти о возможных неправомерных действиях финансовых посредников, что делает их менее уязвимыми в случае мошенничества и злоупотреблений. Финансово образованные потребители могут создавать меньшую нагрузку на государственные финансы либо за счет снижения бремени нормативного регулирования, либо за счет сокращения объема условных обязательств в случае потерь или банкротства. Более того, потребители с хорошим финансовым образованием могут смягчить резкие колебания на финансовых рынках, поскольку они менее склонны к проявлению преждевременной или слишком бурной реакции в случае изменения внешних факторов.

Финансовое образование может быть выгодно людям любого возраста и с любым уровнем дохода. Молодым людям оно может дать инструменты для планирования бюджета и накопления сбережений, чтобы они держали под контролем свои расходы и долги. Финансовое образование может способствовать укреплению финансовой дисциплины в семьях, чтобы они могли откладывать средства на образование детей. Людям более старшего возраста оно помогает накопить достаточный объем сбережений для выхода на пенсию и развить навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся пенсий и других сбережений. Благодаря финансовому образованию люди с низким уровнем дохода могут накопить максимальные в сложившейся ситуации сбережения, не выплачивая больших комиссионных за финансовые операции, которые взимают нефинансовые организации, или за овердрафт по счету или кредитной карте в финансовых организациях. Что касается граждан, располагающих средствами для осуществления инвестиций, финансовое образование может способствовать тому, что они станут лучше понимать и базовую финансовую информацию, и более специфическую информацию, относящуюся к конкретным видам инвестиций.

Повышение уровня финансовой грамотности имеет большое значение для развития способности отдельных лиц и их семей управлять возросшими рисками. Сюда включается недопущение чрезмерного увеличения личного долгового бремени, преодоление финансовых трудностей, снижение риска банкротства, сохранение сбережений и обеспечение достаточного уровня благосостояния после выхода на пенсию. Финансово грамотные потребители – это важная предпосылка для глубокого развития финансового сектора. Кроме того, повышение уровня финансовой грамотности является важной характеристикой современного эффективного режима защиты прав потребителей, который включает в себя простое и сопоставимое раскрытие информации потребителям, эффективные институты рассмотрения жалоб потребителей, а также запрет недобросовестной рыночной практики.

Финансовая грамотность оказывает сильное влияние на жизнь конкретного человека, так формирует его способность:

- Обеспечить себя и свою семью
- Инвестировать в свое будущее и будущее своих детей
- Развить свой творческий потенциал с тем, чтобы реализовать свой потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.

Низкий же уровень ФГ приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.

«Финансовое образование может принести выгоды потребителям всех возрастов и уровней дохода. Молодых людей, только начинающих свою трудовую жизнь, оно обеспечивает основными инструментами управления бюджетом и экономии, чтобы удерживать под контролем расходы и долги. Финансовое образование может помочь семьям в их стремлении обзавестись собственным домом и / или дать хорошее образование своим детям. Финансовое образование может помочь будущим пенсионерам быть достаточно информированными, чтобы сделать правильный выбор при формировании индивидуальных инвестиционных и пенсионных планов и, таким образом, гарантировать себе достойный уровень пенсионного обеспечения. Финансовое образование может помочь людям с низким доходом максимально эффективно использовать доступные финансовые ресурсы».

Важность финансового образования, ОЭСР, 2006 (The Importance of Financial Education, from the Organisation for Economic Cooperation and Development, 2006)

ФГ населения в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Чехия, Корея, приобретает все большую остроту в силу факторов, действующих со стороны предложения и спроса. В первом случае речь идет о стремительных изменениях параметров рынка финансовых услуг (рост ассортимента финансовых продуктов, усложнение процедур их потребления, расширение спектра организаций их предоставляющих и адресатов услуг). Во втором случае — о социально-экономических и демографических изменениях (ускорение процесса старения населения, снижение доли населения трудоспособного возраста, рост разнородности населения, рост личных располагаемых доходов населения).

Факторы, влияющие на актуальность финансовой грамотности, вызванные изменением рынка со стороны предложения финансовых услуг , таким как рост конкуренции на рынке и внедрение современных информационных технологий, выражаются в:

1) стремительном росте ассортимента финансовых продуктов при значительном усложнении их характеристик. Расширяется спектр базовых банковских услуг.

Помимо банковского вклада до востребования, потребитель получил сегодня возможность выбирать банковские депозиты с различными условиями по процентной ставки, способам уплаты процентов, возможностью пополнения и частичного снятия денежных средств. Расширяется перечень доступных способов формирования сбережений и инструментов инвестирования: брокерские услуги для частных инвесторов, паевые инвестиционные фонды, услуги доверительного управления и т.д.

2) расширении спектра организаций, предоставляющих финансовые услуги. Речь идет не только об увеличении числа организаций в финансового сектора, но и о появлении новых по своим функциям, целям и правовым характеристикам организаций в сфере финансовых услуг (например, кредитных союзов). В этих условиях возрастает значимость оценки «продавца» потребителем финансовых услуг, уровня знаний относительно правовых особенностей функционирующих субъектов на рынке.

3) усложнении механизмов предоставления финансовых услуг. Внедрение современных информационных технологий в сфере финансовых услуг, с одной стороны, позволило снизить издержки их предоставления, с другой стороны, усложнило процесс потребления для тех групп потребителей, которым данные технологии не знакомы или представляются слишком сложными. Хотя изменение коммуникационных характеристик рынков финансовых услуг приводит к расширению доступности релевантной для потребителей информации, данная информация не всегда понятна потребителям, а ее разнообразие и масштабы невозможно охватить в условиях сжатых временных ограничений. Проблема ухудшается развитием практики агрессивного маркетинга, осуществляемого финансовыми организациями, посредством чего потребителям могут навязываться те услуги, которые не отвечают их потребностям и возможностям.

4) расширении целевых групп потребителей финансовых услуг. Снижение издержек, развитие инструментов предоставления финансовых услуг привели к расширению возможностей субъектов их предоставляющих в отношении охвата групп, традиционно не являющихся объектом внимания. Развитие же конкуренции подстегнуло данную тенденцию, а также повлияло на изменения в характере требований к потребителю услуги. Ключевым в данном случае является то, что, как правило, вновь охватываемые группы обладают сравнительно низким уровнем знаний, навыков потребления и финансовыми возможностями, а снижение уровня требований и качества оценки платежеспособности потребителя услуги являются генераторами рисков распространения банкротств физических лиц.

Факторы со стороны спроса — социально-экономические и демографические изменения:

1) повышение демографической нагрузки. Во многих развитых и развивающихся странах мира наблюдается повышение коэффициента демографической нагрузки (отношение численности лиц старше 65 лет к общей численности трудоспособного населения 15–64 лет). В Европе данный показатель в 2005 году составлял 0,23 (по прогнозам составит 0,37 в 2030), то есть на момент 2005 года на одного иждивенца приходится четыре работоспособных гражданина (к 2030 соотношение составит 1 к 2, см. Рисунок).

Рисунок 2. Демографическая нагрузка на экономику.

Роль финансового образования в повышении благосостояния населения
Источник: OЭСР.

В рассматриваемых странах данная тенденция привела к существенным изменениям пенсионных систем, которые выражаются, прежде всего, в переходе от пенсионной системы с фиксированными выплатами к пенсионной системе с фиксированными взносами и как следствие в повышении уровня ответственности экономических агентов за свои пенсионные накопления. Другими словами, государство в значительной степени перекладывает на индивида издержки принятия решений в выборе пенсионной программы, определении размера вкладов и т.п., а также, соответственно, и риски с этим связанные. При такой постановке понимание механизмов трансформации текущих доходов в будущее благосостояние является ключевым вопросом.

Следствием низкого уровня ФГ является отсутствие достаточных стимулов индивидов нести издержки при реализации действий, необходимых для оптимального (с точки зрения их предпочтений) управления пенсионными накоплениями. Более того, форма поведения индивидов при низком уровне ответственности за собственные пенсионные накопления укоренилась в сознании многих индивидов (старшее поколение), так как стабильно воспроизводилась достаточно долгое время. Все это приводит к низкому уровню пенсионных сбережений, а также неэффективному их управлению. Негативные последствия низкого уровня знаний в сфере пенсионного обеспечения носят отложенный характер, как для конкретного индивида, так и для системы в целом (по причине изменения демографической ситуации и смещения ответственности на индивидов). Поэтому отсутствие внимания к этой проблеме приведет к значительным социальным и экономическим последствиям.

2) рост уровня личных располагаемых доходов населения. В странах с динамично развивающимися рынками капитала и устойчивым ростом личного располагаемого дохода все больше и больше экономических агентов вовлекаются в процесс потребления финансовых продуктов рынка капитала (или, по крайней мере, получают такую возможность). Потребители в данной сфере финансовых услуг не обладают достаточными знаниями, следствием чего является недоверие к новым финансовым инструментам, а также неэффективное управление риском. По отношению к этим группам населения повышение ФГ позволит не только повысить финансовое благосостояние индивидов, посредством повышения качества управления риском, но и реализовать потенциал развития финансовых рынков.

3) повышение разнородности населения. Данная проблема проявляется в растущей дифференциации социально-культурных характеристик индивидов, уровня грамотности в сфере финансовых услуг и современных технологий, что приводит к росту доли индивидов, не вовлеченных в потребление финансовых услуг. К таким группам, как правило, относятся индивиды с низким уровнем дохода, расовые или национальные меньшинства, иммигранты, беженцы и аборигены, проживающие в бедных районах или сельской местности.

СТАТЬИ >> ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, HR

Недешевый Китай

Эпоха, когда производители могли найти сверхдешевую рабочую силу в азиатских странах, подходит к концу. Благодаря экономическому росту последнего десятилетия китайские рабочие из промышленных регионов отказываются работать, как прежде, за плошку риса, без сна и отдыха. Коллеги из стран Юго-Восточной Азии с ними полностью солидарны.

В КНР, как и во многих других странах с быстрорастущей экономикой, минимальный размер оплаты труда зафиксирован законодательно. По инициативе правительства страны, МРОТ ежегодно индексируется, причем темпами, опережающими инфляцию (она составила 5,4% в 2011 году). Так, по данным информационного агентства «Синьхуа», с января 2012 года МРОТ был поднят на 8,6% в Пекине, составив $199. С февраля МРОТ был повышен в южном городе Шэньчжэнь, являющемся крупнейшей китайской особой экономической зоной, на 14%, составив $230.

Компании, работающие на территории КНР, вынуждены не только соотносить минимальную зарплату на своих производствах с установленным законом МРОТ, но и регулярно индексировать зарплаты на производстве. В Шэньчжэне, к примеру, стартовая зарплата на заводах западных производителей превысила отметку в $300, при этом найти рабочую силу даже на такой оклад, как отмечают работодатели, нелегко.

В начале весны гонгконгский инвестиционный банк Standard Chartered провел опрос на тему заработных плат среди двухсот компаний, имеющих производства в долине Жемчужной реки (здесь находятся крупнейшие промышленные города Китая, да и всего мира – Шэньчжэнь и Гуанджоу). В ходе опроса выяснилось, что 55% работодателей подняли своим сотрудникам зарплаты сразу после Нового года по китайскому календарю – в среднем на 10,4%. 32% опрошенных заявили, что будут вынуждены поднять зарплату рабочим чуть позже в этом году – в среднем на 9%.

Необходимость повышения зарплаты работникам – не единственная мера, с которой пришлось столкнуться компаниям, работающим в КНР. «Примерно 60% опрошенных пришлось столкнуться с требованиями рабочих увеличить социальные гарантии – выплаты в пенсионные фонды, медстраховки, оплату декретного отпуска и больничных, – говорит экономист Standard Chartered Кельвин Лау. – Если перевести эти меры в денежное измерение, они составляют около 40% от средней зарплаты, выплачиваемой на производстве». При этом опрошенные банком руководители компаний утверждают, что при всех уступках, на которые приходится идти, найти работников становится сложнее – о подобных проблемах заявили более 80% участников опроса. Рост зарплат усугубляется не слишком оптимистичным экономическим прогнозом на ближайшее будущее. «Времена, когда мы боялись “жесткой посадки” китайской экономики, миновали. Однако итоговые показатели ВВП и темпов промышленного производства КНР в этом году будут намного хуже ожидаемого», – считает главный экономист Credit Suisse Донг Тао. По мнению Кельвина Лау, сократить зарплатные и социальные издержки производителей можно только повышением производительности труда, однако чуть меньше половины участников опроса Standard Chartered никаких серьезных улучшений в этой сфере не отметили.

Китайская фабрика

Стремление повысить производительность труда в стране, где считается нормальным работать в три смены и не брать отпуск, – мера неоднозначная. Многие компании готовы смириться с тем, что продуктивность останется как есть, лишь бы перегрузки, с которыми сталкиваются рабочие, не приводили к серьезным репутационным издержкам. Для того чтобы их избежать, некоторые производители поднимают зарплаты сотрудникам даже с некоторым опережением темпов роста зарплат в регионе.

Так, например, Foxconn, тайваньский подрядчик Apple, HP, Dell, Nokia и Sony, собирающий, помимо прочего, планшеты iPad в Шэньчжэне, в феврале этого года поднял зарплаты своим сотрудникам на 16−24%. Для компании это, скорее, вынужденная мера – в 2010−2011 годах около 20 сотрудников Foxconn покончили жизнь самоубийством. Основной версией произошедшего считаются тяжелые условия труда, переработки, дискриминация работников низшего звена, слишком низкая зарплата и, как следствие, нервное перенапряжение работников.

Конечно, 20 из 800 тысяч сотрудников компании – это гораздо меньше, чем среднестатистический уровень самоубийств по стране. Однако, поскольку в случае с Foxconn дело касалось имиджа крупнейших западных компаний, а пик самоубийств пришелся примерно на период сборки iPad первого поколения, руководству китайского сборщика пришлось принять целый ряд мер. С работниками подписывались «антисуицидальные» соглашения, а на заводы стали нанимать специально обученных психологов, которые пропагандировали такие вечные ценности, как, например, радость от повседневной жизни.

Однако главным и самым популярным средством «поднятия настроения» китайским рабочим стала регулярная индексация зарплат. На текущий момент стартовая зарплата на заводе – более $300, хотя еще в 2010 году она составляла $130. Правда, улучшились ли при этом условия труда или, напротив, стали только хуже, никто не знает – «китайские фабрики» крайне неохотно пускают на свою территорию сторонних наблюдателей.

Куда податься

В текущей ситуации одним из решений для западных компаний мог бы стать переезд всего производства или его части из Китая в другие страны региона. Однако законодательное увеличение минимального уровня оплаты труда, которое влечет за собой рост всех зарплат, – общий тренд для азиатских стран.

Так, например, в Малайзии в прошлом году впервые был принят закон о минимальной оплате труда, которая теперь составляет $260−290 в зависимости от региона. В Индонезии среднегодовой темп роста МРОТ даже выше, чем в КНР, – около 20%. В Тайланде МРОТ будет официально проиндексирован на 40% с апреля 2012 года. В менее прогрессивных в плане законодательства Мьянме и Камбодже в последнее время проходят постоянные забастовки рабочих с лозунгами о повышении зарплаты – люди даже в самых отдаленных регионах имеют возможность читать Интернет и знают, что в соседнем государстве за ту же работу платят больше.

Относительное улучшение уровня жизни рабочих в Китае и других азиатских странах больнее всего ударит по ним самим. «Очевидно, что компаниям, столкнувшимся с нехваткой дешевой рабочей силы, придется инвестировать в современное оборудование, автоматизацию производства», – говорит Кельвин Лау. Другими словами, часть работников, которые обходятся компаниям все дороже, придется заменить бездушными роботами, которые не станут просить прибавки к зарплате и прыгать с крыши завода в случае нервного перенапряжения.

Несмотря на тревожные в целом тенденции, эксперты не видят причин для паники: если рост зарплат продолжится теми же темпами, что и сейчас, к 2020 году даже в самых богатых промышленных районах КНР, то есть в дельте Жемчужной реки, среднемесячная зарплата разнорабочего все равно будет ниже прожиточного минимума в большинстве западных стран. При прочих преимуществах азиатских стран (налоговые и экономические льготы для крупных производителей, отсутствие строгих профсоюзов и т.д.), это будет достаточным поводом для того, чтобы не перемещать производства в западные страны, где издержки будут сильно выше. «Перемещать заводы вообще довольно дорого, да и неразумно, учитывая хорошо налаженную систему поставок, сбыта и контактов с клиентами», – уверен Кельвин Лау.

КНР еще долго будет оставаться главным мировым экспортером товаров ширпотреба, дешевых в производстве, уверены эксперты. А вот для производства более сложной продукции (например, компьютерных комплектующих), возможно, настало благоприятное время для возвращения на Запад. «Некоторым компаниям будет выгодно переместить часть производств из Китая в США или Мексику», – уверен старший партнер Boston Consulting Group Гарольд Сиркин. Тем более что в США, по его словам, производительность труда и квалификация рабочей силы намного выше, чем в азиатских странах.

Схемы:

Как владельцы производств, расположенных в дельте Жемчужной реки, планируют справляться с нехваткой рабочей силы? (кол-во компаний из 201 опрошенного)

Больше инвестировать в капитальное оборудование Переместить завод в другие регионы КНР Переместить завод за пределы КНР
131 21 6

Насколько владельцы производств, расположенных в дельте Жемчужной реки, ощущают нехватку рабочей силы по сравнению с 2011 годом? (кол-во компаний из 201 опрошенного)

Более остро Так же Менее остро
71 100 30

Источник: Исследование инвестиционного банка Standard Chartered.

Источник: World Economic Journal, №5, май 2012.

Прыг: 023 024 025 026 027 028 029 030 031 032 033
Шарах: 100







Здесь

Конфигурирование Маршрутизаторов! Индивидуальный подход! Гарантия! Акция

asp24.ru