СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Золото: истинные ценности с годами только дорожают
Испокон веков золото являлось для людей, пожалуй, самым главным и надежным средством сохранения сбережений. И даже сейчас в столь быстро меняющемся мире с его гипертрофированной финансовой системой, где инвесторы, спекулянты и производители порой теряются в изобилии инвестиционных инструментов, желтый металл, несмотря ни на что, продолжает пользоваться огромным спросом.
Так, в середине апреля 2011 года котировки золота на мировом рынке преодолели знаменательный рубеж. Впервые в истории современных рынков цена тройской унции (31,3 г.) желтого драгметалла превысила отметку в $1500.
При этом подобная динамика котировок не вызывает какого-либо удивления. Большинство управляющих инвестпортфелями считают просто необходимым иметь в своих активах золотой металл, способный заметно улучшить показатели «риск-доходность». Столь привилегированное положение золота обусловлено целым рядом причин, большинство которых сводится к «защитным» свойствам этого актива. Так, традиционно считается, что золото является наиболее эффективным инструментом хеджирования от инфляционных рисков при долгосрочных вложениях.
Не менее важной характеристикой драгметалла является его низкая корреляция с другими финансовыми активами, иными словами динамика золота меньше подвержена общерыночным влияниям. Последнее особенно наглядно было продемонстрировано в период острой фазы нынешнего кризиса, когда при повсеместном снижении фондовых и товарных индикаторов, «золотые» котировки демонстрировали планомерный рост. Наконец, покупки драгметалла позволяют застраховаться от непредсказуемых колебаний валютного рынка, в частности от чрезмерного ослабления доллара, который после кризиса Бреттон-Вудской системы фактически взял на себя функции общемировых денег, исконно принадлежавшие золотому металлу. При этом последние годы американская валюта перестала надежно справляться с возложенной на нее ролью, и на авансцену вновь вышло золото, в качестве проверенного индикатора всеобщей меры стоимости.
Описанные достоинства характерны для золота как инвестиционного актива, но помимо этого рассматриваемый драгметалл еще является и традиционным биржевым товаром, имеющим свои специфические свойства. И в этом разрезе главное достоинство физического золота – это отсутствие кредитного риска, свойственного другим финансовым активам. Золото, как товар, - не является, в отличие от ценных бумаг или валют, чьим-то обязательством, что особенно важно в нынешних экономических реалиях, когда эффективность действующей мировой финансово-кредитной парадигмы ставится под сомнение. В итоге, спрос на золото стабилен и в условиях нормального функционирования финансовых рынков, и во времена политических и экономических потрясений.
При этом, как и любой актив, цена на золото формируется под влиянием динамики спроса и предложения на рынке. В тоже время за последнее десятилетие структура покупателей и продавцов драгметалла претерпела существенное изменение.
Так, если проанализировать ситуацию с предложением золота, можно отметь несколько ключевых тенденций. Во-первых, по-прежнему главным фактором предложения драгметалла на рынке остается добыча, её доля в общем объеме стабильно держится в районе 60%. Вторым крупнейшим источником получения металла является вторичная переработка. На эти два компонента приходится более 99% всего годового предложения золота. Оставшаяся часть - это продажи металла из резервов Центральных Банков и международных организаций. При этом раньше государственный сектор более активно продавал золотые запасы. До кризиса доля продаж ЦБ в общем объеме предложения золота на рынке превышала 8%, по итогам же 2010 года госсектор оказался нетто-покупателям желтого металла (+80 тонн), что в целом неудивительно, учитывая возросшие инфляционные риски и наметившиеся «валютные» противостояния среди различных государств.
В абсолютных значениях по итогам прошлого года общее предложение золота на мировом рынке составило 4306 тонн, что стало рекордом за всю историю.
Главными поставщиками золота на сегодняшний день являются пять стран: Китай, США, Австралия, Россия, ЮАР, - на них приходится почти половина всего добываемого золота в мире. Интересно, что в начале 70-х годов прошлого века почти 75% мировой добычи приходилась всего на одну страну – ЮАР, теперь позиции африканской республики менее значимы.
При этом средняя себестоимость добычи одной унции металла, по различным оценкам, составляет около $860. Конечно, у разных производителей это цифра варьируется в зависимости от расположения шахты, глубины залежей, качества руды и т.д., но вывод о том, что на сегодняшний день добыча золота высокорентабельна, справедлив для большинства предприятий - недропользователей. Отсюда следует и другое не менее важное замечание: с большой долей уверенности можно говорить, что цены на золото в обозримом будущем вряд ли опустятся ниже порога рентабельности ($860), так как в этом случае добыча резко сократится, и перекосы в спросе и предложений толкнут цены на золото вверх.
Мы уже отмечали, что доля добычи в общем годовом предложении золота в мире составляет лишь 60%, оставшаяся часть приходится на переработку золотого лома. Благодаря своим уникальным химическим свойствам, золотой металл практически не подвержен разрушениям, поэтому почти все золото, когда-либо добытое человеком, продолжает в настоящее время существовать в различных формах. Так, на конец 2010 года общий объем накопленного золота в мире составлял 166 600 тонн, при этом почти 70% из них были добыты за последние полвека. В основном предложение золотого лома обеспечивается за счет утилизации изделий из ювелирной продукции. Существует прямая зависимость между ценами на драгметалл и динамикой предложения сырья для переработки. В итоге, при росте цен на золото предложение активно начинает увеличиваться, что должно теоретически сдерживать дальнейший рост котировок золота, но так происходит не всегда. В частности, текущая ситуация рынке является тем самым исключением.
Несмотря на столь высокую активность продавцов, цены на золото в 2010 продемонстрировали рост на 26%. Более того еще столько же котировки прибавили только за I квартал 2011 года, что свидетельствует о том, что возрастающее предложение не успевает за еще более стремительным ростом спроса. Этот ажиотажный спрос на сегодняшний день, обеспечивают покупатели-инвесторы. Если еще 5 лет назад главными потребителем золота являлась ювелирная промышленность, то теперь ситуация заметно изменилась.
Еще около 9% от годового объема потребления золотого металла приходится на отрасли электроники, химическую промышленность, медицину, дизайнерские и другие услуги (чеканка монет, медалей и т.п.). В частности, благодаря высокой тепло- и электропроводимости, а также антикоррозийным свойствам золото практически незаменимо в производстве микросхем и чипов, топливных катализаторов. Поскольку золото обладает антибактериальными свойствами и является биосовместимым элементом, из него изготавливают детали сердечных трансплантатов, эндопротезы сосудов и зубные протезы.
Ну и наконец, огромный вклад в потребление золотого металла в настоящее время вносят инвестиционные покупки. В связи с тем, что основная часть транзакций с инвестиционным металлом проходит вне биржи, оценить реальные объемы этой категории спроса достаточно сложно. И все же, несмотря на трудности счета, по общей динамике потребления золота можно утверждать, что за последние 5 лет спрос на желтый металл со стороны инвесторов в физическом выражении вырос вдвое, а в стоимостном – в 7 раз.
Как уже отмечалось выше, высокий спрос на драгметалл в последние годы обусловлен его уникальными защитными свойствами, позволяющими в периоды экономических потрясений обезопасить свои вложения. Не зря на этом фоне Центральные банки и международные организации, традиционно в предыдущие годы продававшие золото из своих запасов, в 2010 году были чистыми покупателями. В целом на госсектор приходится около 20% всех мировых запасов золота.
Еще один инструмент вложения в золото – это фьючерсные и форвардные инструменты. При этом покупка этих деривативов скорее является опосредованным способом инвестирования в драгметалл, поскольку 99% биржевых производных инструментов на золото являются беспоставочными, соответственно расчеты по ним проходят в денежной форме и не приводят к переходу прав собственности на физический металл. Чаще всего покупки фьючерсных и форвардных контрактов осуществляют с целью получения спекулятивной (курсовой) прибыли от роста (падения) цен на драгметаллы или для хеджирования производителями своих контрактных позиций.
Также к косвенным способам инвестирования в золото можно отнести покупки акций золотодобывающих компаний, но в силу специфических корпоративных особенностей эмитентов этих бумаг, риски подобного вложения существенно выше, чем в случае прямой покупки физического золота, поэтому такой вид вложений подходит далеко не всем.
В целом, анализируя дальнейшие перспективы цен на золото можно отметить, что главным риском для рынка является сокращение инвестиционного спроса. В тоже время, учитывая текущие экономические реалии: кризис суверенных долгов, рост инфляционного давления, отголоски «валютных войн», - вряд ли покупки «защитного» актива в обозримом будущем иссякнут. При этом, если даже предположить, что мировая экономика в ближайшее время выйдет на траекторию здорового фундаментального роста (что крайне маловероятно) и большой потребности в золоте как страховки от экономических угроз не будет, цены на драгметаллы не обязательно резко снизятся, ведь в этом случае активизируется промышленный и потребительский спрос (благосостояние людей будет расти, и ювелирная промышленность и другие отрасли активнее будет закупать золотое сырье). В итоге: две ипостаси золота, с одной стороны как защитный финансовый актив, с другой – используемый в промышленности биржевой товар, зачастую действуют в противофазе, позволяя ценам более плавно реагировать на смену экономических циклов.
По этой причине мы ожидаем, что в 2011 году после резкого взлета в первом полугодии цены на золото стабилизируются, и средняя цена одной унции золотого металла по итогам всего года составит около $1450, что в целом соответствует общерыночному консенсусу.
Прогнозы инвестиционных компаний | 2011 |
---|---|
Barclays | 1489 |
Commerzbank AG | 1500 |
Deutsche Bank AG | 1571 |
BNP Paribas | 1500 |
Societe Generale | 1475 |
Credit Suisse Group | 1470 |
UniCredit Markets & Investment Banking | 1500 |
JPMorgan Chase & Co | 1462 |
Bank of America Merrill Lynch | 1425 |
VTB Capital | 1050 |
Kalita-Finance | 1450 |
Медиана | 1475 |
СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Снижение затрат: основные правила
Спроектировать и построить автомобиль или летательный аппарат невозможно без знания основных законов физики. Трудно стать хорошим врачом без знания базовых постулатов биологии и химии. Также и в нашем с Вами общем деле: прежде чем «объявлять войну» затратам, следует ознакомиться со следующими ключевыми правилами «ведения боевых действий».
Правило 1.: Затраты надо не снижать, ими надо управлять.
Во-первых, если свести затраты к «0», то исчезнет и сам бизнес.
Во-вторых, как ни парадоксально, но в чем мы далее убедимся, иногда полезно увеличить затраты.
Иными словами, не надо стремиться во чтобы то ни стало «убить затраты». Надо суметь сделать их «послушными».
Правило 2.: Управлять затратами надо так, чтобы:
- или на единицу затрат получать максимальный результат
- или для получения определенного результата нести минимальные затраты
Иными словами, надо стремиться к тому, чтобы значение дроби
«Полученный результат/Понесенные для достижения этого результата затраты»
было максимальным.
Это правило — «Правило эффективности» — было сформулировано немцем Гуттенбергом вскоре после Второй мировой войны.
Правило 3.: Всякое наше действие или бездействие приводит к возникновению затрат, хотя мы можем это и не замечать.
Иными словами, любое наше действие (бездействие!!) или принятое решение не останется «безнаказанным» со стороны затрат.
У этого правила есть и обратная сторона: снижение затрат тоже не всегда можно увидеть.
Правило 4.: Не будьте романтиками-максималистами.
Достигнутый в борьбе затратами результат иногда может показаться Вам предельно скромным. Не считайте себя проигравшим.
В спорте ничья порой бывает дороже победы. Так же и в нашем деле: удержал затраты на приемлемом уровне — считай, снизил их.
Будьте готовы к тому, что «звездных матчей» будет не очень много.
Правило 5.: Не брезгуйте «мелочами».
Не бойтесь прослыть занудой, заставляя своих сотрудников экономить офисную бумагу или рабочие рукавицы.
Во-первых, иногда за «мелочами» прячутся миллионы.
Во-вторых, «мелочи» хороши тем, что, очень часто, с ними можно относительно просто и быстро разобраться.
В-третьих, привыкнув экономить на «мелочах» Ваши сотрудники начнут аккуратнее относиться и к остальным, масштабным затратам.
Помните, что в борьбе с затратами побеждают параноики.
Правило 6.: Для того, чтобы снизить затраты, всегда (!!) надо понести дополнительные затраты.
Как говорится, ни одно доброе дело не обходится безнаказанно. Чтобы снизить затраты, необходимо предпринять какие-то усилия, какие-то действия. Но, как мы уже выяснили ранее, всякое наше действие неизменно приводит к возникновению затрат.
Иными словами, будьте готовы к тому, что для снижения затрат сначала придется понести затраты.
Правило 7.: Часто полезно понести затраты, чтобы не «нарваться» на куда большие затраты.
Речь идет о «страховых» затратах — в широком смысле этого слова.
Мы несем затраты на охрану и тем самым страхуем себя от возможных убытков вследствие воровства.
Мы несем затраты на обеспечение качества, чтобы уберечь себя от непроизводительных потерь вследствие брака и рекламаций заказчиков.
Мы несем затраты на страхование имущества, чтобы при наступлении страхового случая не остаться у «разбитого корыта».
Правило 8.: Каждое утро — жизнь «с чистого листа».
Борьба с затратами — это «гонка без финиша»: сегодня удалось снизить затраты, завтра они опять начали расти, так что можно все начинать с начала.
Иными словами, борьба с затратами не должна носить характер проекта с четкой датой начала и с четкой датой окончания. Борьба с затратами — это постоянная, ежедневная, планомерная, почти «рутинная» работа.
Правило 9.: «Тотальная мобилизация» должна сочетаться с персонификацией.
В орбиту борьбы с затратами должны быть вовлечены все сотрудники компании. Но при этом каждый отвечает за свой участок.
Иными словами, на нашей «войне» не может быть «дезертиров». И у каждого «мобилизованного» — своя боевая задача.
Правило 10.: Лучшие друзья борца с затратами — бумага, карандаш, калькулятор и ... недоверие.
Не полагайтесь на память. Любая подмеченная Вами неэффективность и любая мелькнувшая у Вас в голове идея по устранению этой неэффективности должны быть «взяты на карандаш».
Не полагайтесь на интуицию. Любая неэффективность, равно как и способы ее устранения, должны быть обсчитаны.
Не верьте на слово. Не верьте своим сотрудникам, если они не подкрепляют свои слова фактами и цифрами. Но даже факты и цифры надо проверять.
Мы уже говорили, что в борьбе с затратами побеждают параноики. Станьте параноиком, который все фиксирует, все пересчитывает и все перепроверяет.
СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Ликвидный денежный поток
Ликвидный денежный поток является одним из параметров, который характеризует финансовую устойчивость предприятия. Он показывает изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение определенного периода (месяца, квартала). Метод ликвидного денежного потока позволяет оперативно рассчитать денежный поток на предприятии и может быть использован для экспресс-диагностики финансового состояния предприятия.
Чистая кредитная позиция — это разница между суммой кредитов, полученных предприятием, и величиной денежных средств. Ликвидный денежный поток тесно связан с понятием финансового левериджа (рычага), характеризующего предел, до которого деятельность предприятия может быть улучшена за счет кредитов банка.
Эффект финансового левериджа (ЭФЛ) вычисляют по формуле:
ЭФЛ= (1 - СНП) * (РА - СПср) * (ЗК / СК),
где СНП — ставка налога на прибыль, доли единицы;
(1 - СНП) — налоговый корректор;
РА — рентабельность активов, %;
СПср — средняя расчетная процентная ставка за кредит, %;
ЗК — заемный капитал по пассиву баланса;
СК — собственный капитал (капитал и резервы);
ЗК/СК — коэффициент задолженности (финансовой зависимости).
При положительном значении ЭФЛ предприятие имеет прибавку к рентабельности собственного капитала (при условии (РА > СП)). При отрицательном значении ЭФЛ (РА < СП) — вычет из рентабельности собственного капитала, т. е. полученный банковский кредит использован неэффективно.
Следовательно, финансовый леверидж — объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в пассиве баланса, позволяющий получить дополнительную чистую прибыль на собственный капитал.
Кроме прямого и косвенного методов определения величины денежных средств существует так называемый метод ликвидного денежного потока (ЛДП), позволяющий оперативно рассчитать денежный поток на предприятии. Он может быть использован для экспресс-диагностики финансового состояния предприятия. Ликвидный денежный поток (или изменение чистой кредитной позиции) является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств, возникающего в случае полного покрытия всех долговых обязательств по заемным средствам. Алгоритм для расчета ликвидного денежного потока представлен ниже:
ЛДП = (ДК1 + КК1 - ДС1) - (ДК0 + КК0 - ДС0),
где ДК1 и ДК0 — долгосрочные кредиты и займы на конец и начало расчетного периода;КК1 и КК0 — краткосрочные кредиты и займы на конец и начало расчетного периода;ДС1 и ДС0 — денежные средства на конец и начало расчетного периода.
Пример
ДК1 = 17 500 тыс. руб.; ДК0 = 22 750 тыс. руб.; КК1 = 29 064 тыс. руб.; КК0 = 24 164 тыс. руб.; ДС1 = 5 320 тыс. руб.; ДС0 = 4 830 тыс. руб.
ЛДП = (17500 + 29064 - 5320) - (22750 + 24164 - 4830) = -840 тыс. руб.
В данном примере предприятие имеет дефицитное сальдо денежного потока на конец месяца в 840 тыс. руб.
По Главной книге можно составить динамические ряды показателей на конец каждого месяца и сделать вывод об уровне его платежеспособности. Указанные расчеты можно делать и по общей массе кредитов, займов и денежных средств, которые поступили в течение расчетного периода.
Отличие показателей ликвидного денежного потока от других параметров ликвидности (абсолютной, текущей и общей) состоит в том, что коэффициенты ликвидности отражают способность предприятия погашать свои обязательства внешним кредиторам.
Ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от обычных видов деятельности предприятия (текущей и инвестиционной), поэтому является более внутренним, выражающим эффективность его работы. Он важен также и для потенциальных инвесторов.
Ликвидный денежный поток не получил широкого распространения в практике работы российских банков, за исключением отдельных, прибегающих к нему при оценке кредитоспособности своих клиентов, т. к. ликвидный денежный поток характеризует их платежеспособность.
Выводы
Более эффективное управление денежными потоками приводит к повышению степени финансовой гибкости, что выражается в следующем:
- улучшении оперативного управления денежным оборотом с позиции сбалансированности поступления и расходования денежных средств;
- расчете объема продаж и оптимизации затрат за счет больших возможностей маневрирования денежными средствами;
- улучшении маневрирования заемными средствами;
- снижении расходов на процентные платежи по долговым обязательствам;
- повышении ликвидности баланса предприятия;
- возможности высвобождения денежных средств для инвестирования в более доходные объекты («зоны роста») при относительно невысоких расходах на обслуживание долга;
- реальной возможности получения кредитов для инвестиций от потенциальных зарубежных партнеров.