СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Выплаты по гражданско-правовым договорам

Организация может заключить с физическим лицом как трудовой, так и гражданско-правовой договор. К гражданско-правовым договорам относятся:

- договоры подряда (глава 37 ГК РФ);
- договоры возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ);
- договоры поручения (глава 49 ГК РФ);
- агентские договоры (глава 52 ГК РФ);
- авторские и другие договоры, перечисленные в ГК РФ.

Гражданско-правовые договоры заключаются в соответствии с требованиями гражданского, а не трудового законодательства.

Следует обратить внимание на то, что работник, с которым заключен гражданско-правовой договор, не подчиняется внутреннему распорядку организации, на него не распространяются нормы трудового законодательства, например продолжительность рабочего дня, порядок предоставления отпуска, такой работник не учитывается в табеле учета использования рабочего времени и т.д. Трудовая книжка при заключении гражданско-правового договора с работником не оформляется.

При заключении гражданско-правового договора с работником на выполнение работ (оказание услуг) в условиях этого договора следует указать:

- виды работ (услуг), которые должен выполнить (оказать) работник;
- даты начала и окончания работ;
- требования к качеству работ;
- порядок сдачи-приемки работ;
- порядок оплаты результатов работы;
- ответственность сторон за нарушение условий договора.

Факт выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовому договору следует подтвердить актом приема-сдачи работ (услуг). Унифицированной формы такого бланка нет. Форму акта организация должна разработать самостоятельно, включив в нее все обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Если гражданско-правовой договор будет составлен неверно (например, в нем предусмотрено выполнение работником должностных обязанностей), то, несмотря на название договора, к нему будут применяться положения трудового законодательства, так как договором в этом случае фактически регулируются трудовые отношения (п. 8 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.04 г. N 2).

Таким образом, с работником, осуществляющим деятельность на постоянной основе и фактически выполняющим определенные трудовые функции, необходимо заключить трудовой договор. Данные правоотношения являются, по сути, трудовыми, и оформлять их гражданско-правовым договором неправомерно.

Бухгалтерский учет

Сумма вознаграждения, начисленного по гражданско-правовому договору, отражается в бухгалтерском учете по-разному в зависимости от вида выполненных работ (оказанных услуг) и от того, кем выполнены работы.

Начисленное вознаграждение по гражданско-правовому договору учитывается по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Корреспондирующий счет по дебету определяется исходя из того, какую работу и для какого подразделения организации выполняет работник. Например:

- работа, выполненная для нужд основного (вспомогательного, обслуживающего) производства, учитывается по дебету счетов 20, 23, 29;
- работа, необходимая аппарату управления (или выполненная для нужд организации торговли), отражается по дебету счета 26 или 44;
- работа, связанная с созданием актива организации, включается в стоимость этого актива;
- вознаграждение за работу, не связанную с производством и реализацией (услуги по организации отдыха и развлечений), учитывается на счете 91;
- сумма вознаграждения может быть учтена в составе расходов будущих периодов на счете 97 (например, вознаграждение за подготовительные работы) или может выплачиваться за счет резервов предстоящих расходов в том случае, если организация формирует соответствующий резерв, например резерв на гарантийный ремонт (счет 96).

Налогообложение выплат

Налог на доходы физических лиц

Вознаграждение по гражданско-правовым договорам является согласно п.п. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). При выплате таких доходов организация является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет этот налог.

Организация не обязана удерживать НДФЛ с доходов по гражданско-правовым договорам в следующих случаях:

- договор заключен с индивидуальным предпринимателем (п.п. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ);
- договор заключен с частным нотариусом (п.п. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ);
- при выплате физическому лицу дохода от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности (п.п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Эти лица самостоятельно исчисляют НДФЛ (п. 2 ст. 227 и п. 2 ст. 228 НК РФ), сами подают по окончании года налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего учета и получают имущественные и профессиональные вычеты.

При выплате доходов по гражданско-правовым договорам физическим лицам во всех остальных случаях организация должна исчислить с дохода НДФЛ по ставке 13% для резидентов Российской Федерации и 30% - для нерезидентов Российской Федерации (ст. 224 НК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ удержание начисленной суммы налога организация производит непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если же сумму налога удержать невозможно, например при выплате дохода в натуральной форме, необходимо в течение одного месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета.

В соответствии со ст. 218 НК РФ налогоплательщики имеют право на стандартные вычеты. С 1 января 2003 г. такие вычеты могут быть предоставлены как работодателем по месту основной работы, так и любым другим налоговым агентом, который выплачивает физическому лицу доход. Иными словами, любой гражданин, в том числе выполняющий работу по гражданско-правовому договору, вправе подать любому налоговому агенту письменное заявление, представив при этом все необходимые документы, для получения стандартного вычета (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Однако следует иметь в виду, что вычеты предоставляются только по доходам, которые облагаются налогом по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ), т.е. нерезиденты Российской Федерации не имеют права на получение каких-либо вычетов по НДФЛ.

Профессиональные налоговые вычеты - это сумма всех документально подтвержденных затрат, связанных с выполнением работ по гражданско-правовому договору (например, стоимость израсходованных материалов), которые исключаются из налоговой базы по НДФЛ при расчете налога. Эти вычеты также предоставляются только по доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%.

Порядок предоставления вычетов зависит от того, кому и за какие виды работ (услуг) выплачивается вознаграждение по гражданско-правовому договору.

Индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, получают вычет в налоговых органах по окончании налогового периода путем подачи письменного заявления одновременно с подачей налоговой декларации (п. 1 ст. 221 НК РФ).

Физические лица (не являющиеся индивидуальными предпринимателями), которые получают доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, реализуют право на получение профессионального вычета у налогового агента путем подачи ему письменного заявления с приложением документов, подтверждающих понесенные расходы (п. 2 ст. 221 НК РФ).

Пример 1.

Для ремонта офиса ЗАО "Прогресс" привлекло гражданина Семенова А.А., не являющегося индивидуальным предпринимателем. За выполненные работы ему положено вознаграждение по договору подряда в сумме 35 000 руб. При выполнении работ Семенов А.А. приобрел материалы для ремонта на сумму 15 000 руб. Семенов А.А. подал письменное заявление о предоставлении ему профессиональных вычетов с приложением подтверждающих документов.

Поскольку Семенов А.А. является резидентом Российской Федерации и не является индивидуальным предпринимателем, организация обязана удержать с его доходов НДФЛ по ставке 13%. При этом Семенов А.А. имеет право на основании заявления и приложенных документов получить у налогового агента профессиональный вычет по НДФЛ в сумме 15 000 руб.
Следовательно, доход Семенова А.А., облагаемый НДФЛ, составит 20 000 руб. (35 000 - 15 000).
Сумма НДФЛ, которая подлежит удержанию при выплате дохода, составит 2600 руб. (20 000 руб. х 13%).

Физические лица (неиндивидуальные предприниматели), получающие вознаграждения по авторскому договору за создание, исполнение или использование произведений науки, литературы и искусства, также получают профессиональный вычет по НДФЛ у налогового агента в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ). Если они не могут документально подтвердить свои расходы, то имеют право на профессиональный вычет в размере, указанном в таблице, приведенной в п. 3 ст. 221 НК РФ.

На каждого гражданина, которому организация в течение года выплачивала вознаграждение по гражданско-правовому договору (кроме индивидуальных предпринимателей), организация не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, должна представить сведения в налоговый орган по форме N 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Пример 2.

Издательство заключило с автором (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем) авторский договор на публикацию его статьи в журнале. Авторское вознаграждение по условиям договора составляет 5000 руб. Автор подал заявление на получение стандартных вычетов на себя и ребенка и профессиональных вычетов. При этом свои расходы автор документально не подтвердил.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы (авторское право), регулируются Законом Российской Федерации от 9.07.93 г. N 5351-1 (с изменениями и дополнениями от 19.07.95 г., 20.07.04 г.) "Об авторском праве и смежных правах". Для целей бухгалтерского учета расходы по выплате авторского вознаграждения являются для издательства расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданной продукции (пп. 5, 9 ПБУ 10/99).

Дата фактического получения дохода в виде авторского вознаграждения определяется как день выплаты вознаграждения (п.п. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ):

Дебет 20, Кредит 76 - 5000 руб. - начислено вознаграждение по авторскому договору (акт приемки-передачи статьи).

При фактической выплате дохода организация обязана начислить и удержать сумму НДФЛ. При этом работник имеет право на получение стандартного вычета на основании его заявления и документов (п. 3 ст. 218 НК РФ) на него (400 руб.) и на его ребенка (600 руб.).

Кроме того, на основании заявления работника издательство должно предоставить ему профессиональный вычет в соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ. Так как документально подтвержденных расходов у работника нет, профессиональный вычет производится в соответствии с таблицей, приведенной в ст. 221 НК РФ, и в рассматриваемом случае он составит 20% дохода, т.е. 1000 руб. (5000 руб. х 20%).

Налоговая база по НДФЛ составит:

5000 - 400 - 600 - 1000 = 3000 руб.
Следовательно, НДФЛ будет равен 390 руб. (3000 руб. х 13%).

При выплате дохода в бухгалтерском учете издательства будут сделаны записи:

Дебет 76, Кредит 68 - 390 руб. - начислен НДФЛ с вознаграждения;
Дебет 68, Кредит 51 - 390 руб. - перечислен в бюджет НДФЛ;
Дебет 76, Кредит 50 - 4610 руб. - выплачен доход по авторскому договору.

Единый социальный налог

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом (ЕСН) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Следует иметь в виду, что организация не начисляет ЕСН с выплат по гражданско-правовым договорам в следующих случаях:

- вознаграждение выплачивается индивидуальному предпринимателю (п. 1 ст. 236 НК РФ);
- начисленное вознаграждение не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации, например вознаграждение за услуги по организации - отдыха работников (п. 3 ст. 236 НК РФ);
- выплаты производятся по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных - прав на имущество (имущественные права), а также по договорам, связанным с передачей в пользование имущества или имущественных прав (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Следовательно, не облагаются ЕСН выплаты, производимые физическим лицам по таким договорам, как договор аренды имущества, договор купли-продажи имущества, договор ренты и т.д.

Таким образом, с выплат, начисляемых в пользу физических лиц (непредпринимателей) по гражданско-правовым договорам, по которым работник должен выполнить для организации работы или оказать услуги, а также по авторским договорам организация должна начислить ЕСН, если эти выплаты учитываются как расходы при налогообложении прибыли.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ с любых выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам организация не должна производить отчисления в ФСС России. Следовательно, с выплат по договорам гражданско-правового характера ЕСН рассчитывают по ставке 22,8%, в том числе:

- 20% - в федеральный бюджет и ПФР;
- 0,8% - в ФФОМС;
- 2,0% - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

При расчете ЕСН с выплат по авторским договорам согласно п. 5 ст. 237 НК РФ сумма вознаграждения для расчета ЕСН с авторского вознаграждения определяется с учетом расходов, указанных в п. 3 ст. 221 НК РФ, т.е. при расчете ЕСН с авторского договора можно уменьшить размер вознаграждения на профессиональные налоговые вычеты, установленные для расчета НДФЛ. Эти вычеты должны быть подтверждены документально или определены на основании таблицы, приведенной в п. 3 ст. 221 НК РФ.

Пример 3.

Продолжим рассмотрение примера 2 (авторское вознаграждение по условиям договора составляет 5000 руб. Автор представил заявление на получение профессиональных вычетов, но свои расходы документально не подтвердил).

Вознаграждение по авторскому договору облагается ЕСН. При расчете ЕСН с авторского вознаграждения организация на основании п. 5 ст. 237 НК РФ имеет право уменьшить налоговую базу на сумму профессиональных вычетов, установленную в п. 3 ст. 221 НК РФ. При создании литературных произведений вычет составляет 20% суммы дохода.

Налоговая база для расчета ЕСН составит 5000 - (5000 х 20%) = 4000 руб.

При расчете ЕСН согласно п. 3 ст. 238 НК РФ с выплат по авторским договорам не производятся отчисления в ФСС РФ (в 2005 г. - 3,2%). Таким образом, сумма ЕСН с выплат по авторским и гражданско-правовым договорам будет рассчитываться не по ставке 26%, как для всех налогоплательщиков (п. 1 ст. 241 НК РФ), а по ставке 22,8%. Сумма ЕСН с выплат по авторскому договору составит:

4000 руб. х 22,8% = 912 руб. (в том числе 20% в федеральный бюджет и ПФР; 2,8% - в ФОМС).

В целях исчисления ЕСН датой осуществления выплат и иных вознаграждений согласно ст. 242 НК РФ признается день начисления выплат.

Обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (с изм. и доп. на 28.12.2004) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В п. 2 ст. 10 этого Закона указано, что объектом обложения и базой для начисления страховых взносов являются объект и налоговая база по ЕСН.

Следовательно, взносы в ПФР начисляются только на те выплаты по гражданско-правовым договорам, которые в соответствии с НК РФ облагаются ЕСН. При этом сумму ЕСН согласно п. 2 ст. 243 НК РФ можно уменьшить на сумму начисленных взносов в ПФР.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ (с изм. и доп. на 02.12.2004) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, подлежат данному виду страхования, если согласно такому договору страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Если же условия гражданско-правового договора с физическим лицом не предусматривают страхование работника, получающего вознаграждение, то взносы на страхование от несчастных случаев начислять на такую выплату не нужно.

Налог на прибыль организаций

Суммы, выплаченные по гражданско-правовому договору, уменьшают налогооблагаемый доход организации, если выполнены требования ст. 252 НК РФ, т.е. указанные расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом указанные затраты могут учитываться в зависимости от того, кем и какие работы были выполнены (оказаны услуги), например:

расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации (кроме индивидуальных предпринимателей), за выполнение ими работ по гражданско-правовым договорам учитываются как расходы по оплате труда (п. 21 ст. 255 НК РФ);
расходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации, в соответствии с пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам.

Компенсация расходов на командировки

В командировку можно направить только физическое лицо, которое является штатным работником организации, так как согласно ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации и Инструкции Минфина СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 командировкой признается служебная поездка работника по распоряжению работодателя.

Физическое лицо, которое выполняет работы по гражданско-правовому договору (например, договору подряда или возмездного оказания услуг), не признается работником организации, и правила Трудового кодекса Российской Федерации на него не распространяются. Следовательно, его поездку в другой город для выполнения работ нельзя признать командировкой.

Однако в соответствии со ст. ст. 709 и 783 ГК РФ цена договора подряда и договора возмездного оказания услуг может включать в себя как сумму вознаграждения по договору, так и компенсацию понесенных издержек. Поэтому, чтобы возместить физическому лицу его издержки, в условия договора следует включить пункт о компенсации физическому лицу понесенных им расходов, в частности расходов по проезду и проживанию в другом городе. Тогда компенсация издержек будет включена в цену договора (ст. 709 ГК РФ) и уменьшит налогооблагаемый доход организации (п. 21 ст. 255 или п. 49 ст. 264 НК РФ).

Следует иметь в виду, что согласно ст. 252 НК РФ для признания понесенных издержек расходом они должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены, как и сами выполненные работы по гражданско-правовому договору, на получение дохода.

Суммы выплаченной компенсации по гражданско-правовому договору не облагаются НДФЛ. Согласно п. 2 ст. 221 НК РФ физическое лицо, получившее доход по гражданско-правовому договору, имеет право на профессиональный вычет по НДФЛ в сумме понесенных расходов. Как уже указывалось, право на профессиональный вычет физическое лицо, не являющееся предпринимателем, может получить у любого налогового агента, представив ему заявление и документы о понесенных расходах.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам. Компенсация понесенных издержек включается в цену договора (ст. 709 ГК РФ). Следовательно, все суммы, выплаченные по гражданско-правовому договору, облагаются ЕСН.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации выплат, в том числе компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в частности командировочные расходы.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации нормы трудового права распространяются на работников, заключивших трудовой договор с работодателем. Однако по гражданско-правовому договору на физическое лицо не распространяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации, с ним не заключается трудовой договор, следовательно, оно не исполняет трудовые обязанности. Поэтому признать, что затраты на поездку в другой город связаны с исполнением трудовых обязанностей такого физического лица, нельзя, так же как нельзя признать поездку такого работника командировкой.

Компенсация понесенных издержек по гражданско-правовому договору не относится и к другим установленным законодательством компенсационным выплатам, перечисленным в ст. 238 НК РФ. Следовательно, возмещение понесенных издержек по гражданско-правовому договору нельзя признать компенсационными выплатами и на этом основании не облагать ЕСН по ст. 238 НК РФ.

Кроме того, НК РФ не предусматривает и возможность вычета из налоговой базы по ЕСН в сумме расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по гражданско-правовым договорам. Такие вычеты предусмотрены только для авторских договоров (п. 5 ст. 237 НК РФ).

Таким образом, если организация оплатила расходы, связанные с поездкой физического лица, работающего по договору гражданско-правового характера, в другой город, то сумма таких расходов включается в цену гражданско-правового договора и облагается ЕСН, поскольку является выплатой, начисленной по указанному договору (Письмо Управления МНС России по г. Москве от 14.05.2004 N 28-11/32491).

Однако в Письме Минфина России от 20.01.2003 N 04-04-04/4 указано, что ЕСН облагаются суммы, выплачиваемые непосредственно за выполнение работ и оказание услуг. А к ним не относятся разного рода выплаты, носящие характер компенсаций. В частности, не является вознаграждением оплата проезда и проживания в другом городе исполнителя работ или услуг по договору подряда. Но организация должна иметь в виду, что, если она будет придерживаться такой точки зрения, учитывая позицию налоговых органов по данному вопросу, возможно, ей придется отстаивать свою позицию в суде.

А. Вайгачева, аудитор консалтинговой группы "Что делать Консалт",
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24,25 июнь 2005 г.

СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Как кредитному кооперативу конкурировать с банком?

Автор: Тимур Хаев, председатель КПК «Экспресс Кредит».

В данной статье я, как руководитель молодого кооператива, хочу поделиться мыслями, которые, как мне кажется, могли бы быть полезны и актуальны другим молодым кооператорам.

Итак, допустим, что молодой кооператив сделал все необходимые первые шаги, ответив на ключевые вопросы — «Открывать или не открывать?», «Какой открывать — КПК или СКПК?», «Какие устанавливать процентные ставки?» И вот мы уже сталкиваемся с вопросом «Как работать?». На этом этапе для меня крайне важным кажется соблюдение двух архиважных подходов к деятельности кооператива.

Первое, с чего необходимо начать работу, — это обучение сотрудников. Возможно, следующее утверждение прозвучит достаточно банально, но процесс обучения в финансовой сфере не должен прекращаться никогда. Говорю об этом, так как лично видел немало кооперативов, которые поучаствовали всего в одном семинаре, посвященном открытию кооператива, и на этом посчитали свои амбиции в плане обучения полностью удовлетворенными, получив в конце концов не самый оптимистичный итог. Нам в этом плане очень повезло, так как вся консультационная помощь на начальном этапе становления кооператива была оказана безвозмездно Программой Развития ООН (ПРООН). Для кооперативов РСО-Алания ПРООН были приглашены консультанты РМЦ, ФРСКК, Форус Банка, и наши сотрудники в результате обучения получили сертификаты на следующих семинарах:

1. Организационно-правовые основы деятельности МФО.
2. Займы выдаваемые и привлекаемые, потребности населения и максимальная эффективность.
3. Изменения в законодательстве.
4. Финансовые стандарты кооператива.
5. Управление рисками.
6. Бухгалтерский учет в КПК.
7. Организация эффективной деятельности КПК.

Я перечислил все вышеуказанные семинары для того, чтобы подчеркнуть неоспоримую важность наличия достаточных знаний в области оценки заемщика, видения его бизнеса, оценки рисков и управления ими. В дальнейшем, когда у кооператива появились первые свободные средства, было принято решение не останавливаться, а продолжать обучение ключевых сотрудников.

Второй очень важный вопрос — это осознание своего места в новых условиях, предполагающих наличие на рынке достаточного количества предложений о предоставлении финансов. В нашем случае, выбрав целевой группой предпринимателей, мы столкнулись на финансовом рынке РСО-Алания (к сведению читателей, не самом насыщенном предложениями для предпринимателей) с предложениями от ВТБ 24, Федерального фонда микрофинансирования и Фонда микрофинансирования АМС г. Владикавказ, Банка Москвы. Также вскоре ожидается предложение от Сбербанка. И это указаны только те финансовые институты, которые работают в поле кооперативов. Думаю, не стоит говорить читателям, что это значит. Возникает вопрос — как заинтересовать людей во вступлении в кооператив. Чем мы лучше других? Конечно, ни низкими процентными ставками, ни сроком, на который выдаются займы, молодой кооператив похвастаться не может. Как же быть? Единственный выход, на мой взгляд — это предоставление УСЛУГИ.

Прошли те времена, когда можно было просто предложить шикарную обертку и вкусную начинку. Сейчас покупатель хочет также получать приятные эмоции как результат достойного обслуживания во всех сферах. Поэтому молодые кооперативы должны набирать стрессоустойчивых, приятных и понимающих что такое сервис, сотрудников. В нашем случае мне удалось найти девушек, имеющих опыт работы в потребительском кредитовании, прошедших массу тренингов по культуре общения, стрессоустойчивости, а также ряд других обучающих курсов, позволяющих мне, как руководителю, не сомневаться в степени их лояльности, а также способности профессионально общаться с заемщиками. И все это для достижения главной цели – предоставления УСЛУГИ, которую я бы определил как наличие адекватного отношения и удобства. Попробую описать свое видение этих двух понятий.

Что такое отношение? Если в банке вы стоите в очереди, то в кооперативе у вас личный менеджер по займам. Если в фонде строгий график погашения, то в кооперативе в рамках установленного срока вы вольны предложить свой график. Если, в конце концов, у вас возникают проблемы с выплатой займа и вы можете объективно и честно об этом сказать, то в кооперативе вам пойдут навстречу и посоветуют различные пути выхода из создавшейся ситуации. Пайщик также должен иметь возможность задать интересующие его вопросы и получить квалифицированный ответ от любого сотрудника, начиная от менеджера по займам, бухгалтером, заканчивая руководителем. В нашей практике это один из самых действенных механизмов для увеличения чувства ответственности заемщика.

Что такое удобство? Кредитный кооператив должен быть там, где он нужен клиенту! Это выражение должно стать аксиомой для сотрудников. Надо помочь заполнить анкету — пожалуйста. Надо приехать к заемщику — пожалуйста. Вам необходимо воспользоваться оргтехникой — пожалуйста. Можно долго говорить о техниках, используемых менеджерами по займам, но для чего, если они ни на йоту не отличаются от тех, которые написаны в учебниках по продажам? Я уверен, что если даже кооператив молодой и не может заказать специальные тренинги по обучению, а сотрудники еще не набрали достаточного практического опыта, то можно просто вооружиться базовыми нормами поведения в обществе, и этого будет более чем достаточно. Не сложно встать, когда входит новый посетитель, не сложно улыбнуться и спросить, не хотел бы он чаю, а также не сложно его сопроводить до двери, когда он покидает ваш офис.

Все это не ведет к значительному увеличению расходов по обслуживанию займа, но зато вы получаете эффект, который будет прямо пропорционален вложенным усилиям. И самое главное, вы получаете высокий уровень лояльности ваших заемщиков. Что и требовалось доказать.

СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Финансирование начинающих предпринимателей через кредитный кооператив: региональный опыт

Автор: Римма Геливанова, председатель правления НП «Лига кредитных союзов Поволжья».

Опыт выдачи микрозаймов пайщикам КПК «Капитал Плюс» интересен не потому, что Тольятти – самый крупный российский моногород. И не только потому, что эта программа реализуется в кредитном кооперативе. Пример системного подхода к реализации задачи микрофинансирования начинающих предпринимателей из числа безработных может быть полезен для населенного пункта любого «масштаба» и микрофинансового института любой организационно-правовой формы, особенно если его сотрудники – тоже «начинающие».

Самый большой моногород.

В городском округе Тольятти Самарской области проживает 720 тыс. человек. Более 70% экономически активного населения работают на АвтоВАЗе и предприятиях, непосредственно связанных с автозаводом.

Таким образом, АвтоВАЗ является градообразующим предприятием, где до начала сокращений работало 106 тысяч человек (2007 год). План оптимизации производства предполагает сокращение численности работников завода до 75-72 тысяч. По данным Центра занятости Тольятти, на 1 января 2009 года на учете состояло 3080 человек. А уже 1 января 2010 года – официально безработными числилось 16 732 человека.

Благодаря реализации Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда количество безработных снизилось до 10 000 человек. В том числе более 1000 безработных получили финансовую поддержку на открытие собственного дела за все время реализации программы.

Кроме того, задачу занятости населения и ухода Тольятти от статуса моногорода призваны решить проекты создания особой экономической зоны и строительство технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в Тольятти. Но даже такие крупные проекты, призванные стать альтернативным полюсом притяжения трудовых ресурсов в таком городе, как Тольятти, не смогут полностью решить проблему занятости и самозанятости населения.

Микрофинансовый сектор в Тольятти, так уж сложилось исторически, был до недавнего времени представлен только кредитными кооперативами, которые стали первыми в Самарской области и начали свою деятельность именно на производствах АвтоВАЗа, в 1995 году. В 2010 году целевые займы предпринимателям города начал выдавать Самарский областной фонд микрофинансирования, а в текущем, 2011-м планирует начать свою работу муниципальный фонд поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Как кооператив работает с начинающими предпринимателями.

Кредитный кооператив «Капитал Плюс» начал работу в Тольятти в апреле 2000 года. За время деятельности было выдано более 3200 займов на сумму свыше 100 млн. рублей, перечислено налогов в бюджет и внебюджетные фонды около 3 млн. рублей. Решением общего собрания кооператива в 2008 году было утверждено отдельное Положение о порядке предоставления займов членам кооператива – субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2009 года в рамках этого положения была принята программа «Целевые предпринимательские микрозаймы», реализация которой осуществляется за счет средств, полученных кооперативом на конкурсной основе от ГУП «Гарантийный Фонд поддержки предпринимательства Самарской области».

Более 80% заемщиков – начинающие предприниматели, в основном из числа бывших безработных жителей города, получивших субсидии Центра занятости. Выше мы не случайно уделили внимание специфике города: исторически высокая занятость населения на крупных предприятиях не могла не отразиться на особой ментальности тольяттинцев, их слабой готовности к несению рисков предпринимательской деятельности. Поэтому очевидно, что первейшей задачей специалистов кредитного кооператива стала разработка технологии оценки кредитоспособности таких заемщиков.

Руководитель кооператива, Перфильева Альбина, входит в состав городской комиссии Центра занятости и уже во время защиты потенциальными предпринимателями своих бизнес-планов имеет возможность оценить перспективу дальнейшего финансирования их бизнеса и проинформировать о возможностях микрофинансовой поддержки. Кроме этого информация о предоставлении предпринимательских займов периодически размещается на сайте городского Департамента потребительского рынка и предпринимательства.

Это важный этап работы, позволяющий определить в первую очередь наличие потребности в дополнительном ресурсе для реализации предпринимателями их проектов. Очное живое общение с этими людьми позволяет впоследствии реализовать принцип индивидуального подхода к каждому заемщику. На этом этапе уже можно определить — к какой категории относится потенциальный заемщик:
- Человек ли это, оказавшийся безработным в силу жизненных обстоятельств или массовых сокращений;
- Или же этот «безработный» решил легализовать свою деятельность и начать платить налоги;
- Есть еще категория потенциальных предпринимателей, когда-то уже имеющих печальный опыт ведения бизнеса и решивших сегодня в условиях новой государственной политики возродить свою деятельность.

Очевидно, что работу с каждой из категорий потенциальных заемщиков кооператив выстраивает соответственно. Например, в кооператив обратился с заявлением о предоставлении займа начинающий предприниматель, сокращенный с завода (молодой человек работал на конвейере). Решение предоставить ему заем под поручительство работающих на АвтоВАЗе и в бюджетной организации взрослых членов семьи оправдало себя.

Поддержка его начинаний со стороны родственников явилась главным гарантом возврата этого займа. Вообще субсидия Центра занятости в размере 58 800 рублей – стартовый ресурс. Впоследствии, по мере развития бизнеса, возникает потребность в дополнительных средствах – основных и оборотных. Коммерческий банк в соответствии со своими регламентами в принципе не может кредитовать субъект предпринимательства, только что прошедший государственную регистрацию. Даже для того, чтобы получить субсидию, адресованную начинающим предпринимателям, затраты сначала надо произвести.

В качестве типичного примера развития микробизнеса можно привести следующий: семейная пара решила заняться производством эксклюзивного сувенирного шоколада. Проект был успешно защищен в комиссии городского центра занятости, получен соответствующий грант. Для фигурной отливки шоколада необходимо специализированное оборудование, и этот проект стал одним из победителей городского конкурса субсидирования затрат начинающих предпринимателей. В качестве пайщика кооператива предприниматели получили целевой заем, и кредитный кооператив по поручению пайщика произвел за него оплату за оборудование. Обеспечение — залог приобретаемого оборудования и поручительство третьих лиц. После оформления договора и получения субсидии договор займа либо погашается полностью, либо частично – оставшиеся средства пополняют оборотный ресурс субъекта предпринимательства.

При первом обращении предпринимателя в кооператив определяются его потребности и цели, разъясняются принципы работы КПК, права и обязанности пайщиков, условия предоставления займов. Далее – программа скоринг-анализа с применением балльной системы оценки по сведениям, полученным от заемщика, которая дает скорее формальный результат, требующий дальнейшей корректировки. Внимательно изучается бизнес-проект потенциального заемщика, особенно в части экономического обоснования возврата займа.

Что касается бухгалтерской и налоговой отчетности, то на этом этапе, скорее, проверяется ее наличие и своевременность, поскольку налоговый режим и малый срок деятельности потенциальных заемщиков позволяют делать выводы в основном относительно их дисциплинированности. Важную информацию для принятия решения специалисты кооператива получают из каталога кредитных историй Приволжского кредитного бюро, договор с которым заключен в 2006 году. Выезд специалиста кооператива на место осуществления заявителем предпринимательской деятельности – заключительная стадия процедуры, необходимой для принятия решения по предоставлению займа. Этот этап изучения управленческого учета потенциального заемщика, определения на месте реальности воплощения предоставленного бизнес-проекта. И не только. Ряд необходимых для принятия решения сведений можно почерпнуть исключительно в ходе выездной проверки. В 30% случаев именно по ее результатам принимается решение об отказе в предоставлении займа. Поэтому, несмотря на трудоемкость, выездная проверка является обязательной.

Технология оценки кредитоспособности заемщиков-предпринимателей регулярно пересматривается и модернизируется. В течение года работы в рамках проекта по выдаче микрозаймов полностью отсутствует просроченная задолженность платежей по займам на предпринимательские цели. Целевой заем от Гарантийного фонда Самарской области позволил кооперативу предоставлять своим членам – предпринимателям микрозаймы под 15% годовых (это эффективная ставка). Займы на предпринимательские цели предоставляются на срок до 12 месяцев в сумме до 1 млн. рублей при залоговом обеспечении и (или) поручительстве физических лиц. На практике средний размер займа составляет 250 000 рублей. Большинство микрозаймов заключается с планом погашения ежемесячно равными долями для возможности их регулярного мониторинга.

Финансирование начинающих предпринимателей через кредитный кооператив региональный опыт

Для многих наших коллег процедура работы с пайщиками-предпринимателями, возможно, покажется стандартной. На примере этой таблицы видно, как при реализации программы «Целевые предпринимательские займы» по обеспечению доступности финансовых ресурсов для начинающих предпринимателей кредитный кооператив вписывается в систему мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и городском уровнях, участвует в деятельности федеральных объединений:

1. В 2009 году получены субсидии министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области по затратам на проведение аудита и повышение квалификации специалистов по конкурсу, организованному областным Департаментом развития предпринимательства.

2. В 2010 году получен целевой заем от ГУП «ГФППСО» в сумме 5 млн. руб. на 3 года под ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3. Руководитель кредитного кооператива на постоянной основе участвует в деятельности Комиссии городского центра занятости по предоставлению субсидий на открытие собственного дела начинающим предпринимателям.

4. Специалисты кооператива принимают участие в мероприятиях городского Департамента потребительского рынка и предпринимательства.

5. С микрофинансовыми и банковскими организациями Тольятти налажен информационный обмен. Кооператив является членом НП «Лига кредитных союзов Поволжья», в настоящее время проходит процедуру вступления в СРО «Кооперативные финансы» и планирует участие в деятельности регионального Некоммерческого партнерства «Профессиональное объединение микрофинансовых институтов».

6. Летом 2010 года кредитный кооператив «Капитал Плюс» присоединился к Соглашению о сотрудничестве между Рострудом, «Опорой России» и НАУМИР.

Профессиональная деятельность в сфере микрофинансов предъявляет высочайшие требования к уровню нашей компетенции: необходимость эффективно работать с целевыми бюджетными средствами, привлеченными займами и сбережениями физических лиц, грамотно управлять рисками, обеспечивать финансовую и организационную устойчивость наших организаций. Из самых насущных проблем микрофинансирования начинающих предпринимателей необходимо выделить низкий, подчас критичный уровень финансовой грамотности заемщиков-предпринимателей. Безусловно, для кредитного кооператива, как и для любого микрофинансового института, это один из основных финансовых рисков, который бы хотелось минимизировать. На решение этой задачи, в частности, будет нацелена работа регионального представительства РМЦ в Самарской области.

Прыг: 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074
Шарах: 100