СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Работник на сезон

Журнал Зарплата Гаврикова И. А., старший научный редактор журнала «Зарплата»
Источник: Журнал "Зарплата", №4

Многие виды хозяйственной деятельности напрямую зависят от времени года или климатических условий. Поэтому нередко работодатели нанимают сотрудников лишь на определенный период. Мы начинаем цикл статей, которые ознакомят читателей со спецификой сезонных работ, нормами, их регулирующими, а также c особенностями оформления трудовых отношений. Вначале рассмотрим само понятие «сезонные работы» и расскажем, как оформить трудовой договор с сезонником.

Определение сезонным работам дано в части 1 статьи 293 Трудового кодекса. По сути это работы, которые выполняются только в течение определенного периода времени вследствие климатических или иных природных условий. Согласно трудовому законодательству продолжительность сезона составляет, как правило, не более шести месяцев.

Если продолжительность работ превышает полгода, к ним применяются нормы регулирования сезонных работ, если такие работы входят в перечень, который определяется отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. Этими же соглашениями устанавливается их максимальная продолжительность (ч. 2 ст. 293 ТК РФ). В табл. 1 на с. 88 приведены примеры «удлиненных» сезонных работ и указаны отраслевые соглашения, в которых они перечислены.

Как это нередко бывает, наряду с документами, выпущенными недавно, продолжают действовать старые нормативные акты, не утратившие силу. Одним из них является Перечень сезонных работ, утвержденный постановлением НКТ СССР от 11.10.32 № 185 (табл. 2 на с. 89). Существует еще один документ, в котором перечислены сезонные работы. Это Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382 (табл. 3 на 96.).

Таблица 1. Перечень сезонных работ в отраслевых соглашениях

Название документа Перечень сезонных работ Продолжительность сезона
Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу РФ на 2009—2011 годы Лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки), лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда) Продолжительность сезона определяется компаниями совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации исходя из климатических условий в месте расположения организации в отдельном конкретном регионе и включается в условие коллективного договора либо устанавливается в локальном нормативном акте (если нет коллективного договора), принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008—2010 годы Производство, передача и реализация тепловой энергии (возможно увеличение периода (сезона) данных работ за пределами шести месяцев, что определяется отопительным периодом) Продолжительность сезонных работ в системах жизнеобеспечения определяется периодом предоставления соответствующих услуг. Особенность данных сезонных работ предусматривается региональными отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами организаций
Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008—2010 годы Перечень сезонных работ разрабатывается и утверждается сторонами соглашения Продолжительность разрабатывается и утверждается сторонами соглашения
Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008—2010 годы Перевозка пассажиров курортной местности в летне-осенний период, перевозка пассажиров в зоны отдыха, в дачные поселки, к садоводческим товариществам Май — октябрь

Таблица 2. Перечень сезонных работ

№ п/п Виды сезонных работ Расшифровка видов сезонных работ
1 2 3
1 Работы по ремонту находящихся в эксплуатации железнодорожных линий, подъездных путей и веток, за исключением работ, выполняемых постоянными кадрами рабочей силы Садовые, дерновые, планировочные работы, устройство древесных насаждений; мостовые (дорожные) работы, мощение, шоссировка;работы по летнему ремонту железнодорожного пути: сплошная подъемка пути, смена шпал и переводных брусьев, разгонка зазоров, смена балластного слоя и пучинистого грунта; устранение и предупреждение оплывов, очистки полотна, откосов, насыпей, выемок от зарослей травы, очистка от грязи и мусора кюветов, канав и лотков;работы по зимнему ремонту железнодорожного пути: перестановка щитов и кольев, разделка откосов и выемок, прорытие траншей в снегу, вскрытие русел канав, кюветов и пропуск весенних вод и льда
2 Работы по валовому (плановому) ремонту сигнализационных и централизованных устройств на железнодорожных линиях  
3 Земляные работы по постройке дорог, кроме разработок подрывным способом, разработка песчаных карьеров в местности к северу от 61-й параллели  
4 Работы по отоплению вагонов в поездах железных дорог За исключением работ, производимых централизованным путем или постоянными кадрами рабочей силы
5 Ледокольные работы и работы по уборке снега и льда Ледокольные работы, за исключением работпо обслуживанию механизмов;очистка и уборка снега и льда;очистка снега и льда и отвозка их в затоныиз каравана
6 Работы по постройке и капитальному ремонту электрической связи Переустройство городских телефонных сетей с воздушных на подземно-кабельные линии в бетонной канализации и связанное с этим переустройством изготовление бетонных изделий; прокладка подземных и подводных бронированных кабелей; устройство воздушных столбовых и горячих городских телефонных сетей и междугородних телеграфно-телефонных линий; химическая пропитка столбов, производимая на открытом воздухе
7 Работы по добыче и производству строительных материалов Работы по добыче и подготовке к использованию строительных материалов и минерального сырья: простой глины, камня, песка, гравия, мела, кварца, шпата, каолина, известняка, алебастра, мергеля, слюды и асбеста на непостоянно разрабатываемых карьерах;работы на непостоянно действующих заводах по производству и уборке строительного и гжельского кирпича, извести, алебастра и черепицы; заготовка и сушка сырца на гончарных заводах
8 Лесозаготовительные, сплавные и связанные с ними работы Смолокурение и кучное углежжение; работы по заготовке сырья для терпентинного и канифольного производства; вывоз и подвозка лесоматериала, сплавного инвентаря и продфуража перевозочными средствами хозорганов;укладка, переборка, выкатка и выкладка лесоматериалов и первичные работы по обработке лесосырья и лесоматериалов;
береговые погрузочно-разгрузочные работы по плотовому сплаву, если они выполняются особыми кадрами рабочих; работы на расположенных вне оборудованных портов заводских пристанях, лесопильных заводах в навигационный период; погрузка на суда, ставка в судах и переборка экспортных лесоматериалов, если соответствующие работы не производятся кадрами постоянных грузчиковУпомянутые работы на пристанях, расположенных в Балтийском море, Ладожском и Онежском озерах с примыкающими к ним речными системами, сезонными не считаются
9 Корчевка и разделка пней, выполняемые отдельно от основных лесозаготовительных работ  
10 Все работы по выработке и переработке мочала  
11 Погрузочно-разгрузочные и перевалочные работы при производстве основной работы, отнесенной к числу сезонных, выполняемых силами и средствами тех хозорганов, которые производят основную работу, а также погрузочно-разгру-зочные и перевалочные работы, производящиеся в системе водного транспорта не более шести месяцев в году в зависимости от климатических условий  
12 Рыболовные и зверобойные работы и связанные с ними работы по обработке рыбы и других продуктов морского и речного рыболовного и зверобойного промысла, за исключением тралового, дриф-терного и сейнерного лова, прибрежного лова на всех путинах лова и обработке крабов на плавучих крабо-заводах, судовых команд (в том числе команд рыбоприемного флота), а также работ по обработке и уборке рыбного товара, не связанных с путиной  
13 Работы на сахаропесочных заводах, непосредственно связанные с выработкой из свеклы сахарного песка, работы по свеклосушению на свеклосушках, работы по жомосушению, выполняемые на сахаропесочных заводах в период производства сахара  
14 Работы по квашениюи заливке плодов и овощей  
15 Работы по добыче и разработке глауберовой и самосадочной поваренной соли, ломка, возка в бугры и ссыпка соли  
16 Работы по добыче фосфорита, производимые поверхностным способом, и связанные с ним работы  
17 Все работы в картофеле-терочном производстве  
18 Работа по заготовке яиц, птицы, пера и пуха на складах, кроме работ по известкованию яиц Настоящий пункт не распространяетсяна птицеоткормочные заведения (инкубаторыи комбинаты)
19 Папильонаж и вспомогательные работы по микро-скопированию в гренажном производстве  
20 Торфяные работы Подготовка работ (включая сводку леса и корчевку и разделку пней); добыча, сушка и уборка торфа, кроме работ на механизированных агрегатах и силовых установках (гидроторф, фрезерная и машинно-формовочная добыча, работа на формующих гусеницах и т. д.), выполняемых рабочими, состоящими в постоянном штатеК рабочим по подготовке болот, заключившим трудовой договор на срок более шести месяцев, применяется общее законодательство о труде
21 Работы, связанные с добычей благородных металлов, за исключением производимых работниками, занятыми в зимнее время на других работах у того же хозоргана Работы по добыче песков из открытых разрезов, производимые исключительно в летнее время; работы по отвозке песков перевозочными средствами хозорганов при условии, если они производятся одновременно с работами, указанными выше по списку;работы по промывке песков на открытом воздухе, если эти работы производятся исключительно в летнее время
22 Триангуляционные, топографические, землеустроительные, геологические, геолого-разведочные, лесные и лесоустроительные работы, а также полевые работы, связанные со всеми исследовательскими и изыскательскими работами Маркшейдерские работы и буровые работы в горной промышленности, производимые ручным способом в северных районах (Урал, Башкирия, Северный край, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северный Казахстан, Дальний Восток, Ленинградская область), буровые разведочные работы в других отраслях производства; заготовка вешек, кольев и межевых столбов; перевозка инструментов и приборов; работы по установлению межевых знаков и границ, установка вешек и прорубка просек; работы, непосредственно связанные с исполнением изыскательских и исследовательских работ; приготовление гидравлического раствора бетона и производство бетонной и каменной кладки; зондировка и шурфование; другие подсобные работыНа основные работы по провешиванию, съемке, нивелировке и т. д., производимые квалифицированными работниками, распространяется общее законодательство о труде
23 Все речные и морские изыскательские работы  
24 Ирригационные и мелиоративные работы, работы по осушению и орошению, работы по строительству рыбхозов Подготовительные и вспомогательные работы, упомянутые в пункте 22 настоящего Перечня; укрепление откосов (устройство древесных насаждений, постройка временных отводных плотин и пр.); мелкие свайные работы;сборка камней на поверхности земли по берегам и полям
25 Все работы по извлечению и пережогу морских водорослей в йодной промышленности и связанные с ними работы  

Особенности оформления трудовых отношений с сезонными работниками

При установлении трудовых отношений с сезонным работником следует прежде всего иметь в виду, что они имеют срочный характер. Поэтому ряд документов оформляется с учетом данного обстоятельства. Рассмотрим их.

Составляем договор

Поскольку сезонные работы подразумевают установление трудовых отношений только в течение определенного периода, с сотрудниками, нанятыми для их выполнения, заключают срочный трудовой договор. Об этом говорится в абзаце 3 части 1 статьи 59 Трудового кодекса. При составлении срочного трудового договора в данном случае необходимо указать, что работы, выполняемые в его рамках, носят сезонный характер. Это требование статьи 294 ТК РФ.

Условие об испытании, если оно предполагается, также должно быть прописано в контракте сезонника. Однако нужно учесть, что при заключении контракта на период от двух до шести месяцев испытательный срок не может превышать двух недель (ч. 6 ст. 70 ТК РФ).

Если работника нанимают на период, не превышающий двух месяцев, по правилам, установленным в абзаце 7 части 4 статьи 70 Трудового кодекса, испытание ему назначаться не может.

Кроме поименованных выше, никаких других нюансов трудовой договор с сезонными работниками не содержит. Традиционно в соответствии с частью 1 статьи 57 Трудового кодекса в документе указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество работника;
  • наименование работодателя или ФИО работодателя — физического лица;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
  • ИНН, если он присвоен работнику (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями1;
  • место и дата заключения трудового договора.

Таблица 3. Перечень сезонных отраслей

Отрасль Виды сезонных работ
1 2
Сельское хозяйство Растениеводство; механизированные работы в полевых условиях; заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья; звероводство
Перерабатывающая промышленность Сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности; сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности; производство растительных масел и жиров
Рыбное хозяйство Рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях; искусственное воспроизводство рыбных запасов; выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала; добыча и переработка водорослей и морских млекопитающих
Нефтедобывающая и газовая промышленность Обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Торфяная промышленность Добыча, сушка и уборка торфа; ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях
Медицинская промышленность Заготовка растительного лекарственного и эфирномасличного сырья
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Заготовка и вывозка древесины; сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды; заготовка живицы, пневого осмола и бересты
Легкая промышленность Сезонное производство изделий из натурального меха в организациях меховой промышленности
Лесное хозяйство Подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках; — полевые лесоустроительные работы; заготовка дикорастущих лесных продуктов Подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках; — полевые лесоустроительные работы; заготовка дикорастущих лесных продуктов
Охотничье хозяйство Охотничий промысел и заготовка продукции охоты; охрана, учет и воспроизводство охотничьих животных, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение; полевые охотоустроительные работы
Водное хозяйство Дноуглубительные и берегоукрепительные работы
Геолого-разведочные работы Полевые экспедиционные работы
Промышленность нерудных строительных материалов Добыча песчано-гравийной смеси из русел рек
Промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений; добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения)
Речной и морской транспорт Перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации
Все отрасли экономики Досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

Кроме того, трудовой договор с сезонником, как и с другим работником, должен содержать обязательные условия, перечень которых установлен в части 2 статьи 57 ТК РФ (табл. 4 на с. 99).

Рассмотрим на примере, как составить срочный трудовой договор с сезонным работником.

Пример 1.

ООО «Янтарные колосья» требуется тракторист-комбайнер для сельскохозяйственных работ с апреля по октябрь. На эту вакансию приглашен Ф.М. Полевой. Как оформить с ним срочный трудовой договор на сезонные работы?

Решение.

При составлении трудового договора с трактористом-комбайнером начальник отдела кадров учел такие нюансы, как срочность выполняемых работ (с 1 апреля по 30 сентября 2010 года), место работы (посевные площади у дер. Аграфеновка), характер работы (подвижной), режим работы (сутки через трое). Образец документа приведен на с. 100.

Составляем приказ

После того как с работником будет заключен договор, руководитель организации составляет приказ о приеме его на работу по форме № Т-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В нем также необходимо указать, что сотрудник будет выполнять работу только в определенный период.

Записи в трудовой книжке

Работодатель должен произвести запись о приеме на работу в трудовой книжке сезонного работника, если он проработал у него свыше пяти дней, а работа у него является для сезонника основной. Таково требование пункта 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Таблица 4. Перечень обязательных условий трудового договора

Обязательное условие Примечание
1 2
Место работы В трудовом договоре должно быть определено место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его расположения. Сведения о структурном подразделении, находящемся на территории предприятия (цех, отдел, бригада), можно не отражать
Трудовая функция Трудовая функция — это работа по должности (профессии, специальности) в соответствии со штатным расписанием с уточнением квалификации, конкретный вид поручаемой сотруднику работы. Должностные обязанности обычно фиксируют в должностной инструкции, но при ее отсутствии могут прописать в трудовом договоре
Дата начала работы Дата начала работы является обязательным условием любого трудового договора, а в срочном трудовом договоре указывается и срок действия, а также обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения
Оплата труда Имеется в виду конкретный размер тарифной ставки или оклада работника, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. В некоторых ситуациях допустимы ссылки на порядок расчета заработка, приведенный в локальных нормативных актах компании или в коллективном договоре. Но в этом случае работник должен быть под роспись ознакомлен с содержанием документов, на которые дается ссылка
Режим работы Конкретный режим рабочего времени и времени отдыха указывают в трудовом договоре, если для данного сотрудника он отличается от общих правил, действующих у работодателя
Компенсации В трудовом договоре обязательно следует указать размер компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если условия труда на рабочем месте признаются тяжелыми или вредными (опасными)
Характер работы Работники некоторых профессий имеют особый характер работы: подвижной, разъездной, в пути, сезонный и т. д. Пункт о характере работы нужно обязательно включать в трудовые договоры сотрудников, работа которых носит особый характер
Обязательное социальное страхование Это условие отражает тот факт, что с момента заключения трудового договора работник становится застрахованным лицом и в случае заболевания, беременности или травмы он вправе получать выплаты по страховому обеспечению
Другие В трудовой договор могут быть включены и другие обязательные условия. Их указывают в особых случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Образец срочного трудового договора (фрагмент)

Образец срочного трудового договора Образец срочного трудового договора

СТАТЬИ >> МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ

Происхождение евро

Автор: Джон Слоуман (John Sloman), директор Центра экономики Бристольского университета (Великобритания). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Каким образом большинство стран ЕС пришло к единой валюте?

С 1945 г. предпринималось много попыток урегулировать валютный курс. Наиболее успешной явилась система Бреттон-Вудса, которая была принята во всем мире после окончания Второй мировой войны и применялась вплоть до 1971 г. Это была гибкая система курса валюты с периодической фиксацией, при которой страны замораживали свои валютные курсы по отношению к доллару, но могли и заново его зафиксировать по более высокому или низкому курсу (девальвировать или ревальвировать свои валютные курсы) в случае постоянного и существенного дефицита или избытка платежного баланса.

С ростом мировой инфляции и нестабильности с середины 60-х годов стало все труднее поддерживать фиксированный валютный курс, все увеличивающаяся вероятность девальвации и ревальвации спровоцировала спекуляции. Бреттон-Вудсскую систему отменили в начале 70-х годов. Последующий курс менеджмента валютного курса известен как «грязное плавание», или плавающий курс, определяемый не только стихией рынка, но и действиями центральных банков. В соответствии с этой системой валютные курсы не были заморожены, они могли плавать. Однако время от времени происходило вмешательство Центробанка с целью предотвратить избыточные колебания валютного курса. Это была своего рода форма «управляемой гибкости», система, во многом продолжающая действовать и по сей день.

Однако в Европе не раз предпринимались попытки повысить уровень стабильности валютного курса. Европейская система включала установление диапазона валютного курса — верхние и нижние лимиты, в пределах которых мог колебаться валютный курс. Эта система ЕС называлась механизмом контроля курса валют Европейского экономического сообщества (МККВ).

Определения

Гибкая система курса валюты с периодической фиксацией («регулируемое замораживание») — система, при которой курс обмена валюты фиксируется на определенное время, но может девальвироваться (или ревальвироваться) в случае существенного дефицита (или избытка).

«Грязное плавание», или плавающий курс, определяемый не только стихией рынка, но и действиями центральных банков — система гибких валютных курсов при вмешательстве правительства с целью предотвратить избыточные колебания или даже достичь неофициально намеченного валютного курса.

Механизм контроля курса валют ЕЭС (МККВ) — полуфиксированная система, при которой страны ЕЭС позволяют колебаться одной валюте относительно другой только в пределах установленного диапазона. Вкупе же они свободно плавают в отношении других валют.

Механизм контроля курса валют ЕЭС

МККВ появился в марте 1979 г., в него вошло большинство стран ЕЭС. Однако Великобритания решила не присоединяться. В 1984 г. в Евросоюз вступила Греция. В 1989 г. в МККВ вступает Испания, в 1990 г. — Великобритания, а в апреле 1997 г. — Португалия. В сентябре 1992 г. Великобритания и Италия приостановили свое пребывание в составе МККВ на неопределенное время, но в ноябре 1996 г. Италия вновь в него вступила, что являлось частью ее попыток перейти на единую европейскую валюту. Австрия вступает в 1995 г., Финляндия — в 1996 г., а Греция — в 1998 г. К тому времени как МККВ был вытеснен системой единой европейской валюты в 1999 г., за пределами МККВ оставались лишь Швеция и Великобритания. Греция и Дания, не приняв в обращение единую валюту, оказались двумя членами МККВ с пометкой II в январе 1999 г. Их валютные курсы были зафиксированы по отношению к евро.

Признаки МККВ

В соответствии с этой системой каждой валюте был присвоен центральный валютный курс по отношению к другим валютам, входящим в систему. Колебания, дозволенные центральным курсом, могли наблюдаться лишь в рамках определенных лимитов. Центральные курсы могли время от времени регулироваться по договоренности. Таким образом, МККВ обладал признаками системы регулируемого замораживания. Все валюты МККВ имели плавающий курс по отношению к другим валютам, не входящим в МККВ.

Колебания любой валюты были ограничены определенным процентом, на который курс одной валюты мог измениться по отношению к другой. Для большинства стран был установлен диапазон в ±2,25% (для британского фунта и итальянской лиры — ± 6% зафиксированных паритетов). Однако в 1993 г. он был увеличен до ±15%. Несмотря на это, страны продолжали поддерживать валюту в более узких лимитах и неплохо в этом преуспели.

Если какая-либо валюта достигла верхнего или нижнего уровня диапазона по отношению к другой валюте МККВ, приходилось вмешиваться двум другим странам с целью поддержания колебания валютного курса в рамках дозволенного диапазона. Это приводило к тому, что центробанки стали продавать более устойчивую валюту и скупать менее устойчивую, или к понижению процентных ставок в случае с устойчивой валютой и их повышению в случае с неустойчивой валютой.

МККВ на практике

В условиях системы замороженных валютных курсов страны должны согласовывать свою политику во избежание разногласий в отношении валют и потребности в девальвации или ревальвации. Необходимо соблюдать конвергенцию экономик - они должны находиться на одном уровне экономического цикла и иметь одинаковые уровни инфляции и процентных ставок.

МККВ в 80-х годах. В начале 80-х годов уровень инфляции во Франции и Италии был выше, чем в Германии. Это указывало на необходимость преобразований (девальвации и ревальвации). После 1983 г. преобразования приостановились, а с 1987 по 1992 г. и вовсе прекратились. Это случилось благодаря возросшей конвергенции внешних политик стран МККВ.

К тому времени, когда Великобритания присоединилась к МККВ в 1990 г., это расценивалось членами МККВ как успех. Образовалась зона стабильного валютного курса в мире крайней нестабильности. Это создало условия для действительно общего рынка в 1992 г.

Кризис МККВ. В течение 1990-1992 гг. существовала надежда на то, что в постоянно пополняющемся МККВ будет продолжать действовать конвергенция, которая исключит необходимость преобразований. К тому же с 1987 г. в преобразованиях не было необходимости, и, казалось, существовало всеобщее обязательство по защите сторон, входящих в соглашение. Символом надежды явилась немецкая экономика с ее исторической монетарной стабильностью и низким уровнем инфляции.

Но все было не так просто. Немецкая экономика все больше подвергалась давлению со стороны процесса объединения. Финансирование преобразований в Восточной Германии привело ко все увеличивающемуся бюджетному дефициту. Бундесбанк был вынужден поддерживать высокие процентные ставки, чтобы сдерживать инфляцию. В то же время Великобритания переживала огромный дефицит текущего счета (частично в результате входа в МККВ, при слишком высоком курсе обмена валют). Таким образом, необходимо было повысить процентные ставки с целью охраны фунта, несмотря на то, что экономика быстро приближалась к стадии рецессии. Стоимость французского франка и итальянской лиры также оказалась завышенной; появились первые признаки беспокойства по поводу того, удастся ли поддерживать валютный курс в рамках МККВ.

В то же время американская экономика двигалась в сторону рецессии и, как результат, были урезаны американские процентные ставки. Это привело к существенной утечке капитала за пределы США. Огромная часть американского капитала оказалась в Германии, где наблюдался высокий уровень процентных ставок. В результате увеличилась стоимость немецкой марки и вместе с тем других валют МККВ. Затем в сентябре 1992 г. при дальнейшем падении американских процентных ставок и повышении спроса на немецкие марки ситуация достигла кризисной отметки. Сначала была девальвирована лира. Два дня спустя, в «черную среду» (16 сентября), Великобритания и Италия были вынуждены приостановить свое пребывание в качестве членов МККВ, фунт и лира были переведены на плавающий курс. Испанская песета девальвировалась на 5%.

Смятение повторилось летом 1993 г. Французская экономика двигалась в сторону рецессии, и были предприняты попытки урезать французские процентные ставки. Но это было бы возможно лишь в том случае, если бы Германия также смогла урезать свои процентные ставки, а она не была готова это сделать. Спекулянты начали продавать франки и стало очевидным, что равенство франка и марки невозможно. В попытке спасти МККВ министры финансов ЕС договорились принять допустимый диапазон колебаний ±15%. В результате франк и датская крона обесценились по отношению к марке.

Возвращение спокойствия. Прежний МККВ практически прекратил свое существование. Новый диапазон ±15% едва ли походил на систему «замораживания». Но МККВ не угас. В течение нескольких месяцев члены МККВ вновь пытались удержать колебания валютного курса в узких пределах (в пределах ±2,25%). Появилась идея отказаться от отдельных валют и принять в обращение единую валюту — евро.

Маастрихтское соглашение

МККВ был задуман в качестве стадии на пути формирования экономического и валютного союза (ЭВС). Необходимо было сформировать экономические и финансовые объединения в странах ЕС. Детали на пути к ЭВС приняли свою окончательную форму в Маастрихтском договоре, подписанном в феврале 1992 г. ЭВС подразделяется на три этапа.

Этап 1 — это предварительная стадия, на которой Валютный комитет ЕС должен был контролировать монетарную политику стран-партнеров и помогать Совету министров в отношении монетарной конвергенции. На этой стадии была проведена подготовка по учреждению Европейского валютного института (ЕВИ), который стал предшественником Европейского центрального банка.

Этап 2 начался 1 января 1994 г., когда был учрежден ЕВИ. Он координировал монетарную политику и способствовал сотрудничеству между центральными банками ЕС. ЕВИ также контролировал деятельность МККВ и подготавливал почву для учреждения Европейского ЦБ.

На этапе 2 страны-партнеры стремились к конвергенции экономик. Чтобы стать членом экономического и валютного союза, страна должна была удовлетворять следующим требованиям:

  • инфляция не должна превышать средний уровень инфляции трех стран ЕС с наименьшим уровнем инфляции более чем на 1,5%;
  • процентные ставки по долгосрочным государственным облигациям не должны превышать средние показатели трех стран с самым низким уровнем инфляции более чем на 2%;
  • бюджетный дефицит не должен составлять более 3% от ВВП;
  • национальный долг не должен составлять более 60% от ВВП;
  • валюта должна оставаться в рамках нормального диапазона МККВ, по крайней мере, в течение двух лет, при отсутствии преобразований или чрезмерной интервенции.

До перехода на этап 3 Совет министров должен был решить, какие страны соответствуют критериям конвергенции и смогут перейти на этап 3.

Этап 3 начался 1 января 1999 г. Страны, соответствующие пяти критериям конвергенции, образовали валютный союз путем фиксирования их валют относительно единой новой валюты евро.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), включающая Европейский Центробанк и центральные банки стран-партнеров, стала проводить единую денежную политику во всех странах-членах и введение единой валюты. Европейский ЦБ независим от правительства и от политических институтов ЕС. Он проводит монетарную политику в интересах стран, принявших единую валюту.

Любая из стран-партнеров, которая еще не соответствует критериям конвергенции, будет приближаться к ЭВС по мере того, как ее показатели будут улучшаться. Однако Великобритания и Дания решили выйти из Маастрихтского соглашения.

Резюме

1. Одним из средств достижения большей стабильности валюты для группы стран является замораживание их внутренних валютных курсов и наличие общих размеров колебаний по отношению к валютам стран, не входящих в эту группу. МККВ ЕС был тому примером. Валюты стран-партнеров могли колебаться относительно других валют в пределах определенного диапазона. Диапазон был равен ±2,25% для большинства стран МККВ вплоть до 1993 г.

2. Необходимость преобразований, казалось, уменьшилась к концу 80-х годов, так как был достигнут больший уровень конвергенции экономик стран-партнеров. Однако возрастающая напряженность внутри системы в начале 90-х годов вылилась в кризис в сентябре 1992 г. Великобритания и Италия покинули МККВ. Кризис продолжился в июле 1993 г., а диапазоны колебаний увеличились до ±15%.

3. После этого по мере увеличения конвергенции экономик МККВ уровень колебания курсов валют понизился, и он оставался на уровне ±2,25%.

4. МККВ явился первой значимой стадией на пути формирования экономического и валютного союза в ЕС.

5. В Маастрихтском соглашении была предложена схема создания ЭВС, который достигнет своего апогея на этапе 3 с созданием валютного союза. На этом этапе была введена единая европейская валюта наряду с общей монетарной политикой, проводимой независимым Европейским центральным банком.

Выиграли ли страны, приняв в обращение евро?

В марте 1998 г. Европейская комиссия постановила, что 11 из 15 стран-партнеров подходят для вступления в ЭВС в январе 1999 г. Великобритания и Дания должны были покинуть союз, а Швеция и Греция не соответствовали ни одному из критериев конвергенции.

Все 11 стран четко соответствовали критериям по процентным ставкам и инфляции, но по поводу того, полностью ли они соответствуют остальным трем критериям, евроскептики высказывали свои сомнения.

  • Процентные ставки. Ни Финляндия, ни Италия не пробыли в МККВ и 2 лет (Финляндия вступила в МККВ в октябре 1996 г., а Италия вновь туда вступила в ноябре 1996 г.), а ирландская ставка была ревальвирована на 3% 16 марта 1998 г. Однако Европейская комиссия посчитала, что эти страны были очень близки к требованиям ЭВС.
  • Бюджетный дефицит. Все 11 стран соответствуют данному критерию, но некоторым из них удалось достичь лишь 3%-го дефицита (или ниже) путем принятия особых мер, например, за счет введения специального налога в Италии и учета доходов с приватизации в Германии.
  • Государственный долг. Лишь 4 страны имели долги, не превышающие 60% (Франция, Финляндия, Люксембург и Великобритания). Однако в связи с Маастрихтским соглашением странам было разрешено иметь показатели выше 60%, так как «долг заметно уменьшался и приближался к требуемому уровню с достаточной скоростью».

На встрече глав ЕС в мае 1998 г. было решено, что 11 стран примут в обращение единую валюту. К декабрю 1998 г. был формально учрежден Европейский Центробанк, а в январе 1999 г. появилась новая валюта евро, но в безналичной форме. До 2002 г. национальная валюта сосуществовала наряду с евро, но ее обменный курс был окончательно зафиксирован по отношению к новой единой валюте.

1 января 2002 г. Европейский Центробанк ввел в обращение банкноты и монеты евро, в течение 6 мес. они еще сосуществовали наряду со старой валютой. 1 июля 2002 г. национальные банкноты и монеты потеряли свой статус законного платежного средства и были изъяты из обращения.


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Расчет налога при ликвидации обособленного подразделения

Российский налоговый курьер Новоселов К.В.
Cоветник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, канд. экон. наук
Источник: Журнал "Российский налоговый курьер, №8

Как организации, принявшей решение о закрытии одного или нескольких обособленных подразделений, рассчитывать и уплачивать налог на прибыль? Что делать, если ликвидированное обособленное подразделение являлось ответственным за централизованную уплату налога в бюджет субъекта РФ?

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, установлены в статье 288 НК РФ. Такие организации уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль и суммы налога, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, по месту нахождения самой организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Авансовые платежи и суммы налога на прибыль, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), они уплачивают как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Уведомление налоговых органов о закрытии обособленного подразделения

Организация, принявшая решение о ликвидации обособленного подразделения, обязана письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения. Сделать это необходимо в течение одного месяца со дня прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Такое требование установлено в подпункте 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ. Сообщение о закрытии на территории РФ обособленного подразделения направляется в налоговый орган по месту нахождения организации по форме № С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@.

Кроме того, в налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого обособленного подразделения необходимо подать заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ. Форма такого заявления — форма № 1-4-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@. В данную форму и рекомендации по ее заполнению приказом ФНС России от 15.02.2010 № ММ-7-6/54@ внесены изменения, которые вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования приказа. Срок для представления заявления по форме № 1-4-Учет не установлен.

На основании заявления по форме № 1-4-Учет налоговый орган должен снять с учета организацию по месту нахождения закрытого обособленного подразделения в течение 10 дней со дня подачи заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). Это установлено в пункте 5 статьи 84 НК РФ.

Допустим, организация закрывает обособленное подразделение, через которое она централизованно уплачивала налог на прибыль в бюджет субъекта РФ. Прежде всего ей необходимо выбрать другое обособленное подразделение на территории данного субъекта РФ, через которое она в дальнейшем будет перечислять налог в региональный бюджет. Организация может взять обязанность по уплате налога на прибыль в региональный бюджет на себя (то есть на головное подразделение) при условии, что сама организация расположена на территории того же субъекта РФ, что и ликвидированное ответственное обособленное подразделение.

О сделанном выборе организация обязана уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором закрыто ответственное обособленное подразделение. Рекомендуемые формы соответствующих уведомлений и схема их направления приведены в приложениях к письму ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986. При закрытии (замене) ответственного обособленного подразделения и выборе нового ответственного подразделения налогоплательщику следует направить:

  • первый экземпляр уведомления № 1 — в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения;
  • второй экземпляр уведомления № 1 — в налоговый орган по месту нахождения головной организации;
  • уведомление № 2 — в налоговые органы по месту нахождения других обособленных подразделений (включая закрытое или прежнее ответственное обособленное подразделение).

Буква закона

Выбор ответственного обособленного подразделения

Налогоплательщики, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, прибыль по каждому из них могут не распределять. В этом случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта РФ, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Организация самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое она будет уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет.

О выбранном ответственном подразделении необходимо уведомить налоговые органы, в которых организация состоит на налоговом учете по месту нахождения обособленных подразделений. Срок для такого уведомления — до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). Рекомендуемые формы уведомлений № 1 и 2 приведены в приложениях к письму ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986. Первый экземпляр уведомления № 1 направляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения, второй экземпляр этого же уведомления — в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Уведомление № 2 представляется в налоговые органы по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, уплачиваться не будет.

Новое ответственное обособленное подразделение продолжает уплачивать налог на прибыль в бюджет субъекта РФ за группу обособленных подразделений начиная с ближайшего срока уплаты налога, следующего за ликвидацией прежнего ответственного обособленного подразделения.

Уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации

Организации, не перешедшие на централизованную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, в случае закрытия обособленного подразделения авансовые платежи за последующие отчетные периоды и налог за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения больше не уплачивают. Такая позиция изложена в письме ФНС России от 01.10.2009 № 3-2-10/23@.

Если организация, уплачивающая налог на прибыль в бюджет субъекта РФ через ответственное обособленное подразделение, принимает решение о закрытии ответственного подразделения, ей следует одновременно выбрать другое ответственное подразделение, расположенное на территории этого же субъекта Российской Федерации. Поскольку ответственное обособленное подразделение уплачивает налог на прибыль за группу обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ, то его закрытие в течение налогового периода не ведет к прекращению уплаты налога в бюджет данного субъекта РФ. Уплата налога на прибыль по ненаступившим срокам платежа должна быть продолжена по месту нахождения вновь выбранного ответственного обособленного подразделения с учетом исчисленных ранее авансовых платежей.

Предположим, организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то есть отчетными периодами для нее являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). В случае ликвидации ответственного обособленного подразделения в одном из отчетных периодов она обязана уведомить налоговые органы на территории данного субъекта РФ в установленном Налоговым кодексом порядке. Например, решение о закрытии ответственного обособленного подразделения принято 16 октября 2009 года, то есть в течение 10 месяцев 2009 года. Значит, организация, исчисляющая ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, должна была уведомить налоговые органы о выборе нового ответственного подразделения не позднее 28 октября 2009 года (то есть до наступления следующего срока уплаты ежемесячного авансового платежа). В случае ликвидации ответственного обособленного подразделения 29 декабря 2009 года уведомление о выборе нового ответственного подразделения данная организация обязана была подать не позднее 28 января 2010 года.

Налоговый орган по месту нахождения закрытого ответственного обособленного подразделения передает документы, относящиеся к уплате налога на прибыль, в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.

В налоговом органе по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения открывается карточка «Расчеты с бюджетом» (карточка «РСБ»), в которой отражается сальдо расчетов по налогу на прибыль по группе обособленных подразделений, расположенных на территории данного субъекта РФ. В карточке «РСБ» указывается КПП налогоплательщика и код по ОКАТО муниципального образования по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.

Обратите внимание

Работа на стационарном рабочем месте хотя бы несколько дней в месяц приводит к образованию обособленного подразделения

Такова позиция Минфина России, изложенная в письме от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67. Ведь под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). Количество дней в каждом месяце, в течение которых организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, значения не имеет.

Также не важна форма организации работ (вахтовый метод или служебная командировка) и срок нахождения конкретного работника на созданном организацией территориально обособленном стационарном рабочем месте.

Что следует понимать под оборудованием стационарного рабочего места? В арбитражной практике под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение данных обязанностей (постановления ФАС Московского округа от 30.07.2004 № КА-А41/6389-04 и ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А по делу № А32-38550/2005-23/1025). То есть оборудование организацией стационарных рабочих мест и следует считать созданием обособленного подразделения.

Иными словами, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, даже если на оборудованном стационарном рабочем месте работник ежемесячно трудится всего по нескольку дней.

Представление деклараций при закрытии обособленного подразделения организациями, не перешедшими на централизованную уплату налога на прибыль

Поскольку декларации по налогу на прибыль составляются нарастающим итогом с начала года, налогоплательщику важно правильно распределить сумму прибыли между головной организацией и ее обособленными подразделениями в отчетных периодах, следующих за периодом закрытия одного или нескольких обособленных подразделений, а также по окончании календарного года.

Для этого организациям, не перешедшим на централизованную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, рекомендуем воспользоваться разъяснениями ФНС России, приведенными в письме от 01.10.2009 № 3-2-10/23@. В названном письме говорится, что налоговая база в целом по организации за последующие (после закрытия подразделения) отчетные периоды и календарный год, подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы закрытого обособленного подразделения, исчисленной и отраженной в декларации за отчетный период, предшествующий кварталу (месяцу), в котором оно было закрыто.

После закрытия обособленного подразделения декларации по налогу на прибыль по этому подразделению за последующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период нужно представлять в налоговый орган по месту нахождения (учета) организации. Это указано в пункте 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н (далее — Порядок). Уточненные декларации по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению также представляются в налоговый орган по месту нахождения (учета) самой организации.

На первой странице титульного листа декларации в поле «Представляется в налоговый орган по месту нахождения (учета)» ставится код 223, соответствующий представлению декларации по закрытому обособленному подразделению. На каждой странице данной декларации указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого обособленного подразделения. Напомним, что организации, имеющие обособленные подразделения, в состав декларации включают приложения № 5 к листу 02. Эти приложения заполняются отдельно по организации без обособленных подразделений и по каждому ее обособленному подразделению (включая закрытые в текущем налоговом периоде) или группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. В названных приложениях организация распределяет суммы авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ (п. 10.1 Порядка). До конца календарного года, в котором было закрыто обособленное подразделение, приложения № 5 к листу 02 нужно заполнять не только по организации без учета обособленных подразделений и всем работающим подразделениям, но и по закрытому обособленному подразделению.

Порядок заполнения приложения № 5 по закрытому обособленному подразделению установлен в пункте 10.11 Порядка. В строке 040 приложения № 5, заполняемого по закрытому обособленному подразделению, указывается доля налоговой базы, а по строке 050 — налоговая база (исходя из доли) в размерах, исчисленных и отраженных в декларациях за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подразделение было закрыто.

Допустим, обособленное подразделение прекратило свою деятельность в течение налогового периода (например, в 1-м полугодии), а работа самой организации и других ее обособленных подразделений продолжается в течение всего года. Вполне возможно, что в последующих после закрытия отчетных периодах или по итогам года налоговая база в целом по организации (отражается в строке 120 листа 02 декларации) снизится по сравнению с налоговой базой предыдущего отчетного периода. Нужно ли пересчитывать (уменьшать) налоговую базу и сумму налога на прибыль по закрытому обособленному подразделению? Да, нужно.

Такое требование содержится в абзаце 2 пункта 10.11 Порядка. В нем указано, что в подобной ситуации уменьшению подлежит ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по всем обособленным подразделениям, включая закрытые. При этом налоговая база (исходя из доли) по закрытому обособленному подразделению, отражаемая в строке 050 приложения № 5, рассчитывается путем умножения показателя по строке 030 (налоговая база в целом по организации) на показатель строки 040 (доля налоговой базы). Поясним сказанное на примере.

Пример

В марте 2010 года ООО «Капитал-Вест» приняло решение о закрытии одного из пяти обособленных подразделений. Организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то есть отчетными периодами для нее являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. По итогам двух месяцев (январь — февраль) 2010 года налоговая база в целом по организации составила 100 000 руб., а доля налоговой базы по закрытому обособленному подразделению — 20%. За три месяца (январь — март) налоговая база по организации увеличилась до 125 000 руб. Предположим, налоговая база за 2010 год в целом по организации составит 70 000 руб.

Налоговая база (исходя из доли) по закрытому обособленному подразделению за два месяца 2010 года равна 20 000 руб. (100 000 руб. X 20%).

В следующем отчетном периоде — по итогам трех месяцев 2010 года налоговая база в целом по организации возросла до 125 000 руб. Поэтому налоговую базу по закрытому обособленному подразделению за три месяца 2010 года пересчитывать не нужно. Налоговая база по организации за 2010 год уменьшится по сравнению с налоговой базой за два месяца (за последний отчетный период, в течение которого закрытое обособленное подразделение работало). Значит, по закрытому обособленному подразделению налоговая база за 2010 год составит 14 000 руб. (70 000 руб. X 20%).

Из налоговой базы за 2010 год, определенной в целом по организации, ООО «Капитал-Вест» вычитает уточненную налоговую базу по ликвидированному обособленному подразделению. Полученную налоговую базу — 56 000 руб. (70 000 руб. - 14 000 руб.) организация принимает за 100%. Эта сумма при расчете налога на прибыль за 2010 год подлежит распределению между организацией без обособленных подразделений (головным подразделением) и четырьмя работающими обособленными подразделениями.

Строки 100 (сумма налога к доплате), 120 (ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ в квартале, следующем за отчетным периодом) и 121 (ежемесячные авансовые платежи на I квартал следующего налогового периода) приложения № 5 по закрытому обособленному подразделению не заполняются. Показатели остальных строк приложения № 5 (в том числе сумма налога к уменьшению) исчисляются в общеустановленном порядке. Основание — абзац 3 пункта 10.11 Порядка.

Представление деклараций при закрытии ответственного обособленного подразделения

Порядок представления отчетности по налогу на прибыль в случае ликвидации обособленного подразделения, ответственного за централизованную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, разъяснен в письме ФНС России от 30.12.2009 № ШС-22-3/990@. В названном письме говорится, что после закрытия ответственного обособленного подразделения декларации за последующие отчетные периоды и календарный год нужно представлять в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения. При этом в декларациях следует указывать КПП налогоплательщика и код по ОКАТО муниципального образования по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.

Уточненные декларации по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в течение которых налог уплачивался через закрытое ответственное обособленное подразделение, представляются в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения. В аналогичном порядке (то есть в налоговый орган по месту нахождения нового ответственного подразделения) представляются уточненные декларации по обособленным подразделениям, действовавшим на дату перехода налогоплательщика на централизованный порядок уплаты налога в бюджет субъекта РФ.

В уточненных декларациях указываются те же значения кода по ОКАТО и КПП налогоплательщика, которые были приведены в первичных декларациях. Сведения о доначисленных (уменьшенных) суммах налога отражаются в карточке «РСБ», открытой в налоговом органе по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения.

В расчетных документах на перечисление налога на прибыль согласно уточненным декларациям нужно указать КПП налогоплательщика и код по ОКАТО муниципального образования по месту нахождения нового ответственного обособленного подразделения. Допустим, организации необходимо представить уточненную декларацию по налогу на прибыль по обособленному подразделению, закрытому до перехода на централизованный порядок уплаты налога. В этом случае уточненную декларацию она представляет в налоговый орган по месту нахождения самой организации, а если организация отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, — в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.8 Порядка).

Другая ситуация — на территории данного субъекта РФ организация прекратила деятельность сразу всех своих обособленных подразделений, включая ответственное. Декларации по налогу на прибыль за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий календарный год, а также уточненные декларации компания представляет в общеустановленном порядке, то есть в налоговый орган по месту нахождения самой организации (п. 2.8 Порядка).


Прыг: 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
Скок: 040 050 060 070 080 090 100 110 120 130 140
Шарах: 100






Интернет магазин корейской косметики

косметика nyx купить в официальном интернет магазине! Полный ассортимент

korcosama.com

Отек квинке

Отек квинке симптомы? Узнайте как справиться с проблемой у специалиста

klinika.k31.ru

Парикмахерские принадлежности интернет

Оборудование для парикмахерских. Салон парикмахерских услуг

ilorai.ru