СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ

Cвязь долгосрочного, текущего и оперативного планирования

Интервалы планирования.

Автор: Олег Владимирович Дeвяткин, кандидат экономических наук, доцент, Российская экономическая академия им. Г.В. Плexaнoвa.

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный определяется по срокам получения конечного результата. В зависимости от специфики планируемого объекта, сложности решаемых задач, состояния внутренней и внешней среды предприятия период, на который составляется план, может измеряться днями, месяцами и годами. Однако содержание плановой работы в принципе при этом не меняется. План должен быть полным, комплексным, связанным воедино.

Интервал планирования — это заранее установленный период, необходимый для достижения конечного результата, предусмотренного планом.

В зависимости от специфики планируемого объекта, сложности решаемых задач, состояния внутренней и внешней среды предприятия период, на который составляется план, может измеряться днями, месяцами и годами. В течение установленного планового периода по конкретным объектам должен быть выполнен весь комплекс работ — от начальных операций, необходимых для получения конечного результата, до полного окончания работ, завершающихся последней технологической и хозяйственной операцией. Так, например, план строительства жилого дома составляется на весь срок выполнения работ — от первого ковша грунта, вынутого экскаватором под фундамент дома, до сдачи и оплаты готового объекта потребителем.

Объективная потребность учета в плане всего объема работ по объектам без каких-либо изъятий вытекает из самого способа организации современного производства, отличающегося:

  • пооперационной синхронизацией работ, позволяющей без излишних потерь средств и времени достигать конечного результата;
  • безостановочным обеспечением протекающих процессов комплексом ресурсов (материальных, трудовых и финансовых), необходимых для последовательного выполнения планового задания;
  • организацией всестороннего контроля и регулирования хода выполнения исполнителями планового задания.

Период, на который разрабатывается план, а также функциональное количество частей (разделов) плана предприятия, их названия различаются в зависимости от размера предприятия, его отраслевой принадлежности и сложившихся традиций. В частности, на малом предприятии отсутствуют цеховые планы, как правило, не разрабатываются долгосрочные планы, финансовое планирование совмещается с бухгалтерским учетом и отчетностью, кадровое обеспечение в форме оперативной работы сохраняется в ведении руководителя.

Однако содержание плановой работы в принципе при этом не меняется. План должен быть полным, комплексным, связанным воедино. Поэтому после разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым и трудовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. Например, поставки предприятию сырья, материалов и комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и планом выпуска продукции. В свою очередь, выпуск продукции увязывается с плановой численностью рабочей силы, производственными мощностями и планами поставок продукции по договорам.

Таким образом, по ресурсам и времени исполнения достигается сбалансированность плана:

  • создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели;
  • предусматриваются порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему спектру разнообразных операций, которые предусмотрены планом или вытекают из него;
  • определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ.

Многие российские предприятия вследствие неустойчивости внешней среды разрабатывают упрощенные, главным образом текущие, планы. В качестве планируемых показателей используется следующий их перечень:

  • номенклатура и объем выпускаемой продукции в натуральном выражении;
  • объем реализации (продаж) продукции (услуг);
  • себестоимость единицы продукции;
  • прибыль;
  • численность персонала по категориям;
  • фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы;
  • запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе;
  • размер оборотных средств по группам;
  • объем капитальных вложений по направлениям;
  • отдельные мероприятия по новой технике и технологии;
  • прочие показатели.

Связь долгосрочного, текущего и оперативно-календарного планирования

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный определяется по срокам получения конечного результата. Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, а также с инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные долгосрочные планы. Последние составляются на весь период осуществления мероприятий (до 2—5 лет и более). Однако оперативная часть инвестиционных проектов, которая находится на стадии исполнения, периодически ежегодно или поквартально корректируется и поэтапно включается в общие текущие и оперативно-календарные планы. По мере реализации проекта дата отсчета планового периода приближается к дате окончания работ и достигает ее после завершения проекта.

Что касается объекта планирования, то, как правило, ни один проект долгосрочного плана не может быть реализован, минуя текущее планирование. Одно и то же изделие, намеченное к производству в долгосрочном плане, по отдельным этапам подготовки производства и по элементам может включаться во все виды планов. Например, подготовка производства и продажа нового автомобиля включаются в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включаются в текущие планы. Распределение персонала по объектам, связанным с подготовкой производства нового изделия, и оплата текущих расходов поэтапно включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом:

  • в точности устанавливаемого промежуточного и конечного интервала планирования;
  • степени внутренней интеграции или дифференциации, а также количестве показателей планирования;
  • степени точности расчетов затрат и результатов производства;
  • порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. Поэтому резко сужается число плановых нормативов и показателей, уменьшается степень точности расчетов.

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, также как и сроки получения конечного результата. В ходе реализации плана уточняется и сумма расходов. Как правило, устанавливается лишь основной исполнитель, ответственный за реализацию плана, так как на первом этапе еще не ясны ни точное содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах. В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый, целостный, синхронно действующий комплекс весь механизм организации работы и управления предприятием.

Таблица 1. Ранжирование и детализация показателей планов на предприятиях

Основные показатели по видам планирования
Стратегическое Долгосрочное Текущее Оперативно-календарное
Наименование продукции (услуг) Перечень важнейшей номенклатуры продукции Перечень и число позиций номенклатуры Подетальный перечень и число позиций номенклатуры продукции
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат Сумма расходования ресурсов по видам и срокам Сумма расходования ресурсов по видам, срокам и номенклатуре продукции Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции
Ориентировочные подвижные сроки исполнения Календарные сроки исполнения Точно установленные сроки исполнения Почасовые и суточные графики исполнения
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность достижения цели (сумма дохода, окупаемость затрат) Превышение дохода над расходами (прибыль) Сумма чистого дохода Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре изделий, технологическим операциям и видам работ

СТАТЬИ >> ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ

Правила Герберта Кессона об искусстве финансовой деятельности

Автор: Лев Михайлович Mакaрeвич, доктор экономических наук, специалист по стратегическому планированию и бизнес-планированию.

Многие учатся бизнесу, но немногие уделяют должное внимание основам управления капиталом, иначе — искусству финансовой деятельности. Нет такого бизнеса, который бы состоял только из уникальных, неповторимых, специфических особенностей. Как правило, бизнес на 80% состоит из самого обыденного и привычного. Но совсем немного деловых людей отдают себе в этом отчет. В запасе у делового человека совсем немного времени, поэтому рисковать надо разумно, тщательно просчитывая вперед на много шагов. Ниже изложены двенадцать принципов, которые получили название правил Герберта Ньютона Кессона.

По статистике, из каждых ста бизнесменов лишь четверо не только становятся богатыми, но и сохраняют свои деньги. Восемьдесят процентов сколотивших приличные деньги по-разному теряют их. Это является следствием того, что многие учатся бизнесу, но немногие уделяют должное внимание основам управления капиталом, иначе — искусству финансовой деятельности.

Ниже изложены двенадцать принципов, которые получили название правил Герберта Ньютона Кессона, по имени известного английского предпринимателя, который впервые их сформулировал.

"Нет такого бизнеса, который бы состоял только из уникальных, неповторимых, специфических особенностей. Как правило, бизнес на 80% состоит из самого обыденного и привычного. Но совсем немного деловых людей отдают себе в этом отчет. Обычно человек достаточно хорошо знает специальную сторону своего бизнеса, но редко настолько же хорошо в курсе его общей части. Большинство банкротств вызваны недостатком не социального, а именно общего знания — о менеджменте, сбыте, организации дела, финансах", — писал Кессон.

1. Вкладывайте деньги только в то, что знаете. Если вы профессиональный строитель, то занимайтесь ремонтом, реставрацией, возведением сооружений. Если по образованию вы специалист пищевой промышленности, то можете заниматься продуктами питания. Если — учитель физкультуры, вам не следует продавать лекарственные препараты. Если вы — врач со специальной медицинской подготовкой, то нет смысла вкладывать деньги в ирригацию и мелиорацию. Или, например, как вы можете заниматься племенным животноводством, если получили в колледже или университете гуманитарное образование? Собственное дело следует заводить в той области, где вы являетесь специалистом. Организуйте свой бизнес в том месте, где живете. Финансируйте только то дело, которое можно увидеть собственными глазами и пощупать своими руками, где можно самому действительно разобраться, а не верить на слово кому-то. Человек так устроен, что в чужих руках кусок кажется ему всегда больше. Сумейте противостоять чарующим сиренам, пытающимся уговорить вас и ввести в неоправданные расходы.

2. Всегда ищите и учитывайте собственный интерес, собственную выгоду. Этого не следует стыдиться — бессребреники постоянно становятся добычей хищников, живущих за чужой счет.Пренебрежение своими интересами делает вас беззащитным. Ни доводы, ни аргументация, ни просто откровенный нажим не должны служить достаточным основанием для того, чтобы вы отдали деньги или собственность, не получив взамен что-то эквивалентное или большей стоимости.

3. Делайте деньги на собственности, а не на планах. Часто люди предлагают хорошие идеи и разработанные планы их реализации, требуя за это деньги. Однако самый лучший план, прекрасно дифференцированный и подробно разработанный, составляет по трудозатратам менее десяти процентов от его реализации. Принципиальное отличие плана от собственности состоит в том, что последняя сохраняет свою стоимость независимо от ее владельца. Ценность же плана всецело определяется деловыми качествами и порядочностью реализующих его людей. Чем грамотнее, квалифицированнее, умнее человек, тем больше он может полагаться на план. Если же фирма располагает небольшой собственностью, но предлагает участие в реализации грандиозных планов, с ней опасно иметь дело.

4. Вкладывайте деньги только в то, что может быть ликвидным. Лучше располагать легко продаваемым немногим, чем иметь много не нужного никому. Известность товара и продавца, а также доверие, которые они вызывают у покупателя, способствуют быстрой продаже. И напротив, никто не станет покупать незнакомый товар у неизвестного продавца. Чем бы вы ни занимались, дело следует вести так, чтобы при необходимости можно было быстро и без потерь обратить имеющуюся собственность в деньги. Чем ближе вы к этой возможности, тем дальше находитесь от опасности банкротства.

5. Главное — прибыль, а не процесс. Не будьте консерватором, мыслите динамично. Занимайтесь тем, что в данный момент может дать максимальную прибыль. Это значит, что, если вы занимаетесь фрахтом и клиент хочет не арендовать судно, а купить его, предлагая хорошую цену, которая принесет приличную прибыль, продавайте корабль. Если продажа пивного завода принесет больше прибыли, чем продажа пива за длительный промежуток времени, продавайте предприятие, но предварительно тщательно все просчитайте. Владелец всегда относится к своей собственности как к чему-то неотчуждаемому, привычному, неприкасаемому. Это совершенно неверно. Быстрое получение хорошей прибыли создает возможность (при соответствующей конъюнктуре) вложить средства в еще более доходное дело. Наращивание денег имеет собственные принципы и свою технологию. Деньги можно делать намного скорее, выполняя что-то нетрадиционно, нестандартно, необычно. Не следует плыть по течению, надо упорно и настойчиво думать. Новые идеи, оригинальные подходы всегда намного перспективнее и богаче возможностями. В запасе у делового человека совсем немного времени, поэтому рисковать надо разумно, тщательно просчитывая вперед на много шагов.

6. Не полагайтесь на советы тех, кто может извлечь прибыль из ваших убытков. Грамотно выбирая банк для сотрудничества, вы не только защищаете от потери свои средства, но и приобретаете в лице банкира мудрого советчика. Он заинтересован, чтобы клиент зарабатывал больше и аккумулировал эти средства в банке. Имеющий солидные рекомендации банк с хорошей финансовой историей, как правило, обладает большим опытом, и его советы могут быть полезны. Банкир профессионально занимается исследованием положения дел на финансовом рынке и может четко определить перспективу. Поэтому полезно прислушиваться к мнению банкиров, а не полагаться на советы малознакомых людей.

7. Покупайте во время понижения, продавайте во время повышения цен. Не следует поддаваться стадному чувству, которое часто толкает людей делать то же, что и остальная масса. Характерный пример — биржевая паника. Многие теряли на этом свои капиталы, позволяя нажиться тем немногим, кто эту панику организовал. Участвуя в биржевых операциях, не действуйте так, как толпа, иначе можете прогореть. Когда все начинают продавать акции, цены резко падают, а когда начинают покупать — цены растут. Умный игрок на бирже тщательно следит за конъюнктурой и покупает тогда, когда цены в самом низу, а продает, когда они на верхнем пике. Это касается и цен на товары. Покупать всегда надо у пессимистов, а продавать — оптимистам. Так намного выгоднее, учитывая их психологию. Грамотное использование колебания цен является залогом законного способа заработать приличное состояние в короткие сроки.

8. Деньги следует оборачивать быстро. Иногда в погоне за большей прибылью завышают цену и долго не могут продать товар. Знающий поступает иначе: назначает небольшую прибыль, получая конкурентоспособную цену товара, и быстро его реализует. Полученные деньги превращает снова в товар, который опять продает по конкурентоспособной цене. Зарабатывая на каждой операции небольшую прибыль, он получает в сумме большую прибыль на росте оборота товара. Смысл бизнеса заключается в обмене денег на товар, а затем — наоборот, и делать это надо быстро. В этом главный секрет коммерции. Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от уровня цен. Важнее получать небольшую прибыль чаще, чем большую прибыль редко. Многие быстро разоряются, становясь жертвами собственной жадности и неграмотности.

9. Занимайте ровно столько, сколько можете вложить в бизнес. Попытка развернуть бизнес только за счет личных средств обрекает на долгие годы вялотекущей деятельности. Это ошибка многих начинающих бизнесменов. Серьезная работа требует привлечения кредитных средств или инвестиционных капиталов. Конечно, масштабная деятельность связана с большим риском, но без риска бизнес вообще невозможен. Paзумный риск в бизнесе — основа получения прибыли. Для этого требуются определенные черты характера. Не каждый человек способен обречь себя на беспокойное существование. Мало получить средства — необходимо еще уметь ими распорядиться. Надо оптимально распределить имеющиеся деньги на приобретение оборудования, налоги, затраты на продажу, обеспечить надлежащее управление, квалифицированно подготовленную рекламу и постоянное личное руководство. Без этого рациональное использование денег просто невозможно. Начиная бизнес с собственных средств и убедившись в своем умении работать профессионально, следует занимать деньги под гарантированный их возврат. Необходимо увеличивать размер оборота и скорость оборачиваемости средств, чтобы быстрее заработать больше денег.

10. Никогда не давайте взаймы. Когда у человека появляются деньги, его тут же окружают люди, желающие оторвать часть этих средств на свои нужды. Для этого используются самые хитроумные приемы и удивительно изощренные методы. Если человек одному, другому, третьему пошел навстречу и одолжил какую-то сумму, это — сигнал для остальных. Этого человека начинают засыпать душещипательными историями, трепетными рассказами, мелодраматическими ситуациями. Кредит может испортить отношения. Вас перестанут уважать и начнут избегать, не прощая вам собственного долга. Всегда лучше вкладывать деньги в дело, чем давать взаймы. Становясь совладельцем, вы получаете возможность вносить предложения, проводить необходимые изменения, принимать участие в управлении и тем самым помогаете близкому человеку исправить положение и выйти из кризиса. Если действительно хотите помочь человеку, видя, как он делает все возможное сам, чтобы выкарабкаться из кризисной ситуации, дайте ему деньги не взаймы, а просто от душевной щедрости. Считайте это благотворительным взносом. Помогайте, помогайте обязательно, но только тем, кто действительно достоин помощи.

11. Ставьте на целую отрасль и следите за колебаниями цен. Всегда существует хоть одна отрасль, которая в данный момент находится в упадке. В этой отрасли есть, по крайней мере, одна компания, которая имеет авторитет, является надежной, перспективной, хорошо финансируемой и имеет большой резерв. У этой фирмы наверняка есть обыкновенные акции, которые представляют интерес. Именно обыкновенные, потому что они поднимаются выше в цене, чем другие ценные бумаги. В период спада акции этой фирмы вместе с ценными бумагами других предприятий отрасли катятся вниз и достигают своей наименьшей цены. Это как раз тот момент, когда надо их покупать. Когда отрасль пойдет на подъем, акции начнут расти, а вместе с ними начнет увеличиваться и стоимость принадлежащего вам пакета акций. Надо внимательно следить за тем, что происходит в отрасли, разбираться в ситуации и оценивать перспективы. В связи с этим лучше всего, если это будет знакомая отрасль, финансовые потоки которой доступны для понимания; Вам не надо быть специалистом этой отрасли, досконально зная технологические процессы. Не дивиденды составляют прибыль от ценных бумаг, а их своевременная покупка и продажа с учетом изменения котировки на рынке.

12. Занимайте для развития, а не для бахвальства. Заработав деньги, предприниматель сразу подвергается искушениям: дорогая машина, роскошный офис, сногсшибательные приемы, жаждущие развлечений друзья и приятели. Деньги начинают активно перекачиваться из бизнеса на удовлетворение собственных потребностей, а дело со временем хиреет и умирает. Крупные бизнесмены, авторитетные предприниматели всегда отделяли личные потребности от нужд собственного бизнеса. На первом месте стояло удовлетворение требований бизнеса — ради него занимались деньги, ему отдавались все время и свободные средства. Из собственных же потребностей удовлетворялось только необходимое. Таким образом, начиная свое дело, бизнесмен должен думать сначала о нем, а потом о себе. Не изымайте деньги тогда, когда они требуются для бизнеса. Не следует допускать никакой показухи как в делах, так и в личных отношениях. Главное — не впечатление,которое производит ваше окружение, а те прибыли, которые вы фактически получаете. Они характеризуют точнее, чем разгульная жизнь. Дорогой транспорт, шикарная мебель, раздутый аппарат управления — все это увеличивает расходы, но не стимулирует рост прибыли. Ненужное имущество и лишние люди требуют расходов на содержание. Ни в коем случае не следует занимать на это деньги. Кредиты нужны для дела.

СТАТЬИ >> КОММЕРЦИЯ, ЛОГИСТИКА

Ценовая политика организации (предприятия) на различных рынках

Автор: Анатолий Николаевич Poмaнoв, доктор экономических наук, профессор, ректор Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЭФЭИ).

На практике многие организации сталкиваются с проблемой несоответствия ценовой политики тенденциям рынка. Ценовая политика организации (предприятия) во многом зависит от типа рынка. Выделяют четыре типа рынка, каждый из которых имеет свои особенности и ставит свои задачи в области ценообразования. Рассмотрим основные принципы ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии

Любая коммерческая организация, функционирующая в условиях рыночной экономики, ставит перед собой основную цель — максимизацию прибыли. Значительную роль в достижении этой цели играет правильность проведения ценовой политики организации на рынке выпускаемой продукции.

Однако на практике многие организации сталкиваются с проблемой несоответствия ценовой политики тенденциям рынка. Особенно это характерно для стран с переходной экономикой, где классические типы рынка (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия) и способы установления цены на них слабо специфицированы. Российские предприниматели часто делают больший акцент на минимизации издержек производства, а не на комплексе маркетинговых мероприятий. Для того чтобы избежать ошибок в ценообразовании, необходимо изучить сущность, цели, последовательность разработки и применения ценовой политики, которая позволит эффективно реализовать товар на рынке и повысить конкурентоспособность организации.

Ценовая политика организации (предприятия) во многом зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынка, каждый из которых имеет свои особенности и ставит свои задачи в области ценообразования. Рассмотрим основные принципы ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

1. Рынок совершенной конкуренции состоит из большого количества производителей-продавцов и потребителей. Наиболее ярким примером данного рынка является сельскохозяйственный сектор экономики. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими особенностями:

  • продукция стандартизирована;
  • контроль над ценой со стороны рыночных субъектов отсутствует (ни один отдельный продавец или покупатель не оказывает большого влияния на уровень текущих цен на товар);
  • условия вступления на рынок очень легкие, препятствия отсутствуют;
  • неценовая конкуренция отсутствует, роль маркетинговых исследований деятельности по разработке нового товара, политике цен, рекламы, стимулированию сбыта минимальна.

Важнейшими принципами ценообразования на рынке совершенной конкуренции являются минимальные издержки и эффективное распределение факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность).

Минимизация издержек в среднесрочном и долгосрочном периодах во многом зависит от степени использования результатов НТП: применения новой техники, ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда.

Эффективное распределение факторов производства предполагает оптимальное их соотношение для производства товаров, на которые предъявлен потребительский спрос.

На рынке совершенной конкуренции условие максимизации прибыли предприятия выполняется при выборе такого объема производства, при котором цена равна предельным издержкам производства (МС = Р). При этом предельный доход предприятия равен минимальному значению средних издержек производства и совпадает с потребительским спросом на данный товар. Таким образом, равновесная цена на рынке совершенной конкуренции обеспечивает равенство между предельной ценностью товара для потребителя и предельными издержками производителя.

Однако на практике рынок совершенной конкуренции существует крайне редко, наиболее часто встречаются другие типы рынка.

2. Рынок монополистической конкуренции состоит из большого числа покупателей и производителей-продавцов, которые совершают сделки по купле-продаже товаров в широком диапазоне цен.

Широкий диапазон цен связан здесь со способностью производителей-продавцов предложить покупателям различные модификации товаров, отличающихся качеством, дизайном, упаковкой и т.п. Рынок монополистической конкуренции наиболее характерен для товаров широкого потребления (производство одежды, обуви, бытовой техники и др.) и имеет ряд особенностей:

  • дифференциация выпускаемой продукции;
  • контроль над ценой возможен, но в довольно узких рамках;
  • условия выхода на рынок сравнительно легкие;
  • неценовая конкуренция проявляется в форме рекламы, использования торговых знаков, товарных марок, личной продажи (в связи с большим количеством конкурентов другие маркетинговые мероприятия не оказывают значительного влияния на каждую отдельную фирму).

Факторы, которые воздействуют на ценообразование на рынке монополистической конкуренции, связаны с платежеспособным спросом, соотношением предельного дохода предприятия и его предельных издержек, сопоставлением цены и средних издержек производства.

Платежеспособный спрос на рынке монополистической конкуренции более эластичен по сравнению с рынком совершенной конкуренции. Это связано с возможностью покупателей частично отказаться от товара по высокой цене у данного производителя и купить аналогичный товар у конкурента по более низкой цене или более низкого качества. Другие факторы ценообразования могут быть представлены формулой, обеспечивающей условие максимизации прибыли производителя на рынке монополистической конкуренции:

Р > MR = MC < АС.

Принцип ценообразования заключается в том, что равновесная цена на рынке монополистической конкуренции больше предельных издержек производства Р > (МС = MR). Таким образом, предприятие извлекает потребительский излишек (не очень большой по сравнению с чистой монополией). Стремясь заинтересовать и привлечь потребителя на свою сторону, предприятия активно прибегают к постоянному повышению качества товаров и проводят рекламные мероприятия, подчеркивая индивидуальность или существенные особенности своих товаров. Именно за эти характеристики потребитель готов заплатить более высокую цену на рынке монополистической конкуренции.

3. Рынок олигополии состоит из небольшого числа производителей-продавцов, достаточно внимательно относящихся к ценовой политике конкурентов. Чаще всего рынок олигополии представляют от двух до десяти крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж выпускаемой продукции. Примером олигополистического рынка может служить производство стали, сельскохозяйственного оборудования, автомобилестроение, цветная металлургия, авиастроение. Данный рынок имеет ряд специфических особенностей:

  • производимая продукция может быть стандартизированной (сталь, цветные металлы) или дифференцированной (автомобили, сельхозтехника, самолеты);
  • контроль над ценой на рынке ограничивается взаимной зависимостью производителей-продавцов, однако может быть значительным при тайном сговоре;
  • условия выхода на рынок новых производителей существенно затруднен из-за барьеров со стороны мощных по конкурентоспособности предприятий-олигархов;
  • методы неценовой конкуренции (особенно в области повышения качества продукции) и маркетинговые стратегии широко применяются, особенно при дифференцированном продукте.

Процесс ценообразования на рынке олигополии осуществляется в соответствии с принципами, заложенными в модель Курно, и «дилеммой заключенного». Согласно модели Курно предприятие принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение об объеме выпуска продукции.

Другим принципом ценообразования для олигополии является тактика жесткости цен. Предприятия не склонны к гибкому графику изменения цен на выпускаемую продукцию, так как это может привести к войне цен. Как показывает практика (например, война цен на автомобильном рынке между США и Японией в 70—80-е годы XX в.), война цен ухудшает условия максимизации прибыли для всех участников рынка.

Третьим принципом ценообразования является политика лидерства в ценах. Так, предприятие-лидер, более конкурентоспособное на рынке, может принять решение о повышении цен на продукцию. Остальные участники олигополии принимают условия лидера и «подтягивают» цены на свою продукцию до заданного уровня. Однако такие решения принимаются не часто. Это может быть связано со значительными изменениями структуры издержек и кривой спроса на рынке (например, из-за повышения цен на основные факторы производства или роста налоговых ставок).

4. Рынок чистой монополии представлен одним производителем-продавцом. В этой роли может выступать государственное предприятие (например, Московский метрополитен) или частная корпорация (например, Мосэнерго). Ценообразование в данных вариантах направлено на достижение разных целей. В первом случае цена может устанавливаться ниже себестоимости, если продукция является общественно значимой, или наоборот, значительно завышаться в соответствии с государственной программой сокращения потребления. Во втором случае частные корпорации стремятся максимально извлечь потребительский излишек для получения сверхприбыли.

Рынок чистой монополии характеризуется следующими особенностями:

  • монополисты как правило производят уникальный тип продукта;
  • максимальный контроль над ценой на рынке ограничен антимонопольным законодательством;
  • выход на рынок предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен;
  • рекламная деятельность ведется в основном в области связей предприятия с общественностью;
  • маркетинговые мероприятия ведутся в направлении анализа эластичности спроса на производимую продукцию.

Основным принципом ценообразования на рынке чистой монополии становится захват потребительского излишка у различных групп потребителей.

Устанавливая цену на максимальном уровне, чистая монополия рискует потерять потребителя, поэтому она придерживается правила равенства предельного дохода предельным издержкам. Таким образом, предприятие устанавливает оптимальную цену и захватывает потребительский излишек.

Для монополии это не предел и, проводя политику диверсификации цен, она может захватить дополнительный потребительский излишек. Существуют различные виды диверсификации цен монополии:

  • по доходам потребителя (для низкодоходных групп цены ниже, для высокодоходных — выше);
  • в зависимости от объема потребления (товары оптом продаются по более низким ценам, в розницу — по более высоким);
  • по категориям товаров (в зависимости от качества или фирменной маркировки товара);
  • по территориальному признаку (в одном регионе цены на товар выше, например на севере России, в другом — ниже, например в Центральном районе);
  • по степени новизны товара (новейшие товары продаются по высокой цене, более старые — по низкой цене);
  • в зависимости от социальной группы потребителей (ценовые скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов);
  • при максимальном спросе (повышение цен на транспорт в курортных зонах во время отпусков).

Диверсификация цен приносит монополиям дополнительную прибыль за счет расширения объемов продаж, быстрого оборота продукции. Покупатели часто готовы «пожертвовать» частью своего дохода ради более быстрого и качественного удовлетворения потребностей. Однако деятельность монополий на рынке регулируется антимонопольными мероприятиями со стороны государства, что поддерживает дух конкуренции на рынке и защищает права потребителей.

Предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики, проходит ряд стадий жизненного цикла: от создания до ликвидации или реорганизации. При этом, начав свою деятельность на рынке совершенной конкуренции, оно может затем закрепиться на рынке любого типа. В этой ситуации немаловажную роль играет правильно разработанная и грамотно проведенная ценовая политика предприятия.

Прыг: 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
Скок: 030 040 050 060 070 080 090 100 110 120 130
Шарах: 100