СТАТЬИ >> СТРАХОВАНИЕ

Возмещение потерь в экологическом страховании

Вдовин Сергей Александрович, к.э.н., доц. каф. ЭиМ СГГА, г. Новосибирск.

В статье рассматриваются механизмы перераспределения ответственности природопользователей через механизм страхования. Особое внимание уделяется роли государства в экологическом страховании и обеспечение рисков антропогенного воздействия. Объектом исследования является Республика Горный Алтай. Обосновывается необходимость расчета дополнительных характеристик в схемах экологического страхования.

Развитие экономики регионов требует использования все большего объема природных ресурсов, что влечет за собой развитие технологий их добычи и переработки. Следствием развития добычи является большее использование территорий. На территории находится непосредственно, как добывающее предприятие, так и необходимая ему инфраструктура.

Прослеживается прямая связь между экономикой региона, техносферой и биосферой региона (природной средой). Существуют регионы, которые по географическому расположению являются экологическими донорами, экосистема таких регионов способна вырабатывать необходимый экологический ресурс для жизнеобеспечения других регионов. Экосистема регионов–доноров должна не только охраняться, но и восстанавливаться, к примеру, за счет средств специализированных экологических фондов. Одним из регионов–доноров является республика Горный Алтай, обладающая уникальной экосистемой.

Необходимость в методике оценки экономического эффекта от использования территорий и их поэтапного восстановления за счет средств специализированных экологических фондов и инвестиционных фондов назрела в связи с растущим интересом природопользователей к республике и многократно возросшим за последние 5–7 лет потоком туристов.

Активность природопользователей в регионе повысила вероятность реализации экологических рисков, в первую очередь связанных с понижением интенсивности естественного восстановления территории. Экологические риски стали следствием экономической деятельности предприятий природопользователей.

Укажем основные этапы создания специализированных региональных фондов обеспечения будущих вероятных потерь от экологических рисков:

1. Мониторинг экономики и экологии территории региона.

2. Оценка полезности территории по типам использования (туризм, добыча, разведка) – подразумевается количественная оценка текущей и ожидаемой полезности с целью коррекции инвестиций в развитие экорегиона.

3. Классификация рисков относительно видов деятельности и специфики территории. Определение «чистых» и «смешанных» рисков. Разграничение значимости рисков, предварительная оценка значимости и предание оценочных весов прогнозируемым событиям.

4. Разработка плана превентивных мероприятий с целью предотвращения реализации риска (или увеличения срока обращения риска).

5. Экспертная оценка и прогнозирование потерь от будущих рисков. Использование предложенных механизмов и общеизвестных подходов (моделей мировой динамики, моделей «Океан» и «Атмосфера»).

6. Разработка оптимального тарифного плана для наполнения специализированного фонда экологического страхования. Расчет структуры брутто-ставок, в структуре которых необходимо четко оценивать меру страховой нагрузки и платы за страховую услугу (нетто–ставку).

7. Формирование специализированной статьи бюджета региона «Природоохранная деятельность и экология».

8. Управление фондом, инвестирование его средств в наиболее ликвидные сферы экономики государства (строительство, паевые фонды).

9. Распределение средств фонда с целью организации мероприятий восстановления территорий, а также превентивных мероприятий с целью снижения вероятности реализации риска.

10. Регулирование вопроса об использовании другой равноценной территории экорегиона с целью восстановления старой.

Основные компоненты, взаимодействующие в рамках специализированного экологического фонда, представим функциональными связями (см. рис. 1). Фонд может управляться как государством, тогда средства фонда могут вкладываться в те же структуры, что и средства пенсионного фонда, так и находится в частном управлении учредителей. Необходимо отметить, что полностью коммерческой структурой фонд быть не может, т.к. его средства, в частности, предназначены для восстановления среды обитания человека – гражданина Российской Федерации и реализации его конституционного права на нормальную экологически чистую среду обитания.


Рисунок 1 − Основные компоненты фонда экологического страхования

Фонды нацелены на распределение средств между объектами экорегиона, определим это понятие. Экорегион – совокупность экологических, экономических, социологических факторов, определяющих стратегическое значение территории для государства, как в своих географических границах, так и за их пределами.

В системе государственных финансовых институтов специализированные фонды опираются на федеральные компоненты и активно взаимодействуют с ними, рисунок 2.

Рисунок. 2 − Доминирование консолидированных финансовых институтов при восстановлении ресурсоемкости экорегиона

Экологические фонды должны формироваться с учетом сложившихся бюджетных отношений, укажем основные направления расходования бюджетных средств республики Горный Алтай, таблица 1.

Таблица 1 – Структура расходов бюджета Республики Алтай (%)

Код Статья расходов 2006 2007 2008
01 Сельское хозяйство 1 1,1 3,7
02 Транспорт связь и информатика 1 10,7 -
03 ЖКХ 6 0,6 1
04 Образование 11 6 5,2
05 Культура 2 1,6 1,3
06 Здравоохранение и физическая культура 12 7,9 6,3
07 Социальная политика 2 4,5 3,9
08 Финансовая помощь другим бюджетам 47 - 49,1
09 Обслуживание государственного долга - - 0,4
10 Целевые бюджетные фонды - 35,2 17
11 Государственное управление 8 4,9 3,8
12 Правоохранительная деятельность 4 2,3 2,1
13 Промышленность энергетика и строительство - 8,8 4,9
14 Прочие расходы 6 16 1,3
15 Природоохранная деятельность и экология ? ? ?

Одним из предложений является ввод в систему расходов бюджета региона специализированной статьи «Природоохранная деятельность и экология». Наполнение этой расходной статьи предусматривается за счет фондов экологического страхования и\или специализированных инвестиционных экологических фондов. Специфика республики в том, что она является дотационным регионом, следовательно, подконтрольное функционирование специализированных фондов будет обеспечено государственными органами надзора и счетной палатой. Основной функцией фондов является восстановление территории, сохранение баланса и целостности в экосистеме.

Укажем механизмы взаимодействия субъектов – пользователей экосистемы и фонда экологического страхования, рисунок 3.

Рисунок 3 − Порядок взаимодействия государственных интересов и интересов экорегиона на основе фонда экологического страхования

Перейдем к вопросу формирования специализированного фонда. Основными источниками наполнения станут средства предприятий природопользователей. Эти средства в виде страховых премий заносятся на специальный счет предприятия и на конец отчетного периода централизовано перечислятся в фонд. Предлагается использовать стандартную схему страхования, рисунок 4.

Предприятие – природопользователь осуществляет отчисления в виде премий (P) по выбору либо в государственный фонд, либо в фонд с частичным государственным управлением. В рамках фонда формируется единая сумма (S), которая может быть распределена в дальнейшем на реализацию природоохранных и восстановительных мероприятий в виде целевых выплат (V).

Так как речь идет в основном о возможности восстановления территорий экорегиона, то и премию на первом этапе будем исчислять относительно характеристик занимаемой территории и ее стратегической значимостью для государства. Предложим линейный вариант исчисления премии:

где – премия к уплате; – базовая премия установленная либо в рублях, либо в процентах в зависимости от доходов предприятия; – весовые коэффициенты, уточняющие (понижающие или увеличивающие) расчетную премию.

Учитывая тот факт, что государство обязано заниматься вопросами экологической безопасности предполагается, что исчисленная премия не будет включать «нагрузку» – оплату административных расходов. Это касается, по крайней мере, государственных фондов. Коммерческие фонды, получившие лицензию на право заниматься экологическими инвестициями, могут взимать «нагрузку», но при этом использовать более гибкую схему формирования за счет иной классификации параметров .


Рисунок 4 − Формирование специализированного фонда и распределение средств

Юридическая конструкция специализированных фондов идет в разрез с некоторыми общепринятыми понятиями о концепции и стратегии деятельности подобных финансовых институтов в классическом их понимании, к примеру, с принципом диверсификации средств. Однако в данном случае процесс концентрации финансов также подвержен диверсификации, только на региональном уровне и определен значимостью восстанавливаемой территории.

Обеспечение учета окружающей среды на основе экономических оценок природных ресурсов и экосистемных услуг на всех уровнях управления требует создания единой нормативной базы, разработки систем кадастров природных ресурсов, формирование интегрированных региональных и федеральной систем эколого-экономического мониторинга и учета.

Именно интеграция статистического учета показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и показателей мониторинга окружающей среды в увязке с источниками негативного антропогенного воздействия позволит получить наиболее полную оценку эффективности их деятельности, учитывающую, в том числе, экологические экстерналии и эффекты от деятельности экологических страховых фондов.


СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

О привлечении в бюджет транспортного налога

Российский налоговый курьер Автор: Корязина В. А.
Руководитель УФНС России по Санкт-Петербургу, государственный советник РФ 3-го класса

Источник: Журнал "Российский налоговый курьер

В сложившейся экономической ситуации поступление региональных налогов имеет большое значение. Одним из существенных источников пополнения регионального бюджета является транспортный налог. Расскажем о методах работы налоговых органов Санкт-Петербурга в 2009 году, способствовавших увеличению поступлений транспортного налога в бюджет города, а также о планах на текущий год.

В 2009 году в бюджет Санкт-Петербурга поступило более 5 млрд. руб. транспортного налога, что на 1 млрд. руб. больше, чем в 2008-м. Из общей суммы около 4 млрд. руб. составили поступления от уплаты налога физическими лицами. Значительную роль в увеличении поступлений налога сыграла работа, проводимая налоговыми органами Санкт-Петербурга. Законода­тельством Санкт-Петербурга установлено, что транспортный налог уплачивается ежегодно не позднее 1 июня. В связи с этим уже в начале апреля налогоплатель­щики начали получать уведомления о необходимости уплаты налога владельцами транспортных средств, рассылаемые Центром обработки данных (Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Санкт-Петербургу).

Методы информирования налогоплательщиков

Еще до наступления сроков уплаты налогов проводится широкая рекламная кам­пания. Так, в 2009 году о сроках уплаты транспортного налога и необходимости исполнить налоговые обязательства владельцам транспортных средств на улицах города напоминала реклама, размещенная на 254 конструкциях, а также в метро­политене. Кроме того, информация транслировалась на радиостанциях «Дорож­ное радио» и «Авторадио», а также в крупных гипермаркетах города. В торговых точках были вывешены плакаты по данной тематике. Помощь в распространении социальной рекламы Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу (далее — Управление) постоянно оказывает администрация города.

Одновременно Управление разместило информацию на своем сайте и в ре­гиональных и местных печатных изданиях.

На сайте Управления создан баннер «Транспортный налог» со ссылкой на ру­брику «Вопрос — ответ», чтобы налогоплательщики могли задать вопросы и в те­чение двух недель получить ответы.

Большая информационная работа проводилась и в межрайонных инспекци­ях ФНС России по Санкт-Петербургу. Для удобства налогоплательщиков в опе­рационных залах межрайонных инспекций были открыты информационные окна, где налогоплательщики могли не только узнать о порядке и сроках уплаты транспортного налога, предоставлении льгот, но и получить документы на уплату транспортного налога и пеней. Необходимые сведения владельцы транспортных средств также имели возможность найти и на информационных стендах в ин­спекциях.

Работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность

Несмотря на проведенную в 2009 году рекламную кампанию, общая сумма за­долженности физических лиц — владельцев транспортных средств составила более 3 млрд. руб. Для снижения задолженности главам районных администра­ций, в администрацию Санкт-Петербурга, руководителям Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы города и др. были направлены списки сотрудников, имеющих задолженность по уплате транспортного налога от 100 руб. В течение месяца такие должники перечислили в бюджет региона более 4,4 млн. руб.

Одна из мер по принудительному взысканию долгов, применявшихся в 2009 году, — совместные мероприятия представителей налоговых органов и со­трудников дорожно-патрульной службы Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петер­бургу и Ленинградской области, проводимые на дорогах города, на станциях тех­нического обслуживания автомобилей с целью выявления должников по уплате транспортного налога. В ходе данных мероприятий сотрудники налоговых орга­нов вручали неплательщикам квитанции на уплату налога и пеней. Совместные мероприятия освещались региональными и общероссийскими телекомпаниями. На сайте Управления размещались фоторепортажи с места событий.

По данным Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Северной столице зарегистрировано около 1,6 млн. транспортных средств, собственниками которых являются примерно 1 млн. граждан, однако не все они добросовестно и своевременно уплачивают транспортный налог

Кроме того, налоговые органы совместно с представителями регионального Управления Федеральной службы судебных приставов периодически участвовали в рейдах, проводимых на улицах города. С помощью автоматизированной поис­ковой системы «Поток-Д», установленной на служебных автомобилях региональ­ного Управления ФССП России, выявлялись должники по уплате транспортного налога.

Еженедельно в базу данных системы «Поток-Д» региональным Управлением ФССП России вносились данные о транспортных средствах должников, в отношении которых были возбуждены исполнительные производства. В течение 2009 года общее количество должников, внесенных в базу данных системы, составило почти 10 000 человек, а также было выявлено 895 транспортных средств должников

Как правило, неплательщики хорошо осведомлены о дальнейших действиях налоговиков, направленных на взыскание долгов. Поэтому многие из них ста­рались незамедлительно погасить долг по налогу. Так, в ходе указанных рейдов 645 должников добровольно на месте уплатили представителям ФССП России более 12 млн. руб. недоимки по налогу и пеней.

В качестве крайней меры, направленной на погашение задолженности перед бюджетом, применялся арест автотранспорта. Всего в 2009 году было арестовано 250 автомобилей на общую сумму 58 млн. руб.

Например, в Кировском районе Санкт-Петербурга арестовано имущество пяти должников на сумму 1,8 млн. руб., Василеостровском районе — трех должников на сумму 1,4 млн. руб., во Фрунзенском районе — двух должников на сумму 0,9 млн. руб.

В Центральном районе города при взаимодействии сотрудников ФССП Рос­сии и налоговых органов было установлено местонахождение автомобилей, вла­дельцы которых имели крупные суммы задолженности по уплате транспортного налога. В результате арестовано два автомобиля общей стоимостью 1 млн. руб. После погашения налоговой задолженности арест с автотранспортных средств был снят.

Для проведения исполнительных действий представители регионального Управления ФССП России совместно с сотрудниками налоговых органов систе­матически посещали должников по месту жительства, а также по месту работы. Результатом такой работы, проведенной в Выборгском районе, стало вручение исполнительных документов и квитанций для добровольного погашения долга налогоплательщику, имевшему задолженность в сумме 170 000 руб., после чего он погасил недоимку в полном объеме.

Мероприятиям, проводимым ФССП России по взысканию задолженности в судебном порядке, предшествует очень трудоемкая работа налоговых органов по подготовке документов для направления исковых заявлений в суды

По ходатайствам налоговых органов ФССП России выносились постановле­ния об ограничении выезда должников за пределы Российской Федерации. Всего в 2009 году территориальными подразделениями ФССП России вынесено более 4000 постановлений об ограничении выезда за границу в отношении всех категорий граждан, не исполнивших судебные акты о взыскании налоговой задолженности.

На сайте Управления в августе 2009 года был размещен список должников по транспортному налогу с суммой долга от 100 000 руб., который постоянно обновлялся. Многие налогоплательщики, обнаружив себя в списке, стремились как можно быстрее уплатить недоимку и пени. С августа 2009 года по январь 2010 года 979 налогоплательщиков из 3191, попавших в указанный список, по­гасили задолженность на сумму более 116 млн. руб. В отношении граждан, не уплативших налог, в настоящее время применяются меры по его судебному взы­сканию.

Только за 2009 год в суды направлено исковых заявлений на сумму более 1 млрд. руб. Судебными органами уже вынесены решения о взыскании с должни­ков налога на сумму более 400 млн. руб. Начало процедуры судебного взыскания побуждает многих из них уплатить причитающиеся суммы, не дожидаясь реше­ния суда. Кроме того, 57 налогоплательщиков-должников, имеющих крупные сум­мы задолженности по транспортному налогу, были вызваны в территориальные налоговые органы на комиссии по урегулированию налоговой задолженности с участием представителей прокуратуры и правоохранительных органов.

Широко применяется и практика направления исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции, и судебных приказов, вынесенных мировыми судьями, работодателям должников для удержания сумм задолженности из их доходов

С декабря 2009 года на сайте Управления действует online-сервис «Узнайте вашу задолженность» в рамках реализации программы «Личный кабинет нало­гоплательщика». Данная услуга с первого дня подключения очень востребована пользователями сайта. Ею уже воспользовались более 250 000 жителей Санкт-Петербурга. Среднее количество обращений в день составляет более 4000, а в от­дельные дни — от 20 000 до 25 000. Сумма поступлений в бюджет от пользовате­лей online-сервиса с начала его работы по 1 февраля 2010 года составила более 31 млн. руб.

Планы по расширению информационных услуг в 2010 году

В текущем году Управление планирует расширить перечень услуг по предоставле­нию налогоплательщикам — физическим лицам информации о наличии задол­женности по всем налогам. Такие сведения можно будет получить на мобильный телефон в виде СМС-сообщения. Чтобы узнать о задолженности, налогоплатель­щику нужно только отправить СМС-сообщение, содержащее ИНН, на определенный федеральный номер сотовой связи. В ответ он получит СМС-сообщение о сумме задолженности либо о ее отсутствии.

Главная задача, которую ставят перед собой налоговые органы Санкт-Петер­бурга в 2010 году, — обеспечить своевременную и полную уплату транспортного налога каждым налогоплательщиком, имеющим в собственности транспортные средства. Для этого необходимо иметь достоверную базу данных как о налогопла­тельщиках, так и об исполнении ими налоговых обязательств. Поэтому Управле­ние совместно с Управлением ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в январе текущего года провело два совещания по вопросам своевремен­ного предоставления актуальной информации в налоговые органы о владельцах транспортных средств.

Кроме того, важно, чтобы налоговое уведомление было доставлено налогопла­тельщику. С этой целью анализируется возвратная корреспонденция, уточняются адреса доставки на основании сведений, предоставляемых Управлением Федераль­ной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Уже сейчас начинается широкая рекламная кампания, намечено проведение мероприятий, направленных на массовое информирование владельцев транс­портных средств о необходимости своевременно и в полном объеме исполнить свои налоговые обязательства.

Решению поставленной задачи будет способствовать уже имеющийся у нало­говых органов Санкт-Петербурга опыт, а также новые формы и методы работы, которые еще предстоит применить на практике.


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Управленческий учет, бюджетирование и IT-решения

Михаил Ковалев. Email: mkovalev@amand.ru

В настоящее время требования к управлению предприятием (компании, холдингом) достигли того уровня, когда менеджменту требуется точный инструмент, адекватный тем задачам, которые стоят перед предприятием. Поэтому все большое внимание в компаниях уделяется управленческому учету.

Цели и задачи управленческого учета

Под системой управленческого учета понимают систему учета расходов и доходов, планирования, контроля и анализа, обобщающую и систематизирующую информацию для оперативных управленческих решений текущего и будущих периодов. Система управленческого учета строится, исходя из целей и решения задач, которые являются приоритетными для акционеров и руководителей компании.

Основными целями управленческого учета в компании, например, могут быть:

  • Планирование доходов и расходов компании в требуемых разрезах;
  • Получение оперативной и достоверной информации о доходах и затратах в требуемых разрезах для оперативного управления бизнес-процессами компании;
  • Получение и предоставления оперативной и достоверной информации о расходах и доходах компании в требуемом формате для руководителей вышестоящих структур.

Задачей управленческого учета является поддержка управленческих решений - обеспечение менеджеров компании всех уровней информацией, позволяющей им управлять компанией с максимально возможной степенью эффективности.

Информационные технологии и управленческий учет

Безусловно, базисом управленческого учета является та методология, которая используется в компании. Но не меньшее значение имеют и информационные технологии, обеспечивающие реализацию поставленных целей.

Наметилась определенная тенденция в структуре предлагаемых решений. В компании, как правило, используется и учетная система и система бюджетного управления и контроля, между которыми реализована интеграция (в том или ином виде).

Основная функция учетной системы – это оперативный учет результатов финансово - хозяйственной деятельности компании с требуемой степенью детализации.

Интегрированная система бюджетного управления и контроля предназначена для автоматизации информационного обеспечения функций управления (анализа, планирования, оценки результатов, контроля и перепланирования ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности) компании.

Безусловно, в предлагаемых на рынке программных продуктах, например ERP-система Axapta, имеются инструменты для реализации и того и другого решения[см. Пример бюджетирования в Axapta].

Однако, как показывает опыт, наиболее эффективно использовать для этого специализированные системы. Пример такой интеграции систем представлен на рисунке

Можно отметить, что еще в 2004 году руководство сети дискаунтеров “Дикси” планировало в качестве системы оперативного учета финансово-хозяственной деятельности на уровне холдинга использовать ERP-систему Axapta, а создание системы бюджетирования предполагалось на базе BPM-системы “ Hypirion”.

Особенно такая архитектура решения (совместное использование учетных систем и система бюджетного управления и контроля) актуальна для крупных холдингов, имеющих сложную пространственно-разнесенную структуру филиалов, и где требуется управляющей компании холдинга собирать консолидированную картину всего финансового состояния холдинга.

Системы бюджетного управления и контроля

На российском рынке можно отметить следующие системы масштаба предприятия, используемые для автоматизации бизнес-процессов бюджетирования:

Система бюджетного управления PlanDesigner

Остановимся чуть подробнее на системе PlanDesigner. Интегрированная система бюджетного управления и контроля на основе системы PlanDesigner реализует полный цикл управления и позволяет:

  • Связать факторы, важные для принятия управленческих решений, в целостную картину, (которая к том же прозрачна для анализа)
  • Выявлять роль и вес факторов, влияющих на достижение целей предприятия
  • Оперативно контролировать текущую деятельность любого менеджер2а предприятия, через управление по отклонениям
  • Связать мотивацию менеджеров с результатами деятельности преприятия через определение их доли в финансовом результате предприятия
 

Эти возможности обеспечиваются тем функционалом, который уже реализован в системе PlanDesigner. Ниже приведена сравнительная таблица функционала продуктов класса BPM (по данным компании S-Lab, ©MATRIXGROUP)

где в ценовой нише продукта использованы обозначения

Таким образом, соотношения «качество решения»/«цена продукта» позволяет говорить о значительном потенциале системы PlanDesigner на российском рынке.

Кратко остановимся на основных элементах системы PlanDesigner.

Основные элементы PlanDesigner

PlanDesigner можно рассматривать как конструктор, из элементов которого и строится решение для конкретного предприятия. Обычно в качестве элеменарных кирпичиков для строительтва выделяют три базовых понятия: измерения, кубы, связи.

Кубы и измерения

Основным базовым элементом системы PlanDesigner является понятие «куба». Куб – это многомерная матрица, в ячейках которой содержаться числовые данные. Пример трехмерного куба представлен на рисунке 1. Он содержит данные об объеме продаж (количество проданных товаров) оптового отдела некоторой оптовой компании.

Оси многомерной системы координат куба – это «измерения». Они задают координаты ячеек, в которых и располагаются числовые данные. (В качестве измерений могут выступать справочники учетных систем.)

В данном примере использованы измерения:

  • “Продукты” (состоящее из «атрибутов» “Продукт 1”, “Продукт 2”, “Продукт 3”)
  • “Продавцы” (состоящее из «атрибутов» “Менеджер 1”, “Менеджер 2”, “Менеджер 3”)
  • “Годы” (состоящее из «атрибутов» “2004 год”, “2005 год”, “2006 год”)

Выделенная фиолетовым цветом ячейка «2004год-Продукт2-Менеджер3» содержит значение 15 000 – данные об объёме продаж продавцом Менеджер3 в 2004 году Продукта2.

В общем случае Куб может содержать любое, но не менее двух, измерений.

Визуализация данных
Для визуализации данных, хранящихся в кубе, используется привычное табличное «представление» (или «срез»)

Для создания нужного представления «вращают куб», меняя измерения местами. Можно «разрезать» куб поперёк одной или несколькими осями, фиксируя на этих осях какой-либо один атрибут. Например:

Двумерный срез куба, разрезанный по продавцу Менеджер 3 и развёрнутый по «годам» и «продуктам».

Если разместить на оси «строк» или оси «столбцов» более двух измерений, то получим двумерную иерархическую таблицу с большим числом развёрнутых измерений, например:

Особенности Измерений

Измерения в PlanDesigner могут включать в себя не только перечень простых атрибутов. Например, в рассматриваемом примере , как правило , интересуют итоги:

  • по продуктам,
  • по продавцам,
  • за период.

Их можно получить, если в измерениях определить атрибуты через формулы, т.е. атрибут «Всего по продавцам» в измерении «Продавцы» равен «Всего по продавцам» = «Менеджер 1» + «Менеджер 2» + «Менеджер 3».

Соответственно, атрибуты :
«Всего по продуктам» = «Продукт 1» + «Продукт 2» + «Продукт 3»
«Всего за период» = «2004 год» + «2005 год» + «2006 год»

На рисунке показан «кубик», c данными атрибутами в измерениях

в системе PlanDesigner срез по фронтальной плоскости этого кубика может выглядеть как:

и суммарный результат, как видно на рисунке, «Всего за период», «Всего по продуктам», «Всего по продавцам» равен 1 368 000.

В измерениях возможно использовать атрибуты, в которых задаются не только простое суммирование. Например, измерение «выручка», которое рассмотрим чуть ниже, содержит атрибуты: «количество», «цена», «стоимость». Причем атрибут «стоимость» рассчитывается как «стоимость» = «количество» *«цена».

Связи

Другим концептуальным понятием в PlanDesigner является понятие “связи”. Связь – это правило преобразования данных, согласно которому данные из ячейки «куба–источника» попадает в ячейку «куба-приемника».

Рассмотрим ситуацию, когда есть прайс-лист на товары, установлены объемы продаж по продуктам и продавцам и представляет интерес видеть в одном месте объемы продаж в количественном и стоимостном выражении.

Уже есть один куб в котором приведены данные об объемах продаж в количественном выражении. Рассмотрим новый куб “PriceList”, в котором заданы цены товаров. Он состоит из уже рассмотренных выше измерений “Продукты” и “Годы”

Сооветственно в системе "PlanDesigner" он будет выглядеть как обычная двумерная матрица.

Создадим куб “Продажи”, в котором содержаться измерения:

  • “Продавцы ”
  • “Продукты ”
  • “Годы ”
  • “Выручка ”

И определим две связи

  • “Количество из Объемов продаж”
  • “Цена из PriceList”

которые после их создания в PlanDesigner могут выглядеть как представлено на рисунке:

Первая связь передает в куб “Продажи” данные о количестве продаж товаров из куба “Объем продаж”.

После выполнения этой связи в кубе “Продажи” появятся данные:

Вторая связь передает в куб “Продажи” данные о цене товара:

После выполнения этой связи в кубе “Продажи” появятся данные:

И после расчета куба получим полную картину о продажах в количественном и стоимостном выражениях:

Набор кубов и связей между ними позволяют создавать совокупность связанных многомерных бюджетов. Обычно модель системы бюджетного управления и контроля содержит в своем составе не менее нескольких сотен кубиков. Эти кубы собираются в модели (например, модели “Операционный бюджет продаж – план”, “Операционный бюджет продаж – факт” ), в свою очередь модели собираются в группы (например, “Бюджет Холдинга”, “Бюджет Управляющей компании”, “Бюджет Филиала 1”, “Бюджет Филиала 2” и т.д.).

Выводы

Таким образом, в статье затронуты некоторые проблемы реализации управленческого учета в части систем бюджетного управления и контроля. На примере системы PlanDesigner рассмотрены те "кирпичики", из которых строится решение для автоматизации бизнес-процессов бюджетирования предприятий. В следующей статье будет рассмотрен пример модели системы бюджетного управления и контроля для торговой организации и ее реализацию в системе PlanDesigner.

Автор выражает признательность и благодарность руководителям группы компаний ©MATRIXGROUP, за любезно предоставленные материалы и разрешение их использовать в статье.

Читайте также:
Планирование закупок в Axapta на примере торговой компании
Пример бюджетирования в Аксапте
Анализ ликвидности в Аксапте

Источник: Компания АМАНД

Прыг: 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
Скок: 040 050 060 070 080 090 100 110 120 130 140
Шарах: 100