СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Планирование закупок в Axapta на примере торговой компании

Михаил Андреев. Email: ma@amand.ru

Несмотря на большое количество внедрений Microsoft Axapta в России, модуль «Сводное планирование» внедряется сравнительно редко. По опыту специалистов нашей компании, основная причина отказа от данного модуля кроется не в его недостатках, а в неумении ключевых пользователей им пользоваться. В результате, планирование закупок либо переписывается в системе, либо производится вне её.

В худшем случае закупки не планируются централизованно, а менеджеры по закупкам пополняют запасы на свой страх и риск, исходя из своего личного опыта работы. В то же время именно наличие данного (или аналогичного) модуля отличает систему MRP (ERP) класса от учётной системы.

Чтобы восполнить данный пробел, попробуем рассмотреть возможности Аксапты по планированию закупок на разных примерах и покажем, как можно использовать штатные средства Аксапты по планированию при различных стратегиях продаж. Данная статья не ставит перед собой цель замены руководств пользователя по системе, а предназначена, в первую очередь, для потенциальных и использующих Аксапту клиентов, которые по тем или иным причинам пока не пользуются данным модулем.

Как правило, в компаниях, не использующих системы MRP класса для планирования закупок, складываются свои, особенные методы расчёта потребностей в материалах и товарах. Более того, во многих из таких компаний планирование закупок автоматизировано, как правило, собственными разработками (нашим специалистам удалось наблюдать довольно широкий спектр программных продуктов для планирования закупок – от простейших формул и макросов в Microsoft Excel до огромных процедур на языке PL/SQL в базе данных Oracle). Терминология и методология таких продуктов обычно формируется эволюционно, в зависимости от знаний и умений пользователей и программистов. В результате, пользователи привыкают к такому «птичьему языку» своих систем и с большой неохотой воспринимают, а то и откровенно саботируют, переход на новую систему. Несмотря на различия реализации планирования закупок в разных системах, большинство систем MRP класса оперируют общими понятиями, определёнными стандартами (методологиями) MRP и MRP II. Поэтому знакомство с модулем мы начнём с определения данных понятий применительно к системе Microsoft Axapta версии 3.0 SP4 FP1.

Основные понятия модуля «Сводное планирование»

Большинство терминов Аксапты соответствует терминам стандарта MRP, но в некоторых случаях термины Аксапты и стандарта существенно различаются, как в английском, так и в русском интерфейсах.

Потребности

Под потребностями (в англоязычном интерфейсе — Requirements) понимаются планируемые расходы по открытым строкам заказов, CRM предложений, материалов для производственных заказов, планируемые расходы по проектам и складским журналам, а также прогнозируемые продажи и минимальный запас на складе, который необходимо поддерживать. Обычно термин употребляется в более узком смысле: брутто- или нетто-потребности (Gross & Net Requirements).

Покрытие

Под покрытием (Coverage) понимаются создаваемые автоматически или вручную предложения на закупку, производство или перемещение товаров, открытые строки закупок и складских журналов, остатки на складах, любые другие планируемые приходы на склад, необходимые для обеспечения потребностей. Расчёт покрытия подразумевает автоматическое создание спланированных заказов на закупку, складское перемещение или производство, которые в дальнейшем пользователь утверждает и создаёт на их основе закупки, журналы складских переносов (перемещений) или производственные заказы.

Заметим, что количество товара в покрытии и дата покрытия, как правило, не совпадают с потребностями. Причин тому много. Например, дата покрытия может не совпасть с датой потребности из-за того, что для доставки и производства товара требуется время, или есть излишки на складе, покрывающие данную потребность. Количество в покрытии может не совпасть с количеством в потребности из-за ограничений по минимальному количеству товара в закупках и производстве или часть потребности может быть покрыта из открытых строк текущих закупок.

При расчёте потребностей создаются ссылки потребностей и покрытий друг на друга. Данная функциональность позволяет точно определять, зачем система создала то или иное покрытие. При этом, если в одной и той же форме используются одновременно и потребности, и покрытия, названия всех полей для них имеют одинаковые названия. В этом случае потребности указываются с отрицательным знаком, а покрытия с положительным.

Например, на приведённом ниже рисунке первая строка является покрытием (значение поля «Требуемое количество» положительно), а вторая потребностью (значение поля «Требуемое количество» отрицательно).

По этим причинам в Аксапте термин покрытие применяется крайне редко, вместо него обычно применяется термин потребность. Из-за разницы в знаках к путанице это не приводит.

Графически потребности обычно обозначаются стрелками вниз, а покрытия — стрелками вверх.

Брутто-потребности

Брутто-потребности (Gross requirements) формируются на основе только планируемых (прогнозируемых) расходов с учётом планируемых приходов товаров (прогнозов продаж и закупок) и не учитывают текущих остатков на складах, открытых закупок, заказов и складских журналов.

Формирование брутто-потребностей

Пример результата расчёта брутто-потребностей изображён на рисунке.

Пример расчёта 
брутто-потребностей

В данном примере строки со ссылкой «Прогноз продаж» были получены из прогнозов продаж. А строки со ссылкой «Спланированные закупки» являются результатом расчёта покрытия для брутто-потребностей.

Отдельно расчёт брутто-потребностей осуществляется, как правило, для длительных периодов.

Нетто-потребности

Нетто-потребности (Net requirements) рассчитываются, как правило, на менее длительный период, чем брутто-потребности. Их расчёт наиболее точен, но требует больших вычислительных ресурсов, так как в расчёт включаются все планируемые движения товаров и остатки на складах.

В расчёт нетто-потребностей включаются:
  • Брутто-потребности, полученные на основе прогнозов продаж и закупок,
  • Остатки на складах,
  • Открытые строки заказов,
  • Открытые строки закупок,
  • Неразнесённые складские журналы,
  • Открытые производственные заказы,
  • CRM предложения.

Любой из вышеперечисленных источников может быть исключён из расчёта нетто-потребностей настройками сводного плана.

Нетто-потребности можно получить из брутто-потребностей, скорректировав их в соответствии с данными по текущей операционной деятельности. Более того, попытка рассчитать нетто-потребности в Аксапте без предварительного расчёта брутто-потребностей после изменения прогнозов может привести к неправильным результатам, если в настройках сводного плана указан прогнозный план, — так как при расчёте нетто-потребностей программа не включает в расчёт прогнозы продаж и закупок, а пользуется готовыми результатами расчёта брутто-потребностей соответствующего прогнозного плана.

Прогнозные модели

Прогнозная модель (Forecast model) представляет собой один из сценариев, по которому будут происходить продажи. Например, можно создать оптимистическую, пессимистическую и наиболее вероятную модели. Аксапта позволяет использовать неограниченное количество прогнозных моделей, но при расчёте потребностей может быть использована только одна из них. Для создания комбинаций разных сценариев можно использовать подмодели. Тогда в расчёт потребностей будут включены все прогнозы текущей прогнозной модели и всех её подмоделей. Например, при включении в расчёт потребностей модели «КОМБИ» будут включены также подмодели «1-ОПТ» и «2-ПЕСС»:

Прогнозная 
модель

Использование подмоделей позволяет учесть влияние внешних факторов на изменения планов продаж разных категорий товаров. Например, внезапное весеннее потепление может одновременно вызвать спад спроса на незамерзающую жидкость для стёкол автомобилей и повышение спроса на летние шины.

Прогнозы

Прогноз (Forecast) представляет собой планируемые продажи (Sales forecast) или закупки (Purchase forecast) какого-либо материала или товара по одной из прогнозной модели. Совокупность прогноза продаж и закупок называется прогнозом запасов и используется для получения брутто-потребностей.

Пользователь может использовать возможности автоматического создания множества строк прогнозов по определённым алгоритмам на основании одной строки, введённой пользователем, при изменении количеств товаров в которой система сама пересчитает данные в автоматически созданных строках. Наиболее простой механизм — «Период». В этом случае система автоматически создаст строки прогноза через равные промежутки времени (день, месяц, год), начиная с даты прогноза до даты, указанной в поле «Завершение». Например, создадим прогноз продаж одной номенклатуры по 20 штук 10 числа каждого месяца в течение первого полугодия:

Прогноз 
продаж

В данном примере система автоматически создала на основе одной вручную введённой строки (верхняя часть формы) 6 строк прогноза (нижняя часть формы), начиная с 10.01.2006 через каждый месяц по 30.06.2006.

Но данный метод не может быть эффективно использован при работе с сезонными товарами или при резком изменении рыночной ситуации — он не может учесть сезонные колебания спроса или резкое его сокращение. В этих случаях используются наиболее гибкие механизмы автоматизации формирования прогнозов: ключи распределения и ключи сокращения.

При работе с прогнозами очень удобно использовать механизм правки прогнозов. С его помощью можно быстро создать, отредактировать или удалить строки на основе введённых прогнозов, например, для целей моделирования. Данный механизм позволяет также производить групповые операции правки прогнозов. По кнопке «Правка» вызывается специальная форма редактирования прогнозов:

Редактирование 
прогноза

В данном примере программа автоматически создаст на основе строки в прогнозной модели «ОПТ» новую строку прогноза в прогнозной модели «2-ПЕСС» со сдвигом даты прогноза на 5 дней и уменьшив количество в прогнозе на 20%:

Результат 
редактирования

Для групповых операций можно нажать кнопку «Выбор» и указать критерии выборки прогнозов, к которым должна быть применена данная операция. Например, в данном случае выбраны все строки прогнозных моделей «ОПТ» и «2-ПЕСС».

Запрос 
редактирования прогноза

Ключи распределения

С ключами распределения (Period allocation keys, в русском переводе слово Период отсутствует) мы сталкиваемся довольно регулярно. Наиболее показателен пример с оценкой прогноза продаж в разрезе кварталов либо месяцев. В большинстве отраслей объёмы продаж не являются постоянными на протяжении всего года. Есть периоды спада и подъёма, максимума и минимума. Чтобы не определять планы на каждый период (квартал, месяц, неделя, день), а потом их править вручную при изменении прогнозов, используется автоматическое распределение суммы (объём продаж, затраты и т.п.), указываемой за больший промежуток времени, по более мелким периодам. Например, распределение планируемых продаж за год по кварталам или месяцам, распределение планируемых затрат за месяц по дням или неделям.

Давайте посмотрим работу ключа распределения на примере. Допустим, продажи некоторой группы товаров летнего ассортимента имеют такое распределение по месяцам:

Месяц

Процент

Январь 2%
Февраль 3%
Март 5%
Апрель 10%
Май 10%
Июнь 15%
Июль 15%
Август 15%
Сентябрь 10%
Октябрь 7%
Ноябрь 5%
Декабрь 3%

В Аксапте данное распределение можно оформить в виде ключа распределения из 12 строк - по одной строке для каждого месяца с указанием сдвига для каждой строки: 0 месяцев для первой строки, 1 месяц для второй и так далее до 11 для двенадцатой строки.

Чтобы указать, что данный ключ применяется именно к календарным месяцам, устанавливаем флаг «Фиксировано». В противном случае, система будет каждый раз сдвигать периоды от даты, указанной в строке прогноза.

В итоге получаем распределение по календарному году в разрезе месяцев:

Теперь данный ключ можно использовать для распределения объёмов продаж и других величин по месяцам внутри календарного года.

Как правило, применяются несколько ключей для разных категорий товаров, имеющих разные сезонные распределения. Кроме того, часто используются ещё ключи, учитывающие распределение продаж по дням недели (см. Пример 2).

Ключи сокращения

Ключи сокращения (Reduction keys) выполняют более «тонкую» настройку прогнозов за счёт учёта влияния на спрос различных внешних или внутренних факторов. Например, в результате воздействия внешних факторов (поздняя весна, правительственный кризис) или внутренних (появление нового аналога товара в ассортименте, скидки на товар-заменитель) в ближайшие месяцы наши продажи данного товара будут ниже планируемых. Для такой цели более удобно использовать ключ сокращения, который скорректирует наши прогнозы с учётом данного фактора. Например, данный ключ сокращения показывает, что в течение всего февраля объём продаж будет меньше на 30% от прогнозированного.

Ключ сокращения

Ключи распределения номенклатуры

Ключ распределения может быть не только по времени, но и номенклатуры (Item allocation keys). Он очень полезен в тех случаях, когда планирование по отдельным позициям требует слишком больших трудозатрат, и требуется запланировать продажи по группам товаров с автоматическим распределением по позициям. В качестве самого простого примера создадим ключ распределения номенклатуры с тремя позициями 50%, 25% и 25% (ключ распределения номенклатуры использован также в Примере 2). При расчёте потребностей с данным ключом распределения номенклатуры система сама распределит количества по конкретным товарным позициям.

Ключ распределение 
номенклатуры

Например, запрогнозировав продажи компьютеров в количестве 200 шт., система автоматически разобьёт этот прогноз по отдельным позициям:

Стоит отметить, что распределение номенклатуры делается сразу по всем аналитикам, которые участвуют в сводном планировании. Например, если мы учитываем потребности какой-либо номенклатуры для каждого склада и каждой конфигурации в отдельности, в номенклатурном распределении для данной номенклатуры должна быть отдельная строка для каждой комбинации конфигурации и склада.

Прогнозные планы

Прогнозный план (Forecast plan) объединяет прогнозы по выбранной прогнозной модели и созданные на их основе брутто-потребности. Прогнозных планов создаётся, как правило, несколько для разных сценариев.

Прогнозный 
план

В параметрах прогнозного плана включаются флаги учёта прогнозов продаж и закупок, а также код прогнозной модели (модель прогноза состояния запасов). Остальные параметры будут рассмотрены ниже.

Сводные планы

Сводный план (Master plan) включает в себя запасы в наличии, прогнозный план, планируемые расходы и приходы по открытым строкам заказов и закупок, складских журналов, производственных заказов и CRM предложений (только тех, вероятность которых большей указанной в поле «Вероятность в %») и рассчитанных на их основе покрытий.

Сводный план

Важно заметить, что любой из вышеперечисленных параметров сводного плана не является обязательным. Например, можно рассчитать потребности без учёта CRM предложений и прогнозов в случае явного дефицита товаров.

В Аксапте расчёт брутто-потребностей обязателен для расчёта нетто-потребностей, если в сводном плане должны быть учтены данные прогнозного плана.

В Аксапте можно использовать несколько сводных планов. В параметрах модуля можно указать два сводных плана: статический, который используется для расчёта текущих потребностей и формирования закупок, и динамический, который используется для моделирования и расчётов даты поставки для новых заказов клиентов.

Коды покрытия

Коды покрытия (Coverage codes) представляют собой варианты алгоритмов, на основе которых формируются планируемые закупки, производственные заказы или складские переносы.

Код покрытия «Потребность»

Код покрытия «Потребность» (Requirement) является наиболее простым. Он формирует планируемые приходы товаров непосредственно перед их расходами, как показано на рисунке:

График потребностей и 
покрытий при коде покрытия Потребность

Как правило, закупка должна производиться не при нулевых остатках, а при достижении допустимого минимального значения (резервный запас, см. Минимальный запас). Размер закупки зависит от многих других настроек, в частности, минимального размера заказа и кратности заказа.

В результате график остатков на складах приобретает такой вид:

Код покрытия 
Потребность

Код покрытия «Период»

Код покрытия «Период» (Period) отличается от кода покрытия «Потребность» тем, что формирует закупку не под каждую потребность, а суммарно под все потребности за некоторый временной период (например, в одном из проектов швейного производства интервал составлял одну декаду — 10 дней), как показано на рисунке:

В результате график остатков на складах приобретает вид ступенек:

Код покрытия Период

Код покрытия «Min/Max»

Код покрытия 
Min/Max

Код покрытия «Min/Max» (Min./Max.) создаёт закупку в тот момент, когда остатки на складах становятся равны или ниже какого-то фиксированного значения «Min», а при формировании планируемой закупки устанавливает количество товара таким, чтобы остатки на складе достигли какого-то фиксированного значения «Max». В вышеприведённом графике превышение остатков товаров при закупке выше значения «Max» может быть связано с условиями поставки - минимальным размером заказа или кратности заказа.

Существует ещё код покрытия «Вручную», который указывает системе, что покрытие для данного товара автоматически не рассчитывается, а пользователь формирует его вручную.

Группы покрытия

Чтобы параметры покрытия не настраивать для каждого товара в отдельности, используются группы покрытия (Coverage group). Группа покрытия, указанная в форме параметров модуля, используется по умолчанию для номенклатур, для которых не указана группа покрытия и не настроены параметры покрытия, индивидуальные для номенклатуры.

Временные резервы

Резервы (Margins, в версии Axapta 2.5 данный термин был переведён на русский язык как «Маржа») — временные интервалы в днях, которые необходимо учесть при планировании. Например, время, необходимое для транспортировки товара от склада поставщика на склад покупателя. В системе предусмотрены три вида временных резервов: «Резерв заказа у поставщика» (Reorder margin), «Резерв прихода» (Receipt margin) и «Резерв расхода» (Issue margin).

Кроме временных резервов, в системе предусмотрен ещё один временной параметр — «Время доставки» (Lead time), который может быть разным у каждого поставщика, и указывается в коммерческих соглашениях. Можно даже предусмотреть возможность указания разных цен одного и того же поставщика в зависимости от сроков поставки (плата за срочность). В случае, если для пополнения склада вместо закупки используется перемещение с другого склада (такой склад называется в системе основным), используется временной параметр «Время переноса», указывающий количество дней, необходимых для перемещения товара на склад с основного склада.

Мероприятия

Мероприятие (Action, другой русскоязычный термин — Действие) — один из возможных результатов работы сводного планирования. Суть его — рекомендовать пользователю совершить действия по уменьшению складских остатков или сдвигу, уменьшению или увеличению закупки, переноса или производственного заказа с целью наиболее эффективного использования складских площадей и денежных ресурсов. Стоит отметить, что мероприятие — только рекомендация программы, пользователь может проигнорировать рекомендации. В системе предусмотрен целый ряд параметров, определяющих, каким образом система может создавать мероприятия. Например, можно предусмотреть, что система осуществляет сдвиг закупки максимум на 3 дня, может предложить её уменьшить или увеличить, но те закупки, которые планируются на ближайшую неделю, изменять уже нельзя. Кроме того, система сама может обновить даты закупок, если пользователь сделал соответствующие настройки.

Фьючерсы

Фьючерс (Futures) так же, как и мероприятие, является результатом сводного планирования и рекомендует выполнить пользователю какие-либо действия. Но фьючерсы появляются только в том случае, если по тем или иным причинам невозможно удовлетворить потребности в товарах вовремя и в нужном количестве. Тогда программа сообщает, какой заказ или перенос выполнить в срок невозможно, какой реально срок выполнения заказа и длительность задержки. Пользовать далее сам принимает решение, отменять заказ, информировать клиента о задержке или принять срочные меры для устранения проблемы. Как правило, фьючерсы и мероприятия работают вместе: например, сдвиг заказа клиента, как правило, вызывает сдвиг закупок и наоборот.

Минимальный запас

Минимальный запас (Minimum) используется в качестве минимального уровня запасов, ниже которого нельзя опускаться при любом коде покрытия. Используя специальные Ключи резервного запаса (Minimum/Maximum keys), можно настроить систему таким образом, что она будет поддерживать минимальные остатки на складах с учётом сезонного спроса:

Параметр минимального запаса работает при всех кодах покрытия, кроме «Вручную», и формирует потребность типа «Резервный запас», покрытие которой обеспечивает неснижаемый остаток на складе.

В системе предусмотрен автоматический расчёт минимального (резервного) запаса на складе на основе статистики продаж, времени упреждения (сколько дней нужно для срочного пополнения запаса) и необходимого уровня сервиса клиента (см. Пример 3). Данная процедура позволяет автоматически рассчитать необходимые остатки по большому ассортименту товаров. Правда, она не может учесть ошибки расчётов, связанные с отсутствием товара на складе в период, который используется для расчёта статистики.

Положительные и отрицательные дни

Основная цель положительных (Positive days) и отрицательных дней (Negative days) — сократить количество закупок с целью минимизации транспортных затрат.

Предположим, у нас для каждой потребности формируется новое покрытие в виде закупки. Есть потребность, которая попадает в интервал дат между двумя существующими закупками, как показано на рисунке:

Для простоты анализа предположим, что ни для Закупки 1, ни для Закупки 2 потребностей нет. В случае, если параметр положительные дни меньше расстояния от Потребности до Закупки 1, а параметр отрицательные дни меньше, чем расстояние от Закупки 2 до Потребности, система предложит удалить Закупку 1 и Закупку 2 и создать Новую закупку, как изображено на рисунке.

В случае, если положительные дни больше или равны расстоянию от Закупки 1 до нашей потребности, система будет пытаться сдвинуть (отсрочить) и при необходимости изменить объём Закупки 1 вместо создания новой закупки. Закупку 2 система предложит удалить.

А в случае, если отрицательные дни больше или равны расстоянию между Закупкой 2 и нашей потребностью, система будет пытаться увеличить и ускорить (сдвинуть на несколько дней) Закупку 2, а Закупку 1 предложит удалить.

В обоих случаях Новая закупка создаваться не будет, система будет пытаться использовать существующие закупки.

Параметр положительные дни имеет смысл устанавливать не больше срока хранения товара. В противном случае система будет пытаться покрыть потребности из закупок товаров, срок хранения которых уже истёк. Для скоропортящихся продуктов, которые должны поставляться каждый день, данный параметр ставится равным нулю. Слишком низкое значение параметра положительные дни может привести к ошибкам планирования и затовариванию склада (система не учтёт в покрытии те товары, которые пришли давно, и закажет новую партию), слишком высокое — к увеличению размеров закупок, уменьшению оборачиваемости товарных запасов и увеличению интервала между поставками, что особенно опасно в случае товаров с ограниченном сроком годности.

Параметр отрицательные дни показывает, сколько времени мы можем позволить системе держать склад пустым. Обычно для товаров ассортимента он больше или равен интервалу поставок. Для наиболее ликвидных товаров, при отсутствии которых мы рискуем потерять клиентов или резко снизить наши продажи, данный параметр ставится равным нулю. Слишком низкое значение данного параметра приводит к увеличению частоты закупок, слишком высокое — к дефициту товара.

Примеры формирования плана закупок

Пример 1. Поставка товаров под заказ (торговля оптом)

Самым простым вариантом расчёта потребностей является закупка под заказ. В этом случае мы рассчитываем потребности в материалах исключительно под заказы наших клиентов. В качестве примера предположим, что речь идёт о сборке компьютеров под заказ или продажа оптом сетевого оборудования, АТС или чего-то в этом роде. Основная задача состоит в формировании закупок комплектующих для выполнения заказа клиента. Никаких розничных бизнес процессов нет.

Так как все данные о потребностях получаются только из заказов наших клиентов, никаких прогнозов и, соответственно, прогнозных планов мы не используем. Более того, не требуется также использование самой процедуры прогнозного планирования, а можно сразу запускать сводное планирование. Использование данных CRM предложений зависит от построения нашего процесса продаж. Например, если мы торгуем дорогим оборудованием и процесс продаж очень длителен, тогда, скорее всего, мы включим CRM предложения в процесс сводного планирования. А в случае продаж, например, только компьютеров и комплектующих, данная опция вряд ли понадобится.

Остатки на складах, открытые строки закупок, планируемые складские переносы учитывать нужно обязательно, поэтому соответствующие флажки в настройках нашего сводного плана установлены.

Использование фьючерсов в данном случае обязательно. Во-первых, это позволяет при получении заказ клиента сразу рассчитать дату поставки в динамическом сводном плане, получить согласие клиента и только потом отправить заказ клиента в обработку. Кроме того, при незапланированном срыве поставок комплектующих возникший фьючерс даст возможность пользователю заранее определить, какой заказ клиент находится под угрозой срыва, и быстро решить вопрос силами сторонних поставщиков (например, купив недостающие комплектующие у альтернативного поставщика по более высоким ценам) или урегулировать проблему с клиентом (например, договориться об отсрочке поставки или замене одной детали на другую). На формирование фьючерсов система тратит время, поэтому при расчёте сводного плана (особенно в рабочее время) имеет смысл использовать тип обновления «Изменения» или даже «Изменения (мин)», при котором рассчитанные при предыдущем расчёте потребности и покрытия не рассчитываются заново, а корректируются на основе изменённых или вновь созданных заказов, закупок, складских журналов, что существенно экономит время расчёта сводного плана.

Использование мероприятий в данном примере минимально. Так как мы работает исключительно под заказ клиента с минимальными остатками на складах, то возникновение мероприятий маловероятно. Но в ряде случаев они должны появляться, например, для недорогих позиций.

Выбор кода покрытия

Наиболее подходящим в данном случае кодом покрытия является «Потребность». Код «Период» может подойти для мелких и недорогих товаров, являющихся сопутствующими и сравнительно недорогими, доставка которых малыми партиями нерентабельна. Например, для ковриков в компьютерном магазине. Код «Мин/Макс» в данном случае совсем мало применим.

Формирование сводного плана

Делаем настройку сводного плана. Указываем необходимость учёта остатков на складах, открытых строк закупок и открытых строк заказов, CRM предложений:

Пример результата планирования

На рисунке показан вариант результата сводного планирования закупок по двум заказам клиента:

В случае существования закупки на 1 единицу товара на начало месяца и установки параметра положительные дни больше, чем время от закупки до последней потребности, система создаст мероприятие, предлагая увеличить объём закупки и сдвинуть её на более поздний срок перед первой продажей:

Таким образом, вместо трёх закупок в месяц будет одна перед первой потребностью.

В случае, если поставка не может быть выполнена в срок, система генерит фьючерс. Например, в данном случае система сообщает о том, что наш заказ клиента на 17 марта может быть выполнен только на 4 дня позже, а, именно, 21 марта:

Очень эффективно данная функциональность может быть использована в оптовой торговле или в позаказном производстве. В этих случаях система серьёзно снижает риски срыва выполнения заказов при большом их количестве, что вручную сделать практически невозможно. Например, при сотне заказов в день в позаказном производстве из 10 комплектующих и среднем сроке выполнения заказа 3 дня количество единиц комплектующих, находящихся в процессе закупки и производстве, исчисляется тысячами и недостаток только одной из них может привести к срыву сроков поставки клиенту.

Пример 2. Поставка товаров на склад (торговля в розницу, торговля со склада)

Рассмотрим продажу товаров в розницу на примере ассортиментной линейки подсолнечного масла. Ввиду ограниченности торгового зала в ассортименте всего четыре позиции, продажи которых прогнозируются в таких пропорциях:

Так как продажи в течение недели обладают ярко выраженной сезонностью (больше продаж в выходные), используем ключ распределения, учитывающий различия в продажах по дням недели:

Таким образом, мы можем одной строкой запланировать продажи всего ассортимента подсолнечных масел на целую неделю:

Выбор кода покрытия

В качестве кода покрытия в данном случае имеет смысл поставить «Период». Длительность периода может быть любой в зависимости от наших продаж и отношений с поставщиком. В качестве примера мы взяли длительность интервала 4 дня, чтобы поставщик привозил товар 1-2 раза в неделю.

Формирование прогнозного плана

Прогнозный план формируется на основании наших прогнозов продаж. При таком коротком интервале поставок не имеет смысл планировать больше, чем на 1-2 недели.

Формирование сводного плана

Сводный план должен включать в себя остатки на складах, открытые строки закупок (у нас могут быть одновременно открыты 2-3 закупки, которые поставщик должен выполнить в ближайшие 1-2 недели). Никаких CRM предложений нет. Обязательно нужно правильно настроить параметры положительные и отрицательные дни. Положительные дни можно поставить 30 дней (товар длительного хранения), а отрицательные, например, 4 дня. В этом случае при отсутствии одного вида масла система не будет пытаться срочно докупить, а предложить подождать или ускорить закупку. Разумеется, необходимо указать минимальные количества каждого масла для выставления их на витрине магазина, но в нашем примере мы оставим их равными нулю.

При указанных наших данных система автоматически создаст закупку на весь ассортимент масла на ближайшие 4 дня продаж, учитывая при этом необходимость кратного количества в закупке (в ящике 6 бутылок):

Основные проблемы при настройках сводного планирования для розницы — расчёт прогнозов и минимального (резервного) запаса. Готового инструмента для расчёта прогнозов Аксапта не содержит. Наиболее простое решение предлагается на базе другого продукта компании Microsoft — Demand Planner, который полностью интегрируется с Micrisoft Axapta.

Расчёт минимального запаса можно сделать автоматически средствами самой Аксапты, но только в том случае, если есть адекватная статистика продаж за два месяца. Рассчитанную автоматически величину, как правило, ещё необходимо будет увеличить на количество товара на витрине.

Пример 3. Поставка запасных частей (сервис)

В некоторых случаях прогнозировать продажу какого-то количества товаров практически невозможно. Например, поставка запасных частей (автомобилей, офисной и бытовой техники). В этом случае обычной практикой является постоянное поддержание уровня запасов тех запасных частей, которые клиент ждать не будет, и позаказная поставка дорогих или редко используемых запасных частей и материалов под конкретный заказ клиента.

Постановка задачи

Позаказная поставка редких и дорогих запасных частей аналогичная первому примеру. Случай с поддержанием складских запасов приводит к совершенно другой стратегии сводного планирования.

Мы будем опираться на два фактора при определении наших настроек: статистику продаж, которая показывает, как часто и в каких количествах продаётся данный товар или материал, и время упреждения, необходимое для поставки товара или материала при его отсутствии. Время упреждения обычно принимается равным количеству дней от момента возникновения потребности до получения товара на склад.

Для примера искусственно создана статистика продаж со склада за три месяца, с декабря 2005 по февраль 2006:

Настройки планирования состоят из двух этапов:

  1. Определение минимального (резервного) запаса на основе статистики продаж, времени упреждения и необходимого уровня сервиса (понятие уровень сервиса в данном случае определяет вероятность наличия товара на складе при возникновении запроса у клиента, более подробно данное понятие описано в [2] стр. 78-79).
  2. Настройка сводного плана.

Определение минимального (резервного) запаса

Для получения статистики продаж воспользуемся автоматической функцией Аксапты в журнале резервного запаса.

Система рассчитала средние продажи и среднеквадратическое отклонение:

Теперь можно рассчитать уровень минимального запаса с учётом нашего времени упреждения и требуемого уровня сервиса:

В итоге система определила новый минимум в количестве 4 штук на нашем складе:

После разноски журнала резервного запаса в системе появилась настройка покрытия для нашего склада с указанием нового уровня минимальных запасов:

Заметим, что расчёт статистики и минимального запаса производится для всех комбинаций аналитик, участвующих в настройках покрытия. А это значит, что на разных складах этот минимальный запас может быть разным. К сожалению, автоматически рассчитать минимальный запас с учётом его сезонного распределения система не может.

Настройка сводного плана

Настройки сводного плана в нашем случае будут очень простыми: нужно учесть только остатки на складах и складские проводки, остальные данные не нужны. В этом случае при каждом снижении складских остатков ниже минимума система создаст закупку на пополнение резервного запаса, и с вероятностью 95% при обращении клиента нужная запасная часть будет на складе.

Выводы

Несмотря на очевидные преимущества модуля Сводное планирование, его внедрение далеко не всегда будет восторженно встречено пользователями. В первую очередь это связано с жёсткостью методологии MRP, которая диктует свои правила и ограничения. Кроме того, используемый штатный интерфейс во многих случаях не может состязаться с отточенными в течение многих лет интерфейсами. Но переход на Сводное планирование имеет ряд преимуществ даже при указанных недостатках. Во-первых, использование общепринятой методологии планирования сокращает время подготовки пользователей и их обучение. Во-вторых, использование штатных механизмов гарантирует практически полное отсутствие технических ошибок планирования. В-третьих, штатные механизмы обладает гораздо большей гибкостью, чем написанные под конкретные требования конкретных пользователей системы. В конечном итоге, поддержка штатных систем просто дешевле. В то же время надо отметить, что в ряде случаев для постановки полноценного планирования закупок одной Аксапты будет недостаточно, нужна система анализа продаж и создания прогнозов, например, Microsoft Demand Planner.

Кроме того, внедрение модуля Сводное планирование, как и любой системы, работающей по методологии MRP, требует выполнения ряда условий, необходимых для построения правильной системы планирования на предприятии, а также ряда организационных мероприятий (см. [1], стр. 13).

Литература

  1. Д.А. Гаврилов. Управление производством на базе стандарта MRP II. Принципы и практика. Питер. 2002.
  2. М.Кристофер. Логистика и управление цепочками поставок. Питер. 2004.

Читайте также:
Пример бюджетирования в Аксапте
Анализ ликвидности в Аксапте

Источник: Компания АМАНД

СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности

Автор: Валерий Викторович Koвaлeв, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ.

Многие считают, что анализ баланса — скучная и сухая работа; что разобраться в балансе так же трудно, как найти без компаса дорогу в глухом лесу. Безусловно, на пути к пониманию аналитической сути баланса встречаются определенные трудности, но, вне всякого сомнения, они преодолимы. Можно сформулировать некоторые общие принципы и последовательность анализа баланса, который может быть выполнен в три этапа.

Чтение, или экспресс-анализ, отчетности (баланса) — первая стадия комплексного анализа финансового состояния коммерческой организации. В процессе чтения баланс подвергают разбору, чтобы составить себе первоначальное представление о деятельности коммерческой организации. Уже на этой стадии применяют некоторые элементарные приемы анализа, чтобы выявить взаимосвязи между показателями, изменения в составе средств и их источниках (сравнение, исчисление средних и относительных величин, сопоставление темпов изменения некоторых показателей и т.п.).

Целью экспресс-анализа является наглядная и несложная (по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового благополучия и динамики развития коммерческой организации. В процессе анализа можно рассчитать десятки показателей. Аналитику необходимо знать, на какой показатель следует обратить внимание в первую очередь, как его интерпретировать. Для этого, во-первых, нужно владеть общими методическими подходами к оценке финансового положения коммерческой организации, во-вторых, понимать экономическое содержание статей финансовой отчетности и принципы их формирования и, в-третьих, выполнять аналитические процедуры не от случая к случаю, а, по крайней мере, с определенной регулярностью.

Как и любой вид аналитической работы, применение методики экспресс-анализа бухгалтерской отчетности носит достаточно субъективный характер, тем не менее, можно сформулировать некоторые общие принципы и последовательность ее реализации.

Экспресс-анализ может быть выполнен в три этапа:

  1. подготовительный этап;
  2. предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
  3. экономическое чтение и анализ баланса и сопутствующей отчетности.

Цель первого этапаубедиться в том, что баланс готов к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка баланса по формальным признакам и по существу: комплектность бухгалтерского отчета, правильность и ясность заполнения; наличие всех необходимых реквизитов, включая подписи ответственных лиц; наличие необходимых дополнительных форм и приложений; проверка валюты баланса, всех промежуточных итогов и основных контрольных соотношений и т.д. Ни в коем случае не следует недооценивать значение этого этапа, поскольку баланс, заполненный с ошибками, является источником неправильных аналитических решений.

На втором этапе знакомятся с аудиторским заключением, учетной политикой организации, с содержательной частью годового отчета, оценивают условия, в которых функционировала коммерческая организация в отчетном периоде, тенденции основных показателей деятельности, качественные изменения в имущественном и финансовом положении коммерческой организации.

Третий этап — основной в экспресс-анализе. Здесь выполняются расчет и контроль динамики ряда аналитических коэффициентов. Совокупность показателей, которые дают комплексную характеристику финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и могут быть использованы в пространственно-временных сопоставлениях, достаточно обширна. Один из ее вариантов представлен в табл. 1. Логика отбора аналитических показателей обосновывается различными способами; в частности в основу данной схемы анализа заложено понятие экономического потенциала коммерческой организации и его перманентного изменения с течением времени.

Таблица 1. Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа отчетности

Направление (процедура) анализа Показатель

Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования

1.1. Оценка имущественного положения 1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов.
2. Коэффициент износа основных средств.
Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении коммерческой организации.
1.2. Оценка финансового положения 1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников.
2. Коэффициент текущей ликвидности.
3. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме.
4. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников.
5. Коэффициент покрытия запасов.
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности 1. Непокрытый убыток.
2. Кредиты и займы, не погашенные в срок.
3. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность.
Векселя выданные (полученные) просроченные.

Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности

2.1. Оценка прибыльности 1. Прибыль.
2. Рентабельность инвестиций.
3. Рентабельность продаж.
2.2. Оценка динамичности 1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и инвестированного в компанию капитала.
2. Оборачиваемость активов.
3. Продолжительность операционного и финансового цикла.
4. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности.
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала 1. Доходность авансированного капитала.
2. Доходность собственного капитала.

Возможны и другие подходы к проведению экспресс-анализа. При применении компьютеров целесообразно использовать последовательность взаимосвязанных и несложных по структуре и количеству показателей таблиц. В этом случае каждая таблица может быть размешена на экране дисплея, а их последовательный просмотр дает пользователю достаточно полную информацию о финансовом состоянии коммерческой организации.

Можно рекомендовать следующую последовательность аналитических таблиц:

  • хозяйственные средства коммерческой организации и их структура (содержит такие показатели, как величина хозяйственных средств в оценке брутто и нетто, основные средства, нематериальные активы, оборотные средства);
  • основные средства коммерческой организации (приводятся стоимостная оценка основных средств, в том числе активной их части, по первоначальной и остаточной стоимости, коэффициенты износа и обновления);
  • структура и динамика оборотных средств коммерческой организации (приводится укрупненная группировка статей второго раздела актива баланса);
  • основные результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации (даются в динамике: объем реализации, прибыль, рентабельность, фондоотдача);
  • эффективность использования финансовых ресурсов (содержит показатели: всего финансовых ресурсов, в том числе собственных, привлеченных ресурсов; рентабельность собственных финансовых ресурсов и т.п.).

Основные результаты экспресс-анализа бухгалтерского баланса и сопутствующей отчетности можно оформлять по-разному: в виде совокупности показателей, краткого текстового отчета, серии аналитических таблиц. Для руководителя одним из наиболее приемлемых вариантов является система контролируемых показателей. В этом случае строятся две таблицы, содержащие:

  • показатели финансово-хозяйственного потенциала коммерческой организации;
  • показатели результатов деятельности коммерческой организации.

В первую группу можно включить такие показатели, как сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении коммерческой организации; величина основных средств; коэффициент годности основных средств; наличие привлеченных в оборот средств (задолженность кредиторам, задолженность банку).

Во вторую группу целесообразно включить показатели: объем произведенной за истекший период продукции; прибыль; оборачиваемость оборотных средств; фондоотдача; уровень материальных затрат; уровень рентабельности.

Для отдельных отраслей могут быть рассчитаны и специфические показатели, имеющие важное отраслевое значение. В частности, для торговли один из таких показателей — долевое участие собственных оборотных средств в покрытии товарных запасов.


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Производные финансовые инструменты в примерах

Автор: Олег Ивaнoвич Лаврушин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Денежно-кредитные отношения и банки" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Производные финансовые инструменты — это так называемые ценные бумаги второго порядка. В случае с производными финансовыми инструментами участник фондового рынка имеет дело не с самим фиктивным капиталом (акции, облигации), а с документом, дающим право на совершение операций по купле-продаже фиктивного капитала.

Производные финансовые инструменты — это своего рода контракты, которые дают право на осуществление сделок с классическими ценными бумагами (ценными бумагами первого порядка): опционы, фьючерсные контракты, варранты и т. д. Их основное предназначение — страховать держателя документа от возможных убытков в биржевой игре, а также обеспечить его защиту в условиях инфляции и экономической нестабильности.

Опционы и фьючерсы имеют солидный первичный и вторичный рынок и часто являются обязательным элементом совершения сделок с фиктивным капиталом.

1. Опционы

Опцион дает право его держателю купить или продать определенное количество акций по курсу, зафиксированному в контракте (цена исполнения), на определенную дату в будущем (европейский опцион) или в течение определенного периода (американский опцион) у лица, выписавшего опцион, но без обязательства осуществлять эту сделку.

Если в момент окончания срока европейского опциона или в течение срока американского опциона курс покупаемых (продаваемых) акций будет более выгодным, его держатель может отказаться от реализации опциона и купить (продать) акции по этому более выгодному курсу.

Продавец опциона обязан по условию контракта совершить сделку с владельцем опциона даже при неблагоприятном для себя положении на фондовом рынке. За это он получает от покупателя опциона соответствующую плату (премию).

Различают котируемые (обращаются на бирже опционов) и некотируемые (реализуются во внебиржевом обороте) опционы.

2. Call-опцион

Call-опцион («колл-опцион») — это опцион на покупку определенного количества акций у лица, выписавшего опцион. При его реализации курс покупки акций Rое = R0 + Р, где R0 — цена исполнения, Р — уплаченная премия. Условие отказа от реализации опциона R0 > Rm, где Rm — сложившийся рыночный курс акций.

Пример 1. Приобретен опцион на покупку через 90 дней акций по цене R0 = 510 руб. за акцию. Уплаченная премия равна P = 5 руб. за акцию.

Если через 90 дней курс акций составит Rm = 530 руб., то R0 < Rm (510 < 530). Поэтому опцион реализуется при курсе покупки акций Roe = R0 + Р= 510 + 5 = 515 руб. за акцию. Прибыль покупателя опциона равна -515 (исполнение опциона) + 530 (продажа акций по рыночному курсу) = 15 руб. на акцию.

Если через 90 дней курс акций составит Rm = 500 руб., то будет выполнено условие отказа от реализации опциона R0 > Rm (510 > 500). Поэтому опцион не реализуется. Убыток покупателя опциона равен размеру уплаченной премии, то есть 5 руб. на акцию.

3. Put-опцион

Put-опцион («пут-опцион») — это опцион на продажу определенного количества акций лицу, выписавшему опцион. При его реализации курс продажи Rое = R0 - Р, где R0 — цена исполнения, Р — уплаченная премия. Условие отказа от реализации опциона R0 < Rm, где Rm — сложившийся рыночный курс акций.

Пример 2. Приобретен опцион на продажу через 90 дней акций по цене R0 = 570 руб. за акцию. Уплаченная премия равна Р = 5 руб. за акцию.

Если через 90 дней курс акций составит Rm = 550 руб., то R0 > Rm (570 > 550). Поэтому опцион реализуется при курсе продажи акций Roe = R0 - Р = 570 - 5 = 565 руб. за акцию. Прибыль покупателя опциона равна 550 (покупка акций по рыночному курсу) + 565 (исполнение опциона) = 15 руб. на акцию.

Если через 90 дней курс акций составит Rm = 580 руб., то будет выполнено условие отказа от реализации опциона R0 < Rm (570 < 580). Поэтому опцион не реализуется. Убыток покупателя опциона равен размеру уплаченной премии, то есть 5 руб. на акцию.

4. Стеллаж

Стеллаж — это операция, при которой игрок продает или приобретает одновременно опционы call и put на одни и те же акции с одной и той же ценой исполнения и датой истечения контрактов.

Стеллаж осуществляется в том случае, когда одни игроки ждут существенных колебаний курса тех или иных акций, а другие ожидают определенной его стабилизации. Различают стеллаж продавца (стеллаж вверх) и стеллаж покупателя (стеллаж вниз).

Продавец стеллажа рассчитывает на незначительные колебания курса акций в ту или иную сторону. Поэтому он продает одновременно опционы call и put на одни и те же акции. Продавец считает, что колебания курса будут незначительными и опционы предъявлены к исполнению не будут.

Пример 3. Игрок продает одновременно на одни и те же акции call-опцион по цене 350 руб. за акцию с премией 5 руб. за акцию и put-опцион по цене 350 руб. за акцию с премией 7 руб. за акцию. Срок исполнения опционов через 60 дней. Совокупный доход от продажи опционов равен 5 + 7 = 12 руб. за акцию.

Если через 60 дней курс акций составит 340 руб., то покупатель put-опциона захочет его исполнить. Продавец опционов купит у него акции по цене 350 руб. за акцию и продаст на фондовом рынке по текущему курсу 340 руб. Прибыль продавца опционов равна 12 - 350 + 340 = 2 руб. на акцию.

Если через 60 дней курс акций составит 380 руб., то покупатель call-опциона захочет его исполнить. Продавец опционов продаст ему акции по цене 350 руб. за акцию, предварительно купив их на фондовом рынке по текущему курсу 380 руб. Прибыль продавца опционов равна 12 - 380 + 350 = -18 руб. на акцию, то есть продавец опционов в этом случае получит убыток.

Чем больше изменяется курс в ту или иную сторону, тем убыточнее это для продавца опционов.

Покупатель стеллажа прогнозирует значительное изменение курса акций конкретной фирмы, но сомневается в направлении этого изменения (падение или повышение). Поэтому он рассчитывает на получение прибыли в результате исполнения одного из двух опционов.

Пример 4. Игрок приобретает одновременно на одни и те же акции call-опцион по цене 350 руб. за акцию с премией 5 руб. за акцию и put-опцион по цене 350 руб. за акцию с премией 7 руб. за акцию. Срок исполнения опционов через 90 дней. Покупатель стеллажа уплатил 5 + 7 = 12 руб. за акцию.

Если через 90 дней курс акций составит 354 руб., то покупатель опционов исполнит call-опцион, уплатив 350 руб. за акцию, и продаст эти акции на фондовом рынке по текущему курсу 354 руб. Прибыль покупателя опционов равна -12 - 350 + 354 = -8 руб. на акцию, то есть покупатель опционов в этом случае получит убыток.

Если через 90 дней курс акций составит 326 руб., то покупатель опционов купит акции на фондовом рынке по текущему курсу 326 руб. и исполнит put-опцион по цене 350 руб. за акцию. Прибыль покупателя опционов равна -12 - 326 + 350 = 12 руб. на акцию.

Чем больше изменяется курс в ту или иную сторону, тем прибыльнее это для покупателя опционов.

5. Стрэнгл

Стрэнгл — это покупка или продажа опционов call или put на одни и те же акции с одинаковым сроком истечения контрактов, но с разной ценой исполнения.

Пример 5. Цена исполнения call-опциона 350 руб. за акцию, премия 3 руб. за акцию. Цена исполнения put-опциона на эти же акции 320 руб. за акцию, премия 7 руб. за акцию. Срок исполнения опционов через 60 дней.

Если через 60 дней курс акций составит 340 руб., то покупатель опционов откажется от их исполнения. Его убыток равен размеру уплаченной премии, то есть 3 + 7=10 руб. на акцию.

Если через 60 дней курс акций составит 370 руб., то покупатель опционов исполнит call-опцион. Его прибыль равна — 350 (исполнение call-опциона) + 370 (продажа акций на фондовом рынке) - 10 (уплаченная премия) = 10 руб. на акцию.

Одновременная покупка или продажа двух разных опционов на одни и те же акции служит инструментом страхования от финансовых потерь и источником получения прибыли от сделок.

6. Спрэд

Спрэд — это сделка с опционами, при которой доход игрока формируется из разницы между премией, полученной за проданный опцион, и премией, уплаченной за купленный опцион.

По типам различают спрэд «быка» и спрэд «медведя», а по видам — купля-продажа call-опционов и купля-продажа put-опционов. Игрок одновременно продает и покупает опционы на одни и те же акции конкретной фирмы, но с разной ценой или временем действия контракта.

Пример 6. Игрок «бык» рассчитывает на повышение курса акций. Он приобретает call-опцион с ценой исполнения 500 руб. за акцию и премией 5 руб. за акцию. Одновременно игрок продает такой же call-опцион с ценой исполнения 550 руб. за акцию и премией 7 руб. за акцию. Срок исполнения опционов через 90 дней.

Первоначальный вклад в исполнение спрэда равен 7 - 5 = 2 руб. на акцию.

Если через 90 дней курс акций составит 560 руб., то оба опциона будут исполнены. Игрок купит акции по цене 500 руб. за акцию и вынужден будет их продать по цене 550 руб. за акцию. Прибыль игрока равна 550 - 500 + 2 = 52 руб. на акцию.

Если через 90 дней курс акций составит 540 руб., то опцион с ценой исполнения 550 руб. за акцию реализован не будет. Игрок реализует опцион с ценой исполнения 500 руб. за акцию. Прибыль игрока равна -500 (исполнение опциона) + 540 (продажа акций на фондовом рынке) + 2 = 42 руб. на акцию.

Если через 90 дней курс акций составит 490 руб., то опционы исполнены не будут. Прибыль игрока равна 2 руб. на акцию.

Аналогично разбираются и другие возможные спрэды.

7. Варранты

Варрант на акцию (или просто варрант) — это call-опцион, выписанный фирмой на свои акции. Варранты обычно эмитируют на более длительный срок (например, пять или более лет), чем типичные call-опционы. Выпускаются также бессрочные варранты. Обычно варранты могут исполняться до даты истечения, как американские опционы, но по некоторым из них до возможного момента погашения должен пройти определенный начальный период.

Цена исполнения варранта может быть фиксированной или изменяться в течение действия варранта, обычно в сторону увеличения. Цена исполнения в момент выпуска варранта, как правило, устанавливается значительно выше рыночной цены базового актива.

В момент выпуска один варрант обычно дает право держателю купить одну акцию по соответствующей цене исполнения. Большинство варрантов защищены от дробления акций и выплаты дивидендов акциями, то есть при дроблении акций или выплате дивидендов акциями варрант позволит инвестору купить больше или меньше чем одну акцию по изменившейся цене исполнения.

Одно из отличий варранта от call-опциона — это ограниченное количество варрантов. Всегда выпускается только ограниченное количество варрантов, которое сокращается по мере исполнения варрантов. А call-опцион возникает, как только два лица пожелают его создать. Исполнение call-опциона влияет на фирму не больше, чем сделка с ее акциями на вторичном рынке. Исполнение варранта оказывает определенный эффект на положение предприятия; оно получает больше средств, увеличивается количество выпущенных акций и сокращается количество варрантов.

Торговля варрантами ведется на основных фондовых биржах и на внебиржевом рынке.

8. Права

Права — это call-опционы, выпущенные предприятием на свои акции. Они дают акционерам преимущественные права в отношении подписки на новую эмиссию обыкновенных акций до их публичного размещения. Каждая акция, находящаяся в обращении, получает одно право. Одна акция приобретается за определенное количество прав + денежная сумма, равная цене подписки. Подписная цена на новые акции обычно устанавливается ниже рыночного курса акций на момент выпуска.

Права обычно имеют короткий период действия (от двух до десяти недель с момента эмиссии) и свободно обращаются до момента их исполнения. Вплоть до определенной даты старые акции продаются вместе с правами, то есть покупатель акции получит и права, когда они будут выпущены. После этой даты акции продаются без прав по более низкой цене. Иногда права на популярные выпуски акции продаются на бирже, в других случаях — на внебиржевом рынке.

Права не защищены от дробления акций и выплаты дивидендов акциями.

9. Фьючерсы

Фьючерсный контракт (сокращенно фьючерс) — это контракт на покупку определенной партии товара по цене, устраивающей обе стороны в момент заключения сделки, а сам товар поставляется продавцом спустя довольно продолжительное время. Фьючерс — это ценная бумага второго порядка, которая является объектом сделок на фондовом рынке.

Лиц, покупающих и продающих фьючерсные контракты, можно определить как хеджеров или спекулянтов. Хеджеры участвуют во фьючерсных сделках в основном для уменьшения риска, так как данные лица или производят, или используют актив в рамках своего бизнеса. Спекулянты заключают фьючерсные контракты в целях получения прибыли в короткие сроки.

Основными товарами, по которым заключаются фьючерсные контракты, являются зерно, драгоценные и цветные металлы, нефть и нефтепродукты.

С 1970-х годов на основных биржах были внедрены финансовые фьючерсные контракты на иностранную валюту, ценные бумаги с фиксированным доходом и рыночные индексы. По объему торговли они сейчас имеют гораздо более важное значение, чем базисные активы и традиционные фьючерсные контракты.

Фьючерсный контракт на рынке финансовых активов — это договор между двумя инвесторами, согласно которому один из них берет на себя обязательство по окончании срока договора продать другому инвестору (или купить у него) определенное количество ценных бумаг по заранее оговоренной цене.

Основное отличие фьючерса от опциона состоит в том, что во фьючерсном контракте реализуется не право, а безоговорочное обязательство лица, заключившего договор, в любом случае исполнить контракт в указанный в нем срок. Поэтому и финансовый риск, связанный с фьючерсом, гораздо выше, чем при операции с опционом.

Целью фьючерсных сделок является страхование (хеджирование) от финансовых потерь в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке, а также увеличение прибыли в результате спекулятивных операций на бирже. Торговля фьючерсами позволяет снизить риск финансовых потерь в случае резких колебаний цен, уменьшить размер резервного фонда, необходимого для покрытия убытков, ускорить возврат в налично-денежной форме авансированного капитала, снизить издержки обращения.

Объектом заключения фьючерсных контрактов на фондовом рынке являются ценные бумаги без покрытия — ценные бумаги, которые фактически не принадлежат продавцу, а заимствуются им у третьего лица под залог в 40-60%.

Пример 7. Игрок заключает фьючерсный контракт на продажу без покрытия акций по цене 500 руб. за акцию.

Если на дату реализации контракта курс акций снизится до 300 руб., то игрок выкупает акции и получает прибыль 500 - 300 = 200 руб. на акцию.

Если на дату реализации контракта курс акций поднимется до 800 руб., то убыток игрока равен 800 - 500 = 300 руб. на акцию.

Paзумеется, в реальности сделки с финансовыми инструментами сложнее и многообразнее по сравнению с приведенными описаниями. Они имеют целый ряд особенностей и нюансов, которые можно постичь исключительно на практике.


Прыг: 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138
Шарах: 100