СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Конвенция об отпусках: что ждать россиянам

Недавно Россия присоединилась к Конвенции об оплачиваемых отпусках. В нашем обществе это событие вызвало мощный резонанс. Многие посчитали, что теперь права и работников, и работодателей могут быть ущемлены. Постараемся разобраться, что дает нам ратификация данного международного соглашения.

Как только Россия ратифицировала Конвенцию об оплачиваемых отпусках № 132 (далее — Конвенция), печатные издания, телевидение и Интернет стали активно муссировать эту тему. Какие только интригующие версии развития событий не всплывали в СМИ: всех работающих граждан заставят отгуливать отпуска в принудительном порядке, неистраченные дни отпуска будут «сгорать», компенсации за неиспользованные отпуска теперь при увольнении не положены и т. п. Проясним ситуацию.

С какого момента применяются положения конвенции

Конвенция была принята на Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве 24 июня 1970 года. 1 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 139−ФЗ (далее — Закон № 139−ФЗ) о присоединении к данному международному документу.

Согласно статье 17 Конвенции официальные документы о ее ратификации (в нашем случае — Закон № 139−ФЗ) направляются генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. На территории государства, присоединившегося к Конвенции, она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации (п. 3 ст. 18 Конвенции).

Таким образом, в России Конвенция будет применяться не раньше лета 2011 года.

Сфера применения конвенции

Положения Конвенции применяются ко всем работающим по найму лицам, кроме моряков (п. 1 ст. 2 Конвенции). Для этой категории работников предусмотрена Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам, принятая МОТ в 1949 году, но не ратифицированная Россией на данный момент.

О чем говорится в конвенции

Конвенция предусматривает установление минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительности работы перед первым отпуском, отпускного стажа, порядка оплаты отпуска и т. д.

Большинство правил уже применяется в России в соответствии с Трудовым кодексом. Но есть некоторые положения, которые отличают международные правила об отпусках от российских. Они-то и вызвали многочисленные споры, поэтому остановимся на этих положениях подробнее.

Отличие международных норм от положений трудового кодекса

Положения Конвенции, которые отличаются от норм, применяемых в Российской Федерации, смотрите в табл. 1 ниже. Из нее следует, что наше трудовое законодательство лучше защищает права работников.

Таблица 1. Положения Конвенции, отличающиеся от норм Трудового кодекса

Положение Конвенция ТК РФ

Право на первый отпуск

Возникает после шести месяцев работы (п. 2 ст. 5)

Отпуск может быть предоставлен до истечения шести месяцев по соглашению сторон трудового договора (ч. 2 ст. 122)

Продолжительность отпуска и стаж

Продолжительность отпуска установлена пропорционально отработанному времени (п. 1 ст. 4)

Даже если рабочий год отработан не полностью, отпуск может быть предоставлен в полном объеме авансом (ст. 122). При увольнении излишне выданные отпускные удерживаются (ст. 137)

Минимальная продолжительность отпуска

Три рабочих недели за один год работы (п. 3 ст. 3)

28 календарных дней (ст. 115)

Использование неотгулянных дней отпуска

Необходимо использовать в течение 18 месяцев по окончании рабочего года, за который они положены (п. 1 ст. 9)

Допускается перенос отпуска с согласия работника.
При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (ст. 124).
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127)

Срок выдачи отпускных

Отпускные выдаются до начала отпуска (п. 2 ст. 7)

Отпускные выдаются не позднее чем за три дня до начала отпуска (ст. 136)

Замена отпуска компенсацией

Не предусмотрена

Часть отпуска работника, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126).

Продолжительность отпуска не уменьшится

В Конвенции указано, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет три рабочих недели за один год работы. Однако каждая страна при ратификации Конвенции может установить более длительный период отпуска. В России он составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Данное положение нашло отражение в Законе № 139−ФЗ.

Следовательно, после вступления в силу Конвенции в России продолжительность отпуска не станет меньше. Более того, Конвенция дает право установить более длительный отпуск, чем тот, который был указан при ратификации. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3 Конвенции.

Неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска не пропадут

Пожалуй, больше всего вопросов у россиян вызвало положение, которое обязывает отгулять неиспользованные дни отпуска в течение 18 месяцев по окончании рабочего года, за который они положены (п. 1 ст. 9 Конвенции). Не означает ли это, что неиспользованные дни отпуска «сгорят»?

Российское трудовое законодательство предоставляет работникам более обширные гарантии по сравнению с Конвенцией. Даже после вступления этого международного соглашения в силу неиспользованные отпуска не пропадут. Как и раньше, работники смогут отгулять оставшиеся дни отпуска по согласованию с работодателем в удобное время. Это подтверждают и специалисты Минздравсоцразвития России.

Если работник решит уволиться, то на основании статьи 127 Трудового кодекса ему будет выплачена денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. До момента увольнения компенсация может быть выплачена только за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней. Об этом говорится в статье 126 Трудового кодекса.

Положения конвенции, аналогичные нормам российского законодательства

Перейдем к рассмотрению других положений Конвенции, которые корреспондируют с российским трудовым законодательством. Они сведены в табл. 2.

Таблица 2. Положения Конвенции, аналогичные нормам Трудового кодекса

Положение Конвенция ТК РФ

Выходные и нерабочие праздничные дни не включаются в период отпуска

Пункт 1 статьи 6

Часть 1 статьи 120

Периоды временной нетрудоспособности во время отпуска не включаются в него

Пункт 2 статьи 6

Часть 1 статьи 124

За время отпуска работник получает среднюю заработную плату

Пункт 1 статьи 7

Статья 114

Отпуск можно разделить на части, одна из которых должна быть не менее двух недель

Статья 8

Статья 125

Стороны трудового договора оговаривают момент ухода работника в отпуск

Статья 10

Статья 123

Совместителям оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе

Статья 13

Статья 286

Авторитетное мнение

Прокомментировать положения Конвенции редакция журнала «Зарплата» попросила Нину Заурбековну Ковязину, заместителя директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России.

По ее словам, после вступления Конвенции в силу у российских граждан не станет меньше прав, связанных с использованием ежегодных оплачиваемых отпусков. Более того, у них появится возможность оспорить действия работодателя на международном уровне. Если незначительные поправки в Трудовой кодекс и понадобятся, они не приведут к сокращению прав работников на отпуск.


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Анализ поправок в НК РФ для организаций, ведущих учет по УСН

Тема традиционно неизбежная. На этот раз одним законом изменения внесены сразу в обе части Налогового кодекса, и рассказать обо всех из них невозможно даже в рамках целого номера. Поэтому мы решили выявить и проанализировать поправки, которые имеют первостепенное значение для бухгалтеров, ведущих учет по УСН.

Речь идет о Федеральном законе от 27.07.2010 № 229−ФЗ (далее — Закон № 229−ФЗ). Поправок множество, большинство из них вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть 2 сентября 2010 года (закон опубликован в «Российской газете» 2 августа), к некоторым применяются особые правила (см. таблицу ниже). Итак, обо всем по порядку.

Таблица. Сроки вступления в силу основных поправок в НК РФ

Суть поправки Норма НК РФ Когда вступит в силу

Подтверждено право налогоплательщика на проведение сверки расчетов и получение акта по ней

Подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21

2 сентября 2010 года

Появилась возможность подачи документов и получения сведений из налоговой инспекции по ТКС

Пункты 2, 3 и 7 статьи 23, пункт 4 статьи 31, подпункт 11 пункта 1 статьи 32, пункт 6 статьи 69, статья 80, пункты 1 и 2 статьи 93 и др.

Сведения об изменении и закрытии обособленных подразделений организации теперь обязаны подать в течение трех дней

Подпункты 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23

Перечислены случаи, когда налоговые или таможенные органы вправе признать недоимку, а также задолженность по пеням и штрафам безнадежными

Статья 59

Налоговики обязаны уплатить проценты за незаконную блокировку расчетного счета налогоплательщика

Пункт 9.2 статьи 76

1 января 2011 года

К акту выездной проверки налоговики должны прикладывать документы, подтверждающие выявленные нарушения законодательства

Пункт 3.1 статьи 100

2 сентября 2010 года

Увеличены штрафы за нарушение налогового законодательства

Статьи 116,119,119.1,120,123, 126 и 129.1

2 сентября 2010 года*

Раскрыт порядок возврата НДФЛ при получении налогоплательщиком имущественного вычета в середине года

Пункт 4 статьи 220 и пункт 1 статьи 231

1 января 2011 года

Закреплено право налогоплательщиков разрабатывать формы налоговых регистров по НДФЛ самостоятельно

Пункт 1 статьи 230

Сдавать справки по форме 2−НДФЛ нужно на всех физических лиц, которым выплачены доходы, в том числе и на индивидуальных предпринимателей

Пункт 2 статьи 230

1 января 2011 года**

Амортизируемым имуществом признаются средства стоимостью свыше 40 000 руб.

Пункт 1 статьи 256

1 января 2011 года

Изменился порядок расчета предельной суммы процентных расходов по долговым обязательствам для налогоплательщиков, не применяющих метод расчета по средней ставке

Пункт 1.1 статьи 269

Новая норма
применяется
в отношении расходов,
осуществленных
с 1 января 2010 года

* Увеличенный размер штрафа применяется только к правонарушениям, совершенным с 2 сентября 2010 года. Пониженную величину штрафа можно применять в отношении правонарушения, совершенного и до 2 сентября. Причем ранее наложенная санкция за правонарушение с 2 сентября может быть взыскана лишь в части, не превышающей максимального размера санкции, предусмотренной за данное правонарушение новой редакцией соответствующей статьи НК РФ (п. 13 ст. 10 Закона № 229−ФЗ).
** Справки о доходах индивидуальных предпринимателей придется подавать уже за 2010 год, то есть не позднее 1 апреля 2011 года.

Поправки в часть первую НК РФ

Большинство поправок носят, так сказать, косметический характер, то есть устраняют неточности и несоответствия формулировок Налогового кодекса, имеющиеся в настоящее время.

Например, в абзаце 19 пункта 2 статьи 11 НК РФ дается определение понятия «место нахождения обособленного подразделения». И почему-то в том же абзаце (вероятно, в результате технической ошибки перепутан номер абзаца) разъясняется, как определить место нахождения физического лица, которое не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Законом № 229−ФЗ абзацы 19 и 20 пункта 2 статьи 11 НК РФ откорректированы. Так, в абзаце 19 останется только определение места нахождения обособленного подразделения. А в абзаце 20 после определения места жительства физического лица вполне логичны будут объяснения о том, как его узнать, если у лица нет постоянного места жительства в России.

Но есть и принципиальные изменения. Поговорим о наиболее важных из них.

Право на сверку расчетов

В пункт 1 статьи 21 НК РФ, где перечисляются права налогоплательщика, введен новый подпункт 5.1. В нем сказано, что налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговиками сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта по этой сверке. Конечно, возможность налогоплательщика обратиться с заявлением о проведении сверки расчетов существовала и раньше, однако теперь подобное право налогоплательщика подтверждено еще одним положением Налогового кодекса. Более того, до внесения рассматриваемой поправки нормами НК РФ не было закреплено право на получение акта сверки.

Общаться с налоговиками можно и по электронной почте

О введении электронного документооборота говорят достаточно давно. Однако до сих пор налогоплательщики могли сдавать в электронном виде лишь декларации и расчеты. И вот наконец внесены коррективы в статью 23 НК РФ, посвященную обязанностям налогоплательщика. Из пунктов 2 и 3, в которых перечислено, когда налогоплательщик обязан информировать налоговые органы, исключается слово «письменно». Это означает, что представлять различные уведомления можно не только в письменном виде, но и в электронном. Также о подаче сообщений и заявлений в электронной форме говорится в новой редакции пункта 7 статьи 23, пункта 4 статьи 31, статьи 80 НК РФ и др.

Кроме того, изменен подпункт 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ. В соответствии с ним получить акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщики смогут не только лично или по почте, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, причем на следующий день после его составления.

В электронном виде будут пересылаться и требования об уплате налогов и предоставлении документов при проверке. Причем налогоплательщик сможет передавать истребуемые документы также по телекоммуникационным каналам связи. Соответствующие изменения внесены в пункт 6 статьи 69 и пункты 1 и 2 статьи 93 НК РФ.

Аналогичный порядок документооборота введен и в отношении представления документов на основании статьи 93.1 НК РФ, то есть в рамках проведения так называемой встречной проверки

Сообщения об обособленных подразделениях

Организации на «упрощенке» могут иметь обособленные подразделения, не зарегистрированные в качестве филиалов или представительств (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), поэтому данная информация их заинтересует. Согласно действующей редакции подпункта 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ организации обязаны информировать налоговые органы об открытии или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца со дня данного события. После вступления в силу поправок сообщения об открытии обособленного подразделения нужно подавать все так же в течение месяца, зато о закрытии и изменениях, связанных с подразделениями, — в течение трех дней.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными

Существенно скорректирована статья 59 НК РФ. Теперь в ней будут указаны случаи, когда недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными. Среди них:

  1. ликвидация организации, при которой недоимка и задолженность по пеням и штрафам не были погашены по причине недостаточности имущества организации или невозможности погашения в пределах и порядке, установленных законодательством;
  2. признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127−ФЗ (в части недоимки и задолженности по пеням и штрафам, не погашенным по причине недостаточности имущества должника);
  3. смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;
  4. принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням или штрафам.

Кроме того, региональным и местным властям предоставлена возможность устанавливать иные основания признавать безнадежной задолженность по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов по ним.

Решения о признании указанных долгов налогоплательщиков безнадежными будут принимать налоговые инспекции и таможенные органы.

Понятно, что к компетенции таможенных органов будет относиться признание безнадежной недоимки и задолженности по пеням и штрафам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Проценты за незаконную блокировку счета

Существенно откорректировали и статью 76 НК РФ. Хотелось бы обратить внимание бухгалтеров на следующую поправку. В пункте 9.2 этой статьи вводится новый абзац, согласно которому налоговиков обяжут уплачивать налогоплательщикам проценты за неправомерное вынесение решения о приостановлении операций по счетам. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за период со дня получения банком решения о приостановлении операций до дня получения банком решения о его отмене.

Напомним: в настоящее время уплачивать проценты налоговые органы должны лишь в случае нарушения срока отмены решения о приостановлении операций по счетам или срока вручения банку этого документа.

Материалы налоговой проверки

Изменения внесены в статью 100, касающуюся оформления результатов налоговых проверок, и в статью 101 НК РФ, которой регулируется порядок вынесения решения. Теперь к акту налоговой проверки должны будут прилагаться документы, подтверждающие выявленные факты нарушения законодательства о налогах и сборах. При этом документы, содержащие не подлежащие разглашению сведения, будут приложены в виде заверенных налоговым органом выписок. Напротив, документы, полученные от проверяемого, к акту прилагать не нужно. В предыдущей редакции статьи 100 НК РФ обязанность налоговиков прикладывать какие-либо документы к акту отсутствовала.

В новой редакции абзаца 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ также уточняется, что проверяемый вправе до вынесения решения по проверке знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно более ранней норме налогоплательщик может лишь «участвовать в процессе рассмотрения материалов».

Новые штрафы

С вступлением в силу Закона № 229−ФЗ возрастут размеры штрафов за налоговые правонарушения. Так, нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет будет грозить штрафом в размере 10 000 руб. (до внесения изменений — от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от длительности опоздания), за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе — в размере 10% от суммы полученных доходов, но не менее 40 000 руб. (до 2 сентября минимальный штраф составлял 20 000 руб.).

О штрафах за нарушение сроков постановки на учет говорится в новой редакции статьи 116 НК РФ

Штраф за непредставление декларации в установленный срок теперь также не будет зависеть от срока опоздания. Он составит 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 руб. Напомним, что до внесения поправок штраф в том же процентном интервале взимался только при опоздании со сдачей декларации на срок, не превышающий 180 календарных дней (правда, минимальная его сумма составляла всего 100 руб.). Для длительного опоздания санкция была более серьезной — 30% от суммы налога плюс 10% от суммы налога за каждый месяц опоздания начиная с 181−го дня.

Штрафы за непредставление декларации определены в статье 119 НК РФ

Кстати, увеличен штраф за не сданную вовремя «нулевую» декларацию — до 1000 руб. (вместо 100 руб.).

В новой редакции Налогового кодекса появится статья 119.1 НК РФ, в которой предусматривается штраф за нарушение установленного способа подачи декларации. Так, налогоплательщик, который не представил декларацию в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, будет оштрафован на 200 руб.

Ужесточено наказание за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ):

  • за грубое нарушение, совершенное в течение одного налогового периода, смогут взыскать 10 000 руб. (вместо 5000 руб.);
  • за то же деяние, совершенное в течение более одного периода, — 30 000 руб. (вместо 15 000 руб.);
  • если то же нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (действоваший ранее штраф — 10% от суммы налога, но не менее 15 000 руб.).

Обратите внимание: несколько изменилось определение понятия «грубое нарушение правил учета доходов и расходов», которое дается в пункте 3 статьи 120 НК РФ. Отныне грубым нарушением будет также считаться отсутствие регистров налогового учета и несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций в этих регистрах.

Таким образом, «упрощенцев» можно будет оштрафовать по этой статье за систематические ошибки в Книге учета доходов и расходов или отсутствие этого документа!

Изменена и статья 123 НК РФ. Теперь налоговых агентов можно привлечь к ответственности не только за неправомерное неперечисление или неполное перечисление налога (как было ранее), но и за неправомерное неудержание или неполное удержание.

Санкция за нарушение, указанное в статье 123 НК РФ, одна — штраф в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению

Возрастут штрафы за неподачу в установленный срок сведений налоговым инспекторам (п. 1 ст. 126 НК РФ) — с 50 руб. за каждый документ до 200 руб., а также за ложные сведения или отказ в представлении сведений (п. 2 ст. 126 НК РФ) — с 5000 до 10 000 руб. Санкции за неправомерное несообщение сведений налоговому органу, предусмотренные в статье 129.1 НК РФ, увеличатся с 1000 руб. (за первое нарушение) и 5000 руб. (за повторное) до 5000 и 20 000 руб. соответственно.

Поправки в часть вторую НК РФ

Непосредственно в главу 26.2 НК РФ, посвященную УСН, поправки практически не внесены. Есть лишь одна техническая поправка в пункте 2 статьи 346.13 НК РФ, касающемся срока подачи заявления о переходе на УСН как вновь созданными организациями, так и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Так, вместо некорректной ссылки на абзац 2 пункта 2 статьи 84 НК РФ, в котором упоминаются лишь организации (тогда как к физическим лицам применим абзац 1), сделана ссылка на весь пункт 2.

Тем не менее некоторые из изменений в главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» напрямую влияют на налогоплательщиков, применяющих УСН. Кроме того, «упрощенцы», имеющие наемных работников, являются налоговыми агентами по НДФЛ, поэтому обсудим и основные поправки в главу 23 НК РФ.

Имущественный вычет и возврат НДФЛ

Статья 220 НК РФ, в которой сказано об имущественных вычетах, с будущего года пополнится пунктом 4. В нем регулируется ситуация, когда налоговый агент неправомерно удерживает налог с налогоплательщика, подавшего ему заявление на предоставление имущественного вычета.

Существенно скорректирован пункт 1 статьи 231 НК РФ. Как известно, в настоящий момент механизм возврата излишне уплаченных налоговым агентом сумм НДФЛ не установлен. Определено лишь, что для этого необходимо заявление налогоплательщика.

С вступлением в силу поправок к обязанностям налогового агента добавляется необходимость в течение 10 дней информировать налогоплательщика о каждом обнаруженном факте излишнего удержания налога. Деньги налогоплательщику возвращаются за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет (при этом не важно, по какому именно налогоплательщику должны быть перечислены деньги). Вернуть требуемую сумму НДФЛ налоговый агент обязан в течение трех месяцев со дня получения заявления. При опоздании со сроком возврата начисляются проценты по ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Если же суммы налога, которую нужно перечислить в бюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент должен подать заявление в налоговый орган с просьбой вернуть излишне перечисленную сумму налога. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика. Возврат осуществляется по правилам главы 78 НК РФ. Между прочим, до получения средств из бюджета налоговый агент вправе вернуть деньги налогоплательщику из своего кармана.

В новом пункте 1.1 статьи 231 НК РФ даются разъяснения по поводу того, как вернуть налог в связи с изменением у физического лица статуса налогового резидента. Напомним, что для резидентов базовая ставка НДФЛ составляет 13%, для нерезидентов — 30%. Если работник в течение года стал резидентом, а налог удерживался по ставке 30%, он должен подать налоговую декларацию. И возвращать излишне удержанный налог будет налоговый орган в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

На заметку

Ожидаем поправки вПБУ 6/01

С 1 января 2010 года амортизируемым будет считаться имущество дороже 40 000 руб. Таким образом, объекты первоначальной стоимостью 40 000 руб. и дешевле к основным средствам в налоговом учете относиться уже не будут.

Вспомним, что для организаций на «упрощенке» остается обязательным бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129−ФЗ). При этом лимит стоимости имущества, которое можно учитывать в составе МПЗ, а не как основное средство, устанавливает организация (п. 5 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Но этот показатель не может быть больше 20 000 руб.

Таким образом, если даже организация установит лимит 20 000 руб., с нового года, когда пороговый уровень стоимости амортизируемого имущества для налогового учета достигнет 40 000 руб., возникнет несоответствие между налоговым и бухгалтерским учетами. Так что будем ждать поправок и в ПБУ 6/01

Формы регистров разрабатываются самостоятельно

Закон № 229−ФЗ исправил еще одну неточность, которая имеется сейчас. В пункте 1 статьи 230 НК РФ в действующей редакции говорится о том, что налоговые агенты должны вести учет доходов физических лиц по форме, которая установлена Минфином России. Однако Минфин до сих пор никакой формы не разработал, есть лишь налоговая карточка по форме 1−НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3−04/583. Некоторые разделы формы 1−НДФЛ устарели, поэтому Минфин рекомендовал налогоплательщикам разрабатывать регистры учета самостоятельно. Теперь такой порядок будет зафиксирован в новой редакции пункта 1 статьи 230 НК РФ (в том числе указаны сведения, которые обязательно нужно будет указывать в этих регистрах).

См. письмо Минфина России от 21.01.2010 № 03−04−08/4−6

Отчитываться придется и о выплатах предпринимателям

Закон № 229−ФЗ изложил в новой редакции и пункт 2 статьи 230 НК РФ. Из текста исключается абзац, где говорилось об отсутствии необходимости подавать в налоговую инспекцию сведения о выплатах индивидуальному предпринимателю, если тот предъявил свидетельство о регистрации. Таким образом, справки по форме 2−НДФЛ нужно будет подавать на всех физических лиц, получавших в течение налогового периода доходы.

Форма 2−НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3−04/706@ (в редакции приказов ФНС России от 20.12.2007 № ММ-3−04/689@, от 30.12.2008 № ММ-3−3/694@ и от 22.12.2009 № ММ-7−3/708@)

Стоимость амортизируемого имущества

Благодаря Закону № 229−ФЗ увеличится пороговая стоимость амортизируемого имущества, указанная в пункте 1 статьи 256 НК РФ. Напомним, что сейчас амортизируемым считается собственное имущество, используемое в предпринимательской деятельности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. А в новой редакции пункта 1 статьи 256 НК РФ последний показатель увеличивается вдвое и амортизируемым будет считаться имущество дороже 40 000 руб. Отметим, что этот показатель влияет и на учет при УСН. Ведь к основным средствам и нематериальным активам «упрощенцы» относят только то имущество, которое признается амортизируемым по правилам главы 25 НК РФ.

Новые нормы расходов по процентам

Изменения внесены и в статью 269 НК РФ, в соответствии с которой плательщики налога на прибыль, а также «упрощенцы» (ссылка на статью 269 НК РФ есть в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ) определяют предельную сумму расходов в виде процентов, уплачиваемых по кредитам и займам. Поправки касаются тех налогоплательщиков, которые вычисляют норму исходя из ставки рефинансирования. В статью 269 НК РФ добавлен пункт 1.1, в котором даются временные правила, действующие в 2010 году и с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012−го. ==========================

Речь идет оФедеральном законе от 27.07.2010 №229−ФЗ (далее— Закон №229−ФЗ). Поправок множество, большинство изних вступают всилу поистечении одного месяца содня официального опубликования, тоесть 2сентября 2010года (закон опубликован в«Российской газете» 2августа), кнекоторым применяются особые правила (см. таблицу ниже). Итак, обо всем попорядку.

Таблица. Сроки вступления всилу основных поправок в НКРФ

Суть поправки Норма НКРФ Когда вступит всилу

Подтверждено право налогоплательщика напроведение сверки расчетов иполучение акта поней

Подпункт5.1 пункта 1статьи 21

2сентября 2010года

Появилась возможность подачи документов иполучения сведений изналоговой инспекции поТКС

Пункты2, 3и7статьи23, пункт 4статьи31, подпункт 11пункта 1статьи 32, пункт 6статьи69, статья80, пункты 1и2статьи 93идр.

Сведения обизменении изакрытии обособленных подразделений организации теперь обязаны подать втечение трех дней

Подпункты 3и3.1 пункта 2статьи 23

Перечислены случаи, когда налоговые или таможенные органы вправе признать недоимку, атакже задолженность попеням иштрафам безнадежными

Статья 59

Налоговики обязаны уплатить проценты занезаконную блокировку расчетного счета налогоплательщика

Пункт9.2 статьи 76

1января 2011года

Какту выездной проверки налоговики должны прикладывать документы, подтверждающие выявленные нарушения законодательства

Пункт3.1 статьи 100

2сентября 2010года

Увеличены штрафы занарушение налогового законодательства

Статьи 116,119,119.1,120,123, 126и129.1

2сентября 2010года*

Раскрыт порядок возврата НДФЛ при получении налогоплательщиком имущественного вычета всередине года

Пункт 4статьи 220ипункт 1статьи 231

1января 2011года

Закреплено право налогоплательщиков разрабатывать формы налоговых регистров поНДФЛ самостоятельно

Пункт 1статьи 230

Сдавать справки поформе 2−НДФЛ нужно навсех физических лиц, которым выплачены доходы, втом числе инаиндивидуальных предпринимателей

Пункт 2статьи 230

1января 2011года**

Амортизируемым имуществом признаются средства стоимостью свыше 40000 руб.

Пункт 1статьи 256

1января 2011года

Изменился порядок расчета предельной суммы процентных расходов подолговым обязательствам для налогоплательщиков, неприменяющих метод расчета посредней ставке

Пункт1.1 статьи 269

Новая норма
применяется
вотношении расходов,
осуществленных
с1января 2010года

* Увеличенный размер штрафа применяется только кправонарушениям, совершенным с2сентября 2010года. Пониженную величину штрафа можно применять вотношении правонарушения, совершенного идо2сентября. Причем ранее наложенная санкция заправонарушение с2сентября может быть взыскана лишь вчасти, непревышающей максимального размера санкции, предусмотренной заданное правонарушение новой редакцией соответствующей статьи НК РФ (п. 13 ст.10 Закона №229−ФЗ).
** Справки одоходах индивидуальных предпринимателей придется подавать уже за2010год, тоесть непозднее 1 апреля 2011года.

Поправки вчасть первую НКРФ

Большинство поправок носят, так сказать, косметический характер, тоесть устраняют неточности инесоответствия формулировок Налогового кодекса, имеющиеся внастоящее время.

Например, вабзаце 19пункта 2статьи 11 НК РФ дается определение понятия «место нахождения обособленного подразделения». Ипочему-то втомже абзаце (вероятно, врезультате технической ошибки перепутан номер абзаца) разъясняется, как определить место нахождения физического лица, которое неимеет постоянного места жительства натерритории Российской Федерации. Законом №229−ФЗ абзацы 19 и 20 пункта 2 статьи 11 НК РФ откорректированы. Так, в абзаце 19 останется только определение места нахождения обособленного подразделения. А в абзаце 20после определения места жительства физического лица вполне логичны будут объяснения отом, как его узнать, если улица нет постоянного места жительства вРоссии.

Ноесть ипринципиальные изменения. Поговорим онаиболее важных изних.

Право насверку расчетов

Впункт 1статьи 21НК РФ, где перечисляются права налогоплательщика, введен новый подпункт 5.1. Внем сказано, что налогоплательщики имеют право наосуществление совместной сналоговиками сверки расчетов поналогам, сборам, пеням иштрафам, атакже наполучение акта поэтой сверке. Конечно, возможность налогоплательщика обратиться сзаявлением опроведении сверки расчетов существовала ираньше, однако теперь подобное право налогоплательщика подтверждено еще одним положением Налогового кодекса. Более того, довнесения рассматриваемой поправки нормами НКРФнебыло закреплено право наполучение акта сверки.

Общаться сналоговиками можно ипоэлектронной почте

Овведении электронного документооборота говорят достаточно давно. Однако досих пор налогоплательщики могли сдавать вэлектронном виде лишь декларации ирасчеты. Ивот наконец внесены коррективы встатью 23НК РФ, посвященную обязанностям налогоплательщика. Изпунктов 2и3, вкоторых перечислено, когда налогоплательщик обязан информировать налоговые органы, исключается слово «письменно». Это означает, что представлять различные уведомления можно нетолько вписьменном виде, ноивэлектронном. Также оподаче сообщений изаявлений вэлектронной форме говорится вновой редакции пункта 7статьи23, пункта 4статьи31, статьи 80НК РФидр.

Кроме того, изменен подпункт 11пункта 1статьи 32НК РФ. Всоответствии сним получить акт сверки расчетов поналогам, сборам, пеням иштрафам налогоплательщики смогут нетолько лично или попочте, ноивэлектронном виде потелекоммуникационным каналам связи, причем наследующий день после его составления.

Вэлектронном виде будут пересылаться итребования обуплате налогов ипредоставлении документов при проверке. Причем налогоплательщик сможет передавать истребуемые документы также потелекоммуникационным каналам связи. Соответствующие изменения внесены впункт 6статьи 69ипункты 1и2статьи 93НКРФ.

Аналогичный порядок документооборота введен ивотношении представления документов наосновании статьи 93.1НК РФ, тоесть врамках проведения так называемой встречной проверки

Сообщения обобособленных подразделениях

Организации на«упрощенке» могут иметь обособленные подразделения, незарегистрированные вкачестве филиалов или представительств (подп. 1п. 3ст. 346.12НК РФ), поэтому данная информация ихзаинтересует. Согласно действующей редакции подпункта 3пункта 2статьи 23НК РФорганизации обязаны информировать налоговые органы оботкрытии или закрытии обособленного подразделения втечение одного месяца содня данного события. После вступления всилу поправок сообщения оботкрытии обособленного подразделения нужно подавать все также втечение месяца, зато озакрытии иизменениях, связанных сподразделениями,— втечение трех дней.

Признание недоимки изадолженности попеням иштрафам безнадежными

Существенно скорректирована статья 59НК РФ. Теперь вней будут указаны случаи, когда недоимка изадолженность попеням иштрафам признаются безнадежными. Среди них:

  1. ликвидация организации, при которой недоимка изадолженность попеням иштрафам небыли погашены попричине недостаточности имущества организации или невозможности погашения впределах ипорядке, установленных законодательством;
  2. признание банкротом индивидуального предпринимателя всоответствии сФедеральным законом от26.10.2002 №127−ФЗ (вчасти недоимки изадолженности попеням иштрафам, непогашенным попричине недостаточности имущества должника);
  3. смерть физического лица или объявление его умершим впорядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;
  4. принятие судом акта, всоответствии скоторым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки изадолженности попеням или штрафам.

Кроме того, региональным иместным властям предоставлена возможность устанавливать иные основания признавать безнадежной задолженность поуплате соответственно региональных иместных налогов, пеней иштрафов поним.

Решения опризнании указанных долгов налогоплательщиков безнадежными будут принимать налоговые инспекции итаможенные органы.

Понятно, что ккомпетенции таможенных органов будет относиться признание безнадежной недоимки изадолженности попеням иштрафам, связанным сперемещением товаров через таможенную границу РФ

Проценты занезаконную блокировку счета

Существенно откорректировали истатью 76НК РФ. Хотелосьбы обратить внимание бухгалтеров наследующую поправку. Впункте 9.2 этой статьи вводится новый абзац, согласно которому налоговиков обяжут уплачивать налогоплательщикам проценты занеправомерное вынесение решения оприостановлении операций посчетам. Проценты начисляются поставке рефинансирования запериод содня получения банком решения оприостановлении операций додня получения банком решения оего отмене.

Напомним: внастоящее время уплачивать проценты налоговые органы должны лишь вслучае нарушения срока отмены решения оприостановлении операций посчетам или срока вручения банку этого документа.

Материалы налоговой проверки

Изменения внесены встатью 100, касающуюся оформления результатов налоговых проверок, ивстатью 101НК РФ, которой регулируется порядок вынесения решения. Теперь какту налоговой проверки должны будут прилагаться документы, подтверждающие выявленные факты нарушения законодательства оналогах исборах. При этом документы, содержащие неподлежащие разглашению сведения, будут приложены ввиде заверенных налоговым органом выписок. Напротив, документы, полученные отпроверяемого, какту прилагать ненужно. Впредыдущей редакции статьи 100НК РФобязанность налоговиков прикладывать какие-либо документы какту отсутствовала.

Вновой редакции абзаца 2пункта 2статьи 101НК РФтакже уточняется, что проверяемый вправе довынесения решения попроверке знакомиться совсеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно более ранней норме налогоплательщик может лишь «участвовать впроцессе рассмотрения материалов».

Новые штрафы

Свступлением всилу Закона №229−ФЗ возрастут размеры штрафов заналоговые правонарушения. Так, нарушение срока подачи заявления опостановке наналоговый учет будет грозить штрафом вразмере 10000руб. (довнесения изменений— от5000 до10000руб. взависимости отдлительности опоздания), заведение деятельности без постановки научет вналоговом органе— вразмере 10% отсуммы полученных доходов, нонеменее 40000руб. (до2сентября минимальный штраф составлял 20000руб.).

Оштрафах занарушение сроков постановки научет говорится вновой редакции статьи 116НК РФ

Штраф занепредставление декларации вустановленный срок теперь также небудет зависеть отсрока опоздания. Онсоставит 5%отсуммы налога, подлежащей уплате наосновании этой декларации закаждый полный или неполный месяц содня, установленного для еепредставления, нонеболее 30% отуказанной суммы ине менее 1000руб. Напомним, что довнесения поправок штраф втомже процентном интервале взимался только при опоздании сосдачей декларации насрок, непревышающий 180календарных дней (правда, минимальная его сумма составляла всего 100руб.). Для длительного опоздания санкция была более серьезной— 30% отсуммы налога плюс 10% отсуммы налога закаждый месяц опоздания начиная с181−го дня.

Штрафы занепредставление декларации определены встатье 119 НК РФ

Кстати, увеличен штраф занесданную вовремя «нулевую» декларацию— до1000 руб. (вместо 100руб.).

Вновой редакции Налогового кодекса появится статья 119.1НК РФ, вкоторой предусматривается штраф занарушение установленного способа подачи декларации. Так, налогоплательщик, который непредставил декларацию вэлектронном виде вслучаях, предусмотренных НКРФ, будет оштрафован на200руб.

Ужесточено наказание загрубое нарушение правил учета доходов ирасходов (ст. 120НК РФ):

  • загрубое нарушение, совершенное втечение одного налогового периода, смогут взыскать 10000руб. (вместо 5000руб.);
  • затоже деяние, совершенное втечение более одного периода,— 30000руб. (вместо 15000руб.);
  • если тоже нарушение повлекло засобой занижение налоговой базы, штраф составит 20% отсуммы неуплаченного налога, нонеменее 40000руб. (действоваший ранее штраф— 10% отсуммы налога, нонеменее 15000руб.).

Обратите внимание: несколько изменилось определение понятия «грубое нарушение правил учета доходов ирасходов», которое дается впункте 3статьи 120НК РФ. Отныне грубым нарушением будет также считаться отсутствие регистров налогового учета инесвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций вэтих регистрах.

Таким образом, «упрощенцев» можно будет оштрафовать поэтой статье засистематические ошибки вКниге учета доходов ирасходов или отсутствие этого документа!

Изменена истатья 123НК РФ. Теперь налоговых агентов можно привлечь кответственности нетолько занеправомерное неперечисление или неполное перечисление налога (как было ранее), ноизанеправомерное неудержание или неполное удержание.

Санкция занарушение, указанное встатье 123НК РФ, одна— штраф вразмере 20% отсуммы налога, подлежащего удержаниюи (или) перечислению

Возрастут штрафы занеподачу вустановленный срок сведений налоговым инспекторам (п. 1ст. 126НК РФ)— с50руб. закаждый документ до200руб., атакже заложные сведения или отказ впредставлении сведений (п. 2ст. 126НК РФ)— с5000 до10000руб. Санкции занеправомерное несообщение сведений налоговому органу, предусмотренные встатье 129.1НК РФ, увеличатся с1000руб. (запервое нарушение) и5000руб. (заповторное) до5000 и20000руб. соответственно.

Поправки вчасть вторую НКРФ

Непосредственно вглаву 26.2НК РФ, посвященную УСН, поправки практически невнесены. Есть лишь одна техническая поправка впункте 2статьи 346.13НК РФ, касающемся срока подачи заявления опереходе наУСН как вновь созданными организациями, так ивновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Так, вместо некорректной ссылки наабзац 2пункта 2статьи 84НК РФ, вкотором упоминаются лишь организации (тогда как кфизическим лицам применим абзац1), сделана ссылка навесь пункт 2.

Тем неменее некоторые изизменений вглаве 25НК РФ«Налог наприбыль организаций» напрямую влияют наналогоплательщиков, применяющих УСН. Кроме того, «упрощенцы», имеющие наемных работников, являются налоговыми агентами поНДФЛ, поэтому обсудим иосновные поправки вглаву 23НК РФ.

Имущественный вычет ивозврат НДФЛ

Статья 220НК РФ, вкоторой сказано обимущественных вычетах, сбудущего года пополнится пунктом 4. Внем регулируется ситуация, когда налоговый агент неправомерно удерживает налог сналогоплательщика, подавшего ему заявление напредоставление имущественного вычета.

Существенно скорректирован пункт 1статьи 231НК РФ. Как известно, внастоящий момент механизм возврата излишне уплаченных налоговым агентом сумм НДФЛ неустановлен. Определено лишь, что для этого необходимо заявление налогоплательщика.

Свступлением всилу поправок кобязанностям налогового агента добавляется необходимость втечение 10дней информировать налогоплательщика окаждом обнаруженном факте излишнего удержания налога. Деньги налогоплательщику возвращаются засчет сумм налога, подлежащих перечислению вбюджет (при этом неважно, покакому именно налогоплательщику должны быть перечислены деньги). Вернуть требуемую сумму НДФЛ налоговый агент обязан втечение трех месяцев содня получения заявления. При опоздании сосроком возврата начисляются проценты поставке, равной ставке рефинансирования ЦБРФ.

Еслиже суммы налога, которую нужно перечислить вбюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент должен подать заявление вналоговый орган спросьбой вернуть излишне перечисленную сумму налога. Сделать это нужно втечение 10дней содня получения заявления отналогоплательщика. Возврат осуществляется поправилам главы 78НК РФ. Между прочим, дополучения средств избюджета налоговый агент вправе вернуть деньги налогоплательщику изсвоего кармана.

Вновом пункте 1.1 статьи 231НК РФдаются разъяснения поповоду того, как вернуть налог всвязи сизменением уфизического лица статуса налогового резидента. Напомним, что для резидентов базовая ставка НДФЛ составляет 13%, для нерезидентов— 30%. Если работник втечение года стал резидентом, аналог удерживался поставке 30%, ондолжен подать налоговую декларацию. Ивозвращать излишне удержанный налог будет налоговый орган впорядке, установленном статьей 78НК РФ.

На заметку

Ожидаем поправки в ПБУ 6/01

С1января 2010года амортизируемым будет считаться имущество дороже 40000 руб. Таким образом, объекты первоначальной стоимостью 40000руб. идешевле косновным средствам вналоговом учете относиться уже небудут.

Вспомним, что для организаций на«упрощенке» остается обязательным бухгалтерский учет основных средств инематериальных активов (п. 3ст.4 Федерального закона от21.11.96 №129−ФЗ). При этом лимит стоимости имущества, которое можно учитывать всоставе МПЗ, анекак основное средство, устанавливает организация (п. 5ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от30.03.2001 №26н). Ноэтот показатель неможет быть больше 20000руб.

Таким образом, если даже организация установит лимит 20000руб., снового года, когда пороговый уровень стоимости амортизируемого имущества для налогового учета достигнет 40000руб., возникнет несоответствие между налоговым ибухгалтерским учетами. Так что будем ждать поправок ивПБУ 6/01

Формы регистров разрабатываются самостоятельно

Закон №229−ФЗ исправил еще одну неточность, которая имеется сейчас. Впункте 1статьи 230НК РФвдействующей редакции говорится отом, что налоговые агенты должны вести учет доходов физических лиц поформе, которая установлена Минфином России. Однако Минфин досих пор никакой формы неразработал, есть лишь налоговая карточка поформе 1−НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от31.10.2003 №БГ-3−04/583. Некоторые разделы формы 1−НДФЛ устарели, поэтому Минфин рекомендовал налогоплательщикам разрабатывать регистры учета самостоятельно. Теперь такой порядок будет зафиксирован вновой редакции пункта 1статьи 230НК РФ(втом числе указаны сведения, которые обязательно нужно будет указывать вэтих регистрах).

См. письмо Минфина России от21.01.2010 №03−04−08/4−6

Отчитываться придется иовыплатах предпринимателям

Закон №229−ФЗ изложил вновой редакции ипункт 2статьи 230НК РФ. Изтекста исключается абзац, где говорилось оботсутствии необходимости подавать вналоговую инспекцию сведения овыплатах индивидуальному предпринимателю, если тот предъявил свидетельство орегистрации. Таким образом, справки поформе 2−НДФЛ нужно будет подавать навсех физических лиц, получавших втечение налогового периода доходы.

Форма 2−НДФЛ утверждена приказом ФНС России от13.10.2006 №САЭ-3−04/706@ (вредакции приказов ФНС России от20.12.2007 №ММ-3−04/689@, от30.12.2008 №ММ-3−3/694@ иот22.12.2009 №ММ-7−3/708@)

Стоимость амортизируемого имущества

Благодаря Закону №229−ФЗ увеличится пороговая стоимость амортизируемого имущества, указанная впункте 1статьи 256НК РФ. Напомним, что сейчас амортизируемым считается собственное имущество, используемое впредпринимательской деятельности сосроком полезного использования более 12месяцев ипервоначальной стоимостью более 20000руб. Авновой редакции пункта 1статьи 256НК РФпоследний показатель увеличивается вдвое иамортизируемым будет считаться имущество дороже 40000руб. Отметим, что этот показатель влияет инаучет при УСН. Ведь косновным средствам инематериальным активам «упрощенцы» относят только тоимущество, которое признается амортизируемым поправилам главы 25НК РФ.

Новые нормы расходов попроцентам

Изменения внесены ивстатью 269НК РФ, всоответствии скоторой плательщики налога наприбыль, атакже «упрощенцы» (ссылка настатью 269НК РФесть впункте 2статьи 346.16НК РФ) определяют предельную сумму расходов ввиде процентов, уплачиваемых покредитам изаймам. Поправки касаются тех налогоплательщиков, которые вычисляют норму исходя изставки рефинансирования. Встатью 269НК РФдобавлен пункт 1.1, вкотором даются временные правила, действующие в 2010 году и с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 г.


СТАТЬИ >> ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Советы по составлению бизнес-плана

Автор: Игорь Игоревич Ушаков, генеральный директор корпорации "Кондор", специалист в области международного маркетинга и менеджмента, частный консультант по вопросам разработки бизнес-планов и привлечения инвестиций.

Первые наброски плана впоследствии вызовут у вас смех. Они будут, несомненно, походить на несвязные, хаотичные идеи, которые не будут выглядеть так, как вы надеялись. Отложите проект в сторону на несколько дней, а затем вернитесь к нему, критически просмотрите то, что вы написали, и перепишите заново. Изучайте примеры бизнес-планов, чтобы понять стиль письма, последовательность. После ознакомления с несколькими бизнес-планами вы получите представление о том, как составляется бизнес-план и как он организован. Поняв и запомнив это, вам будет значительно легче начать работу.

1. Рим не был спроектирован, профинансирован и построен за один день. Подготовка последовательного бизнес-плана займет, вероятно, больше времени, чем вы считаете. Если вы думаете, что сможете сделать это за месяц, то потребуется, вероятно, два или больше. Двигаясь вперед, вы будете останавливаться и говорить себе: «Да, мы еще недостаточно хорошо обдумали нашу стратегию». Или: «Мы действительно не знаем наших конкурентов так, как мы полагали». И вам понадобится время, чтобы отшлифовать ваши стратегии и углубиться в изучение конкурентов, прежде чем вы будете в состоянии завершить бизнес-план. Другими словами, ваш текущий бизнес должен быть распланирован независимо от бизнес-плана.

2. Меньшие куски легче перевариваются. Начните работу с составления схемы бизнес-плана. Разбив большую проблему на меньшие компоненты, вы уже не будете так бояться ее невыполнимости. Бизнес-план для начала может рассматриваться просто как ответы на ряд вопросов.

Попытайтесь отвечать лишь на несколько вопросов за один раз. Подготовить небольшую часть бизнес-плана за один раз — это легче, чем запереться в кабинете на несколько недель, чтобы завершить работу сразу и полностью. Но если вы решите запереться, то сделайте это там, где будет доступ к душу, потому что придется сильно попотеть.

3. Важны даже детали стиля и оформления. Значение оформления документа нельзя преуменьшать. Цветные диаграммы, таблицы данных, абзацы, заголовки, разные шрифты — все должно быть использовано, чтобы составить документ, более легкий для чтения, понимания и разъяснения возможностей бизнеса.

4. Сначала прочитайте несколько других бизнес-планов. Те, кто пишут романы, наверняка много сами читали. Можно изучать это ремесло, изучая работы любимых авторов. Вы должны делать то же самое. Изучайте примеры бизнес-планов, чтобы понять стиль письма, последовательность, в которой разные идеи представлены, и разделы плана. После ознакомления с несколькими бизнес-планами вы получите представление о том, как составляется бизнес-план и как он организован. Поняв и запомнив это, вам будет значительно легче начать работу.

5. Выберите для начала один раздел бизнес-плана. Если вы никогда не составляли бизнес-планов прежде, вам может показаться трудным начать с чего-то. Перед вами будет лишь множество пустых листов бумаги, в ожидании смотрящих на вас. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, начните с раздела, который является самым легким для вас или наиболее интересным. Если вы убеждены в техническом превосходстве вашего изделия, начните с раздела по описанию изделия, т.е. вашего товара. Если маркетинг — ваша сильная сторона, начните работать над маркетинговыми стратегиями. Многие любят начинать с описания истории компании или своего видения будущего компании. Когда вы увидите первые слова на бумаге, вы почувствуете прогресс, и затем вы можете переходить к более трудным частям бизнес-плана с большей уверенностью.

6. На составление бизнес-плана вам потребуется время. Люди часто недооценивают размер усилий и энергии, которые требуются, чтобы написать бизнес-план. Они пытаются писать его ночью или когда все остальное на работе закончено, другими словами, когда они морально, а иногда и физически истощены. Лучший подход состоит в том, чтобы писать, когда вы полны энергии. Войдите в свой кабинет на час пораньше, думайте и пишите в течение часа, прежде чем начнут звонить телефоны.

7. Первые наброски впоследствии вызовут у вас смех. Первые наброски плана будут, несомненно, походить на несвязные, хаотичные идеи, которые не будут выглядеть так, как вы надеялись. Не разочаровывайтесь и не расстраивайтесь. Отложите проект в сторону на несколько дней, а затем вернитесь к нему, критически просмотрите то, что вы написали, и перепишите заново. Повторите это несколько раз, пока все идеи не встанут на свои места, а изложение не будет плавным.

8. Конфиденциальность. Возможно, что в начале бизнес-плана вы захотите поместить раздел по правовой защите и конфиденциальности вашей информации. Ваш юрист должен составить проект этого раздела для вас. Однако в общем случае он включает следующие моменты:

  • Раскрытие понятия риска (вы не ответственны за недостижение непрогнозируемых в бизнес-плане результатов).
  • Конфиденциальность (защита против неправомочного копирования и распространения документа третьими лицами и требование, чтобы информация, изложенная в бизнес-плане, не была раскрыта третьим лицам без разрешения автора или авторов).
  • Указание, что бизнес-план не может быть использован в качестве ценной бумаги.

9. Бизнес-план — ваш ребенок, и он будет похож на вас. Бизнес-план должен отражать вашу индивидуальность и индивидуальности членов вашей группы управления и типа компании, которую вы хотите создать. По мере того как читающий знакомится с бизнес-планом, он должен узнавать о людях, вовлеченных в компанию, их видении, их целях и их месте в компании и этом бизнесе. Сообщите историю вашей компании от первого лица. Помните, что бизнес-план компании по записи музыки будет значительно отличаться от бизнес-плана компании, производящей медицинское оборудование.

10. Не каждый имеет талант к писательской деятельности. Подготовка бизнес-плана — это работа, требующая наличия воображения. Это документ, в котором вы предполагаете будущее, а не то, что уже произошло. Для большинства такая работа трудна.

Вы слышали об отсутствии иногда вдохновения у писателя? Проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, когда теряете плавность и точность изложения, те же, перед которыми порой стоят известные писатели. К тому же последние подчас просто обязаны писать, потому что издатель определил им крайний срок и они уже потратили полученный аванс. Вы же, помня, что Рим не был построен за один день, и имея много времени для завершения бизнес-плана, не имеете никаких поводов для беспокойства. Не так ли?

Если вы чувствуете, что что-то застопорилось, не волнуйтесь. Это типично для творческого процесса. Главное — не опускать руки. Заставьте себя написать несколько слов, а затем еще несколько. Попробуйте написать для себя хотя бы схему того, что должно быть написано полностью и что вы сделаете позже.

11. Управление, управление и еще раз управление. При составлении бизнес-плана трудно, оказывается, доказать читателю, т. е. инвестору, что люди, участвующие в бизнесе, имеют необходимые навыки и опыт, чтобы создать успешное предприятие.

Вкладываясь в проект, инвесторы не просто помещают деньги в новые товары и интересные технологии. Имеется множество замечательных запатентованных изобретений, которые никогда не увидят свет потому, что никто не смог подсчитать, как с пользой производить и продавать соответствующее изделие.

Вы должны сообщить читателю, что именно вы сделали в вашей деловой карьере, т.е. не только назвать должности, которые вы занимали, но и что конкретно вы сделали, что реализовали, чего добились на тех серьезных предприятиях, где вы работали. Что вы такого сделали, что может вызвать доверие к вашей способности реализовать бизнес-стратегию, которую вы описываете в бизнес-плане? Пишите в активных выражениях: я увеличил доходы предприятия на 100% за два года, я сократил затраты на 45%, я имел в подчинении 100 человек в 8 регионах.

Одно из наиболее поразительных и немногословных утверждений, которые я когда-либо читал в разделе «Управление», было: «На последнем месте работы я осуществил возврат инвестиций для инвестора в размере 2500%».

12. Надо выглядеть энтузиастом. Бизнес-план — инструмент продажи вашего бизнеса. Его предназначение — привлечь внимание инвестора к финансовой возможности заработать, предоставляемой ему вашей компанией. Но искушенный инвестор может быстро увидеть преувеличенные заявления относительно способности к управлению или спроектированные показатели, которые далеки от действительности.

Вы должны уловить тонкий баланс между тем, чтобы не звучать подобно сухому техническому справочнику, но и не уподобляться напористому продавцу какого-то аукциона. Чем увлекательней, но в пределах реальности, вы будете описывать перспективы вашего бизнеса, тем более вероятно, что и читатель будет увлечен проектом. Другой крайностью, однако, является ставка на якобы жадность инвестора, желающего получить прибыль. Давая инвестору обещания, которые вы не сможете выполнить, вы тем самым позже вызовете у него не только гнев, но и желание обратиться в суд.

13. О том, кто будет читать ваш бизнес-план. Когда клиент просит нас, чтобы мы просмотрели его бизнес-план и сообщили ему, можно ли с ним идти к инвестору, мы часто сообщаем ему: «Венчурный капиталист не настолько многосторонен, как вы думаете».

«Как же это возможно? — спрашивают нас. Ведь этот венчурный капиталист имеет три диплома! Его фамилия известна нескольким поколениям! Его телефон нигде не найти, что уже говорит, насколько важной персоной он является!»

Что ж, возможно. Но, может быть, и нет.

Не надо полагать, что он немедленно, без каких-либо доказательств с вашей стороны, поймет, почему ваше изделие превосходит другие. Не надо думать, что он тут же будет способен схватить суть вашей технологии. А он ведь может и не знать, насколько большим или маленьким является рынок вашего изделия или вашего сектора промышленности. Все это вы и должны ему доказать.

Учет возможных рисков

Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Его надо уметь претворить в жизнь. И здесь особое значение приобретает учет всех возможных рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта сейчас или в перспективе. Грамотный и точный анализ проектных рисков, отраженный в бизнес-плане на этапе предварительных переговоров с инвесторами, говорит о компетентности инициатора проекта и оказывает благотворное влияние на результаты дальнейших переговоров.

Для любого проекта или уже действующей фирмы риски означают вероятность наступления неблагоприятного события, которое приводит к потере части ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных, незапланированных расходов. При подготовке этого раздела в бизнес-плане учитывают возможные изменения на рынке и прогнозируют изменения на перспективу, для чего приводят количественный и качественный анализ проектных рисков.

При разработке бизнес-планов необходимо ясно представлять, в какой области находятся деловые предложения компании: в области рискованных капиталовложений с высокой нормой прибыли и дохода — или в области невысокого риска с небольшой прибылью. Но в любом случае инвестора более всего интересует гарантия возвратности вложенного капитала, и это необходимо отразить в плане.

В практике предпринимательской деятельности существует великое множество рисков. Предусмотреть все, конечно, невозможно, но самые важные из них должны найти отражение в проекте. Основная задача предпринимателя — определить возможный риск количественно, сравнить величину риска и выбрать тот вариант, который больше всего соответствует выбранной предприятием стратегии риска, — иными словами, провести анализ рисков.

Такой анализ начинается с выявления источников и причин рисков; при этом важно определить, какие источники являются преобладающими, чтобы сосредоточить на них внимание.

По источнику возникновения различают риски:

  • • собственно хозяйственные;
  • • связанные с человеческим фактором;
  • • обусловленные природными явлениями.

По причине возникновения выделяют риски:

  • неопределенности будущего;
  • непредсказуемости поведения партнеров;
  • недостатка информации.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска — снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры рынка, повышение закупочной цены товаров, рост издержек обращения, потери товара в процессе обращения.

Финансовый риск возникает в области отношений предприятия с банками и другими кредиторами. Финансовый риск деятельности компании определяется отношением заемных средств к собственным. Чем выше это отношение, тем выше финансовый риск, поскольку ограничение, прекращение кредитования или ужесточение условий кредита влечет за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т. д. К финансовым рискам можно отнести инфляционный риск — риск обесценивания денег при инфляции, риск упущенной выгоды, риск снижения доходности проекта.

Производственный риск связан непосредственно с производством продукции и оказанием услуг. Среди причин возникновения такого вида риска — снижение размеров производства, рост материальных и других затрат, уплата повышенных процентов, налогов и отчислений, перспектива неполучения средств за отгруженную продукцию, риск возврата или отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции, рост издержек обращения, социальные факторы.

Структура раздела бизнес-плана, в котором описываются риски, может выглядеть следующим образом.

  • Выявление всей совокупности и типов рисков — определение удельного веса каждого простого риска, определение вероятностей появления риска, подсчет рисков по каждому типу.
  • Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
Источник: Элитариум

Прыг: 095 096 097 098 099 100 101 102 103 104 105
Скок: 040 050 060 070 080 090 100 110 120 130 140
Шарах: 100