СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Изменения в налоговом кодексе относящиеся к начислению заработной платы

В сентябре вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс. Рассмотрим, в чем их суть.

Президент РФ 27 июля 2010 года подписал Федеральный закон № 229−ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации. А также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229−ФЗ).

В статье мы рассмотрим поправки, которые имеют отношение к расчетам с работниками, касаются общения с налоговой инспекцией и применяются с 2010 года.

С какого момента применять поправки

Большинство положений Закона № 229−ФЗ вступает в силу по истечении месяца после официального опубликования. В «Российской газете» данный документ был обнародован 2 августа 2010 года. Следовательно, большая часть его положений вступит в силу в начале сентября текущего года. Однако некоторые поправки будут применяться с 1 января 2010 года, а часть изменений — с 1 января 2011 года.

С 1 января 2010 года страховые взносы учитываются в составе прочих расходов

Одно из изменений, вступающих в силу c 1 января 2010 года, касается учета страховых взносов, пришедших на смену ЕСН.

Как было раньше. До выхода в свет Закона № 229−ФЗ специалисты Минфина России предлагали учитывать страховые взносы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Об этом говорилось в пункте 2 письма Минфина России от 23.04.2010 № 03−03−05/85. Данный документ ФНС России довела до всех своих подразделений (письмо от 05.05.2010 № ШС-37−3/1162@).

Что изменилось. Согласно Закону № 229−ФЗ страховые взносы также необходимо учитывать в составе прочих расходов, но на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопрос учета названных расходов уточнен на законодательном уровне.

Изменение порядка проведения налоговых проверок

Рассмотрим изменения, которые вступают в силу с сентября 2010 года. Одно из них затронуло порядок проведения выездных налоговых проверок.

Уточненная декларация представлена за период, который выходит за рамки разрешенного периода проверки

В ходе выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Об этом говорится в пункте 4 статьи 89 НК РФ.

Теперь этот пункт дополнен абзацем следующего содержания. В случае представления уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Что изменилось по сравнению с прежними правилами? На вопрос редакции ответил Сергей Александрович Тараканов.

Он отметил, что, как и прежде, период выездной налоговой проверки ограничивается тремя годами. Однако до внесения поправок инспекторы не имели права проверить более ранний период, даже если организация представляла уточненную налоговую декларацию. Теперь такое право у них появилось.

Например, в 2010 году инспекторы могут проверить правильность расчета и уплаты налога на прибыль за 2009, 2008 и 2007 годы. Предположим, что организация в текущем году представила уточненную декларацию по этому налогу за 2006 год. В ней сумма налога указана меньше, чем была заявлена ранее (то есть организация уменьшает сумму налога).

Согласно поправкам в этом случае инспекторы имеют право проверить правильность расчета и уплаты налога на прибыль за 2006 год. Если он уже был проверен, назначается повторная выездная налоговая проверка (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание: проверить более ранний период инспекторы могут, только если организация сдала уточненную декларацию, в которой сумма налога указана меньше, чем была заявлена ранее (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Истребование документов в ходе проверки

Проверяя правильность расчета налогов и сборов, инспекторы вправе истребовать необходимые документы. Для этого они вручают требование. Закон № 229−ФЗ уточнил, что требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Такими же способами организация сможет передать затребованные документы. Порядок направления требования и представления документов в электронном виде будет утвержден ФНС России.

Оформление акта проверки

По результатам проверки инспекторы составляют акт. Законом № 229−ФЗ внесены следующие дополнения.

К акту проверки должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Как пояснил С.А. Тараканов, речь идет о протоколах допросов свидетелей, заключениях экспертов, документах контрагентов проверяемой организации и т. д.

Документы, содержащие сведения, которые нельзя разглашать, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде выписок, заверенных налоговым органом.

К акту проверки не прилагаются бумаги, полученные в ходе проверки от проверяемой организации.

Направление решения по итогам проверки

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение должно быть вручено в течение пяти дней после его вынесения и вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения лицу (его представителю).

В Законе № 229−ФЗ сказано, что, если решение невозможно вручить, его направляют по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Отдельный случай

Налоговые проверки, не завершенные до дня вступления в силу Закона № 229−ФЗ, проводятся в прежнем порядке. Их результаты оформляются по старым правилам (п. 11 ст. 10 Закона № 229−ФЗ).

Как изменился порядок направления требования об уплате налога и срок его исполнения

Если предприятие не перечислило вовремя налоги или они были доначислены по результатам проверки, инспекторы направляют в его адрес соответствующее требование, в котором указана сумма задолженности.

Способ направления требования. Теперь требование об уплате налога может быть не только вручено лично или направлено по почте. Законом № 229−ФЗ предусмотрен еще один способ — в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы и порядок направления требования в электронном виде будут установлены налоговой службой.

Срок исполнения требования. До вступления в силу Закона № 229−ФЗ на исполнение требования об уплате налога отводилось 10 календарных дней. В новой редакции пункта 4 статьи 69 НК РФ срок установлен продолжительностью восемь дней.

При этом нужно иметь в виду, что согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях, если не указано иное.

Следовательно, требование об уплате налога теперь нужно исполнить в течение восьми рабочих дней. Если организация проигнорирует документ, инспекторы вправе будут применить принудительные меры для взыскания задолженности.

Если компания желает сверить расчеты

Как было раньше. Если налоговая инспекция или сама организация обнаружила переплату, то по предложению одной из сторон могла быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 прежней редакции НК РФ).

Как теперь. Налоговая инспекция обязана провести сверку расчетов, если организация обратилась с соответствующим заявлением. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Инспекция должна передать его одним из способов: лично, заказным письмом по почте, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форма и формат передачи электронного акта будут утверждены ФНС России. Об этом говорится в новой редакции подпункта 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в которой описываются обязанности налоговых органов.

Размер штрафов увеличился

С момента вступления поправок в силу будут применяться новые размеры штрафов. Правда, в пункте 12 статьи 10 Закона № 229−ФЗ есть оговорка — штрафы за нарушение налогового законодательства, по которым решение было вынесено до дня вступления в силу закона, взимаются в прежнем порядке.

В таблице приведены прежние и новые размеры штрафов. Как вы видите, наказание за некоторые виды нарушений ужесточилось. Более того, введены штрафы за те проступки, которые раньше нарушениями не считались. Такие изменения заставляют внимательнее относиться к требованиям налогового законодательства.

Что изменится в следующем году

Мы рассмотрели поправки, которые применяются в 2010 году. Однако перечень изменений, внесенных Законом № 229−ФЗ, гораздо шире. Некоторые поправки, касающиеся взаимоотношений работника и работодателя, вступят в силу 1 января 2011 года. О них вы прочитаете в ближайших номерах журнала и успеете подготовиться к новым условиям работы.

Таблица. Сравнение размеров санкций до и после вступления в силу Закона № 229−ФЗ

Положение Прежний размер штрафа Новый размер штрафа

Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)

Зависел от количества дней просрочки (менее или более 180 дней)

5% от неуплаченной суммы налога на основании декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки ее представления, но не более 30% и не менее 1000 руб.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации или расчета (ст. 119.1 НК РФ)

Отсутствует

200 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов
и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

Минимальный штраф — 5000 руб.
Если в результате нарушений занижена налоговая база, штраф — 10% неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Минимальный штраф — 10 000 руб.
Если занижена налоговая база, штраф — 20% неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них сведений подпадает под статью 120 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

Нет ответственности за неудержание налога и несвоевременное перечисление.
Штраф только за неперечисление — 20% недоимки

Штраф за неудержание налога и несвоевременное перечисление — 20% недоимки

Непредставление сведений (ст. 126 НК РФ)

50 руб. за каждый непредставленный документ.
5000 руб. — за отказ представить документы

200 руб. за каждый непредставленный документ.
10 000 руб. — за отказ представить документы

Неправомерное несообщение сведений (ст. 129.1 НК РФ)

1000 руб.
Если нарушение совершено повторно в течение календарного года — 5000 руб.

5000 руб.
Если нарушение совершено повторно в течение календарного года — 20 000 руб.


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Два метода формирования отчета о движении денежных средств

Автор: Игорь Ярославович Лyкaceвич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Денежные средства являются одним из наиболее ограниченных ресурсов, поэтому успех хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется способностью менеджмента их рационально распределять и использовать. Отчет о движении денежных средств в разрезе операционной деятельности может быть получен с помощью прямого и косвенного метода построения отчета. Рассмотрим каждый из их подробно.

Денежные средства являются одним из наиболее ограниченных ресурсов, поэтому успех хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется способностью менеджмента их рационально распределять и использовать. Они необходимы предприятию для выплаты заработной платы, покупки сырья, материалов, основных средств, уплаты налогов, обслуживания долга, выплаты дивидендов и т. д.

Для эффективного управления денежным потоком необходимо знать:

  • его величину за тот или иной период времени;
  • его структуру (основные элементы);
  • виды деятельности, формирующие соответствующие элементы потока и механизмы их формирования.

В этой связи важнейшим инструментом управления денежным потоком фирмы является отчет о движении денежных средств (cash flow statement). Этот отчет остро необходим как менеджерам, так и внешним пользователям — кредиторам, акционерам, инвесторам и т. д., которые по результатам его построения и анализа могут увидеть реальные доходы и расходы, а также получить ответы на следующие вопросы:

  • В каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их использования?
  • Способно ли предприятие в результате своей основной деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над выплатами?
  • В состоянии ли предприятие выполнять и обслуживать свои обязательства?
  • Достаточно ли денежных средств для ведения основной деятельности?
  • В какой степени предприятие может обеспечить инвестиционные потребности за счет внутренних источников денежных средств?
  • Чем объясняется разность между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств и др.

Как правило, отчет о движении денежных средств формируется на основе бухгалтерской информации либо данных, содержащихся в балансе и отчете о прибылях и убытках, однако, в отличие от них, он непосредственно не связан с учетной политикой фирмы и в этом смысле является более объективным.

Представление отчета о движении денежных средств во многих странах является обязательным и регулируется законодательно. В Российской Федерации он также входит в состав обязательной бухгалтерской отчетности (ф. № 4), составляемой организациями.

Следует отметить, что, несмотря на существование подобной формы в российской отчетности, она содержит ряд отличий от международных стандартов, которые затрудняют ее использование в целях управления.

Согласно МСФО отчет о движении денежных средств должен объяснять причины изменения статей денежных средств за рассматриваемый период и содержать информацию о денежных потоках фирмы в разрезе ее операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При этом состав статей перечисленных разделов отчета, а также степень их детализации определяется предприятием самостоятельно.

Существуют два основных метода построения детализированных отчетов о денежных потоках — прямой и косвенный. При этом согласно МСФО потоки денежных средств детализируются в разрезе трех ключевых видов деятельности:

  • операционная (основная);
  • инвестиционная;
  • финансовая.

Разделение всей деятельности предприятия на три указанные составляющие очень важно для российской практики, поскольку положительный совокупный поток может быть получен за счет компенсации отрицательного денежного потока от основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка (финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока «маскирует» реальную убыточность предприятия.

Прямой метод построения отчета о движении денежных средств

Наибольшую сложность в процессе построения отчета о движении денежных средств прямым методом, в особенности для внешнего аналитика, представляет его первый раздел, отражающий движение денежных средств от операционной деятельности.

При использовании прямого метода раскрываются основные виды валовых денежных поступлений и выплат. Выделяют следующие достоинства этого метода:

  • возможность показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;
  • возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по различным текущим обязательствам;
  • непосредственная привязка к кассовому плану (бюджету денежных поступлений и выплат);
  • устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период и др.

Информация об основных видах денежных поступлений и выплат может быть получена:

  • из учетных записей фирмы;
  • из баланса и отчета о прибылях и убытках, используя корректировку соответствующих статей.

В первом случае специалисты, ответственные за формирование отчетности, анализируют движение денежных средств по различным счетам бухгалтерского учета и классифицируют денежные потоки по видам деятельности (операционной, финансовой или инвестиционной).

Однако на практике большинство предприятий ежедневно осуществляет огромное число операций, вызывающих движение денежных средств, поэтому движение денежных средств довольно трудно анализировать и классифицировать. В этой связи метод построения на основе учетных данных зачастую оказывается слишком трудоемким даже для внутренних бухгалтерских служб. Кроме того, он неприемлем для внешних пользователей, которые не имеют доступа к учетным данным предприятия, составляющим его коммерческую тайну.

В этой ситуации более простым и универсальным способом является использование данных баланса и отчета о прибылях и убытках с соответствующими корректировками.

Общая схема построения отчета о денежных потоках от операционной деятельности прямым методом представлена на схеме, приведенной в таблице 1.

Таблица 1. Схема определения денежного потока от основной деятельности (прямой метод).

№ стр.

Показатель

1 + Чистая выручка от реализации
2 +(—) Уменьшение (увеличение) дебиторской задолженности
3 + Авансы полученные
4 = Денежные средства, полученные от клиентов
5 (—) Себестоимость реализованных продуктов и услуг
6 +(—) Увеличение (уменьшение) товарных запасов
7 +(—) Уменьшение (увеличение) кредиторской задолженности
8 +(—) Увеличение (уменьшение) по расходам будущих периодов
9 + Общехозяйственные, коммерческие и административные расходы
10 +(—) Уменьшение (увеличение) прочих обязательств
11 = Выплаты поставщикам и персоналу
12 (—) Процентные расходы
13 +(—) Уменьшение (увеличение) начисленных процентов
14 +(—) Уменьшение (увеличение) резервов под предстоящие платежи
15 +(—) Внереализационные / прочие доходы (расходы)
16 = Процентные и прочие текущие расходы и доходы
17 (—) Налоги
18 +(—) Уменьшение (увеличение) задолженности / резервов по налоговым платежам
19 +(—) Увеличение (уменьшение) авансов по налоговым платежам
20 = Выплаченные налоги
21 Денежный поток от операционной деятельности (стр. 4 — стр. 11 — стр. 16 — стр. 20)

Недостатком рассмотренного метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия.

В оперативном управлении прямой метод определения денежного потока может использоваться для контроля за процессом формирования прибыли и получения выводов относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам. В долгосрочной перспективе прямой метод расчета величины денежного потока дает возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на счетах, а также показывает степень покрытия инвестиционных и финансовых потребностей предприятия имеющимися у него денежными ресурсами.

Косвенный метод построения отчета о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств в разрезе операционной деятельности может быть получен и с помощью косвенного метода. По алгоритму построения этот метод является обратным к прямому.

При использовании косвенного метода чистая прибыль или убыток фирмы корректируются с учетом результатов операций неденежного характера, а также изменений, произошедших в операционном оборотном капитале. Таким образом, данный метод:

  • показывает взаимосвязи между разными видами деятельности предприятия;
  • устанавливает зависимость между чистой прибылью и изменениями в оборотном капитале предприятия за отчетный период.

Алгоритм формирования денежного потока от операционной деятельности косвенным методом включает реализацию следующих этапов.

  1. По данным отчетности определяется чистая прибыль предприятия.
  2. К чистой прибыли добавляются суммы статей затрат, не вызывающих в реальности движение денежных средств (например, амортизация).
  3. Вычитаются (прибавляются) любые увеличения (уменьшения), произошедшие в статьях текущих активов, за исключением статьи «Денежные средства».
  4. Прибавляются (вычитаются) любые увеличения (уменьшения), произошедшие в статьях краткосрочных обязательств, не требующих процентных выплат.

Общая схема построения отчета о денежных потоках косвенным методом приведена в таблице 2.

Таблица 2. Определение денежного потока от основной деятельности (косвенный метод).


стр

Показатель

1 Чистая прибыль
2 + Амортизация
3 — (+) увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности
4 — (+) увеличение (уменьшение) товарных запасов
5 — (+) увеличение (уменьшение) прочих оборотных активов
6 + (—) увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности
7 +(—) увеличение (уменьшение) процентов к уплате
8 +(—) увеличение (уменьшение) резервов предстоящих платежей
9 +(—) увеличение (уменьшение) задолженности по налоговым платежам
10 = Денежный поток от операционной деятельности

Как следует из таблицы, косвенный метод показывает, где конкретно овеществлена прибыль компании, или куда инвестированы «живые» деньги.

Помимо простоты расчетов, основным преимуществом использования косвенного метода в оперативном управлении является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и изменениями в оборотном капитале, задействованном в основной деятельности. В долгосрочной перспективе этот метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, соответственно, наметить пути выхода из подобной ситуации.

Кроме того, важным фактором при выборе метода составления отчета о движении денежных средств является доступность данных. Зачастую информацию, необходимую для заполнения статей раздела «Операционная деятельность» прямым методом, очень сложно выделить из совокупного денежного потока компании, а затраты на его формирование достаточны высоки.

Использование различных форм и методов построения отчета о денежных потоках позволяет проводить анализ их объемов и структуры в нескольких аспектах. В результате пользователь получает детальное представление об операционных, инвестиционных и финансовых операциях, проведенных предприятием за рассматриваемый период. Это, в свою очередь, позволяет ему сформировать суждение о сильных и слабых сторонах данного предприятия, его текущих и потенциальных проблемах.

В общем случае способность предприятия генерировать значительные денежные потоки от основной деятельности является положительным фактом. Однако в процессе анализа следует всегда обращать внимание на то, в какой степени операционные потоки покрывают потребность в инвестициях, выплаты по займам или дивидендам. Стабильность операционного потока в динамике свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия, эффективной работе его менеджмента. В то же время слишком большая зависимость от внешнего финансирования для покрытия текущих потребностей должна рассматриваться как негативный сигнал.

Наконец, стабильная отрицательная величина чистого денежного потока свидетельствует о серьезных финансовых затруднениях, ведущих к банкротству.

Построение и анализ различных отчетов о денежных потоках в сочетании с другими видами отчетности обеспечивает более глубокое понимание реального положения предприятия, фактических результатов его деятельности и будущих перспектив.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Арбитражная практика по налоговым спорам малого бизнеса

Некоторые факты из арбитражной практики по налоговым спорам, касающиеся малого бизнеса.

Для подтверждения отправки по почте сведений по персонифицированному учету достаточно описи вложения

Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2010 № КА-А40/5992-10

Организация в установленный срок отправила по почте сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета. Однако сотрудники ПФР привлекли фирму к ответственности в виде взыскания штрафа, так как она не представила квитанцию почтового отправления, а опись вложений не содержит полного почтового адреса и наименования получателя, подписи почтового работника и отправителя, а также перечня документов, вложенных в ценное письмо.

Однако арбитры установили, что представленная страхователем опись вложения в ценное письмо имеет почтовый штемпель с датой отправления, подтверждающей своевременность представления необходимых сведений в Пенсионный фонд РФ, и содержит данные об адресате и отправителе, а также о том, что предметом вложения являются сведения по персонифицированному учету с отражением количества страниц. Таким образом, суд пришел к выводу, что отсутствие почтовой квитанции об отправлении указанного ценного письма не опровергает факт направления спорных сведений «фондовикам».

«Вмененщики» не всегда освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2010 № А74-5166/2009

Индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог на вмененный доход, осуществляет розничную торговлю. Он обратился с заявлением в инспекцию о возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество физических лиц. Основанием для данного заявления послужило то, что коммерсант использует свою квартиру как склад для хранения реализуемого товара. Налоговый орган отказался возвращать указанную сумму.

Судьи с таким решением налоговиков согласились, указав на то, что применение предпринимателем «вмененки» предусматривает освобождение его от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. При этом данное правило распространяется только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Коммерсант не представил доказательств использования квартиры в целях осуществления «вмененной» деятельности. При этом по имеющимся сведениям в квартире проживает предприниматель и члены его семьи. Таким образом, суд пришел к выводу, что основания для возврата налога на имущество физических лиц отсутствуют.

Об установлении перегородок, разделяющих площадь торгового зала

Постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2010 № А54-2443/2009-С3

Инспекция по результатам выездной проверки привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119, пункта 1 статьи 122 и пункта 1 статьи 126 НК РФ. Налоговики доначислили предпринимателю НДС, НДФЛ, ЕСН, а также начислили суммы пеней и штрафов, так как посчитали, что ИП осуществлял розничную торговлю непродовольственными товарами через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал более 150 кв. м.

Арбитры с таким решением не согласились. Судьи установили, что ИП использовал торговый объект в соответствии с договором безвозмездного пользования нежилым помещением. На основании этого договора помещение было передано предпринимателю во временное пользование для торговли строительными и отделочными материалами. Общая площадь передаваемого в аренду помещения составила 180 кв. м, при этом торговая площадь занимает 9 кв. м, а площадь складских помещений — 171 кв. м. Коммерсант заключил договор подряда со строительной фирмой, которая должна была выполнить комплекс работ по устройству перегородок и установке трех дверей. Факт выполнения и оплаты ремонтных работ подтвержден актом приема-передачи выполненных работ и квитанцией к приходному кассовому ордеру.

Таким образом, коммерсант в качестве изолированных помещений для организации торговли и хранения товара использовал площади 35 кв. м, 105 кв. м и 9,92 кв. м.

Инспекция не доказала факт осуществления ИП розничной торговли через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал более 150 кв. м.

Открытая площадка может занимать меньшую площадь, чем земельный участок, на котором она организована

Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2010 № Ф09-4010/10-С2

Налоговая инспекция по результатам выездной налоговой проверки привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 и пункта 2 статьи 119 НК РФ, начислив НДФЛ, ЕСН, НДС, пени и штрафы. Основанием для этого послужили выводы налогового органа об осуществлении предпринимателем деятельности по организации работы летнего кафе с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м, подлежащей налогообложению в общем порядке.

Судьи встали на сторону коммерсанта. Они установили, что для организации работы летнего кафе предпринимателю на основании договора аренды был предоставлен земельный участок площадью 600 кв. м. Согласно проекту размещения кафе площадь специально оборудованного помещения, предназначенного для потребления готовой кулинарной продукции, то есть зала обслуживания посетителей, составляет 51 кв. м. Следовательно, предоставление земельного участка площадью более 150 кв. м под организацию летнего кафе еще не означает, что площадь зала обслуживания посетителей будет превышать указанную величину.

Инспекция не представила доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что площадь зала обслуживания посетителей в указанном объекте организации общепита составляла более 150 кв. м. Таким образом, можно сделать вывод о правомерности применения «вмененки».

Уплата алиментов индивидуальными предпринимателями

Постановление Конституционного суда РФ от 20.07.2010 № 17-П

Конституционный суд РФ рассмотрел жалобу индивидуального предпринимателя, сообщавшего, что он был вынужден прекратить свою деятельность, так как при определении размера задолженности по алиментам пристав-исполнитель руководствовался налоговыми декларациями предпринимателя, не учитывая его расходы.

Согласно подпункту «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841), удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По мнению индивидуального предпринимателя, обратившегося в суд, данная норма, позволяющая определять размер алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей с ИП, не принимая во внимание документально подтвержденные расходы, понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, нарушает права и свободы, гарантированные статьями 19, 34, 35, 37 и 55 Конституции РФ.

Конституционный суд РФ обратил внимание на то, что при определении размера подлежащих удержанию алиментов должны приниматься во внимание реальные доходы алиментнообязанного лица — коммерсанта, получаемые от занятия предпринимательской деятельностью, поскольку именно размер реальных доходов определяет материальные возможности такого лица по осуществлению принадлежащих ему прав и исполнению возложенных на него обязанностей, включая содержание самого себя и членов своей семьи.

Алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментнообязанное лицо вправе распоряжаться. Следовательно, суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду физического лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем налоговое законодательство не регулирует отношения, связанные с уплатой алиментов. При этом НК РФ не препятствует индивидуальным предпринимателям предъявлять документальные доказательства понесенных ими расходов для определения объема своих прав и обязанностей в иных, помимо налоговых, правоотношениях. Коммерсанты, которые на основании Налогового кодекса РФ вправе не вести учет расходов, могут использовать для определения размера доходов, из которого удерживаются алименты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы, подтверждающие понесенные ими расходы.

При этом оспоренная норма не противоречит Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу она предполагает, что при исчислении размера алиментов, уплачиваемых ИП, учитываются его расходы, если коммерсант может подтвердить их (см. статьи «Уплата алиментов предпринимателями, применяющими "вмененку"»// Вме-ненка, 2008, № 12 и «Кредит, ипотека или загранкомандировка: как ИП подтвердить размер своих доходов»// Вмененка, 2010, № 6. — Примеч. ред.).

Услуги по вывозу мусора не облагаются ЕНВД

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2010 № А11-16394/2009

Инспекция по результатам выездной проверки привлекла организацию к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. Свое решение она мотивировала тем, что компания неправомерно квалифицировала деятельность по оказанию услуг по вывозу мусора (бытовых отходов), осуществляемую на основании договоров на выполнение услуг по благоустройству территории, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов, переводимых на уплату ЕНВД. По мнению налогового органа, указанная деятельность облагается в рамках общей системы налогообложения.

Арбитры поддержали позицию налоговиков. Они указали, что понятие «услуги по перевозке пассажиров и грузов» налоговым законодательством не определено, поэтому согласно статье 11 НК РФ при определении данного понятия подлежат применению нормы гражданского законодательства. На основании статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управо-моченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. На основании пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В данном случае договоры на выполнение услуг по благоустройству территории не содержат условий договора перевозки, а их предметом является возмездное оказание услуг по сбору, транспортировке мусора и бытовых отходов (вывозились спиленные деревья, кустарники, мусор, песок, старый намытый гравий, щебень, асфальт, а также засыпались лужи и свалки растительным грунтом и песком).

Таким образом, организация осуществляла деятельность, связанную с обращением с отходами, а не деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, облагаемых ЕНВД.


Прыг: 096 097 098 099 100 101 102 103 104 105 106
Шарах: 100