СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

УСН в 2010 году: сложные вопросы и практика применения

Материал подготовлен по итогам семинара "УСН в 2010 году: сложные вопросы и практика применения", организованный редакцией журнала «Упрощенка», который состоялся 1 июня 2010 года в Москве. Редакция журнала анализирует наиболее интересные ситуации и отвечает на вопросы, которым не удалось уделить внимание на семинаре.

Оплачивать «коммуналку» за других невыгодно

Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Владеем на правах собственности приблизительно половиной административного здания, остальная часть принадлежит другим организациям. Договоры с коммунальными предприятиями на обслуживание здания заключены от нашего имени, и соответственно мы вносим платежи за всех, а организации, которые тоже являются собственниками, возмещают нам расходы. Как поступить, чтобы не отражать в налоговой базе суммы компенсаций? Понятно, что было бы лучше, если б эти организации сами оформили договоры с коммунальщиками и с ними рассчитывались, но по ряду причин так сделать нельзя.

Начнем с законодательных норм. Следуя пункту 1 статьи 346.15 НК РФ, при упрощенной системе учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250 НК РФ. В налоговую базу не включаются доходы, облагаемые налогом на прибыль или НДФЛ по ставкам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 284 и пунктах 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ (подп. 2 и 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Не отражаются также доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Рассмотрим, как вести учет в сложившейся ситуации. Судя по всему, между вами и другими организациями — собственниками помещений не заключено никаких договоров. Вы оплачиваете коммунальные услуги, а потом их стоимость компенсируется организациями. Тогда получаемые суммы нужно признавать в облагаемых доходах — они не указаны в статье 251 НК РФ. Хотя вопрос спорный. Ведь согласно статье 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, а вы, взяв на себя дополнительную обязанность, ничего, кроме лишних забот, не имеете. Однако вряд ли налоговые инспекторы согласятся с такой точкой зрения, а налогоплательщиков, которые решат ее отстаивать, ожидают разбирательства. Возможно, даже в суде. Кстати, снижать налоговую базу на сумму коммунальных платежей за часть помещения, которая организации не принадлежит и ею не используется, нельзя. Расходы не являются обоснованными, следовательно, не выполнено требование пункта 1 статьи 252 НК РФ (ссылка на данную статью дана в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ).

Как исправить положение? В идеале организации сами должны заключить договоры с коммунальными предприятиями и с ними расплачиваться. Сложности сразу исчезнут. Но вы пишете, что это невозможно (хотя странно, что коммунальные службы не общаются с собственниками помещений напрямую). Вариант один — с теми, кому принадлежит здание, подписать посреднические договоры, указав, что вы от своего имени за их счет оформляете отношения с поставщиками и оплачиваете коммунальные услуги. В подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ среди необлагаемых доходов указаны деньги и имущество, поступившие посреднику для исполнения поручения или в качестве возмещения затрат. Следовательно, отражать полученные компенсации в налоговой базе не придется. В доходы будете включать только посредническое вознаграждение, а его можно установить небольшим.

Простое товарищество и уплата НДС

Слышала, что организация, которая заключила договор простого товарищества или доверительного управления имуществом, находясь на упрощенной системе, вправе и дальше ее применять, но должна уплачивать НДС. Так ли это?

Начнем с возможности остаться на упрощенной системе. Случаи, когда налогоплательщики не вправе ее применять, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Участие в договорах простого товарищества или доверительного управления имуществом здесь не упомянуто, однако есть некоторые ограничения.

Согласно пункту 3 статьи 346.14 НК РФ участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом в качестве объекта налогообложения могут использовать только доходы минус расходы. Если же они заключают договор, уже работая с объектом налогообложения доходы, придется перейти на общий режим с начала квартала, в котором был оформлен документ (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Таким образом, стать участником договора простого товарищества и продолжить применять упрощенную систему можно лишь с объектом налогообложения доходы минус расходы. Напомним, смена объекта допускается с начала налогового периода, для чего до 20 декабря предыдущего года следует подать заявление в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Теперь о НДС. Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ предприниматели и организации, находящиеся на упрощенной системе, освобождены от обязанностей плательщиков НДС. Кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ и указанных в статье 174.1 НК РФ, в которой как раз и говорится об операциях, осуществляемых по договору простого товарищества и доверительного управления имуществом. Поэтому реализация товаров, работ и услуг в рамках данных договоров облагается НДС, несмотря на то что участники применяют упрощенную систему.


Предприниматель все-таки не головная организация

Я индивидуальный предприниматель, занимаюсь розничной торговлей и применяю УСН. Недавно открыл новую торговую точку в другом городе. Нужно ли сообщить в налоговую инспекцию о своем обособленном подразделении?

Обособленное подразделение может появиться только у организации (п. 2 ст. 11 НК РФ), так что у вас его не было и нет.

Вы должны состоять на налоговом учете по месту жительства (п. 6 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439), а регистрироваться в инспекции по месту нахождения новой торговой точки придется, к примеру, если деятельность, которую вы станете вести, облагается ЕНВД. Сделать это нужно в течение пяти дней с начала работы (п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ). Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД подается по форме № ЕНВД-2, утвержденной приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@.

Сумма, уплаченная за ККТ

Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Недавно был приобретен кассовый аппарат. Объясните, пожалуйста, как списать его стоимость в расходы, если она меньше 20 000 руб.

При объекте налогообложения доходы минус расходы в налоговой базе отражаются только затраты, приведенные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Среди них есть расходы на покупку основных средств (подп. 1), а при упрощенной системе к основным средствам относится имущество, признаваемое амортизируемым по правилам главы 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ это объекты дороже 20 000 руб. со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. Любой кассовый аппарат наверняка эксплуатируется дольше года, но ваш стоит меньше 20 000 руб. Следовательно, его нельзя считать амортизируемым имуществом. Однако уплаченные деньги не пропадут для налогообложения.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны материальные расходы. Их состав определяется согласно статье 254 НК РФ (ссылка на нее имеется в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ), в подпункте 3 пункта 1 которой упомянуты затраты на покупку инструментов, инвентаря и прочих предметов, не являющихся амортизируемыми. Так что стоимость кассового аппарата вы можете отнести к материальным расходам и учесть после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп. 3. п. 1 ст. 254 и подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Где уплачивать налоги обособленному подразделению?

Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы. Недавно зарегистрировали обособленное подразделение в другом регионе, но не поймем, куда перечислять единый налог с деятельности подразделения и НДФЛ с выплат его работникам.

При УСН разрешается иметь обособленные подразделения. Однако если подразделение создано как филиал или представительство либо выполняет их функции, то с начала квартала, в котором оно зарегистрировано, организация должна перейти на общий режим (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 и п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Итак, об уплате налогов. Единый налог и авансовые платежи по нему организация перечисляет по месту своего нахождения (п. 6 ст. 346.21 НК РФ) и, естественно, там же сдает налоговую декларацию (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). НДФЛ с вознаграждений работникам обособленного подразделения уплачивается уже по месту, где располагается подразделение. Сведения о доходах физических лиц, начисленных и удержанных налогах представляет налоговый агент по месту своего учета (п. 2 ст. 230 НК РФ). Правда, в письмах Минфина говорится иначе. Финансовое ведомство требует, чтобы справки по форме 2-НДФЛ направлялись по реквизитам налоговой инспекции на территории обособленного подразделения (см., например, письма от 09.06.2009 № 03-04-06-01/130, от 11.02.2009 № 03-04-06-01/26 и от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244). Поэтому на всякий случай уточните у своих инспекторов.

Участники желают ознакомиться…

Наша организация владеет долей в уставном капитале другой организации. Обе применяют УСН с объектом налогообложения доходы. Какие документы мы можем требовать у фирмы — источника дивидендов, получая эти дивиденды (ее организационно-правовая форма — общество с ограниченной ответственностью)?

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ участники общества с ограниченной ответственностью вправе получать информацию о его деятельности, а также знакомиться с бухгалтерскими книгами и другой документацией, действуя согласно уставу. Конкретный список документов, к которым участники должны иметь доступ, приводится в уставе организации. Заметим лишь, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли (ст. 28 Федерального закона от 08.12.98 № 14-ФЗ), а узнать ее величину можно только по данным бухгалтерского учета. Стало быть, чтобы убедиться в правильности выплаты дивидендов, вы можете запросить, к примеру, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, в которых указывается остаток прибыли после налогообложения. Еще один момент. Организация, применяющая упрощенную систему, освобождается от бухучета в полном объеме и обязана отражать только объекты основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.11.96 № 129-ФЗ). Однако те, кто выплачивает дивиденды, вынуждены отказаться от льготы и вести бухучет в полном объеме, а также составлять бухгалтерскую отчетность, иначе они не сумеют определить чистую прибыль.

Раз работы обязательны, найдем, как их учесть

Наша организация сооружает выставочные стенды на закрытых площадках. Применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Чтобы получить аккредитацию в качестве застройщика, мы должны оплатить разметку выставочной площади, техническое сопровождение, контроль качества подготовки монтажных и демонтажных работ, комплекс технических мер безопасности на застроенных выставочных площадях, проверку характеристик электрооборудования готовых выставочных стендов и конструкций, а также огнезащитную обработку напольных покрытий. Можем ли мы учесть подобные расходы в налоговой базе при УСН?

Перечень расходов, учитываемых при упрощенной системе, приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Напомним, перечень закрытый и уменьшить налоговую базу на затраты, которые он не содержит, нельзя. В его подпункте 5 указаны материальные расходы, а их состав определяется согласно статье 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), в которой упоминается стоимость работ и услуг сторонних организаций производственного характера (подп. 6 п. 1). К таким работам и услугам относятся отдельные рабочие операции, а также контроль технологических процессов и техническое обслуживание основных средств.

Судя по вашим словам, оказываемые услуги необходимы для выполнения строительных работ по размещению выставочных стендов. Согласно определению, данному в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ, их можно назвать услугами производственного характера. Значит, расходы вы вправе учесть как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и включить в налоговую базу, как только осуществите и оплатите (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)

Маркетинговые исследования не для «упрощенцев»

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, провела маркетинговые исследования. Можно ли издержки отразить в расчете единого налога?

Расходы, учитываемые при упрощенной системе, регламентированы закрытым перечнем пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Затраты на маркетинговые исследования в нем не упомянуты, поэтому включить их в налоговую базу не удастся.

Доходы садового товарищества

Я работаю бухгалтером в садовом некоммерческом товариществе. Применяем УСН с объектом налогообложения доходы. Назовите, пожалуйста, доходы, которые могут быть у садового товарищества. Нужно ли включать в налоговую базу членские взносы?

На вас распространяются общие правила. Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при упрощенной системе обязательно учитывать доходы от реализации и внереализационные доходы, о которых говорится в статьях 249 и 250 НК РФ. В налоговую базу не входят доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, а также облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ по ставкам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 284 и пунктах 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.

В подпункте 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ обозначены членские взносы на содержание некоммерческих организаций и уставную деятельность. Значит, взносы, собранные с участников садового товарищества, налогом не облагаются и записывать их в Книгу учета не нужно. Других же доходов у вас быть не может. Облагаемые доходы появятся, если вы займетесь коммерческой деятельностью, например начнете продавать овощи и фрукты, выращенные на своих участках. Тогда выручку потребуется относить на доходы и уплачивать с них единый налог.

Учет основных средств при объекте налогообложения доходы

Организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы. По каким правилам вести учет основных средств?

Согласно пункту 1 статьи 346.18 НК РФ если при упрощенной системе объект налогообложения — доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя или организации. В этом случае расходы, в том числе на покупку основных средств, в налоговую базу не включаются. Соответственно в графу 5 раздела 1, а также в разделы 2 и 3 Книги учета вносить записи не нужно (п. 2.5, 3.1 и 4.1 Порядка заполнения, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н).

Таким образом, вам остается вести только бухгалтерский учет основных средств. Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 22.11.96 № 129-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему, не обязаны заниматься бухгалтерским учетом в полном объеме. Достаточно отражать объекты основных средств и нематериальных активов. Правила учета основных средств общие, изложены они в ПБУ 6/01 (утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).


СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ

Основные аспекты совершенствования качества организации предприятия

Автор: директор ООО «ВЭК», канд. экон. наук А.Н. Водолазов

В статье анализируется перечень основных факторов, влияющих на эффективность функционирования различных предприятий и фирм. Выделены основные направления совершенствования организационной составляющей предприятия, представлены практические рекомендации, направленные на повышение качества организации предприятия.

В современных условиях жесткой конкуренции особое внимание следует уделять качественному развитию организационной составляющей фирмы. Учитывая современное состояние и перспективы развития предприятий, можно констатировать необходимость всестороннего изучения методологии совершенствования качества их организации и определения на этой основе эффективного механизма реализации их потенциала.

Успешное функционирование предприятия как правило связано с его ростом – увеличением объемов производства либо продаж, наращиванию производственной и технологической составляющей. При этом если рост технической составляющей в подавляющем случае может быть достигнут за счет экстенсивных факторов, организационная структура должна развиваться интенсивно, что связано с постоянным уточнением функций подразделения, определением прав и обязанностей руководителя и сотрудника, разработкой оптимального документооборота.

Документооборот является основной связующей составляющей организационной структуры предприятия. Рационально поставленный документооборот должен обеспечивать эффективное планирование, функционирование и управление процессами внутри предприятия, обеспечивать взаимодействие с внешними связями и по сути является основным критерием, подтверждающим результативность функционирования управления.

Процесс совершенствования документооборота связан с размером организации и ее деятельностью, сложностью процессов управления и их взаимодействием, компетентностью персонала. При этом основной особенностью совершенствования документооборота является необходимость его формирования с учетом развития структуры организации на плановый период. В противном случае, оптимизация структуры документооборота будет постоянно находиться в стадии «запаздывания», терять свою актуальность и, следовательно, снижать эффективность организационной деятельности в целом. Таким образом, первым шагом совершенствования документооборота является определение тенденций развития организации, выявления развивающихся процессов управления и определение динамики их взаимодействия.

Для обеспечения процесса постоянного совершенствования документооборота необходимо выбрать процессы управления, максимально влияющие на эффективность деятельности всего предприятия в целом, оценить, насколько они нуждаются в переработке в случае развития предприятия, установить показатели, при достижении которых следует заранее начать изменять существующий документооборот. Одним из таких показателей может быть численность персонала. Известно, что руководитель способен эффективно управлять и корректировать работу ограниченного количества прямых подчиненных. Для примера возьмем отдел сбыта с одноуровневой системой управления. При значительном увеличении объема реализации от базового и, следовательно, численности персонала, руководитель теряет возможность эффективно направлять деятельность подчиненных, требуется усложнить организационную структуру управления подразделением. В данном случае возможно разбиение службы сбыта на специализированные отделы. Специализация возможна по различным направлениям: территориальным, в зависимости от размера заказа, номенклатуры продукции. Однако важно, что при таком усложнении структура документооборота должна измениться, должны добавиться новые агрегатированные формы отчетности, показатели оценки работы работников. И этот процесс должен быть проведен заранее, иначе неизбежны потеря управляемости, а, следовательно, снижение эффективности предприятия. Таким образом, успешно функционирующее предприятие – развивающиеся, а успешно функционирующий документооборот – опережающий существующую необходимость на предприятии на величину плановых показателей развития с учетом времени на его совершенствование.

При совершенствовании процесса управления необходимо, чтобы реальная схема процессов отражала действительно существующую ситуацию на предприятии. Очень важно получить точную картину процессов управления, включая точную схему их пересечения.

В современных условиях контроль денежных средств предприятия становится одним из важнейших факторов эффективности его функционирования. Эффективный контроль, в свою очередь, подразумевает наличие механизма планирования и анализа денежного потока. Все эти направления управленческой деятельности можно объединить под общим термином – бюджетирование.

Каждая фирма занимается бюджетированием. Этот процесс неотделим от процесса управления. Любой директор, руководитель финансовой службы фирмы, как небольшого, так и крупного предприятия, соизмеряет доходы с расходами, подсчитывает планируемые остатки денежных средств, оценивает, может ли фирма позволить себе определенные затраты и принимает решение об эффективности расходов. Все это – элементы бюджетирования.

Различны только методы его воплощения – собственная память и ум, записи, электронные таблицы, специализированные программы или различное сочетание всего перечисленного.

Для руководителя фирмы или предприятия любого масштаба важно выбрать механизм бюджетирования, который сделает процесс контроля за денежными средствами максимально простым и эффективным.

Наш программный продукт – Vega: Платежный бюджет 2.0 простое и эффективное решение проблемы контроля движения денежных средств фирмы. В рамках программы Вы можете планировать, проводить текущий контроль расходования и анализ движения денежных потоков.

Vega: Платежный бюджет 2.0 значительно упростит процесс контроля денежного потока, повысит платежную дисциплину и сделает предсказуемым будущее финансовое положение. Наш продукт будет эффективен и в небольшой торговой фирме или магазине и на крупном производственном предприятии.

Внедрение и использование Vega: Платежный бюджет 2.0 не требует специального образования сотрудников. Обучение функционалу программы занимает 30 минут. Затраты на его приобретение доступны абсолютно любой фирме или предприятию.

Vega: Платежный бюджет 2.0 при минимальных затратах труда и денежных средств, обеспечит повышение эффективности деятельности фирмы или предприятия в целом, создаст предпосылки для развития и оптимизации их бизнес-процессов.

Другой важный аспект совершенствования организационной структуры предприятия состоит в анализе организационной структуры. Изменению организационной структуры предприятия должен предшествовать организационный анализ текущей ситуации. К наиболее важным его аспектам следует отнести анализ функций, организационных звеньев, способ достижения целей и реализации стратегии компании, оценка сильных и слабых сторон организационной структуры. Проведя анализ можно переходить к проектированию функциональной модели предприятия, в ходе которого уточняются состав и иерархия функций и звеньев, проверяется их соответствие друг другу.

Вспомогательным инструментом в этом процессе может служить матрица организационных проекций, в компактной форме фиксирующая информацию о структуре и функциональных обязанностях отдельных звеньев. В строках матрицы должны находиться исполнительные звенья, а в столбцах – функции выполняемые на предприятии. Анализ результатов таблицы может выявить ряд пробелов в исполнении функций, степень в загруженности сотрудников и позволит сделать анализ текущей и плановой организационной структуры более наглядным, уточнить должностные инструкции.

В процессе развития организационной структуры предприятия очень важно уловить необходимость изменения ее типа. Рост предприятия может обусловить необходимость перехода от простейшей линейной организационной структуры к какой-либо адаптивной структуре, например к матричной. При этой структуре организации предприятие построено на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, с другой – руководителю временной группы, несущим ответственность за выполнение конкретной задачи. Такой переход может быть обусловлен развитием из малого предприятия в среднее, когда сложность выполнения задач перерастает возможности одного исполнителя, но периодичность выполнения подобных функций недостаточна для создания постоянной группы. В качестве примера можно привести сбор документации для получения банковского кредита на среднем предприятии. При оформлении кредита необходимо провести первоначальное согласование условий кредитования, что является функцией руководителя предприятия либо его прямого заместителя. Требуется выполнить ряд простых операций – копирование и нотариальное заверение уставных документов, что рационально поручить офисному работнику средней квалификации. Далее обобщается финансовая и бухгалтерская информация – как правило сфера деятельности бухгалтерии предприятия. Необходимо провести оценку залога, подготовить заявки и решение совета акционеров.

При использовании матричной структуры организации происходит увеличение эффективности выполнения задания по двум направлениям: значительно сокращаются сроки получения кредита и рационально расходуется рабочее время ведущих специалистов за счет передачи части простых работ менее квалифицированным сотрудникам.

Эффективность организации предприятия в целом складывается из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника, которые часто неодинаково выполняют свои производственные обязанности – почти в любом подразделении предприятия есть лидеры и аутсайдеры. Необходимо проведение дифференциации, для чего необходимо иметь единую систему оценки выполнения сотрудниками своих должностных функций. Такая система повышает качество организации предприятия через воздействие на мотивацию сотрудников, выражающуюся через заработную плату. Оговоримся, существует еще достаточно много средств воздействия на эффективность работы сотрудника, стимулов к улучшению своей деятельности. Однако, на наш взгляд, мотивация сотрудников посредством заработной платы является наиболее эффективной.

Есть еще один аспект, тесно связывающий организацию производства и систему начисления заработной платы на предприятии. Практика показывает, что сложности в построении эффективной системы заработной платы, как правило, связаны недоработками в сфере организации. Связь действует и в обратном направлении: сбои в достаточно качественно организованном предприятии могут быть вызваны недостаточно эффективной системой материальной мотивации труда.

Следует заметить, что недостаточно эффективная система оплаты труда не означает, что сотрудник получает меньше, чем заслуживает или чем считает справедливым. Необходимо не платить больше, а обеспечить такую систему организации оплаты труда, при которой сотрудник видит связь конкретных результатов своего труда с заработной платой. Приведем конкретные примеры подобных задач. Агент по продаже недвижимости получает процент с оборота, однако не всегда величина его заработной платы связана с трудоемкостью, а удачная крупная сделка часто расслабляет сотрудника. Сотрудник выполняет множество разных по своей сути работ и считает, что работает больше, чем другие. В бухгалтерии предприятия один сотрудник более опытный, чем другой, но работу выполняют одинаковую.

В настоящее время разработано и успешно функционируют множество систем оплаты и мотивации труда, зачастую использующие совершенно противоположные подходы к решению поставленных задач. К основным внешним признакам, что на предприятии существуют проблемы в сфере мотивации и оплаты труда можно отнести:

- Избегание полезных функций по причине незаинтересованности в их выполнении;

- Незаинтересованность работника в мотивации своего труда (сколько платят – лишь бы работать не заставляли);

- Отсутствие претензий руководства к качеству работы сотрудников.

Данный перечень можно значительно расширить, учитывая специфику различных организаций и характер их деятельности. На наш взгляд, наиболее удачными являются системы оплаты труда, построенные по принципу выработки критериев результативности по каждой выполняемой функции на основе углубления специализации труда, основанные на объективных критериях оценки деятельности.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты, определяющие качество организации предприятия, были выделены основные направления ее совершенствования, такие как: документооборот, бюджетирование, организационная структура, мотивация и заработная плата. Только динамичное соразмерное развитие всех этих направлений обеспечит стабильный рост эффективности предприятия.


Директор ООО «ВЭК», канд. экон. наук А.Н. Водолазов
info@vega-expert.ru
www.vega-expert.ru

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

О бюджетировании: коротко и понятно

Автор: директор ООО «ВЭК», канд. экон. наук А.Н. Водолазов
Пожелания к изучению статьи

В данной статье последовательно рассматриваются все термины и понятия, необходимые в профессиональной бюджетной деятельности. Помните, что один непонятный термин способен затруднить понимание всей системы в целом, сделает невозможным креативное восприятие процесса. Поэтому мы приведем все термины, даже те, которые, на первый взгляд кажутся абсолютно понятными.

Как определить, понятен термин или нет? Просто – объясните своими словами, какой-либо термин в рамках одного предложения. Не можете – не пропускайте его, ищите определения и старайтесь понять их.

Отметим, что классические определения и понятия трудны для восприятия без специальной подготовки, мы же предлогаем Вам альтернативные определения, более доступные для понимания.

Известно, что экономика на 90% - это понимание определений, все остальное, зачастую, доступно для понимания интуитивным способом.

Если Вы не хотите вдаваться в тонкости данного вопроса и нуждаетесь только в общих понятиях, прочтите заключение к данной статье, возможно, этого будет достаточно.

Некоторые определение бюджетирования

Каждая фирма занимается бюджетированием. Этот процесс неотделим от процесса управления. Любой директор, руководитель финансовой службы фирмы как небольшого, так и крупного предприятия, соизмеряет доходы с расходами, подсчитывает планируемые остатки денежных средств, оценивает, может ли фирма позволить себе определенные затраты и принимает решение об эффективности расходов. Все это – элементы бюджетирования.

Существует множество определений бюджетирования (бюджетного процесса).

Например.

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Бюджетирование - синоним бюджетного управления, то есть планирования будущей деятельности предприятия и подготовки управленческих решений на основе анализа отклонений фактических показателей от плановых.

Бюджетирование – это практическая реализация в информационной системе концепции и методологии бюджетного планирования предприятия.

Таким образом, несмотря на различие в подходах к определению бюджетирования, его основой является различные виды бюджетов.

Рассмотрим основные определения бюджетов.

Бюджет – это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях, для Общества в целом или его подразделения (бюджетной единицы) на определенный промежуток времени.

Бюджет является финансовым выражением целей предприятия, его стратегий и намеченных мероприятий.

Бюджет - детальная смета финансовой деятельности.

Бюджет предприятия - денежные доходы и расходы, запланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.

Итак, подведем итог.

Бюджетирование – процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением.

Бюджет – план предприятия, касающийся различных основных аспектов деятельности, т.е. объемов продаж, цен на материалы и продукцию, стоимости рабочей силы, налогов, прибыли, остатков товаров и денежных средств. Данный перечень не является полным и зависит от того, какие показатели деятельности предприятия в наибольшей степени влияют на его функционирование.

Таким образом, бюджетирование – процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением.

Задачи бюджетирования

В различной экономической литературе нет единого подхода к определению задач бюджетирования. Тем не менее, рассмотрим основной их перечень.

Задачами системы бюджетирования являются [1]:

  • планирование - посредством определенных, заранее утвержденных процедур, система бюджетирования позволяет планировать деятельность как самого Общества, так и его структурных подразделений (бюджетных единиц) в рамках горизонта бюджетирования;
  • координация - система бюджетирования консолидирует бюджеты структурных единиц (бюджетных единиц) в бюджет Общества и координирует оперативную деятельность Общества и его структурных единиц (бюджетных единиц);
  • авторизация - система бюджетирования наделяет руководителей структурных единиц (бюджетных единиц), подразделений и руководителей аппарата управления Общества, а также определенных руководителей правами и обязанностями, которые позволяют им осуществлять руководство процессом составления и утверждения бюджетов Общества и ее структурных единиц;
  • оценка деятельности - система бюджетирования на основании результатов выполнения бюджета определяет базу для оценки эффективности деятельности руководителей Общества и его структурных единиц (бюджетных единиц);
  • мотивация - система бюджетирования, посредством вовлечения большего количества сотрудников Общества и его структурных единиц (бюджетных единиц) в процесс планирования и контроля позволяет повысить их заинтересованность в результатах своего труда и результатах финансово-хозяйственной деятельности Общества;
  • анализ исполнения и контроль - анализ исполнения в рамках системы бюджетирования осуществляется посредством сравнения планируемых и фактических показателей, а также путем нормирования показателей.

К числу основных задач бюджетирования относятся [2]:

  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.

Или [3]:

  • задача анализа и синтеза бизнеса, которая включает осмысление бизнеса, постановку целей развития и анализ альтернатив;
  • задача финансового учета – вынуждает учитывать и обдумывать действия совершенные ранее и этим помогает принимать верные решения в будущем;
  • задача финансового планирования – предполагает составление более или менее подробных планов и тем самым дает возможность обдумывать будущее;
  • задача финансового контроля – дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса;
  • мотивационная задача – обеспечивает участие различных менеджеров в выработке планов, ясность целей, наказание за срыв, поощрение за перевыполнение;
  • коммуникационная задача – согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственности исполнителей координация функциональных блоков планирования.

Сформулируем задачи бюджетирования несколько проще:

  • планирование важнейших аспектов деятельности предприятия;
  • обеспечение сбалансированности показателей;
  • текущий мониторинг деятельности предприятия по системе «план-факт»;
  • делегирование полномочий и распределение ответственности.

Таким образом, главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

Задачи определяют методы достижения целей. Другими словами цель – конечный результат деятельности, задачи – необходимые этапы достижения целей.

Необходимость использования системы бюджетирования, т.е. ее главная цель – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.

Виды бюджетов

Существует несколько классификаций видов бюджетов предприятий, сгруппированных в зависимости от конкретных целей классификации. Зачастую, мы можем столкнуться с различными группировками.

Например [4]:

  • натуральные и натурально-стоимостные бюджеты, включающие в себя, прежде всего, бюджеты натуральных объемов производства;
  • бюджеты доходов и расходов, отражающие доходы и расходы предприятия, структурированные по видам и экономическому содержанию;
  • бюджеты движения денежных средств, отражающие источники поступлений и направления расходов денежных средств.

Или

  • бюджет-брутто - финансовая система построения бюджета, при котором доходы и расходы предприятия представляются в развернутом виде;
  • бюджет-нетто - финансовая система построения бюджета, при которой отражаются только сальдо доходов и расходов предприятия.

Или

  • финансовые (основные) бюджеты (бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов), бюджет движения денежных средств, прогнозируемый (расчетный) баланс);
  • операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);
  • вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);
  • дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Мы же в дальнейшем будем пользоваться наиболее простой и понятной классификацией бюджетов предприятия:

  • основные бюджеты (итоговые):
    • бюджет доходов и расходов;
    • бюджет движения денежных средств;
    • прогнозный баланс.
  • операционные бюджеты:
    • бюджет продаж;
    • бюджет прямых материальных затрат;
    • бюджет управленческих расходов;
    • бюджет коммерческих расходов;
    • бюджет прочих расходов.
  • вспомогательные бюджеты:
    • бюджеты налогов;
    • бюджет капитальных затрат;
    • бюджет движения кредитных ресурсов.
  • дополнительные бюджеты:
    • бюджеты распределения прибыли;
    • бюджеты проектов.

Итак, фактическая цель бюджетирования – разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить четкую картину текущей и будущей финансовой ситуации на предприятии с точки зрения оценки трех важнейших показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

Почему именно эти показатели являются важнейшими?

Прибыль позволяет оценить, насколько выгодна нам деятельность фирмы и какова рентабельность бизнеса.

Остаток денежных средств отвечает на вопрос, сможем ли мы в каждый планируемый период расплатиться с кредиторами, выплатить заработную плату, заплатить налоги, и остаются ли свободные денежные средства для дополнительных вложений.

Результаты финансовых потоков необходимы для оценки величины дебиторской (сколько денежных средств нам будут должны) и кредиторской (сколько фирма будет должна) задолженности, каковы будут остатки материалов на складах, какова ликвидность баланса, а также провести прогнозную оценку финансового состояния предприятия.

Таким образом, итоговыми формами, которые нам необходимо получить в результате бюджетного процесса будут являться:

  1. бюджет доходов и расходов (БДР);
  2. бюджет движения денежных средств (БДДС);
  3. прогнозный баланс.

По принятой нами классификации – это основные бюджеты, которые и являются одними из основных результатов бюджетного процесса. Все остальные бюджеты необходимы для составления этих трех основных бюджетов и служат источниками информации для них.

Рассмотрим итоговые формы бюджетного процесса более подробно.

Бюджет доходов и расходов (БДР – прогнозный отчет о прибылях и убытках). Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.

Важнейший результат данной формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

Следует учесть, что суть БДР сходна с формой 2 приложения к балансу предприятия «Отчет о прибылях и убытках». Основное отличие в том, что приложение к балансу имеет жестко регламентированную форму, обязательную для отчетночти предприятий. Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

Состав статей БДР определяется в зависимости от необходимой для предприятия степени детализации.

БДР строится без учета налога на добавленную стоимость (НДС [5] ).

Достаточно большое число российских компаний ведет БДР с учетом НДС, что, на наш взгляд, является неверным. Если использовать БДР как инструмент управления непосредственно хозяйственной эффективностью предприятия, то он должен быть очищен от различных искажающих его данных. Величина НДС не имеет отношения к эффективности бизнеса как такового и должна быть выведена из расчетов по БДР.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Периодичность его составления может быть различной. Как правило, он составляется на год с помесячной разбивкой. Однако следует учесть, что БДДС является самой мобильной и изменяемой в процессе текущей деятельности частью бюджета. Поэтому наибольшее применение в практической деятельности получил именно месячный бюджет ДДС с разбивкой по датам. Он составляется и утверждается перед началом каждого месяца.

С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе БДДС предприятие или фирма планирует исполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, а также выполнение обязательств партнерами. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Важнейший результат данной формы – величина остатков денежных средств предприятия или фирмы.

С различными видами структуры БДДС Вы можете ознакомиться на сайте www.vega-expert.ru в разделе «Типовые базы».

БДДС строится с учетом налога на добавленную стоимость и по сути отражает именно денежные потоки предприятия.

Второе отличие БДДС от БДР состоит в том, что затраты и доходы в бюджете движения денежных средств отражаются по оплате, а бюджет доходов и расходов отражает отгрузку продукции и списание затрат.

Третье отличие выражается различиями в структуре самих бюджетов. Некоторые статьи отражаются только в БДР и не отражаются в БДДС и наоборот.

Одной из систем автоматизации бюджета ДДС является программа Vega: Платежный бюджет 2.0. Это простое и эффективное решение проблемы контроля движения денежных средств фирмы. В рамках программы Вы можете планировать, проводить текущий контроль расходования и анализ движения денежных потоков.

Vega: Платежный бюджет 2.0 значительно упростит процесс контроля денежного потока, повысит платежную дисциплину и сделает предсказуемым будущее финансовое положение. Данный продукт будет эффективен и в небольшой торговой фирме или магазине, и на крупном производственном предприятии.

Например. Приведенный внизу перечень не является исчерпывающим.

Статья расходов БДДС БДР
Амортизация +
Ввод в действие основных фондов +
Списание материалов на стоимость продукции +
Отгрузка продукции +
Порча и прочие потери +
Недостачи по результатам инвентаризации +
Курсовые разницы +
Получение/погашение кредитов (займы) +
Покупка основных фондов +
Оплата продукции покупателями +
Закупка материалов +
Капитальные ремонты +
Косвенные налоги +

Далее рассмотрим третью итоговую форму бюджетирования – прогнозный баланс.

Прогнозный баланс позволяет прогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

А = Сн + Од - Ок,

П = Сн + Ок - Од,

где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

Сн — начальное сальдо (из отчетности);

Ок — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

Од — оборот по дебету (прогнозная оценка).

Важнейший результат данной формы – оценка величины активов (средств предприятия) и пассивов (источников их образования), а также определение прогнозных величин дебиторской и кредиторской задолженности.

Заключение

Итак, подведем итоги тому, что мы изучили.

Экономика на 90% - это точное понимание определений, все остальное зачастую доступно для понимания интуитивным способом.

Бюджетирование – процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением.

Бюджет – план предприятия, касающийся различных основных аспектов деятельности, т.е. объемов продаж, цен на материалы и продукцию, стоимости рабочей силы, налогов, прибыли, остатков товаров и денежных средств. Данный перечень не является полным и зависит от того, какие показатели деятельности предприятия в наибольшей степени влияют на его функционирование.

Задачи бюджетирования

  • Планирование важнейших аспектов деятельности предприятия.
  • Обеспечение сбалансированности показателей.
  • Текущий мониторинг деятельности предприятия по системе «план-факт».
  • Делегирование полномочий и распределение ответственности.

Таким образом, главной задачей бюджетирования является обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности.

Необходимость использования системы бюджетирования, т.е. ее главная цель – обеспечение предсказуемости и управляемости работы предприятия.

Фактическая цель бюджетирования – разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить четкую картину текущей и будущей финансовой ситуации на предприятии с точки зрения оценки трех важнейших показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

Итоговыми формами, которые нам необходимо получить в результате бюджетного процесса, будут:

  1. Бюджет доходов и расходов (БДР).
  2. Бюджет движения денежных средств (БДДС).
  3. Прогнозный баланс.

Сноски:
  1. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002954
  2. http://www.cfin.ru/management/budgeting/savchuk-4.shtml
  3. http://www.gaap.ru/biblio/management/practice/074.asp
  4. http://www.cfin.ru/management/manufact/vcp_budgets.shtml
  5. В российском законодательстве налог на добавленную стоимость (далее НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Директор ООО «ВЭК», канд. экон. наук А.Н. Водолазов
info@vega-expert.ru
www.vega-expert.ru

Прыг: 099 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109
Шарах: 100