СТАТЬИ >> МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ
Возможные сценарии развала зоны евро
Несмотря на все меры еврочиновников сдержать массовые продажи евро, успехом их действия пока не увенчались. И, по мнению некоторых экспертов, вряд ли нынешние усилия способны уже будут реанимировать столь масштабный, но, как оказалось, хрупкий проект под названием «Единая Европейская Валюта».
Пока сторонников столь радикальной теории, как краха евро, не много, но с каждым днём аргументов в пользу реализации именно этого сценария всё больше. Судите сами. Рынок практически проигнорировал новость о создании стабилизационного механизма ЕС-МВФ, предполагающего кредиты и гарантии государствам зоны евро почти на $1 трлн.
Еще хуже реакция была на решение ЕЦБ начать интервенции на долговом рынке. В итоге спекулянты всех размеров и мастей с помощью различных деривативных технологий (в первую очередь «кредит-дефолтных свопов») продолжают массовые атаки на слабых членов Еврозоны, а вместе с ними и на главную валюту региона. В итоге уже появились слухи, что ведущие столпы европейской экономики – Германия и Франция практически «опустили руки» и уже подумывают о выходе из монетарного союза и отказе от евро. Так, на днях появились разговоры о том, Франция может покинуть зону евро, если другие члены блока не будут более активно участвовать в процессе спасения Греции. Еще более оригинальный слух появился в Германии, где якобы работники крупного банка видели уже новую напечатанную партию немецких марок. И хотя подобная информация кажется малоправдоподобной, дыма без огня, как правило, не бывает.
На этом фоне давайте представим себе на минуту, что может случиться, если вдруг наступит день, когда Еврозоны, а вместе с ней и единой валюты, в нынешнем её качестве и статусе, не станет.
Во-первых, необходимо рассмотреть несколько наиболее возможных сценариев развала валютного блока. Из них, наиболее реальным, нам представляется, скорее, не распад, а реорганизация союза, когда из состава блока будут исключены те самые слабые звенья, угрожающие стабильности всей системы.
В этих условиях, в зоне Евро могут остаться лишь наиболее конкурентоспособные страны с относительно высокой бюджетной дисциплиной. Такие же игроки как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, и, возможно, даже Италия останутся за бортом «евро-корабля». Перечисленные государства вынуждены будут вернуться к прежним валютам, и за счет девальвации драхмы, песо, лиры и т.д. решать внутренние проблемы. «Новая» же Еврозона в своем сильном составе, вероятно, предпримет ряд политических и экономических мер для дальнейшей интеграции, в первую очередь, в области фискально-бюджетной политики. Помимо этого обновленный состав блока попытается разработать более жесткий свод правил на базе Маастрихтских соглашений, включая аудит и санкции к нарушителям, для предотвращения в будущем ситуаций подобных греческой истории.
В дальнейшем, ранее изгнанные государства вновь могут вступить в монетарный союз, но на этот раз на более жестких условиях, и лишь в случае искоренения предыдущих дисбалансов. Если анализировать поведение евро в случае реализации данного сценария, то наиболее вероятным, нам кажется краткосрочная паника и падение единой валюты на новостях об изгнании «провинившихся» стран, после чего наступит осознание правильности перемен, а за ним, и новый виток спроса на евро, как валюты экономически сильных и бюджетно дисциплинированных государств.
Подобное развитие событий, в частности принудительный выход из ЕМС и возврат некоторых государств к прежним валютам, не кажется столь уж нереальным, учитывая, что даже сейчас после почти десятилетия с момента ввода единой валюты, курсы драхмы, лиры, песо и т.п. по-прежнему котируются в Европе (правда, используются лишь при перерасчетах долговых обязательств, номинированных в прежних нацвалютах, т.е. в бухгалтерских целях). Таким образом, механизм обратного перехода может быть не таким и сложным, по крайней мере, с технической точки зрения.
Менее радужный вариант развития событий – это полный развал Еврозоны, повсеместный отказ от евро, и переход все стран-участниц на национальные денежные единицы. Подобный расклад будет наиболее болезненным для всей мировой экономики. Паника и хаос на финансовых рынках может быть в разы сильнее, чем то, что мы наблюдали осенью 2008 года. Только представьте себе, валюта, доля которой в мировых резервах составляет 35%, в одночасье исчезает. Рынок еврооблигаций (как корпоративных, так и государственных) умирает, впадают в «кому» и другие активы, номинированные в евро. Начинается политическая игра, «как?» (процедура), и по какому курсу обменивать и учитывать долги, акции и другие активы, которые раньше были номинированы в единой валюте. В итоге экономическая активность в европейском регионе может быть подорвана на несколько лет. Впоследствии первыми из «руин» выберутся опять-таки наиболее сильные европейские страны (с положительным сальдо торгового баланса), в то время как «периферийные» члены Европы могут на долгие годы погрузиться в стагфляцию.
Еще один сценарий развития событий, который отчасти можно считать частным случаем первого варианта, - это ситуация когда все страны валютного блока кроме Германии, отказываются от Евро. В итоге некогда единая европейская валюта становится немецкой национальной денежной единицей. В этом случае, инвесторы могут быть менее обеспокоены политическими и другими рисками, поскольку знают, что «стоит» за валютой. Как и в первом случае, после некоторой паники и продаж, евро впоследствии может вернуть ранее утраченные позиции. Вопрос только в том, захочет ли этого экспортноориентированная Германия, для которой дорогой евро – не есть благо.
При этом вне зависимости от того, по какому сценарию мог бы пойти раскол в Еврозоне, основного бенефициара от подобного события легко можно назвать уже сейчас. Массовое бегство капитала из Европы перенаправит огромные потоки средств в США, в первую очередь на американский долговой рынок. Таким образом, проблемы в том, как рефинансировать астрономический объем госдолга (свыше 13.трлн. долларов) у американцев тут же отпадет. Более того ставки по новым займам резко снизятся. В итоге США вновь будут контролировать практически всю мировую экономику.
СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ
Формирование структуры бизнеса
Опыт успешно функционирующих и развивающихся предприятий показывает, что в современных условиях необходимо, с одной стороны, все в большей степени ориентироваться на желания клиентов, а с другой — постоянно повышать результативность работы самого предприятия. Совместить эти два требования не просто. Необходима модель построения организационной структуры управления, позволяющая выигрывать как клиентам, так и предприятию.
Опыт успешно функционирующих и развивающихся предприятий показывает, что в современных условиях необходимо, с одной стороны, все в большей степени ориентироваться на желания клиентов, а с другой — постоянно повышать результативность работы самого предприятия. Совместить эти два требования не просто. Необходима модель построения организационной структуры управления, позволяющая выигрывать как клиентам, так и предприятию.
Если в недавнем прошлом на первом месте стояло производство продуктов, то сегодня эту позицию занимают клиенты: в настоящее время надо не клиентов искать под новый продукт, а приспосабливать продукт к желаниям клиентов.
Сегодня уже недостаточно иметь информацию о результатах деятельности предприятия в целом. Для эффективного управления с ориентацией на перспективу предприятию нужны сведения, позволяющие принимать решения по различным направлениям и сферам деятельности: рынкам, продуктам, клиентам, подразделениям предприятия и т.д. Кроме того, долгосрочное выживание требует изменений в представлении о показателях успешной деятельности предприятия. Ориентация на объемные критерии, такие, как доход с оборота, сумма баланса, рост номенклатуры продукции, производственных мощностей и т.п., должна сменяться мышлением, ориентированным на показатели рентабельности и ликвидности по всем направлениям и видам бизнеса.
Изменения в мышлении должны отразиться на внутренней структуре управления предприятием. Клиент-ориентированная структура управления в широком смысле означает не только направленность на внешних по отношению к предприятию клиентов. Принципы подобной структуры работают также внутри предприятия, т.е. каждоефункциональное подразделение является поставщиком и потребителем внутренних услуг, цена которых может быть сопоставлена с ценами на аналогичные услуги, оказываемые внешними поставщиками.
Рассмотренные выше обобщения относительно происходящих изменений в подходах к управлению позволяют рассматривать предприятие как совокупность отдельных квазипредприятий с полной ответственностью за результаты своей деятельности и свободой в оперативном управлении, которые можно классифицировать относительно их близости (удаленности) к реальному рынку.
В структуре бизнеса предприятия в целом возможно выделение трех видов квазипредприятий:
- профит-центров (центров прибыли);
- сервис-центров;
- центров затрат.
Краткая характеристика этих центров с учетом их связи с рынком и клиентами представлена ниже в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика центров
Центр затрат | Сервис-центр | Профит-центр |
Выполнение стандартных работ по фактически возникающим затратам | Сильная интеграция в производственный процесс, отсутствие необходимости в поиске клиентов | Пример: отдел обработки производственной информации |
Результат деятельности оценивается по данным оборота на внутреннем рынке предприятия по ценам, аналогичным рыночным | Клиенты-подразделения предприятия, как правило, ограничены в поиске услуг на стороне, однако в принципе это возможно | Пример: отдел компьютерных технологий, работающий по внутренним тарифам |
Работает по реальным рыночным ценам с получением дохода с оборота из внешнего рынка | Практически полная свобода клиентов на рынке | Пример: подразделение основного производства, реализующее продукцию на внешнем рынке |
Построение структуры бизнеса предприятия на базе рассмотренных выше центров и эффективное управление ими возможны лишь при четкой формулировке задач и разделении сфер компетентности, что позволяет установить ответственных за результаты деятельности.
В то время как доходная часть профит-центров определяется сравнительно легко, доходы с оборота сервисных центров и затраты по центрам ответственности выявить гораздо сложнее. Далеко не всегда можно прямо взаимоувязать доходы по определенной группе клиентов с расходами центров. Например, затраты на выполнение функций по подготовке и развитию персонала, разработке новых информационных технологий и т.п. относятся ко всем центрам, поэтому возникает проблема их перераспределения, что может привести к конфликтным ситуациям. Перераспределение затрат на внутренние услуги без их оценки приводит к снижению уровня ответственности центров затрат и сервиса.
Решением данной проблемы может быть покупка услуг профит-центрами у сервисных центров по внутренним ценам, сопоставимым с ценами на рынке. Центры затрат при этом должны работать в жестких рамках бюджета, сформированного в соответствии с целями предприятия.
Для того чтобы построить предлагаемую организационную структуру бизнеса предприятия и управлять ею, должна быть разработана надежная система расчетов. Только точные и аккуратные выкладки позволят выявить:
- сколько будут стоить клиентам продукт или услуга;
- сколько ресурсов на это израсходовано;
- что в результате заработано.
Профит-центры могут формироваться согласно различным принципам и критериям, выбираемым в соответствии с изменением рыночной ситуации. На практике получило широкое распространение выделение центров по продуктам, регионам, филиалам, странам, типам клиентов. Профит-центры могут взаимодействовать друг с другом в рамках матричной взаимосвязи нескольких направлений бизнеса. Так, например, региональные профит-центры могут пользоваться услугами специалистов продуктовых центров.
Ужесточение конкурентной борьбы на рынке заставляет предприятия формировать узкоспециализированные профит-центры, что приводит к необходимости усиления координационной деятельности в отношении планирования, учета, анализа и контроля. Выполнение этих функций в современных условиях возможно лишь в рамках методологии и с использованием инструментария контроллинга.
Главное правило расчетной схемы, используемой контроллингом при определении эффективности работы профит-центра, гласит: «Отвечать можно за то, на что можешь оказать прямое влияние».
Наиболее часто в качестве основного инструмента расчета и оценки эффективности профит-центров выступает методика исчисления маржинальной прибыли. Различают несколько уровней маржинальной прибыли (МП): МП-1, МП-2, МП-3, МП-4.
Отвечающий за результат руководитель профит-центра может:
- на основании расчета МП-1 — определяемой как разница между брутто-доходом и переменными затратами на продукт — оценить эффективность и приоритетность производимой продукции;
- исходя из МП-2 — определяемой как разница между МП-1 и прямыми фиксированными затратами профит-центра на рекламу и стимулирование сбыта, послепродажное обслуживание и т.п. — оценить эффективность мероприятий по продвижению товара на рынок. Полученная информация может быть использована также для планирования эффективности выпуска и продвижения на рынок новых товаров;
- использовать МП-3 — определяемую как разницу между МП-2 и прямыми фиксированными издержками на управление профит-центром — в качестве целевого критерия, позволяющего сделать вывод об эффективности работы профит-центра в целом;
- на основании МП-4 — рассчитанной как разница между МП-3 и фиксированными издержками на управление предприятием (концерном, холдингом и т.д.) — в целом судить об эффективности профит-центра, определяемой рамками существующей организационной структуры фирмы. Хотя, строго говоря, МП-4 нельзя отнести к критериям оценки деятельности профит-центра, так как его руководитель практически не может оказывать влияние на деятельность головного офиса.
Рассмотренная схема расчета и оценки эффективности деятельности профит-центра приемлема и для сервис-центров. Отличие заключается лишь в том, что вместо реального дохода от реализации продукции на рынке используется измеренный в денежных единицах объем внутренних услуг. Таким образом, сервис-центры оцениваются с позиций внутреннего рынка, цены на котором приблизительно соответствуют ценам на аналогичные услуги реального внешнего по отношению к предприятию рынка.
Соблюдение принципа единообразия расчетов эффективности по центрам бизнеса является обязательным в современной концепции и методологии контроллинга. Если говорить о перспективах в формировании структур бизнеса на предприятии, то уже в ближайшее время можно прогнозировать переход к структуре двух центров: сервис-центров и профит-центров. Центры затрат должны будут постепенно включаться во внутренние рыночные отношения предприятия и трансформироваться в сервис-центры, работающие по трансфертным ценам.
СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Фондовые индексы - краткий обзор
Фондовые индексы давно стали привычными индикаторами состояния экономики. Они постоянно упоминаются на страницах газет и в выпусках телевизионных новостей. Узнайте самую суть об основных мировых фондовых индексах, а также о методах их расчетов.
На большинстве бирж акции классифицируются по их ликвидности, т.е. по тому, насколько легко они могут быть куплены и проданы. Обычно чем крупнее организация, тем больше инвесторов покупает и продает ее акции и тем больше брокеров-дилеров готово котировать их. Организации этой категории иногда называют «голубыми фишками» (blue chip) по аналогии с наиболее дорогими фишками при игре в покер.
Однако каким образом инвесторы оценивают состояние фондовых рынков в целом? Движение и, следовательно, состояние фондовых рынков характеризуется индексами, например индексом 100 акций Financial Times — Лондонской фондовой биржи (FTSE 100 или Foot-sie, Великобритания); индексом Nikkei 225 (Япония); промышленным индексом Доу-Джонса (DJIA, США).
Первый фондовый индекс
Индекс DJIA (Dow Jones Industrial Average) представляет собой современный вариант первого в мире фондового индекса. История современного технического или графического анализа восходит к работам и теории Чарльза Генри Доу (1851-1902). Изучая цены закрытия торгов по акциям, Доу пришел к выводу о возможности создания некоего «барометра», или фондового индекса, который позволял бы инвесторам количественно характеризовать состояние рынка.
Первый индекс, рассчитанный в 1884 году, представлял собой среднюю цену 11 акций. Он получил название «железнодорожный индекс», поскольку 9 из 11 акций были выпущены железнодорожными компаниями. К 1896 году Доу ввел средний промышленный индекс, который определялся как среднее арифметическое цен на 12 акций. В 1928 году число акций, используемых для расчета индекса, было увеличено до 30, каким оно остается и в настоящее время. NYSE (New York Stock Exchange) обновляет и публикует индекс DJIA каждые полчаса в течение всего биржевого дня.
Порядок определения фондовых индексов
Фондовый индекс является измерителем дохода, который может быть получен держателем конкретного набора акций. Это численное представление движения цен набора акций относительно их базового значения на начальную дату в прошлом.
Для того чтобы фондовые индексы могли успешно применяться, они должны быть:
- исчерпывающими и отражать состояние акций, которые реально доступны участникам рынка при нормальных рыночных условиях;
- стабильными, т.е. акции, представляющие корзину цен, не должны меняться слишком часто, а если такие изменения все же происходят, инвесторам должны быть понятны их причины;
- воспроизводимыми, т. е. участники рынка, используя информацию, на основе которой был рассчитан индекс, должны получать то же его значение.
Существует два основных способа определения индексов на базе цен акций корзины представительных или специально отобранных организаций. Корзина может представлять весь рынок, т.е. иметь широкую базу, или какой-либо сектор рынка, т. е. иметь узкую базу. Цены акций корзины сводят к среднему обычно путем сложения — арифметический индекс — или путем перемножения — геометрический индекс. Значение усредненного показателя меняется с изменением цен акций, отражая состояние рынка или его сектора.
В случае арифметических индексов цены складывают и делят на число акций в корзине. В процессе усреднения обычно используют взвешенные цены акций каждой организации с учетом количества акций в выпуске, вследствие чего организации с большей капитализацией оказывают более значительное влияние на движение индекса. Такие индексы называют еще взвешенными по рыночной стоимости DJIA — пример простого арифметического индекса, а FTSE 100 и Standard & Poor's 500 — взвешенного арифметического индекса.
Геометрические индексы рассчитываются путем перемножения цен с последующим извлечением корня n-ной степени, где n — число акций в корзине. Геометрические индексы не взвешиваются и, как следствие, нуждаются в модификации для учета, в частности бонусной эмиссии и эмиссии обыкновенных акций. Примерами геометрических индексов являются британский FT 30 и американский Value Line.
Арифметический и геометрический индексы для одних и тех же акций, имеющие одинаковое начальное значение, при движении цен на акции ведут себя по-разному. Геометрический индекс растет более медленно, а падает быстрее, чем арифметический, что обусловлено методом его расчета. Арифметические индексы лучше отображают прирост или снижение стоимости акций.
Для оценки конъюнктуры рынков в целом чаще используют арифметические индексы, хотя нередко можно встретить индексы, определенные обоими методами. Так, индекс FT 30 — геометрический, а актуарные индексы Financial Times, например FTSE 100, — арифметические.
Большинство фондовых индексов рассчитываются на основе цены акций и не учитывают размера выплачиваемых дивидендов. Однако некоторые из них, такие как DAX 30, представляют собой индексы суммарного годового дохода на капитал. Такие индексы определяются без учета налогов в предположении, что дивиденды выплачиваются на дату, после которой акция теряет право на очередной дивиденд, и немедленно реинвестируются.
Движение индексов
Что происходит, когда цена акции, входящей в корзину, растет или падает? Влияние этого события на индекс может быть определено по следующей формуле, где в качестве индексного делителя используется рыночная капитализация базового периода:
Влияние на индекс = (Выпущенные акции x Изменение цены акции) / Индексный делитель
Таким образом, для такого индекса, как FTSE 100, в случае изменения цен всех акций придется выполнить 100 расчетов, после чего суммировать все положительные и отрицательные изменения, чтобы получить итоговое изменение индекса в пунктах. Один из путей упрощения подобных расчетов — использование связанных индексов. В этом случае текущее значение индекса связано с предыдущим следующим образом:
Текущий индекс = Предыдущий индекс x Связывающий коэффициент
Связывающий коэффициент определяется как отношение текущей рыночной капитализации индекса к предыдущему уровню капитализации. Преимущество такого метода заключается в том, что исчезает необходимость использования индексного делителя. Примером связанного индекса является индекс швейцарского фондового рынка SMI (Swiss Market Index).
Наиболее известные фондовые индексы
В приведенной ниже таблице представлены наиболее известные фондовые индексы и их параметры.
Индекс |
Состав |
Способ взвеши- вания |
Метод расчета |
Начальное значение |
Значение на |
Деривативы |
DJIA |
30 голубых фишек NYSE |
По цене |
Арифме- |
240 |
10463,05 |
Фьючерсы — СВОТ |
Hang Seng |
30 акций Гонконгской фондовой биржи |
По рыночной стоимости |
Связанный арифме- тический |
100 |
14836,97 |
Фьючерсы — HKFE |
CAC40 |
40 акций |
По рыночной стоимости |
Арифме- тический |
1000 |
4361,27 |
Фьючерсы — MATIF Опционы — MONEP |
DAX30 |
Выборка из 30 голубых фишек |
По рыночной стоимости |
Суммарный годовой доход на капитал арифме- тический |
1000 |
4812,24 |
Фьючерсы — DTB Опционы — DTB |
Nikkei 225 |
225 акций TSE |
По цене |
Арифме- тический |
176 |
12412,62 |
Фьючерсы — SIMEX, СМЕ & Osaka Опционы — СМЕ |
S&P500 |
500 акций NYSE, разбитых на 4 группы |
По рыночной стоимости |
Арифме- тический |
10 |
1212,28 |
Фьючерсы — СМЕ Опционы — СМЕ & СВОЕ |
FTSE100 |
100 акций LSE |
По рыночной стоимости |
Арифме- тический |
100 |
5228,10 |
Фьючерсы — LIFFE Опционы — LIFFE |