СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Новые приоритеты трансформации российской экономики и государственная политика

Автор: Мартынов Аркадий Владимирович, доктор экон. наук., заместитель директора Международного научно-исследовательского института социального развития.

Рассматриваются дискуссионные вопросы государственной политики, призванной осуществляться исходя из приоритетов долгосрочной трансформации экономики России. Особое внимание акцентировано на путях возможного решения сложных задач институционального реформирования и структурной политики.

Ключевые слова: стратегия, национальная экономика, постиндустриальная трансформация, институциональные реформы, структурная политика, внешнеэкономическая политика, социальная политика

Начнем с очевидного. Необходимость принципиального обновления стратегии экономического развития России крайне актуализировалась в настоящий временной момент - второй половины 2012 года. Он характеризуется угрожающим снижением темпов роста ВВП, промышленного выпуска и инвестиций в основной капитал на фоне крайне запутанной ситуации в состоянии мировых финансов и, соответственно, в целом мировой экономики. Ее системная несбалансированность постоянно усиливается и устойчивые предсказания нового мирового кризиса в ближайшие годы получают все большее общественное признание.

Как следует из результатов научных обсуждений, главный стратегический императив государственной политики призван заключаться в достижении качественного роста национальной экономики, предполагающей ее кардинальную трансформацию, на основе устойчивой стабильности. Именно на этот императив призваны быть ориентированы проводимые институциональные реформы в согласовании с конкретными политическими решениями, в том числе, в области технологической политики.

В русле рассматриваемой неисчерпаемой темы хотелось бы остановиться на нескольких дискуссионных вопросах.

Стратегия трансформации. Определенно позитивной и реальной для России в настоящее время выглядит стратегия самостоятельной технологической модернизации и в целом постиндустриализации как трансформации. Суть этой стратегии состоит в осуществлении трансформации к полноценному постиндустриальному укладу при ориентации на собственный научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциал. Такой переход определенно должен быть ускоренным в силу необходимости сохранения и приумножения высокотехнологичного и образовательного потенциала с учетом ожидаемого исчерпания рентабельных источников нефтяных и ряда других природных ресурсов в течение ближайших десятилетий, а также давления внешних геополитических обстоятельств.

В контексте сказанного уместно отметить, что представленная в правительственных документах трактовка инновационного экономического роста как главного приоритета развития представляется слишком узкой. Обширнейший современный опыт свидетельствует о том, что успешная адаптация к мировому прогрессу национальной экономики предполагает глубокую трансформацию ее технологического базиса и ресурсной структуры, сопровождаемую масштабными структурными институциональными сдвигами. И в понятийном плане этот процесс вполне адекватно отражается термином постиндустриальная трансформация.

В соответствии с императивами постиндустриального развития правомерна ориентация на достижение устойчивого ежегодного прироста ВВП на уровне 5-5,5 % при его кардинальной реструктуризации путем ускорения процессов постиндустриальной трансформации в реальной сфере национальной экономики и полномасштабного инновационного развития. Такая экономическая динамика вполне приемлема и с точки зрения вероятной внешнеэкономической перспективы. Во-первых, ожидаемых весьма умеренных темпов роста американской экономики. Во-вторых, вероятного укоренения долгового кризиса и долговременной рецессии в "разбухшем" ЕС, дальнейшее расширение которого становится все более проблематичным. В-третьих, прогнозируемого замедления развития экономики Китая и Индии вследствие необходимости дальнейшей ревальвации национальных валют, повышения оплаты труда, коренной реструктуризации аграрного сектора и кардинального усиления экологических ограничений.

Хорошо известны возражения против курса на самостоятельную постиндустриализацию (неоиндустриализацию). Главное из них сводится к тому, что за период институциональной рыночной трансформации имел место бесповоротный сдвиг в производственной структуре в сторону сырьевых и других низко технологичных отраслей.

Такая позиция явно неправомерна. Несмотря на имевшие место длительные негативные тенденции структурных изменений, возможность успешного, в соответствии с общемировыми тенденциями, развития России, исходя из императива самостоятельной всеобъемлющей постиндустриализации, определенно существует. В первую очередь эта возможность связана с существованием весомого инновационного, высокотехнологичного и высококвалифицированного человеческого потенциала по ряду направлений производственной деятельности, главным образом в оборонных отраслях. А распространение успешного опыта инновационной и высокотехнологичной деятельности из отдельных «анклавов» на другие сегменты и отрасли становится объективно достижимым в случае в целом поступательного развития национальной экономики России, принимая во внимание ее образовательный потенциал и, прежде всего, сохраняющееся передовое состояние Высшей технической школы.

Россия также обладает мощным по мировым меркам инфраструктурным потенциалом. В ближайшей перспективе он может повысится, что станет весомым фактором постиндустриальных преобразований. Позитивной структурной трансформации российской экономики определенно будут способствовать инфраструктурные проекты, реализация которых осуществляется, правда, с большим опозданием.

Разумеется, указанная стратегия не имеет ничего общего с перспективой сугубо замкнутого развития национальных сообществ в изоляции от окружающего мирового социума. Дорога для авангардных и доказавших свою эффективность рыночных и социальных инноваций из-за рубежа должна быть открыта.

Стабилизационная политика. Политика стимулирования качественного экономического роста должна быть дополнена стабилизационной политикой, активизация которой обусловлена рядом причин. Видимо, наиболее значимая из них заключается в неотложной необходимости перелома устойчивого роста вывоза капитала из страны. Он принял угрожающие размеры, имея в виду и косвенный эффект бегства капитала. Этот эффект выражается в том, что сокращение внутреннего денежного спроса ведет неизбежно к повышению процентных ставок, в свою очередь инициирующего общеэкономическую рецессию.

В условиях достаточно открытой экономики России и, тем более, в период ее вхождения в ВТО заведомо слабо продуктивным представляется введение «заградительного» налогового режима в отношении операций по вывозу капитала. Он может быть обойден благодаря использованию многочисленных нелегальных каналов вывоза капитала. Следуя императиву системности, позитивное решение состоит в первую очередь в преодолении дефицита финансово привлекательных инвестиционных проектов в реальной сфере, о чем речь пойдет далее. Одновременно требуется ужесточение политики регулирования рынка капитала, направленных на сокращение альтернативных каналов инвестирования в спекулятивный капитал. В частности, целесообразно установление специального налога на операции на фондовом рынке, препятствующих росту спекулятивных операций, и введение жестких ограничений на операции по выкупу собственных акций.

В резкой активизации нуждаются и стабилизационные финансовые и кредитные инструменты. Только таким путем станет возможным преодоление сложившейся тяжелой финансовой ситуации в большинстве отраслей реальной сферы, особенно в строительстве.

Первоочередной задачей стабилизационной политики также остается обуздание инфляции. Требуется дальнейшее кардинальное сокращение инфляции до уровня 3-4 % годовых (в текущем году она, к сожалению, превысит 6 % уровень). Тогда станет возможным, наконец-таки, снизить ставку рефинансирования Центрального Банка, что повлечет за собой уменьшение ставок по кредитам коммерческих банков. А это в свою очередь откроет путь для успешного осуществления социальных проектов и, тем более, крайне насущных широкомасштабных проектов по развитию магистральной инфраструктуры и ключевых высокотехнологичных отраслей.

Осуществляемое правительством регулирование таможенных пошлин совершенно не стимулирует нефтяные олигополии к снижению цен на внутреннем рынке. Тем более, оно не препятствует деятельности многочисленных «независимых» посредников – партнеров этих олигополий, откровенно спекулирующих нефтяными продуктами на внутреннем российском рынке и, особенно, на рынках других стран СНГ. Требуется нейтрализовать сам корневой депрессивный фактор – фактически олигархический захват данной отрасли, остающейся очень близкой к естественной монополии. Для этого в свою очередь нельзя обойтись без коренной реструктуризации и, по крайней мере, частичной ренационализации данной отрасли, о чем речь пойдет далее.

Явно неприемлемой следует признать динамику цен на жилье и другие виды недвижимости, особенно, в Московском регионе. Эти спекулятивные по сути своей цены не отражают изменения реального качества жилья и позволяют извлекать сверх доходы главным образом посредническим фирмам и риэлторам. Выход из положения состоит, прежде всего, в ускоренном создании конкурентного рынка относительно дешевого жилья.

Настоятельно требуется и усиление финансового и хозяйственно-правового контроля деятельности посреднических организаций (включая снабженческо-сбытовые) на рынках сельскохозяйственной продукции. Таким путем может быть сокращен огромный спекулятивный оборот, проявляющийся в необоснованно высоких ценах на многие продукты питания.

Указанные прямые антиинфляционные действия призваны быть дополнены рядом сопряженных стабилизационных мер. В их ряду первостепенное значение имеет резкое сокращение избыточного чиновничьего аппарата, в том числе, на муниципальном уровне.

Общесистемные институциональные реформы. Давно очевидной стала несостоятельность применительно к нашей стране идеологии экономического неолиберализма, предполагающей постоянное дерегулирование хозяйственной и финансовой деятельности при фактическом игнорировании долговременных общенациональных интересов.

Разумеется, дерегулирование, дебюрократизация и демократизация управления, особенно корпоративного, являются необходимыми направлениями политики, направленной на успешное развитие на качественно новой основе многих рынков, в частности, в рамках малого производственного предпринимательства. В тоже время в настоящих условиях определенно усиливается потребность в совершенствовании институциональных механизмов государственного регулирования и в целом общественной регуляции, исходя из императива постиндустриальных преобразований. Можно утверждать, что только применения известных кредитных и финансовых механизмов стимулирования и де стимулирования недостаточно. Критическое значение приобретает также отладка механизмов государственного заказа, частно-государственного партнерства, контроля деятельности корпораций со стороны, как государства, так и общественных организаций.

Одновременно в дальнейшем реформировании нуждаются существующие институты собственности.

Достаточно давно объявлено об изменении формата приватизации в сторону смещения акцентов от классической и ставшей уже привычной модели «государство - продавец активов, бюджет - получатель средств» к модели «государственные компании - продавец активов, государство - регулятор этого процесса». Тогда приватизация оказывается составной частью корпоративного и стратегического управления в компаниях с долей государства, управления государственным имуществом в целом.

Однако, как известно, конкретные планы акционирования крупнейших российских государственных корпораций вызывают критику со стороны очень широкого круга специалистов. Главный их довод очевиден. Осуществление намеченных приватизационных программ приведет к сохранению сверх привилегированного положения крупнейших корпораций и одновременно к переходу основной части собственности в руки высших менеджеров, которым тогда ничто не помешает превратиться в новых олигархов. Наряду с этим прогнозируется дальнейшее увеличение размаха спекуляций на фондовом рынке с активами именно крупнейших корпораций.

По многим признакам в широких предпринимательских кругах сложилось осознание бесперспективности дальнейшего развития страны на основе «сверх корпоративной» экономики. Она просто удушает обычный крупный и средний бизнес, попадающий в финансовую кабальную зависимость от крупнейших корпораций или их дочерних фирм. Сказанное подтверждает по-настоящему успешное развитие за последние несколько лет сектора информационных технологий (IT), который к счастью (!) оказался до сих пор публично не акционирован и не достался олигархам вместе с их при­сными.

Позитивный сценарий развития рынка капитала и постепенной дальнейшей приватизации в процессе трансформации национальной экономики России, безусловно, существует. Требуется кардинальное реформирование рынка капитала, что в первую очередь предполагает выкуп государством у олигархических корпораций акций по­тенциально-конкурентоспособных предприятий в реальном секторе. В то же время правомерно было бы отложить «ускорение» приватизационного процесса, в основном сохранив крупные корпорации с государственным участием. И дождаться утверждения конкурен­тоспособного отечественного сред­него и малого бизнеса, главный остов которо­го призваны составить относитель­но высокотехнологич­ные предприятия, а тем самым и формирования широкой страты потенциально эффективных собственни­ков. Но на это потребуется несколько лет.

Ключевое значение в ходе дальнейшего институционального реформирования имеет и преодоление последствий приватизации в сырьевых отраслях, близких к естественной монополии. Ее результатом стало колоссальное перераспределение доходов в пользу отдельных корпоративно-олигархических групп при максимальном повышении их социального и политического капитала. По существу присвоение огромнейшей прибыли в виде природной ренты и послужило причиной превращения новых владельцев-руководителей гигантских сырьевых компаний в пресловутых олигархов.

Наконец, настала пора признать неприемлемость результатов приватизации в сырьевых отраслях. Это откроет путь к институциональному реформированию этих отраслей на основе справедливой и прозрачной частичной ренационализации.

Как убеждает прецедент с некогда крупнейшей российской компанией "Юкос", в дальнейшем неправомерно использование псевдо рыночной процедуры аукционной продажи активов с помощью «частных» посредников, наносящее ущерб репутации нашей страны и противоречащее принципам функционирования правового государства. Взамен нее правомерно проведение процедуры выкупа акций частных компаний, действующих в сырьевой сфере, на возмездных условиях в соответствии с духом принятых правовых норм.

Жалованье высших менеджеров сырьевых корпораций транснационального значения должно будет, конечно, соответствовать принятым международным стандартам. Но одновременно станет невозможным превращение этих менеджеров во владельцев миллиардных активов своих компаний.

Наряду с этим целесообразно существенное расширение присутствия на отечественных сырьевых рынках, которые по своим характеристикам близки к естественной монополии и где в сильной мере проявляется действие эффекта экономии на масштабах, в качестве инвесторов транснациональных корпораций (политически нейтральных). Судя по весьма успешному опыту Казахстана и Азербайджана, эффективность деятельности многих российских компаний в сырьевой сфере может быть резко увеличена в случае частичного приобретения их пакета акций отдельными зарубежными инвесторами, в полной мере конкурентоспособными по международным меркам.

Кроме того, в сырьевую сферу целесообразно широкое привлечение небольших частных компаний. По мнению специалистов, небольшие фирмы более выгодны для энергетического сектора, поскольку они заинтересованы в разработке месторождений регионального масштаба, в которых крупные компании не видят больших выгод. И как показывает отечественная практика, эффект экономии на масштабах не действует на локальных нефтяных и других сырьевых рынках. Тем самым возможность появления и утверждения здесь средних компаний вполне реальна. В этом случае будет сделан чрезвычайно важный шаг в сторону демонополизации отечественной экономики.

Институциональное реформирование в обозначенном направлении приведет к формированию принципиально иной модели энергетического сектора. Она будет иметь большое сходство со «смешанной» моделью развития энергетического сектора, действующей в Норвегии. Отличительной чертой этой модели является активное государственное участие и равноправное партнерство с частными компаниями – как транснациональными, так и относительно небольшими. Таким путем достигается приемлемый конкурентный порядок.

Структурная политика. Для обеспечения качественного и высокого экономического роста на базе трансформационных преобразований, конечно, требуется принятие и осуществление очень ответственных стратегических решений в области структурной политики. Остановимся на тех из них, которые обычно обходятся вниманием в популярных изданиях.

Первое. В случае полного снятия инфляционного "навеса" безотлагательно потребуется кардинальное усиление материальных стимулов для работников большинства отраслей реальной сферы. Речь идет о, по крайней мере, 10 % ежегодном повышении реальной заработной платы в течение длительной (именно длительной!) перспективы. Тогда станет реальным долгожданное кардинальное повышение динамики производительности труда, которое позволит компенсировать ожидаемый рост спроса на внутреннем рынке адекватным увеличением предложения отечественных товаропроизводителей и операторов услуг.

Безусловно, такой ресурсный и финансовый сдвиг может стать реальным только при условии его дополнения максимально сжатой во времени (с учетом во многих случаях катастрофически высокого степени износа оборудования, как в электроэнергетике) технологической модернизацией в традиционных отраслях реальной сферы. Вопреки обиходным либеральным воззрениям, всесторонняя модернизация в органическом согласовании с дальнейшей реструктуризацией конкретных рынков в постсоциалистических странах с весомым индустриальным потенциалом призваны осуществляться и "снизу", и "сверху" примерно в равно значимой степени. Как показывают конкретные исследования, при отсутствии весомой общегосударственной промышленной политики, в том числе в инфраструктурных отраслях, технологическая модернизация и реструктуризация происходят слишком медленно в силу незначительной инновационной активности и неприемлемо низких вложений в человеческий капитал новых поколений со стороны самого частного бизнеса.

Неотъемлемым дополнением структурной экономической политики, о чем нельзя забывать, призвана выступать собственно технологическая политика. Ее усиление необходимо, хотя бы по причине растущей угрозы техногенных катастроф. Особую значимость в условиях современного мирового развития приобретает и государственная протекция самих применяемых новых технологий, в частности, их информационного обеспечения.

Второе. В практическом плане первоочередную значимость для успешной постиндустриальной трансформации будет иметь становление мощного высокотехнологичного сектора, объединяющего сети конкурентоспособных предприятий (фирм), на основе потенциала отраслей и видов деятельности, доставшихся в наследство от советского ВПК. Как показывают проведенные аналитические исследования, по целому ряду высоких военных технологий наша страна занимает лидирующие позиции. Об этом свидетельствуют и сами результаты деятельности отечественных производителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию такого рода. Будучи связанными по многим направлениям деятельности с предприятиями других отраслей, они во многом способны определять характер и темпы модернизации во всей российской экономике.

Несомненно, на первый план выдвигается целевой императив достижения конкурентоспособности предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на глобальном рын­ке вооружений. Главная проблема по-прежнему заключается в окончательном переходе к современной корпоративной структуре, без чего невозможно создание здесь полноценной по международным меркам конкурентной среды и, в частности, размещение государственных заказов на подлинно конкурсной основе.

Объективно назрела потребность в обоснованном повышении стоимо­сти госзаказа для технологичных предприятий оборонного комплекса в непосредственной привязке к уровням цен мирового рынка вооружений, создаваемых на основе новых военных технологий. Это, конечно, предполагает создание условий для кардинального повышения здесь произ­водительности и одновременно уровня заработной платы.

Не менее важно достижение рыночной самодостаточности, приемлемой финансовой эффек­тивности и уровня ликвидности акционерного капитала предприятий ОПК. Для этого однозначно необходим вывод из оборота непрофильных активов (в том числе социального назначения), не используемых для выполнения оборонного заказа и экспорта продукции. Также критическое значение приобретает проведение переоценки капитала - основных фондов крупных технологичных промышленных предприятий посредством привлечения авторитетных аудиторских фирм.

Позволим себе повторить общеизвестное заключение: курс на полноценную рыночную конкурентоспособность корпораций ОПК несовместим с сохранением практики искусственного повышения их рентабельности путем государственной протекции. А в перспективе целесообразно полное прекращение прямой помощи государства, на которую продолжают надеяться мно­гие руково­дители оборонных предприятий. Кроме того, требуется постепенное прекращение практики внерыночного стимулирования работников ОПК, в том числе с целью закрепления новых кадров путем предоставления грантов, стипендий и т.д. Взамен этого целесообразно привлечение успешных менеджеров и специалистов из других отраслей в на­стоящий период перевооружения вооруженных сил страны.

В ближайшей перспективе, исходя из проведенных прогностических исследований, вполне реально порядковое увеличение экспорта высокотехнологичной продукции на ряде "освоенных" мировых рынков, как военного, так и гражданского оборудования. В их числе правомерно выделить рынки авиакосмического оборудования, авиастроения и судостроения, информационно-коммуникационных систем. В дальнейшем станет возможным и открытие для производителей высокотехнологичной продукции из ряда стран СНГ и новых ниш на мировом рынке, в частности, на Азиатском континенте. При этом действенным способом утверждения на зарубежных высокотехнологичных рынках выступает создание совместных предприятий с авторитетными зарубежными партнерами, в том числе представляющими транснациональные корпорации.

Также узловую проблему дальнейшего развития представляет трансферт инноваций в высокие технологии, так называемых технологий двойного назначения, из "закрытых" военно-промышленных отраслей в гражданские отрасли. Для этого требуется решить, по крайней мере, две важнейшие задачи. Во-первых, добиться скорейшего освобождения от ведомственных пут большинства инновационно-технологических центров, действующих в оборонном комплексе. Во-вторых, резко ускорить формирование необходимых институтов (правовых и иных регламентаций) и адекватных разнообразных организационных структур для «усвоения» новейших технологий в самих гражданских отраслях.

Третье. Неотложные решения в области промышленной и инновационной политики практически невозможно осуществить без резкого увеличения инвестиций в самые разные отрасли реальной сферы за счет создания благоприятного инвестиционного климата в стране в целом, в отдельных регионах и на предприятиях. Так, по большинству отраслей реальной сферы велика потребность в крупных стартовых инвестициях, создающих плацдарм для внедрения новых постиндустриальных технологий и способов производства и затем их распространения в рамках обычного рыночного процесса. Сказанное в полной мере относится, как показывает конкретный анализ, к большинству инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости, сопряженных с масштабными технологическими инновациями.

Существующая практика использования Инвестиционного фонда исключительно под эгидой Минэкономразвития с его традиционным ведомственным статусом не является эффективной. Для успешной реализации и тем более координации общенациональных инвестиционных проектов, в том числе социальной направленности, нельзя обойтись без функционирования полноценного общенационального Банка развития (отметим, что в Казахстане такой банк успешно действует много лет) на принципах современного проектного финансирования. Тогда станет реальным достижение системного эффекта от осуществляемых огромных инвестиций с точки зрения достижения высоких и устойчивых темпов качественного экономического роста и повышения социального благополучия.

Требуется формирование широкого плацдарма для финансово эффективных инвестиций, особенно по провинциальным регионам, со стороны отечественных и зарубежных предпринимателей. В связи с этим не вызывает сомнений целесообразность скорейшего «запуска» региональных инвестиционных фондов, главным образом ориентированных на выполнение инвестиционных проектов в отраслях реальной сферы.

Четвертое. В очень существенной корректировке нуждается инновационная политика. Фактически имеет место полное огосударствление процесса венчурного финансирования без серьезного привлечения частных инвесторов, тем более на конкурсной основе. Все вливания в инновационный малый бизнес осуществляются за счет государственного финансирования при более чем скромном участии новоявленных бизнес-ангелов – фактически все тех же российских олигархов. До настоящего времени частные инвесторы остерегаются тесного сотрудничества с государственной администрацией венчурных компаний и фондов; тем более что их маломасштабная деятельность оказалась практически не связана с предоставлением средств из региональных гарантийных фондов, находящихся под прямым контролем администраций субъектов РФ.

Узловой вопрос заключается в запуске юридически состоятельного механизма финансирования малого инновационного бизнеса через специализированные инвестиционные компании. Они изначально призваны представлять собой небольшие частные (именно частные!) и сугубо региональные (в первую очередь с точки зрения основных владельцев капитала) финансовые компании с умеренной доходностью и, главное, ориентированные на внутренние региональные рынки и формирующиеся региональные кластеры. Инвестиции этих компаний призваны направляться исключительно в малый и средний бизнес, как это предусмотрено в отношении Национальной ассоциации специализированных инвестиционных компаний малого бизнеса в США. В свою очередь на филиалы специализированных инвестиционных компаний могла бы быть возложена функция микро кредитования совсем небольших малых предприятий, находящихся вне крупных городов. Таким путем может быть обеспечено развитие малого инновационного бизнеса в существенной мере в рамках самофинансирования регионального независимого бизнеса, ориентированного на свои долгосрочные интересы.

Со всей остротой стоит проблема создания малых инновационных предприятий в рамках региональных (областных) кластеров. Главное конкурентное преимущество кластера хорошо известно. Его структура ориентирована на снижение совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой производственной и технологической эффективности. Это позволяет участникам кластера, в том числе действующим в рамках отдельных отраслей (в частности, автомобильной промышленности), стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени. Участие в кластере и получение комплексной поддержки позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства повысить конкурентоспособность более существенно, чем при самостоятельном развитии.

Объединение в инновационный кластер на основе вертикальной интеграции формирует строго ориентированную систему распространения новых знаний, технологий и инноваций. В свою очередь создаваемые в рамках кластеров инновации могут быть кратчайшим образом практически реализованы в промышленных разработках. И тогда производство оборудования для всего малого/среднего регионального бизнеса станет возможным с участием отечественных промышленных предприятий среднего масштаба.

Пятое. Крайне значимое направление структурной политики связано с реформированием традиционного сектора малого предпринимательства. Инструменты рыночного саморегулирования не в состоянии нейтрализовать, как показывают конкретные примеры, усиливающуюся по мере расширения масштабов и повышения доходности малого бизнеса неформальную зависимость его представителей от местной администрации и, как правило, связанных с ней местных "авторитетов" теневого сообщества. Обеспечение стабильного развития данного сектора возможно посредством адекватного применения разнообразных средств государственного регулирования и, конечно, проведения глубоких реформ систем местного управления и самоуправления.

Определенно требуется принятие ответственных реформаторских институциональных решений. Наиболее важное из этих решений состоит в создании полноценного общероссийского агентства малого и среднего бизнеса (ОАМСБ), опирающегося на региональные организации «Опора России» и сохранившиеся региональные ассоциации МСБ. Оно призвано стать полностью юридически ответственным перед правительственными органами в использовании ресурсов государственной поддержки.

Главное институциональное преимущество этой двухуровневой агентской структуры состоит в адресности и гласности предоставляемой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в конкретных регионах. В результате инициатива самих предпринимателей, представляющих региональные бизнес-сообщества, будет проявляться в эффективных технологических и экономических решениях.

Такое реформирование организационного механизма управления в малом бизнесе позволит сконцентрировать усилия на выполнении Программы изобретений и инноваций в данном секторе. К участию в реализации и финансировании этой Программы должны быть подключены практически все ведомства, которые могут стать заказчиками инновационной продукции.

Шестое. Важнейшим приоритетом экономической политики не может не стать приемлемая стабилизация в аграрном секторе, однозначно предполагающая преодоление сохраняющегося серьезного диспаритета между ценами сельскохозяйственных и промышленных производителей. Однозначно неприемлемо сохранение в дальнейшем колоссальных спекулятивных операций с продовольственными товарами, когда основная часть их межрегионального обмена находится в руках перекупщиков при одновременной убыточности неприемлемо большой части производителей. Политические решения в этой области должны иметь следствием восстановление в тех или иных формах полноценной потребительской кооперации в рамках всех регионов страны, что дало бы крайне значимый эффект в плане снижения цен на продукты питания.

Императив восстановления производственного потенциала сельского хозяйства диктует необходимость сохранения механизма обязательных государственных закупок при увеличении размеров субсидий к ценам производителей на депрессивных сегментах данного сектора (это, заметим, не противоречит правилам ВТО). Широкое использование механизма субсидий, вполне возможное в итоге финансовой стабилизации, должно обеспечить заинтересованность сельскохозяйственных производителей в кардинальном увеличении товарного выпуска при приемлемых, по современным критериям, затратах. Кроме того, в аграрном секторе крайне необходимо реальное утверждение освобожденного от бюрократического навеса механизма предоставления льготных кредитов фермерским хозяйствам на период первоначальной рыночной адаптации.

Внешнеэкономическая политика. В настоящий момент главный приоритет внешнеэкономической политики должен быть однозначно изменен, исходя из императива достижения долгосрочного качественного экономического роста. Речь идет о кардинальной реструктуризации экспорта и импорта в сторону увеличения потоков качественных товаров, особенно, продуктов высоких технологий, при постепенном сокращении потоков сырьевых ресурсов и потребительских товаров невысокого качества. Также требует улучшения структура потоков капитала в направлении повышения доли прямых инвестиций в совокупном объеме иностранных инвестиций, что возможно, впрочем, только при кардинальном уменьшении оттока отечественного капитала за рубеж.

В целом внешнеэкономическая политика нашей страны станет успешной в случае изыскания противовеса агрессивной политике ускоренной глобализации, проводимой в угоду крупнейшим транснациональным корпорациям (в первую очередь, сырьевым, заметим в скобках), известным финансовым центрам и связанной с ними неразрывными узами правящей элите США. С этой целью нельзя обойтись без усиления экономического сотрудничества с большим числом стран и объединений государств, в частности, АТЭС. В ближайшей перспективе динамичные рынки азиатских стран будут становиться все более выгодными для масштабного экспорта товаров и услуг, а также долгосрочных вложений отечественного капитала, в том числе в государственный сектор экономики.

Следует констатировать со всей определенностью, что практический опыт существования Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) оказался вполне успешным. Зримый прогресс на пути евразийской экономической интеграции достигнут в области практической реализации общей системы таможенных тарифов.

Первоочередной задачей дальнейшей интеграции в рамках ЕврАзЭС является достижение скоординированных курсов денежно-кредитной и валютной политик. Это откроет дорогу к поэтапному формированию интегрированного валютного и фондового рынков и, в конечном итоге, введению единой валюты. В настоящее время складываются хорошие перспективы для долговременного взаимовыгодного сотрудничества экономического союза евразийских постсоветских стран с ЕС, Китаем, Индией, странами АТЭС, в первую очередь новыми индустриальными странами Восточной Азии, странами Латинской Америки, Среднего и Ближнего Востока.

Очень важный результат интеграции заключается в достигнутом согласовании позиций стран, входящих в ЕврАзЭС, в отношении ВТО. Процесс вхождения в ВТО призван носить постепенный, нефорсированный характер и включать в себя весьма длительный "переходный" период в плане сохранении ряда импортных таможенных тарифов и других ограничений для протекции потенциально-конкурентоспособных отечественных производителей. Для основных членов ЕврАзЭС - России, Беларуси и Казахстана – практическое выполнение в полном объеме правил, предусмотренных ВТО, целесообразно только при условии создания мощного реструктурированного и диверсифицированного потенциала, главным образом в рамках обрабатывающей промышленности, для экспорта конкурентоспособной продукции и развития конкурентоспособных внутренних рынков.

Социальная политика. Несмотря на достигнутое за последнее время повышение реальных доходов, сложившийся социальный баланс отличается весомыми деформациями. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о сохраняющейся неблагоприятной траектории трансформации социальной структуры, приводящей к воспроизводству узкой прослойки богачей и превалирующей доли малоимущего населения. Согласно официальным бюджетным обследованиям, основная часть совокупных личных доходов приходится на представителей самого многочисленного полубедного слоя, а не среднего класса. Вместе с тем по объему располагаемого денежного, да и социального капитала первенство принадлежит крупной буржуазии, которую представляют лояльные власти олигархи – миллиардеры и мультимиллионеры, менеджеры крупнейших российских корпораций, федеральная и региональная бюрократия высшего и среднего звена, региональные бизнес-элиты.

В силу сказанного в кардинальном усилении нуждается государственная политика, ориентированная на улучшение социальной среды в ее широком понимании. Создание благоприятного "внешнего" социального климата, как показывает мировой опыт, позволяет избежать существенного замедления темпов экономического роста, в том числе в прогрессивных отраслях национальной экономики.

Главной целью социальной стратегии выступает обеспечение высокого, по мировым меркам, уровня жизненных стандартов для большинства нации. Безусловно, достижению этой цели будет способствовать полноценная модернизация национальной экономики на постиндустриальной основе, затрагивающая потребительский рынок и потребление многих общественных услуг (в частности, в области образования). Однако не менее важно то, как распределяются созданные экономические блага и какое обратное влияние результаты этого распределения оказывают на состояние рынка и его главных действующих лиц – как работодателей, в том числе в сфере государственного предпринимательства, так и работников, занятых наемным трудом.

В распределительной сфере обязательно необходимо соблюдение фундаментальных демократических принципов, выражающихся в определенном контроле над имущественной и статусной дифференциацией населения, перераспределении в разумных пределах доходов и предоставлении государством и обществом необходимых гарантий социально уязвимым слоям населения. Такой стратегический императив, очевидно, становится выполнимым благодаря как целенаправленной государственной политике, так и действиям других механизмов общественной регуляции, в частности механизма социального партнерства.

Крайне неотложным является осуществление, по крайней мере, четырех групп решений. Во-первых, принципиального пересмотра неправомерного урезания льгот социальным иждивенцам. Во-вторых, совершенствования механизма налогообложения имущества наиболее состоятельных слоев населения. В-третьих, повышения эффективности оплаты труда в зависимости от его фактических результатов в государственных учреждениях и организациях. В-четвертых, сокращения избыточного, притом высокооплачиваемого, управленческого персонала (в том числе, в компаниях с государственным участием).

Успешная экономическая политика, предполагающая скорейшую частичную ренационализацию в сырьевых отраслях, даст возможность использовать большие дополнительные финансовые ресурсы для решения насущных социальных задач. В практическом плане это, прежде всего, означает направление огромных бюджетных ассигнований на поддержку многодетных семей, инвалидов, пенсионеров, первоочередные экологические нужды, осуществление мер по стимулированию рождаемости. В свою очередь достижение устойчивой социальной стабилизации будет весомо способствовать, как свидетельствует опыт новейшей истории, ускоренному решению потребных задач экономических структурных преобразований.

Наконец, в ходе одновременного выполнения стратегий самостоятельного постиндустриального развития и социального развития могут быть успешно решены как неотложные (как, например, проблемы депрессивных регионов), так и долгосрочные задачи по обеспечению социального благополучия большинства граждан страны во всех ее территориальных образованиях. При этом демократизация регионального управления и самое широкое развитие общественного самоуправления также призваны стать доминантными чертами долгосрочной стратегии трансформации России.

Колонка Аркадия Мартынова >>



СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кредитование проектов на Российском рынке с участием НЭКА

Автор: Бектенова Гульмира Султановна,
старший преподаватель кафедры «Банковское дело», РЭУ им. Г.В.Плеханова

Необходимость создания условий для непрерывного производства и доступа к кредитным ресурсам для участников рынка, способствовали, в конечном счете, созданию специализированного агентства на территории России в октябре 2011 г. ЭКСАР - «Экспортного страхового агентства ». Поскольку агентство создано на базе Внешэкономбанка, то конечно страховые услуги будут предлагаться на выданные кредиты этого банка. Так как группа Внешэкономбанка занимается финансированием проектов со сроком окупаемости от 3 лет, и суммы проектов от одного миллиарда рублей, то риски будут финансово значимыми для кредиторов, что не желательно для них. ЭКСАР призван страховать риски, при этом перечень оказываемых услуг весьма широк. Данные схемы по кредитованию проектов или экспортеров в мире применяет с1960 г. международная ассоциация развития (МАР) с целью поощрения экспорта товара из развитых стран в развивающиеся.

Активное вхождение на Российский рынок международных кредитно-финансовых институтов, возникновение новых форм национальных кредитно-финансовых институтов, создание многостороннего сотрудничества между разными участниками финансового рынка -закономерное явление на экономические процессы последнего столетия. Наиболее глобальными причинами можно определить следующие:

- рост торгового оборота, и желание профессиональных участников рынка расширить границы своей деятельности привел к тому, что организаторы финансового рынка вынуждены адаптироваться к этим условиям. В силу того, что торговые отношения имеют пирамидальную схему участников: малый и средний предприниматель производящий и обслуживающий товары народного потребления, крупный производитель и концерн, нацеленный на максимальный захват рынка внутри страны, выход за ее пределы с целью занять твердую позицию.

- необходимость стимулировать производственный сектор внутри страны, поскольку ВВП является одним из основных индикаторов, говорящих об уровне развития экономики, любое государство стремиться быть экономически стабильным и финансово независимым.

Поэтому во многих развитых и развивающихся странах были созданы Национальные Экспортно Кредитные Агентства, целью деятельности которых является стимулировать производство внутри страны и способствовать реализации продукции в заинтересованные страны.

Пирамидальная модель участников торговых отношений (авторская модель).

Пирамидальная модель участников торговых отношений

Поскольку кредитование товаров на экспорт не является стандартизированной сделкой коммерческих банков, работающих на внутреннем рынке, то самостоятельно принять на себя обязательства по сопровождению такого рода кредитов банки не готовы. Тогда привлекается НЭКА, которое берет на себя основную документарную и кредитную нагрузку. Ненужно считать, что НЭКА – это благотворительная организация, которая приходит на помощь ко всем производителям, желающим продавать свою продукцию за рубеж, это далеко не так. Поскольку агентство национальное, то действует оно в рамках национальных интересов – стимулирование расширенного воспроизводства, выход национальных товаров на рынки других стран. Несмотря на то, что перечень промышленной продукции, которое было прокредитовано при помощи НЭКА по распоряжению Правительства в 2009г. насчитывает порядка 350 видов товара, профессиональный участник на Российском рынке был создан только 13 октября 2011 года Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – «Экспортное страховое агентство ЭКСАР», с уставным капиталом в 30 миллиардов рублей на базе Внешэкономбанка как основного общества.

Тем не менее, НЭКА – профессиональный участник финансового рынка, который адекватно оценивает возможные риски и в рамках договора прописывает условия их страхования.

Страхование экспортных кредитов.

Страхование экспортных кредитов - вид страхования, охватывающий кредитные риски при экспорте товаров и услуг. Обычно объем страхового покрытия составляет 80-90% возможных потерь страхователя.
Проблема финансирования при крупных импортных контрактах весьма непроста. В странах СНГ кредитных ресурсов немного, они краткосрочные и дороги, поэтому занимать на внутреннем рынке не всегда целесообразно. В связи с этим импортеры предъявляют повышенный спрос на разумные и экономически выгодные схемы финансирования. Один из таких вариантов - получение кредита под гарантии экспортных кредитных агентств .
Во многих развитых странах существуют специальные организации, помогающие национальным производителям продавать их продукцию за рубеж - ЭКСПОРТНЫЕ КРЕДИТНЫЕ АГЕНТСТВА (ЭКА). Это уполномоченные органы, часто государственные финансовые институты, предоставляющие кредиты, гарантии или страхование экспортерам. В большинстве случаев ЭКА специализируются на поставках товаров, услуг, оборудования в страны с развивающейся экономикой. Однако, кредиты покупателя, предоставляемые банком экспортером зарубежному покупателю или его банку, содержат риски, на сегодняшний день их страхуют специализированные агентства.

Вот некоторые из них:

CESCE SA (Испания), COFACE (Франция), EDC (Канада), EGAP (Чехия), ERG (Швейцария), Ex-lm Bank of India (Индия), Ex-lm Bank (Тайвань), Ex-lm Bank of the Slovak Republic (Словакия), Finnvera (Финляндия), HERMES (Германия), IFTRIC (Израиль), KUKE (Польша), МЕН1В (Венгрия), SAGE S.p.A. (Италия), US Ex-lm Bank (США), EIAR (ЭКСАР Россия)

Кредитование проектов на Российском рынке с участием НЭКА

1. Продавец и покупатель из разных стран находят друг друга и заключают предварительный договор на поставку товаров.

2. Продавец (экспортер) и покупатель (импортер) получают принципиальное согласие банков и НЭКА.

3. Импортер обращается в банк с заявкой на финансирование проекта под гарантии Экспортного кредитного агентства страны Экспортера (кредитование по программе международного фондирования) и договаривается о возможности финансирования платежа Экспортеру.

! Требования к банку с точки зрения Импортера:

- финансирование 20%-го аванса и страховой премии ЭКА путем выдачи отдельного кредита или транша кредита.

- аккредитация в ведущих Экспортных кредитных агентствах развитых стран:

- наличие кредитных лимитов на проведение операций, связанных с торговым, проектным финансированием в ведущих иностранных банках, возможность привлечь финансирование на максимально выгодных условиях;

4. Банк Импортера рассматривает заявку и информирует Импортера о возможности и условиях такого кредитования. Импортер передает предварительные условия кредитования Экспортеру.

5. Экспортер согласовывает предварительные условия кредитования, полученные от Импортера со своим банком и НЭКА.

5.1 Банк экспортера передает Экспортеру финансовое предложение о кредитовании проекта под гарантии НЭКА.

5.2 НЭКА передает Экспортеру предварительное одобрение о предоставлении гарантий для кредитования проекта.

5.3 Экспортер передает Импортеру документы, полученные им от своего банка и ЭКА с предварительным одобрением кредитования проекта.

6. Импортер передает в свой банк документы, полученные от Экспортера.

6.1 Банк Импортера принимает решение о кредитовании Импортера по программе международного фондирования, готовит и передает банку Экспортера заявку на получение межбанковского кредита,

6.2 После получения ответа, готовит и передает Импортеру окончательные условия кредитования.

7. Импортер подписывает с Экспортером окончательный контракт на исполнение проекта, в котором указывает следующий порядок расчетов: - min 20% - авансовый платеж, - max 80% - за счет целевого кредита, предоставленного банку Импортера банком Экспортера для оплаты документарного аккредитива, открытого по поручению Импортера в пользу Экспортера.

8. Банк Импортера подписывает с Импортером кредитный договор и соглашение об открытии аккредитива с постфинансированием.

8.1 заключает с банком Экспортера договор о межбанковском кредите и выставляет аккредитив в пользу Экспортера. Договором предусмотрено, что из межбанковского кредита, кроме прочего, будут оплачены: страховой взнос ЭКА, комиссионные вознаграждения и другие подобные платежи.

9. Импортер заключает со своим банком кредитный договор о финансировании 20%-го аванса, получает такой кредит и

9.1 Выплачивает аванс Экспортеру.

10. Банк Экспортера получает гарантии НЭКА,

10.1 Сообщает Экспортеру об открытии аккредитива в его пользу,

10.2 выполняет страховой взнос НЭКА, комиссионные вознаграждения и другие подобные платежи.

11. Экспортер выполняет работы в соответствии с условиями договора и аккредитива,

11.1 Подписывает у Импортера документы, подтверждающие выполнение

11.2 Передает их в свой банк.

11.3 Банк Экспортера производит оплату по аккредитиву за счет средств межбанковского кредита, предоставленного банку Импортера.

12. После ввода в эксплуатацию объекта строительства - предмета проекта Импортер начинает регулярные платежи по кредиту своему банку, который из этих платежей гасит задолженность по межбанковскому кредиту пред банком Импортера.

Страхование покрывает кредитный риск оплаты дебиторских задолженностей по предоставленным покупателю кредитам. Страхование от кредитного риска защищает финансирующий банк или иное финансовое учреждение от риска неоплаты дебиторской задолженности зарубежным покупателем или его банком вследствие территориальных или не обеспечиваемых рыночным способом коммерческих рисков. Договоры страхования кредитных рисков всегда составляются в индивидуальном порядке и принимают во внимание специфику страховой сделки. Страховой взнос платится, как правило, в одноразовом порядке в качестве аванса. Застрахованным лицом является банк, который и получает страховое возмещение.

В соответствии с практикой членов Консенсуса ОЭСР с апреля 1999 г. всеми отдельными государствами-членами, и соответственно их кредитными страховыми компаниями используется гармонизированная система страховых ставок, причем наиболее низкие ставки применяются при страховании экспорта, так называемых суверенных должников (Министерство финансов и центральный банк), немного более высокие при экспорте государственных организаций и самые высокие - частных должников. Эти гармонизированные ставки, согласованные между членами ОЭСР, являются минимальными, однако, каждая страна может установить ставки с отклонением (в сторону увеличения) и создать таким образом возможность применения скидок на страхование для серьезных клиентов.

Указанные ниже новые ставки для страхования среднесрочных и долгосрочных кредитов в соответствии с общими условиями страхования "D" установлены для стандартного объема страхового покрытия 95 % страховой стоимости, то есть предполагают 5% сострахования застрахованного. Под стандартным покрытием понимается автоматическое страхование дополнительных расходов, возникших в связи с необходимостью рефинансирования в течение времени ожидания, которое определено продолжительностью 6 месяцев. Указанные ставки также основаны на предпосылке полного объема оплаты страховой премии авансом, то есть перед первой поставкой или первым использованием экспортного покупательского кредита. В случае иного объема покрытия или отличного сострахования, или других форм оплаты страховой премии, указанные выше ставки будут откорректированы соответствующим коэффициентом.

Использованные материалы:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222-р (в ред. от 27 июня 2009г.) «Перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2009 году оказывается государственная гарантийная поддержка».

2. Кредитные (OECD) и альтернативные инвестиции - fintradeppp.com

3. Экспортное страховове агентство России - ЭКСАР - exiar.ru

4. Внешэкономбанк


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Учет по МСФО в программном продукте: трансляция или трансформация?

Автор: C.В. Манько, к.э.н., АССА,
генеральный директор ООО «Центр Методического Сопровождения Финансовой Отчетности»
(www.msfo-center.ru)

В связи с принятием Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» увеличивается нагрузка на финансовые службы российских организаций и, как следствие, растет интерес менеджмента к вопросу организации автоматизированной подготовки отчетности по МСФО.

Предпосылки автоматизации учета по МСФО

В последние годы многие российские компании и группы компаний, не дожидаясь законодательного признания МСФО, в добровольном порядке начали готовить отчетность по международным стандартам согласно запросам инвесторов, кредиторов, иностранных партнеров и других заинтересованных пользователей.

СПРАВОЧНО

Согласно Закону № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО должна публиковаться кредитными организациями, страховыми организациями, иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Такая отчетность должна представляться организациями (за исключением тех, для которых установлены особые сроки) начиная с отчетности за 2012 г.

Теперь, когда отчетность по МСФО становится обязательной для большого числа российских компаний, возникает необходимость продумать наиболее оптимальный способ подготовки такой отчетности. Концептуально на практике существует два классических варианта:

- составлять отчетность по МСФО вручную путем трансформации данных российского бухгалтерского учета (далее БУ);

- автоматизировать процесс подготовки отчетности по МСФО (возможно полностью независимое от бухгалтерского учета ведение учета по МСФО либо получение части данных по МСФО на основе данных БУ, частично ведя независимый учет по отдельным участкам).

Как известно, самый простой, быстрый и дешевый способ, вместе с тем обладающий рядом объективных недостатков, — это трансформация в электронных таблицах и базах данных (например, MS Excel). Более сложный, но вместе с тем более точный и качественный — это использование автоматизированных средств подготовки отчетности по МСФО.

Также возможны варианты частичной автоматизации с последующей обработкой данных вне программного продукта. Поэтому, принимая решение об автоматизации, необходимо определить, что должно быть конечным результатом (результатами) в части МСФО, получаемым из программного продукта:

- Трансформационные ведомости (если автоматизируется трансформация).

- Оборотно-сальдовая ведомость МСФО по каждой компании в группе, сформированная по плану счетов МСФО, и типовые расшифровки по каждому счету (анализ счета, карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету и др.).

- Индивидуальная отчетность по МСФО по каждой компании в группе (отчет о финансовой позиции, отчет о совокупном доходе, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и расшифровки к ним в виде дополнительных отчетов).

- Консолидированная отчетность по МСФО (для группы в целом/для отдельных подгрупп в группе).

При этом автоматизировать можно как потранзакционный учет (учет каждой операции, трансляция), так и алгоритмы трансформации (перекладки остатков и оборотов). Рассмотрим оба варианта, сравним их и ответим на вопрос: в каком случае какой из вариантов более предпочтителен?

Метод трансляции данных

Данный метод предполагает создание подсистемы МСФО в программном продукте, где ведется бухгалтерский учет компании.

СПРАВОЧНО

Подсистема МСФО — подсистема ведения учета и формирования отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в составе автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, подсистема МСФО представляет собой функционал по автоматизированному ведению учета по МСФО в учетной системе компании, выбранной для целей ведения бухгалтерского учета.

При этом автоматизированное ведение учета достигается методом частичной трансляции данных[1], который предполагает, что на отдельном плане счетов МСФО проводки формируются тремя способами:

1. Конвертация (трансляция) проводок БУ по правилам мэппинга.

СПРАВОЧНО

Мэппинг (карта соответствия, правила соответствия) — правила соответствия между данными БУ и МСФО, задаваемые в подсистеме МСФО.

Конвертация, трансляция данных — автоматический перенос данных из БУ на план счетов МСФО в соответствии с правилами мэппинга.

2. Независимое ведение учета по МСФО по участкам, которые не подлежат конвертации из БУ в силу различных подходов к учету в БУ и МСФО (например, основные средства, лизинг, договоры подряда, отложенные налоги, обесценение финансовых активов, формирование себестоимости и др.), при помощи специально разработанного функционала (документы, обработки) с возможностью анализа движений БУ за период.

3. Операции, которые не конвертируются из БУ и для которых нецелесообразно реализовывать специальный функционал, подлежат отражению ручными операциями (бухсправками по МСФО).

При этом конвертация выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия специалистов по МСФО, и позволяет получить 70–80 % от общего объема проводок по МСФО. Параллельное (независимое от бухгалтерского учета) ведение учета по отдельным участкам и формирование ручных операций требует участия специалистов со знанием МСФО.

Имея в системе ведения бухгалтерского учета еще и учет по МСФО, не составляет труда организовать автоматическое формирование отчетности по МСФО. При этом часто индивидуальная отчетность может и не требоваться, в силу того что компания входит в группу, по которой составляется консолидированная отчетность по МСФО.

Схема подготовки консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данных на уровне отдельных компаний может выглядеть, как показано на схеме 1.

Схема 1. Подготовка консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данных

Подготовка консолидированной отчетности при ведении учета по МСФО методом трансляции данны

При этом сама консолидация может выполняться как в MS Excel (это оправданно, когда компаний в периметре консолидации не много, расчеты между ними несложные и выверенные на уровне бухгалтерского учета), так и в отдельном программном продукте, предназначенном для консолидации данных (например, «1С:Консолидация»).

Также функционал по автоматизированной консолидации данных можно организовать и в рамках подсистемы МСФО материнской компании. Тогда архитектура процесса будет выглядеть, как показано на схеме 2.

Схема 2. Подготовка консолидированной отчетности в программном продукте материнской компании

Подготовка консолидированной отчетности в программном продукте материнской компании

Минус этого варианта заключается в том, что при загрузке большого объема данных из внешних источников (от других компаний, входящих в группу) производительность программного продукта материнской компании может существенно пострадать. С этой точки зрения более эффективным является вариант организации консолидации во внешних системах. При этом объективный плюс состоит в том, что не требуется выгружать данные по материнской компании: в единой базе будут сформированы отдельная отчетность материнской компании и консолидированная отчетность группы.

СПРАВОЧНО

Функционал по автоматизированной консолидации данных предполагает:

1) определение периметра внутригрупповых контрагентов и перечня неконтролирующих акционеров;

2) выполнение сверки внутригрупповых расчетов;

3) формирование сводных данных по периметру консолидации с последующим исключением внутригрупповых остатков и оборотов;

4) расчет и исключение нереализованной прибыли по внутригрупповым продажам;

5) регистрацию и хранение информации о справедливой стоимости чистых активов дочерних компаний;

6) расчет и признание гудвилла по дочерним компаниям;

7) расчет и признание доходов и расходов от участия в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях, а также стоимости инвестиций в эти компании и др.

Возвращаясь к методу трансляции данных, следует отметить, что, прежде чем приступить к автоматизации, крайне важно подготовить методологическую базу, которая будет положена в основу разрабатываемой подсистемы МСФО. Должны быть разработаны и адаптированы под особенности программного продукта следующие методологические документы[2]:

1. План счетов (далее ПС) МСФО.

2. Карта соответствия (мэппинг) между ПС МСФО и ПС БУ.

3. Нормативно-справочная информация, используемая для целей МСФО (справочники, классификаторы, перечисления и др.).

4. Методики ведения учета по МСФО по отдельным участкам.

5. Альбом отчетных форм (с методикой формирования показателей).

6. Карта функционального покрытия.

Карта функционального покрытия[3] формируется по результатам анализа данных бухгалтерского учета компании за прошедшие периоды и содержит перечень типовых хозяйственных операций по участкам учета (включая операции, не учитываемые в бухгалтерском учете) и описание выбранного способа по отражению каждой конкретной операции на ПС МСФО в системе.

СПРАВОЧНО

Способы отражения операций на ПС МСФО:

- конвертация данных бухгалтерского учета по правилам мэппинга;

- независимое от бухгалтерского учета ведение учета по МСФО:

— при помощи специального функционала, подлежащего автоматизации;

— в ручном режиме.

На основе разработанной методологии формируются функционально-технические требования к подсистеме МСФО в виде отдельного документа, который будет являться основой для разработки Технического задания программистам.

В целом для ведения учета и формирования отчетности в подсистеме МСФО должны быть предусмотрены следующие возможности[4]:

- автоматическое формирование проводок МСФО на основе проводок БУ по правилам мэппинга и формирование отчетов о результатах конвертации;

- формирование проводок МСФО в ручном режиме;

- учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО (в том числе объектов в лизинге и инвестиционной собственности);

- учет операций по договорам подряда в соответствии с МСФО;

- расчет и признание оценочных резервов и начисленных обязательств в соответствии с МСФО;

- учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО;

- учет операций со связанными сторонами в соответствии с МСФО;

- расчет отложенных налогов в соответствии с МСФО;

- расчет себестоимости по МСФО;

- формирование типовых отчетов по ПС МСФО;

- формирование индивидуальной отчетности по МСФО;

- выгрузка отчетных форм в MS Excel.

При этом, как правило, нет необходимости разрабатывать подсистему МСФО с нуля, так как на рынке существуют программные продукты, предусматривающие определенные возможности для ведения учета по МСФО методом трансляции данных, которые потребуется адаптировать/доработать с учетом специфики и потребностей конкретной организации.

Метод трансформации

Трансформация данных — это процесс составления отчетности по МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам РСБУ на отчетную дату (за отчетный период).

СПРАВОЧНО

Трансформационные корректировки — бухгалтерские записи, позволяющие выполнить переход от отчетности по РСБУ к отчетности по МСФО на заданную дату (за заданный период). Бывают двух типов: реклассификационные и оценочные.

Реклассификационные корректировки выполняются путем переноса остатков и оборотов со счетов РСБУ на счета МСФО по правилам мэппинга[5].

Оценочные корректировки выполняются путем пересчета сумм РСБУ и выполнения специальных расчетов для целей МСФО по отдельным участкам учета.

Автоматизировать трансформацию данных можно на уровне программного продукта каждой компании, входящей в группу, с последующей консолидацией вне программного продукта, где выполнялась трансформация, либо на одном уровне (вне программных продуктов, в которых компании группы ведут бухгалтерский учет) выполнять и трансформацию, и консолидацию.

В первом случае архитектура решения будет иметь следующий вид (схема 3).

Схема 3. Подготовка консолидированной отчетности при трансформации данных БУ в формат МСФО

Подготовка консолидированной отчетности при трансформации данных БУ в формат МСФО

При этом сама консолидация опять же может выполняться как в MS Excel, так и в отдельном программном продукте, предназначенном для консолидации данных.

Во втором случае архитектура решения будет соответствовать схеме 4.

Схема 4. Подготовка консолидированной отчетности при трансформации и консолидации данных в одном программном продукте

Подготовка консолидированной отчетности при трансформации и консолидации данных в одном программном продукте

Такой вариант предполагает, что отчетность по МСФО формируется в программном продукте МСФО следующим образом:

1. Из внешних источников (бухгалтерские базы или MS Excel) загружаются данные бухгалтерского учета в определенном формате по компаниям, входящим в периметр консолидации.

2. Выполняется автоматическая трансформация загруженных данных при помощи специально разработанного и настроенного функционала.

3. Выполняется автоматическая консолидация данных по нескольким компаниям.

4. Формируется консолидированная отчетность по МСФО (основные формы и расшифровки).

Для организации процесса подготовки отчетности по МСФО таким способом также потребуется разработать/адаптировать определенные методологические документы:

1. ПС МСФО.

2. Карта соответствия (мэппинг) между ПС БУ и МСФО.

3. Нормативно-справочная информация, используемая для целей МСФО (справочники, классификаторы, перечисления и др.).

4. Альбом отчетных форм (с методикой формирования показателей).

5. Описание типовых корректировок по МСФО и методики их выполнения.

По сравнению с перечнем методологических документов, разрабатываемых при организации учета методом трансляции, новым в списке является документ по описанию корректировок. Данный документ должен содержать перечень трансформационных и консолидационных корректировок, выполняемых при подготовке отчетности по МСФО в группе компаний по участкам учета (включая операции, не учитываемые в российском бухгалтерском учете), и описание методики выполнения корректировок на ПС МСФО.

Типовые корректировки целесообразно описывать по участкам учета и по видам:

- Трансформационные корректировки (отдельно реклассификационные и оценочные).

- Консолидационные корректировки.

Методика выполнения корректировок представляет собой описание правил выполнения корректировок:

- Случаи, когда выполняется корректировка.

- Периодичность выполнения корректировок.

- Проводка (бухгалтерская запись) по выполнению корректировки.

- Определение суммы проводки.

- Особенности выполнения корректировки.

В целом для выполнения трансформации и консолидации с последующим формированием консолидированной отчетности в программном продукте должны быть предусмотрены следующие возможности:

- Загрузка данных бухгалтерского учета из внешних источников (MS Excel, бухгалтерские базы).

- Наличие настраиваемых механизмов трансформации остатков и оборотов БУ на ПС МСФО.

- Автоматическое выполнение реклассификационных корректировок по правилам соответствия счетов БУ и МСФО.

- Автоматическое выполнение оценочных корректировок по участкам учета:

— учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с МСФО;

— учет операций по договорам подряда;

— учет оценочных резервов и начисленных обязательств;

— учет финансовых инструментов;

— учет операций со связанными сторонами;

— учет отложенных налогов и др.

- Автоматическое выполнение сверки внутригрупповых остатков и оборотов и выполнение консолидационных корректировок.

- Ручное выполнение корректировок любого вида.

- Формирование трансформационных и консолидационных таблиц-ведомостей.

- Формирование индивидуальной/отдельной отчетности по МСФО по компаниям.

- Формирование консолидированной отчетности по МСФО по группе.

- Выгрузка отчетных форм в MS Excel.

Еще раз подчеркнем, что при автоматизации метода трансформации не будет автоматизировано потранзакционное ведение учета по МСФО (которое достигается при методе трансляции). Это значит, что трансформационные и консолидационные корректировки рассчитываются и выполняются по состоянию на дату подготовки отчетности по МСФО (на отчетную дату).

Сравнение методов

Выполним сравнение в виде следующей таблицы.

Плюсы и минусы методов трансформации и трансляции данных

Критерий Автоматизация метода трансформации Автоматизация метода трансляции

Точность данных

Менее точные данные, корректировки рассчитываются и выполняются по состоянию на отчетную дату (за отчетный период)

Более точные и прозрачные данные (так как ведется учет каждой операции, а не перекладка остатков и оборотов)

Степень агрегирования данных

В основном использование агрегированных показателей, без детализации. По существенным операциям требуется дополнительный анализ

Пообъектный, поэлементный учет

Проверяемость данных (аудиторский след)

Переход до уровня первичного документа не поддерживается, так как обрабатываются агрегированные остатки и обороты, а не проводки.

Если бухгалтерский учет ведется в одной базе, а трансформация и консолидация выполняются в другой, то требуется проверка загрузки/выгрузки данных.Физически разделены источник данных для трансформации (БУ) и механизмы трансформации

По каждой операции можно увидеть, как она отражена в бухгалтерском учете и учете по МСФО.
Из каждой проводки МСФО можно перейти в документ-регистратор — документ МСФО или документ БУ, на основе которого сформирована проводка МСФО

Оперативность формирования данных

Требуется дождаться закрытия периода в БУ, после чего приступить к трансформации данных

Возможность формировать и анализировать данные МСФО в системе по мере необходимости. Большая часть проводок МФСО формируется в режиме онлайн при проведении документов БУ

Изменение данных МСФО при изменении данных в БУ

При изменениях в данных БУ требуется заново выгрузить данные для трансформации, если трансформация осуществляется во внешней системе (автоматический пересчет не выполняется)

При изменении данных в БУ изменения автоматически отражаются в МСФО по заданным правилам.
Не требуются выгрузки данных во внешние системы, учет по БУ и МСФО ведется в едином программном продукте

Поддержка учета и отчетности в разных валютах

Выполняется пересчет данных по курсу на дату закрытия и среднему курсу за период. По существенным операциям требуются ручной анализ и пересчет по историческим курсам

Выполняется пересчет по точечным курсам на конкретную дату. Вмешательство в ручном режиме не требуется.

Количество ручного труда при работе с системой

Требуются проверка корректности перегрузки данных и проверка работы алгоритмов трансформации и консолидации. По неавтоматизированным корректировкам требуются ручные расчеты. Если трансформация и консолидация организованы в отдельной базе, то специалистов по МСФО будет требоваться меньше, чем при ведении учета по МСФО в каждой компании.

Количество ручного труда зависит от степени автоматизации учета. Трансляция выполняется автоматически по правилам мэппинга. За любой период формируется отчет о результатах трансляции, в котором можно увидеть несконвертированные проводки или проводки, сконвертированные с ошибками. При детальной степени автоматизации задача по формированию МСФО сводится к последовательному выполнению ряда автоматизированных операций

Методологическое обеспечение

Требуется разработка/адаптация методологии по выполнению трансформационных и консолидационных корректировок

Требуется разработка/адаптация методологии по ведению учета и формированию отчетности по МСФО в программном продукте

Взаимосвязь с другими системами (кроме БУ)

-

Возможность организовать бюджетирование и управленческий учет с использованием информации в учете по МСФО

Связь с функционалом по консолидации

Выполняется трансформация данных бухгалтерского учета, в котором может отсутствовать весомая часть информации, требуемой для трансформации и консолидации МСФО. Этот объем потребует обработки в ручном режиме

В функционал по ведению учета по МСФО можно заложить возможности по упрощению дальнейшей консолидации (на уровне ПС, признаков контрагентов, выделения внутригрупповых продаж и пр.). Консолидировать отчетность даже вручную, имея учет по МСФО, гораздо проще, чем сначала сделать трансформацию данных БУ, а потом консолидацию

Зависимость от вышестоящих организаций, последствия изменения учетных политик

При изменении учетной политики, а также форматов выгрузки/загрузки данных потребуется изменение механизмов трансформации и консолидации.
Технологически сложнее обеспечить сопоставимость сравнительных данных между периодами

Независимость от технической организации процесса подготовки данных по МСФО вышестоящими организациями (возможность автономного формирования отчетности по МСФО независимо от материнской компании согласно собственной методологии).
Гибкость в вопросах выгрузки данных для вышестоящих организаций в любых форматах и разрезах.
Подсистему МСФО проще адаптировать к новой учетной политике, автоматизировав операции по пересчету сопоставимых данных

Сроки внедрения

Сроки реализации короче (примерно в 1,5 раза по сравнению со вторым способом)

Больше сроки реализации

Стоимость внедрения

Стоимость внедрения ниже по сравнению со вторым способом

Выше стоимость внедрения

Сопровождение системы

Проще, дешевле, так как функционал проще и может быть сосредоточен в отдельном программном продукте (без установки в базу каждой компании)

Требуется полноценное сопровождение на уровне каждой компании. При изменениях в функционале БУ необходимо проводить мониторинг влияния изменений на блок МСФО

При этом следует отметить, что оба варианта формируют организационно-стратегические преимущества для компании, решившей автоматизировать подготовку отчетности по МСФО, по сравнению с компанией, в которой отчетность по МСФО формируется в ручном режиме. Так, наличие функционала по автоматизированной подготовке отчетности по МСФО:

- позволяет сократить затраты на привлечение внешних консультантов для подготовки отчетности по МСФО;

- позволяет сократить затраты на аудит отчетности по МСФО;

- повышает капитализацию компании/группы и является конкурентным организационным преимуществом.

Выбор способа автоматизации будет зависеть от конкретных задач, стоящих перед компанией, и имеющихся в ее распоряжении ресурсов на организацию процесса подготовки отчетности по МСФО, а также от соотношения затраты/выгоды для конкретной компании по каждому из вариантов.

На практике часто бывает нецелесообразным автоматизировать подготовку отчетности методом трансформации, так как этот метод можно успешно применять и при помощи всем хорошо известных средств MS Excel.

Вместе с тем автоматизация метода позволит обеспечить системность, сопоставимость данных, технологичность процедур, хотя при этом полученный на выходе инструмент не будет являться полноценным, самостоятельным и поддерживающим гибкую настройку методологии, как в случае создания подсистемы ведения учета по МСФО.


[1] Мы не рассматриваем ведение учета по МСФО параллельным методом, когда каждая операция отдельно (независимо от других операций) регистрируется и обрабатывается в базе ведения бухгалтерского учета и в базе ведения учета по МСФО в силу того, что он является наименее востребованным и реализуемым на практике, так как требует дублирования учетных функций.

Метод трансляции это дублирование исключает, так как информация вносится один раз в базу бухгалтерского учета и далее обрабатывается для целей БУ и для целей МСФО.

[2] Перечень приведен исходя из допущения о том, что компания ранее уже формировала отчетность по МСФО и имеет учетную политику по МСФО.

[3] Подробно о назначении, структуре и содержании документов см.: Манько С. В. Автоматизация учета по МСФО: методологическая база проекта // КФО.МС. 2011. № 2.

[4] Список может отличаться в части, касающейся отраслевой специфики и особенностей конкретной компании/группы.

[5] При трансформации под мэппингом подразумеваются правила соответствия между данными БУ и МСФО, задаваемые в алгоритмах трансформации в программном продукте.


Прыг: 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100