СТАТЬИ >> МИКРОЭКОНОМИКА

Существуют ли законы производства?

В 1948 году в журнале «American Economic Review» была напечатана статья «Существуют ли законы производства?». Автор Douglas P. H., известный тем, что совместно с Cobb C. W., предложил использовать в качестве производственной функции функцию типа P = bLkC1-k, где P – выпущенный продукт, L – труд, C – капитал, b и k – некие константы, представил результат своих многолетних исследований экономик целого ряда стран.

Главной целью являлось установление значений коэффициентов k и 1-k. Оказалось, что значение k очень близко к 2/3, а 1-k, соответственно, к 1/3. Функции типа Кобба-Дугласа интересны тем, что показатели степени отражают долю фактора производства в выпущенном продукте, следовательно, доля труда в экономиках исследуемых стран составляла 2/3, а доля капитала - 1/3. При увеличении капитала на 1% продукт возрастает на 1/3%, а при увеличении количества нанятых работников на 1% производство увеличивается на 2/3%. Для сбалансированного и оптимального расширения выпуска продукции необходимо увеличивать количество капитала и труда в соотношении 1 к 2. В таком случае производство будет максимально эффективным, и никакой падающей отдачи наблюдаться не будет: при увеличении затрат на 1% выпуск будет увеличиваться на 1%. Подобные выводы кажутся очень интересными, и, как заметил Douglas P. H., простым совпадением их объяснить невозможно. Трудно представить, что в таких разных странах, как США, Новая Зеландия, Австралия и Южная Африка, затраты производителей на капитал и труд совершенно случайно распределяются в соотношении 1 к 2.

Безусловно, это соотношение должно объясняться некой важной зависимостью, или, в общем случае, неким законом производства. Но в чем он состоит и какова его суть? Почему, затратив на приобретение дополнительного капитала некую сумму денег, производитель должен затратить ровно в два раза больше средств на наем дополнительного труда? Какой механизм вынуждает его это делать? Ответы на эти вопросы так и не были получены. Обратим внимание еще на один, хорошо известный в настоящее время, факт, который заключается в странном постоянстве доли потребления в ВВП. И эта доля составляет 2/3. Случайностью это считать будет совсем неразумно. Очевидно, что если 2/3 ВВП составляет выпуск потребительских товаров, то, оставшаяся 1/3 ВВП – это производство капитальных благ, что подтверждает выводы Дугласа. Попробуем разобраться со всем этим и получить какое-нибудь правдоподобное объяснение указанным фактам.

I. Результаты Пола Х. Дугласа.

В конце 20-х годов прошлого века, используя данные по американской обрабатывающей промышленности за период с 1899 по 1922 г., Пол Х. Дуглас попытался определить методом наименьших квадратов величину показателя степени труда k. Она оказалась равной 0,75, а показатель степени капитала 1-k, естественно, был равен 0,25. Было установлено, что расхождения между теоретической величиной продукта, которая определялась с помощью производственной функции, и реальной величиной были невелики. Наиболее значительные отклонения наблюдались в годы депрессий и максимальной хозяйственной активности. Это легко объяснялось несовершенной природой индексов труда и капитала. Индексы измеряли количества факторов производства, а не степень их относительного использования. Очевидно, что в годы депрессий загруженность оборудования была невысокой, а занятость частичной. В годы процветаний оборудование использовалось чрезвычайно интенсивно, а рабочая сила привлекалась для сверхурочных работ. Так, что подобные расхождения, скорее, являлись дополнительным подтверждением общей значимости формулы для нормальных периодов. Дополнительное подтверждение было получено из анализа доходов, выполненного Национальным бюро экономических исследований. Было установлено, что доля труда в чистой ценности продукта обрабатывающей промышленности за десятилетие 1909-1918 гг. составила 74,1%, т. е. почти точно соответствовала величине показателя степени для труда.

Вдохновленный подобным результатом, к анализу временных рядов очень скоро подключился Кобб. Он рассчитал индексы труда, капитала и продукта в обрабатывающей промышленности Массачусетса за период с 1890 по 1926 г. и нашел, что величина k равна 0,743. Аналогичное исследование, проведенное в Чикаго А. Директором для обрабатывающей промышленности Нового Южного Уэльса за период с 1901 по 1927 г. дало величину k 0,65. В 1937 году Дуглас совместно с Мапджори Хандсейкером проанализировал данные для обрабатывающей промышленности Виктории за период 1907-1927 гг., и установили, что значение k равно 0,71. После 1937 года в связи с критикой, высказанной рядом исследователей, было решено проводить независимое определение степеней для капитала и труда.

Действительно, равенство суммы степеней единице означает постоянную отдачу от вложенных в производство факторов, а это еще требовалось доказать. Если сумма степеней окажется больше или меньше единицы, то это покажет быстрее или медленнее растет производство, чем скорость вовлечения в экономику дополнительных факторов производства. Забегая вперед, отметим, что этот подход мало что изменил: сумма степеней во всех последующих исследованиях была равна или близка к единице. После войны были выполнены исследования для американской обрабатывающей промышленности за следующие годы: 1889, 1899, 1904, 1909, 1914 и 1919, для Канады за 1923, 1927, 1935 и 1937, три исследования для Виктории за 1910-1911, 1923-1924, 1927-1928, одно исследование для Нового Южного Уэльса за 1933-1934, пять исследований для Австралии за 1912, 1922-1923, 1926-1927, 1934-1935, 1937-1938. Студенты Дугласа дополнили исследования данными для Квинсленда за 1937-1938 гг. и Новой Зеландии за 1926-1927 гг. Кроме того, был проведен структурный анализ для Южной Африки. В результате получили следующие показатели степеней (так, как степень капитала определялся независимо, он был обозначен, как j). Для американской обрабатывающей промышленности значение k находилось в диапазоне 0,51-0,81, а j 0,15-0,43. Среднее значение k составило 0,63,а j – 0,34. Для штата Виктория значение степеней составило 0,84 и 0,23, для Нового Южного Уэльса – 0,78 и 0,20, для Австралии k находился в диапазоне 0,49-0,64, а j – 0,34-0,49. Средние значения степеней для всех исследований Содружества и Штатов оказались равны 0,60 и 0,37. Для Южной Африки за 1937-1938 гг. k равнялся 0,66, а j 0,32. Данные для Канады и Новой Зеландии несколько отличались: значение степени труда было ниже, а степень показателя капитала выше.

Какие выводы позволяют сделать представленные результаты? Наблюдается удивительное постоянство доли труда и капитала в течении длительных периодов в каждой из рассматриваемых стран, но абсолютные значения изучаемых показателей несколько отличаются. Безусловно, это может быть связано с особенностями учета и сбора статистических данных в различных странах. Возможно, это отражает различия и особенности развития экономик этих стран. Но идея представляется чрезвычайно интересной. Существуют или нет законы производства? Попробуем ответить на этот вопрос. Но для начала необходимо остановиться и обсудить природу сбережений и инвестиций, так как именно они отвечают за создание и появление дополнительного капитала. А соотношение между потреблением и сбережениями определяют долю труда и капитала в конечном продукте.

II. Трудовая теория стоимости.

Почему-то очень многими при обсуждении теорий стоимости упускается из виду одно очень важное обстоятельство. Если предположить, что в стоимость конечного продукта, кроме оплаты труда, входит оплата использования капитала и некая прибыль собственника производства, то каким образом оказывается, что конечная продукция куплена. Очевидно, что общая зарплата работников заведомо ниже, чем стоимость конечных товаров и услуг. Кто и за какие деньги все это приобретает? Даже если учесть, что капитал представляет собой оплаченный труд рабочих, занятых в производстве капитальных благ, зарплаты явно недостаточно для покупки всех произведенных товаров. Зарплата ниже стоимости товаров на величину прибыли.

Но прибыли существуют, мы их, несомненно, видим в реальной экономической жизни. Прибыль, как правило, направляется на приобретение дополнительных капитальных ресурсов, а, значит, идет на оплату труда в секторе производства капитала. Но это не спасает ситуацию: предприятия капитального сектора тоже получают прибыль. Значит, величина всех зарплат оказывается ниже общей стоимости конечных продуктов. Более того, как объяснить существование сбережений и инвестиций? Зарплат недостаточно даже для покупки продуктов. Откуда могут взяться сбережения?

Для начала, рассмотрим стационарную экономику простого воспроизводства. В такой экономике из года в год производится одно и то же количество товаров. Технологии неизменны и хорошо всем известны. Такая экономика находится на границе своих производственных возможностей. Все предприятия одинаково эффективно используют имеющиеся производственные ресурсы. Стоимость ресурсов целиком определяется их предельным продуктом. Экономический рост и прибыль в таких условиях невозможны. Такое состояние в реальной жизни мы именуем, как ни странно, экономическим кризисом. Экономический кризис – это состояние, при котором достигается максимальная производительность для данного уровня развития науки и технологий.

Это состояние идеального равновесия и совершенной конкуренции. Прибыль отдельного предприятия возможна только за счет убытка другого. Конкуренция носит характер непримиримой и ожесточенной борьбы и совершенно не важно, сколько игроков находится на рынке. Даже если экономика состоит из одного предприятия, собственник производства будет чувствовать себя отвратительно. Всю свою выручку он обязан будет направить на зарплату своим наемным работникам для того, чтобы они смогли купить его продукцию. В противном случае, стоимость произведенной продукции неизбежно упадет, и собственник предприятия получит за свой товар ровно столько, сколько направил на оплату труда.

Представим себе маленькую страну, в которой живут собственник предприятия (он же капиталист и эксплуататор) и десять рабочих. Предприятие выпускает продукты питания, которые потребляются рабочими. Собственник платит рабочим по 100 денежных единиц. После реализации продукции он неизменно имеет 1000 денежных единиц. Через некоторое время, такая благотворительность ему надоедает, и он решает стать эксплуататором. Теперь он платит каждому своему рабочему 90 денежных единиц. Однако, очень скоро все обнаруживают, что, на самом деле, не изменилось ровным счетом ничего. Рабочие как покупали всю продукцию, так и покупают, их реальные зарплаты не изменились. Номинальная зарплата снизилась, но снизились и цены на продукты питания. Собственник, сэкономив 100 единиц, после продажи своего товара получит теперь лишь 900 денежных единиц, и у него по-прежнему будет 1000. Конечно, обозленный таким положением дел, он может броситься скупать на свою сотню назло всем свой товар. Но, по большому счету, он ему не нужен, ему нужен капитал, который принесет ему дополнительный доход. Как его получить, не нанося ущерб себе? Ответ дадим несколько позже, а теперь еще раз обсудим полученные результаты.

Совершенно очевидно, что в закрытой экономической системе в каждый момент времени должно выполняться равенство:

pQ = wL (1)

где p цена произведенного продукта, Qколичество продукта, wстоимость труда (зарплата), Lколичество работающих людей. В этом случае весь продукт будет выкуплен, а вся зарплата израсходована. С другой стороны, для отдельного предприятия производственная функция будет выглядеть, как:

pq = wl + rk (2)

где rцена капитала, а kколичество капитала. Стоимость капитала представляет собой зарплаты работников, производящих капитальные блага и уравнение (1) для всей экономики будет выполняться. Но где же в таком случае прибыль, инвестиции и сбережения? А их в стационарной экономике нет и быть не может. В состоянии экономического кризиса, когда рост прекращается, прибыли, сбережения и инвестиции устремляются к нулю. Они возникают только тогда, когда появляется возможность увеличить производительность использования ресурсов, когда происходит внедрение в процесс производства инноваций, когда предприятия, закупая ресурсы по старым ценам, производят больше продукции, чем раньше. Предельный продукт ресурса превосходит установленную рыночную цену на ресурс. Разница между ними и приводит к появлению прибыли, сбережений и инвестиций. Они возникают только в условиях экономического роста, к обсуждению которых мы и преступим.

III. Откуда берется капитал?

Вернемся в нашу маленькую страну, где господствует единственный собственник и трудятся 10 рабочих. После безуспешных попыток получения прибыли путем сокращения зарплат, очень скоро, собственник находит для себя другую и единственную приемлемую возможность увеличения своего благосостояния. Для этого собственник должен превратиться из неудачливого эксплуататора в предпринимателя-инноватора. Внедряя новые технологические решения в производственный процесс, и совершенствуя управление, он добивается увеличения производительности труда. Теперь 9 человек способны производить столько же продукции, сколько раньше производили 10. Всем рабочим предприниматель продолжает платить по 100 единиц для того, чтобы его выручка не упала. Но одного рабочего он направляет на изготовление, допустим, более совершенной печи для выпечки хлеба. Поскольку стоимость одного рабочего составляет 100 единиц в месяц, то за этот срок он создаст дополнительный капитал стоимостью 100 единиц.

Этот капитал представляет собой материализованную прибыль предпринимателя. А стоимость труда рабочего, занятого в производстве капитальных благ, - это не что иное, как сбережения и инвестиции. Общество отказалось от немедленного увеличения потребления ради гораздо большего увеличения потребления в будущем. Производство потребительских товаров могло быть немедленно увеличено, если бы рабочий трудился на своем привычном месте, потому что производительность труда стала выше. Но производство дополнительного капитала представляется более выгодной альтернативой. После введения в строй новой печи собственник и общество получает двойную выгоду: производство увеличится и благодаря возвращению рабочего на свое привычное место, и благодаря запуску новой печи.

Общество отказывается от увеличения потребления сегодня, оно направляет сэкономленные трудовые ресурсы на создание дополнительного капитала, что позволит в будущем существенно увеличить потребление. Люди сберегают и инвестируют. В рассмотренном нами примере предприниматель мог не привлекать рабочего для создания капитала, а оставить его заниматься привычным делом – выпускать потребительские товары. В результате возросшей производительности труда товаров на рынке появится больше, и они станут дешевле. Поэтому рабочие временно могут оставить потребление товаров на неизменном уровне, и сохранить некоторое количество денег. Эти деньги они могут предложить предпринимателю в качестве кредита. Понимая, что при помощи кредита предприниматель оплатит труд по созданию капитала, который принесет прибыль, рабочие согласятся предоставить деньги под некий процент. Так или почти так в растущей экономике возникают сбережения, инвестиции, прибыль и процент, которые невозможны в стационарной экономике. Они возможны только в условиях экономического роста.

Безусловно, уравнение (1) выполняется и в растущей экономике, но надо понимать, что зарплата, выплаченная в определенный момент времени идет на покупку товаров, произведенных в прошлом периоде. В тоже время, она является оплатой за будущий труд. А если будущий труд становится более производительным, то, именно тогда, появляется возможность получения прибыли и создания капитала. Но, когда производство вырастет, то рабочие неизбежно получат полную стоимость своего труда. Есть здесь эксплуатация? Нет. Рост производительности труда, несомненно, заслуга того, кто координирует и управляет процессом производства. Дополнительный капитал – это награда предпринимателю за эффективное использование имеющихся ресурсов. Рабочие получают все сполна, они покупают на свои зарплаты весь потребительский продукт, их реальные зарплаты неуклонно повышаются. Где здесь эксплуатация и что предприниматель ворует у рабочего? Ничего. Он накапливает капитал, который приносит пользу всем: дополнительный капитал увеличивает производительность труда, вознаграждение за труд неизбежно, растет. Растет до таких размеров, чтобы полностью поглотить весь выпущенный потребительский продукт.

Потребительский продукт без остатка поглощается зарплатами. Да, безусловно, некоторый продукт поглощается предпринимателями и собственниками производства. Им тоже необходимо кушать и где-то жить. После этих слов многие злорадно усмехнутся: яхты, дворцы и личные самолеты – достойное вознаграждение за эффективное управление. Что на это возразить? Во-первых, больше одного килограмма мяса и банки черной икры в день человек не осилит, больше одного дворца и пары автомобилей имеют немногие. Во-вторых, зарплату выплачивает себе предприниматель из прибыли, а, значит, он уменьшает инвестиции в развитие своего (или чужого) предприятия. Сокращение инвестиций серьезно снижает эффективность производства и производительность труда. Чрезмерное потребление собственника производства создает громадные риски для предприятия, в высококонкурентном современном мире это чревато большими проблемами. Чтобы убедиться в этом, вернемся в нашу маленькую страну, но сделаем ее чуть более реальной. Теперь здесь трудятся два собственника производства.

Оба используют одинаковые технологии, и на их предприятиях занято абсолютно одинаковое количество рабочих. Производство растет, а вместе с ним растут и реальные зарплаты. Но, в силу того, что один из предпринимателей потребляет чуть больше, зарплаты на его предприятии, неизбежно, становятся чуть меньше. Платить больше он не может в принципе, потому что начнет терпеть убытки. Бесконечно долго подобная ситуация сохраняться не может. Другой предприниматель имеет прекрасную возможность завоевать рынок и вытеснить конкурента. Для этого у него имеется масса возможностей. Он может немного понизить зарплаты, и установить их на уровне чуть выше, чем у конкурента, а на сэкономленные деньги переманить дополнительного рабочего. При этом, подобную процедуру он может продолжать достаточно долго.

После ухода каждого рабочего выручка у первого предпринимателя будет неумолимо падать, и для того, чтобы поддержать свое потребление, он будет вынужденно постоянно снижать уровень зарплат. Кроме того, второй предприниматель может воспользоваться кредитом, и ему его с радостью предоставят рабочие, получающие более низкое вознаграждение. Они с лихвой компенсируют свои затраты более высокими заработками после перехода на новое место работы. Заметим, что производительность труда на предприятии первого предпринимателя будет неизбежно ниже, потому что большие личные расходы на потребление не позволят увеличивать капитал таким же темпом, как и у конкурента. В любом случае, исход борьбы заранее предрешен. Уменьшая инвестиции и увеличивая личное потребление, предприниматель идет на смертельный риск. Мраморные лестницы и золотые унитазы, очень часто, становятся предвестниками скорого упадка. Средства, потраченные на предметы роскоши, могли быть потрачены на расширение капитала и увеличение производительности труда, что стало бы весомым аргументом в будущем конкурентном сражении.

Покинем нашу маленькую страну и вернемся, наконец, к обсуждению доли труда и капитала в конечном продукте.

IV. Труд и капитал. Законы производства.

Как следует из уравнения (2), прирост производства отдельной фирмы выглядит так:

d(pq) = d(wl) + d(rk) (3)

Предприниматель находит способ увеличения производительности труда, внедрив, предположим, в производство новую технологию. Заранее оговорим, что за единицу стоимости примем стоимость единицы конечного продукта. Единицу стоимости выбрать необходимо, потому что в экономике важны не абсолютные цены, а относительные. Естественно, предприниматель в начале производственного цикла выплачивает такую зарплату, которая существовала до внедрения новой технологии. Возражений против этого быть не должно, рабочие все получают сполна, они выкупают весь продукт, и уравнение (1) выполняется. После завершения производственного цикла и продажи произведенных товаров предприниматель получает прибыль, поскольку его рабочие произвели больше, чем в предыдущем цикле (не забываем, что за единицу стоимости мы приняли стоимость единицы товара). Прибыль d(pq) будет равняться приросту производительности труда d(wl):

d(pq) = d(wl)

Подержав прибыль в руках, предприниматель принимает решение о том, куда ее направить. У него есть две возможности. Первая возможность: предприниматель приобретает дополнительный капитал, и прибыль уходит на зарплаты рабочим, занятым производством капитальных благ. Уравнение (1) выполняется. Кроме того, поскольку вся прибыль инвестируется в дополнительный капитал

d(wl) = d(rk),

то прирост производства потребительских товаров за весь период составит

d(pq) = d(wl) + d(rk) = 2d(wl) (4)

Замечательный результат. Прирост потребления в два раза больше первоначальных инвестиций в капитал. Рост реальных зарплат в два раза превосходит размер инвестиций. Именно поэтому, и для отдельного предприятия, и для целой экономики стоимость рабочей силы в два раза больше стоимости капитала. Значит, доля труда в стоимости конечного продукта составляет 2/3, а доля капитала – 1/3. Полученные значения достаточно хорошо согласуются с результатами Дугласа. Выходит, законы производства все-таки существуют, существует механизм, вынуждающий предприятия тратить на зарплаты своих сотрудников в два раза больше средств, чем на инвестиции. Обсудим другой способ использования прибыли предпринимателем, но, забегая вперед, отметим, что он приведет нас к тому же результату.

Вторая возможность предпринимателя заключается в выплате всей прибыли рабочим. Возросшее вознаграждение позволяет рабочим сохранить потребление неизменным, и осуществить сбережения, которые в виде кредита попадут к другим предпринимателям (или к этому же), и будут направлены на инвестиции. Вторая возможность использования прибыли выглядит менее логично, чем первая. Почему? Потому что рост реальных зарплат означает снижение относительной стоимости капитала, что должно заставлять вкладывать дополнительные средства в капитал. Даже если работники откажутся от осуществления сбережений, предприниматель будет искать способы пополнения капитала или замены рабочей силы капиталом. Для того, чтобы производство оставалось эффективным, такой шаг необходим. Если, все же, предприниматели после получения прибыли откажутся инвестировать средства в дополнительный капитал, то сложится парадоксальная ситуация: стоимость рабочей силы в отраслях, производящих потребительские товары, окажется выше, чем в отраслях, связанных с производством капитальных благ.

Такая ситуация долго сохраняться не может: зарплаты рабочих, которые производят капитальные блага, обязательно вырастут, и стоимость капитала возрастет. Поэтому отношение стоимости капитала к стоимости рабочей силы, неизменно, будет равняться ½. Поэтому в любой стране потребление составляет 2/3 ВВП. Это неизбежно, как смена дня и ночи, как приход зимы и лета. Таковы законы производства.

V. Выводы.

В условиях стационарной экономики прибыли, экономический рост, сбережения и инвестиции отсутствуют. На это есть веские причины. И в растущей, и в стационарной экономиках в любой момент времени должно выполняться равенство между общей стоимостью всех выпущенных потребительских товаров и денежным вознаграждением всех работников, которые заняты в производстве. Поэтому в стационарных условиях общая выручка и затраты производителей постоянны и равны между собой. В условиях экономического роста прибыль возможна, но об этом несколько позже.

Если в стационарной экономике попытаться осуществлять сбережения, то производители, неизбежно, начнут терпеть убытки. Их затраты, которые представляют собой зарплаты рабочих, занятых производством потребительских и капитальных товаров, будут превышать выручку на величину сбережений. Поэтому зарплаты будут немедленно снижены, и осуществлять сбережения в таких условиях чрезвычайно затруднительно. И в них нет никакого практического смысла: предприятия не имеют возможности взять кредит, прибыли нет и платить проценты нечем. Даже, если все деньги будут потрачены на покупку товаров, предприятия лишь смогут возместить свои расходы. Стационарная экономика – это экономика в состоянии экономического кризиса. Прибыль, инвестиции, сбережения, процент и экономический рост равны нулю.

Такое положение наступает тогда, когда экономика достигает границ своих производственных возможностей, когда все, или почти все, предприятия одинаково максимально эффективно используют имеющиеся ресурсы. Единственной возможностью преодоления этого состояния является внедрение инноваций, которые позволяют существенно увеличить производительность труда. Заплатив в начале производственного процесса за труд, установившуюся на рынке цену, в конце производитель получит некоторую прибавку, которая появляется благодаря внедрению инноваций. Выпуск товаров увеличится, и выручка станет больше затрат. Так в растущей экономике возникает прибыль, которая направляется на приобретение дополнительного капитала. Дополнительный капитал необходим для эффективной работы предприятия. Предприниматель и общество в целом получают двойную выгоду: производство растет и по причине увеличения производительности труда, и в связи с появлением дополнительного капитала.

Кроме того, в этом и заключена причина того, что потребление в два раза превышает инвестиции и составляет 2/3 размера ВВП. Показатели степеней для труда и капитала в функции Кобба-Дугласа, а, следовательно, доля труда и капитала в конечном продукте, составляют 2/3 и 1/3 соответственно. Законы производства, о которых говорил Дуглас, существуют. Средства, направляемые на увеличение зарплат и наем дополнительных работников, превышает в два раза средства, инвестируемые в покупку дополнительного капитала. И это не зависит от того, какую страну, регион, отрасль или предприятие мы рассматриваем. Так было, так есть и так будет, а, значит, это и есть закон производства.



СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Принципы и стадии налогового планирования

Автор: Елeнa Cepгeeвна Bылкoвa, доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансовых, кредитных и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного универcитeтa экoнoмики и финaнcов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов. Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется определенным принципам. На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

В экономической литературе можно выделить два подхода к определению налогового планирования. В основе первого лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика, в основе второго — налоговая оптимизация.

Следует также различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое понятие.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. При этом в понятие будущего финансового состояния целесообразно также включать уровень налогового бремени.

Планирование налогов — это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента.

Здесь необходимо отметить следующее.

  • Во-первых, являясь составной частью системы финансового менеджмента, налоговое планирование занимает в ней специфичное место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов.
  • Во-вторых, так как налоговые отношения как составная часть финансовых возникают на перераспределительной стадии воспроизводственного процесса и являются завершающим звеном любого предпринимательского решения, налоговому планированию как составной части финансового менеджмента присуща ограниченная самостоятельность. Как контрольная функция финансов проявляется только в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, так и налоговое планирование проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Таким образом, налоговое планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее оказывает существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.
  • В-третьих, налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:

  • недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;
  • оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;
  • не обеспечивают должной системности в своем развитии;
  • могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования в деятельности фирмы и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:

  • прояснение возникающих проблем;
  • возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
  • подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
  • стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
  • повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

Основами налогового планирования являются:

  1. учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
  2. разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
  3. правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
  4. оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

  1. платить минимум из положенного;
  2. осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
  3. использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
  4. использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
  5. не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

Стадия 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». Например, если создать компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство расположить в США, где критерием считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и, следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.

На практике возможно использование двухстороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич».

Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает дочернюю компанию в Нидерландах и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, т. е. эти компании принадлежат организации, расположенной на Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.

Что касается Российской Федерации, то здесь используются свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит снижение налогового бремени.

Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

Компания, получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогообложения прибыли. Критерием того, сколько вычитать, служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В отдельных странах полностью разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен от контролируемого предприятия, где обеспечено безусловное принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

В отдельных странах (например во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.

Стадия 3. Текущее налоговое планирование.

Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:

  • использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;
  • использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
  • разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Стадия 4. Принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях — обеспечить возврат части уплаченных налогов.

На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Депозитарные расписки: понятие, виды и механизм обращения

Автор: Taмаpa Алeкcaндpoвнa Бaтяeвa, кандидат экономических наук, дoцeнт кафедры экономической теории факультета государственного управления MГУ им. Ломоносова.

Покупка инвесторами ценных бумаг иностранных фирм без резидентов-посредников не производится. Между тем потребность в таких ценных бумагах существует. Возможность реализовать эту потребность появилась после возникновения схемы продажи ценных бумаг при помощи так называемых депозитарных расписок — свободно обращающихся на фондовом рынке вторичных ценных бумаг.

В настоящее время одной из особенностей развития организованных финансовых рынков, ярко выраженной тенденцией является глобализация — появление на базе национальных рынков международного рынка. Международный рынок можно условно разделить на внутренний и внешний. Из-за законодательной, политической и экономической нестабильности, проблем, связанных с налогообложением и конвертированием, покупка инвесторами ценных бумаг иностранных фирм без резидентов-посредников не производится. Между тем потребность в таких ценных бумагах существует. Возможность реализовать эту потребность появилась после возникновения в США схемы продажи ценных бумаг при помощи так называемых депозитарных расписок.

Поводом для выпуска депозитарных расписок послужил запрет в 1927 г. законодательством Великобритании вывоза из страны национальных ценных бумаг.

В свою очередь, законодательство США запрещает свободное хождение в стране ценных бумаг нерезидентов. Они могут быть предложены на американском фондовом рынке только через ADR (американские депозитарные расписки). Рынок депозитарных расписок начал активно развиваться в 70—80-е гг. XX в. вслед за интеграцией мирового капитала. В 90-е гг. этот рынок пережил настоящий бум, который был частично спровоцирован падением процентных ставок в США и поиском американскими инвесторами возможностей зарабатывать деньги на рынках развивающихся стран.

В настоящее время на мировых фондовых рынках обращаются более 1 000 депозитарных расписок на акции различных эмитентов более чем из 60 стран, значительная часть из которых представлена компаниями из развивающихся стран, а также российскими эмитентами.

1. Понятие депозитарной расписки

Депозитарные расписки представляют собой инвестиционный инструмент международного фондового рынка.

Депозитарная расписка — это свободно обращающаяся на фондовом рынке вторичная ценная бумага, выпущенная в форме сертификата авторитетным депозитарным банком мирового значения на акции иностранного эмитента и свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранной компании, депонированных в стране нахождения этой компании, кругооборот которых осуществляется в другой.

В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:

  • ADR (American Depositary Receipt) — американские депозитарные расписки, которые допущены к обращению на американском фондовом рынке;
  • GDR (Global Depositary Receipt) — глобальные депозитарные расписки, операции с которыми могут осуществляться и в других странах.

По американскому законодательству ADR — сертификат, который не является ценной бумагой, но удостоверяет право на ценную бумагу. Сертификат ADR должен содержать информацию о депозитарии и краткое описание депонированных ценных бумаг, полномочий по голосованию (в том числе по доверенности), распределению дивидендов. Сертификат должен также отражать размеры оплаты услуг депозитария. В сертификате должно быть указано, что эмитент подпадает под требования Закона 1934 г., что означает возможность для любого инвестора получить информацию об эмитенте в Комиссии США по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC).

Обыкновенные и привилегированные акции, облигации — все эти ценные бумаги, как известно, являются эмиссионными ценными бумагами, объектами инвестиционной деятельности. На все эмиссионные ценные бумаги могут быть выпущены депозитарные расписки.

Разрабатывая программу выпуска ADR (GDR), компании преследуют достижение следующих целей:

  • привлечение дополнительного капитала для реализации инвестиционных проектов;
  • создание имиджа, привлекательного для иностранных и отечественных инвесторов, так как депозитарные расписки на акции компаний выпускают известные мировые банки;
  • рост курсовой стоимости акций на внутреннем рынке в результате возрастания спроса на эти акции;
  • расширение круга инвесторов, привлечение зарубежных портфельных инвесторов.

Выпуск депозитарных расписок является весьма привлекательным и для инвесторов. Привлекательность ADR (GDR) для инвесторов, как показывает мировой опыт, состоит в возможности:

  • более глубокой диверсификации портфеля ценных бумаг;
  • доступа через депозитарные расписки к акциям зарубежных компаний;
  • получения высокого дохода на росте курсовой стоимости акций компаний из развивающихся стран;
  • снижения рисков инвестирования в связи с несинхронным развитием фондовых рынков в различных странах.

2. Виды депозитарных расписок

Депозитарные расписки делятся на два вида: неспонсируемые и спонсируемые.

Неспонсируемые ADR (non-sponsored ADR) выпускаются по инициативе крупного акционера или группы акционеров, владеющих значительным числом акций компании. Их выпуск никак не может контролироваться эмитентом. Основное преимущество выпуска неспонсируемых депозитарных расписок заключается в том, что требования Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) к ценным бумагам, против которых выпускаются эти расписки, заключаются лишь в представлении ей пакета документов, подтверждающих полное соответствие деятельности компании-эмитента и ее ценных бумаг (акций и облигаций) законодательству страны эмитента. Недостатком неспонсируемых ADR является то, что торговать ими можно только на внебиржевом рынке: неспонсируемые ADR не допускаются к торговле на бирже и в системе NASDAQ. Поэтому котировки неспонсируемых депозитарных расписок носят информационно-справочный характер. В результате купля-продажа данных расписок осуществляется при личной встрече, по телефону или при помощи средств электронной связи.

В последние годы наметилась твердая тенденция к снижению числа программ выпуска неспонсируемых расписок и роста спонсируемых ADR.

Спонсируемые ADR (sponsored ADR) выпускаются по инициативе эмитента. Они могут быть выпущены только одним депозитарным банком, подписание специального договора с которым является обязательным условием регистрации в SEC.

Спонсируемые ADR выпускаются четырех уровней: первого, второго, третьего и четвертого. Следует отметить, что первые два выпускаются на уже существующие на вторичном рынке акции, а выпуск ADR третьего и четвертого уровней предполагается за счет новой эмиссии.

3. Механизм выпуска и обращения депозитарных расписок и его особенности

Депозитарные расписки — это физически существующие бумаги (сертификаты), выпускаемые депозитарием, в роли которого традиционно может выступать банк или трастовая компания. Перед выпуском спонсируемых ADR между компанией-эмитентом и банком-депозитарием подписывается депозитарный договор, фиксирующий все условия выпуска ADR и функции каждой стороны. Под выпуск ADR компания-эмитент осуществляет эмиссию акций и передает их на ответственное хранение банку-кастоди или непосредственно банку-депозитарию, который будет выпускать ADR. В России эти услуги оказывают такие банки, как «Кредит Свисс» (Credit Suisse) и «Ай Эн Джи Бэнк» (ING Bank), имеющие официально зарегистрированные дочерние компании в Москве. Банк-кастоди осуществляет свои функции на основании договора с банком-депозитарием, выпускающим депозитарные расписки.

Основные функции банка-кастоди, работающего по программе ADR:

  • осуществление учета и перерегистрации владельцев акций, на которые депозитарный банк выпустил ADR;
  • участие в переводе дивидендов;
  • регистрация себя самого в реестре акционерного общества в качестве номинального держателя по акциям, на которые выпущены депозитарные расписки.

Акции, которые находятся на ответственном хранении, регистрируются в реестре акционеров на имя ответственного хранителя банка-кастоди, последний является номинальным держателем этих акций, т.е. он держит акции от своего имени, не являясь собственником этих ценных бумаг.

На общее количество акций, находящихся на ответственном хранении, банк-депозитарий получает глобальный сертификат ADR, на основании которого выпускаются депозитарные расписки для продажи инвесторам.

Банк-депозитарий, работающий по программе ADR, выполняет следующие функции:

  • выпускает депозитарные расписки на депонированные ценные бумаги иностранного эмитента и в случае необходимости осуществляет их аннулирование;
  • выступает агентом и регистратором, т.е. оформляет операции по депозитарным распискам, ведет реестр номинальных и реальных владельцев депозитарных расписок, выплачивает дивиденды, выступает агентом по доверенности;
  • оказывает помощь иностранной компании-эмитенту в подготовке документов для SEC при регистрации выпуска депозитарных расписок, а также при предоставлении в SEC форм регулярной финансовой отчетности;
  • осуществляет информирование широкого круга участников рынка ценных бумаг о начале выпуска депозитарных расписок, т.е. обеспечивает информационную поддержку проекта выпуска ADR;
  • обобщив результаты голосования держателей ADR, направляет их эмитенту, если инвестор имеет право собственности на голосующие акции и желает реализовать свое право голоса;
  • осуществляет консультирование инвесторов и оказывает им помощь в подготовке документации для налоговых органов во избежание двойного налогообложения.

Лидерами на мировом рынке в области предоставления депозитарных услуг по программам ADR являются: старейший коммерческий банк США «Банк оф Нью-Йорк» (Bank of New York), «Ситибанк» ( Citibank) и «Морган Стенли» (Morgan Stanley).

При выпуске ADR к фирме-эмитенту акций предъявляются определенные требования:

  • акции, на которые выпущены ADR, не должны иметь хождения ни на каких фондовых биржах в период действия депозитарного договора;
  • акции, которые переданы на ответственное хранение, не могут быть предметом залога;
  • акции, на которые наложены какие-либо запреты, нельзя передавать на ответственное хранение и регистрировать на номинального держателя.

Обращение ADR. Депозитарные расписки могут быть выпущены, если инвесторов привлекают акции или облигации иностранной компании. В этом случае инвесторы поручают своим брокерам купить ценные бумаги интересующей их компании-эмитента. Брокеры приобретают ценные бумаги либо через свои отделения, работающие в стране компании-эмитента, либо через брокеров, работающих на фондовом рынке эмитента. Затем ценные бумаги доставляются в банк-кастоди. Приобретенные ценные бумаги зачисляются на счет депо депозитарного банка, выпускающего ADR. После этого депозитарные расписки доставляются брокеру, брокер переводит ADR на счет депо, указанный инвестором.

Брокер, действующий по поручению инвестора, осуществляет операцию по купле ценных бумаг, которых нет на американском фондовом рынке. При этом схема покупки депозитарных расписок выглядит следующим образом:

  1. инвестор дает поручение брокеру, например в США, купить депозитарные расписки;
  2. брокер, работающий в США, дает распоряжение брокеру страны местонахождения эмитента на покупку эквивалентного количества ценных бумаг;
  3. брокер, работающий на фондовом рынке страны компании-эмитента, покупает ценные бумаги данной компании на фондовом рынке своей страны;
  4. ценные бумаги поступают в банк-кастоди;
  5. банк-кастоди (банк-хранитель) записывает данные ценные бумаги на счет банка, выпускающего депозитарные расписки;
  6. банк-депозитарий выпускает ADR, которые доставляются американскому брокеру через регистрационно-клиринговый центр;
  7. регистрационно-клиринговый центр записывает депозитарные расписки на счет брокера для дальнейшей продажи инвестору.

Размещенные депозитарные расписки свободно обращаются на фондовом рынке путем совершения инвесторами сделок по купле-продаже ADR. Изменения в составе владельцев ADR фиксируются в реестре, который ведет банк-депозитарий, выпустивший ADR.

За каждой размещенной депозитарной распиской стоит определенное количество зарезервированных у ответственного хранителя (банка-кастоди) акций компании. Количество акций, включенных в одну депозитарную расписку, фиксируется в договоре, заключаемом между компанией-эмитентом и банком-депозитарием. Так, одна депозитарная расписка, выпущенная на акции АО «Сургутнефтегаз», включает 50 обыкновенных акций этой компании. При желании инвестор может обменять свои ADR на акции этой компании.

Американский инвестор не может продать акции российского эмитента на американском фондовом рынке, поскольку российским законодательством вывоз российских акций за рубеж запрещен.

Процесс продажи ADR, которые обращаются на американском фондовом рынке, предполагает два варианта реализации ADR:

  1. путем прямой продажи депозитарных расписок на вторичном рынке в США;
  2. путем конвертации депозитарных расписок в акции и продажи этих акций на рынке страны компании-эмитента.

В первом случае владелец депозитарных расписок обращается к своему брокеру с поручением продать ADR. Американский брокер пытается продать их на фондовом рынке США. Если ему удается продать депозитарные расписки, он регистрирует сделку в депозитарном банке, после этого депозитарные расписки оформляются на нового владельца.

Во втором случае, если брокеру не удалось продать депозитарные расписки своего клиента на американском фондовом рынке, он обращается к российскому брокеру и просит его найти покупателя в России. Когда российский брокер найдет покупателя, депозитарный банк аннулирует выпущенные им ADR, банк-кастоди прекращает выполнять функции номинального держателя акций и акции переоформляются в реестре на нового владельца.

Схема продажи ADR выглядит следующим образом:

  1. владелец ADR дает поручение своему брокеру продать депозитарные расписки;
  2. брокер дает поручение российскому брокеру найти покупателя в России и одновременно возвращает депозитарные расписки банку-депозитарию для конвертации их в акции;
  3. банк-депозитарий, получив ADR, списывает их со счета инвестора, вносит изменения в реестр владельцев ADR;
  4. банк-депозитарий информирует банк-кастоди об уменьшении количества ADR и количества акций, которые должны быть списаны со счета номинального держателя, т. е. сняты с ответственного хранения;
  5. в результате конвертации ADR в акции банк-кастоди прекращает свою функцию номинального владельца ценных бумаг и дает информацию реестродержателю о необходимости внести изменения в реестр акционеров, т. е. уменьшить количество акций у номинального держателя и записать эти акции на американского инвестора;
  6. акции зачисляются на лицевой счет американского инвестора;
  7. дается поручение российскому брокеру реализовать акции;
  8. происходит продажа акций на российском фондовом рынке;
  9. списываются акции с лицевого счета американского владельца и записываются на счет нового владельца;
  10. перечисляются денежные средства через клиринговую систему на счет американского инвестора.

4. Выпуск ADR/GDR на акции и облигации российских эмитентов

Российские компании заинтересованы в выходе на мировые фондовые рынки с целью привлечь инвестиции для развития производства. Поэтому они начали активно использовать возможности ADR и GDR для проникновения на американский и европейский фондовые рынки. И хотя российские эмитенты сравнительно недавно начали осваивать зарубежные рынки, по мнению брокеров, для компаний-эмитентов этот инструмент привлечения капитала скоро станет привычным.

В 1996 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам разрешила российским компаниям подавать заявки на размещение ADR первого уровня среди американских инвесторов при условии обязательного информирования инвесторов о состоянии российских акционерных реестров.

На настоящем этапе развития фондового рынка в России отечественным фирмам-эмитентам все же, как правило, доступны только программы первого уровня либо ADR третьего уровня. Обусловлено это тем, что финансовая отчетность должна быть составлена в соответствии с международными стандартами, а этим требованиям значительное число российских эмитентов не соответствует.

Большинство ADR, выпущенных на акции российских компаний и банков, представляют собой бумаги первого уровня, что дает инвесторам право торговать ими лишь на американском внебиржевом рынке вне электронной клиринговой системы NASDAQ, a также на тех биржевых площадках вне США, где они войдут в листинг. Для российских депозитарных расписок это Берлинская, Франкфуртская и Лондонская биржи. Интерес для инвесторов представляет возможность спекуляции с депозитарными расписками посредством игры на разнице курса акций в России и цены ADR в США.

Что касается российских эмитентов, то решающим фактором при принятии решения о выпуске депозитарных расписок должна быть не инвестиционная привлекательность фирмы для потенциального инвестора как таковая, а состояние финансовых рынков в этот период в регионе, где фирма-эмитент планирует размещать свои финансовые инструменты, поскольку глобализация финансовых операций привела к затовариванию фондовых рынков. Так, ежегодно на международные финансовые рынки выбрасывается на 40 млрд. долл. США новых ценных бумаг. Кроме того, следует учитывать и другую тенденцию — смену предпочтений финансовых менеджеров, а именно переход от формирования инвестиционных портфелей по региональному принципу к инвестированию средств, например, в телекоммуникационный сектор в глобальном масштабе. Эти и другие особенности необходимо учитывать при планировании выпуска ADR и GDR.

Источник: Элитариум

Прыг: 057 058 059 060 061 062 063 064 065 066 067
Шарах: 100