СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Розничные платежные услуги и тенденции их развития

Цель данной статьи — дать обзорную характеристику тенденций развития розничных платежных услуг. Необходимо обратить внимание на то, что основные платежные технологии не могут рассматриваться вне исторического контекста по их становлению, который очень влияет на скорость и практику внедрения новых информационно-коммуникационных решений. Кредитные организации, которые выполняют функции основных расчетных институтов России, в свое время инвестировали средства в создание сетей банкоматов и других эквайринговых программно-аппаратных устройств.

Инвестирование предполагает возврат вложенных средств, а для модернизации и приобретения нового оборудования требуются значительные финансовые затраты, что не всегда по силам российским финансовым посредникам. Поэтому скорость внедрения новых информационно-технологических решений, которые предоставляют качественно новый платежный сервис, не так высока, как этого хотелось бы потребителям платежных услуг.

При раскрытии темы принята следующая последовательность изложения материала.

Сначала проводится обзор розничного платежного бизнеса. В рамках этого обзора рассматриваются основные термины и характеристики платежного процесса, а также представляются технологические процедуры платежно-расчетного взаимодействия потребителей и поставщиков платежных услуг. Целью данного подраздела является рассмотрение сходства платежного процесса в системах на основе документарных и бездокументарных платежных инструментов при всем процедурном многообразии физической реализации этого процесса.

В следующем подразделе излагается концепция предоставления платежных услуг «дистанционного банкинга», рассматриваются его основные виды, структура, потребители и поставщики, работающие на этом рынке финансовых услуг. Основой данных, обсуждаемых в этом разделе, являются аналитические разработки и публикации международной группы CGAP, а также данные, представленные на сайтах основных российских поставщиков дистанционных платежных услуг. В этом же разделе приводится ряд нормативно-правовых рекомендаций, необходимых для модернизации соответствующего рынка платежных услуг.

Далее представлены тенденции развития технологий предоставления розничных платежных услуг, в основном их техническая составляющая определяется разработкой стандарта ISO 20022, реализация которого, скорее всего, окажет фундаментальное влияние на развитие всех видов платежных технологий. Далее в этой части статьи рассматриваются основные электронные платежные сервисы, предоставляемые в контексте группировки по видам платежных инструментов, обсуждается их взаимосвязь и функциональные особенности.

Затем следует подраздел, в котором рассматриваются проекты в области инновационных платежных технологий, реализуемых в настоящее время в России. Необходимо отметить, что основой этих проектов является внедрение новых технологий и сервисов в области банковских услуг, в частности, пластиковых карт. Существенное влияние на тематику указанных пилотных проектов оказывает разработка перспективного законопроекта «О национальной платежной системе».

Необходимо отметить, что практика разработки перспективных платежных технологических решений выглядит несколько однобоко. В основе пилотных проектов лежит экономический интерес поставщиков платежных услуг, государства и больших розничных организаций, но в тоже время недостаточно представлены интересы потребителей этого вида услуг, их предпочтения и удобство работы. Очень много говорится о недостаточном финансовом образовании потребителей услуг, в связи с чем они очень мало влияют на тенденции развития платежных технологий. Представляется, что такое положение дел должно измениться, потому что в конечном итоге от предпочтений потребителей во многом зависит дальнейшее направление развития розничных платежных систем. В процесс модернизации и реформирования платежных технологий необходимо вовлечь представителей потребительского сообщества, и очень важно это сделать еще на этапе проектирования и разработки перспективных систем розничных платежей. В связи с данным соображением, важным является краткий обзор состояния и основных тенденций развития платежных технологий, которые представлены в данной лекции.

Обзор розничных платежных услуг

Международная терминология, используемая в платежных и расчетных системах, в зависимости от величины расчетных операций классифицирует платежи на два основных вида[1]. Платежи на крупные суммы (large-value payments), которые главным образом осуществляются между банками или между участниками на финансовых рынках и обычно требуют срочного и своевременного расчета. Розничные платежи (retail payments) — термин, характеризующий все платежи, не включенные в определение платежей на крупные суммы. Розничные платежи являются в основном потребительскими несрочными платежами сравнительно небольшой стоимости. Системы розничного перевода денежных средств обрабатывают большой объем относительно небольших по стоимости платежей в форме чеков, кредитовых переводов, прямых дебетов, операций через банкоматы и операций электронного перевода денежных средств в пунктах продаж. Кроме этого, денежные переводы, осуществляемые по банковской или почтовой системе, принято считать формой розничных платежей.

В России к розничным финансовым услугам относят широкий перечень услуг, оказываемых финансовыми посредниками юридическим и физическим лицам. Среди них — платежно-расчетные услуги и услуги по переводу денежных средств.

Организации, оказывающие финансовые услуги по проведению платежей, представлены двумя большими группами — кредитными организациями и организациями, которые не являются кредитными организациями. Кредитные организации действуют и осуществляют банковские операции на основании лицензии, предоставляемой Центральным банком. К организациям, которые не являются кредитными, относятся организации почтовой связи, операторы электронной денежной наличности, операторы мобильной связи, а также международные и национальные системы денежных переводов.

Отдельные платежные услуги могут осуществлять платежные агенты и субагенты, которые представлены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по приему платежей физических лиц. Под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком[2].

В зависимости от вида платежного инструмента, используемого для инициирования расчетных операций между плательщиком и получателем средств, различают розничные платежи в документарной и бездокументарной форме.

Расчеты на основании нормативно установленных расчетных документов принято называть документарными формами расчетов.

Расчетные документы представляют собой:

— распоряжение плательщика (клиента кредитной организации) на списание денежных средств со своего счета и перечисление их на счет получателя средств;

— распоряжение получателя (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы могут быть представлены на бумажном носителе либо в виде электронного образа документа.

К расчетным документам, используемым в Российской Федерации для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков, относятся платежные поручения и аккредитивы. Перевод средств получателю на основании платежного поручения является безусловным. При аккредитивной форме расчетов для перевода средств на счет получателя он должен выполнить определенные условия, которые предусмотрены в договоре, на основании которого производится расчет между плательщиком и получателем. Наиболее распространенным видом безналичных платежей является перевод на основании платежного поручения.

К расчетным документам, используемым для получения платежа посредством дебетования счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся платежные требования, инкассовые поручения и чеки (если кредитные организации осуществляют их инкассирование). На основании инкассового поручения средства на счет получателя средств переводятся в бесспорном порядке. Расчет на основании платежного требования может предусматривать согласие плательщика.

К бездокументарным формам платежных инструментов относят платежные карты, электронные деньги, а также инструменты, сочетающие характеристики электронных форм расчетов. Причем бездокументарные платежные инструменты обычно являются кредитовыми видами инструментов, поскольку процедура инициирования расчетных операций осуществляется плательщиком.

В России существует несколько видов электронных платежных систем, использующих бездокументарные формы расчетов, которые можно условно классифицировать по трем основным типам:

— карточные системы;

— операторы цифровой наличности;

— платежные шлюзы.

К карточному типу относятся платежные системы, работающие с банковскими картами. Напомним читателям[3], что платежная карта является видом инструмента для осуществления расчетов, предназначенного для совершения физическими и юридическими лицами операций с денежными средствами, находящимися у эмитента. Платежная карта содержит определенную информацию о счете и является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя. Она является инструментом проведения платежа, а не самим средством платежа. Банковская карта — платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары и услуги в пунктах приема банковских карт, получать наличные денежные средства в банкоматах либо пополнять свой карточный счет при помощи платежных терминалов и банкоматов. Эмитентом платежной карты выступает кредитная организация, осуществляющая деятельность по выпуску платежных карт, открытию счетов и расчетно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им карт. При осуществлении расчетов между плательщиком и получателем эмитент взаимодействует с кредитной организацией — эквайером, который поддерживает сеть пунктов приема банковских карт. Расчет между эквайером и эмитентом выполняет расчетный агент — кредитная организация, выполняющая функцию управления расчетным процессом между участниками межбанковских расчетов. Функции эмитента, эквайера и расчетного агента, а также поддержка программно-аппаратных средств взаимодействия участников и клиентов платежной системы могут выполняться в рамках одной кредитной организации, а могут быть распределены между несколькими организациями.

Платежные системы, которые оперируют цифровой наличностью — эмитированными организатором системы денежными единицами, которые можно обменять на наличные у соответствующих участников системы. Электронные деньги[4] — денежные обязательства эмитента в электронной форме, учет которых осуществляется на специальном устройстве, например, микропроцессорной карте или жестком диске персонального компьютера. Если электронные деньги представляют собой продукт, основанный на картах, стоимость, обычно, хранится на микропроцессорном чипе, встроенном в пластиковую карту. Другой вид электронных денег представляет собой так называемый сетевой продукт, использующий специализированное программное обеспечение, инсталлированное на персональном компьютере, для хранения стоимости.

Платежные шлюзы представляют собой синтез карточных систем и операторов электронной наличности, предоставляя возможность взаимной конвертации и способов оплаты товаров и услуг в Интернете. Значительная часть существующих в настоящее время электронных платежных систем относится именно к шлюзам, несмотря на то, что многие из них выделяют определенный вид платежей как основной.

Существуют функциональные компоненты, которые являются общими для электронных платежных систем на основе карт и электронных денег. Такими общими составляющими являются:

— выпуск расчетного и (или) кассового инструмента (эмиссия);

— собственник безналичных денежных средств, депонированных, занятых или приобретенных у эмитента (держатель);

— операционная сеть программно-аппаратного обеспечения пунктов приема электронных платежных средств (эквайринговая сеть);

— программно-технические средства информационного обмена и обработки расчетно-кассовых операций (процессинг).

Организациями, которые выполняют функции эквайера, эмитента и расчетного агента в рамках платежных систем на базе электронных денег, могут являться не только кредитные организации, но и другие юридические лица.

Денежные средства, используемые для расчетов документарными и бездокументарными платежными инструментами, могут перемещаться между платежными системами, использующими различные средства для расчетов. Например, для расчетов в платежной системе, использующей электронные деньги, денежные средства можно перевести платежным поручением, платежной картой или предоставить наличные в пункте приема платежной системы. Таким образом, денежные средства юридического или физического лица (плательщика) могут быть распределены между различными системами розничных платежей в зависимости от его потребностей. Поток платежей, направленный от плательщика к получателю денежных средств, обычно сопровождается потоком с обратным направлением, который представляет собой товары, услуги и финансовые активы, предоставляемые в обмен на денежные средства.

По принципам организации расчетных взаимоотношений между участниками платежных систем системы расчетов делятся на системы валовых расчетов (брутто-расчеты) и системы нетто-расчетов. Синтезом характеристик брутто и нетто расчетов является система смешанных расчетов.

Расчет на валовой основе (gross settlement) предполагает, что в соответствии с каждым поручением или требованием проводится отдельная операция посредством соответствующего перечисления средств. Платежи исполняются последовательно по мере их поступления или в соответствии с установленной очередностью обработки.

Нетто-расчет (net settlement) — расчет на основе чистой позиции взаимных требований и обязательств, его также называют неттингом или зачетом.

Неттинг представляет собой расчет нетто позиций по встречным платежам согласно суммам, отраженным в платежных инструкциях двух и более участников расчетов на нетто-основе, в соответствии с порядком проведения расчетов или клиринга.

Системы брутто-расчетов различаются по скорости и порядку проведения расчетов. Расчеты на валовой основе могут проводиться непрерывно в течение дня (real-time), а могут осуществляться в заранее определенный период времени (batch). Это определяет деление брутто-расчетных систем на расчеты в режиме реального времени и расчеты с периодической обработкой платежей.

Системы нетто-расчетов различаются по способу расчета нетто-позиции требований и обязательств на двухсторонний (bilateral) неттинг и многосторонний (multilateral) неттинг.

Смешанные системы (hybrid system) — это системы, сочетающие быструю завершенность платежа систем валовых расчетов и более эффективное использование ликвидности, характерное для неттинговых систем. Основной чертой этих систем является частый зачет платежей в течение операционного дня с немедленным завершением расчета.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии, такие, например, как сеть Интернет и мобильная связь, широко применяются в банковском бизнесе. Использование в платежных системах современных стандартов и сервисов обмена информацией привело к появлению разнообразных систем элетронного обмена «Банк-Клиент», «телефонного банкинга», «интернет-банкинга» и «мобильного банкинга», которые объединены общим термином — дистанционное банковское обслуживание.


[1] См.: Платежные и расчетные системы. Международный опыт. Вып. 1. Глоссарий терминов, используемых в платежных и расчетных системах / Центральный банк Российской Федерации, М.: Полиграф Сервис, 2007. 66 с. (www.cbr.ru).

[2] См.: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

[3] Подробнее о платежных картах см. гл. 2.1. и 2.2.1

[4] Существуют различные определения электронных денег, Директива Евросоюза об эмитентах электронных денег (2000 г.) дает следующее определение: «денежная стоимость, представляющая собой особый вид права требования к организации — эмитенту, которое: 1) хранится на электронном носителе; 2) выпускается при получении денежных средств в стоимостном размере не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость; 3) принимается как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями».


СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Потребительские кредиты. Кредитные карты

Кому кредит? Кому карту?

Иногда можно услышать такое мнение: «Кредитная карта – это тот же потребительский кредит, только с помощью банковской карты». На первый взгляд может показаться, что это действительно так, однако более глубокий анализ этих продуктов позволяет понять, что это утверждение ошибочно. Безусловно, из всех кредитных продуктов они наиболее похожи друг на друга (как правило, оба вида кредита предполагают получение наличных денежных средств, являются беззалоговыми и т.д.), но у этих продуктов есть и существенные отличия. Сформулируем три самых важных из них:

· Кредит подразумевает обязательное наличие цели использования денежных средств (например, ремонт, обучение, путешествие и т.д.), в то время как кредитная карта выступает, как правило, резервным инструментом трат (в случае непредвиденных расходов);

· Кредит предполагает разовое получение денежных средств, в то время как кредитная карта представляет собой возобновляемую кредитную линию;

· Кредит наличными невозможно продать клиенту, если у него не сформирована индивидуальная потребность в нем, в то время как кредитную карту опытный продавец может продать любому клиенту.

Через призму этих отличий нужно смотреть на формирование продуктового предложения, целевую аудиторию и само продвижение этих продуктов.

Особенности формирования нового продуктового предложения по кредитным картам и потребительским кредитам

Концепция кредитной карты или потребительского кредита как финансового продукта достаточно сложна с точки зрения ее восприятия потребителем. Оба продукта являются финансовыми инструментами и остаются по своей сути продуктами неосязаемыми и нематериальными, в результате чего потребителям соотносить стоимость продукта и сам продукт достаточно нелегко. Дополнительной сложностью является тот факт, что, как и в случае со многими финансовыми продуктами, преимущества именно кредитной карты не очевидны для многих потенциальных клиентов в краткосрочной перспективе.

Существует достаточно большое количество работ, которые представляют собой базу для анализа составляющих, в том числе, финансового продукта. Так, еще Филипп Котлер[1] выделяет в своих работах:

- ядро продукта, которое является основной целью приобретения продукта;

- классовые характеристики продукта;

- ожидаемые характеристики;

- дополнительные и потенциальные характеристики продукта.

Таким образом, продукт может рассматриваться как набор основных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение основных потребностей потребителей. Кроме этого продукт наполняется набором дополнительных характеристик, которые позволят ассоциировать тот или иной продукт с тем, кто его поставляет на рынок, отличать от конкурирующих продуктов на рынке, и в некотором смысле делать его особенным или уникальным. Концепция же потенциальных характеристик продукта подразумевает, что продукт будет наделен новыми характеристиками в будущем, что позволит поставщикам продуктов в дальнейшем себя дифференцировать в зависимости от конъюнктуры рынка.

В случае с кредитной картой, ядром и классовыми характеристиками продукта могут быть такие его свойства, как возможность пользоваться возобновляемой кредитной линией при необходимости, и платить проценты за пользование кредитом только в случае фактического использования кредитных средств. Дополнительными характеристиками кредитных карт могут быть, например, наличие льготного периода кредитования, возможность управления счетами с использованием Интернета и мобильной связи и т.п. В случае потребительских кредитов ядром будет, например, минимальный и максимальный размер кредита и срок получения кредита, классовыми характеристиками – диапазон процентных ставок, их тип (фиксированная или плавающая), наличие или отсутствие ежемесячных комиссий и т.п. Дополнительными характеристиками могут быть комиссии или мораторий на досрочное погашение, наличие страховых программ. Потенциальными характеристиками могут быть какие-либо свойства продукта, планируемые банком к внедрению в будущем с целью выделения продукта на рынке (например, возможность подать заявление на увеличение кредитного лимита через Интернет, без обращения в банк). Фактически, это долгосрочная стратегия развития продукта.

Таким образом, стратегия управления продуктом должна фокусироваться на определении основных характеристик продукта (ядра и классовых характеристик) и развитии второстепенных характеристик, необходимых в данный момент в соответствии с текущими требованиями и в будущем в соответствии с тенденциями развития рынка.

Существует два аспекта, которые существенно влияют на продуктовую стратегию позиционирования кредитных карт и потребительских кредитов на рынке и его особенности:

· Обратное потребление продукта: в отличие от нефинансовых продуктов, где продукт зачастую сначала производится, а потом потребляется, рассматриваемые нами продукты сначала потребляются (оформляются в отделении банка), а лишь затем «производятся» (выдается кредит или кредитная карта). Таким образом, клиент заранее не знает, что он приобретает и насколько цена, которую он платит за данный продукт, соответствует тому продукту, что он получит в перспективе. Данный факт необходимо учитывать в ценообразовании продукта;

· Гетерогенность качества: качество предлагаемого продукта зависит в первую очередь от качества работы персонала банка, вовлеченного в обслуживание продукта. В результате потенциально возможен большой разброс в качестве обслуживания и, соответственно, качестве продукта. И, оформляя кредитную карту в банке, клиент будет оценивать качество продукта не столько по дизайну карты и размеру кредитной линии, сколько по оперативности банка в оформлении ему кредитной карты, а также то, насколько новый продукт поможет ему решить его обычные жизненные проблемы.

Поэтому все больше банков свою продуктовую стратегию сводят не просто к абстрактному продуктовому конструктору («мы придумали, а вы – выбирайте»), а обучают свой персонал помогать клиентам сделать выбор того продукта, который действительно удовлетворит его потребности[2]. Например, банк проводит рекламную кампанию по потребительским кредитам, и приходит клиент, которому нужен «кредит до зарплаты», т.е. кредитная карта. Важно, чтобы сотрудник отделения банка правильно выявил потребность клиента и предложил ему именно кредитную карту, а не кредит, который не решит проблему клиента, а, возможно, только ее усугубит.

После того, как намечены основные аспекты продуктовой стратегии, ключевым этапом становится разработка самого продукта. Можно выделить два основных направления разработки новых продуктов:

· Инновации. В данном случае разрабатываемый продукт будет абсолютно новым как для банка, так и для рынка. Следует отметить, что инновации в финансовом секторе достаточно редки. В части кредитных карт, как правило, инновации возможны только в связи с изменениями технологий платежных систем (например, разработка технологии карт Pay Pass) или серьезными изменениями законодательства. В части потребительских кредитов инновации возможны по целям и способам предоставления кредита (например, выдача кредита через Интернет-банк).

· Новый продукт в организации. В данном случае продукт на рынке уже существует, но отсутствует в конкретной организации. В отличие от инноваций, данный вид разработки новых продуктов с одной стороны менее интересен рынку и, как следствие, может принести меньше прибыли, но с другой стороны и менее рискован, поскольку продукт на рынке уже существует, в связи с чем можно перенять или модернизировать технологию конкурента, а также учесть все ошибки, которые были допущены при реализации аналогичных продуктов другими банками.

Поскольку и в России, и за границей кредитные карты и, тем более, потребительские кредиты существуют уже достаточно давно, то разработка продукта сводится к созданию своей версии данного продукта на рынке.

Рассмотрим основные этапы формирования продуктового предложения[3]. На первом этапе необходимо сформулировать, какова цель внедрения в банке нового продукта по кредитным картам или потребительским кредитам, поскольку от целей будет зависеть, какие средства и ресурсы необходимо будет отвлекать на внедрение и обслуживание продукта в конкретной финансовой организации. Так, отвлечение средств и ресурсов будет существенным, если банк ставит перед собой цель стать лидером на рынке (в сегменте рынка), и оно будет гораздо менее существенным, если банк планирует иметь продукт в продуктовой линейке с целью удовлетворения потребностей уже существующих клиентов (например, топ-менеджеров предприятий, находящихся в банке на корпоративном обслуживании и одновременно пользующихся услугами банка в качестве физических лиц).

На втором этапе разрабатывается структура продукта, которая включает в себя:

- ценовые параметры продукта;

- процесс выдачи и обслуживания продукта;

- риск-стратегию продукта.

Структура продукта может быть разработана как внутренними подразделениями банка, так и сторонней организацией, специализирующейся на разработке продуктов и услуг (внешняя консультационная компания). Важным аспектом данного этапа является включение в структуру продукта факторов, которые сделают продукт актуальным для рынка. Также необходимо учитывать опыт других банков, совпадение идеи продукта с потребностями целевой аудитории и т.д. Например, если планируется массовая выдача нецелевых кредитных продуктов, то целесообразно внедрять систему скоринга, автоматизировать запросы в кредитные бюро и т.п., в то время как при обслуживании только VIP-клиентов (например, в банке существует исключительно Private Banking), достаточно ручного процесса, поскольку каждый случай будет индивидуальным.

Все идеи, которые были разработаны на предыдущем этапе и включены в структуру продукта, на третьем этапе должны быть проанализированы на предмет их соответствия сформулированной стратегии продукта, стратегии банка в целом, финансовым возможностям банка по внедрению данного продукта и пр. Процесс анализа структуры продукта может проходить в несколько этапов, включая в себя предварительный анализ (исключение заведомо неподходящих идей) и детальный анализ (включает в себя оценку операционных и финансовых возможностей, в том числе построение модели «доходов-расходов», или P&L model[4]).

Окончательная структура продукта, сформированная по результатам анализа, на четвертом этапе подлежит внедрению в виде окончательной концепции продукта и внутреннего порядка, регламентирующего взаимодействие подразделений банка между собой и с клиентами в рамках предоставления данной услуги. Кроме того, необходимо решить все технологические вопросы, связанные с внедрением услуги (доработка ИТ-систем, схем бухгалтерского учета, финансовой отчетности и т.п.). Одним из важнейших аспектов является позиционирование продукта на фоне других продуктов, предоставляемых банком. Например, банк уже предоставляет потребительские кредиты, и готовится к запуску кредитных карт. Тогда возможно позиционирование кредитной карты в качестве нового средства кредита, который заменит потребительские кредиты (кредитная карта выступает конкурентом потребительскому кредиту) или в качестве дополнительного источника кредитных ресурсов для тех ситуаций, когда кредит не может быть предоставлен (кредитная карта выступает дополнением к потребительскому кредиту). На этой стадии также можно провести тестовый запуск продукта («пилотный» проект) и при необходимости провести его доработку и модификацию. Однако необходимо помнить, что финансовые продукты относительно легко копируемы, и тестовый запуск может предоставить конкурентам всю необходимую информацию о продукте, в результате чего к моменту полноценного запуска продукта конкурентное преимущество может быть потеряно и прибыль от запуска продукта будет существенно меньше.

На пятой (финальной) стадии разработки продукта решаются вопросы операционного характера: время запуска, география внедрения продукта, маркетинговая поддержка продукта (например, возможные средства ATL и BTL в рамках продвижения продукта) и т.п.

Остановимся чуть детальней на стратегии маркетингового продвижения. В самом начале главы речь шла о том, что кредит подразумевает обязательное наличие цели использования денежных средств (например, ремонт, обучение, путешествие и т.д.). Одной из распространенных ошибок является указание конкретной цели получения кредита в рекламе (например, «кредит на ремонт»). Практические исследования показывают, что когда цель клиента не совпадает с озвучиваемой целью в рекламе, он может не ассоциировать данное предложение с собой. Именно поэтому наиболее правильным является вариант позиционирования кредита, когда отсутствует указание цели в принципе («кредит на любые цели»).

Вспомним, что кредитная карта выступает, как правило, резервным инструментом трат (в случае непредвиденных расходов). Следовательно, в этом направлении и должна идти работа в части маркетинговых коммуникаций. Например, можно позиционировать карту как удобный инструмент для путешествий, совершения покупок и т.п.

Кредитная карта и потребительский кредит не являются неизменяемыми продуктами. В связи с постоянным изменением конъюнктуры рынка, для успешного банка крайне необходимо разработать процесс регулярного мониторинга рынка с целью анализа функционирования продукта на рынке и требований самого рынка[5]. Данная информация позволит своевременно изменять продукт, разрабатывать новые субпродукты и прекращать функционирование старых. Таким образом, одним из ключевых аспектов успешного функционирования продукта на рынке является анализ и стратегическое управление продуктом, или портфелем субпродуктов, из которых состоит кредитный продукт. Постоянное исследование рынка является важнейшим инструментом, позволяющим организации получать своевременную информацию о развитии рынка, реакции рынка на саму организацию и ее продукты.


[1] Kotler P., Marketing Management: Analysis, Planning and Control (1994)

[2] Hugh Croxford, Frank Abramson, Alex Jablonowski. "The Art of Better Retail Banking: Supportable Predictions on the Future of Retail Banking", 2005

[3] Hamilton W, Management of new products (2006)

[4] P &L – Profit & Loss

[5] Jones С., Management practices in service industries (2007).


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Экономическая идентификация, законы функционирования категории «финансовые ресурсы»

Автор: Левчаев П.А.

Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Финансовые ресурсы, выступая источником воспроизводственного процесса, оказывают влияние на все его стадии. Эффективность их формирования и использования влияет на темпы экономического роста в стране. Прибыль на этот вид ресурсов и движение финансовых потоков лежат в основе группировки и перегруппировки факторов производства, создания предприятий, развития отраслей, эффективности национальной экономики.

Принципиальными допущениями, из которых следует исходить при определении финансовых ресурсов, являются следующие: 1) финансовые ресурсы как понятие относятся к базовой категории «финансы»; 2) сущностная природа базовых категорий предполагает принадлежность понятия к распределительным, стоимостным процессам; 3) ресурс рассматривается с позиции потенциальности задействования и целевой предназначенности.

Итак, исходной, основополагающей категорией выступают финансы – отношения по поводу распределения созданной стоимости. Они представляют собой инструмент распределения (перераспределения) валового национального продукта и орудие формирования и использования образовавшихся при их участии финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и государства.

Далее, необходимо уточнение сущностной специфики финансовых ресурсов. В современных условия ВНП как стоимость, подлежащая распределению, образуется предприятиями производственной и непроизводственной сфер. В последние годы потребители предъявляют требования о предоставлении ценности (стоимости) и к общественному сектору. Стоимостной результат деятельности предприятий является базисом последующих распределительных отношений. Стадии воспроизводственного процесса и природа образования финансовых ресурсов соотносятся определенным образом.

На стадии производства (первой стадии) финансовые отношения формируются лишь потенциально, поскольку здесь отсутствует их важный признак – движение денежных средств. Потенциально – это значит, что здесь посредством умелого объединения факторов производства создается добавочная стоимость, приобретающая форму валового дохода.

Вторая стадия воспроизводственного процесса – распределение. Здесь происходит распределение и отчуждение стоимости общественного продукта в денежной форме, а также формирование доходов субъектов производства в соответствии с их вкладом или формирование целевых отдельных частей стоимости у одного владельца. Данная стадия характеризуется обособленным (от движения товаров), односторонним движением стоимости. Именно эта стадия является сферой функционирования финансовых отношений, а значит, и образования финансовых ресурсов.

На стадии обмена движение денежных средств продолжается, хотя приобретает качественно иные характеристики. Стоимость не отчуждается, а лишь меняет форму с денежной на товарную – происходят акты купли и продажи товаров. Движение денежной формы стоимости сопровождается встречным (двусторонним) движением стоимости в товарной форме. Отсутствие распределительных отношений на данной стадии не позволяет считать ее сферой функционирования финансовых отношений. На этой стадии финансовые ресурсы могут продолжать свое движение, но уже в качестве товара, например, ссуды.

На четвертой стадии воспроизводственного процесса – стадии потребления, так же как и на первой, финансовые отношения отсутствуют по причине отсутствия движения денежных средств.

Следовательно, финансовые ресурсы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – стадии распределения. Первоначальной сферой их образования являются процессы первичного распределения стоимости ВНП, когда стоимость разделяется на составляющие элементы и соответственно образуются различные формы дохода как у самого предприятия, так и у других субъектов хозяйствования и государства. После реализации продукции и образования выручки формируются амортизационные отчисления, отчисления на заработную плату работающих, прибыль предприятия, отчисления на государственные социальные нужды, происходят платежи по страхованию, банковской сфере. Все остальные отношения носят перераспределительный характер, ибо затрагивают распределение образовавшихся вышеназванных доходов. Это отчисления из прибыли государству, налоги на доходы физических лиц, распределение прибыли на предприятии и т. д.

Выступая материальными носителями финансовых отношений, финансовые ресурсы оказывают влияние на все стадии воспроизводственного процесса, приспосабливая его к общественным потребностям. Преобладающая часть ресурсов создается предприятиями национальной экономики, а затем перераспределяется в другие ее звенья. Так происходит образование финансовых ресурсов на уровне первичного звена экономики – предприятия. Государство должно обеспечить условия наиболее эффективного использования имеющихся в его распоряжении ресурсов с целью стимулирования экономического роста, являющегося необходимым условием экономически независимого общества. Если вспомнить понятие капитала как стоимости, приносящей доход, то тождественность капитала и распределяемой при финансовых отношениях стоимости очевидна.

Положение системы финансовых ресурсов государства в общегосударственной системе финансовых ресурсов приоритетно, поскольку в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности; государство, выступая субъектом распределения, может активно влиять на развитие финансовых отношений. Напротив, положение системы финансовых ресурсов предприятий обусловлено их ролью в создании новой стоимости, которая «питает» другие системы финансовых ресурсов, а значит, выступает базисом последующих распределительных отношений и даже существования государства как института, организующего их. Финансовые ресурсы в виде прямых и обратных потоков поступают в ту или иную систему финансовых ресурсов.

Сегменты системы характеризуют принадлежность к определенной сфере финансовых отношений, действующих в секторах общественного воспроизводства и сформировавшихся вследствие специализации деятельности. Можно дать следующее видение разделения труда (по аналогии с классификацией К. Маркса): выделение финансовых отношений общественной жизни – общее разделение труда; формирование сфер финансовых отношений – частное разделение; классификация звеньев внутри сфер – единичное разделение. Система финансовых ресурсов предусматривает акцент на стоимостной стороне секторов, в основе обособления которых лежала специализация. Доминанта стоимостных отношений как обособившая сферу деятельности человека обусловила возникновение финансовых институтов (обслуживающих эти отношения). Наличие того или иного института (институциональный аспект), упорядочивающего финансовые отношения между субъектами (функциональный аспект), означает полноту формулировки, целостность взгляда на финансы, законченное их определение (как функционально-институционального единства).

Отношения собственности и общественное разделение труда выступили предпосылками возникновения потребности в распределении, обмене стоимостями в различных формах. Позднее стоимость не только имела движение на рынке продуктов и услуг, но и обусловила возникновение специфического вида рынка – финансового. Связи, опосредующие разделение труда, и финансовые отношения имеют различные форму и содержание и зависят от того, какие обособившиеся структурные элементы системы вступают в отношения по поводу распределения ресурсов, стоимости. Также связи зависят от уровня развития финансовых отношений и обслуживающей экономическую систему инфраструктуры. Финансовое содержание этих связей заключается в том, что прямые и обратные связи характеризуют направленность стоимости системы и, в общем, аккумуляцию либо потерю ею стоимости. Внутренние связи показывают, что стоимость циркулирует и не покидает рассматриваемое звено или сферу финансовой системы, внешние – могут предполагать движение стоимости в отношении иных элементов, систем.

Множество сегментов концентрации стоимости, ограниченность ресурсов, стихийные законы рынка нередко выступают причинами возникновения различных стоимостных диспропорций (краткосрочного либо долгосрочного характера), неполного, неэффективного перераспределения и использования ресурсов в экономической системе; оказывает влияние и на процессы появления и внедрения инноваций. Функционирование субъектов экономики на пределе ресурсных возможностей, с одной стороны, позволяет в наибольшей степени использовать имеющиеся мощности и потенциал, а с другой – тормозит (увеличивая временной лаг) процессы перераспределения имеющихся ресурсов в сферы их инновационного приложения, что не позволяет экономике постоянно находиться в фазе роста, сопровождающегося полным и эффективным использованием циркулирующей стоимости и образованных на этой основе ресурсов. Подобное «бездействие» ресурсов не позволяет реализовать их капиталотворческую природу в полной мере и означает потерю системой потенциальной стоимости, невозможность ее оперативного перераспределения в более прибыльные сектора экономики.

Третий пункт допущений предполагает целевую направленность и потенциальность использования ресурсов. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова трактует ресурс как запасы, источники чего-либо. Следовательно, финансовые ресурсы должны рассматриваться, прежде всего, как запасы, источники целевого назначения и развития в финансовой сфере, в данном случае запасы и источники осуществления производственной деятельности предприятия. Прилагательное «финансовые» предполагает принадлежность к распределяемой стоимости. Деятельность может рассматриваться в текущем аспекте и в перспективе потенциально. Вполне логично в связи с этим разделить понятия финансовые средства и финансовые ресурсы.

Средство – это то, что необходимо для осуществления какой-либо деятельности. Финансовые средства могут быть немедленно использованы предприятием как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие «средства» целесообразно применять при характеристике текущей деятельности, (например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами).

Финансовые ресурсы – более емкое понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (необходимыми для обеспечения текущей деятельности) потенциально возможные, которые могут быть получены при необходимости (в перспективе либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия). Положение исходит из того, что деятельность предприятия не ограничивается текущим периодом и может быть спланирована на перспективу. В понятии «ресурс» уже заложена определенная предназначенность, в данном случае это обеспечение производственной деятельности, а если имеются в виду повторяющиеся циклы производства – источник финансирования воспроизводственной деятельности предприятия (включая перспективную деятельность субъекта хозяйствования), что предполагает учет всевозможных ресурсов. Следовательно, финансовые ресурсы представляют собой текущие и потенциально возможные средства, которые при необходимости могут быть приняты и использованы предприятием как знаки распределяемой стоимости с целью поддержания желаемых пропорций функционирования (например, наличная, безналичная формы денег, ценные бумаги и др.) Подчеркнем, что есть неизменная сущность (распределяемая стоимость) и есть различные формы ее проявления (то, что принимается в качестве знака), реализующие назначение (функциональное). Финансовые ресурсы немыслимы без распределительных процессов и имеют различную удовлетворяющую субъектов форму и, если деньги есть всеобщая мера стоимости, то финансовые ресурсы – это знак, характеризующий стоимость, а именно передаваемую (распределяемую) и уже измеренную деньгами.

Приведенная трактовка связана с воспроизводственным процессом (на стадии распределения которого возникают финансовые отношения и ресурсы), по результатам которого каждый субъект участия получает свою долю стоимости (в форме приемлемых для него знаков), используемую им в последующем в том числе как источник финансовых ресурсов и образования фондов. Данный подход подтверждается тем, что если исходить из положения, согласно которому финансовые ресурсы есть материальные носители (скорее, выразители) финансовых отношений (по поводу распределения стоимости, приобретающей, в конечном счете, форму активов предприятия), а капитал – это стоимость приносящая доход, то правомочно в определенной степени отождествить понятия капитала и финансовых ресурсов предприятия, прибыльная ориентация деятельности которого делает их таковыми.

Финансовые ресурсы есть фактор производства. Можно возразить, что это овеществленные финансовые ресурсы, но они могут быть превращены в деньги или немедленно использованы в качестве знаков распределяемой стоимости, исчисленных деньгами или выраженных в денежной форме, но представленных материально–вещественной формой. Сделка первоначально предполагает не передачу товара, а именно распределение стоимости. Стоимость (например, в зависимости от целей оценки, либо опыта оценщика) и ее денежное измерение (например, при инфляции, различных валютных курсах, покупательных способностях валют) также могут колебаться. Например, в трансформационной экономике практика замены денежной формы ресурсов была достаточно распространенной, в 1990-е гг. при обращении денежных суррогатов.

Есть и различие в ликвидности активов. Если на уровне государства возможно распределение валового дохода, то на уровне предприятия – его активов. Аналогию также можно провести с товарной формой кредита (коммерческий кредит). Так, в качестве оплаты используются денежные средства хозяйствующего субъекта, драгоценные металлы, его вложения в виде ценных бумаг или даже задолженность. Суть одна – движение распределяемой стоимости. Отметим, что зарубежная практика хозяйствования изначально выделяет одним из видов ресурсов (факторов производства) капитал.

Исследовав сущность категории, логично перейти к установлению выполняемых ею функций. Функции означают проявление сущности категории в действии, специфические способы выражения присущих ей свойств. Они являются производными от сущности, которую выражают, и показывают общественное назначение категории. В избранной функциональной сфере устанавливаются классы задач для реализации целевой направленности функционирующей сущности.

Поскольку обеспечение (посредством распределительного механизма, действующего в сфере финансов предприятий) всех сфер (производственной и непроизводственной) деятельности хозяйствующих субъектов определяется требуемой для этого величиной (обусловленной особенностями воспроизводственного процесса) стоимости, то основными функциями являются: 1) поступление стоимости; 2) применение стоимости. Функции, реализуя изначально распределительно-контрольный характер финансов, приобретают (трансформируются) стоимостную целевую направленность. Функции действуют как в производственной, так и непроизводственной сферах деятельности предприятия. Реализация функционального назначения финансовых ресурсов становится возможной вследствие того, что они выступают средством: а) получения своей доли стоимости в произведенном продукте; б) аккумуляции стоимости (как в фондовой, так и в не фондовой формах) и реализации ее покупательной способности с целью обеспечения различных потребностей; в) прироста стоимости; г) взаимосвязи с другими системами финансовых ресурсов.

Таким образом, категориальными характеристиками финансовых ресурсов являются: 1) способность быть принятыми любым хозяйствующим субъектом в качестве формы распределяемой стоимости; 2) способность обмениваться на любой товар, ресурс; 3) способность возместить эквивалент затраченной стоимости через любой промежуток времени. Вместе с тем, наиболее полное осмысление финансовых ресурсов как категории достигается посредством исследования их экономической природы и законов функционирования. Исследование экономической природы финансовых ресурсов, позволит выявить основные причинно–следственные связи их функционирования.

Одной из потребностей человека в современном мире является потребность в обладании финансовыми ресурсами как аккумулированными экономическими возможностями. Данная потребность заставляет предпринимателей работать. Стремление к обладанию как можно большей частью стоимости, выраженной в денежной форме, и возможностью ее распределять является целью многих сфер бизнеса.

Финансовые ресурсы в современном мире выступают одной из потребностей человека, хозяйствующих субъектов, а с другой являются предпосылкой организации производства. Здесь соотносятся понятия потребности и производства (а точнее финансового производства, целью которого является получение прибыли на вложенные финансовые ресурсы).

Финансовые ресурсы являются экономическим (редким) благом, поскольку именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими или не экономическими. Спекулятивные операции со стоимостью и получаемая, как следствие, прибыль дают возможность характеризовать финансовые ресурсы как продукт труда. Способность ресурсов удовлетворять опосредованно потребности людей свидетельствует о наличии потребительной стоимости, а возможность обмена на потребительные стоимости другого рода – о меновой стоимости. Подобные характеристики позволяют сделать заключение о том, что финансовые ресурсы – это товар, для которого употребимы понятия предельной полезности и субъективной ценности.

С точки зрения того, что финансовые ресурсы есть товар и фактор производства, правомочно рассмотреть законы их функционирования. С позиций товара для финансовых ресурсов характерны понятия полезности и субъективной ценности.

Согласно трудовой теории стоимости, цена товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Этот подход предполагает, что единице финансовых ресурсов объективно присуща определенная стоимость. В процессе обмена на рынке происходит сопоставление стоимости товаров и нередко возможно отклонение конечной цены от определенной заранее – в зависимости от субъективных предпочтений покупателя и его мнения о ценности товара. Именно как «ценность» переводилось в конце XIX в. с немецкого языка на русский слово «стоимость», а ценность субъективна. Поэтому действительная стоимость товара определялась на рынке и зависела от его ценности и полезности для покупателя, а не только от затрат общественно необходимого труда.

Для предприятия ценность финансовых ресурсов может значительно различаться в зависимости от особенностей организации производства, сезонных факторов. Целевое назначение требуемого предприятием кредита заставляет банки использовать индивидуальный подход при выдаче ссуды, который и учитывает в цене ссуды возможные аспекты кредитуемого мероприятия. Так стоимость из объективного свойства товара (поскольку создается при его производстве и изначально ему присуща) превращается в субъективное (поскольку измеряется на рынке).

Характерно, что в последние годы английский термин «value» трактуется различно – как полезность, ценность, стоимость (соответственно в отношении товаров, потребителей, бизнеса). Процессы активизации движения капитала и деятельное использование в практике различных финансовых инструментов, расширение практики купли–продажи предприятий как имущественных комплексов способствовали возникновению понятия справедливой стоимости. Сегодня среди отечественных и зарубежных экономистов нет однозначного понимания и трактования данного вида стоимости. Согласно одной из распространенных трактовок, под справедливой стоимостью понимается сумма денежных средств, достаточная для приобретения активов или исполнения обязательств при совершении сделки между осведомленными и независимыми сторонами. Часто такой подход отождествляется с рыночной стоимостью.

Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности – два диаметрально противоположных подхода в измерении стоимости. Приходится учитывать и соизмерять затраты труда на единицу ресурса и полезность. В каждом конкретном случае при выработке финансовых решений предприниматель должен решать эту дилемму. Без сопоставления потребностей в ценности ресурса и получаемого эффекта невозможна экономическая деятельность.

Субъективную ценность связывают с редкостью блага, и поэтому выделяют два вида полезности: а) абстрактную, т. е. способность блага удовлетворять потребность; б) конкретную (субъективную), относящуюся к определенной единице блага. Субъективная оценка зависит от двух факторов: имеющегося запаса блага и степени насыщения им потребности.

Согласно законам Г. Госсена, по мере удовлетворения потребности степень насыщения растет, а величина полезности каждой дополнительной единицы блага уменьшается; каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, а при ограниченности блага имеется его предельная единица, удовлетворяющая настоятельную потребность.

Ценность блага определяется полезностью его предельной единицы, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность. Например, при потребности в 100 единиц финансовых ресурсов, из которых 99 уже получены, велика ли потребность в последней (т. е. наименее настоятельной)? Полезность последней единицы блага (которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность в нем) есть предельная полезность. Различают общую полезность совокупности блага и предельную полезность его единицы.

Односторонность подобного подхода, объясняющего ценность только полезностью, привела к тому, что А. Маршалл соединил теорию предельной полезности, теорию спроса и предложения и теорию издержек производства. В его теории определение стоимости и цены находится под воздействием рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения (издержек производства). С этого момента проявляется интерес к функциональному анализу факторов влияния. Характерно, что в настоящее время весьма распространенной является методика факторного анализа прибыли хозяйствующих субъектов.

Со стороны спроса действует закон убывающей предельной полезности, заключающийся в том, что по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность сокращается. Именно поэтому стоимость кредитных финансовых ресурсов в относительном выражении на единицу выше для незначительной суммы, а с насыщением потребности в ресурсах все меньшее количество субъектов хозяйствования готово оплачивать их каждую дополнительную единицу, что оказывает общее понижающее влияние на цену. Вероятно, что закон начинает действовать только после достижения определенной величины потребленных ресурсов, а именно после насыщения спроса в них. Следовательно, частным случаем закона можно считать возрастание предельной полезности. В том случае, когда предприятие осуществляет капиталоемкий инвестиционный проект, предельная полезность будет возрастать до потребной на данном этапе величины финансовых ресурсов (до насыщения спроса и удовлетворения потребности в финансовых ресурсах), поскольку под угрозой находится успешность реализации всего проекта.

Влияние оказывает и бюджетное ограничение – невозможность заплатить бóльшую сумму средств. Это приводит к тому, что покупатель ресурсов должен сделать выбор в пользу определенной их комбинации, максимизировав тем самым получаемую полезность в заданных бюджетных рамках. Условие потребительского равновесия реализуется при равенстве отношений предельной полезности товаров их ценам, тогда приобретаемые полезности равны. Ограниченность ресурсов выступает фактором, сдерживающим экономический рост и показывающим его пределы на данном этапе развития.

Спрос на финансовые ресурсы предъявляется, в том числе и как на фактор производства, т. е. для производительного потребления. Уникальность этого вида ресурсов состоит в том, что это – единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. Когда речь идет о спросе на ресурсы как на фактор производства, имеется в виду спрос, необходимый для приобретения капитала в физической форме (оборудование и т. д.), а поэтому необходимо различать форму, в которой представляется спрос, и содержание этого спроса.

Исходя из того, что понятие финансовых ресурсов предприятия тождественно капиталу, рассмотрим этот фактор производства более подробно.

Известны самые различные подходы к капиталу, хотя все они едины в одном – этот фактор производства должен приносить доход. По мнению Дж. Робинсона, капитал, когда он воплощен в еще не инвестированных финансах, есть сумма денег. С этих позиций рассмотренный нами подход к финансовым ресурсам подтверждается и «расширенным» подходом к капиталу. Так, еще А. Смит, и Дж. С. Милль различали капитал основной (материализованный в зданиях, сооружениях и т. д.) и оборотный. Подобный подход известен и сегодня, он характеризует западный опыт хозяйствования, а в России эти составляющие известны как основные и оборотные средства.

Факторным доходом на капитал служит процент, поэтому результирующим показателем деятельности любого хозяйствующего субъекта служит эффективность использования его активов, что лишний раз подтверждает тождественность финансовых ресурсов и капитала. Производительность капитала в физической форме может быть измерена и в натуральных показателях.

Поскольку при помощи капитала можно произвести большее количество продукции (или увеличить доход), то он обладает производительностью. Если любой другой фактор производства (земля, труд) создается вне экономической системы, то капитальные блага предстают как фактор, производимый самой экономической системой. Чистая производительность капитала есть разница между суммой потребительских благ, произведенных с помощью капитала, и суммой потребительских благ, которой пришлось пожертвовать для создания капитала. В относительном выражении этот показатель представляет собой выраженный в процентах доход на капитал, или «естественную» норму процента, поскольку приносить доход – естественное свойство капитала. Понятие чистой производительности капитала связано с понятиями доходности капиталовложений и спроса на капитал.

Поведение субъектов хозяйствования, когда сегодняшние блага оцениваются выше будущих, получило название временнóго предпочтения. Процент есть цена, которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, когда будут заработаны деньги, на которые эти ресурсы можно купить. Ставка процента (норма) есть отношение дохода на капитал предоставленный в ссуду, к размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Здесь мы подходим к понятию кредита.

Существование альтернативных возможностей комбинации различных факторов производства предполагает, что их различным сочетанием может быть достигнута одна и та же величина выпуска продукции. Если есть разные возможности сочетания факторов, то есть и вариант их оптимального использования.

Предельный продукт фактора производства есть продукт, полученный в результате использования каждой дополнительной единицы данного фактора. От величины продукта зависит спрос, предъявляемый хозяйствующими субъектами на данный фактор.

Увеличение вложения одного фактора при неизменности остальных приводит к убывающей отдаче от этого фактора производства. Увеличение количества используемых предприятием финансовых средств и неизменности других составляющих производственного процесса будет сопровождаться понижением отдачи от наращиваемого фактора. Пределом ввода фактора является равенство предельного продукта, производимого с помощью данного фактора, и цены, уплачиваемой за его использование.

Привлекая в свой оборот дополнительные финансовые ресурсы, необходимо следить за тем, чтобы их цена не оказалась выше их предельной производительности. Предельная производительность финансовых ресурсов является мерой вклада в производство продукта, и любой хозяйствующий субъект должен сравнивать свои предельные доходы и предельные издержки. Ранее отмечалось, что финансовые ресурсы могут быть быстро преобразованы в любой другой фактор производства – в этом их универсальность и оперативность. Данная характеристика расширяет возможности по их применению в сравнении с другими факторами.

Проблема убывающей эффективности сегодня связывается с понятиями энтропии и инновационности развития. Естественными являются процессы нарастания энтропии (хаоса) в системе, что сдерживает темпы ее развития. «С расширением применения инноваций величина выигрыша все более снижается, прирост отдачи внешнего эффекта становится равным приросту затрат на его создание, предельная отдача уменьшается. С каждой новой порцией увеличения затрат результат увеличения меньше, чем от предыдущей порции. Речь идет о ступенчатости экономического роста, основанного на применении инноваций – каждая ступень обусловлена использованием инновации, положительный эффект (в сравнении с затратами) которой постепенно снижается и т. д. Это есть причина циклов в экономике.

Существует оптимальный уровень интенсивности использования фактора производства, при котором отдача от его использования не превышает темпов его восстановления. Так, финансовые возможности любого предприятия ограничены темпами роста и накопления собственных финансовых ресурсов, в противном случае возможна потеря финансовой устойчивости. Оптимальное сочетание факторов производства устанавливается на основе равенства отношений их предельных продуктов и цен. Замещение одного фактора производства другим целесообразно проводить до тех пор, пока объем продукта фактора производства не окажется пропорциональным цене данного фактора. Рациональное экономическое поведение субъекта хозяйствования предполагает, что более дорогой фактор производства будет замещаться более дешевым. Следует помнить и о бюджетном ограничении. Приобретение факторов за счет финансовых ресурсов ограничено, как правило, собственными финансовыми возможностями, в рамках которых устанавливается желаемое и возможное сочетание факторов с учетом издержек их приобретения и издержек последующего производства данного объема продукции.

Проблема ограниченности финансовых ресурсов определяет проблему альтернативности их использования. Речь идет не только о закупках факторов производства, но и о возможных альтернативах производства, о применимости финансовых ресурсов в экономике. Эта проблема предопределяет темпы экономического роста в стране. Предприятие должно решать для себя дилемму, куда направлять финансовые потоки: в производственную сферу (например, на производство товара А или товара Б и т. д.), и тогда производственная деятельность будет развиваться и совершенствоваться, или в непроизводственную. Финансовые потоки, циркулирующие на уровне предприятий, концентрируются в наиболее доходных отраслях, ускоряя их развитие. Переток и концентрация финансовых ресурсов означают ускоренные темпы развития той или иной системы финансовых ресурсов, что обуславливает темпы и качество экономического роста в стране.

Именно таким образом происходят первичное распределение имеющихся у предприятия финансовых ресурсов (на факторы производства), последующая специализация производства, отраслевая ориентация, экспортная направленность государства. Этот механизм распределения финансовых ресурсов во многом объясняет формирование показателей материало- и капиталоемкости продукции, а также невозможность быстрой смены товаропроизводителями избранной специализации и занимаемой рыночной ниши. Показанная логика позволяет построить алгоритм максимизации дохода хозяйствующих субъектов, обеспечивающий получение следующих выгод от использования финансовых ресурсов: 1) приобретение и использование наиболее дешевого фактора производства, минимизирующего издержки; 2) специализация на выпуске продукции, пользующейся спросом; 3) реализация продукции на «растущем рынке» и кооперативные формы взаимодействия; 4) превышение темпов роста производства над темпами накопления. Алгоритм применим на всех уровнях хозяйствования.

Альтернативность производства товаров связана с понятием альтернативной стоимости: увеличивая объем производства одного товара, предприятие несет издержки упущенных возможностей по производству другого товара, по инвестиционным вложениям. Сущность экономического закона возрастающих затрат проявляется в том, что при увеличении производства одного товара неизбежно увеличиваются затраты, выраженные количеством товара альтернативного выпуска, происходит рост издержек упущенных возможностей.

Рассмотренные положения справедливы в ситуации изменения одного фактора. При единовременном увеличении всех факторов производства происходит процесс роста выпуска продукции в той же или большей степени. Это закон экономии на масштабе производства. Допустим, затраты финансовых ресурсов и труда увеличились на 10 процентов, а рост объемов выпуска – на 15 процентов. Это объясняется причинами: 1) при крупномасштабном производстве эффективна специализация; 2) возможно применение прогрессивных технологий и результатов научных исследований; 3) увеличение производства сопровождается относительным уменьшением постоянных издержек.

Действие этого закона сопряжено с некоторыми дополнительными факторами. Крупному предприятию сложнее переориентироваться на выпуск другой, даже более рентабельной продукции (тем более сменить отраслевую принадлежность) и сменить занимаемую нишу. Длительность трансформационного этапа российской экономики подтверждает это положение. Рыночные условия хозяйствования характеризуются перманентными изменениями и неопределенностью, а значит, возрастающей степенью потенциального риска производственной деятельности.

В рамках названного закона действует специфический закон чендлеровской экономии на масштабах производства (по имени открывшего его А. Д. Чендлера), согласно которому конкурентные преимущества крупнейших предприятий основываются на возможности осуществлять огромные расходы, «разнося» их в последующем на тиражируемую продукцию и вытесняя конкурентов не способных к такому поведению. «Экономия» зависит от размеров и мощностей предприятия и от скорости, интенсивности их загрузки. Расходы касаются таких определяющих направлений капитальных вложений, как производство, сбытовая сеть, менеджмент. Этот мотив лежит в основе множества слияний компаний-гигантов.

Чрезмерные концентрация и централизация производства и управления приводят к росту трансакционных издержек. Они связаны не с производством, а с сопутствующими ему затратами, которые с увеличением масштабов производства все труднее контролировать из центра, при том что малейший просчет грозит катастрофическими последствиями. Разрастание производства и уже его способность влиять на объективные рыночные законы (монопольно увеличивать цены, платить за необходимый ресурс больше средств, чем это экономически оправдано, влиять на финансовые потоки региона и государства), а не следовать им не есть эффективная организация производства. Постулат о более значительном росте выпуска (в нашем случае 15 процентов), также не всегда действует, поскольку существует граница, когда предельная производительность совокупности факторов производства начинает уменьшаться. Следовательно, обоснованным является не столько увеличение масштабов производства, сколько расчет экономической целесообразности от реализуемых мероприятий.

Экономическая целесообразность предполагает, что деятельность должна осуществляться прибыльно, а прибыль является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательские способности. Экономическая целесообразность становится основой расширенного воспроизводства ресурсов и экономического роста. Существует и финансовый рост, представляющий собой непрерывное расширенное воспроизводство финансовых ресурсов предприятия. Именно наличие бóльшей величины финансовых ресурсов после каждого цикла воспроизводства означает прибыльную деятельность предприятия и возможности для их последующего применения.

Раскрывая современные особенности функционирования финансовых ресурсов, следует отметить появление так называемого транснационального капитала, имеющего специфическую природу. Единые финансовые инструменты, стандарты передачи и обработки информации, международный характер деятельности финансовых институтов, способствовали транснационализации бизнеса и капитала.

Особенности функционирования мировой экономической системы определяют необходимость воспроизводства капитала ТНК, имеющего интеграционную структуру. Кругооборот этой господствующей ныне формы стоимости отличается от кругооборота дробных капиталов – частных и децентрализованных. Цель формирования вертикально интегрированных комплексов сегодня состоит не только в снижении трансакционных издержек, но и в обеспечении устойчивых темпов воспроизводства капитала, а, следовательно, финансового роста. Этому способствуют имеющиеся на уровне мировой экономики организационные и информационные компоненты. Стоимость, интегрированная с информационными коммуникациями, сетевыми формами организации бизнеса, формирует его современный базис. Специфика функционирования финансовых ресурсов в условиях глобализации определяет их уникальную природу в мировой финансовой системе и характеризуется выраженной воспроизводственной направленностью – создание стоимости в мировом разделении труда.

Характеристика имманентных экономической природе законов функционирования финансовых ресурсов, способствуя более полной идентификации исследуемой категории, показывает ее место в ряду базовых категорий и специфические способы проявления причинно-следственных связей в ряду общеэкономических понятий. Особенности действия экономических законов обусловлены как сферой функционирования и предназначенностью финансовых ресурсов, так влиянием важнейших факторов окружающей среды.


Прыг: 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114
Шарах: 100