СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

УСН - нюансы заполнения книги учета доходов и расходов

Упрощенная система налогооблажения Автор: Л.А. Масленникова, эксперт журнала «Упрощенка»
кандидат экономических наук
Источник: Журнал «Упрощенка

При общем режиме у организации имеется возможность самостоятельно разработать формы, по которым будет вестись налоговый учет, тогда как налогоплательщикам, применяющим УСН, выбирать не приходится. Удобно это или нет, но единственным налоговым регистром для них является Книга учета доходов и расходов, поэтому правила ее заполнения следует изучить детально.

Форма Книги учета доходов и расходов при упрощенной системе и Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Вначале общие сведения. Книгу учета разрешается вести на бумажном носителе или в электронном виде. В обоих случаях правила оформления одинаковы, только «бумажную» версию заверяют в налоговой инспекции до начала налогового периода, то есть до внесения записей о доходах и расходах, а распечатку «электронной» Книги учета заверяют лишь по окончании налогового периода. Отметим, что перед заверением Книгу учета следует прошнуровать, пронумеровать, на последней странице указать количество страниц, подтвердить подпись руководителя (индивидуального предпринимателя) и поставить печать.

Обратите внимание: не так давно ФНС России заявила, что заверять Книгу учета доходов и расходов в инспекции необязательно (письмо от 03.02.2010 № ШС-22-3/84@), так как Налоговый кодекс этого не требует. Процедура, конечно, возможна, но только по просьбе налогоплательщика. Так что, с одной стороны, приносить ли документ в налоговую, решать самим «упрощенцам». С другой — мы все-таки рекомендуем заверить Книгу учета в ИФНС, тем более это не так уж сложно.

Книга учета состоит из трех разделов. Раздел 1 предназначен всем, кто применяет упрощенную систему. Правда, заполнять графу 5 нужно лишь при объекте налогообложения доходы минус расходы, предприниматели и организации с объектом налогообложения доходы вправе вносить сюда записи для собственных целей (например, для управленческого учета). В разделе 3 определяется сумма прошлых убытков, на которую согласно пункту 7 статьи 346.18 НК РФ разрешено уменьшить налоговую базу. Его заполняют при объекте налогообложения доходы минус расходы (п. 4.1 Порядка). Раздел 2 отведен расчету расходов на приобретение (создание, изготовление и т. д.) основных средств и нематериальных активов. Их стоимость отражается только при упрощенной системе, поэтому заполнять раздел 2 нужно опять же только при объекте налогообложения доходы минус расходы (п. 3.1 Порядка). Расходы учитываются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и довольно сложен, поэтому для подобных расходов выделен специальный раздел, о котором стоит поговорить подробнее.

Записи ведутся по каждому объекту основных средств и нематериальных активов (п. 3.4 Порядка), а в конце каждого квартала подводится итог — определяется общая сумма расходов. Ее отражают в последний день квартала в разделе 1.

Еще один момент. Записи по одному и тому же объекту вносятся в раздел 2 ежеквартально, пока стоимость (остаточная стоимость) имущества не будет полностью списана в расходы. Допустим, основное средство приобретено при упрощенной системе и принято к налоговому учету в мае (то есть в II квартале), значит, одинаковые записи по нему будут внесены в раздел 2 в II, III и IV кварталах.

Стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в зависимости от того, когда их купили (построили, изготовили) — до или после перехода на упрощенную систему (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Записи в разделе 2 также делаются по-разному. Однако обо всем по порядку…


Основные средства (нематериальные активы) приобретены при УСН

Представим, что «упрощенец» приобрел (построил) основное средство или нематериальный актив. Можно ли сразу внести запись в раздел 2 Книги учета доходов и расходов? Нет, так как следует дождаться выполнения следующих условий (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст.346.17 НК РФ):

— ввести объект в эксплуатацию (нематериальный актив принять к бухгалтерскому учету);

— оплатить и подать документы на государственную регистрацию (при необходимости). С 1 января 2008 года разрешено учитывать в расходах частично оплаченные основные средства и нематериальные активы.

Напомним общие правила учета. Стоимость основного средства или нематериального актива, приобретенного (построенного, изготовленного) при упрощенной системе налогообложения, включается в расходы равными долями в течение кварталов, оставшихся до конца налогового периода.

Выполнив необходимые условия, можно делать запись в разделе 2. В графе 1 указывают порядковый номер записи, в графе 2 — наименование объекта основных средств или нематериальных активов, в графе 3 — дату оплаты, в графе 4 — дату подачи документов на государственную регистрацию. Если право собственности не нужно регистрировать, в графе 4 ставится прочерк. В графе 5 фиксируют дату ввода объекта в эксплуатацию (для основных средств) или принятия к бухгалтерскому учету (для нематериальных активов).

В графе 6 отражают первоначальную стоимость объектов. При упрощенной системе она определяется по правилам бухгалтерского учета.

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, первоначальная стоимость основного средства состоит из всех затрат на его приобретение, строительство, изготовление, доставку, установку, наладку, уплату таможенных сборов, посреднических вознаграждений и др. В нее не входят только возмещаемые налоги. Предприниматели и организации, применяющие упрощенную систему, не являются плательщиками НДС, и этот налог им не возмещается. Так что им ничего исключать не придется.

Что понимается в бухгалтерском учете под первоначальной стоимостью нематериальных активов, говорится в пункте 7 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. Это сумма, уплаченная либо начисленная при покупке или создании актива, а также израсходованная на обеспечение условий, позволяющих использовать объект по назначению.

Графы 7 и 8 понадобится заполнять, только если объект приобретен до перехода на упрощенную систему.

В графе 9 указывают количество кварталов текущего года, в течение которых используется имущество, оплаченное и введенное в эксплуатацию (принятое к бухгалтерскому учету). Предположим, организация приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию объект в марте, то есть в I квартале. Значит, его будут использовать в I, II, III и IV кварталах, и в графе 9 должно стоять 4. Если бы все условия были выполнены в II квартале, в графе 9 следовало указать 3, если в III квартале — 2, в IV квартале — 1.

В графе 10 отражается доля стоимости основного средства или нематериального актива, которую можно списать в текущем налоговом периоде (в процентах). Так как стоимость имущества, купленного (построенного, изготовленного) при упрощенной системе, полностью учитывается в течение одного налогового периода, показатель графы 10 всегда равен 100%.

Долю стоимости объекта, которую следует ежеквартально списывать в расходы (тоже в процентах), рассчитывают в графе 11. Для этого показатель графы 10 делят на показатель графы 9. Результат округляется до второго знака после запятой.

Графа 12 — для отражения суммы расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основного средства или нематериального актива, учитываемой в каждом квартале. Если объекты приобретены (построены) при упрощенной системе, она равна произведению чисел из граф 6 и 11, деленному на 100. В пункте 3.16 Порядка есть комментарий, согласно которому такой показатель нужно отражать в графе 7 в последний день последнего квартала налогового периода. Скорее всего это опечатка. В графе 7 фиксируется срок эксплуатации основных средств или нематериальных активов, имеющихся на балансе к моменту перехода на упрощенную систему. Очевидно, подразумевался последний день каждого квартала налогового периода и графа 5 раздела 1.

В графе 13 приводят сумму расходов за налоговый период, равную произведению показателей граф 12 и 9 (п. 3.17 Порядка). По объектам, которые появились у владельца при упрощенной системе, она совпадает с показателем графы 6, то есть с первоначальной стоимостью основного средства или нематериального актива.

Графы 14 и 15 по оъектам, приобретенным при УСН, не заполняются, а в графе 16 указывается дата выбытия (реализации) имущества.

Пример 1

ООО «Лагуна» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. В марте 2010 года общество приобрело грузовой автомобиль стоимостью 685 400 руб., 26 апреля полностью оплатило, а 12 мая ввело в эксплуатацию и в тот же день подало документы на его регистрацию. Заполним раздел 2 Книги учета доходов и расходов.

В графе 1 укажем порядковый номер, в графе 2 — «грузовой автомобиль», в графе 3 — дату оплаты (26.04.2010), в графе 4 — дату подачи документов на госрегистрацию (12.05.2010), а в графе 5 — дату ввода в эксплуатацию (12.05.2010). В графе 6 проставим первоначальную стоимость имущества, равную 685 400 руб. Графы 7, 8, 14 и 15 не заполняем, так как покупка сделана при упрощенной системе. В графе 9 запишем количество кварталов, в течение которых автомобиль будет эксплуатироваться в 2010 году. Для учета все условия выполнены в II квартале, поэтому в графе 9 укажем 3, а так как стоимость автомашины списывается в расходы в течение одного налогового периода (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), в графе 10 должно стоять 100%. Определим показатель графы 11. Он равен 33,33% (100% : 3 квартала). Таким образом, показатель графы 12 составит 228 467 руб. (685 400 руб. × 33,33%). Если в II квартале ООО «Лагуна» не будет приобретать (строить, изготовлять) другие основные средства и нематериальные активы, 228 467 руб. станет итоговой цифрой и 30 июня 2010 года эту сумму нужно будет занести в раздел 1 Книги учета.

В графе 12 отразим все расходы на приобретение грузовика — 685 400 руб. Сведений о его продаже или выбытии нет, поэтому в графе 16 поставим прочерк.

Записи по грузовому автомобилю в разделе 2 Книги за девять месяцев и год будут такими же.

Заполненный раздел 2 представлен в таблице в конце статьи.


Основные средства (нематериальные активы) приобретены до перехода на УСН

Налогоплательщик, у которого к моменту перехода на упрощенную систему числятся на балансе основные средства и нематериальные активы, должен определить их остаточную стоимость и до конца налогового периода вписывать показатели в раздел 2 Книги учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ учет остаточной стоимости объектов, приобретенных (построенных, изготовленных) до смены налогового режима, зависит от срока их полезного использования. Если этот срок не более трех лет, остаточная стоимость списывается в течение одного налогового периода, а если свыше трех, но не более 15 — по 50, 30 и 20% соответственно в первый, второй и третий налоговые периоды. При сроке полезного использования свыше 15 лет остаточная стоимость равномерно признается в расходах в течение 10 налоговых периодов.

В любом случае годовые суммы списываются поквартально равными долями.

Перейдем к заполнению раздела 2 Книги учета. Еще раз подчеркнем, что записи можно делать только после оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию.

В графы 1—5 заносят те же записи, что и при покупках, совершенных при упрощенной системе: порядковый номер, наименование объекта, даты оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию.

В графе 6 отражают первоначальную стоимость, хотя для учета она не пригодится, в графе 7 — срок полезного использования актива. Остаточную стоимость фиксируют в графе 8. На ее расчете остановимся подробнее (п. 3.12 Порядка и п. 2.1 и 4 ст. 346.25 НК РФ).

При смене общей системы на упрощенную остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов на дату перехода представляет собой разность первоначальной стоимости объекта и величины амортизации, начисленной исходя из главы 25 НК РФ. Если до перехода на УСН применялся режим уплаты ЕСХН, берется остаточная стоимость к моменту перехода на уплату ЕСХН и вычитаются расходы, учтенные во время работы на данном режиме. Если же уплачивался ЕНВД, первоначальная стоимость уменьшается на величину амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета.

В графу 9 вписывают количество кварталов эксплуатации объекта в налоговом периоде. Если все условия для учета выполнены до перехода на упрощенную систему, указывается 4.

В графе 10 отражают долю остаточной стоимости, включаемую в расходы за налоговый период. Повторим, она зависит от срока полезного использования и длительности применения УСН (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Расчет показателя графы 11 аналогичен расчету для объектов, приобретенных при упрощенной системе, а вот показатель графы 12 определяется иначе и равен произведению показателей граф 8 и 11, деленному на 100. Для заполнения графы 13 перемножают показатели граф 9 и 12.

В графе 14 указывают остаточную стоимость, учтенную при упрощенной системе в предыдущие годы, в графе 15 — остаток стоимости, переносимый на будущие периоды, а в графе 16 — дату реализации (выбытия) объекта.

Пример 2

ООО «Метеор» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы с 2009 года. До этого общество находилось на общем режиме. К моменту перехода на балансе числилось производственное оборудование первоначальной стоимостью 864 000 руб. со сроком полезного использования шесть лет (72 месяца). За время работы на общем режиме начисленная амортизация составила 180 000 руб. Оборудование оплачено 18 декабря 2007 года, а введено в эксплуатацию 25 сентября 2007 года. Государственной регистрации не требовалось. Заполним раздел 2 Книги учета доходов и расходов за полугодие 2010 года.

В графах 1—5 приведем порядковый номер записи, наименование объекта и положенные даты. Так как оборудование не регистрировалось, в графе 4 поставим прочерк. В графе 6 укажем первоначальную стоимость оборудования (864 000 руб.), в графе 7 — срок полезного использования (6 лет).

Узнаем остаточную стоимость объекта к моменту перехода на упрощенную систему. Ее величина равна первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации, и составляет 684 000 руб. (864 000 руб. – 180 000 руб.). Так как все условия выполнены до смены налогового режима, в 2010 году оборудование будет эксплуатироваться в течение всего года, поэтому в графе 9 укажем 4. Срок полезного использования объекта больше трех, но меньше 15 лет, значит, остаточная стоимость списывается в течение трех лет. В 2009 году было списано 50% стоимости, значит, в графе 10 за полугодие 2010 года запишем 30% (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Определим показатели граф 11, 12 и 13. Это 7,5% (30% : 4 квартала), 51 300 руб. (684 000 руб. × 7,5%) и 205 200 руб. (51 300 руб. × × 4 квартала). Как уже отмечалось, в 2009 году общество должно было списать в расходы 50% остаточной стоимости, поэтому в графе 14 запишем 342 000 руб. (684 000 руб. × 50%). На 2011 год придется 20% остаточной стоимости основного средства, и в графе 15 приведем 136 800 руб. (684 000 руб. × 20%). В графе 16 поставим прочерк.

Такие записи следует внести в раздел 2 за I квартал, девять месяцев и 2010 год.

Заполненный раздел 2 Книги учета за полугодие 2010 года представлен в таблице в конце статьи.


Расходы на достройку, модернизацию и реконструкцию основных средств

С 2008 года при упрощенной системе разрешено признавать расходы на достройку, дооборудование, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Порядок такой же, как и для стоимости имущества, — равными долями по кварталам, оставшимся до конца налогового периода, после оплаты, ввода в эксплуатацию и подачи документов на госрегистрацию (если она предусмотрена законодательством). Отметим, что если модернизация (реконструкция и пр.) проводится при УСН, то расходы списываются в течение одного налогового периода. При этом не имеет значения, когда приобретен (построен) объект — при упрощенной системе или до нее.

В графе 2 раздела 2 указывается наименование объекта. Рекомендуем пометить, что запись относится к расходам на реконструкцию (модернизацию и пр.). Графа 3 предусмотрена для даты оплаты таких расходов (а не стоимости объекта!), а графы 4 и 5 — для дат подачи документов и ввода в эксплуатацию объекта после модернизации или реконструкции.

Сумма расходов на модернизацию или реконструкцию приводится в графе 6. Расходы на модернизацию основных средств, числящихся на балансе к моменту перехода на упрощенную систему, следует отражать еще и в графе 8 (п. 3.12 Порядка).

Так как расходы учитываются в течение одного налогового периода, в графе 10 всегда проставляют 100%. Заполнение других граф затруднений не вызывает.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, ООО «Метеор» в июне 2010 года модернизировало производственное оборудование. Расходы, составившие 126 000 руб., оплатили 15 июня, а 21 июня обновленный станок ввели в эксплуатацию. Срок его полезного использования при этом не менялся. Внесем записи в раздел 2 Книги учета доходов и расходов за полугодие 2010 года.

В графу 3 впишем дату оплаты (15.06.2010), а в графу 5 — дату ввода в эксплуатацию (21.06.2010). В графе 6 отразим расходы на модернизацию (126 000 руб.) и согласно пункту 3.12 Порядка продублируем их в графе 8. В графе 7 проставим срок полезного использования оборудования (6 лет). Учет расходов возможен в II квартале, поэтому в графе 9 зафиксируем 3. В графе 10 укажем 100%, в графе 11 — 33,33%, в графе 12 — 42 000 руб. (126 000 руб. × × 33,33%), в графе 13 — 126 000 руб.

Аналогичные записи следует внести в раздел 2 за девять месяцев и 2010 год.
Заполненный раздел 2 за полугодие приведен в таблице в конце статьи.


Как заверять Книгу учета, указано в пункте 1.5 Порядка

Позиция. Необходимость заверять Книгу учета в ИФНС продиктована положениями Налогового кодекса

Да, Налоговый кодекс не содержит прямого требования визировать главный учетный регистр «упрощенцев» в налоговом органе. Однако согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Во-первых, на титульном листе формы Книги учета, приведенной в приказе Минфина России от 31.12.2008 № 154н, предусмотрено поле для визы должностного лица налогового органа. Во-вторых, как заполнить этот документ, сказано в Порядке, утвержденном тем же приказом. В-третьих, в пункте 1.5 данного Порядка определен четкий механизм заверения Книги учета в ИФНС, который по сути является порядком заполнения определенного поля… Таким образом, необходимость визирования данного документа в ИФНС основана на положениях статьи 346.24 НК РФ.

Кстати, ВАС РФ (постановление от 11.09.2009 № 9513/09) подтвердил обязанность «упрощенцев» по заверению Книги учета.


На заметку. Пишем полугодие, подразумеваем II квартал

Следует упомянуть еще об одном несоответствии в разделе 2, допущенном разработчиками формы Книги учета доходов и расходов. Так, в заголовке и итоговой строке раздела 2 требуется указать не I, II, III или IV квартал, а соответствующий отчетный (налоговый) период. Поясним, в чем разница.

Согласно статье 346.19 НК РФ отчетными периодами при УСН признаются I квартал, полугодие и девять месяцев, а налоговым периодом — календарный год. Значит, исходя из названия раздела 2 нужно делать записи следующим образом: например, в разделе 2 Книги учета за полугодие нужно внести записи и за I, и за II кварталы. Теперь вспомним, что в последний день каждого отчетного (налогового) периода итоговую сумму расходов нужно отразить в разделе 1 Книги учета. В свою очередь раздел 1 заполняется за каждый квартал, а не отчетный (налоговый) период.

Таким образом, если в разделе 2 фактически отражать суммы расходов за отчетный (налоговый) период, а не за квартал («задваивать» записи), сумма расходов по итоговым строкам раздела 1 окажется завышенной, а налоговая база — заниженной, то есть образуется недоимка по налогу. Поэтому на практике записи в раздел 2 вносятся не за отчетный или налоговый период, а за соответствующий квартал (то есть одна запись по каждому объекту в каждом квартале), даже несмотря на то, что в наименовании заголовка раздела и итоговой строки указано иное

Согласно пункту 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом при УСН признается календарный год.


Таблица. Фрагменты разделов 2 Книги учета ООО «Лагуна» и ООО «Метеор» за полугодие 2010 года

№ п/п



Наименование объекта основных средств или нематериальных активов


Дата оплаты объекта основных средств или нематериальных активов


Дата подачи документов на государственную регистрацию объектов основных средств


Дата ввода в эксплуатацию (принятия к бухгалтерскому учету) объекта основных средств или нематериальных активов


Первоначальная стоимость объекта основных средств или нематериальных активов (руб.)



Срок полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов (количество лет)


Остаточная стоимость объекта основных средств или нематериальных активов (руб.)



Количество кварталов эксплуатации объекта основных средств или нематериальных активов в налоговом периоде


Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за налоговый период (%)


Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за каждый квартал налогового периода (%) (гр. 10 / гр. 9)


Сумма расходов, учитываемая при исчислении налоговой базы (руб.), в том числе


Включено в расходы за предыдущие налого- вые периоды применения УСНО (руб.) (гр. 13 Расчета за предыдущие налоговые периоды)


Оставшаяся часть расходов, подлежащая списанию в последующих отчетных (налоговых) периодах (руб.) (гр. 8 – гр. 13 – – гр. 14)


Дата выбытия (реализации) объекта основных средств или немате- риальных активов


за каждый квартал налогового периода (гр. 6 или гр. 8 × × гр. 11/100)


за налоговый период (гр. 12 × гр. 9)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


К примеру 1



1


Грузовой автомобиль


26.04.2010


12.05.2010


12.05.2010


685 400




3


100


33,33


228 467


685 400





К примеру 2



8


Производственное оборудование


18.12.2007



25.09.2007


864 000


6


684 000


4


30


7,5


51 300


205 200


342 000


136 800



К примеру 3



15


Производственное оборудование (расходы на модернизацию)


15.06.2010



21.06.2010


126 000


6


126 000


3


100


33,33


42 000


126 000





Обратите внимание: имеется в виду полный, а не оставшийся срок полезного использования.
В расходы списывается остаточная, а не первоначальная стоимость объекта.
В графе 10 может стоять 100, 50, 30, 20 или 10%.

На заметку. Книга учета при «патентной» упрощенной системе.

Несмотря на то что стоимость патента не зависит от реальных доходов и расходов, использующие его предприниматели тоже обязаны вести налоговый учет (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Они отражают только доходы, и Книга учета для них особая, форма и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 31.12.2008 № 154н. В ней один раздел с четырьмя графами — для порядкового номера операции, даты и номера первичного документа, содержания операции и суммы дохода, так что вести Книгу учета предпринимателям будет нетрудно

2010-й — второй год применения УСН, в который ООО «Метеор» вправе отнести остаточную стоимость оборудования на расходы

Списание подобных расходов в течение одного налогового периода предусмотрено в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ


СТАТЬИ >> МАРКЕТИНГ, PR

Кто подставил медиа-поросенка?

Владимир Журавель,
кандидат исторических наук
Не было забот, купила баба порося...
(Русская народная поговорка)

В начале 2007 года в среде торговых сетей возник скандал. На телеэкранах появился рекламный персонаж, созданный немецким агентством Red Blue и «адаптированный» к российскому рынку агентством GN Interpartners, – шебутной поросенок, который восторженным визгом «Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! Экономить я люблю!» зазывал в сеть германских супермаркетов Media Markt. Через некоторое время рекламный департамент сети «Эльдорадо» разместил материалы о снижении цен с похожим поросенком, только …в печеном виде… А в апреле 2007 года выходит и реклама ритейлера «Калинка» «За свиньями — на ферму! За бытовой техникой — только в «Калинку»!


Подложить свинью…

С каждым годом экономика России становится все более привлекательной для инвестиций. На отечественные рынки приходят новые игроки. Приходят с новыми ресурсами, идеями и брендами, и, стремясь получить максимальные преимущества, пытаются адаптировать свои глобальные стратегии продвижения к особенностям российского и субнациональных рынков.

Однако, развитие российского рекламного и брендингового рынков, быстро растущего количественно, пока еще существенно отстает в качественных оценочных категориях от насущных потребностей.

Серьезные проблемы возникают у отечественных специалистов в применении таких технологий брендинга, как – оценка бренда, его позиционирование, нейминг, создание визуальных идентификаторов бренда, и, конечно - кросс-культурной адаптации. Особенно – адаптации иностранных брендов, технологиями которой не владеют даже ведущие российские и, (что тут душой кривить) сетевые агентства. Когда они пытаются приспособить иностранный бренд к отечественному рынку, то совершенно не учитывают целые группы параметров, оказывающих определяющее влияние на восприятие.

По мнению креаторов PR и Брендингового агентства PR2B Group, именно это и произошло с поросенком, призывавшим своим хрюканьем в магазины Media Markt.


Стереотип положительный и отрицательный…

В Германии продвижение товаров и услуг при помощи рекламного персонажа – свиньи, как правило – свиноматки, веселого поросенка или группы свинячих товарищей, более чем распространено. Милые немецкому глазу свинские рыла, рыльца и пятачки самых приятных и аппетитных форм можно встретить в самой разнообразной германской рекламе. Свиньи рекламируют все - от фитнес-центров и здоровья до рекламы недвижимости и финансовых услуг.

Дело в том, что в немецкой культуре сложился стереотип, связывающий свинью (die Sau – самка свиньи, свиноматка, das Schwein – свинья + разг. удача, везение), прежде всего, – с удачей, везением, достатком и обеспеченной жизнью. Отсюда – целая группа устойчивых понятий, как то: «er hat Schwein» - ему очень везет (буквально – «у него есть свинья»), «saubillig» - очень, т.е. - «свински» дешево, das Schweinegeld – бешенные, «свинские» деньги, das Schweineglueck – большое, «свинское» счастье etc.

Поэтому для магазинов Media Markt в Германии образ поросенка – рекламного персонажа, созданного немецким агентством Red Blue, был весьма успешен, ведь он опирался на положительный «свинский» стереотип.

развитие российского рекламного и брендингового рынков

Однако если мы спросим не немца, а русского о том, какие представления связаны у него со свиньей, то ничего связанного с достатком и дешевизной мы не обнаружим. Скорее, - лень, грязь, хамство и прочий негатив. Русское выражение «подложить свинью» означает - сделать неприятность, «подставить» человека. Свинья-копилка, характерная для стран романской языковой группы, в России не прижилась, скорее можно встретить ее более популярный аналог – кошку-копилку. В дохристианской Руси прожорливая свинья считалась воплощением туч, затемняющих небесный свет, и ей придавался тот же злобный и враждебный человеку характер, как и хищному волку.

Татары и башкиры, чуть менее распространенные национальности в России, чем титульная нация, будучи в подавляющем своем большинстве мусульманами, даже сам вопрос о свинье могут счесть оскорблением.

В России с образом свиньи связаны не положительные, а отрицательные стереотипы. Игнорирование отрицательных стереотипов покупателей приводит к тому, что рекламное обращение ими не воспринимается. Реклама, опирающаяся на стереотипы, связанные с образом «свиньи», в России даст совершенно другой результат, нежели в Германии, так как они формируют мнения, воспоминания и предубеждения «против» рекламируемого объекта.

Дело в том, что многие стереотипы носят национально-культурный характер. Несмотря на всеобщую тенденцию глобализации и унификации, каждая национальная целостность: народ, страна, культура – все еще имеет особое, характерное мировоззрение и свою, достаточно обособленную систему стереотипов. Социальные, этические, эстетические и другие стереотипы помогают формировать социальную, национальную и культурную общности. Стереотипы объединяют группу индивидов в единое целое, формируют массовое сознание социума, они упрощают и схематизируют информацию, с огромными массивами которой каждый человек сталкивается в повседневной жизни.

Поэтому, когда в немецкой рекламе появляется свинья, немец, используя стереотип, характерный для Германии, испытывает доброжелательность, уверенность и другие положительные эмоциональные отношения к объекту рекламы. Но – в России такого положительного стереотипа нет. И, в соответствии с этим, нет никакого доброжелательного эмоционального отношения к объекту рекламы, продвигаемому при помощи рекламного персонажа – свиньи.


Поросенок, щенок, котенок?

При адаптации рекламы магазинов электроники Media Markt для российского рынка, стояла невозможная задача – приспособить телевизионные ролики и постеры к другой культурной среде, не имеющей стереотипа, на который опирается оригинальная, немецкая реклама.

Сложность задачи заключается в еще и в том, что бренд Media Markt, продвигаемый при помощи адаптируемой рекламы и имеющий длительную историю на национальном рынке, где его эмоциональные и рациональные свойства хорошо известны потребителям, может быть совершенно не известен российской аудитории, не только как торговая марка, но и как продукт, обладающий функциональными свойствами. По мнению исследовательского отдела PR2B Group, для решения проблемы и необходима синхронизация знаний и ощущений бренда в кросс-культурных средах.

Рекламный персонаж у GN Interpartners получился задиристым, нахальным и сексуально распущенным, но – это самостоятельный, а не «адаптированный» рекламный персонаж. Он не использует стереотипы «экономия и достаток», а создает их (скорее, - пытается создавать, борясь с отрицательным стереотипом) частым повторением слов и образов, особенно – своим визгом, ставшим слоганом рекламной кампании: «Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! Экономить я люблю!»

Результатом можно видеть то, что отрицательный стереотип в восприятии образа свиньи, характерный для России, сразу же использовался конкурентами.

В России большего результата добился бы тявкающий щенок, мяукающий котенок (в России именно кошка, а не свинья может быть символом достатка и домовитости), пищащий цыпленок или другой милый несовершеннолетний персонаж, не отягощенный отрицательным стереотипом.

…Медиа-поросенок боролся, выносились судебные решения в его защиту, но в итоге он проиграл… Media Markt отказался от использования поросенка в качестве рекламного персонажа…


Кто такой пряничный человечек?

Адаптация зарубежной рекламы подразумевает сохранение ее эмоциональных и рациональных характеристик с учетом множества кросс-культурных различий двух социумов.

Например, социально-экономических различий ­ - социальной, экономической и политической систем. Использованная для рекламы популярная в «стародемократических» странах советская символика – в Эстонии и Польше будет встречать резкое отторжение значительной части населения. Помните, как в России ельцинского периода отнеслись к участию М.С. Горбачева в рекламе пиццерий? Страна была в шоке! А тот же сюжет за границей шел «на ура».

Важны также и ассоциативно-стереотипные различия - семантических, фонетических и цветовых ассоциаций, наличие социальных, эмоциональных и этических стереотипов, традиций и мироощущений.

пряничный человек в рекламе В том же 2007 году не менее двух брендов (Barkley в разработке РА «Командор» и «ГУТА-Страхование» в разработке «Иммедиа Холдинга») пытались продвигаться на российском рынке с помощью такого рекламного персонажа, как герой американо-английских сказок пряничный человечек. Знаете, кто это? Персонаж из Шрека? И все?

А американцы и англичане знают и любят его, им сказку про пряничного человечка на ночь читали еще в самом нежном возрасте. Есть у них положительный стереотип. А есть ли он у жителей России? Кого вы также знаете, как пряничного человечка? Почитайте сказку в Приложении, она вам никакого милого и родного сказочного персонажа не напоминает?

Ну, Barkley еще простительно продвигаться при помощи имбирно- пряничного паренька – известнейшая британская марка, английские традиции… но отечественная ГУТА?

А есть еще и маркетинговые отличия, и многие другие, которые не так уж и часто учитываются при адаптации рекламы – конкурентных сред, потребительских моделей, ценностей и предпочтений, стремлений и стилей, позиционирования товара, местных каналов коммуникаций, их распространенности и применяемости, технического и технологического развития, отношение к рекламе etc…

…Профессор Теодор Левит, утверждавший еще в начале 1980-х гг., что перед лицом всеобщей глобализации, прогресса и сниженных цен национальные различия и предпочтения перестали играть свою роль в продвижении брендов, сильно преувеличивал.

Бренд, со всеми его атрибутами, идентификаторами и стоимостными характеристиками существует, прежде всего, в сознании потребителей. По мнению PR2B Group, несмотря на глобализацию, особенности этого потребительского сознания с трудом поддаются унификации, и пока еще имеют национальный характер. На российский рынок выходит множество крупнейших международных компаний, но кросс-культурная адаптация их продуктов все еще «слабое звено», которое заметно сказывается на эффективности зарубежных брендов, снижая их ценность и увеличивая затраты на продвижение.

Приложение:

пряничный человек в рекламе Пряничный человечек.

Жили-были маленький старичок и маленькая старушка в маленьком домике на краю леса. Всё у них в жизни спорилось, одного только не хватало – не было у старичка и старушки детей. И вот однажды, когда старушка раскатывала на столе пряник из имбирного теста, она взяла да и сделала его в форме маленького человечка! С ручками, ножками, с головой – и поставила в духовку.
Через некоторое время старушка подошла посмотреть, пропёкся ли пряник. И как только она распахнула дверцу духовки... маленький пряничный человечек выскочил из неё и бросился со всех ног из дома.
Старушка кликнула мужа, и оба они бросились вдогонку. Но не так-то просто поймать пряничного человечка! Вот уже добежал он до гумна, где крестьяне молотили жито. И, пробегая мимо, запел:

Я убежал от маленькой старушки,
И от маленького старичка!
И от вас я убегу, это уж точно!

Все крестьяне бросились за ним. Но, как быстро они ни бежали, догнать не могли...
Прибежал человечек на поле, где косцы косили траву. Прибежал и запел:

Я убежал от маленькой старушки,
И от маленького старичка,
И от крестьян с молотилками,
И от вас я убегу, это уж точно!

Не выдержали косцы таких насмешек – все бросились за пряничным человечком. Бегут со всех ног, а догнать не могут!
А человечку навстречу – корова идёт, он и ей запел:

Я убежал от маленькой старушки,
И от маленького старичка,
И от крестьян с молотилками,
И от косцов с косами,
И от тебя я убегу, это уж точно!

Разозлилась корова – забодаю! И тоже за пряничным человечком бросилась. Только догнать не может. А ему навстречу – свинья. Человечек запел:
Я убежал от маленькой старушки,
И от маленького старичка,
И от крестьян с молотилками,
И от косцов с косами,
И от коровы рогатой,
И от тебя я убегу, это уж точно!

Завизжала свинья и вдогонку кинулась… Только догнать не может! Быстро бежит пряничный человечек. Бежит, бежит, а навстречу ему лиса. Завёл человечек свою песенку:

Я убежал от маленькой старушки,
И от маленького старичка,
И от крестьян с молотилками,
И от косцов с косами,
И от коровы рогатой,
И от свиньи пузатой,
И от тебя я убегу, это уж точно!

И лиса пустилась за ним вдогонку. А лисы бегают быстро – поэтому лиса быстро догнала пряничного человечка и принялась его есть.
– Ох, ох! – закричал пряничный человечек. – От меня откусили четвертинку!
А потом:
– Ой, ой, от меня откусили половинку!
И, наконец:
– Ай, ай, три четверти откусили! Ну, вот я и пропал...
И больше пряничный человечек уже ничего не сказал.

Ну что, узнали персонаж? Это же КОЛОБОК! Милый, родной и любимый нами с детства КОЛОБОК – просто брат-близнец Пряничного Человечка. С такими же «психографическими» характеристиками, таким же мироощущением, легендой, ПЛАТФОРМОЙ БРЕНДА и столь же коротким жизненным путем…

С другими публикациями автора можно ознакомиться в авторской колонке >>

PR2B Group, www.pr2b.ru
info@pr2b.ru, +7 (495) 972 47 43

СТАТЬИ >> МЕНЕДЖМЕНТ

Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием

Автор: Блaнк И.А.

Автор: Игорь Александрович Блaнк, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства Киевского торгово-экономического университета.

Антикризисное финансовое управление направлено на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий. Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами. Такая система базируется на определенных принципах и строится по следующим основным этапам.

Предотвращение финансового кризиса предприятия, эффективное его преодоление и ликвидация его негативных последствий обеспечивается в процессе особой системы финансового менеджмента, которая получила название «антикризисного финансового управления предприятием».

Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

В процессе реализации своей главной цели антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение следующих основных задач:

  1. Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.
  2. Устранение неплатежеспособности предприятия.
  3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия.
  4. Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
  5. Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах.

1. Принцип постоянной готовности реагирования. Теория антикризисного финансового управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2. Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».

3. Принцип срочности реагирования. Каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями по восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.

4. Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации или разрешению финансового кризиса в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню.

5. Принцип комплексности принимаемых решений. Практически каждый финансовый кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий.

6. Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.

7. Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового кризиса генерирующие его факторы характеризуются обычно высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости антикризисного финансового управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.

8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. В процессе антикризисного управления, особенно на ранних стадиях диагностики финансового кризиса, предприятие должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.

9. Принцип оптимальности внешней санации. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.

10. Принцип эффективности. Реализация этого принципа обеспечивается сопоставлением эффекта антикризисного финансового управления и связанных с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов.

Рассмотренные принципы служат основой организации системы антикризисного финансового управления предприятием.

Содержание процесса антикризисного финансового управления предприятием

Антикризисное финансовое управление предприятием представляет собой процесс, основным содержанием которого является подготовка, принятие и реализация управленческих решений по предупреждению финансовых кризисов, их преодолению и минимизации их негативных последствий. Особенностью этого управления в сравнении с другими функциональными видами управления предприятием является то, что в силу кризисных условий принятие управленческих решений часто осуществляется в обстановке снижения управляемости предприятием, дефицита времени, высокой степени неопределенности, конфликтности интересов различных групп работников. Для осуществления антикризисного финансового управления на предприятии часто создается специальная группа высококвалифицированных менеджеров, наделяемая особыми полномочиями в принятии и реализации управленческих решений, а также соответствующими финансовыми ресурсами.

Процесс антикризисного финансового управления предприятием строится по следующим основным этапам.

1. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса. Такой мониторинг организуется в рамках общего мониторинга финансовой деятельности предприятия как самостоятельный его блок с целью выявления ранних признаков возможного финансового кризиса.

  • На первой стадии в системе общего финансового мониторинга устанавливается особая группа объектов наблюдения, формирующих возможное «кризисное поле», т.е. параметров финансового состояния предприятия, нарушение которых свидетельствует о кризисном его развитии.
  • На второй стадии в разрезе каждого из параметров «кризисного поля» формируется система наблюдаемых показателей — «индикаторов кризисного развития». В систему таких индикаторов включаются как традиционные, так и специальные финансовые показатели, отражающие различные симптомы предкризисного финансового состояния предприятия или его финансового кризиса.
  • На третьей стадии определяется периодичность наблюдения показателей — «индикаторов кризисного развития». Как правило, показатели этой группы наблюдаются с наиболее высокой периодичностью в общей системе финансового мониторинга. Более того, в периоды высокой динамики факторов внешней финансовой среды, реализующих угрозу финансового кризиса предприятия, основные из этих показателей требуют ежедневного наблюдения.
  • На четвертой стадии по результатам мониторинга определяются размеры отклонений фактических значений показателей — «индикаторов кризисного развития» от предусмотренных (плановых, нормативных).
  • На пятой стадии проводится анализ отклонений показателей по каждому из параметров «кризисного поля». В процессе анализа устанавливается степень отклонений, вызвавшие их причины, а также возможное влияние таких отклонений на конечные результаты финансовой деятельности.
  • На шестой стадии по результатам мониторинга осуществляется предварительная диагностика характера развития финансовой деятельности предприятия и его финансового состояния. В процессе такой диагностики констатируется «нормальное», «предкризисное» или «кризисное» финансовое состояние предприятия.

2. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению финансового кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное финансовое управление предприятием на этом этапе характеризуемое как «управление по слабым сигналам», носит преимущественно превентивную направленность.

  • На первой стадии оценивается возможность предотвращения финансового кризиса в условиях предстоящей динамики факторов внешней и внутренней финансовой среды предприятия.
  • На второй стадии в зависимости от результатов такой оценки дифференцируются направления действий — их направленность на предотвращение финансового кризиса или на смягчение условий его будущего протекания (если в силу активного воздействия факторов внешней финансовой среды предотвратить финансовый кризис не представляется возможным).
  • На третьей стадии разрабатывается система превентивных антикризисных мероприятий, направленных на нейтрализацию угрозы финансового кризиса. Основными из таких превентивных мероприятий являются: сокращение объема финансовых операций на наиболее рискованных направлениях финансовой деятельности предприятия; повышение уровня внутреннего и внешнего страхования финансовых рисков, связанных с факторами, генерирующими угрозу финансового кризиса; реализация части излишних или неиспользуемых активов предприятия с целью увеличения резервов финансовых ресурсов; конверсия в денежную форму дебиторской задолженности и эквивалентов денежных средств.
  • На четвертой стадии по результатам реализации превентивных антикризисных мероприятий определяется их эффективность (по уровню достижения поставленных целей) и при необходимости принимаются дополнительные меры.

3. Идентификация параметров финансового кризиса при диагностировании его наступления. Такая идентификация осуществляется на основе классификации финансовых кризисов предприятия по результатам мониторинга показателей — «индикаторов кризисного развития».

  • На первой стадии идентифицируется масштаб охвата финансовой деятельности предприятия финансовым кризисом, т.е. определяется, носит ли он системный или структурный характер. Если финансовый кризис идентифицирован как структурный, то определяется его преимущественная структурная форма.
  • На второй стадии идентифицируется степень воздействия финансового кризиса на финансовую деятельность, т.е. выявляется, носит ли он легкий, глубокий или катастрофический характер. Каждая из этих форм финансового кризиса в процессе идентификации может получать более дифференцированную оценку.
  • На третьей стадии с учетом ранее проведенных оценок прогнозируется возможный период протекания финансового кризиса предприятия.

При необходимости в процессе идентификации параметров финансового кризиса могут быть использованы и другие признаки его классификации.

4. Исследование факторов, обусловивших возникновение финансового кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления. Такое исследование последовательно осуществляется следующим образом:

  • На первой стадии идентифицируются отдельные факторы финансового кризиса. В процессе такой идентификации вся их совокупность подразделяется на внешние и внутренние факторы.
  • На второй стадии исследуется степень влияния отдельных факторов на формы и масштабы финансового кризиса предприятия в разрезе отдельных параметров «кризисного поля».
  • На третьей стадии прогнозируется развитие факторов финансового кризиса и их совокупное негативное влияние на развитие финансовой деятельности предприятия.

5. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению финансового кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилизационных механизмов.

  • На первой стадии оценивается объем чистого денежного потока предприятия, генерируемого в кризисных условиях его функционирования, и степень его достаточности для преодоления финансового кризиса.
  • На второй стадии оценивается состояние страховых резервов финансовых ресурсов предприятия и их адекватности масштабам угроз, генерируемых финансовым кризисом.
  • На третьей стадии определяются возможные направления экономии финансовых ресурсов предприятия в период протекания финансового кризиса (экономия текущих затрат, связанных с осуществлением операционной деятельности; экономия инвестиционных ресурсов за счет приостановления реализации отдельных реальных инвестиционных проектов и т.п.).
  • На четвертой стадии определяются возможные альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, необходимые для функционирования предприятия в кризисных условиях и его вывода из состояния финансового кризиса.
  • На пятой стадии оценивается качественное состояние финансового потенциала предприятия с позиций возможного преодоления финансового кризиса — уровень квалификации финансовых менеджеров, их способность к быстрому реагированию на изменения факторов внешней финансовой среды, эффективность организационной структуры финансового управления и т.п.

6. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного финансового состояния. Выбор таких механизмов призван стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры — структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п.

Выбор конкретных механизмов финансовой стабилизации в процессе реструктуризации основных параметров финансовой деятельности предприятия в условиях его кризисного развития должен быть направлен на поэтапное решение следующих задач:

  • устранение неплатежеспособности;
  • восстановление финансовой устойчивости;
  • финансовое обеспечение устойчивого роста предприятия в долгосрочной перспективе.

7. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такая комплексная программа разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов — комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.

Комплексный план мероприятий по выводу предприятия из состояния финансового кризиса разрабатывается в тех случаях, когда предусматривается использование преимущественно внутренних механизмов финансовой стабилизации в рамках объема финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Этот план содержит следующие основные разделы:

  • перечень антикризисных мероприятий;
  • объем финансовых ресурсов, выделяемых для их реализации;
  • сроки реализации отдельных антикризисных мероприятий;
  • лица, ответственные за реализацию отдельных антикризисных мероприятий;
  • ожидаемые результаты финансовой стабилизации.

Инвестиционный проект финансовой санации предприятия разрабатывается в тех случаях, когда предприятие для выхода из финансового кризиса намеренно привлечь внешних санаторов.

После разработки и утверждения комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса предприятие приступает к ее реализации.

8. Контроль реализации программы вывода предприятия из финансового кризиса. Такой контроль возлагается, как правило, на главных менеджеров предприятия. Основная часть мероприятий комплексной программы вывода предприятия из финансового кризиса контролируется в системе оперативного финансового контроллинга, организованного на предприятии. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мероприятий.

9. Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий финансового кризиса. Система таких мероприятий на каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его финансовой деятельности.

Источник: Элитариум

Прыг: 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119
Шарах: 100