СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Анализ поправок в НК РФ для организаций, ведущих учет по УСН

Тема традиционно неизбежная. На этот раз одним законом изменения внесены сразу в обе части Налогового кодекса, и рассказать обо всех из них невозможно даже в рамках целого номера. Поэтому мы решили выявить и проанализировать поправки, которые имеют первостепенное значение для бухгалтеров, ведущих учет по УСН.

Речь идет о Федеральном законе от 27.07.2010 № 229−ФЗ (далее — Закон № 229−ФЗ). Поправок множество, большинство из них вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть 2 сентября 2010 года (закон опубликован в «Российской газете» 2 августа), к некоторым применяются особые правила (см. таблицу ниже). Итак, обо всем по порядку.

Таблица. Сроки вступления в силу основных поправок в НК РФ

Суть поправки Норма НК РФ Когда вступит в силу

Подтверждено право налогоплательщика на проведение сверки расчетов и получение акта по ней

Подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21

2 сентября 2010 года

Появилась возможность подачи документов и получения сведений из налоговой инспекции по ТКС

Пункты 2, 3 и 7 статьи 23, пункт 4 статьи 31, подпункт 11 пункта 1 статьи 32, пункт 6 статьи 69, статья 80, пункты 1 и 2 статьи 93 и др.

Сведения об изменении и закрытии обособленных подразделений организации теперь обязаны подать в течение трех дней

Подпункты 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23

Перечислены случаи, когда налоговые или таможенные органы вправе признать недоимку, а также задолженность по пеням и штрафам безнадежными

Статья 59

Налоговики обязаны уплатить проценты за незаконную блокировку расчетного счета налогоплательщика

Пункт 9.2 статьи 76

1 января 2011 года

К акту выездной проверки налоговики должны прикладывать документы, подтверждающие выявленные нарушения законодательства

Пункт 3.1 статьи 100

2 сентября 2010 года

Увеличены штрафы за нарушение налогового законодательства

Статьи 116,119,119.1,120,123, 126 и 129.1

2 сентября 2010 года*

Раскрыт порядок возврата НДФЛ при получении налогоплательщиком имущественного вычета в середине года

Пункт 4 статьи 220 и пункт 1 статьи 231

1 января 2011 года

Закреплено право налогоплательщиков разрабатывать формы налоговых регистров по НДФЛ самостоятельно

Пункт 1 статьи 230

Сдавать справки по форме 2−НДФЛ нужно на всех физических лиц, которым выплачены доходы, в том числе и на индивидуальных предпринимателей

Пункт 2 статьи 230

1 января 2011 года**

Амортизируемым имуществом признаются средства стоимостью свыше 40 000 руб.

Пункт 1 статьи 256

1 января 2011 года

Изменился порядок расчета предельной суммы процентных расходов по долговым обязательствам для налогоплательщиков, не применяющих метод расчета по средней ставке

Пункт 1.1 статьи 269

Новая норма
применяется
в отношении расходов,
осуществленных
с 1 января 2010 года

* Увеличенный размер штрафа применяется только к правонарушениям, совершенным с 2 сентября 2010 года. Пониженную величину штрафа можно применять в отношении правонарушения, совершенного и до 2 сентября. Причем ранее наложенная санкция за правонарушение с 2 сентября может быть взыскана лишь в части, не превышающей максимального размера санкции, предусмотренной за данное правонарушение новой редакцией соответствующей статьи НК РФ (п. 13 ст. 10 Закона № 229−ФЗ).
** Справки о доходах индивидуальных предпринимателей придется подавать уже за 2010 год, то есть не позднее 1 апреля 2011 года.

Поправки в часть первую НК РФ

Большинство поправок носят, так сказать, косметический характер, то есть устраняют неточности и несоответствия формулировок Налогового кодекса, имеющиеся в настоящее время.

Например, в абзаце 19 пункта 2 статьи 11 НК РФ дается определение понятия «место нахождения обособленного подразделения». И почему-то в том же абзаце (вероятно, в результате технической ошибки перепутан номер абзаца) разъясняется, как определить место нахождения физического лица, которое не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Законом № 229−ФЗ абзацы 19 и 20 пункта 2 статьи 11 НК РФ откорректированы. Так, в абзаце 19 останется только определение места нахождения обособленного подразделения. А в абзаце 20 после определения места жительства физического лица вполне логичны будут объяснения о том, как его узнать, если у лица нет постоянного места жительства в России.

Но есть и принципиальные изменения. Поговорим о наиболее важных из них.

Право на сверку расчетов

В пункт 1 статьи 21 НК РФ, где перечисляются права налогоплательщика, введен новый подпункт 5.1. В нем сказано, что налогоплательщики имеют право на осуществление совместной с налоговиками сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта по этой сверке. Конечно, возможность налогоплательщика обратиться с заявлением о проведении сверки расчетов существовала и раньше, однако теперь подобное право налогоплательщика подтверждено еще одним положением Налогового кодекса. Более того, до внесения рассматриваемой поправки нормами НК РФ не было закреплено право на получение акта сверки.

Общаться с налоговиками можно и по электронной почте

О введении электронного документооборота говорят достаточно давно. Однако до сих пор налогоплательщики могли сдавать в электронном виде лишь декларации и расчеты. И вот наконец внесены коррективы в статью 23 НК РФ, посвященную обязанностям налогоплательщика. Из пунктов 2 и 3, в которых перечислено, когда налогоплательщик обязан информировать налоговые органы, исключается слово «письменно». Это означает, что представлять различные уведомления можно не только в письменном виде, но и в электронном. Также о подаче сообщений и заявлений в электронной форме говорится в новой редакции пункта 7 статьи 23, пункта 4 статьи 31, статьи 80 НК РФ и др.

Кроме того, изменен подпункт 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ. В соответствии с ним получить акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщики смогут не только лично или по почте, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, причем на следующий день после его составления.

В электронном виде будут пересылаться и требования об уплате налогов и предоставлении документов при проверке. Причем налогоплательщик сможет передавать истребуемые документы также по телекоммуникационным каналам связи. Соответствующие изменения внесены в пункт 6 статьи 69 и пункты 1 и 2 статьи 93 НК РФ.

Аналогичный порядок документооборота введен и в отношении представления документов на основании статьи 93.1 НК РФ, то есть в рамках проведения так называемой встречной проверки

Сообщения об обособленных подразделениях

Организации на «упрощенке» могут иметь обособленные подразделения, не зарегистрированные в качестве филиалов или представительств (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), поэтому данная информация их заинтересует. Согласно действующей редакции подпункта 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ организации обязаны информировать налоговые органы об открытии или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца со дня данного события. После вступления в силу поправок сообщения об открытии обособленного подразделения нужно подавать все так же в течение месяца, зато о закрытии и изменениях, связанных с подразделениями, — в течение трех дней.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными

Существенно скорректирована статья 59 НК РФ. Теперь в ней будут указаны случаи, когда недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными. Среди них:

  1. ликвидация организации, при которой недоимка и задолженность по пеням и штрафам не были погашены по причине недостаточности имущества организации или невозможности погашения в пределах и порядке, установленных законодательством;
  2. признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127−ФЗ (в части недоимки и задолженности по пеням и штрафам, не погашенным по причине недостаточности имущества должника);
  3. смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;
  4. принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням или штрафам.

Кроме того, региональным и местным властям предоставлена возможность устанавливать иные основания признавать безнадежной задолженность по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов по ним.

Решения о признании указанных долгов налогоплательщиков безнадежными будут принимать налоговые инспекции и таможенные органы.

Понятно, что к компетенции таможенных органов будет относиться признание безнадежной недоимки и задолженности по пеням и штрафам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Проценты за незаконную блокировку счета

Существенно откорректировали и статью 76 НК РФ. Хотелось бы обратить внимание бухгалтеров на следующую поправку. В пункте 9.2 этой статьи вводится новый абзац, согласно которому налоговиков обяжут уплачивать налогоплательщикам проценты за неправомерное вынесение решения о приостановлении операций по счетам. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за период со дня получения банком решения о приостановлении операций до дня получения банком решения о его отмене.

Напомним: в настоящее время уплачивать проценты налоговые органы должны лишь в случае нарушения срока отмены решения о приостановлении операций по счетам или срока вручения банку этого документа.

Материалы налоговой проверки

Изменения внесены в статью 100, касающуюся оформления результатов налоговых проверок, и в статью 101 НК РФ, которой регулируется порядок вынесения решения. Теперь к акту налоговой проверки должны будут прилагаться документы, подтверждающие выявленные факты нарушения законодательства о налогах и сборах. При этом документы, содержащие не подлежащие разглашению сведения, будут приложены в виде заверенных налоговым органом выписок. Напротив, документы, полученные от проверяемого, к акту прилагать не нужно. В предыдущей редакции статьи 100 НК РФ обязанность налоговиков прикладывать какие-либо документы к акту отсутствовала.

В новой редакции абзаца 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ также уточняется, что проверяемый вправе до вынесения решения по проверке знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно более ранней норме налогоплательщик может лишь «участвовать в процессе рассмотрения материалов».

Новые штрафы

С вступлением в силу Закона № 229−ФЗ возрастут размеры штрафов за налоговые правонарушения. Так, нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет будет грозить штрафом в размере 10 000 руб. (до внесения изменений — от 5000 до 10 000 руб. в зависимости от длительности опоздания), за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе — в размере 10% от суммы полученных доходов, но не менее 40 000 руб. (до 2 сентября минимальный штраф составлял 20 000 руб.).

О штрафах за нарушение сроков постановки на учет говорится в новой редакции статьи 116 НК РФ

Штраф за непредставление декларации в установленный срок теперь также не будет зависеть от срока опоздания. Он составит 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1000 руб. Напомним, что до внесения поправок штраф в том же процентном интервале взимался только при опоздании со сдачей декларации на срок, не превышающий 180 календарных дней (правда, минимальная его сумма составляла всего 100 руб.). Для длительного опоздания санкция была более серьезной — 30% от суммы налога плюс 10% от суммы налога за каждый месяц опоздания начиная с 181−го дня.

Штрафы за непредставление декларации определены в статье 119 НК РФ

Кстати, увеличен штраф за не сданную вовремя «нулевую» декларацию — до 1000 руб. (вместо 100 руб.).

В новой редакции Налогового кодекса появится статья 119.1 НК РФ, в которой предусматривается штраф за нарушение установленного способа подачи декларации. Так, налогоплательщик, который не представил декларацию в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, будет оштрафован на 200 руб.

Ужесточено наказание за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ):

  • за грубое нарушение, совершенное в течение одного налогового периода, смогут взыскать 10 000 руб. (вместо 5000 руб.);
  • за то же деяние, совершенное в течение более одного периода, — 30 000 руб. (вместо 15 000 руб.);
  • если то же нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (действоваший ранее штраф — 10% от суммы налога, но не менее 15 000 руб.).

Обратите внимание: несколько изменилось определение понятия «грубое нарушение правил учета доходов и расходов», которое дается в пункте 3 статьи 120 НК РФ. Отныне грубым нарушением будет также считаться отсутствие регистров налогового учета и несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций в этих регистрах.

Таким образом, «упрощенцев» можно будет оштрафовать по этой статье за систематические ошибки в Книге учета доходов и расходов или отсутствие этого документа!

Изменена и статья 123 НК РФ. Теперь налоговых агентов можно привлечь к ответственности не только за неправомерное неперечисление или неполное перечисление налога (как было ранее), но и за неправомерное неудержание или неполное удержание.

Санкция за нарушение, указанное в статье 123 НК РФ, одна — штраф в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и (или) перечислению

Возрастут штрафы за неподачу в установленный срок сведений налоговым инспекторам (п. 1 ст. 126 НК РФ) — с 50 руб. за каждый документ до 200 руб., а также за ложные сведения или отказ в представлении сведений (п. 2 ст. 126 НК РФ) — с 5000 до 10 000 руб. Санкции за неправомерное несообщение сведений налоговому органу, предусмотренные в статье 129.1 НК РФ, увеличатся с 1000 руб. (за первое нарушение) и 5000 руб. (за повторное) до 5000 и 20 000 руб. соответственно.

Поправки в часть вторую НК РФ

Непосредственно в главу 26.2 НК РФ, посвященную УСН, поправки практически не внесены. Есть лишь одна техническая поправка в пункте 2 статьи 346.13 НК РФ, касающемся срока подачи заявления о переходе на УСН как вновь созданными организациями, так и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Так, вместо некорректной ссылки на абзац 2 пункта 2 статьи 84 НК РФ, в котором упоминаются лишь организации (тогда как к физическим лицам применим абзац 1), сделана ссылка на весь пункт 2.

Тем не менее некоторые из изменений в главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» напрямую влияют на налогоплательщиков, применяющих УСН. Кроме того, «упрощенцы», имеющие наемных работников, являются налоговыми агентами по НДФЛ, поэтому обсудим и основные поправки в главу 23 НК РФ.

Имущественный вычет и возврат НДФЛ

Статья 220 НК РФ, в которой сказано об имущественных вычетах, с будущего года пополнится пунктом 4. В нем регулируется ситуация, когда налоговый агент неправомерно удерживает налог с налогоплательщика, подавшего ему заявление на предоставление имущественного вычета.

Существенно скорректирован пункт 1 статьи 231 НК РФ. Как известно, в настоящий момент механизм возврата излишне уплаченных налоговым агентом сумм НДФЛ не установлен. Определено лишь, что для этого необходимо заявление налогоплательщика.

С вступлением в силу поправок к обязанностям налогового агента добавляется необходимость в течение 10 дней информировать налогоплательщика о каждом обнаруженном факте излишнего удержания налога. Деньги налогоплательщику возвращаются за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет (при этом не важно, по какому именно налогоплательщику должны быть перечислены деньги). Вернуть требуемую сумму НДФЛ налоговый агент обязан в течение трех месяцев со дня получения заявления. При опоздании со сроком возврата начисляются проценты по ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Если же суммы налога, которую нужно перечислить в бюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент должен подать заявление в налоговый орган с просьбой вернуть излишне перечисленную сумму налога. Сделать это нужно в течение 10 дней со дня получения заявления от налогоплательщика. Возврат осуществляется по правилам главы 78 НК РФ. Между прочим, до получения средств из бюджета налоговый агент вправе вернуть деньги налогоплательщику из своего кармана.

В новом пункте 1.1 статьи 231 НК РФ даются разъяснения по поводу того, как вернуть налог в связи с изменением у физического лица статуса налогового резидента. Напомним, что для резидентов базовая ставка НДФЛ составляет 13%, для нерезидентов — 30%. Если работник в течение года стал резидентом, а налог удерживался по ставке 30%, он должен подать налоговую декларацию. И возвращать излишне удержанный налог будет налоговый орган в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

На заметку

Ожидаем поправки вПБУ 6/01

С 1 января 2010 года амортизируемым будет считаться имущество дороже 40 000 руб. Таким образом, объекты первоначальной стоимостью 40 000 руб. и дешевле к основным средствам в налоговом учете относиться уже не будут.

Вспомним, что для организаций на «упрощенке» остается обязательным бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129−ФЗ). При этом лимит стоимости имущества, которое можно учитывать в составе МПЗ, а не как основное средство, устанавливает организация (п. 5 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Но этот показатель не может быть больше 20 000 руб.

Таким образом, если даже организация установит лимит 20 000 руб., с нового года, когда пороговый уровень стоимости амортизируемого имущества для налогового учета достигнет 40 000 руб., возникнет несоответствие между налоговым и бухгалтерским учетами. Так что будем ждать поправок и в ПБУ 6/01

Формы регистров разрабатываются самостоятельно

Закон № 229−ФЗ исправил еще одну неточность, которая имеется сейчас. В пункте 1 статьи 230 НК РФ в действующей редакции говорится о том, что налоговые агенты должны вести учет доходов физических лиц по форме, которая установлена Минфином России. Однако Минфин до сих пор никакой формы не разработал, есть лишь налоговая карточка по форме 1−НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3−04/583. Некоторые разделы формы 1−НДФЛ устарели, поэтому Минфин рекомендовал налогоплательщикам разрабатывать регистры учета самостоятельно. Теперь такой порядок будет зафиксирован в новой редакции пункта 1 статьи 230 НК РФ (в том числе указаны сведения, которые обязательно нужно будет указывать в этих регистрах).

См. письмо Минфина России от 21.01.2010 № 03−04−08/4−6

Отчитываться придется и о выплатах предпринимателям

Закон № 229−ФЗ изложил в новой редакции и пункт 2 статьи 230 НК РФ. Из текста исключается абзац, где говорилось об отсутствии необходимости подавать в налоговую инспекцию сведения о выплатах индивидуальному предпринимателю, если тот предъявил свидетельство о регистрации. Таким образом, справки по форме 2−НДФЛ нужно будет подавать на всех физических лиц, получавших в течение налогового периода доходы.

Форма 2−НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3−04/706@ (в редакции приказов ФНС России от 20.12.2007 № ММ-3−04/689@, от 30.12.2008 № ММ-3−3/694@ и от 22.12.2009 № ММ-7−3/708@)

Стоимость амортизируемого имущества

Благодаря Закону № 229−ФЗ увеличится пороговая стоимость амортизируемого имущества, указанная в пункте 1 статьи 256 НК РФ. Напомним, что сейчас амортизируемым считается собственное имущество, используемое в предпринимательской деятельности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. А в новой редакции пункта 1 статьи 256 НК РФ последний показатель увеличивается вдвое и амортизируемым будет считаться имущество дороже 40 000 руб. Отметим, что этот показатель влияет и на учет при УСН. Ведь к основным средствам и нематериальным активам «упрощенцы» относят только то имущество, которое признается амортизируемым по правилам главы 25 НК РФ.

Новые нормы расходов по процентам

Изменения внесены и в статью 269 НК РФ, в соответствии с которой плательщики налога на прибыль, а также «упрощенцы» (ссылка на статью 269 НК РФ есть в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ) определяют предельную сумму расходов в виде процентов, уплачиваемых по кредитам и займам. Поправки касаются тех налогоплательщиков, которые вычисляют норму исходя из ставки рефинансирования. В статью 269 НК РФ добавлен пункт 1.1, в котором даются временные правила, действующие в 2010 году и с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012−го. ==========================

Речь идет оФедеральном законе от 27.07.2010 №229−ФЗ (далее— Закон №229−ФЗ). Поправок множество, большинство изних вступают всилу поистечении одного месяца содня официального опубликования, тоесть 2сентября 2010года (закон опубликован в«Российской газете» 2августа), кнекоторым применяются особые правила (см. таблицу ниже). Итак, обо всем попорядку.

Таблица. Сроки вступления всилу основных поправок в НКРФ

Суть поправки Норма НКРФ Когда вступит всилу

Подтверждено право налогоплательщика напроведение сверки расчетов иполучение акта поней

Подпункт5.1 пункта 1статьи 21

2сентября 2010года

Появилась возможность подачи документов иполучения сведений изналоговой инспекции поТКС

Пункты2, 3и7статьи23, пункт 4статьи31, подпункт 11пункта 1статьи 32, пункт 6статьи69, статья80, пункты 1и2статьи 93идр.

Сведения обизменении изакрытии обособленных подразделений организации теперь обязаны подать втечение трех дней

Подпункты 3и3.1 пункта 2статьи 23

Перечислены случаи, когда налоговые или таможенные органы вправе признать недоимку, атакже задолженность попеням иштрафам безнадежными

Статья 59

Налоговики обязаны уплатить проценты занезаконную блокировку расчетного счета налогоплательщика

Пункт9.2 статьи 76

1января 2011года

Какту выездной проверки налоговики должны прикладывать документы, подтверждающие выявленные нарушения законодательства

Пункт3.1 статьи 100

2сентября 2010года

Увеличены штрафы занарушение налогового законодательства

Статьи 116,119,119.1,120,123, 126и129.1

2сентября 2010года*

Раскрыт порядок возврата НДФЛ при получении налогоплательщиком имущественного вычета всередине года

Пункт 4статьи 220ипункт 1статьи 231

1января 2011года

Закреплено право налогоплательщиков разрабатывать формы налоговых регистров поНДФЛ самостоятельно

Пункт 1статьи 230

Сдавать справки поформе 2−НДФЛ нужно навсех физических лиц, которым выплачены доходы, втом числе инаиндивидуальных предпринимателей

Пункт 2статьи 230

1января 2011года**

Амортизируемым имуществом признаются средства стоимостью свыше 40000 руб.

Пункт 1статьи 256

1января 2011года

Изменился порядок расчета предельной суммы процентных расходов подолговым обязательствам для налогоплательщиков, неприменяющих метод расчета посредней ставке

Пункт1.1 статьи 269

Новая норма
применяется
вотношении расходов,
осуществленных
с1января 2010года

* Увеличенный размер штрафа применяется только кправонарушениям, совершенным с2сентября 2010года. Пониженную величину штрафа можно применять вотношении правонарушения, совершенного идо2сентября. Причем ранее наложенная санкция заправонарушение с2сентября может быть взыскана лишь вчасти, непревышающей максимального размера санкции, предусмотренной заданное правонарушение новой редакцией соответствующей статьи НК РФ (п. 13 ст.10 Закона №229−ФЗ).
** Справки одоходах индивидуальных предпринимателей придется подавать уже за2010год, тоесть непозднее 1 апреля 2011года.

Поправки вчасть первую НКРФ

Большинство поправок носят, так сказать, косметический характер, тоесть устраняют неточности инесоответствия формулировок Налогового кодекса, имеющиеся внастоящее время.

Например, вабзаце 19пункта 2статьи 11 НК РФ дается определение понятия «место нахождения обособленного подразделения». Ипочему-то втомже абзаце (вероятно, врезультате технической ошибки перепутан номер абзаца) разъясняется, как определить место нахождения физического лица, которое неимеет постоянного места жительства натерритории Российской Федерации. Законом №229−ФЗ абзацы 19 и 20 пункта 2 статьи 11 НК РФ откорректированы. Так, в абзаце 19 останется только определение места нахождения обособленного подразделения. А в абзаце 20после определения места жительства физического лица вполне логичны будут объяснения отом, как его узнать, если улица нет постоянного места жительства вРоссии.

Ноесть ипринципиальные изменения. Поговорим онаиболее важных изних.

Право насверку расчетов

Впункт 1статьи 21НК РФ, где перечисляются права налогоплательщика, введен новый подпункт 5.1. Внем сказано, что налогоплательщики имеют право наосуществление совместной сналоговиками сверки расчетов поналогам, сборам, пеням иштрафам, атакже наполучение акта поэтой сверке. Конечно, возможность налогоплательщика обратиться сзаявлением опроведении сверки расчетов существовала ираньше, однако теперь подобное право налогоплательщика подтверждено еще одним положением Налогового кодекса. Более того, довнесения рассматриваемой поправки нормами НКРФнебыло закреплено право наполучение акта сверки.

Общаться сналоговиками можно ипоэлектронной почте

Овведении электронного документооборота говорят достаточно давно. Однако досих пор налогоплательщики могли сдавать вэлектронном виде лишь декларации ирасчеты. Ивот наконец внесены коррективы встатью 23НК РФ, посвященную обязанностям налогоплательщика. Изпунктов 2и3, вкоторых перечислено, когда налогоплательщик обязан информировать налоговые органы, исключается слово «письменно». Это означает, что представлять различные уведомления можно нетолько вписьменном виде, ноивэлектронном. Также оподаче сообщений изаявлений вэлектронной форме говорится вновой редакции пункта 7статьи23, пункта 4статьи31, статьи 80НК РФидр.

Кроме того, изменен подпункт 11пункта 1статьи 32НК РФ. Всоответствии сним получить акт сверки расчетов поналогам, сборам, пеням иштрафам налогоплательщики смогут нетолько лично или попочте, ноивэлектронном виде потелекоммуникационным каналам связи, причем наследующий день после его составления.

Вэлектронном виде будут пересылаться итребования обуплате налогов ипредоставлении документов при проверке. Причем налогоплательщик сможет передавать истребуемые документы также потелекоммуникационным каналам связи. Соответствующие изменения внесены впункт 6статьи 69ипункты 1и2статьи 93НКРФ.

Аналогичный порядок документооборота введен ивотношении представления документов наосновании статьи 93.1НК РФ, тоесть врамках проведения так называемой встречной проверки

Сообщения обобособленных подразделениях

Организации на«упрощенке» могут иметь обособленные подразделения, незарегистрированные вкачестве филиалов или представительств (подп. 1п. 3ст. 346.12НК РФ), поэтому данная информация ихзаинтересует. Согласно действующей редакции подпункта 3пункта 2статьи 23НК РФорганизации обязаны информировать налоговые органы оботкрытии или закрытии обособленного подразделения втечение одного месяца содня данного события. После вступления всилу поправок сообщения оботкрытии обособленного подразделения нужно подавать все также втечение месяца, зато озакрытии иизменениях, связанных сподразделениями,— втечение трех дней.

Признание недоимки изадолженности попеням иштрафам безнадежными

Существенно скорректирована статья 59НК РФ. Теперь вней будут указаны случаи, когда недоимка изадолженность попеням иштрафам признаются безнадежными. Среди них:

  1. ликвидация организации, при которой недоимка изадолженность попеням иштрафам небыли погашены попричине недостаточности имущества организации или невозможности погашения впределах ипорядке, установленных законодательством;
  2. признание банкротом индивидуального предпринимателя всоответствии сФедеральным законом от26.10.2002 №127−ФЗ (вчасти недоимки изадолженности попеням иштрафам, непогашенным попричине недостаточности имущества должника);
  3. смерть физического лица или объявление его умершим впорядке, установленном гражданским процессуальным законодательством;
  4. принятие судом акта, всоответствии скоторым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки изадолженности попеням или штрафам.

Кроме того, региональным иместным властям предоставлена возможность устанавливать иные основания признавать безнадежной задолженность поуплате соответственно региональных иместных налогов, пеней иштрафов поним.

Решения опризнании указанных долгов налогоплательщиков безнадежными будут принимать налоговые инспекции итаможенные органы.

Понятно, что ккомпетенции таможенных органов будет относиться признание безнадежной недоимки изадолженности попеням иштрафам, связанным сперемещением товаров через таможенную границу РФ

Проценты занезаконную блокировку счета

Существенно откорректировали истатью 76НК РФ. Хотелосьбы обратить внимание бухгалтеров наследующую поправку. Впункте 9.2 этой статьи вводится новый абзац, согласно которому налоговиков обяжут уплачивать налогоплательщикам проценты занеправомерное вынесение решения оприостановлении операций посчетам. Проценты начисляются поставке рефинансирования запериод содня получения банком решения оприостановлении операций додня получения банком решения оего отмене.

Напомним: внастоящее время уплачивать проценты налоговые органы должны лишь вслучае нарушения срока отмены решения оприостановлении операций посчетам или срока вручения банку этого документа.

Материалы налоговой проверки

Изменения внесены встатью 100, касающуюся оформления результатов налоговых проверок, ивстатью 101НК РФ, которой регулируется порядок вынесения решения. Теперь какту налоговой проверки должны будут прилагаться документы, подтверждающие выявленные факты нарушения законодательства оналогах исборах. При этом документы, содержащие неподлежащие разглашению сведения, будут приложены ввиде заверенных налоговым органом выписок. Напротив, документы, полученные отпроверяемого, какту прилагать ненужно. Впредыдущей редакции статьи 100НК РФобязанность налоговиков прикладывать какие-либо документы какту отсутствовала.

Вновой редакции абзаца 2пункта 2статьи 101НК РФтакже уточняется, что проверяемый вправе довынесения решения попроверке знакомиться совсеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно более ранней норме налогоплательщик может лишь «участвовать впроцессе рассмотрения материалов».

Новые штрафы

Свступлением всилу Закона №229−ФЗ возрастут размеры штрафов заналоговые правонарушения. Так, нарушение срока подачи заявления опостановке наналоговый учет будет грозить штрафом вразмере 10000руб. (довнесения изменений— от5000 до10000руб. взависимости отдлительности опоздания), заведение деятельности без постановки научет вналоговом органе— вразмере 10% отсуммы полученных доходов, нонеменее 40000руб. (до2сентября минимальный штраф составлял 20000руб.).

Оштрафах занарушение сроков постановки научет говорится вновой редакции статьи 116НК РФ

Штраф занепредставление декларации вустановленный срок теперь также небудет зависеть отсрока опоздания. Онсоставит 5%отсуммы налога, подлежащей уплате наосновании этой декларации закаждый полный или неполный месяц содня, установленного для еепредставления, нонеболее 30% отуказанной суммы ине менее 1000руб. Напомним, что довнесения поправок штраф втомже процентном интервале взимался только при опоздании сосдачей декларации насрок, непревышающий 180календарных дней (правда, минимальная его сумма составляла всего 100руб.). Для длительного опоздания санкция была более серьезной— 30% отсуммы налога плюс 10% отсуммы налога закаждый месяц опоздания начиная с181−го дня.

Штрафы занепредставление декларации определены встатье 119 НК РФ

Кстати, увеличен штраф занесданную вовремя «нулевую» декларацию— до1000 руб. (вместо 100руб.).

Вновой редакции Налогового кодекса появится статья 119.1НК РФ, вкоторой предусматривается штраф занарушение установленного способа подачи декларации. Так, налогоплательщик, который непредставил декларацию вэлектронном виде вслучаях, предусмотренных НКРФ, будет оштрафован на200руб.

Ужесточено наказание загрубое нарушение правил учета доходов ирасходов (ст. 120НК РФ):

  • загрубое нарушение, совершенное втечение одного налогового периода, смогут взыскать 10000руб. (вместо 5000руб.);
  • затоже деяние, совершенное втечение более одного периода,— 30000руб. (вместо 15000руб.);
  • если тоже нарушение повлекло засобой занижение налоговой базы, штраф составит 20% отсуммы неуплаченного налога, нонеменее 40000руб. (действоваший ранее штраф— 10% отсуммы налога, нонеменее 15000руб.).

Обратите внимание: несколько изменилось определение понятия «грубое нарушение правил учета доходов ирасходов», которое дается впункте 3статьи 120НК РФ. Отныне грубым нарушением будет также считаться отсутствие регистров налогового учета инесвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций вэтих регистрах.

Таким образом, «упрощенцев» можно будет оштрафовать поэтой статье засистематические ошибки вКниге учета доходов ирасходов или отсутствие этого документа!

Изменена истатья 123НК РФ. Теперь налоговых агентов можно привлечь кответственности нетолько занеправомерное неперечисление или неполное перечисление налога (как было ранее), ноизанеправомерное неудержание или неполное удержание.

Санкция занарушение, указанное встатье 123НК РФ, одна— штраф вразмере 20% отсуммы налога, подлежащего удержаниюи (или) перечислению

Возрастут штрафы занеподачу вустановленный срок сведений налоговым инспекторам (п. 1ст. 126НК РФ)— с50руб. закаждый документ до200руб., атакже заложные сведения или отказ впредставлении сведений (п. 2ст. 126НК РФ)— с5000 до10000руб. Санкции занеправомерное несообщение сведений налоговому органу, предусмотренные встатье 129.1НК РФ, увеличатся с1000руб. (запервое нарушение) и5000руб. (заповторное) до5000 и20000руб. соответственно.

Поправки вчасть вторую НКРФ

Непосредственно вглаву 26.2НК РФ, посвященную УСН, поправки практически невнесены. Есть лишь одна техническая поправка впункте 2статьи 346.13НК РФ, касающемся срока подачи заявления опереходе наУСН как вновь созданными организациями, так ивновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями. Так, вместо некорректной ссылки наабзац 2пункта 2статьи 84НК РФ, вкотором упоминаются лишь организации (тогда как кфизическим лицам применим абзац1), сделана ссылка навесь пункт 2.

Тем неменее некоторые изизменений вглаве 25НК РФ«Налог наприбыль организаций» напрямую влияют наналогоплательщиков, применяющих УСН. Кроме того, «упрощенцы», имеющие наемных работников, являются налоговыми агентами поНДФЛ, поэтому обсудим иосновные поправки вглаву 23НК РФ.

Имущественный вычет ивозврат НДФЛ

Статья 220НК РФ, вкоторой сказано обимущественных вычетах, сбудущего года пополнится пунктом 4. Внем регулируется ситуация, когда налоговый агент неправомерно удерживает налог сналогоплательщика, подавшего ему заявление напредоставление имущественного вычета.

Существенно скорректирован пункт 1статьи 231НК РФ. Как известно, внастоящий момент механизм возврата излишне уплаченных налоговым агентом сумм НДФЛ неустановлен. Определено лишь, что для этого необходимо заявление налогоплательщика.

Свступлением всилу поправок кобязанностям налогового агента добавляется необходимость втечение 10дней информировать налогоплательщика окаждом обнаруженном факте излишнего удержания налога. Деньги налогоплательщику возвращаются засчет сумм налога, подлежащих перечислению вбюджет (при этом неважно, покакому именно налогоплательщику должны быть перечислены деньги). Вернуть требуемую сумму НДФЛ налоговый агент обязан втечение трех месяцев содня получения заявления. При опоздании сосроком возврата начисляются проценты поставке, равной ставке рефинансирования ЦБРФ.

Еслиже суммы налога, которую нужно перечислить вбюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент должен подать заявление вналоговый орган спросьбой вернуть излишне перечисленную сумму налога. Сделать это нужно втечение 10дней содня получения заявления отналогоплательщика. Возврат осуществляется поправилам главы 78НК РФ. Между прочим, дополучения средств избюджета налоговый агент вправе вернуть деньги налогоплательщику изсвоего кармана.

Вновом пункте 1.1 статьи 231НК РФдаются разъяснения поповоду того, как вернуть налог всвязи сизменением уфизического лица статуса налогового резидента. Напомним, что для резидентов базовая ставка НДФЛ составляет 13%, для нерезидентов— 30%. Если работник втечение года стал резидентом, аналог удерживался поставке 30%, ондолжен подать налоговую декларацию. Ивозвращать излишне удержанный налог будет налоговый орган впорядке, установленном статьей 78НК РФ.

На заметку

Ожидаем поправки в ПБУ 6/01

С1января 2010года амортизируемым будет считаться имущество дороже 40000 руб. Таким образом, объекты первоначальной стоимостью 40000руб. идешевле косновным средствам вналоговом учете относиться уже небудут.

Вспомним, что для организаций на«упрощенке» остается обязательным бухгалтерский учет основных средств инематериальных активов (п. 3ст.4 Федерального закона от21.11.96 №129−ФЗ). При этом лимит стоимости имущества, которое можно учитывать всоставе МПЗ, анекак основное средство, устанавливает организация (п. 5ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от30.03.2001 №26н). Ноэтот показатель неможет быть больше 20000руб.

Таким образом, если даже организация установит лимит 20000руб., снового года, когда пороговый уровень стоимости амортизируемого имущества для налогового учета достигнет 40000руб., возникнет несоответствие между налоговым ибухгалтерским учетами. Так что будем ждать поправок ивПБУ 6/01

Формы регистров разрабатываются самостоятельно

Закон №229−ФЗ исправил еще одну неточность, которая имеется сейчас. Впункте 1статьи 230НК РФвдействующей редакции говорится отом, что налоговые агенты должны вести учет доходов физических лиц поформе, которая установлена Минфином России. Однако Минфин досих пор никакой формы неразработал, есть лишь налоговая карточка поформе 1−НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от31.10.2003 №БГ-3−04/583. Некоторые разделы формы 1−НДФЛ устарели, поэтому Минфин рекомендовал налогоплательщикам разрабатывать регистры учета самостоятельно. Теперь такой порядок будет зафиксирован вновой редакции пункта 1статьи 230НК РФ(втом числе указаны сведения, которые обязательно нужно будет указывать вэтих регистрах).

См. письмо Минфина России от21.01.2010 №03−04−08/4−6

Отчитываться придется иовыплатах предпринимателям

Закон №229−ФЗ изложил вновой редакции ипункт 2статьи 230НК РФ. Изтекста исключается абзац, где говорилось оботсутствии необходимости подавать вналоговую инспекцию сведения овыплатах индивидуальному предпринимателю, если тот предъявил свидетельство орегистрации. Таким образом, справки поформе 2−НДФЛ нужно будет подавать навсех физических лиц, получавших втечение налогового периода доходы.

Форма 2−НДФЛ утверждена приказом ФНС России от13.10.2006 №САЭ-3−04/706@ (вредакции приказов ФНС России от20.12.2007 №ММ-3−04/689@, от30.12.2008 №ММ-3−3/694@ иот22.12.2009 №ММ-7−3/708@)

Стоимость амортизируемого имущества

Благодаря Закону №229−ФЗ увеличится пороговая стоимость амортизируемого имущества, указанная впункте 1статьи 256НК РФ. Напомним, что сейчас амортизируемым считается собственное имущество, используемое впредпринимательской деятельности сосроком полезного использования более 12месяцев ипервоначальной стоимостью более 20000руб. Авновой редакции пункта 1статьи 256НК РФпоследний показатель увеличивается вдвое иамортизируемым будет считаться имущество дороже 40000руб. Отметим, что этот показатель влияет инаучет при УСН. Ведь косновным средствам инематериальным активам «упрощенцы» относят только тоимущество, которое признается амортизируемым поправилам главы 25НК РФ.

Новые нормы расходов попроцентам

Изменения внесены ивстатью 269НК РФ, всоответствии скоторой плательщики налога наприбыль, атакже «упрощенцы» (ссылка настатью 269НК РФесть впункте 2статьи 346.16НК РФ) определяют предельную сумму расходов ввиде процентов, уплачиваемых покредитам изаймам. Поправки касаются тех налогоплательщиков, которые вычисляют норму исходя изставки рефинансирования. Встатью 269НК РФдобавлен пункт 1.1, вкотором даются временные правила, действующие в 2010 году и с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 г.




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: