СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

Изменение роли НДФЛ в составе бюджета города Москвы в 2009 г.

Изменение роли налога на доходы физических лиц в составе бюджета города Москвы в 2009 году под влиянием мирового экономического кризиса.

Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, обеспечивает наполнение большей части доходов бюджета города Москвы. За период с 2006 по 2008 гг. НДФЛ в составе налоговых поступлений занимал второе место, а в 2009 году данный налог стал первым в структуре доходов городского бюджета. Впрочем, потенциал налога на доходы физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Особую актуальность исследованию налогообложения доходов физических лиц в России придаёт низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами. Именно поэтому проблема совершенствования налогообложения доходов физических лиц является одной из наиболее важных и обсуждаемых для российской практики налогообложения. Исследования данной проблемы выявили широкое поле для совершенствования налоговой политики: проблемы рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, повышение социальной направленности подоходного налогообложения, проблемы собираемости, особенно актуальные в нынешней макроэкономической ситуации.

Целью данной статьи является исследование изменений динамики налоговой базы и поступлений НДФЛ в бюджет города Москвы под влиянием кризиса.

За период с 2006 по 2008 гг. общий прирост НДФЛ, поступившего в консолидированный бюджет Москвы 2008 года по отношению к 2006 составил 98%, при этом в 2007 году (249 559 млн. руб.) налога поступило на 23% больше, чем в 2006 г. (202 288 млн. руб.), а доходы от НДФЛ в 2008 г. (399 745 млн. руб.) возросли по отношению к 2007 г. на 60% .

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис не обошел стороной экономику Москвы. В сложившейся непростой макроэкономической ситуации особенно важно провести своевременную оценку различных факторов и последствий кризиса, провести анализ всех составляющих налоговых поступлений. В первую очередь, такой анализ поможет разработать своевременные и актуальные корректировки налоговой политики, не только минимизировать негативные последствия кризиса, но и дать дополнительный импульс совершенствованию налоговой политики.

Для оценки влияния кризиса на доходы населения следует рассмотреть баланс денежных доходов и расходов населения, который отражается движение части ВВП, поступающей в распоряжение населения в форме денежных доходов и используемой им на покупку товаров, оплату услуг и формирование сбережений.

По последним опубликованным данным Мосгорстата за 9 месяцев 2009 года денежные доходы населения города Москвы выросли на 16,3%. При этом наибольший вклад в общий прирост доходов населения внес прирост так называемых «других доходов» населения (доля прироста «других доходов» в общем приросте денежных доходов населения составила 83,0%).

Таблица 1. Структура денежных доходов населения в 2008-2009 гг.

Статья доходов Январь-сентябрь 2009 г. (млн. рублей) Январь-сентябрь 2008 г. (млн. рублей) К аналогичному периоду 2008 г. (%)
Денежные доходы населения всего
в том числе:
3'907'950,0 3'360'232,2 116,3
Доходы от предпринимательской дея-ти 188'992,4 227'154,3 83,2
Заработная плата, включая премии и др. виды оплаты труда 1'486'846,9 1'386'984,1 107,2
Социальные трансферты 339'360,3 330'760,5 102,6
Доходы населения от собственности 264'609,3 297'983,5 88,8
Доходы от продажи иностранной валюты 337'499,3 281'484,0 119,9
Другие доходы 1'290'641,8 834'826,5 154,6

Рис.1. Структура денежных доходов населения г. Москвы в январе-сентябре 2008 и 2009 гг.

Самую значительную долю в общем объеме доходов населения составляет официальная заработная плата (с учетом премий и других видов оплаты) (38,1%), и эта доля в период до начала кризиса имела устойчивую тенденцию к росту. По итогам 9 месяцев 2009 года рост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 107,2%. Вместе с тем следует отметить, что еще в январе 2009 года рост заработной платы к январю 2008 года составлял 119,2%, за I квартал 2009 года рост заработной платы к I кварталу 2008 года составил 116,0%, а по итогам I полугодия 2009 года к соответствующему периоду 2008 года – 110,4%.

Последовательное сокращение темпов роста заработной платы наблюдается по всем видам экономической деятельности. Статистические данные показывают, что в большей степени замедление прироста заработной платы относится к крупным и средним предприятиям и организациям. Снижение прироста заработной платы привело к сокращению доли данного вида дохода в структуре доходов населения города Москвы с 41,3% в 2008 году до 38,0% в 2009 году.

Второй по значимости составляющей в структуре денежных доходов населения являются «другие доходы» населения, что по методологии Росстата относится к «теневым» доходам и скрытой оплате труда. Указанные доходы за 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличились в 1,5 раза, чем и обеспечили наибольший вклад в наблюдаемый рост общих денежных доходов населения (13,5% прироста). При этом доля данной статьи доходов в общих доходах населения увеличилась с 24,0% в 2008 году до 33,0% в 2009 году. Такая структура роста во многом объясняет тот факт, что наблюдаемая органами статистики динамика роста денежных доходов населения не привела к соответствующему росту налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, что подтверждается объемами текущих налоговых поступлений в бюджет города, которые практически остались на уровне прошлого года.

Третьим по значимости источником денежных доходов населения являются доходы от продажи иностранной валюты. Данный вид доходов за 9 месяцев 2009 года увеличился на 19,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

Указанное увеличение связано с тем, что на фоне усиливавшегося финансового кризиса и возможной девальвации рубля с целью уменьшения риска обесценения рублевых накоплений с августа 2008 года по февраль 2009 года население в массовом порядке переводило свои банковские счета из рублевых в валютные, скупив около 50 млрд. долл. США. Во II-III кварталах 2009 года в связи со стабилизацией на валютном рынке наблюдался обратный процесс – превышение объемов проданной населением наличной валюты над объемами купленной валюты, чем и объясняется рост доходов населения от продажи иностранной валюты в структуре баланса денежных доходов и расходов населения.

Показательной является оценка влияния экономического кризиса на доходы населения города через анализ динамики распределения доходов населения в разрезе децильных (десятипроцентных) групп населения.

Таблица 2. Распределение населения по уровню доходов и динамика изменения доходов в разрезе децильных групп населения

Номер группы Среднедушевой доход в месяц, рублей Доля заработной платы и трансфертов в общем объеме доходов, %%
1 4853,6 67,2
2 8486,5 62,8
3 11 458,5 60,2
4 15 706,5 57,9
5 20 158,8 55,9
6 26 428,57 53,9
7 36 122,3 51,7
8 49 214,3 49,3
9 72 230,6 46,2
10 168 527,0 39,6
Всего: 41 318,7 46,7

Как следует из данных Мосгорстата в 2009 году более 60% роста доходов населения обеспечено за счет увеличения доходов у 20,0 % наиболее состоятельных слоев населения (9 и 10 группы), в то время как на долю 20% наименее обеспеченных граждан (1 и 2 группы) пришлось чуть более 2% общего прироста доходов населения. Данный факт связан с тем, что заработная плата и трансфертные выплаты, которые играют более существенную роль для граждан с низкими доходами, чем для граждан с высокими доходами, выросли в 2009 году незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По всем децильным группам населения основным источником роста являлась статья «другие доходы». При этом от первой группы населения до последней группы значимость данного вида доходов имеет тенденцию к росту, в то время как значимость доходов населения, подпадающих под налогообложение, уменьшается от 6,9% у первых групп до 5,4% у последних.

В таблице 3 представлены показатели, характеризующие уровень доходов населения и степень концентрации доходов в 2006-2009 годах.

Таблица 3. Уровень доходов населения и степень их концентрации

Показатель 2006 год 2007 год 9 месяцев 2008 года 9 месяцев 2009 года
Среднедушевой доход, руб./мес. 29 802,4 34 598,0 35 647,8 41 318,7
Среднемесячная заработная плата, руб./мес. 17 997,9 23 623,3 28 913,0 31 606,0
Разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения (показывает, во сколько раз средние доходы 10 децильной группы населения превышают средние доходы 1 децильной группы населения.) 41,4 39,5 32,7 34,7
Абсолютная бедность, %% 13,4 12,5 11,9 12,3
Относительная бедность, %% 31,6 31,5 30,8 30,9
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,5510 0,5424 0,5210 0,5265

В период до начала проявления кризисных явлений (конец 2008 года) наблюдалось снижение степени экономического неравенства населения, выражавшееся в уменьшении разрыва в доходах между группами, коэффициента концентрации доходов и сокращении абсолютной бедности. В кризисный же период наблюдается обратная динамика.

Отметим, что уровень обеспеченности населения города Москвы доходами, несмотря на возросшую в связи с кризисом дифференциацию доходов населения, намного превышает значения аналогичных показателей в других регионах и по России в целом. Практически по всем регионам страны в 2009 году наблюдалось снижение значения данного индикатора, что характеризует ухудшение уровня жизни населения. Исключение составляют только города Москва и Санкт-Петербург.

По оперативным сведениям Департамента финансов города Москвы (по состоянию на 18.01.2010о поступлении средств в бюджет города Москвы за 2009 год) доходы в части НДФЛ исполнены к 1 января 2010 в размере 390 951,1 млн. руб., что составляет 98% от запланированного в соответствии с уточненным планом на 2009 год (310 011,1 млн. руб.).

Влияние кризиса на экономику Москвы в первом полугодии 2009 года проявилось в экономической рецессии, в снижении деловой активности экономических субъектов (в том числе в таких базовых отраслях городской экономики как торговля, строительство, сектор финансовых услуг и энергетика); в ухудшении условий кредитования и внешних заимствований; в сокращении оборота розничной торговли в связи со снижением спроса населения; в сокращении численности предприятий и рабочих мест.

Во втором же полугодии 2009 года наблюдалось постепенное оживление деловой активности предприятий реального сектора экономики, что в большей степени обусловлено объективными экономическими факторами, такими как небольшое ослабление рубля в начале этого года по сравнению с прошлым периодом и, как следствие, удорожание импортной продукции, а также использование накопленных предприятиями в докризисный период материальных запасов.

К факторам, негативно повлиявшим на поступление НДФЛ в бюджет города Москвы можно отнести:

– Снижение темпов роста заработной платы;

– Безработица и скрытая безработица, уменьшение фонда оплаты труда;

– Увеличение задолженности;

– Инфляция, рост уровня потребительских цен;

– Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;

– Увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет;

– Сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду;

– Применение организациями различных схем ухода от налогообложения.


· На текущий момент, по данным Департамента экономической политики и развития города Москвы, средняя зарплата в городе составляет 31,7 тыс. рублей, что всего на что на 8,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%. По данным Мосгорстата сокращению подвергся фонд оплаты труда в строительстве и промышленности в связи с ухудшением финансового состояния предприятий данных секторов экономики, в то время как рост фонда оплаты труда происходил в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности (на 20,9 %), в сфере здравоохранения и образования (более чем на 34,4 %).

Финансовый кризис сказался так же и на уровне доходов населения от операций с ценными бумагами.

· На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно влияет и сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный с начала года рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения Москвы. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%.

Рис.2. Численность безработных граждан в городе Москве в 2008-2009гг.

Сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя). Так, по данным Мосгорстата, численность персонала, работающего неполное рабочее время по инициативе администрации, в январе-июне 2009 года составило 56,4 тыс. человек, увеличившись к аналогичному периоду 2008 года более чем в 13 раз. Продолжительность отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации за тот же период возросла в 6 раз.

По данным Департамента труда и занятости населения города Москвы по состоянию на 19 февраля 2010 года численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, с начала года возросла на 2,7 тыс. человек и составила 62,6 тыс. человек.

Уровень зарегистрированной безработицы на 19.02.2010 составил 0,96% от экономически активного населения города Москвы.

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) по состоянию на 19 февраля – 168,5 тыс. единиц, что на 11,7 тыс. единиц больше, чем на начало текущего года.

Количество работодателей, сообщивших о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, за период с 1 января по 19 февраля 2010 года – 349 единицы, что составляет 58,4 % от уровня показателей за аналогичный период 2009 года.

По данным организаций, поступившим в службу занятости за период с 1 января по 19 февраля т.г., численность работников, намеченных к увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников – 12,0 тыс. человек (173,9 % к показателям 2009 года), из них жителей Московской области и других регионов – 7,2 тыс. человек.

· Рост задолженности по заработной плате в Москве наблюдался в промышленности, науке, строительстве и транспорте. При увеличении задолженности по заработной плате на 1%, поступления НДФЛ в бюджеты сокращается на 0,03%, так как с задержкой заработной платы, как правило, связана неблагополучная финансовая ситуация в организациях, акционерных обществах, а следовательно у физических лиц – крупных налогоплательщиков, например, в связи с неполучением дивидендов.

· Ценовая ситуация в городе продолжает оставаться неустойчивой. После роста индекса цен на товары и услуги в I квартале 2009 года до 112,8 % вследствие ослабления курса рубля на 27,2 % (в номинальном выражении), которое произошло в декабре 2008 года – феврале 2009 года, с апреля темпы роста цен на товары и услуги снизились, а в августе-сентябре они зафиксировались практически на нулевом уровне по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Рис.3. Динамика индекса потребительских цен в Москве в 2008-2009 гг.

Вместе с тем инфляция на потребительском рынке остается достаточно высокой (выше уровня 2008 года на 2,1 процентных пункта). Ожидается дальнейший рост потребительских цен за счет повышения тарифов на нефть, газ и электроэнергию (под влиянием падения газодобычи в стране), а также индексацией социальных расходов.

· Кроме того, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю налогового потенциала региона. Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Москвы составляет лишь 4-6 %. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов колеблется в диапазоне 93-95%. Объем вычетов в период 2006-2008 гг. имел незначительный прирост в 0,4-0,8%, однако с 2009 года значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ. Так, с 600 до 1000 рублей был повышен размер вычета на ребенка, при этом сумма годового дохода налогоплательщика, до достижения которой предоставляется такой вычет, увеличена с 40 до 280 тыс. рублей, а также до 40 тыс. рублей увеличен предельный размер дохода, при котором предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей. Также был увеличен до 2 млн. рублей размер имущественного налогового вычета.

· Существенное отрицательное влияние на результативный показатель поступлений НДФЛ оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. При росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.

· Недопоступление значительных сумм НДФЛ от физических лиц, получающих доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду. Доля доходов населения от операций по сдаче в аренду помещений от общего объема доходов населения, по данным налоговой службы, по Москве составляет всего 0,2% и будет снижаться под влиянием общей экономической ситуации, потому что основная масса таких доходов находится в тени. По экспертным оценкам, ежегодно в столице сдается от 250 до 350 тысяч квартир. По данным же Федеральной налоговой службы по Москве, в 2009 году, лишь 15 тыс. москвичей задекларировали доходы, полученные от сдачи жилья в аренду. Причем, самые добросовестные плательщики налога на доходы физических лиц - это люди, сдающие дорогое элитное жилье. В этом сегменте доля неофициально сдаваемых квартир составляет не более 15 процентов. Самая большая доля неплательщиков, по данным агентств недвижимости, в экономклассе.

Полноценный налоговый контроль в отношении таких физических лиц затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых объектах и полученных доходах. Столичная казна ежегодно недополучает примерно 2 миллиарда рублей. В условиях экономического кризиса эти деньги крайне важны для города.

· Кроме того, на сегодняшний день в Москве продолжает существовать проблема недопоступления НДФЛ в бюджет города в связи с применением различных схем ухода от налогообложения предприятиями, в том числе выплаты «теневой» заработной платы, а так же проблема больших потоков работников-мигрантов (особенно в организации строительного комплекса), которые работают в большинстве своем без заключения трудового договора, что выводит доходы данной категории лиц из-под обложения НДФЛ. Но данные сложности достаточно эффективно решаются налоговыми органами посредством проведения проверок организаций, имеющих признаки выплаты «серой» зарплаты, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а так же организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня. Так же при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным является использование информации из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества. Данные задачи остаются одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в части администрирования НДФЛ.

Между тем, в условиях экономического кризиса поступления по НДФЛ позволили стабилизировать такие факторы, как увеличение заработной платы работникам общественной сферы города Москвы и некоторое оживление реального сектора экономики во втором полугодии и повышение цен на нефть.

Стабильность поступлений налога на доходы физических лиц обеспечилось достаточно диверсифицированной структурой московской экономики, а также высокой долей (до 24%) населения, занятого в общественном секторе, преимущественное финансирование которого осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

Так, по состоянию на первое сентября 2009 суммарный прирост фондов заработной платы секторов государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг обеспечил свыше 60% роста совокупного фонда заработной платы московской экономики. Так же стоит отметить, что работники бюджетной сферы за прошедший год получили заработную плату примерно на 11% больше, чем работники реального сектора экономики.

Законом города Москвы от 02 декабря 2009 года №10 «О бюджете города Москвы на 2010 год» предусмотрены поступления по НДФЛ на 2010 год в объеме 417 159 612 тыс. руб., что меньше показателей закона от 10 декабря 2008 года №65 "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011гг на 41,7% (590 937 821 тыс. руб.) Указанный прогноз принят на основе сценария, предусматривающего рост среднемесячной заработной платы по итогам 2010 года на 11% и снижение количества занятых в экономике.

По оценке Контрольно-счётной палаты Москвы, в 2010 году в случае реализации благоприятного сценария социально-экономического развития и при сохранении зарплатоемкости продукции на уровне 2009 года объем поступлений НДФЛ возможен в сумме 509 383 655 тыс. рублей. Основным фактором увеличения заработной платы, по оценке Платы, станет увеличение производительности труда в сопоставимой оценке на 4,6%. Достижение указанных объемов поступлений налога возможно при условии небольшого оживления экономики благодаря действию объективных экономических факторов, выраженных в накопленных в докризисный период ресурсах и удорожании импортируемой продукции.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011гг."
2. О внесении изменений в бюджет города Москвы на 2009 год и плановый период на 2010-2011гг.
3. Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2010 год" (от 02.12.2009 №10).
4. О предварительных итогах
исполнения бюджета города Москвы за 2009 год и мерах по реализации Закона города Москвы от 2 декабря 2009 г. N 10 «О бюджете города Москвы на 2010 год»
5. Ежемесячный статистический бюллетень «О функционировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы в г. Москве в январе-сентябре 2009 года» № 70, 2009 год.
6. Справка по результатам экспертизы проекта закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2010 год» в части доходов и источников финансирования дефицита бюджета КСП Москвы.
7. http://www.r77.nalog.ru



Читайте также:




Прыг: 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: