СТАТЬИ >> МИРОВЫЕ ФИНАНСЫ

Постиндустриальная экономика: финансовые аспекты

Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Наступление эры постиндустриальной экономики требует конкретизации финансовых аспектов относительно формирующих ее факторов. Наиболее развитые экономические страны в последние десятилетия сформировали уклад постиндустриального общества.

Одновременно этот произошедший инновационный скачок обусловил увеличение разрыва в уровнях развития отдельных стран лидеров и отставших (оставшихся) стран - США и передовые европейские страны создали задел перехода на следующую ступень развития, которая практически не осознается странами аутсайдерами. Близкими и дополняющими друг друга понятиями здесь выступают следующие: информационная экономика, экономика услуг, экономика знаний, неоэкономика и др.

Процессы глобализации и развития информационных технологий (получения, преобразования, передачи всех форм информации) послужили катализатором произошедших революционных сдвигов и смены парадигмы мышления от индустриальной к постиндустриальной. Подобная трансформация менталитета крупнейших экономических игроков мировых финансов (будь-то государств, транснациональных корпораций и банков и т.д.) обусловила принципиально иные факторы построения экономического могущества, обусловившие конфигурацию мировых финансов. Смена технологических укладов в прошлом (на основе крупнейших открытий – например, колеса, электричества, создание компьютера) не только всегда определяла кардинальные сдвиги в экономических отношениях субъектов, но обуславливала скачкообразное научно-техническое развитие и доминирование умело воспользовавшихся представившимися возможностями стран и их сателлитов. Достигнутое лидерство закрепляется на десятилетия и формирует стандарты поведения остальных игроков на финансовом поле.

Выделим ключевые тенденции, определяющие особенности экономики будущего. Тезисы, обусловливающие концепцию современной финансовой науки суть следующие.

1) Информационная экономика, как новая реальность, определяет конфигурацию мировой экономической и финансовой систем. В этой экономике человек рассматривается чаще всего лишь как носитель информации. Только люди с творческим складом ума, мыслящие креативно создают в этой неоэкономике новое знание, а сама экономика становится экономикой знаний. Стоимостной прирост в такой экономике формируется на основе информационных технологий, которые определяют как отдельные элементы, так и более высокий уровень целостности той или иной национальной экономики, а также конкурентоспособность всего каркаса международных финансов. Поскольку информация и знания быстро устаревают, а на устаревшей элементной базе нового, инновационного продукта не создашь, то требуется непрерывный процесс приумножения знаний. Перспективное знание и инструментарий (финансовые инновации) нуждаются в масштабном, бастром тиражировании.

Сегодня, осознание финансов как стоимостных отношений распределения, должно исходить из понимания того, что мегаэкономическая целостность задает новые требования к их предназначению, эволюционированию. Финансы призваны обслуживать процессы воспроизводства капитала крупнейших игроков в созданной ими конфигурации экономических взаимосвязей технологической пирамиды. Технологическая пирамида обслуживает концептуальный уровень понимания лидеров этого бизнеса. Производными здесь выступают факторы производства и территориальное разделение, ибо в зависимости от наиболее выгодных условий стоимостного воспроизводства будет осуществляться переброска, базирование данных факторов. Полагаю, что к традиционным факторам производства (труд, земля и капитал) сегодня добавился еще один, ставший определяющим, верховным – информация. Отсюда, экономический уклад стал информационным. Возможны различные носители информации, но важны передаваемые с их помощью знания, образы.

Верхний этаж технологической пирамиды и соответствующих ей финансовых потоков распределения (осуществляемых мировыми финансовыми центрами, банковскими группами, транснациональными корпорациями, фондами) представлен лидирующей парадигмой мировоззрения и рядом сопутствующих ей концепцией (отработанных инноваторами науки (возможно, затем ставшими нобелевскими лауреатами), фундаментальными и прикладными институтами). Нижние уровни пирамиды, это лишь фрагментарные, дискретные потоки информации (зачастую не современной, устаревшей) и финансы, самостоятельно фактически уже ничего не определяющие, но лишь тиражирующие потребителям созданные стандарты жизни через готовую сбытовую сеть и посредством сформированного образа мышления, потребления.

Таким образом, конфигурация мировых финансов определяется на верхних этажах технологической пирамиды, а предпосылки для этого, зависят от творчества креативной части человечества и бифуркационного характера эволюции науки. Одновременно такая специфика обуславливает и предопределенность формирования финансово-кредитных потоков в рамках доминирующего технологического разделения труда и пирамиды знаний.

2) Определяющее значение информационных технологий в построении технологической пирамиды и создании конкурентоспособной экономики, а также последующие эффективность производства и тиражирование производных продуктов обусловили формирование концепции энергоинформационного обмена. Энергоинформационный обмен между структурообразующими компонентами позволяет не только оптимизировать конфигурацию пирамиды, а следовательно ее технологические и финансовые характеристики, но и сделать возможным быстрое «обучение» до требуемого уровня конкурентоспособности любого участка сетевой экономики. Лидирующее положение экономики страны, экономического субъекта определяется во многом следующими способностями: 1) создавать и тиражировать информационные продукты, услуги для формирования, корректировки сознания потенциальных потребителей; 2) минимизировать издержки энергопотребления при максимизации выпуска конкурентоспособной продукции (как правило, информационного характера).

3) Трансформация функционального назначения финансов в соответствии со сложившейся реальностью - обслуживание информационного контура конкурентоспособности. Финансы изменяют свой характер с распределительного на воспроизводственный, а приоритетом становится воспроизводство капитала транснациональных структур в конкурентоспособных секторах информационной экономики.

4) Финансовые потоки концентрируются на направлениях, базирующихся на сформированном у потребителей устойчивом образе. Как правило, этот образ состоит из элементов «красивой» и успешной жизни. В этом случае, тот, кто создает образ, является творцом, а тот, кто его передает – формирует мировоззрение. Программирование сознания потребителей и создание долгосрочных стандартов развития «успешного» образа жизни поддерживается преимущественно за счет информационных технологий, воздействующих на органы восприятия и эмоции человека. Потребители готовы финансировать продукты, услуги новых секторов экономики, поскольку хотят приобщиться к данному образу. Это могут быть продукты и услуги новых знаний (чтобы быть конкурентоспособным членом общества), медицины (чтобы быть здоровым и долго жить), чувственной, эмоциональной сфер жизнедеятельности (с целью получения удовольствия, насыщенности жизни), безопасности (с целью защиты от посягания на свою личность, собственность). Максимальное совокупное задействование органов восприятия человека при потреблении данных продуктов обуславливают эффективность технологий формирования сознания. Мозг человека «обучается», формирует соответствующее подсознание, а затем определяет (выдает) команды поведения индивида на рынке товаров и услуг.

На уровне национальных экономик «локомотивами» порождающими, обслуживающими и тиражирующими эти товары и услуги выступают военно-промыщленный комплекс, космическая отрасль и другие, стратегически важные направления развития человечества. Сетевой характер и соответствующие технологии постиндустриальной экономики позволяют получить прирост стоимости многократно во всех звеньях и элементах циркулирующих стоимостных потоков. Следует учитывать, что без общественной значимости тиражируемой услуги или продукта (базирующейся как раз таки на устойчивом образе) реализовать воспроизводственную функцию финансов в полном объеме не удастся. Отсюда, наряду с потребностями существующими у человека как у вида, в социуме могут искусственно поддерживаться и иные страхи, «жажды» (угроза войны и уничтожения, невостребованности в конкурентной среде, болезни). При формировании сильной внешней угрозы общество может консолидироваться для ее преодоления и предъявить масштабный спрос.

5) Лидерство в создании и распространении информационных технологий и энергоэффективность такого производства, а также, возможность влиять на раннее сформированный с их помощью, а затем доминирующий в обществе образ успешного человека, обуславливают не только конкурентоспособность данного экономического субъекта, но и его относительную независимость от той или иной валюты, национальной денежной единицы, поскольку в качестве таковых могут выступать любая из возможных. Денежная единица опосредующая движение стоимости, может быть реальной, электронной и даже потенциальной (гипотетически возможной или подготовленной к введению). Экономическое могущество в этом случае основано на технологиях, которые не возможно повторить или не целесообразно (не эффективно) повторять конкурентам.

6) Монополизм, как форма поведения, переносится из производственной сферы в сферу создания стоимости конкурентоспособными единицами технологической пирамиды, а затем в сферу менталитета творческих личностей и созданных парадигм, концепцией. В этих условиях создание стоимости креативно мыслящей личностью возможно в любом секторе, участке созданной ранее сетевой структуры экономики.

В информационной и постинформационной экономике (основанной на управлении образами сформированными у потребителей с помощью информационных технологий) возможными типами поведения экономических субъектов можно считать следующие: 1) ведущий, основанный на креативных (творческих) способностях личности, создающей жизнеспособный, нравящиеся основной массе потребителей, образ; 2) ведомый, основанный на восприятии заданных моделей поведения в рамках созданных творцом образов. Модернизация рассматривается лишь как возможность успешно следовать курсом, указанным творцом.




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:







Ремонт платы ноутбука

Дизайн интерьеров, ремонт квартир и офисов, согласование перепланировок

iprofix.com.ua