ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Стабильная нестабильность: выборы и экономика России

На минувшей неделе сразу два из трех ведущих международных рейтинговых агентств вспомнили о суверенных рейтингах России. Сначала это сделали аналитики Standard & Poor's, лишний раз закрепившие рейтинг РФ на уровне BBB/A-3 со "стабильным" прогнозом, спустя два дня отозвалось Fitch Ratings, подтвердившее рейтинг страны на уровне BBB с "позитивным" прогнозом.

Оба агентства были схожи в своих оценках: да, у России есть крупные золотовалютные резервы, страна пока нетто-кредитор, дефицит бюджета все еще находится в рамках приличий. Однако и Fitch, и S&P хором советуют срочно менять экономическую политику: нынешнее положение уж слишком сильно завязано на высоких ценах на нефть.

Впрочем, иллюзии аналитики на этот счет не питают. Для перемен нужны болезненные реформы, а до выборов 2012г. на них едва ли приходится рассчитывать: в предвыборный год власть не способна на непопулярные меры.

На старых запасах

Аналитики Fitch и S&P не скрывают: нынешние сравнительно уверенные рейтинги России держатся на остатках накоплений, сделанных в "тучные нулевые". Именно благодаря десятилетию профицитных бюджетов правительству удалось сократить долговую нагрузку до минимальной, сделать серьезные резервы и укрепить курс национальной валюты.

"Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов расширенного правительства Российской Федерации немного превышает объем обязательств - вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также позицию страны в целом как внешнего нетто-кредитора", - заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Кай Штукенброк.

Однако последние три "тощих" года почти свели эти достижения на нет. Растущие социальные обязательства, огромные расходы на спасение от кризиса банков и промышленности сильно подточили объем всероссийской копилки, а снижение цен на нефть серьезно сократило доходы бюджета, сделав его дефицитным.

И хотя ситуация пока еще стабильна, при сохранении нынешней тенденции весы уже совсем скоро могут качнуться в иную сторону.

Нефтяная зависимость

Главной опасностью для российской экономики оба агентства считают слишком сильную зависимость от нефтяной конъюнктуры. При раздувшихся (по сравнению с "тучными годами") социальных расходах и подтаявшей "подушке безопасности" обрушение цен на нефть грозит куда более сильными последствиями, чем в том же 2008г.

"Проводимая на протяжении последних трех лет бюджетная политика была экспансионистской: росли межбюджетные перечисления, пенсии и зарплаты. В результате ненефтяной дефицит бюджета составляет 8% ВВП, то есть он выше докризисного уровня", - бьет тревогу S&P.

В свою очередь Fitch ожидает, что ненефтегазовый дефицит бюджета достигнет уже 11% от ВВП в этом году. При этом цена на нефть, при которой будет обеспечена сбалансированность бюджета, увеличилась до 118 долл./барр. (хотя в 2008г. бюджету для того, чтобы выйти "в ноль", было достаточно 49 долл./барр.).

Пока России везет: цены на сырье высоки, и даже традиционно пессимистичный министр финансов Алексей Кудрин предположил на днях, что от дефицита бюджета страна избавится уже в этом году. Однако для того, чтобы просто выйти "в ноль", нам нужны цены на нефть не ниже нынешних до конца этого года, чего никто в правительстве гарантировать не может.

На этом фоне логично было бы сократить расходы бюджета, стабилизировав ситуацию до хотя бы небольшого запаса прочности на случай обвала цен на нефть. Но вместо этого недавние поправки в бюджет лишь увеличили расходы и отодвинули планы существенного сокращения ненефтегазового дефицита на период после 2014 г., повысив уязвимость России от колебаний цен на нефтяном рынке.

Долги растут

Другой неоспоримый плюс России - незначительный объем долгов - тоже рискует сойти на нет в ближайшие годы. Пока страна является нетто-кредитором, то есть совокупный объем ее задолженности не превышает объема ее активов. Но уже в ближайшем будущем Россия может превратиться в "чистого должника" по мере все новых и новых заимствований, которыми затыкаются бреши в федеральном бюджете.

Так, в прошлом году Россия впервые с 1998г. вышла с гособлигациями на внешние рынки, заняв на них 5,5 млрд долл. сроком на пять и десять лет. В целом правительство планировало занимать таким образом до 7 млрд долл. ежегодно. И хотя в этом году прибегать к подобным инструментам не понадобилось (цены на нефть оказались выше плана), не исключено, что при изменении конъюнктуры правительство вновь нарастит госдолг.

В результате аналитики агентства S&P ожидают, что "расширенное правительство станет нетто-должником начиная с 2012г. с чистым долгом на уровне 4% ВВП (прогноз) к 2014 г., а объем совокупного долга увеличится до относительно низкого уровня в 11% ВВП".

Выборы любой ценой

Основная причина, по которой власти продолжают усугублять положение вопреки здравому смыслу, - это, конечно же, предстоящие выборы в Госдуму и президентские выборы. Сокращение расходов на "социалку" - мера необходимая, но никому в партии власти не хочется дарить голоса оппозиции и делать жизнь населения хуже перед такими важными голосованиями.

В результате правительство идет на риск, уповая на то, что цены на нефть продержатся столь же высокими до всенародного волеизъявления.

Пока же неизбежные сокращения расходов, пенсионную реформу и диверсификацию экономики с сопутствующими социальными шоками решено оставить на поствыборный период. В обоих агентствах это прекрасно понимают, ожидая ускорения темпов реформ и приватизации сразу после выборов.

Впрочем, выборы и сами по себе создают определенные политические риски, тоже давящие на рейтинг России. Политическая неопределенность в виде искусственной интриги "Путин или Медведев" до сих пор не разрешена, что способствует оттоку капитала из страны (по итогам года ожидается отток на уровне 30-40 млрд долл.).

Тем не менее Fitch не ожидает существенного изменения политической стратегии или экономической политики после выборов и считает, что "риск значительной политической нестабильности в краткосрочной перспективе является низким".

В S&P и вовсе заявили, что ждут, пока вопрос о президентских выборах "будет решен действующими президентом страны Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, когда они определят, кто из них будет участвовать в выборах на эту должность".


Ну а пока этого не произошло, едва ли стоит рассчитывать на устойчивый профицит бюджета, ужесточение налогово-бюджетной политики, существенные структурные реформы и другие меры, которые бы укрепили российскую экономику. Все эти неприятности, необходимость которых назрела в ходе предыдущей политики властей, еще свалятся на головы обывателей - но лишь после того, как эта самая власть закрепится на прежних местах на следующие долгие годы.

Александр Гаспарян, РБК





Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: