ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Экономико-политическая ситуация в России в августе 2011 г.

Авторский коллектив Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
В этом номере:
Российская экономика в августе: предварительные данные и основные тенденции
Политико-экономические итоги августа 2011 г. (С.Жаворонков)
Инфляция и денежно-кредитная политика (Н.Лукша)
Финансовые рынки (Н.Буркова, Е.Худько)
Реальный сектор экономики: факторы и тенденции (О.Изряднова)
Инвестиции в реальный сектор экономики (О.Изряднова)
Внешняя торговля (Н.Воловик, К.Харина)
Государственный бюджет (Е.Фомина)
Российский банковский сектор (С.Борисов)
Ипотека в РФ (Г.Задонский)
Факторы экономического роста в 2010 г. – I полугодии 2011 г. (Е.Астафьева)
Обзор экономического законодательства (И.Толмачева)
Обзор заседаний правительства Российской Федерации в августе 2011 г. (М.Голдин)
Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за июль-август 2011 г. (Л.Анисимова)
Изменения в нормативной базе бюджетного процесса (М.Голдин)

Выдержка из обзора:

Общественно-политический фон августа оказался достаточно спокойным, хотя и более «деловым», нежели обычно. Наиболее заметным событием стало назначение губернатором Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. На прежнем посту – полпреда в Центральном федеральном округе – Полтавченко практически ничем себя не проявил в публичной сфере, оставаясь одним из самых незаметных полпредов. На посту главы Петербурга он, по всей видимости, призван не столько играть самостоятельную роль, сколько быть проводником решений первых лиц. «Полуподпольные» выборы Валентины Матвиенко депутатом сразу двух муниципальных образований Санкт-Петербурга (необходимые для обеспечения ее избрания спикером Совета Федерации) прошли в атмосфере скандала.

В целом, на старте выборного сезона отношение населения к действующей власти и оценки положения дел продолжают планомерно ухудшаться – эта тенденция определенно проявляет себя с начала 2011 г. Так, баланс оценок положения дел в стране («страна идет в правильном направлении / движется по неверному пути», опрос «Левада-центра»), колебавшиеся с января вокруг нулевой отметки в диапазоне +3…-3 пункта, в августе достигли значения – -8 пунктов. Таких значений индикатор не достигал с 2005 г. – 14 пунктов достиг баланс тех, кто верит, что правительство сумеет добиться улучшение положения дел (опрос «Левада-центра»), что также является отрицательным рекордом за последние пять лет. Продолжали ухудшаться рейтинги президента и премьер-министра. Так, в опросе ФОМ число респондентов, доверяющих Владимиру Путину, в августе составило 49%, в 2008–2009 гг. этот показатель составлял 69–70%, в 2010 г. – 64%, в начале 2011 г. – 57–58%, последний раз значения ниже 50% фиксировались в начале 2006 г. Таким образом, управляемые выборы 2011–2012 гг. будут проходить на фоне нарастающей усталости населения от правящей группы и снижающейся легитимности ее лидера, что может сделать их еще более обременительными для государственных финансов, нежели это предполагалось сначала.

Макроэкономическая ситуация в августе определялась тремя основными факторами – потрясениями на мировых финансовых рынках, связанными с понижением кредитного рейтинга США, сезонным фактором, а также – политическим фактором приближающихся выборов.

Одним из самых заметных событий в макроэкономической сфере в августе стала дефляция, составившая 0,2%, в результате годовая инфляция снизилась до 8,2%, а накопленная инфляция с начала года составила 4,7%. Основной вклад в этот результат внесла сезонная дефляция плодоовощной продукции, при этом стоит отметить, что продовольственные товары без плодоовощной продукции подорожали на 0,3%. Также надо обратить внимание на подорожание на 0,5% непродовольственных товаров (что выше значения августа 2010 г.) и базовый индекс потребительских цен, который составил в августе 2011 г. 0,4%. Это означает, что со второй половины сентября инфляция несколько ускорится.

Тем не менее в среднесрочной перспективе монетарное давление на инфляцию будет снижаться. Темп прироста денежной массы М2 продолжает замедляться: за январь–июль он составил 4,2%, в то время как за аналогичный период 2010 г. этот показатель составлял 11,8%. Это явление следует рассматривать преимущественно в политическом контексте: инфляция является одним из самых сильных раздражителей, влияющих на социальное самочувствие населения. Уже обычным для российской политико-экономической системы стало сознательное сжатие денежной массы в преддверии выборов, что ведет к замедлению инфляции. При этом плоды предвыборной щедрости, которую власти будут демонстрировать в ходе кампании накануне голосования, будут собраны уже после выборов. Такому сценарию развития событий будет способствовать и повышения тарифов естественных монополий в два этапа (такой вариант сейчас обсуждается): с нового года тарифы будут подняты не слишком значительно, но следующее их повышение произойдет весной или в середине 2012 г. Таким образом, возвращение Банка России к проведению долгосрочной политики в области монетарного регулирования возможно не ранее второй половины следующего года.

В связи с потрясениями на мировых финансовых рынках после понижения кредитного рейтинга США агентством Standard&Poor`s, вызвавшими, в том числе снижение цен на нефть, в начале августа рубль ослабел по отношению к доллару (с отметки 27,52 руб./долл. на 02 августа до 29,41 руб./долл. на 10 августа). В результате, Банк России во второй половине месяца вернулся к практике покупки валюты (чистая покупка по итогам месяца составила 260 млн долл. против 3,5 млрд долл. в июле), сдерживая укрепление рубля в связи ростом нефтяных цен; в итоге, на 31 августа стоимость доллара составила 28,85 руб.

Обрушились в связи с событиями начала августа и фондовые индексы: индекс ММВБ снизился с уровня 1725 пунктов на 1 августа до 1431 пункта 10 августа. При этом, несмотря на то что цены на нефть к концу месяца почти достигли уровня начала августа, фондовые индексы восстановились лишь частично: если на дне падения индекс потерял 17% к значению на начало месяца, то к концу месяца он составил лишь 90% от первоначального значения (1546 пунктов).

По предварительным данным, в августе был зафиксирован нулевой отток капитала; близким к нулю оказалось и сальдо июньского притока и июльского оттока капитала. Экономические власти ожидают незначительного притока капитала в последние месяцы года. Таким образом, длившийся четыре квартала подряд цикл оттока капитала, по всей видимости, закончился. Чистый отток капитала за эти четыре квартала составил 53,5 млрд долл. В целом, за 2008 – первую половину 2011 г. чистый оттока капитала из России составил 255 млрд долл., что вдвое превышает размер чистого притока частного капитала в 2006–2007 гг. (123 млрд).

Ситуация в реальном секторе летом 2011 г. определяется стагнацией спроса и низкой инвестиционной активностью предприятий в начале года. Российская экономика демонстрирует признаки замедления роста по сравнению с прошлым годом. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-июль 2011 г. составил 104,2% против 106,5% в аналогичный период предыдущего года. Ухудшились и показатели II квартала по сравнению с I: индекс физического объема ВВП в I квартале составил 105,0% к тому же периоду 2010 г., а во II квартале – 103,4%.

Особенностью лета 2011 г. стало уменьшение вклада промышленности в экономическую динамику. В целом по промышленности рост производства в июле 2011 г. относительно предыдущего месяца составил 0,4%, при этом в обрабатывающем производстве зафиксировано снижение выпуска на 1,9%. Замедление темпов роста в обрабатывающей промышленности фиксировалось по всем видам экономической деятельности, кроме производства машин, оборудования, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, на динамику развития которых наиболее существенное влияние оказывает низкая база 2009–2010 гг. По итогам января-июля 2011 г. темпы промышленного производства замедлились до 105,3% против 109,6% в аналогичный период предыдущего года, такое соотношение в сокращении темпов роста характерно как для добывающей, так и для обрабатывающей промышленности. К июлю в целом стабилизировалась как динамика реальных доходов населения (доходы по итогам января – июля составили 99% от уровня аналогичного периода предыдущего года), так и инвестиций, прирост которых по итогам января-июля – 3,6%.

Несмотря на это, на наш взгляд, значительного оживления экономической жизни во второй половине года ждать не следует. Связано это не столько с мнимой неопределенностью исхода выборов, сколько с упоминавшимся уже политическим решением экономических властей по сдерживанию инфляции в предвыборный период. Ограничение денежного предложения будет негативно сказываться на экономической активности предприятий: экономический рост будет принесет в жертву социальной стабильности.

Полная версия обзора и статистическое приложение: файл pdf (zip 1,8mb) >>

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Статистка маскирует причины «черного августа»

Замедление экономического роста, о котором говорят правительства, вероятно, лишь маскирует возобновившийся в 2011 году спад мирового производства. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), сопоставив декларируемые странами данные по росту ВВП с падением на фондовых площадках планеты. Проблемой для объективного анализа остается всеобщая фальсификация экономической статистики.

Сокращение реальной экономики должно было вновь развернуться задолго до «черного августа». «Иначе биржевой обвал конца лета и его сентябрьское продолжение были бы невозможны», - констатирует Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Но по его словам, официальная экономическая статистика не дает серьезных оснований для столь значительного падения, как на фондовых, так и на сырьевых рынках. Реальной картины она не отражает. «Панике августа предшествовал рыночный застой, после обвала в мае. С апреля по сентябрь нефть подешевела с $125 до $110 за баррель, что не может не отражать проблем потребителей и индустрии. Сходным образом снижались в цене промышленные металлы», - отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Уменьшение США помощи банкам-спекулянтам не могло бы породить биржевой обвал без сильных негативных экономических предпосылок.

Декларируемые государствами мира данные о продолжающемся росте ВВП и лишь в последнее время отмечаемом его замедлении невозможно рассматривать как объективную информацию. Коррекция экономической статистики происходит много после вступления в силу негативных факторов, которые она обязана заранее улавливать и оглашать. Целью правительственных махинаций со статистическими сведениями остается субъективное влияние на рынки и общественное мнение, однако лишь во втором случае достигается желаемый эффект. Попытки замаскировать спад в реальной экономике, как и в 2008 году не оказывается эффективным инструментом против понижательной тенденции на рынках. Напротив, дефицит подлинных сведений может сыграть на усиление биржевой паники и негативных ожиданий. По данным Росстата, в первом полугодии 2011 года ВВП России увеличился на 3,7%. Согласно расчетам Бюро экономического анализа, ВВП США увеличился на 1%. ЕС также пытается представить позитивные данные. Однако самые неубедительные сведения дает Китай: во втором квартале текущего года его ВВП по официальным данным возрос на 9,5% в сравнении с тем же периодом 2010 года.

Источник: ИГСО


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Стабильная нестабильность: выборы и экономика России

На минувшей неделе сразу два из трех ведущих международных рейтинговых агентств вспомнили о суверенных рейтингах России. Сначала это сделали аналитики Standard & Poor's, лишний раз закрепившие рейтинг РФ на уровне BBB/A-3 со "стабильным" прогнозом, спустя два дня отозвалось Fitch Ratings, подтвердившее рейтинг страны на уровне BBB с "позитивным" прогнозом.

Оба агентства были схожи в своих оценках: да, у России есть крупные золотовалютные резервы, страна пока нетто-кредитор, дефицит бюджета все еще находится в рамках приличий. Однако и Fitch, и S&P хором советуют срочно менять экономическую политику: нынешнее положение уж слишком сильно завязано на высоких ценах на нефть.

Впрочем, иллюзии аналитики на этот счет не питают. Для перемен нужны болезненные реформы, а до выборов 2012г. на них едва ли приходится рассчитывать: в предвыборный год власть не способна на непопулярные меры.

На старых запасах

Аналитики Fitch и S&P не скрывают: нынешние сравнительно уверенные рейтинги России держатся на остатках накоплений, сделанных в "тучные нулевые". Именно благодаря десятилетию профицитных бюджетов правительству удалось сократить долговую нагрузку до минимальной, сделать серьезные резервы и укрепить курс национальной валюты.

"Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов расширенного правительства Российской Федерации немного превышает объем обязательств - вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также позицию страны в целом как внешнего нетто-кредитора", - заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Кай Штукенброк.

Однако последние три "тощих" года почти свели эти достижения на нет. Растущие социальные обязательства, огромные расходы на спасение от кризиса банков и промышленности сильно подточили объем всероссийской копилки, а снижение цен на нефть серьезно сократило доходы бюджета, сделав его дефицитным.

И хотя ситуация пока еще стабильна, при сохранении нынешней тенденции весы уже совсем скоро могут качнуться в иную сторону.

Нефтяная зависимость

Главной опасностью для российской экономики оба агентства считают слишком сильную зависимость от нефтяной конъюнктуры. При раздувшихся (по сравнению с "тучными годами") социальных расходах и подтаявшей "подушке безопасности" обрушение цен на нефть грозит куда более сильными последствиями, чем в том же 2008г.

"Проводимая на протяжении последних трех лет бюджетная политика была экспансионистской: росли межбюджетные перечисления, пенсии и зарплаты. В результате ненефтяной дефицит бюджета составляет 8% ВВП, то есть он выше докризисного уровня", - бьет тревогу S&P.

В свою очередь Fitch ожидает, что ненефтегазовый дефицит бюджета достигнет уже 11% от ВВП в этом году. При этом цена на нефть, при которой будет обеспечена сбалансированность бюджета, увеличилась до 118 долл./барр. (хотя в 2008г. бюджету для того, чтобы выйти "в ноль", было достаточно 49 долл./барр.).

Пока России везет: цены на сырье высоки, и даже традиционно пессимистичный министр финансов Алексей Кудрин предположил на днях, что от дефицита бюджета страна избавится уже в этом году. Однако для того, чтобы просто выйти "в ноль", нам нужны цены на нефть не ниже нынешних до конца этого года, чего никто в правительстве гарантировать не может.

На этом фоне логично было бы сократить расходы бюджета, стабилизировав ситуацию до хотя бы небольшого запаса прочности на случай обвала цен на нефть. Но вместо этого недавние поправки в бюджет лишь увеличили расходы и отодвинули планы существенного сокращения ненефтегазового дефицита на период после 2014 г., повысив уязвимость России от колебаний цен на нефтяном рынке.

Долги растут

Другой неоспоримый плюс России - незначительный объем долгов - тоже рискует сойти на нет в ближайшие годы. Пока страна является нетто-кредитором, то есть совокупный объем ее задолженности не превышает объема ее активов. Но уже в ближайшем будущем Россия может превратиться в "чистого должника" по мере все новых и новых заимствований, которыми затыкаются бреши в федеральном бюджете.

Так, в прошлом году Россия впервые с 1998г. вышла с гособлигациями на внешние рынки, заняв на них 5,5 млрд долл. сроком на пять и десять лет. В целом правительство планировало занимать таким образом до 7 млрд долл. ежегодно. И хотя в этом году прибегать к подобным инструментам не понадобилось (цены на нефть оказались выше плана), не исключено, что при изменении конъюнктуры правительство вновь нарастит госдолг.

В результате аналитики агентства S&P ожидают, что "расширенное правительство станет нетто-должником начиная с 2012г. с чистым долгом на уровне 4% ВВП (прогноз) к 2014 г., а объем совокупного долга увеличится до относительно низкого уровня в 11% ВВП".

Выборы любой ценой

Основная причина, по которой власти продолжают усугублять положение вопреки здравому смыслу, - это, конечно же, предстоящие выборы в Госдуму и президентские выборы. Сокращение расходов на "социалку" - мера необходимая, но никому в партии власти не хочется дарить голоса оппозиции и делать жизнь населения хуже перед такими важными голосованиями.

В результате правительство идет на риск, уповая на то, что цены на нефть продержатся столь же высокими до всенародного волеизъявления.

Пока же неизбежные сокращения расходов, пенсионную реформу и диверсификацию экономики с сопутствующими социальными шоками решено оставить на поствыборный период. В обоих агентствах это прекрасно понимают, ожидая ускорения темпов реформ и приватизации сразу после выборов.

Впрочем, выборы и сами по себе создают определенные политические риски, тоже давящие на рейтинг России. Политическая неопределенность в виде искусственной интриги "Путин или Медведев" до сих пор не разрешена, что способствует оттоку капитала из страны (по итогам года ожидается отток на уровне 30-40 млрд долл.).

Тем не менее Fitch не ожидает существенного изменения политической стратегии или экономической политики после выборов и считает, что "риск значительной политической нестабильности в краткосрочной перспективе является низким".

В S&P и вовсе заявили, что ждут, пока вопрос о президентских выборах "будет решен действующими президентом страны Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, когда они определят, кто из них будет участвовать в выборах на эту должность".


Ну а пока этого не произошло, едва ли стоит рассчитывать на устойчивый профицит бюджета, ужесточение налогово-бюджетной политики, существенные структурные реформы и другие меры, которые бы укрепили российскую экономику. Все эти неприятности, необходимость которых назрела в ходе предыдущей политики властей, еще свалятся на головы обывателей - но лишь после того, как эта самая власть закрепится на прежних местах на следующие долгие годы.

Александр Гаспарян, РБК


Прыг: 040 041 042 043 044 045 046 047 048 049 050
Шарах: 100