ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Перестроить ОЭЗ под ВТО

Людмила Немова - заведующий Сектором экономики Канады Института США и Канады РАН.

Принципы работы Особых экономических зон, которые стали активно внедряться в России, со вступлением страны в ВТО придется существенно изменить. Меры налогового и экспортного стимулирования придется или отменять полностью, или «камуфлировать».

ВТО регулирует не только сферу торговли, но также инвестиции и экономические политики государств-членов. Основной принцип, закрепленный в соглашениях ВТО — принцип равенства всех инвесторов и производителей — как иностранных, так и национальных, как частных, так и государственных. Если страна вступает в ВТО, этот принцип ей необходимо внедрить во всех сферах хозяйственной деятельности, даже внутри Особых экономических зон (ОЭЗ).

Прямых указаний на системы льгот и стимулов ОЭЗ в соглашениях ВТО нет, однако эксперты многочисленных международных организаций, тесно взаимодействующих с системой ВТО (Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.) сходятся во мнении, что многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот ОЭЗ и делают их нелигитимными, запрещенными для использования.

Многие преференции и стимулы ОЭЗ так или иначе попадают в списки запрещенных или спорных мер поддержки. В частности, в списке запрещенных стоят выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки, льготные транспортные тарифы для экспортных поставок, экспортные кредиты на льготных условиях, налоговые льготы и т.д.

Спорные меры поддержки — понятие достаточно широкое с расплывчатой трактовкой. К таким мерам можно отнести все инструменты поддержки, которые «… оказывают «отрицательное воздействие» на международную торговлю, поскольку они наносят ущерб какой-либо отрасли другой страны-члена ВТО…». Запрет на спорные меры устанавливается по решению Комиссии ВТО по урегулированию споров на основании официальной жалобы потерпевшей стороны. Практика показывает, что эксперты гибко трактуют «спорные меры» с учетом интересов заказчиков их услуг.

Явные или скрытые формы субсидирования экспорта признаются международными экспертами несовместимыми с правилами ВТО, в том числе отмена импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ, что может существенно сказаться на российских Технико-внедренческих зонах (ТВЗ).

Еще больше настораживает то, что со вступлением России в ВТО под запрет могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги, льготы по арендным платежам, а также любые меры, обеспечивающие в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства. По правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и наравне с местными товарами участвовать в конкурсах на госзаказы и госзакупки.

Согласно рекомендациям экспертов, изложенным в исследовании ВБ «Специальные экономические зоны. Функционирование, уроки и выводы для дальнейшего развития», вступление в ВТО должно послужить рационализации системы налоговых стимулов — гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с общенациональной налоговой политикой. В идеале система налоговых стимулов должна поддерживать определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовать посредством применения специальных законов для ОЭЗ.

Также, независимо от вступления страны в ВТО, международные эксперты указывают на необходимость совершенствовать механизмы регулирования деятельности ОЭЗ. «Автоматические» разрешительные процедуры, основанные на соответствии заявителя нескольким четким требованиям, существенно упростят процедуры утверждения инвестиционных проектов, получения разрешений на работу и т.д.

России на пороге вступления в ВТО нужно внимательно изучить опыт функционирования ТВЗ в странах, которые давно или недавно вступили в ВТО. Необходимо изучить трансформационные процессы на разных стадиях — в Китае, Бразилии, Чили, Израиле, Индии. Не стоит также забывать, что при формально равенстве государств-членов ВТО некоторые из них «обходят» установленные правила, не подвергаясь серьезным санкциям. Их опыт может быть особенно ценным для России.

Источник: Opec.ru

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

Республиканские конгрессмены пригрозили техническим дефолтом США по гособязательствам

Представители Республиканской партии грозят устроить США краткосрочный технический дефолт по гособязательствам, заблокировав повышение предельной планки государственных заимствований. По их мнению, это не только не приведет к ката­строфе, но и заставит демо­кратов стать более сговорчивыми по вопросу сокращения госрасходов.

Ряд влиятельных членов Республиканской партии США не верят предостережениям администрации президента Барака Обамы о том, что промедление в вопросе повышения предельной планки государственного долга страны может привести к «катастрофическим послед­ствиям». Более того, они считают, что такой вариант развития событий в совокупности с техническим дефолтом США окажет положительное влияние на ситуацию с госфинансами: их политические оппоненты, демократы, будут вынуждены согласиться на масштабное сокращение расходов бюджета.

В число сторонников подобной идеи вошли весьма известные и влиятельные представители Республиканской партии: бывший губернатор штата Миннесота Тим Пауленти (недавно объявил о намерении побороться за пост президента страны), а также конгрессмены Джефф Сешшонс и Пол Райан, входящие в бюджетные комитеты сената и палаты представителей. В общей сложности подобную «авантюру» поддерживают порядка 120 членов партии в обеих палатах конгресса.

Предполагается, что автором идеи о том, что краткосрочный технический дефолт позволит политикам быстро решить вопрос с сокращением издержек, не вызвав на рынке массовую панику, является знаменитый инвестор и некогда соратник Джорджа Сороса Стэн Дракенмиллер. «Его слова возымели огромное влияние на членов Республиканской партии. Идея о безопасном краткосрочном дефолте теперь становится все более распространенной», — заявил Reuters еще один бывший губернатор Миннесоты республиканец Джон Вебер.

Тем не менее большинство коллег инвестора Дракенмиллера категорически против этой идеи. На Уолл-стрит опасаются, что даже краткосрочная задержка в обслуживании госдолга приведет к последствиям, сравнимым с коллапсом Lehman Brothers. Дефолт может стоить Америке ее наивысшего кредитного рейтинга и массового оттока инвестиций. Moody’s еще в начале месяца сообщило о возможности сокращения рейтинга США в случае, если конгресс так и не придет к консенсусу по максимально допустимому уровню госдолга.

Большинство экспертов, впрочем, называют разговоры политиков о готовности к дефолту лишь попыткой повысить рейтинг. «Подобные инициативы являются лишь попыткой заработать политические очки. Конгрессмены прекрасно осознают, что дефолт США приведет к очередному финансовому кризису не только в стране, но и во всем мире. Не думаю, что кто-либо из них в итоге возьмет на себя ответственность за это. Скорее всего, решение о повышении планки предельных заимство­ваний будет принято в самый последний момент, и кто-нибудь обязательно попытается сыграть на этом, вообразив себя эдаким спасителем США от новой финансовой катастрофы», — пояснил РБК daily главный экономист Capital Economics Джулиан Джессоп.

Источник: РБК


ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Десять отличительных особенностей Китая

Стивен Роуч, член Йельского университета, неисполнительный председатель Morgan Stanley в Азии.

Китайские скептики снова на коне и во всеоружии. Кажется, что у них свой собственный цикл активности, с пиком каждые несколько лет. А Китай между тем, из года в год утирает нос всем критикам и скептикам, продолжая свое победоносное шествие, и увековечивая за собой славу страны, создавшей настоящее экономическое чудо современности. Скорее всего, так будет и на этот раз.

Сегодня все панические комментарии и исследования появились под влиянием ряда сомнений и страхов - в первую очередь, относительно инфляции, избытка инвестиций, растущих зарплат и плохих банковских кредитов. именитые академики предупреждают о том, что Китай может попасть в коварную ловушку «среднего класса», которая сбила с пути не одну развивающуюся нацию. Ни одно из перечисленных выше опасений не лишено оснований, особенно это касается проблемы инфляции. Однако, в большинстве своем, они возникают на почве неверных обобщений. Ниже приводится десять причин, почему не стоит спешить с диагнозом для китайской экономики, основываясь на опыте других стран.

Стратегия. С 1953 года Китай успешно вписывает свои глобальные цели в контекст пятилетних планов с совершенно четкими задачами и политическими действиями, необходимыми для достижения этих целей. Недавно вступивший в силу 12-ый пятилетний план вполне может стать стратегически важной разворотной точкой: от успешной модели производства, использовавшейся последние 30 лет, к процветающему обществу потребителей.

Обязательства. Китайские лидеры очень отчетливо помнят о причинах, которые привели к культурной революции в 1970-х годах, поэтому социальная стабильность для них превыше всего. Такие принципы идут на пользу Китаю. Они помогли стране избежать кризиса 2008-2009 годов. Кроме того, ориентируясь на стабильность, правительство активно стремится бороться с инфляцией, пузырями на рынках активов и ухудшением качества кредитов.

Необходимая материальная база. У Китайской приверженности стабильности есть и оборотная сторона. Более тридцати лет реформ привели к развитию позитивной экономической динамики. Реформы в области предпринимательства и финансовых рынков сыграли при этом ключевую роль, более того, есть основания полагать, что они еще не закончены. Китай доказал свою способность учиться на ошибках прошлого и менять курс, если того требуют обстоятельства.

Сбережения. Внутренняя норма сбережений выше 50% также сослужила Китаю добрую службу. Она помогла профинансировать важные инвестиционные проекты, необходимые для экономического развития, она привела к формированию валютных резервов, которые оградили Китай от внешних потрясений. Сейчас страна готова потратить часть избыточных сбережений для стимулирования внутреннего спроса.

Миграция из села в город. За последние 30 лет процент городских жителей в населении Китая вырос с 20% до 46%. По оценкам ОЭСР, еще 316 миллионов китайцев переедут из сел в города в течение следующих 20 лет. Такая беспрецедентно масштабная урбанизация поддерживает развитие инфраструктуры, коммерческой деятельности и жилищного строительства. Те, кто боится избыточных инвестиций и «городов-призраков», концентрируются лишь на стороне предложения, не уделяя должного внимания растущему спросу.

Путь наименьшего сопротивления – потребление. Частное потребление в Китае отвечает всего лишь за 37% от ВВП - это самый низкий показатель среди крупных экономик. Ориентируясь на создание новых рабочих мест, увеличение зарплаты и обеспечение социальной защиты, 12-тый пятилетний план может спровоцировать заметный рост дискретной покупательской способности. Таким образом, к 2015 году доля потребления в китайской экономике может вырасти на 5%.

Путь наименьшего сопротивления - услуги. Сектор услуг отвечает всего за 43% китайского ВВП, что намного ниже мировых стандартов. Но развитие этого направления является важной частью стратегии Китая, направленной на стимулирование потребления, особенно в крупномасштабных отраслях, таких как распределение (оптовое и розничное), внутренний транспорт, логистическая цепочка поставок, гостиничный бизнес и досуг. За ближайшие пять лет доля сектора услуг в ВВП Китая может вырасти на 4% от текущих значений. Это сфера, где всегда требуется рабочая сила, незатратная в плане ресурсов, безопасная для окружающей среды и способна активно стимулировать рост экономики - как раз то, что нужно Китаю на следующей стадии развития.

Прямые иностранные инвестиции. Современный Китай давно как магнит притягивает к себе многонациональные международные корпорации, которые стремятся оптимизировать свои рабочие процессы и проникнуть на один из самых привлекательных мировых рынков. Такие инвестиции обеспечивают Китаю доступ к современным технологиям и системам управления, что является мощным катализатором для экономического роста. Предстоящий сдвиг акцентов в сторону потребления также способен спровоцировать изменения в прямых иностранных инвестициях - от обрабатывающей промышленности к сфере услуг - что также стимулирует развитие экономики.

Образование. Китай стремится накопить свой человеческий капитал. Уровень грамотности среди взрослого населения уже почти достигла 95%, а посещаемость средней школы составляет 80%. Недавно 15-летние учащиеся из Шанхая были признаны лучшими в мире по математике и чтению в соответствии со стандартизированными критериями PISA. Китайские университеты ежегодно выпускают более 1.5 млн. инженеров и ученых. Страна движется по пути к экономике, основанной на знаниях.

Инновации. В 2009 году в Китае было подано около 280 тыс. патентных заявок, что вывело страну на третье место в мире, после Японии и США. По числу международных заявок Китай на четвертом месте. В то же время, страна ставит перед собой цель к 2015 году довести долю исследований и разработок до 2.2% от ВВП, что в два раза выше, чем в 2002 году. Это также отвечает целям 12-ого пятилетнего плана в контексте «стратегического развития молодых индустрий» - консервация энергии, информационные технологии нового поколения, биотехнологии, производство высокотехнологичного оборудования, возобновляемая энергия, альтернативные материалы и автомобили на альтернативном топливе. Сейчас эти семь отраслей отвечают за 3% от ВВП. Правительство намерено увеличить их долю до 15% к 2020 году - серьезный сдвиг в стоимостной цепочке.

Историк Джонатан Спенс уже давно предупреждает о том, что Запад склонен судить о Китае по себе. В частности, это относится к критикам кустарного производства в Китае. Да, по нашим меркам китайские дисбалансы нестабильны и неустойчивы. На самом деле, Вэнь Цзябао совсем недавно выступил с аналогичной критикой. Но именно поэтому Китай на нас совсем не похож. Он другой. Он на самом деле принимает в серьез все эти опасения и страхи. В отличие от Запада, где сама концепция стратегии превратилась в оксюморон, Китай разработал переходную модель, направленную на устранение проблем с устойчивостью. Более того, в отличие от Запада, по уши увязшего в политической трясине, у Китая есть и политическая воля, и средства для реализации задуманного. Так что сейчас совсем не время делать ставки против этой страны.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Прыг: 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052
Шарах: 100






Сайдинг Иркутск купить

ассортимент сайдинга в Иркутске

martmarket.top