ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

В погоне за мудрым ростом - опыт Дании

Надежда Линнас, автор «Эксперт Северо-Запад»

После масштабных перестановок в кабинете министров датское правительство обнародовало план преодоления последствий экономического кризиса и повышения конкурентоспособности национальной экономики

Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен в конце февраля обнародовал новую правительственную программу по преодолению последствий экономического кризиса. Программа под девизом "Мудрость, рост, благосостояние" содержит 10 конкретных целей и 76 задач, осуществлением которых правительство предлагает заниматься в течение ближайших 10 лет.

Цели программы довольно амбициозны и вместе с тем очевидны. К 2020 году датчане планируют войти в тройку мировых лидеров по энергоэффективности и устойчивому развитию и в десятку - по следующим показателям: ВВП на душу населения, занятость и возможность найти работу, престиж университетов, продолжительность жизни, отсутствие коррупции.

Конкретика по фронтам

Есть и более конкретные задачи, например восстановление государственных финансов и показателей инфляции и бюджетного дефицита в рамках норм Европейского союза.

При этом государственные расходы Расмуссен предлагает оставить в урезанном кризисном виде, несмотря на намерение выделять ежегодно на 100 млн датских крон больше на финансирование научных исследований, 150 млн - на обучение школьников, 820 млн - на психиатрическую помощь. Правительство намерено активнее взяться за общую для Северной Европы проблему - стремительное уменьшение численности трудоспособного населения - и бороться с высокой безработицей среди недавних выпускников вузов.

Борьбу собираются вести по двум фронтам: чтобы активнее трудоустраивать молодежь, в следующем году власти собрались открыть 5 тыс. С помощью системы грантов студентов будут стимулировать быстрее заканчивать университеты.

Кабинет Расмуссена планирует продолжать борьбу за устойчивое развитие и эффективное использование энергии, а до конца срока работы нынешнего правительства собирается разработать подробный план, призванный в краткосрочной перспективе исключить использование в стране углеводородного топлива.

Программа содержит и такие приятные бонусы, как сокращение бюрократии и реформа миграционного законодательства в сторону либерализации: правительство предлагает ввести в Дании систему, которая позволит количественно оценить готовность каждого конкретного иммигранта интегрироваться в датское общество и привязать к этому показателю решение о выдаче или продлении разрешения на пребывание.

Экономь, или проиграешь

По оценкам министра финансов Хьорта Фредериксена, дыра в датском бюджете оказалась больше, чем ожидалось.

Эффекта от масштабных антикризисных мер прошлого года пока не видно: в экономику закачали несколько миллиардов крон в виде налоговых послаблений и антикризисных программ для бизнеса и финансового сектора, но ситуация остается, по словам Фредериксена, драматичной.

Стимулирование экономики легло тяжелым бременем на государственные финансы, положение усугубляют упавшие доходы от продажи нефти и растущая безработица. Эффект от уменьшения числа рабочих мест оказался неожиданно тяжелым. Это впервые показало, насколько мы зависимы от нынешней ситуации на рынке труда. Это также было насущным вопросом во время финансового кризиса.

Проблема показала, насколько чувствителен государственный бюджет", - объясняет заместитель генерального директора Конфедерации датской промышленности Оле Корг. В соответствии с последними данными, за каждый час работы частного работника в государственную казну поступает 150 крон. Если опасения экономистов оправдаются и за период рецессии будет зафиксировано 190 тыс. 47 млрд крон ежегодно. Вдобавок Дания столкнется с дополнительными расходами на выплату пособий по безработице и досрочному выходу на пенсию.

Страна уже находится в довольно серьезной ситуации: чтобы показатели государственного долга соответствовали нормам ЕС, его придется уменьшить с нынешних 28 до 26,75%, а значит, в период с 2011−го по 2014 год необходимо дополнительно изыскать 24 млрд крон, и все это - не повышая замороженных в прошлом году налогов. Отказавшись от повышения налогов, правительство решило не увеличивать государственные расходы до 2013 года и детально проанализировать все возможности для экономии.

Если в этом году не будут проведены существенные сокращения бюджета, то режим экономии может затянуться и на 2012−й, и на 2013 год. Поэтому лучше провести мероприятия по экономии бюджетов сейчас. В противном случае муниципалитеты будут каждый год получать фиксированную сумму из бюджета без надежды на повышение", - полагает Фредериксен.

Министр настаивает на том, что если все меры экономии в текущем бюджете будут выполнены без отклонений, то в 2011 году не возникнет необходимости повышать налоги на хозяйственную деятельность. Датский бизнес в лице Конфедерации датских промышленников также предлагает пути выхода из кризиса.

В частности, ежегодно Дания недополучает миллиарды крон из-за того, что экспортеры недостаточно активно продвигают свои товары. Например, только доходы от экспорта в Голландию и Бельгию можно увеличить на 25 млрд крон ежегодно. Рецессия особенно сильно затронула датских экспортеров.

Самое время по-новому взглянуть на традиционные соседние рынки и найти те, до которых компании еще не успели добраться", - считает старший консультант конфедерации Мортен Гранцай Нильсен.


Источник: Expert.ru


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Андрей Илларионов: мировой экономике угрожают «пузыри»

Интервью Алекса Григорьева у Андрея Илларионова, Голос Америки

В последние недели Минэкономики РФ и Росстат неоднократно сообщали о том, что экономика России выходит из кризиса. В тоже время, Центр стратегических исследований Банка Москвы опубликовал доклад, в котором предсказывается начало стагнации экономики России в будущем году.

Андрей Илларионов, старший научный сотрудник Центра глобальной свободы и развития Института Катона (Cato Institute), в 2000-2005 годы занимал пост советника президента России по экономике, считает, что не только Россия, но и другие государства, в обозримом будущем рискуют вновь столкнуться с экономическим кризисом.

Алекс Григорьев: В последние месяцы произошли два явления: с одной стороны, сообщается, что экономический кризис в России закончился, ее экономка бурно растет, и в то же время Россия выбыла из группы наиболее мощных экономик мира. Почему возник такой парадокс?

Андрей Илларионов: В этом нет ничего удивительного. В результате кризиса, российский ВВП в годовом измерении в 2009 году сократился на 7,9%, а Россия покинула список 10 крупнейших экономик мира. Достигнув дна по объемам производства в конце зимы – весной 2009 года, российская экономика начала расти, и во второй половине года продемонстрировала рекордные темпы восстановительного роста. Несмотря на этот бурный рост, предкризисные объемы производства по-прежнему не достигнуты.

Сам факт экономического роста не должен удивлять. Рост, в принципе, может происходить в условиях различных моделей политических и экономических режимов. В современную эпоху практически невозможно найти страны, в которых не было бы экономического роста.

Растут экономики Северной Америки и Европы, Азии и Африки, Латинской Америки и бывшего СССР. Растут экономики при демократиях и при диктатурах. Растут экономики свободные, частично свободные, растут также экономики, в которых осуществляется массированное вмешательство государства. Растут экономики на побережьях океанов и в глубине материков, в странах, расположенных в горах и на равнине. Экономический рост является чертой, характерной для подавляющего большинства, если не всех, современных стран и обществ. Как раз отсутствие экономического роста является исключением.

Таким образом, внимание специалистов должен привлекать не сам факт наличия экономического роста, а, во-первых, его различные темпы, во-вторых, его длительность и, в-третьих, его устойчивость в течение значительных периодов времени.
Не должно удивлять то, что экономический рост в течение короткого периода времени происходит в мало реформированной стране, где отсутствует эффективное судопроизводство, где практически не осталось независимых СМИ. Тем более, если такой рост наблюдается после глубоких кризисов, в ходе которых происходило существенное сокращение объемов ВВП и промышленного производства. Поэтому при ликвидации самых очевидных ограничений для восстановления экономического роста, при наличии необходимых ресурсов – производственного потенциала, рабочей силы, сырья – возможен не просто экономический рост, возможен весьма быстрый экономический рост.

Именно такой рост мы и наблюдали во второй половине 2009 года в России. Такое утверждение справедливо для последних семи месяцев по ВВП и для последних 10 месяцев по промышленному производству.

А.Г.: Несмотря на все различия власти США и России схожим образом реагировали на экономический кризис – они вливали деньги в экономику, чтобы стимулировать спрос. Каковы результаты?

А.И.: Во-первых, масштабы фискального вмешательства со стороны властей оказались разными – в России они оказались более значительными, чем в Соединенных Штатах. Во-вторых, с моей точки зрения, такое вмешательство если и оказывало какое-то влияние на экономический рост, то скорее негативное.

Кроме того, необходимо упомянуть, что вмешательство властей осуществлялось не только по линии фискального стимулирования, но и с точки зрения денежной политики, а также путем валютных интервенций. В результате последних Россия потеряла более $200 млрд валютных резервов, или около 13% ВВП. По этому показателю Россия оказалась абсолютным лидером в современном мире.

Российские власти действовали настолько активно и использовали такое количество различных каналов вмешательства, что его совокупные масштабы превысили аналогичные показатели практически всех иных государств.

То, что Россия оказалась также и одним из «чемпионов» по сокращению объемов реального производства, скорее всего, подтверждает то, о чем мы говорили чуть раньше: чем больше государственного вмешательства, тем хуже результаты. Если масштабы вмешательства меньше – результаты относительно лучше.

Понятно, что у общего правила есть немалое количество уточнений и поправок в каждом конкретном случае. Но как общий принцип это правило действует и на протяжении действия последнего пучка кризисов.

А.Г.: Мировые экономические проблемы начала решать не Большая Восьмерка, а Большая Двадцатка. Показывает ли это, что сложилась новая архитектура глобальной экономики или это лишь временное явление?

А.И.: Возможно, сложилось не вполне адекватное представление о том, кто какую роль играет и чем занимается в глобальной экономике. Международные организации – «Семерка», «Восьмерка», «Двадцатка», МВФ, Всемирный Банк – играют относительно незначительную роль в управлении мировыми экономическими процессами.

Из этих организаций наименее однородной является «Двадцатка» – в ней оказались объединены страны, на экономику которых кризис повлиял различным образом. В то время, как в 2009 году сокращение ВВП в некоторых развитых странах составило 4-6%, а в России – почти 8%, китайская экономика выросла почти на 9%. Поэтому страны, находящиеся в разных условиях, по-разному переживающие последние экономические кризисы, по-разному реагировавшие на них, вряд ли в состоянии проводить согласованную политику.

То, что происходило последние два года в мире, более точно следует назвать не одним кризисом, а пучком кризисов. Причем этот пучок явно не носит характера всеобъемлющего кризиса, охватывающего все страны. Традиционно используемый термин «глобальный кризис» вряд ли является корректным, поскольку причины кризисов в разных странах различны, и даже все вместе они затронули меньше половины стран мира.

А.Г.: Если все процессы, которые наблюдаются сейчас, будут идти без изменений, то как будет складываться ситуация в экономиках России и США?

А.И.: Экономические прогнозы во время обострения действия разнонаправленных тенденций – дело неблагодарное. Тем не менее, некоторые комментарии можно сделать.

Первое: закончился ли тот пучок кризисов, какой привлекал общественное внимание на протяжении последних двух лет? По формальным признакам для большинства стран мира он уже завершился. Нижняя точка спада деловой активности во многих из них уже достигнута шесть и более месяцев назад. Как минимум в течение полугода идет процесс восстановительного роста, что является формальным признаком, позволяющим говорить о прекращения предыдущего кризиса.

Второй вопрос: будет ли траектория прошедших кризисов иметь вид буквы V или буквы W? Очевидно, что для буквы W времени уже не осталось. Это не означает, что не может быть нового экономического спада. Но если подобное произойдет, то это будет означать, скорее всего, не переход ко второй части кризисов 2008-2009 годов, а наступление нового кризиса.

Третий вопрос: есть ли для такого сценария основания? Ответ очевиден: есть! Более того, действия властей во многих странах мира способствуют возникновению новых пузырей. Так называемое «стимулирование экономической деятельности» с помощью инструментов фискальной и денежной политики не только не рассасывает причины, которые привели к кризису 2008-2009 годов, а, наоборот, увеличивает потенциальные масштабы нового кризиса.

Источник: Голос Америки

ТЕНДЕНЦИИ >> ДЕНЬГИ, ВАЛЮТЫ, КАПИТАЛЫ

Китай попросил Обаму не политизировать вопрос о курсе юаня

Заместитель председателя Народного банка Китая (местного ЦБ) Су Нин раскритиковал руководство США за рекомендации относительно необходимости укрепления юаня, пишет The Wall Street Journal. По его словам, стоимость юаня не может являться предметом политизации и не вызывает дисбалансов в мировой торговле.

Су добавил, что странам не следует полагаться на советы других государств при разрешении собственных финансовых трудностей. 11 марта президент США Барак Обама призвал Китай начать движение в сторону более "рыночного" курса юаня. Таким образом, добавил он, будет сделано необходимое усилие для стабилизации ситуации в мировой экономике.

США уже не первый раз призывают Китай ревальвировать юань. В последние полтора года эти требования участились в связи с глобальным финансовым кризисом. Однако за последний год курс доллара к китайской валюте практически не изменился, составляя 6,83 юаня за доллар. Как считают многие специалисты, Китай намеренно занижает курс юаня, субсидируя таким образом национальных экспортеров.

Если в последние годы перед кризисом КНР постепенно ревальвировал свою валюту, то с сентября 2008 года прекратил это делать.

Заниженный курс юаня является одной из причин торгового дефицита США, превышающего 300 миллиардов долларов в год. Около половины этого дефицита приходится на торговлю с Китаем. Руководство США считает, что более дорогой юань приведет к более сбалансированной американо-китайской торговле.

Для сохранения курса своей валюты на текущем уровне Народный банк Китая скупает поступающие в страну доллары и другие иностранные дензнаки. Благодаря такой политике Китай уже накопил валютных резервов более чем на 2,4 триллиона долларов, что сопоставимо с ВВП Великобритании.


Источник: lenta.ru


Прыг: 095 096 097 098 099 100 101 102 103 104 105
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100