ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

Как свободные рынки потопили экономику США

Два года назад ядовитая смесь из плохой экономики, слабого регулирования и вопиющего поведения вышла из-под контроля...

Доведя до кипения финансовую систему и погрузив Соединённые Штаты в самый острый экономический спад со времён Великой депрессии.

Противоядие от кризиса, состряпанное многими игроками, которые помешивали первоначальную смесь, вытащило экономику США обратно с края обрыва.

Но эти лекарства не предотвратят будущие кризисы, как пишет Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии 2001 года по экономике, в книге «Упадок: Америка, свободные рынки и падение мировой экономики» (издательство «Нортон», 27,95 долларов).

В отличие от регулирования, появившегося в результате Великой депрессии, реакция на этот кризис привела к появлению менее конкурентоспособной финансовой системы, в которой доминируют банки, слишком большие, чтобы рухнуть, пишет он.

Стиглиц, бывший главный экономист Всемирного банка, а теперь профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке, обращает основное внимание на неспособность банков оценить и управлять рисками, особенно когда риск маскируется сложными финансовыми инструментами. Эта «современная алхимия» превратила рискованные субстандартные ипотечные кредиты (Субстандартный ипотечный кредит – кредит с более высокой процентной ставкой, который может быть выдан заёмщику с ненадёжной или весьма короткой кредитной историей – прим. ред.) в первоклассные финансовые продукты, считавшиеся достаточно безопасными, чтобы их приобретали пенсионные фонды, говорит он.

Финансовые рынки Америки также не смогли производительно размещать капиталы, говорит он. «В пиковый период 2007 года раздутый финансовый сектор поглощал 41% всей прибыли в корпоративном секторе», - пишет Стиглиц.

Ситуация усугублялась тем, что некоторые из этих прибылей были потрачены на влияние в Конгрессе, чтобы убедиться, что правительство не будет регулировать рискованные производные финансовые инструменты или ограничивать хищническое кредитование (кредитование заёмщиков с низким уровнем доходов, проблемной кредитной историей или проблемами с погашением текущей кредитной задолженности, при утаивании или введении в заблуждение относительно условий кредитования; при этом процентная ставка выше, чем для первоклассных заёмщиков – прим. перев.).

Наконец, дефектные структуры стимулирования благоприятствовали коррупции, поощряя вводящую в заблуждение финансовую отчётность, которая привела к более высокому биржевому курсу и более высоким премиям для управляющих с Уолл-Стрит.

К 2008 году экономика страны находилась в свободном падении, и Соединённым Штатам, стране, которая заявляла своей целью гневное осуждение социализма, пришлось социализировать риски, которые взяли на себя банки, и провести на рынках небывалую интервенцию, пишет Стиглиц.

Но что это значит для финансовой системы и, что более важно, для экономики США?

«Весьма вероятно, что у нас будет очень медленный выход из кризиса, и я надеюсь, что не такой затяжной, как это было у японцев, но никто не думал в 1990 году, что у них будет такой длительный выход из кризиса», - сказал Стиглиц во время недавней беседы с «Рейтер».

Считается, что Япония потеряла десятилетие экономического роста в 1990-е, прежде чем экономика смогла оправиться в 2004-06 гг.

Стиглиц сказал, что разница между Японией и США в том, что у Японии нулевой рост трудовых ресурсов, в то время как у Соединённых Штатов темп роста трудовых ресурсов – 1%.

Таким образом, если количество нанятых в США растёт со скоростью в 1%, то «это так же плохо, как и нулевой рост в Японии», сказал он.

Между Японией и Соединёнными Штатами есть и другие различия, некоторые из которых служат доказательством более быстрого оздоровления экономики Соединённых Штатов и других, а не указывают на более медленный выход из кризиса, сказал Стиглиц.

Во-первых, пока Япония может выйти из спада за счёт экспорта, Соединённые Штаты этого сделать не могут, потому что европейский экономический рост также является медленным.

Во-вторых, экономический кризис в Японии начался с высокой нормы сбережений и это дало ей возможность расширить экономику, уменьшив сбережения и увеличив потребление.

«Соединённые Штаты находятся в противоположной ситуации, так как они начинают с нулевого уровня сбережений», - сказал Стиглиц. - «Таким образом, вероятность того, что наш уровень сбережений начнёт расти, весьма высока, а повышение сбережений может значительно содействовать затягиванию экономического спада».

Ситуация в сфере здравоохранения в Соединённых Штатах, с её проблемами в плане справедливости и доступа к услугам, также влияет на экономический рост США, сказал Стиглиц «Рейтер». Здоровье влияет на производительность, а стоимость здравоохранения влияет на конкурентоспособность, сказал он.

«Но что ещё хуже, мы совершили принципиальную ошибку, связав предоставление услуг по здравоохранению с занятостью, создав сильное взаимодействие между изъянами в системе здравоохранения и проблемами на рынке труда», - сказал он.

Решение этой проблемы было бы в том, чтобы перейти на систему одного плательщика, которая признаёт здравоохранение в качестве общественных затрат, а не затрат на рабочую силу, сказал Стиглиц.

«Обеспечение медицинским страхованием недостаточно квалифицированных рабочих, получающих минимальную заработную плату, почти удваивает стоимость принятия их на работу, так что неблагоприятные последствия сегодняшней системы наибольшим образом проявляются в части рабочей силы с низкой заработной платой», - сказал он.

Но наибольшим риском для оживления экономики является «очень, очень большой политический риск» со стороны тех, кто выступает за уменьшение дефицита, сказал он.

«Президент Обама пытается сейчас балансировать по этому вопросу, говоря, что он уменьшит дефицит в течение более или менее длительного периода и простимулирует экономику за короткий промежуток времени», - сказал он. - «Но близорукость ястребов не даст им согласиться на это».

По материалам Рейтер

ТЕНДЕНЦИИ >> ГОС. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, ДОЛГ

В ФАС считают, что 30 процентов госзакупок делается за откат

Антимонопольное ведомство планирует увеличить наказание за сговор на торгах при госзакупках.

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский в понедельник заявил в интервью РИА «Новости», что, по его личному мнению, о сговоре можно говорить в 10-30% случаев от всех торгов при госзакупках.

В частности, пояснил чиновник, это происходит в тех случаях, когда все участники торгов ведут себя одинаково; однако он признал, что, к сожалению, по половине дел приходится прекращать производство, так как ФАС не удается доказать сговор.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, теперь антимонопольное ведомство планирует увеличить наказание за сговор на торгах при госзакупках — штрафы могут составить до 30% от объема контракта. Сейчас они составляют от 1 до 15%.

Как пояснил Андрей Цариковский, сумма оборотного штрафа в случае сговора должна находиться в пределах 15-30% от объема контракта, то есть быть вдвое больше, чем сейчас в предельном случае.

Между тем эксперты говорят о необходимости ввести уголовную ответственность за сговор при госзакупках. Как отметил в интервью BFM.ru вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИИСИПП) Владимир Буев, штрафование за сговор означает перевод подобных случаев из сферы экономических преступления в сферу административной ответственности.

«Возможно, в данном случае ФАС действует по аналогии, так как он привык штрафовать монополистов, — предположил эксперт. — Но в данном случае немного другая ситуация, и речь идет не о коммерческих, а о государственных деньгах. И говорить о растрате госсредств, как об административном нарушении — вряд ли правильно».

При этом Владимир Буев отметил, что в тех случаях, когда имеет место сговор, как правило, можно обнаружить и административную ренту, и откаты заказчику. Но в любом случае все такие сделки должны расторгаться.

www.zakupki.gov.ru

Отметим, что в последнее время усилия госслужб по улучшению системы госзакупок на тендерах и аукционах, направлены на совершенствование их прозрачности путем внедрения системы электронных закупок, как это сделано в Москве и Татарстане. С января этого года федеральные ведомства переводят свои закупки на электронные торговые площадки. С 1 января 2011 года на эту систему должны перейти регионы и муниципалитеты.

При этом в соответствии с положениями ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в ряде случаев заказчики вправе проводить процедуры размещения заказа, по итогам которых определяется несколько победителей.

В этом году на госзаказ в бюджете заложено 5 трлн рублей. При этом планируется, что в этом объеме доля государственных закупок у предприятий малого бизнеса составит 20%. Сейчас она несколько выше 7%.

Исходя из оценок ФАС, нетрудно посчитать о каких примерно потерях при госзаказах в масштабе России идет речь.

Владимир Буев затруднился прокомментировать оценку ФАС по доле договорных сделок, отметив лишь, что служба должна обладать наибольшей информацией. «Закон о госзакупках улучшил ситуацию по сравнению с тем временем, когда его не было, тогда как ранее чиновники имели 100-процентную возможность получать административную ренту, — считает эксперт. — Но пока процент договорных сделок в России больше, чем в развитых странах, так как мы только еще в самом начале той дороги по совершенствованию системы госзакупок, которую они уже прошли».

Источник: БФМ

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

США не преодолеть кризис за счет экспорта

План преодоления кризиса в США за счет расширения экспорта разваливается. Администрация Обамы не может остановить ослабления иностранных валют, что препятствует расширению американского вывоза.

В мире продолжается гонка девальваций. Ослабление доллара и евро затрудняет реализацию иностранных товаров на рынках США и ЕС, что способствует снижению спроса на американское и европейское промышленное оборудование. Борясь с кризисом монетарными средствами, государства мира обоюдно его углубляют.

США проводят консервативную антикризисную политику, во многом опробованную еще до кризиса 1929-1933 годов. «Они стремятся обеспечить корпорациям восстановление денежных капиталов, что должно облегчить обновление производственных фондов и помешать разорению банков. Одновременно понижение курса доллара позволяет бизнесу сократить реальные затраты на оплату труда. В результате принимаемых администрацией Обамы мер себестоимость продукции в США уменьшается», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Аналогичную американской политику проводит Евросоюз. Однако расширение экспорта американских и европейских товаров упирается в покупательные возможности других стран. Сужение национальных рынков в 2009 году уже привело к 12% сокращению объема мировой торговли.

Ослабляя доллар, США заинтересованы в сохранении сравнительно высокого курса валют других государств. Особенно важно добиться ревальвации юаня от Китая. КНР беспокоит обесценивание доллара и евро. Оно угрожает сбыту китайской продукции в США и ЕС. «Китай жизненно заинтересован в дешевом юане. На нем держится экспорт. Противоречие между США, Китаем и другими странами неразрешимо в рамках прежней организации мировой экономики. Гонка девальваций все больше ведет к росту протекционизма. Старые торговые отношения разрушаются. Антикризисная политика администрации Обамы, обеспечив финансовую стабилизацию 2009 года, подрывает ее сегодня», - полагает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Конгресс США намерен определять соответствие валют «реальной стоимости», что может только осложнить соревнование на спуске валютных курсов, но не остановить его.

В структуре американского экспорта превалирует оборудование, 46% по данным на 2006 год. Покупателями его выступают государства с высокой долей производства предметов потребления. Зачастую они предназначены для американского рынка. Материалы и сырье занимают в экспорте США второе место. На них приходится 21% годового вывоза. Еще 11% составляют автомобили. Около 30% ввоза в США приходилось в докризисные годы на предметы потребления.

С началом экономического спада обнаружилось перепроизводство потребительских товаров. Особенно заметен избыток предложения одежды и обуви, мебели, автомобилей, мобильных телефонов и иной техники. Падает глобальный спрос на промышленное сырье, материалы и оборудование. Чтобы облегчить сбыт товаров на мировом рынке страны-производители девальвируют национальные валюты, добиваясь сокращения производственных затрат. США стремятся за счет ослабления доллара поддержать экспорт и заместить внутренним производством импорт. Препятствием такого курса выступает аналогичная политика других государств.

Источник: ИГСО

Прыг: 095 096 097 098 099 100 101 102 103 104 105
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100 110
Шарах: 100