ТЕНДЕНЦИИ >> ГОС. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, ДОЛГ

В ФАС считают, что 30 процентов госзакупок делается за откат

Антимонопольное ведомство планирует увеличить наказание за сговор на торгах при госзакупках.

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский в понедельник заявил в интервью РИА «Новости», что, по его личному мнению, о сговоре можно говорить в 10-30% случаев от всех торгов при госзакупках.

В частности, пояснил чиновник, это происходит в тех случаях, когда все участники торгов ведут себя одинаково; однако он признал, что, к сожалению, по половине дел приходится прекращать производство, так как ФАС не удается доказать сговор.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, теперь антимонопольное ведомство планирует увеличить наказание за сговор на торгах при госзакупках — штрафы могут составить до 30% от объема контракта. Сейчас они составляют от 1 до 15%.

Как пояснил Андрей Цариковский, сумма оборотного штрафа в случае сговора должна находиться в пределах 15-30% от объема контракта, то есть быть вдвое больше, чем сейчас в предельном случае.

Между тем эксперты говорят о необходимости ввести уголовную ответственность за сговор при госзакупках. Как отметил в интервью BFM.ru вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИИСИПП) Владимир Буев, штрафование за сговор означает перевод подобных случаев из сферы экономических преступления в сферу административной ответственности.

«Возможно, в данном случае ФАС действует по аналогии, так как он привык штрафовать монополистов, — предположил эксперт. — Но в данном случае немного другая ситуация, и речь идет не о коммерческих, а о государственных деньгах. И говорить о растрате госсредств, как об административном нарушении — вряд ли правильно».

При этом Владимир Буев отметил, что в тех случаях, когда имеет место сговор, как правило, можно обнаружить и административную ренту, и откаты заказчику. Но в любом случае все такие сделки должны расторгаться.

www.zakupki.gov.ru

Отметим, что в последнее время усилия госслужб по улучшению системы госзакупок на тендерах и аукционах, направлены на совершенствование их прозрачности путем внедрения системы электронных закупок, как это сделано в Москве и Татарстане. С января этого года федеральные ведомства переводят свои закупки на электронные торговые площадки. С 1 января 2011 года на эту систему должны перейти регионы и муниципалитеты.

При этом в соответствии с положениями ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в ряде случаев заказчики вправе проводить процедуры размещения заказа, по итогам которых определяется несколько победителей.

В этом году на госзаказ в бюджете заложено 5 трлн рублей. При этом планируется, что в этом объеме доля государственных закупок у предприятий малого бизнеса составит 20%. Сейчас она несколько выше 7%.

Исходя из оценок ФАС, нетрудно посчитать о каких примерно потерях при госзаказах в масштабе России идет речь.

Владимир Буев затруднился прокомментировать оценку ФАС по доле договорных сделок, отметив лишь, что служба должна обладать наибольшей информацией. «Закон о госзакупках улучшил ситуацию по сравнению с тем временем, когда его не было, тогда как ранее чиновники имели 100-процентную возможность получать административную ренту, — считает эксперт. — Но пока процент договорных сделок в России больше, чем в развитых странах, так как мы только еще в самом начале той дороги по совершенствованию системы госзакупок, которую они уже прошли».

Источник: БФМ

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

США не преодолеть кризис за счет экспорта

План преодоления кризиса в США за счет расширения экспорта разваливается. Администрация Обамы не может остановить ослабления иностранных валют, что препятствует расширению американского вывоза.

В мире продолжается гонка девальваций. Ослабление доллара и евро затрудняет реализацию иностранных товаров на рынках США и ЕС, что способствует снижению спроса на американское и европейское промышленное оборудование. Борясь с кризисом монетарными средствами, государства мира обоюдно его углубляют.

США проводят консервативную антикризисную политику, во многом опробованную еще до кризиса 1929-1933 годов. «Они стремятся обеспечить корпорациям восстановление денежных капиталов, что должно облегчить обновление производственных фондов и помешать разорению банков. Одновременно понижение курса доллара позволяет бизнесу сократить реальные затраты на оплату труда. В результате принимаемых администрацией Обамы мер себестоимость продукции в США уменьшается», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Аналогичную американской политику проводит Евросоюз. Однако расширение экспорта американских и европейских товаров упирается в покупательные возможности других стран. Сужение национальных рынков в 2009 году уже привело к 12% сокращению объема мировой торговли.

Ослабляя доллар, США заинтересованы в сохранении сравнительно высокого курса валют других государств. Особенно важно добиться ревальвации юаня от Китая. КНР беспокоит обесценивание доллара и евро. Оно угрожает сбыту китайской продукции в США и ЕС. «Китай жизненно заинтересован в дешевом юане. На нем держится экспорт. Противоречие между США, Китаем и другими странами неразрешимо в рамках прежней организации мировой экономики. Гонка девальваций все больше ведет к росту протекционизма. Старые торговые отношения разрушаются. Антикризисная политика администрации Обамы, обеспечив финансовую стабилизацию 2009 года, подрывает ее сегодня», - полагает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Конгресс США намерен определять соответствие валют «реальной стоимости», что может только осложнить соревнование на спуске валютных курсов, но не остановить его.

В структуре американского экспорта превалирует оборудование, 46% по данным на 2006 год. Покупателями его выступают государства с высокой долей производства предметов потребления. Зачастую они предназначены для американского рынка. Материалы и сырье занимают в экспорте США второе место. На них приходится 21% годового вывоза. Еще 11% составляют автомобили. Около 30% ввоза в США приходилось в докризисные годы на предметы потребления.

С началом экономического спада обнаружилось перепроизводство потребительских товаров. Особенно заметен избыток предложения одежды и обуви, мебели, автомобилей, мобильных телефонов и иной техники. Падает глобальный спрос на промышленное сырье, материалы и оборудование. Чтобы облегчить сбыт товаров на мировом рынке страны-производители девальвируют национальные валюты, добиваясь сокращения производственных затрат. США стремятся за счет ослабления доллара поддержать экспорт и заместить внутренним производством импорт. Препятствием такого курса выступает аналогичная политика других государств.

Источник: ИГСО

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Россия в мировом кризисе: результаты 2008-2009 годов и прогноз на 2010-2015 годы

Автор: Лавровский И.К.

В аналитическом докладе рассматривается процесс долларизации мировой экономики и показано, что достижение её объективных пределов привело к мировому кризису. Обосновывается прогноз развития внешнеэкономической ситуации и динамики цен на энергоносители. Сделан вывод о необходимости изменения механизма финансирования российской экономики.

СОДЕРЖАНИЕ:
  • - Причины мирового кризиса и ожидаемые последствия
  • - Российская экономика в 1992─2008 годах: темпы и источники роста
  • - Действие кризиса на российскую экономику
  • - Организационный ответ государства на экономический кризис
  • - Базовый прогноз развития экономики России в 2010─2015 годах
  • - Оценка потребностей в инвестициях
  • - Исторические катастрофы
  • - Перспективы активного выхода из кризиса
  • - Выводы и направления дальнейших исследований

Экономическая ситуация в России утопает в плотном тумане мифов, напускаемом не только официозными средствами информации, но и политически ангажированными экономистами различной идеологической ориентации. Аналитики, близкие к правительственным кругам, делают свой бизнес на эксклюзивном доступе к эксклюзивным данным и «информационным технологиям», эксперты правой ориентации выступают в камуфляже истинной западности и эффективности, левые специалисты настаивают на своей фундаментальной верности математически выверенному государственничеству. Между тем ситуация развивается перпендикулярно официальным и неформальным релизам, а государственная экономическая политика напоминает зигзагообразные манёвры кораблей, спасающихся от невидимых ими авиабомб.

Цель настоящей работы – найти сравнительно твёрдые ориентиры, которые позволили бы сориентироваться в этом туманном поле и понять, на какие реальные факторы Россия может рассчитывать, планируя своё экономическое, а в конечном счёте и политическое будущее.

Игорь Лавровский, декабрь 2009 года

Читать весь текст доклада: файл pdf 2.9mb >>
(После нажатия ссылки откроется диалоговое окно. Чтобы читать текст сразу с монитора нажмите "открыть", чтобы сохранить у себя на компьютере и прочитать потом, нажмите "сохранить")
Источник Сontaco.ru

Прыг: 091 092 093 094 095 096 097 098 099 100 101
Шарах: 100