ТЕНДЕНЦИИ >> НЕФТЬ, ТЭК

Стагнация нефтяных цен готовит смену тренда

Вероятным сценарием на июнь-июль является стагнация нефтяных цен или их медленное снижение. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Если за это время США примут решение о сокращении долларовой эмиссии и усилении экономии, логично ожидать продолжение спуска сырьевых цен и значительное укрепление американской валюты.

Повышенное внимание американских институтов к бюджетному кризису в Греции маскирует подготовку к изменению денежной политики США. «Пока в Вашингтоне идет борьба между республиканцами и демократами на рынках сохраняется нестабильность. Неясность выражает кризис финансово-экономической политики США, что уже переломило повышательный тренд», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Особое значение имеет коррекция на нефтяном рынке. «В июне нефть осталась на майском уровне, не вернувшись к ценовому росту. Рынок все еще ждет сохранения США прежней денежной политики», - полагает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его словам, как только очевидной станет тщетность подобных надежд, начнется отход капиталов в доллары. Цены на нефть перейдут от вялых колебаний к снижению. Доллар начнет усиление.

30 апреля мировые цены на нефть достигли $126 за баррель. Однако в мае не произошло выхода на исторический максимум лета 2008 года в $142. На рынках развернулась коррекция. Цена барреля «черного золота» опустилась к 18 июня до $113. Снижение стоимости нефти является сходным с коррекцией апреля-августа 2010 года. После падения в апреле-мае прошлого года мировые цены на нефть колебались на пониженном уровне до старта в США второй программы «количественного смягчения» (QE2). До этого момента отмечалось укрепление доллара и ослаблением европейской валюты. Нынешняя стагнация на рынке нефти после падения в мае соединяется с застоем и резкими колебаниями на фондовых биржах. Остановка стоимостного роста или медленное снижение являются общими для сырьевых товаров.

Источник: ИГСО


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Эксперты: России необходимо массовое обновление основного капитала

Инвестиционный климат в России не стимулирует бизнес вкладывать средства в модернизацию и обновление основных фондов. Такое мнение эксперты озвучили в ходе международной конференции "Завершение делового сезона: итоги и прогнозы", организованной группой РБК на греческом острове Крит.

Как заявил президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы РФ Анатолий Аксаков, основные фонды в РФ физически изношены примерно на 50%, морально - на 99%. "Если мы хотим двигаться вперед, необходимо массовое обновление основного капитала. Коэффициент обновления у нас составляет 4%, т.е. чтобы обновить все основные фонды, модернизировать их, нам надо 25 лет. У нас такого запаса времени нет, потому что ведущие и развивающиеся страны стремительно уходят вперед, оставляя нас позади", - отметил он.

В связи с этим, по мнению А.Аксакова, необходимо задействовать определенные ресурсы и механизмы, чтобы "массовое обновление началось". Однако доля инвестиций в основной капитал в РФ составляет 20% от объема ВВП. Для сравнения: в Китае в 2010г. этот показатель достиг 46% от ВВП. При этом в 2010г. чистый отток капитала из РФ составил 38 млрд долл., в 2011г. - 35 млрд долл. Одна из причин этой ситуации, по словам эксперта, заключается в сложившемся инвестиционном климате в России, в его характеристиках, которые не стимулируют бизнес направлять свои ресурсы на модернизацию.

С этим мнением согласился и председатель совета Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, профессор Финансового университета при правительстве РФ Владимир Гамза. По его словам, инвестиции в РФ достаточно на низком уровне, несмотря на незначительный рост. "Во время кризиса инвестиции упали до недопустимого уровня. Сейчас, конечно, они начали потихоньку восстанавливаться, но об инвестиционном тренде пока говорить не приходится", - отметил он.

По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, инвестиционный спад в РФ продолжался и в I квартале 2011г., ситуация изменилась лишь в апреле, несмотря на высокие цены на нефть. "Это следствие того, что все боятся неопределенности 2012г. Когда эта неопределенность уйдет, нефть будет более эффективно влиять на нашу экономику", - считает экономист.

А.Аксаков также отметил, что на инвестиционный климат в РФ существенное влияние оказывает коррупционная составляющая и политическая ситуация в стране. "Коррупция, а также неизменение политического ландшафта наносят большой вред нашей экономике. Должна быть конструктивная позиция", - заявил он. Эксперт полагает, что России не хватает сильной политической оппозиции, которая могла бы конструктивно критиковать и предлагать альтернативные варианты экономического развития. "Если этого не будет, боюсь, что застой, тренд негативного развития сохранится. Самый удачный этап развития нашей страны - первые годы 2000-х, когда политики прислушивались к критике и бизнес начал вкладываться в экономику, поверив, что идут перемены, и действительно начался процесс модернизации", - добавил А.Аксаков.

При этом необходимо отладить механизмы выделения средств на модернизацию экономики. По мнению эксперта, положительно может повлиять на ситуацию рассматриваемый сейчас в Госдуме проект закона, связанный с проектным финансированием, который может быть принят в 2011г. Вместе с тем важно, чтобы и сам бизнес проявлял интерес к инфраструктурным проектам, продвигал спрос на деньги для этих проектов, что сегодня не наблюдается.

В.Гамза в ходе конференции РБК озвучил еще одну проблему, которая негативно влияет на экономическое развитие России. По его словам, в России возникли очень серьезные диспропорции. "Весь наш рост экспорта - это ценовой рост, а рост импорта - это физический рост. Т.е. по импорту цены почти не увеличились, вырос он за счет увеличения объема, а по экспорту в цене он увеличился, но в объемах практически нет. За четыре месяца этого года рост импорта в России 40% - это просто убийственная цифра", - заявил профессор.

По его словам, очень настораживает структура импорта. Он напомнил, что раньше импорт составляли сельскохозяйственные товары. На сегодняшний день большую часть в импорте уже заменила промышленная продукция. "При этом идет колоссальный рост импортной промышленной продукции из Китая. У меня такое ощущение, что мы катастрофически начинаем терять позиции на машиностроительном рынке. Я считаю, что это один из самых главных вопросов на повестке дня. Если мы будем двигаться и дальше такими же темпами в структуре экспорта и импорта, думаю, что мы вскоре превратимся в сырьевую колонию", - заключил эксперт.

Источник: rbc.ru


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Дефицит бюджета в год выборов президента может достичь 2,3 трлн рублей

Если власть выполнит все обещания, которые она раздала перед выборами, бюджет 2012 года удастся сбалансировать лишь при цене $147 за баррель, следует из оказавшихся в распоряжении «Газеты.Ru» материалов совещания правительства. Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть от политической ситуации в год выборов, считают эксперты.

В год выборов президента России расходы федерального бюджета могут увеличиться на 2,3 трлн рублей. Такова совокупная стоимость заявок на увеличение расходных обязательств, поступивших в Минфин к началу верстки бюджета на 2012–2014 годы.

Больше всего денег требуется на выплаты военным. Проведение реформы денежного довольствия военнослужащих (соответствующий закон внесен в Госдуму и должен начать действовать с 2012 года) обойдется в сумму, превышающую 700 млрд рублей. Расходы на обеспечение военнослужащих постоянным и временным жильем и финансирование накопительной ипотечной системы для них требует еще 159 млрд рублей.

Денег на дополнительные расходы в бюджете не хватает. Пока Минфин нашел лишь 954,2 млрд рублей из требуемых 2,3 трлн рублей.

В том числе на 413 млрд рублей можно увеличить поступления ненефтегазовых доходов, считают в ведомстве. Еще 419 млрд планируемых поступлений пока числятся как «условно утвержденные доходы», их также можно перераспределить.

Найти еще 500 млрд можно, если сократить бюджетные инвестиции, урезать субсидии юридическим лицам (равно как и «другие меры по поддержке экономики»), сократить оборонзаказ и численность сотрудников силовых ведомств (на 15% в течение трех лет), и увеличить нагрузку на газовую отрасль, говорится в документах Минфина.

Пока правительство договорилось только по последнему пункту: на прошлой неделе на совещании у премьера Владимира Путина было принято решение, что НДПИ для «Газпрома» в следующем году увеличится вдвое, что принесет в казну дополнительно 150 млрд рублей.

Но даже если все предложения Минфина будут одобрены кабинетом, на выполнение дополнительных обязательств не хватает 854 млрд рублей. Эту сумма включает расходы на увеличение бюджетных инвестиций в размере 300 млрд рублей (они уже были приняты рабочими группами Минэкономразвития), дотации Чеченской Республике на 20 миллиардов и, например, деньги на государственную поддержку социально-ориентированных НКО.

Если все 2,3 трлн расходов будут одобрены без утверждения соответствующих решений по сбалансированности, дефицит бюджета в 2012 году составит 2,8 трлн, а в 2013 перевалит за три, что близко к 5% ВВП, предупреждает Минфин. Чтобы закрыть такую дыру, России нужно будет, чтобы цены на нефть держались на уровне $147,6 за баррель в 2012 году, $148,3 в 2013-м и $149,1 в 2014-м.

«С учетом достаточно консервативной политики Минфина, дефицита в три триллиона рублей никогда не допустят, поэтому, видимо, будут резать расходы», – прогнозирует Елена Пенухина из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Это подтверждают в министерстве. «Как это обычно бывает, предложения министерств и ведомств не вписываются в возможности. Сейчас будем рассматривать предложения по ФЦП и постепенно отсекать все ненужное», – говорит замминистра финансов Антон Силуанов.

Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть в том числе от политической ситуации в год выборов, считает Владимир Назаров из Института Гайдара.

В Минфине надеются, что бюджет следующего года будет балансироваться при цене на нефть $122,5 за 1 баррель. С учетом прогнозных цен на нефть это соответствует дефициту в 1,4 трлн рублей. По словам Силуанова, Минфин будет стараться придерживаться именно этих параметров. «Это нормальная, вполне допустимая цифра», – одобряет Пенухина.

Если же правительство откажется лишь от обязательств в 854 млрд рублей, для которых пока не может найти финансирования, бюджет будет иметь дефицит в 2 трлн рублей, который убирается при цене на нефть свыше $132. Пенухина этот показатель также считает недопустимым. «Это очень большая цифра», – говорит она.

Проект основных характеристик федерального бюджета должен быть готов к 22 июня. В этот день его должны будут рассмотреть на бюджетной комиссии – совместном органе правительства и парламента. В Госдуму бюджет должен будет попасть к 30 сентября. А уже 16 ноября, то есть до думских выборов, он должен покинуть стены нижней палаты парламента и перейти на утверждение в Совет федерации. Президент должен подписать закон 2 декабря. В прошлом году в этот день бюджет только принимался Госдумой.

Источник: Газета.ru

Прыг: 041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051
Шарах: 100