ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Дефицит бюджета в год выборов президента может достичь 2,3 трлн рублей

Если власть выполнит все обещания, которые она раздала перед выборами, бюджет 2012 года удастся сбалансировать лишь при цене $147 за баррель, следует из оказавшихся в распоряжении «Газеты.Ru» материалов совещания правительства. Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть от политической ситуации в год выборов, считают эксперты.

В год выборов президента России расходы федерального бюджета могут увеличиться на 2,3 трлн рублей. Такова совокупная стоимость заявок на увеличение расходных обязательств, поступивших в Минфин к началу верстки бюджета на 2012–2014 годы.

Больше всего денег требуется на выплаты военным. Проведение реформы денежного довольствия военнослужащих (соответствующий закон внесен в Госдуму и должен начать действовать с 2012 года) обойдется в сумму, превышающую 700 млрд рублей. Расходы на обеспечение военнослужащих постоянным и временным жильем и финансирование накопительной ипотечной системы для них требует еще 159 млрд рублей.

Денег на дополнительные расходы в бюджете не хватает. Пока Минфин нашел лишь 954,2 млрд рублей из требуемых 2,3 трлн рублей.

В том числе на 413 млрд рублей можно увеличить поступления ненефтегазовых доходов, считают в ведомстве. Еще 419 млрд планируемых поступлений пока числятся как «условно утвержденные доходы», их также можно перераспределить.

Найти еще 500 млрд можно, если сократить бюджетные инвестиции, урезать субсидии юридическим лицам (равно как и «другие меры по поддержке экономики»), сократить оборонзаказ и численность сотрудников силовых ведомств (на 15% в течение трех лет), и увеличить нагрузку на газовую отрасль, говорится в документах Минфина.

Пока правительство договорилось только по последнему пункту: на прошлой неделе на совещании у премьера Владимира Путина было принято решение, что НДПИ для «Газпрома» в следующем году увеличится вдвое, что принесет в казну дополнительно 150 млрд рублей.

Но даже если все предложения Минфина будут одобрены кабинетом, на выполнение дополнительных обязательств не хватает 854 млрд рублей. Эту сумма включает расходы на увеличение бюджетных инвестиций в размере 300 млрд рублей (они уже были приняты рабочими группами Минэкономразвития), дотации Чеченской Республике на 20 миллиардов и, например, деньги на государственную поддержку социально-ориентированных НКО.

Если все 2,3 трлн расходов будут одобрены без утверждения соответствующих решений по сбалансированности, дефицит бюджета в 2012 году составит 2,8 трлн, а в 2013 перевалит за три, что близко к 5% ВВП, предупреждает Минфин. Чтобы закрыть такую дыру, России нужно будет, чтобы цены на нефть держались на уровне $147,6 за баррель в 2012 году, $148,3 в 2013-м и $149,1 в 2014-м.

«С учетом достаточно консервативной политики Минфина, дефицита в три триллиона рублей никогда не допустят, поэтому, видимо, будут резать расходы», – прогнозирует Елена Пенухина из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Это подтверждают в министерстве. «Как это обычно бывает, предложения министерств и ведомств не вписываются в возможности. Сейчас будем рассматривать предложения по ФЦП и постепенно отсекать все ненужное», – говорит замминистра финансов Антон Силуанов.

Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть в том числе от политической ситуации в год выборов, считает Владимир Назаров из Института Гайдара.

В Минфине надеются, что бюджет следующего года будет балансироваться при цене на нефть $122,5 за 1 баррель. С учетом прогнозных цен на нефть это соответствует дефициту в 1,4 трлн рублей. По словам Силуанова, Минфин будет стараться придерживаться именно этих параметров. «Это нормальная, вполне допустимая цифра», – одобряет Пенухина.

Если же правительство откажется лишь от обязательств в 854 млрд рублей, для которых пока не может найти финансирования, бюджет будет иметь дефицит в 2 трлн рублей, который убирается при цене на нефть свыше $132. Пенухина этот показатель также считает недопустимым. «Это очень большая цифра», – говорит она.

Проект основных характеристик федерального бюджета должен быть готов к 22 июня. В этот день его должны будут рассмотреть на бюджетной комиссии – совместном органе правительства и парламента. В Госдуму бюджет должен будет попасть к 30 сентября. А уже 16 ноября, то есть до думских выборов, он должен покинуть стены нижней палаты парламента и перейти на утверждение в Совет федерации. Президент должен подписать закон 2 декабря. В прошлом году в этот день бюджет только принимался Госдумой.

Источник: Газета.ru

ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Перестроить ОЭЗ под ВТО

Людмила Немова - заведующий Сектором экономики Канады Института США и Канады РАН.

Принципы работы Особых экономических зон, которые стали активно внедряться в России, со вступлением страны в ВТО придется существенно изменить. Меры налогового и экспортного стимулирования придется или отменять полностью, или «камуфлировать».

ВТО регулирует не только сферу торговли, но также инвестиции и экономические политики государств-членов. Основной принцип, закрепленный в соглашениях ВТО — принцип равенства всех инвесторов и производителей — как иностранных, так и национальных, как частных, так и государственных. Если страна вступает в ВТО, этот принцип ей необходимо внедрить во всех сферах хозяйственной деятельности, даже внутри Особых экономических зон (ОЭЗ).

Прямых указаний на системы льгот и стимулов ОЭЗ в соглашениях ВТО нет, однако эксперты многочисленных международных организаций, тесно взаимодействующих с системой ВТО (Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.) сходятся во мнении, что многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот ОЭЗ и делают их нелигитимными, запрещенными для использования.

Многие преференции и стимулы ОЭЗ так или иначе попадают в списки запрещенных или спорных мер поддержки. В частности, в списке запрещенных стоят выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки, льготные транспортные тарифы для экспортных поставок, экспортные кредиты на льготных условиях, налоговые льготы и т.д.

Спорные меры поддержки — понятие достаточно широкое с расплывчатой трактовкой. К таким мерам можно отнести все инструменты поддержки, которые «… оказывают «отрицательное воздействие» на международную торговлю, поскольку они наносят ущерб какой-либо отрасли другой страны-члена ВТО…». Запрет на спорные меры устанавливается по решению Комиссии ВТО по урегулированию споров на основании официальной жалобы потерпевшей стороны. Практика показывает, что эксперты гибко трактуют «спорные меры» с учетом интересов заказчиков их услуг.

Явные или скрытые формы субсидирования экспорта признаются международными экспертами несовместимыми с правилами ВТО, в том числе отмена импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ, что может существенно сказаться на российских Технико-внедренческих зонах (ТВЗ).

Еще больше настораживает то, что со вступлением России в ВТО под запрет могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги, льготы по арендным платежам, а также любые меры, обеспечивающие в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства. По правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и наравне с местными товарами участвовать в конкурсах на госзаказы и госзакупки.

Согласно рекомендациям экспертов, изложенным в исследовании ВБ «Специальные экономические зоны. Функционирование, уроки и выводы для дальнейшего развития», вступление в ВТО должно послужить рационализации системы налоговых стимулов — гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с общенациональной налоговой политикой. В идеале система налоговых стимулов должна поддерживать определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовать посредством применения специальных законов для ОЭЗ.

Также, независимо от вступления страны в ВТО, международные эксперты указывают на необходимость совершенствовать механизмы регулирования деятельности ОЭЗ. «Автоматические» разрешительные процедуры, основанные на соответствии заявителя нескольким четким требованиям, существенно упростят процедуры утверждения инвестиционных проектов, получения разрешений на работу и т.д.

России на пороге вступления в ВТО нужно внимательно изучить опыт функционирования ТВЗ в странах, которые давно или недавно вступили в ВТО. Необходимо изучить трансформационные процессы на разных стадиях — в Китае, Бразилии, Чили, Израиле, Индии. Не стоит также забывать, что при формально равенстве государств-членов ВТО некоторые из них «обходят» установленные правила, не подвергаясь серьезным санкциям. Их опыт может быть особенно ценным для России.

Источник: Opec.ru

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

Республиканские конгрессмены пригрозили техническим дефолтом США по гособязательствам

Представители Республиканской партии грозят устроить США краткосрочный технический дефолт по гособязательствам, заблокировав повышение предельной планки государственных заимствований. По их мнению, это не только не приведет к ката­строфе, но и заставит демо­кратов стать более сговорчивыми по вопросу сокращения госрасходов.

Ряд влиятельных членов Республиканской партии США не верят предостережениям администрации президента Барака Обамы о том, что промедление в вопросе повышения предельной планки государственного долга страны может привести к «катастрофическим послед­ствиям». Более того, они считают, что такой вариант развития событий в совокупности с техническим дефолтом США окажет положительное влияние на ситуацию с госфинансами: их политические оппоненты, демократы, будут вынуждены согласиться на масштабное сокращение расходов бюджета.

В число сторонников подобной идеи вошли весьма известные и влиятельные представители Республиканской партии: бывший губернатор штата Миннесота Тим Пауленти (недавно объявил о намерении побороться за пост президента страны), а также конгрессмены Джефф Сешшонс и Пол Райан, входящие в бюджетные комитеты сената и палаты представителей. В общей сложности подобную «авантюру» поддерживают порядка 120 членов партии в обеих палатах конгресса.

Предполагается, что автором идеи о том, что краткосрочный технический дефолт позволит политикам быстро решить вопрос с сокращением издержек, не вызвав на рынке массовую панику, является знаменитый инвестор и некогда соратник Джорджа Сороса Стэн Дракенмиллер. «Его слова возымели огромное влияние на членов Республиканской партии. Идея о безопасном краткосрочном дефолте теперь становится все более распространенной», — заявил Reuters еще один бывший губернатор Миннесоты республиканец Джон Вебер.

Тем не менее большинство коллег инвестора Дракенмиллера категорически против этой идеи. На Уолл-стрит опасаются, что даже краткосрочная задержка в обслуживании госдолга приведет к последствиям, сравнимым с коллапсом Lehman Brothers. Дефолт может стоить Америке ее наивысшего кредитного рейтинга и массового оттока инвестиций. Moody’s еще в начале месяца сообщило о возможности сокращения рейтинга США в случае, если конгресс так и не придет к консенсусу по максимально допустимому уровню госдолга.

Большинство экспертов, впрочем, называют разговоры политиков о готовности к дефолту лишь попыткой повысить рейтинг. «Подобные инициативы являются лишь попыткой заработать политические очки. Конгрессмены прекрасно осознают, что дефолт США приведет к очередному финансовому кризису не только в стране, но и во всем мире. Не думаю, что кто-либо из них в итоге возьмет на себя ответственность за это. Скорее всего, решение о повышении планки предельных заимство­ваний будет принято в самый последний момент, и кто-нибудь обязательно попытается сыграть на этом, вообразив себя эдаким спасителем США от новой финансовой катастрофы», — пояснил РБК daily главный экономист Capital Economics Джулиан Джессоп.

Источник: РБК


Прыг: 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056
Шарах: 100