ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Перестроить ОЭЗ под ВТО

Людмила Немова - заведующий Сектором экономики Канады Института США и Канады РАН.

Принципы работы Особых экономических зон, которые стали активно внедряться в России, со вступлением страны в ВТО придется существенно изменить. Меры налогового и экспортного стимулирования придется или отменять полностью, или «камуфлировать».

ВТО регулирует не только сферу торговли, но также инвестиции и экономические политики государств-членов. Основной принцип, закрепленный в соглашениях ВТО — принцип равенства всех инвесторов и производителей — как иностранных, так и национальных, как частных, так и государственных. Если страна вступает в ВТО, этот принцип ей необходимо внедрить во всех сферах хозяйственной деятельности, даже внутри Особых экономических зон (ОЭЗ).

Прямых указаний на системы льгот и стимулов ОЭЗ в соглашениях ВТО нет, однако эксперты многочисленных международных организаций, тесно взаимодействующих с системой ВТО (Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.) сходятся во мнении, что многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот ОЭЗ и делают их нелигитимными, запрещенными для использования.

Многие преференции и стимулы ОЭЗ так или иначе попадают в списки запрещенных или спорных мер поддержки. В частности, в списке запрещенных стоят выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки, льготные транспортные тарифы для экспортных поставок, экспортные кредиты на льготных условиях, налоговые льготы и т.д.

Спорные меры поддержки — понятие достаточно широкое с расплывчатой трактовкой. К таким мерам можно отнести все инструменты поддержки, которые «… оказывают «отрицательное воздействие» на международную торговлю, поскольку они наносят ущерб какой-либо отрасли другой страны-члена ВТО…». Запрет на спорные меры устанавливается по решению Комиссии ВТО по урегулированию споров на основании официальной жалобы потерпевшей стороны. Практика показывает, что эксперты гибко трактуют «спорные меры» с учетом интересов заказчиков их услуг.

Явные или скрытые формы субсидирования экспорта признаются международными экспертами несовместимыми с правилами ВТО, в том числе отмена импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ, что может существенно сказаться на российских Технико-внедренческих зонах (ТВЗ).

Еще больше настораживает то, что со вступлением России в ВТО под запрет могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги, льготы по арендным платежам, а также любые меры, обеспечивающие в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства. По правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и наравне с местными товарами участвовать в конкурсах на госзаказы и госзакупки.

Согласно рекомендациям экспертов, изложенным в исследовании ВБ «Специальные экономические зоны. Функционирование, уроки и выводы для дальнейшего развития», вступление в ВТО должно послужить рационализации системы налоговых стимулов — гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с общенациональной налоговой политикой. В идеале система налоговых стимулов должна поддерживать определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовать посредством применения специальных законов для ОЭЗ.

Также, независимо от вступления страны в ВТО, международные эксперты указывают на необходимость совершенствовать механизмы регулирования деятельности ОЭЗ. «Автоматические» разрешительные процедуры, основанные на соответствии заявителя нескольким четким требованиям, существенно упростят процедуры утверждения инвестиционных проектов, получения разрешений на работу и т.д.

России на пороге вступления в ВТО нужно внимательно изучить опыт функционирования ТВЗ в странах, которые давно или недавно вступили в ВТО. Необходимо изучить трансформационные процессы на разных стадиях — в Китае, Бразилии, Чили, Израиле, Индии. Не стоит также забывать, что при формально равенстве государств-членов ВТО некоторые из них «обходят» установленные правила, не подвергаясь серьезным санкциям. Их опыт может быть особенно ценным для России.

Источник: Opec.ru




Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: