ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Зоны взаимного притяжения

Подготовка в восьми странах СНГ, включая Россию, ратификации договора о зоне свободной торговли, подписанного в Москве в ноябре 2011 года, совпадает по времени с активным развитием международных зон свободной торговли. С участием России и Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, а также других стран СНГ. Формируется новая система межгосударственных экономических отношений, призванная обеспечить равные условия на взаимных рынках и предотвратить недобросовестную экономическую конкуренцию.

Система нацелена на стимулирование взаимных капиталовложений, выравнивание уровней развития отдельных отраслей, межотраслевую и технологическую кооперацию, более активное использование национальных валют во взаиморасчетах.

Развитие международных зон свободной торговли (ЗСТ) – естественная реакция на усугубление финансово-экономического кризиса в «цитаделях капитализма» – США и Евросоюзе. Только за 2009–2011 годы таких зон создано около десяти – от Чили до Новой Зеландии. В этом процессе участвуют, повторим, и страны СНГ. Аналогичные переговоры ведутся и по линии Таможенного союза. В этой связи по окончании заседания Экономического совета СНГ в минувшем декабре в Москве WEj попросил первого вице-премьера России Игоря Шувалова разъяснить ряд вопросов.

Какова роль договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ в контексте современных мирохозяйственных тенденций?

Подписание соглашения по ЗСТ в рамках Содружества стало в 2011 году одним из знаковых событий на постсоветском пространстве. Это произошло в год 20-летия со времени создания СНГ, что свидетельствует о приоритете экономических реалий и факторов экономической целесообразности в политике большинства стран Содружества.

Существование зоны свободной торговли в составе пока восьми стран СНГ и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, как и существование проектов создания ЗСТ с другими таможенно-экономическими союзами и странами – это процесс создания комплексной основы для более активной внешнеэкономической деятельности целого ряда государств, включая Россию.

Положения договора по ЗСТ в рамках Содружества базируются на нормах и правилах ВТО. В этом документе отражены не только действующие изъятия из режима свободной торговли между странами-подписантами, но и зафиксировано согласие о нерасширении перечня этих изъятий и о неповышении ставок ввозных-вывозных пошлин. Наконец, там же зафиксированы сроки отмены (в 2013–2014 гг. –.Ред.) существующих изъятий из режима свободной торговли в сфере «перекрестного» импорта странами – членами ЗСТ товаров и услуг.

Важнейшая задача этого документа – полномасштабная либерализация режима торговли на пространстве всего СНГ.

Какая сложилась ситуация на переговорах по ЗСТ с блоком ЕАСТ (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн) и Новой Зеландией? Планируется ли подписание соглашений по ЗСТ с этими странами в 2012 году?

Переговоры идут конструктивно, стороны заинтересованы в подписании соответствующего документа. Но российская сторона этот процесс не стремится форсировать, в отличие от некоторых стран. Требуется досконально оценить все факторы, которые будут влиять на общеэкономические, в том числе инвестиционные взаимосвязи между ТС и ЕАСТ, в максимальной степени предотвратить возможные диспропорции во взаимной торговле. Как и в развитии отдельных отраслей стран-подписантов. В частности, такой подход используется в переговорах с Новой Зеландией.

Вы планируете переговоры по зонам свободной торговли с другими странами или блоками? Некоторые страны Содружества, например Украина и Молдавия, уже создали ЗСТ с государствами дальнего зарубежья…

Россия и Таможенный союз не ограничиваются европейским направлением переговоров по зоне свободной торговли. Есть, например, проект создания той же зоны с Вьетнамом и другими странами Азии (по данным Комиссии Таможенного союза и Минэкономразвития РФ, в 2011-м успешно завершены переговоры по ЗСТ Таможенного союза с Сербией и Черногорией; ведутся предварительные консультации по ЗСТ с Египтом, Сирией, Монголией; намечены предварительные консультации по той же тематике с Алжиром, Марокко. – Ред.). Кроме того, в 2012-м возможны переговоры по ЗСТ с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии и с отдельными ее участниками. Россия будет председательствовать в предстоящем году в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе (АТЭС) – этот фактор может способствовать переговорам. Хотя такие переговоры обусловлены тенденциями развития наших экономических связей с Юго-Восточной Азией.

Источник: World Economic Journal


ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

ВТО обрушит реальные доходы россиян

Вступление России в ВТО нанесет урон отечественным потребителям. Получив возможность приобретать импортные товары дешевле, они значительно потеряют в доходах из-за разорения отечественных производителей. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Членство России в ВТО сделает многие сектора реальной экономики более уязвимыми: банкротства и падение уровня жизни станут следствием избытка дешёвых ввозных товаров. Это же сделает Россию менее привлекательной для иностранных инвестиций, которые сейчас в значительной мере направляются в сектора, обслуживающие внутренний рынок.

Если принятие России в ВТО вскоре состоится, то это будет результатом сделки рынок взамен на рынок. «Отечественный рынок сбыта будет шире раскрыт для иностранных товаров, а вывоз сырья из России в другие страны станет более легким», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Ограничения на поставки товаров будут сторонами сняты. «Вступление России в ВТО крайне желательно ориентированным на экспорт монополиям именно теперь, когда стабилизация в мировой экономике заканчивается и обостряется конкуренция за покупателя.

Эта же причина стоит за стремлением западных корпораций получить доступ к российскому рынку», - говорит Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его словам, в сделке по ВТО в расчет не берутся лишь ориентированные на внутренний рынок российские производители. В итоге страна получит широкий ввоз товаров, а не инвестиций, рост безработицы и падение реальных доходов населения.

Запад смягчил свою позицию по вопросу принятия России в ВТО после начала перемен на рынках планеты. Биржевая паника августа-октября продемонстрировала рост проблем в мировой экономике. Падение уровня жизни в странах еврозоны ставит вопрос о сбыте чрезвычайно остро. Российские сырьевые корпорации опасаются потери позиций на сужающемся европейском рынке, а западные компании стремятся получить рынок России для сбыта товарных излишков. В таких условиях ускоренное принятие России в ВТО становится все более вероятным, на что и указывает неожиданная уступчивость Грузии.

Нажим на нее США и ЕС обеспечил прогресс переговоров. Либеральные аналитики позитивно оценивают ожидаемое весной присоединение РФ к ВТО. Еще 23 мая 2011 года ИГСО представил Доклад «Вступление России в ВТО: угроза экономической катастрофы» в котором подчеркивалось, что данный шаг нанесет мощный удар по доходам трудящихся и секторам производства, нацеленным на внутренний сбыт и замещение импортных аналогов.

Источник: ИГСО


ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Перестроить ОЭЗ под ВТО

Людмила Немова - заведующий Сектором экономики Канады Института США и Канады РАН.

Принципы работы Особых экономических зон, которые стали активно внедряться в России, со вступлением страны в ВТО придется существенно изменить. Меры налогового и экспортного стимулирования придется или отменять полностью, или «камуфлировать».

ВТО регулирует не только сферу торговли, но также инвестиции и экономические политики государств-членов. Основной принцип, закрепленный в соглашениях ВТО — принцип равенства всех инвесторов и производителей — как иностранных, так и национальных, как частных, так и государственных. Если страна вступает в ВТО, этот принцип ей необходимо внедрить во всех сферах хозяйственной деятельности, даже внутри Особых экономических зон (ОЭЗ).

Прямых указаний на системы льгот и стимулов ОЭЗ в соглашениях ВТО нет, однако эксперты многочисленных международных организаций, тесно взаимодействующих с системой ВТО (Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.) сходятся во мнении, что многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот ОЭЗ и делают их нелигитимными, запрещенными для использования.

Многие преференции и стимулы ОЭЗ так или иначе попадают в списки запрещенных или спорных мер поддержки. В частности, в списке запрещенных стоят выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки, льготные транспортные тарифы для экспортных поставок, экспортные кредиты на льготных условиях, налоговые льготы и т.д.

Спорные меры поддержки — понятие достаточно широкое с расплывчатой трактовкой. К таким мерам можно отнести все инструменты поддержки, которые «… оказывают «отрицательное воздействие» на международную торговлю, поскольку они наносят ущерб какой-либо отрасли другой страны-члена ВТО…». Запрет на спорные меры устанавливается по решению Комиссии ВТО по урегулированию споров на основании официальной жалобы потерпевшей стороны. Практика показывает, что эксперты гибко трактуют «спорные меры» с учетом интересов заказчиков их услуг.

Явные или скрытые формы субсидирования экспорта признаются международными экспертами несовместимыми с правилами ВТО, в том числе отмена импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ, что может существенно сказаться на российских Технико-внедренческих зонах (ТВЗ).

Еще больше настораживает то, что со вступлением России в ВТО под запрет могут попасть льготные тарифы на коммунальные услуги, льготы по арендным платежам, а также любые меры, обеспечивающие в ОЭЗ фирмам преференции при закупке и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства. По правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа на внутренний рынок и наравне с местными товарами участвовать в конкурсах на госзаказы и госзакупки.

Согласно рекомендациям экспертов, изложенным в исследовании ВБ «Специальные экономические зоны. Функционирование, уроки и выводы для дальнейшего развития», вступление в ВТО должно послужить рационализации системы налоговых стимулов — гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с общенациональной налоговой политикой. В идеале система налоговых стимулов должна поддерживать определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовать посредством применения специальных законов для ОЭЗ.

Также, независимо от вступления страны в ВТО, международные эксперты указывают на необходимость совершенствовать механизмы регулирования деятельности ОЭЗ. «Автоматические» разрешительные процедуры, основанные на соответствии заявителя нескольким четким требованиям, существенно упростят процедуры утверждения инвестиционных проектов, получения разрешений на работу и т.д.

России на пороге вступления в ВТО нужно внимательно изучить опыт функционирования ТВЗ в странах, которые давно или недавно вступили в ВТО. Необходимо изучить трансформационные процессы на разных стадиях — в Китае, Бразилии, Чили, Израиле, Индии. Не стоит также забывать, что при формально равенстве государств-членов ВТО некоторые из них «обходят» установленные правила, не подвергаясь серьезным санкциям. Их опыт может быть особенно ценным для России.

Источник: Opec.ru

Прыг: 01 02 03