ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Равняться на «РУСАЛ»!

В русском докризисном бизнесе алюминиевая корпорация «РУСАЛ» была образчиком успешного развития. Она превосходно научилась использовать советское промышленное наследие, не слишком тяготея к обновлению технической базы. Менеджмент был жесток с рабочими. Единственная беда компании состояла в неспособности предсказать все подлости мирового рынка.

В тяготах 2008 года «РУСАЛ» обрел поддержку российского государства. Сравнительно легкий 2009 год принес возможность выставить акции на продажу за пределами России - «будущего мирового финансового центра», как все еще уверяют чиновники. Основная загвоздка в речах государственных мужей: путаница с датами периодически отмечаемого и временами откладываемого окончания кризиса.

В смутной рыночной стабилизации 2009 года «РУСАЛ» принял одно разумное решение. Компания осмелилась использовать сравнительно приятную конъюнктуру для реализации собственных акций. Состояние дел металлургической корпорации вынуждало к подобному шагу. Местом продажи ценных бумаг был избран Гонконг. Власти России проигнорировали биржевое предательство отечественного гиганта. Однако русская деловая пресса не оставила «РУСАЛ» в покое. От экономических изданий не ускользнул «печальный» и «показательный» факт последовавшего за размещением акций падение их курса.

Однако пример «РУСАЛа» не мог являться дурным, поскольку был своевременным. Другим компаниям следовало бы торопиться, а не ожидать от своих аналитиков прогноза завершения кризиса. В условиях глобальной нестабильности все продажи на этапе рыночного успокоения - разумный ход. «РУСАЛ» искал наиболее выгодное размещение своих бумаг.Иностранную площадку управленцы компании избрали потому, что рассчитывали на максимальный выигрыш. Для компании размещение бумаг было столь важно из-за плохого ее финансового положения. Оно не является секретом, что и спровоцировало падение курса акций.

Май принес мировым биржам волну резких колебаний. Обвалы сменялись взлетами котировок, а подъемы срывались вниз. Но ситуация в финансовой сфере остается благоприятной для реализации ценных бумаг. Беда российского бизнеса состоит в завышенных ожиданиях. Страдал этим и «РУСАЛ». Если в докризисный период компании не желали выставлять акции на продажу чтобы не упускать доходы, то теперь они стремятся привлечь средства на поддержание деятельности. Причины эти общие. Крупным покупателям они известны. До окончания кризиса компании должны еще дожить, а это непростая задача. В последнее время российский глава правительства отложил окончание кризиса на три года, хотя еще недавно мир узнал, что Россия с этой бедой справилась и экономика растет. В последнее верят не все.

И все же владельцы отечественных предприятий привередливы. IPO (первичное выставление акций на торги) группы компаний «Русское море» прошло на «нижней грани ценового диапазона». Удары, нанесенные хозяйственным кризисом по покупательным возможностям россиян, вынудили компанию «Русское море» искать средства вне продовольственного рынка. Пресса пишет, что она нашла их меньше, чем ожидала. Однако верно говорить иначе: менеджмент желал слишком многого. Аналогичной оказалась проблема аптечной сети 36,6. Слабость внутреннего рынка России создала затруднения в ее развитии и подтолкнула к торговле акциями.

После роста доходности в 2006-2007 годах компания «Металлоинвест» столкнулась с финансовыми трудностями. Она еще готовится к IPO. Компания имеет большой потенциал, но ей непросто переносить кризис. Спрос на металлы далеко не увеличивается, и это надолго. Но промедлив и негативно оценив результаты торгов других фирм, эта компания может потерять и такой шанс привлечь реальные деньги. Строительные компании России имеют очень непростое будущее. Сфера, в которой они работают, схлопывается несмотря на все усилия государства и банков по поддержанию ипотеки и высоких цен.

«Евросибэнерго», совладельцем которой остается Олег Дерипаска, ощущает углубление кризиса российской энергетики. Компании также необходимы средства. Но хорошо было бы, если бы «Евросибэнерго» наряду с другими компаниями сегмента экономики могли показать рынку нечто большее, чем свои акции. Особенно важны технологии, снижающие себестоимость электроэнергии. Наивно, однако, искать реальные технологические прорывы в карманах российских корпораций, когда государство думает лишь об экономии на науке. «Точечные прорывы» в технологиях остаются мечтой. Реальность состоит в том, что бизнес вряд ли может рассчитывать на большие перспективы, когда ему неоткуда взять подлинных новшеств. Но разве стоит удивляться подобному в сырьевой экономике?

В ходе весны от IPO отказалось немало российских компаний. Не только рождают опасения майские биржевые потрясения, но и общее состояние фондового рынка планеты оценивается как неблагоприятное. Возможно хозяева компаний, испугавшихся «низкой выручки», еще будут сожалеть. Выставлять акции на Лондонской фондовой бирже отказался российский химический холдинг «Уралхим». Strikeforce Mining and Resources (SMR; входящая в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) отложила IPO в Гонконге. Сомнительные перспективы мирового спроса на полезные ископаемые делают поиск средств за счет продажи акций слабо перспективным.

Предстоящее IPO компании «Золото Камчатки» также показательно: золотодобытчики должны выигрывать от кризиса, а им приходится искать дополнительные средства за счет продажи акций. Встает вопрос об эффективности построения этого бизнеса. «Золото Камчатки» входит в империю Дерипаски и намерение реализовать до 30% ее акций призвано помочь не столько самой компании, сколько всей деловой империи олигарха. Однако это не отменяет вопроса об эффективности золотодобывающего сегмента консолидированного бизнеса.

Есть среди претендентов на выручку от акций и дольно странные для сырьевой экономики России компании. IPO «Института стволовых клеток» состоялось на ММВБ, в отечественных биржевых пределах. Рыночное отношение к науке российского государства подтолкнуло ОАО «Институт стволовых клеток» к самостоятельному решению своих проблем. Акции пошли хорошо и дали стартовый рост в 150%, что легко объяснимо оригинальностью проекта. Общественное значение работы Института никем не учитывается, а общий коммерческий подход к научным изысканиям вряд ли даст богатые всходы.

Не желая выставлять в «плохих условиях» акции на продажу, многие компании руководствуются сознанием малой полезности для себя этого шага. Проф-Медиа, очевидно, справедливо оценивает свои сомнительные биржевые перспективы (хотя в прессе есть и обратные оценки). Трудно будет с выгодой продать бумаги того, на чем всякий бизнес старается экономить.

Аналитики ведут споры, достаточно ли уже восстановился фондовый рынок, чтобы компании могли добиться успеха при продаже бумаг. Момент для выхода с акциями на биржи остается благоприятным. Колебания мая оказались резкими и пугающими, но они не смогли покончить с общим позитивным настроем. Структуры ЕС еще имеют деньги, чтобы латать бюджетные дыры и поддерживать банки.

После сложного периода конца 2008 - начала 2009 года все еще наблюдается биржевая стабилизация, пускай и слабоустойчивая. Подготовляется новая острая фаза кризиса. Об этом свидетельствуют все майские обвалы. После возвращения кризиса в острую фазу размещение акций будет особенно малопродуктивно. Вместе с тем проблемы со сбытом продукции осложняют дела многих компаний. Когда они резко возрастут, акции предприятий станут еще менее привлекательными. Прошлое тогда приобретет иную оценку, а «биржевые неудачи "РУСАЛа"» могут начать выглядеть не так уж плохо.

Сегодня сбыт акций производится из крайней необходимости. Завтра потребности в средствах у компаний могут перейти через край. Деньги нужны компаниям, поскольку их антикризисные стратегии не в силах решить всех проблем. Как и в продаже акций, «РУСАЛ» здесь поневоле впереди многих. Все антикризисные шаги «РУСАЛа» абсолютно стандартны. В их числе сокращение непрофильных затрат, включая остановку проектов. Для снижения себестоимости продукции с 2008 года производятся сокращение заработной платы (подчас до 30%), увольнения и обновление оборудования. Помогает и перераспределение нагрузки со старых на технически более новые производства.

Однако компания не видит для себя такого удешевления производства, чтобы резко повысить выпуск алюминия, тесня конкурентов. Она балансирует на грани даже в условиях глобальной стабилизации, уже столько раз удостоенной титула окончания кризиса. Новая его волна поставит «РУСАЛ» в очередное затруднительное положение (возможно намного более острое) и снова заставит искать пути стать примером для других компаний в деле привлечения средств из российской казны или мирового фондового рынка. Будет ли все так же легко, как в 2009 году?

В целом, компания Дерипаски реагирует на кризис типичными решениями экономии затрат. Ее бедой является отсутствие радикальных прорывов на пути снижения себестоимости. Ведь кризис является не только источником проблем, но и дает шанс решительно потеснить на рынке конкурентов. Стабилизация 2009 года и помощь властей помогли «РУСАЛу» пережить первый острый этап кризиса. Текущая финансовая стабильность компании очень хрупка. Негативные изменения на рынке алюминия могут легко разрушить все, чего руководство добилось за последние полтора года. Однако пока балом правит стабилизация. Рынки, как кажется, успокоены уверениями европейских властей в надежности экономики и финансов Евросоюза.

В результате спекуляций, основанных на ожидании скорого подъема, цены на бумаги способны в ближайшее время немного подняться. Относительно спокойная ситуация может продержаться на рынке еще несколько месяцев. Затем логично ожидать нового всплеска биржевой паники и новых успокоений. Накопление проблем в мировой экономике продолжается и со временем это породит обвал большей силы. Но пока власти в силах его откладывать, он будет отложен.

Пока тревожные новости для «РУСАЛа» состоят в снижении стоимости алюминия. Почти с 2 470 долларов за тонну в середине апреля до уровня ниже 2000 долларов за тонну в конце мая. Но эта цена все еще очень высока, чем недовольны потребители. Стоимость алюминия росла почти весь 2009 год, но так и не достигла докризисного пика - 3 253 долларов за тонну. Цифра это остается приятным воспоминанием для владельцев производств алюминия во всем мире.

Нельзя забывать, что победа над кризисом - словесное достижение. И те, кто пытается пополнить денежные запасы компаний за счет продажи акций, делают это своевременно. Однако все текущие успехи не отменят обязательных проблем после. Равнение на «РУСАЛ» в биржевом деле -логичный итог всех прежних безмятежных лет для российских компаний. Но самому «РУСАЛу» непросто будет в ближайшие годы остаться в строю. Новое сокращение спроса на промышленное сырье впереди и повторный крах спекуляций на рынке металлов неминуем.





Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: