ТЕНДЕНЦИИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Столкновение государственных интересов в условиях нового мирового кризиса

Филип Стивенс

В основе всех разговоров о том, насколько опасным окажется мир, лежит простой вопрос. Какое место отведут крупные державы, старые и новые, собственным государственным интересам в общем понимании коллективной безопасности? Ответ нам неизвестен, но нынешний курс совсем не обнадеживает. Можно представить себе любую возможную модель международной системы. Некоторые склоняются к балансу сил конца 19 века; другие надеются на соглашение, подписанное великими державами на Венском конгрессе.

В Азии речь идет о "массовом движении", в рамках которого небольшие страны ищут защиты у крупных держав, а также о "хеджировании" - соглашениях, составленных в виде страховых полисов на случай обмана. Ясно одно. Биполярность холодной войны уступает место чему-то более беспорядочному. Независимо от формы и сложности любых новых договоренностей, стабильность будет зависеть от их влияния в условиях конкуренции и сотрудничества. Несмотря на возможную абстрактность данных понятий, на самом деле все это часть страшной реальности. Последующие несколько лет определят судьбу соглашения о нераспространении ядерного оружия. Если, а это вполне возможно, замыслы таких стран, как Северная Корея и Иран, ознаменуют окончание эры ядерного самоограничения, мир внезапно станет куда более опасным.

Недавно в Женеве я выслушал последовательные выступления Генри Киссинджера и Джеймса Штейнберга на ежегодной конференции в Международном институте стратегических исследований. Г-н Киссинджер - корифей республиканской реальной политики. Г-н Штейнберг, заместитель госсекретаря, играет важную роль в формировании внешней политики в демократической администрации Барака Обамы. Что меня поразило, так это сходство анализа наших перспектив. Оба рассматривают распространение ядерного оружия как действительно опасную смену правил игры. Г-н Штейнберг начал с того, что США превосходят другие державы, но не имеют достаточной власти. В ближайшее время США не собираются отказываться от мирового превосходства и играют важную роль в новых системах безопасности. Но если однополярная система когда-либо и существовала, то сейчас ее нет. По его мнению, американское превосходство заключается в укреплении союзов и партнерств с целью создания иной концепции взаимодействия. У него нет сомнений в том, что государственные интересы останутся основным стимулом в сфере международных отношений. Осторожный оптимизм внушило то, что в настоящем мире общность интересов государств - по всем аспектамот изменения климата до финансовой стабильности и распространения оружия - более очевидна, чем раньше. Для этого существуют непосредственные предпосылки - взаимозависимость привела к тому, что процветание и безопасность, например Китая и Индии, в такой же мере зависит от эффективного взаимодействия, как и на западе. Безопасность становится единой. Новые державы могут потерять столько же, а возможно и больше, от распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке.

Г-н Киссинджер представил и обратную сторону медали. По его мнению, развивающиеся страны с неприязнью относятся к объединенному суверенитету, который предполагает многосторонние отношения. Он мог бы добавить, что в равной мере это относится и к америкаским политическим классам. Азиатские и латиноамериканские державы не скрывают национализма. Их внутренняя политика направлена на обеспечение большего общемирового блага. На их взгляд, запад пытается защитить свое преимущество. В этом отношении они иногда оказываются правы. Международный институт стратегических исследований отражает схожие настроения в своем Стратегическом исследовании 2010, подчеркивая усиление так называемого "стратегического протекционизма" со стороны развивающихся стран по мере того, как они стараются определить свои основные, узкие интересы.

Национальный совет по разведке, предоставляющий долгосрочные рекомендации американской администрации, также затрагивает эту тему в новом отчете, посвященном перспективам мирового руководства в 2025г. Данное исследование, проведенное при сотрудничестве с Институтом изучения проблем безопасности при ЕС, будет вскоре представлено в Вашингтоне. Суть отчета заключается в следующем: несмотря на то, что взаимозависимость должна способствовать росту потребности в совместных действиях, внутренняя политика движется в другом направлении. По данным отчета, формально устраненные угрозы превращаются в угрозу мировой безопасности. Договоренности, призванные обеспечить совместные действия, не дают возможности вовремя решать существующие проблемы.

Одно из таких действий - обвинение развивающихся держав в том, что они не признают своей важной роли по поддержанию мирового порядка. Я и сам осуждаю китайских политиков за ограниченность их взглядов на будущее. Дело не просто в конкуренции с западом. Куда более вероятно, что Китай и Индия начнут войну друг с другом, а не, скажем, Китай объявит войну США. Тем не менее, стоит вспомнить, что европейцы перенесли два ужасных столкновения прежде, чем поняли то, что должно было быть очевидно с самого начала - государственные интересы легче обеспечить в рамках сотрудничества. История полна конфликтов, которые, если оглянуться назад, кажутся непостижимыми, но в свое время они представлялись неизбежными. Те, кто считают, что развивающиеся державы должны с легкостью признать свои государственные интересы в рамках общественных, могут также подумать о том, насколько западным странам по-прежнему тяжело достичь таких договоренностей. Ожидалось, что победа Барака Обамы на президентских выборах два года назад возвестит о новой эре трансатлантического партнерства. Напротив, американцы считают европейцев безнадежными, а европейцы жалуются, что не получают достаточного внимания в Вашингтоне.

Ожесточенные споры, которые сейчас ведутся по поводу состава совета Международного валютного фонда отражают данную проблему в миниатюре. США и Европа соглашаются, что у них есть общие интересы в открытии фонда для развивающихся экономик. Китаю, который является второй крупнейшей в мире экономикой, принадлежит меньше голосов, чем странам Бенилюкса. Поэтому очевидно, что запад должен сдать позиции. Дело только в том, что по мнению американцев, первыми должны уступить европейцы, а европейцы считают, что наоборот. Каким бы тривиальным ни казался данный спор, он показывает, насколько тяжело странам признать совпадение государственных и взаимных интересов, когда дело касается более широких понятий безопасности. Как говорит г-н Штейнберг, "общность интересов не гарантирует общих действий". По его мнению, путь вперед - кропотливая работа по построению доверительных отношений с развивающимися странами; он также упоминает о расширении связей между Вашингтоном и Пекином. Конечно он прав. Без доверия нельзя добиться успеха. Тем не менее, еще одна составляющая - мнимое превосходство. И это меня, как европейца, действительно расстраивает.

Forexpf.ru по материалам The Fianancial Times

ТЕНДЕНЦИИ >> МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Участие РФ в санкциях против Ирана ударит по интересам российского бизнеса

Ужесточение санкций отложит военную операцию против Ирана. Китайский бизнес в Иране потеснит российские компании.

Участие России в односторонних санкциях против Ирана ударит по интересам российского бизнеса. Его место на рынке Ирана займут китайские компании. Их российским коллегам будет трудно вернуть себе прежние позиции. К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Ужесточение санкций против Ирана отложит военную операцию против этой страны. США хотят дождаться эффекта от введения невоенных мер – снижения экономического и военного потенциала ИРИ.

Жесткая риторика США против Ирана не исключает поиска компромиссов между Вашингтоном и Ираном. Вашингтон продолжит переговоры с Тегераном. Заявления высокопоставленных американских политиков о возможности военной операции против Ирана не говорит о ее проведении в ближайшем будущем. «США не будут проводить операцию против Ирана немедленно, предпочитая дождаться эффекта от ужесточения санкций», - полагает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Он отмечает, что ожидание новых кризисных явлений в мировой экономике в ближайшее время снизит вероятность военной операции против Ирана. Российские власти готовы идти на новые уступки США в отношении Ирана. Расчет делается на облегчение вступления РФ в ВТО и иные уступки в интересах сырьевых монополий.

Участие России в санкциях против Ирана и уход крупных российских компаний с иранского рынка может ударить по интересам не только Тегерана, но и Москвы. «В нефтегазовой отрасли и рынке поставок вооружений для ИРИ заметное место занимают китайские компании. Они, скорее всего, займут место российских. После этого российскому бизнесу будет труднее восстановить свои позиции в Иране», - считает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. Он напоминает, что в мае 2009 года израильская газета «Маарив» сообщала о возможности закупки Ираном китайских аналогов российских комплексов С-300 в случае, если сделка по поставкам ЗРК между Москвой и Тегераном будет расторгнута. Китайские компании в Иране активно занимаются освоением нефтегазового месторождения «Ядаваран», переоборудованием НПЗ в Тебризе и Исфахане, строительством завода по сжижению природного газа на острове Киш.

В период администрации Джорджа Буша-младшего представители США заявляли о возможности военного решения «иранской проблемы», но переговоры между Тегераном и Вашингтоном активно велись. В 2006 году состоялся визит в США заместителя секретаря Высшего совета Национальной безопасности Ирана Мохаммеда Навахандиана. В свою очередь. В июле 2010 года между Тегераном и Багдадом было достигнуто соглашение о транзите иранского газа в Сирию через территорию Ирака. Такое решение не могло быть принято иракскими властями без молчаливого согласия США. В сентябре 2010 года израильская газета «Гаарец» заявила о ведении секретных переговоров между США и Ираном. С этим может быть связано освобождение гражданки США Сары Шурд, задержанной иранскими властями в июле 2009 года. В конце сентября 2010 года Президент США Брак Обама заявил, что Белый Дом по-прежнему «не исключает военного удара по Ирану», хотя и считает, что это «не идеальный выход из ситуации». Ранее вероятности вооружонного решения конфликта с Тегераном не исключил и министр обороны США Роберт Гейтс.

В данный момент под давлением США односторонние санкции против Ирана ввели Япония и Южная Корея. Власти Объединенных арабских эмиратов ужесточили досмотр иранских судов и контроль над банковскими переводами в ИРИ. 22 сентября 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН № 1929 от 9 июня 2010 года». Данным Указом вводится запрет на продажу в Иран различных видов вооружений, в том числе ЗРК С-300. Ранее о прекращении сотрудничества с Ираном заявили некоторые российские компании (например, ОАО «Лукойл»).


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Платное ПО может оказаться под угрозой

Платное программное обеспечение (ПО) теряет сбыт из-за проблем в экономике. Экономия предприятий и рядовых пользователей на обновлении операционных систем (ОС) и программ вообще становится долговременной, что подготовляет в этой сфере резкие перемены.

К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Экономика и общество нуждаются в унифицированном, легко адаптирующемся к новой технике и бесплатном программном обеспечении. Увеличивается потребность широкого некоммерческого внедрения единой общедоступной ОС.

Мировой экономический кризис выявил перепроизводство платного программного обеспечения. Продвижение Windows XP и Windows 7 оказалось сложным. «Потребители устали от вынужденной гонки за новыми ОС и согласующимися с ними программами. Компании и рядовые пользователи перешли к экономии. Это остается долговременной тенденцией слабо связанной с колебаниями в продажах компьютеров», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Складываются принципиально новые условия для потребителей и производителей ПО. «Программы и в особенности ОС стали для общества новым алфавитом. Он одинаково необходим в быту и экономике. Беда в том, что такой алфавит постоянно меняется и его приходится всякий раз снова покупать. Все это как минимум неудобно», - подчеркивает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Согласно его оценке, в мире зреет необходимость декоммерциализации ОС и многих программ.

Общество должно иметь свободный доступ к унифицированным программам, надежным и легко адоптирующимся к новым моделям компьютеров. Сфера торговли ОС стала паразитической. Она создает необоснованную нагрузку на предприятия и физические лица. В условиях продолжающих нарастать хозяйственных трудностей это особенно ощутимо. Государство обязано выступить гарантом доступности базового ПО. Коммерческие структуры, такие как корпорация Microsoft, должны быть лишены многих привилегий. Основная из них – трактовка законами большинства стран копирования информации как преступления. Для перехода мировой экономики от кризиса к устойчивому росту требуются новые правила, уничтожающие явный паразитизм. Торговля тем, что может находиться в легальном общем доступе, отнимает деньги способные пойти на развитие потребления или совершенствование производства.

По данным исследовательской компании Gartner отложенные затраты на обновление программного обеспечения в по всему миру составят по итогам 2010 года $500 млрд. Ожидается, что этот показатель продолжит увеличиваться и достигнет к 2015 году $1 трлн. Политика экономии на обновлении программного обеспечения обрела популярность с начала глобального кризиса. Сокращение затрат происходит не только в сфере IT-компаний, а по всем коммерческим направлениям. Рядовые пользователи также неохотно идут на покупку нового ПО и особенно ОС. Пиратские и свободные программные продукты становятся все более популярными. Репрессивные законы не в состоянии побороть обусловленной техническим прогрессом тенденции. Борьба с пиратами обречена на поражение. Необходимы новые, отвечающие общественным запросам правила обращения ПО.


Прыг: 078 079 080 081 082 083 084 085 086 087 088
Шарах: 100