СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Как кредитному кооперативу конкурировать с банком?

Автор: Тимур Хаев, председатель КПК «Экспресс Кредит».

В данной статье я, как руководитель молодого кооператива, хочу поделиться мыслями, которые, как мне кажется, могли бы быть полезны и актуальны другим молодым кооператорам.

Итак, допустим, что молодой кооператив сделал все необходимые первые шаги, ответив на ключевые вопросы — «Открывать или не открывать?», «Какой открывать — КПК или СКПК?», «Какие устанавливать процентные ставки?» И вот мы уже сталкиваемся с вопросом «Как работать?». На этом этапе для меня крайне важным кажется соблюдение двух архиважных подходов к деятельности кооператива.

Первое, с чего необходимо начать работу, — это обучение сотрудников. Возможно, следующее утверждение прозвучит достаточно банально, но процесс обучения в финансовой сфере не должен прекращаться никогда. Говорю об этом, так как лично видел немало кооперативов, которые поучаствовали всего в одном семинаре, посвященном открытию кооператива, и на этом посчитали свои амбиции в плане обучения полностью удовлетворенными, получив в конце концов не самый оптимистичный итог. Нам в этом плане очень повезло, так как вся консультационная помощь на начальном этапе становления кооператива была оказана безвозмездно Программой Развития ООН (ПРООН). Для кооперативов РСО-Алания ПРООН были приглашены консультанты РМЦ, ФРСКК, Форус Банка, и наши сотрудники в результате обучения получили сертификаты на следующих семинарах:

1. Организационно-правовые основы деятельности МФО.
2. Займы выдаваемые и привлекаемые, потребности населения и максимальная эффективность.
3. Изменения в законодательстве.
4. Финансовые стандарты кооператива.
5. Управление рисками.
6. Бухгалтерский учет в КПК.
7. Организация эффективной деятельности КПК.

Я перечислил все вышеуказанные семинары для того, чтобы подчеркнуть неоспоримую важность наличия достаточных знаний в области оценки заемщика, видения его бизнеса, оценки рисков и управления ими. В дальнейшем, когда у кооператива появились первые свободные средства, было принято решение не останавливаться, а продолжать обучение ключевых сотрудников.

Второй очень важный вопрос — это осознание своего места в новых условиях, предполагающих наличие на рынке достаточного количества предложений о предоставлении финансов. В нашем случае, выбрав целевой группой предпринимателей, мы столкнулись на финансовом рынке РСО-Алания (к сведению читателей, не самом насыщенном предложениями для предпринимателей) с предложениями от ВТБ 24, Федерального фонда микрофинансирования и Фонда микрофинансирования АМС г. Владикавказ, Банка Москвы. Также вскоре ожидается предложение от Сбербанка. И это указаны только те финансовые институты, которые работают в поле кооперативов. Думаю, не стоит говорить читателям, что это значит. Возникает вопрос — как заинтересовать людей во вступлении в кооператив. Чем мы лучше других? Конечно, ни низкими процентными ставками, ни сроком, на который выдаются займы, молодой кооператив похвастаться не может. Как же быть? Единственный выход, на мой взгляд — это предоставление УСЛУГИ.

Прошли те времена, когда можно было просто предложить шикарную обертку и вкусную начинку. Сейчас покупатель хочет также получать приятные эмоции как результат достойного обслуживания во всех сферах. Поэтому молодые кооперативы должны набирать стрессоустойчивых, приятных и понимающих что такое сервис, сотрудников. В нашем случае мне удалось найти девушек, имеющих опыт работы в потребительском кредитовании, прошедших массу тренингов по культуре общения, стрессоустойчивости, а также ряд других обучающих курсов, позволяющих мне, как руководителю, не сомневаться в степени их лояльности, а также способности профессионально общаться с заемщиками. И все это для достижения главной цели – предоставления УСЛУГИ, которую я бы определил как наличие адекватного отношения и удобства. Попробую описать свое видение этих двух понятий.

Что такое отношение? Если в банке вы стоите в очереди, то в кооперативе у вас личный менеджер по займам. Если в фонде строгий график погашения, то в кооперативе в рамках установленного срока вы вольны предложить свой график. Если, в конце концов, у вас возникают проблемы с выплатой займа и вы можете объективно и честно об этом сказать, то в кооперативе вам пойдут навстречу и посоветуют различные пути выхода из создавшейся ситуации. Пайщик также должен иметь возможность задать интересующие его вопросы и получить квалифицированный ответ от любого сотрудника, начиная от менеджера по займам, бухгалтером, заканчивая руководителем. В нашей практике это один из самых действенных механизмов для увеличения чувства ответственности заемщика.

Что такое удобство? Кредитный кооператив должен быть там, где он нужен клиенту! Это выражение должно стать аксиомой для сотрудников. Надо помочь заполнить анкету — пожалуйста. Надо приехать к заемщику — пожалуйста. Вам необходимо воспользоваться оргтехникой — пожалуйста. Можно долго говорить о техниках, используемых менеджерами по займам, но для чего, если они ни на йоту не отличаются от тех, которые написаны в учебниках по продажам? Я уверен, что если даже кооператив молодой и не может заказать специальные тренинги по обучению, а сотрудники еще не набрали достаточного практического опыта, то можно просто вооружиться базовыми нормами поведения в обществе, и этого будет более чем достаточно. Не сложно встать, когда входит новый посетитель, не сложно улыбнуться и спросить, не хотел бы он чаю, а также не сложно его сопроводить до двери, когда он покидает ваш офис.

Все это не ведет к значительному увеличению расходов по обслуживанию займа, но зато вы получаете эффект, который будет прямо пропорционален вложенным усилиям. И самое главное, вы получаете высокий уровень лояльности ваших заемщиков. Что и требовалось доказать.


СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Финансирование начинающих предпринимателей через кредитный кооператив: региональный опыт

Автор: Римма Геливанова, председатель правления НП «Лига кредитных союзов Поволжья».

Опыт выдачи микрозаймов пайщикам КПК «Капитал Плюс» интересен не потому, что Тольятти – самый крупный российский моногород. И не только потому, что эта программа реализуется в кредитном кооперативе. Пример системного подхода к реализации задачи микрофинансирования начинающих предпринимателей из числа безработных может быть полезен для населенного пункта любого «масштаба» и микрофинансового института любой организационно-правовой формы, особенно если его сотрудники – тоже «начинающие».

Самый большой моногород.

В городском округе Тольятти Самарской области проживает 720 тыс. человек. Более 70% экономически активного населения работают на АвтоВАЗе и предприятиях, непосредственно связанных с автозаводом.

Таким образом, АвтоВАЗ является градообразующим предприятием, где до начала сокращений работало 106 тысяч человек (2007 год). План оптимизации производства предполагает сокращение численности работников завода до 75-72 тысяч. По данным Центра занятости Тольятти, на 1 января 2009 года на учете состояло 3080 человек. А уже 1 января 2010 года – официально безработными числилось 16 732 человека.

Благодаря реализации Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда количество безработных снизилось до 10 000 человек. В том числе более 1000 безработных получили финансовую поддержку на открытие собственного дела за все время реализации программы.

Кроме того, задачу занятости населения и ухода Тольятти от статуса моногорода призваны решить проекты создания особой экономической зоны и строительство технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в Тольятти. Но даже такие крупные проекты, призванные стать альтернативным полюсом притяжения трудовых ресурсов в таком городе, как Тольятти, не смогут полностью решить проблему занятости и самозанятости населения.

Микрофинансовый сектор в Тольятти, так уж сложилось исторически, был до недавнего времени представлен только кредитными кооперативами, которые стали первыми в Самарской области и начали свою деятельность именно на производствах АвтоВАЗа, в 1995 году. В 2010 году целевые займы предпринимателям города начал выдавать Самарский областной фонд микрофинансирования, а в текущем, 2011-м планирует начать свою работу муниципальный фонд поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Как кооператив работает с начинающими предпринимателями.

Кредитный кооператив «Капитал Плюс» начал работу в Тольятти в апреле 2000 года. За время деятельности было выдано более 3200 займов на сумму свыше 100 млн. рублей, перечислено налогов в бюджет и внебюджетные фонды около 3 млн. рублей. Решением общего собрания кооператива в 2008 году было утверждено отдельное Положение о порядке предоставления займов членам кооператива – субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2009 года в рамках этого положения была принята программа «Целевые предпринимательские микрозаймы», реализация которой осуществляется за счет средств, полученных кооперативом на конкурсной основе от ГУП «Гарантийный Фонд поддержки предпринимательства Самарской области».

Более 80% заемщиков – начинающие предприниматели, в основном из числа бывших безработных жителей города, получивших субсидии Центра занятости. Выше мы не случайно уделили внимание специфике города: исторически высокая занятость населения на крупных предприятиях не могла не отразиться на особой ментальности тольяттинцев, их слабой готовности к несению рисков предпринимательской деятельности. Поэтому очевидно, что первейшей задачей специалистов кредитного кооператива стала разработка технологии оценки кредитоспособности таких заемщиков.

Руководитель кооператива, Перфильева Альбина, входит в состав городской комиссии Центра занятости и уже во время защиты потенциальными предпринимателями своих бизнес-планов имеет возможность оценить перспективу дальнейшего финансирования их бизнеса и проинформировать о возможностях микрофинансовой поддержки. Кроме этого информация о предоставлении предпринимательских займов периодически размещается на сайте городского Департамента потребительского рынка и предпринимательства.

Это важный этап работы, позволяющий определить в первую очередь наличие потребности в дополнительном ресурсе для реализации предпринимателями их проектов. Очное живое общение с этими людьми позволяет впоследствии реализовать принцип индивидуального подхода к каждому заемщику. На этом этапе уже можно определить — к какой категории относится потенциальный заемщик:
- Человек ли это, оказавшийся безработным в силу жизненных обстоятельств или массовых сокращений;
- Или же этот «безработный» решил легализовать свою деятельность и начать платить налоги;
- Есть еще категория потенциальных предпринимателей, когда-то уже имеющих печальный опыт ведения бизнеса и решивших сегодня в условиях новой государственной политики возродить свою деятельность.

Очевидно, что работу с каждой из категорий потенциальных заемщиков кооператив выстраивает соответственно. Например, в кооператив обратился с заявлением о предоставлении займа начинающий предприниматель, сокращенный с завода (молодой человек работал на конвейере). Решение предоставить ему заем под поручительство работающих на АвтоВАЗе и в бюджетной организации взрослых членов семьи оправдало себя.

Поддержка его начинаний со стороны родственников явилась главным гарантом возврата этого займа. Вообще субсидия Центра занятости в размере 58 800 рублей – стартовый ресурс. Впоследствии, по мере развития бизнеса, возникает потребность в дополнительных средствах – основных и оборотных. Коммерческий банк в соответствии со своими регламентами в принципе не может кредитовать субъект предпринимательства, только что прошедший государственную регистрацию. Даже для того, чтобы получить субсидию, адресованную начинающим предпринимателям, затраты сначала надо произвести.

В качестве типичного примера развития микробизнеса можно привести следующий: семейная пара решила заняться производством эксклюзивного сувенирного шоколада. Проект был успешно защищен в комиссии городского центра занятости, получен соответствующий грант. Для фигурной отливки шоколада необходимо специализированное оборудование, и этот проект стал одним из победителей городского конкурса субсидирования затрат начинающих предпринимателей. В качестве пайщика кооператива предприниматели получили целевой заем, и кредитный кооператив по поручению пайщика произвел за него оплату за оборудование. Обеспечение — залог приобретаемого оборудования и поручительство третьих лиц. После оформления договора и получения субсидии договор займа либо погашается полностью, либо частично – оставшиеся средства пополняют оборотный ресурс субъекта предпринимательства.

При первом обращении предпринимателя в кооператив определяются его потребности и цели, разъясняются принципы работы КПК, права и обязанности пайщиков, условия предоставления займов. Далее – программа скоринг-анализа с применением балльной системы оценки по сведениям, полученным от заемщика, которая дает скорее формальный результат, требующий дальнейшей корректировки. Внимательно изучается бизнес-проект потенциального заемщика, особенно в части экономического обоснования возврата займа.

Что касается бухгалтерской и налоговой отчетности, то на этом этапе, скорее, проверяется ее наличие и своевременность, поскольку налоговый режим и малый срок деятельности потенциальных заемщиков позволяют делать выводы в основном относительно их дисциплинированности. Важную информацию для принятия решения специалисты кооператива получают из каталога кредитных историй Приволжского кредитного бюро, договор с которым заключен в 2006 году. Выезд специалиста кооператива на место осуществления заявителем предпринимательской деятельности – заключительная стадия процедуры, необходимой для принятия решения по предоставлению займа. Этот этап изучения управленческого учета потенциального заемщика, определения на месте реальности воплощения предоставленного бизнес-проекта. И не только. Ряд необходимых для принятия решения сведений можно почерпнуть исключительно в ходе выездной проверки. В 30% случаев именно по ее результатам принимается решение об отказе в предоставлении займа. Поэтому, несмотря на трудоемкость, выездная проверка является обязательной.

Технология оценки кредитоспособности заемщиков-предпринимателей регулярно пересматривается и модернизируется. В течение года работы в рамках проекта по выдаче микрозаймов полностью отсутствует просроченная задолженность платежей по займам на предпринимательские цели. Целевой заем от Гарантийного фонда Самарской области позволил кооперативу предоставлять своим членам – предпринимателям микрозаймы под 15% годовых (это эффективная ставка). Займы на предпринимательские цели предоставляются на срок до 12 месяцев в сумме до 1 млн. рублей при залоговом обеспечении и (или) поручительстве физических лиц. На практике средний размер займа составляет 250 000 рублей. Большинство микрозаймов заключается с планом погашения ежемесячно равными долями для возможности их регулярного мониторинга.

Финансирование начинающих предпринимателей через кредитный кооператив региональный опыт

Для многих наших коллег процедура работы с пайщиками-предпринимателями, возможно, покажется стандартной. На примере этой таблицы видно, как при реализации программы «Целевые предпринимательские займы» по обеспечению доступности финансовых ресурсов для начинающих предпринимателей кредитный кооператив вписывается в систему мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на областном и городском уровнях, участвует в деятельности федеральных объединений:

1. В 2009 году получены субсидии министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области по затратам на проведение аудита и повышение квалификации специалистов по конкурсу, организованному областным Департаментом развития предпринимательства.

2. В 2010 году получен целевой заем от ГУП «ГФППСО» в сумме 5 млн. руб. на 3 года под ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3. Руководитель кредитного кооператива на постоянной основе участвует в деятельности Комиссии городского центра занятости по предоставлению субсидий на открытие собственного дела начинающим предпринимателям.

4. Специалисты кооператива принимают участие в мероприятиях городского Департамента потребительского рынка и предпринимательства.

5. С микрофинансовыми и банковскими организациями Тольятти налажен информационный обмен. Кооператив является членом НП «Лига кредитных союзов Поволжья», в настоящее время проходит процедуру вступления в СРО «Кооперативные финансы» и планирует участие в деятельности регионального Некоммерческого партнерства «Профессиональное объединение микрофинансовых институтов».

6. Летом 2010 года кредитный кооператив «Капитал Плюс» присоединился к Соглашению о сотрудничестве между Рострудом, «Опорой России» и НАУМИР.

Профессиональная деятельность в сфере микрофинансов предъявляет высочайшие требования к уровню нашей компетенции: необходимость эффективно работать с целевыми бюджетными средствами, привлеченными займами и сбережениями физических лиц, грамотно управлять рисками, обеспечивать финансовую и организационную устойчивость наших организаций. Из самых насущных проблем микрофинансирования начинающих предпринимателей необходимо выделить низкий, подчас критичный уровень финансовой грамотности заемщиков-предпринимателей. Безусловно, для кредитного кооператива, как и для любого микрофинансового института, это один из основных финансовых рисков, который бы хотелось минимизировать. На решение этой задачи, в частности, будет нацелена работа регионального представительства РМЦ в Самарской области.


СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Вопросы признания выручки в рамках проекта конвергенции МСФО и ОПБУ США

Вопросы признания выручки от реализации продукции, товаров, услуг как в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), так и в общепринятых принципах бухгалтерского учета (ОПБУ) США являются одним из важнейших аспектов в оценке деятельности компании и перспектив ее развития.

Однако существующие требования по признанию выручки в соответствии с МСФО и ОПБУ США нуждаются в существенных доработках. В связи с этим в настоящее время работа в рамках проекта по конвергенции между Советом по МСФО (IASB) и американским Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB) (далее – Советы) включает рабочую группу по вопросам унификации признания выручки.

В целом как в МСФО, так и в ОПБУ США признание выручки привязано к моменту выполнения ряда критериев, в том числе перехода рисков и преимуществ владения товаром от продавца к покупателю. Однако в ОПБУ США включен широкий перечень требований для конкретных отраслей деятельности компании и для различного типа операций, что приводит к различному учету подобных операций с экономической точки зрения. МСФО дают общие подходы к учету и признанию выручки, отраженные в МСФО 18 «Выручка» и МСФО 11 «Договоры на строительство». Кроме того, международные стандарты содержат лишь ограниченные руководства по таким важным темам, как признание выручки по многокомпонентным договорам.

Согласно МСФО 18 выручка определяется как валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанному с взносами собственников. ОПБУ США (SFAC 5, п. 83–84) определяют выручку как приток фактических или ожидаемых денежных средств, произошедший или ожидаемый вследствие непрерывной деятельности компании. Также следует отметить, что согласно обеим системам учета выручка признается только при выполнении двух условий: она является реализуемой (реализованной) (цена на товары является фиксированной или может быть определена, оплата гарантирована в достаточной степени) и заработана (поставки осуществлены, услуги предоставлены). Таким образом, фундаментальные подходы к определению и признанию выручки в МСФО и ОПБУ США аналогичны, так как основываются на факте передачи рисков и моменте завершения процесса получения прибыли.

МСФО и ОПБУ США содержат также критерии признания выручки, которые во многом являются сходными. Например, согласно МСФО одним из критериев признания выручки является то, что она может быть надежно измерена, а ОПБУ США выделяют одним из критериев признания выручки тот факт, что вознаграждение, получаемое от покупателя, должно быть четко установлено и определено.

Различия при признании выручки могут иметь место в результате различных уровней детализации требований в этих системах стандартов. Например, в ОПБУ США существуют отдельные правила, касающиеся признания выручки от продажи программного обеспечения и продажи недвижимости, в то время как в рамках МСФО подобные указания отсутствуют. Также подробные правила согласно ОПБУ США часто содержат исключения в отношении определенных типов сделок. Более того, публичные компании в США должны следовать дополнительным указаниям Комиссии по ценным бумагам и биржам. В рамках МСФО, напротив, существуют только стандарты, которые содержат общие принципы и иллюстративные примеры определенных сделок (табл. 1).

Таблица 1: Основные сходства и различия по вопросам признания выручки согласно МСФО и ОПБУ США

  МСФО

ОПБУ США

Продажа товаров Согласно IAS 18 выручка признается, только если произошла передача рисков и выгод, связанных с владением; покупатель получил контроль над поставленными товарами; величина выручки может быть надежно оценена, а также является вероятным поступление в компанию соответствующих экономических выгод; затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно оценены Признание выручки согласно SAB 104 происходит в момент, когда поставка была осуществлена (риски и выгоды, связанные с владением, были переданы), имеются убедительные свидетельства осуществления продажи, сумма вознаграждения определена или может быть определена, и при этом имеется обоснованная уверенность, что причитающиеся денежные средства будут получены
Оказание услуг Выручка может быть признана в соответствии с методом учета долгосрочных контрактов, включая поэтапный метод, если выручка и затраты могут быть надежно оценены и получение компанией экономических выгод является вероятным. В практических целях в случаях, когда услуги оказываются посредством выполнения этапов в течение оговоренного периода, как в случае с телекоммуникационными услугами, выручка признается линейным методом в течение этого периода Как правило, выручка, полученная в результате оказания услуг, должна учитываться согласно SAB 104. При условии соблюдения всех прочих критериев признания выручки выручка от оказания услуг должна признаваться линейным методом, если отсутствуют указания на то, что выручка получена либо обязательства исполнены по другой схеме, в течение срока действия договора либо ожидаемого периода, в течение которого будут оказываться установленные услуги, в зависимости от того, какой из них является более продолжительным.

Некоторые виды выручки, в основном связанные с оказанием услуг в рамках сервисной поддержки после реализации программного обеспечения, в стандартах ОПБУ США рассмотрены отдельно. Применение учета долгосрочных контрактов (SOP 81-1 «Учет выполнения договоров подряда и определенных типов договоров на производство») не разрешается для услуг, не связанных со строительством
Многокомпонентные договоры МСФО (IAS) 18 требует признания выручки по компоненту сделки, если данный компонент сам по себе обладает коммерческим смыслом, в противном случае отдельные компоненты должны быть связаны и учитываться в качестве единой сделки. МСФО (IAS) 18 не содержит определенных критериев, которые должны использоваться для целей определения данных аспектов Необходимо соблюдение определенных критериев для того, чтобы каждый компонент считался отдельной единицей учета: поставленные компоненты должны обладать независимой ценностью; по непоставленным компонентам должно существовать надежное и объективное свидетельство справедливой стоимости. Если данные критерии соблюдаются, выручка по каждому компоненту сделки может быть признана по его завершении
Договоры на строительство Договоры на строительство учитываются на основе метода «по степени завершенности договора» при условии соблюдения определенных критериев. В противном случае признание выручки ограничивается возмещаемыми затратами, которые были понесены. Применение метода выполненного договора не допускается. Договоры на строительство комбинируются или разделяются при условии соблюдения определенных критериев: объединение договоров требуется, когда они являются частью единого пакета, а разделение – когда каждый договор является частью отдельного предложения и когда выручка и затраты могут быть четко идентифицированы Договоры на строительство учитываются на основе метода «по степени завершенности договора» при условии соблюдения определенных критериев. В противном случае используется метод выполненного договора. Договоры на строительство можно, но не обязательно комбинировать или разделять при условии соблюдения определенных критериев

В рамках проекта FASB и IASB по признанию выручки уточняют принципы признания выручки и разрабатывают общий стандарт, в котором:

– устранят несоответствия и недостатки по признанию выручки в существующих стандартах и на практике;
– обеспечат более устойчивую основу по решению вопросов признания выручки;
– улучшат сопоставимость практики признания выручки компаниями в различных отраслях, юрисдикциях и рынках капитала;
– упростят подготовку финансовой отчетности за счет сокращения ряда требований к компаниям.

На сегодняшний день Советы сосредоточили свое внимание на модели признания выручки на основе изменения контрактных активов и обязательств. Проект «Признание выручки по договорам с клиентами» был опубликован для обсуждения в декабре 2008 г., а в июне 2010 г. в него были внесены поправки. Согласно новым правилам компании будут признавать выручку после погашения обязательств по исполнению договора. Обязательства считаются исполненными, когда происходит передача контроля над активом (товаром или услугой) клиенту. При таком подходе выручка признается на основе бухгалтерского баланса – ее сумма является результатом изменений в составе активов и обязательств.

В ожидаемой модели будет использоваться подход к признанию выручки по принципу бухгалтерского баланса, в пользу которого склоняются оба Совета. Иными словами, выручка возникает в момент погашения компанией обязательства по договору (которое может быть выражено как в явной, так и неявной форме), т. е. обязательства по передаче актива клиенту. В договоре также устанавливается право компании на получение оплаты, называемой ценой операции:

– обязательство по исполнению договора считается погашенным в момент передачи контроля над активом (товаром или услугой) клиенту;
– комбинация прав и обязательств в результате представляет собой либо чистый актив по договору (сумма остающихся прав превышает сумму остающихся обязательств), либо чистое обязательство (сумма остающихся обязательств превышает сумму остающихся прав). Выручка представляет собой либо увеличение суммы чистого актива по договору, либо снижение суммы чистого обязательства по договору;
– цена операции по договору с клиентом распределяется по каждому обязательству по исполнению договора, установленному в договоре, исходя из фактических или расчетных цен продажи, относящихся к каждому отдельному обязательству.

Цена операции представляет собой оценку суммы оплаты (с учетом уровня вероятности), которая будет получена от клиента, скорректированную с учетом временной стоимости денег (если корректировка существенна) и ожидаемых кредитных убытков. Она включает в

себя сумму условных платежей, за исключением случая, когда невозможно получить достаточно точную оценку этой суммы.

В результате введения ожидаемой модели может потребоваться значительное изменение порядка учета обычных гарантий. Гарантийное обязательство будет рассматриваться в качестве несостоявшейся продажи, по которой выручка будет признана как отложенный доход, а не как затраты по предоставлению замены в текущем периоде в отчете о прибылях и убытках . Суть в том, что раньше выручка признавалась на всю сумму, а на сумму гарантийных обязательств (по замене) создавался резерв, списываемый на расходы на систематической основе в текущем отчете о прибылях и убытках. Теперь выручка будет признаваться не полностью, а лишь в части, не покрываемой гарантийными обязательствами; остальная часть выручки, относящаяся к гарантиям, будет признаваться в качестве отложенного дохода.

Согласно новой модели учет возврата товара в основном не изменится, хотя в бухгалтерском балансе предлагается отражать обязательство по возврату средств и актив, представляющий собой право на возвращенные товары.

Пример: Признание выручки по продажам с возвратом продукции

Предприятие продает 100 единиц продукции по $100 каждая. Деловая практика продаж предприятия позволяет покупателю вернуть неиспользованный товар в течение 30 дней и получить возмещение. Себестоимость каждого товара составляет $60. Предприятие рассчитывает вероятность возврата: одного товара – 25 %, трех товаров – 50 %, пяти товаров – 25 %. Таким образом, предприятие ожидает, что три товара будут возвращены. Это подтверждено следующими расчетами: используя три вероятности возврата, получаем: [(1 х 25 %) + (3 х 50 %) + (5 х 25 %)] = 0,25 + 1,5 + 1,25 = 3. Предприятие предполагает, что расходы на возврат продукции будут несущественны, и ожидает, что возвращенные товары могут быть перепроданы.

При передаче прав контроля над продукцией предприятие не будет признавать выручку по товарам, которые, как ожидается, будут возвращены. Следовательно, предприятие будет признавать:

1) выручку в размере $9700 ($100 х 97 единиц товара, которые не будут возвращены);
2) обязательства по возврату продукции – $300 ($300 х 3 единицы товара, которые, как ожидается, будут возвращены);
3) актив в размере $180 ($60 х 3 единицы продукции) в виде права на возвращенные от покупателей товары.

Следовательно, себестоимость 97 единиц продукции признаются в размере $5820 ($60 х 97).

Выдержки из Баланса (Отчета о финансовом положении)

Наименование статьи

Долл. США
Краткосрочные активы:
Право на возвращенные от покупателей товары

180

Краткосрочные обязательства:
Обязательства по возврату продукции

(300)

Выдержки из Отчета о прибылях и убытках (Отчета о совокупном доходе)

Наименование статьи

Долл. США

Выручка

9700

Себестоимость

(5820)

Валовая прибыль

3880

Согласно ожиданиям новая модель не окажет значительного влияния на текущий порядок бухгалтерского учета поощрительных платежей, таких, например, как платежи подрядчику за досрочное завершение части работ или всего договора в соответствии с МСФО 11 «Договора на строительство».

Предложения Советов относительно влияния кредитного риска могут означать потенциальное значительное изменение существующей практики учета. Особенно это касается продажи товаров и услуг компаниям, которые характеризуются повышенным риском дефолта. Признанная выручка в этих случаях, вероятно, будет отличаться от суммы полученной оплаты. Разница между выручкой и полученной оплатой будет признаваться как финансовые доходы или расходы. Сумма выручки снижается на сумму ожидаемых кредитных убытков. Если сумма получена полностью, сумма кредитных убытков становится финансовым доходом.

Данный проект полностью меняет действующее руководство по учету выручки. Кроме того, в предлагаемой модели могут быть и другие аспекты, которые окажут влияние на компании сектора розничной торговли и производства потребительских товаров. Например, в предлагаемый стандарт будет также включено руководство, касающееся влияния, которое окажут на бухгалтерский учет компании предложения клиентам опционов и продления договоров, а также безвозмездной полученной продукции и скидок. На некоторые операции также повлияет требование о признании выручки после передачи контроля над товаром, а не после перехода рисков и выгод, связанных с владением товаром.

Таким образом, проектом стандарта предлагается отложить признание выручки до момента перехода контроля на товар (работу, услугу) от продавца к покупателю. Компании смогут признать выручку при удовлетворении обязательства посредством передачи товара (работы, услуги). В свою очередь, товар (работа, услуга) считается переданным, когда покупатель приобретает контроль над ним.

Под контролем подразумевается текущая возможность компании по управлению использованием и получением выгоды от данного товара (работы, услуги). Согласно предложенным поправкам переход контроля будет определяться следующими условиями:

– у клиента имеется безусловное обязательство по оплате актива (и данная выплата не подлежит возврату);
– клиент обладает юридическим правом на данный актив и может продать или обменять его;
– клиент может использовать актив для обеспечения или погашения задолженности;
– клиент физически владеет активом либо имеет практическую возможность вступить во владение активом;
– клиент определяет конструкцию или функцию актива;
– клиент имеет продолжающееся участие в управлении активом.

Комментарии по данному проекту принимались до 22 октября в 2010 г. Сейчас они проходят обработку. Следовательно, новый стандарт может быть опубликован к середине 2011 г., а вступит в силу он, вероятно, не ранее чем в 2014 г.

Кроме того, в настоящий момент рабочая группа американского Совета FASB по спорным вопросам бухгалтерского учета – EITF (Emerging Issues Task Force, специальная группа по актуальным вопросам) – работает над проектом, который, как ожидается, заменит положения EITF 00-21 «Учет многокомпонентных договоров, направленных на получение прибыли». Результатом работы станет модель учета, в большей степени соответствующая модели, рассматриваемой ССФУ (Совет по стандартам финансового учета США) и Советом по МСФО в документе для обсуждения, посвященном вопросам признания выручки.

На заседании 13 ноября 2008 г. EITF было принято решение о предварительном опубликовании положений EITF 08-1 «Учет многокомпонентных договоров, направленных на получение прибыли», в соответствии с которыми EITF пришла к предварительному заключению о том, что предельные значения отпускной цены непоставленного в нарушение договорных условий компонента (компонентов) должны предусматривать возможность самостоятельного установления компанией отпускной цены в рамках сделок с третьими сторонами. Компания может самостоятельно устанавливать отпускную цену только после того, как будет установлено отсутствие объективных данных по конкретному поставщику, а также соответствующая информация относительно отпускной цены со стороны третьих лиц.

Позднее, на заседании 19 марта 2009 г. EITF приняла предварительное решение о пересмотре решения о введении в действие вышеупомянутых положений с указанием требования о применении метода относительной отпускной цены при отнесении договорного вознаграждения на компоненты договора. В соответствии с решением о предварительном опубликовании положений EITF 08-1 в отношении распределения вознаграждения по многокомпонентной сделке применяется метод остаточной стоимости, в соответствии с которым вознаграждение распределяется между непоставленными товарами/услугами и осуществленными поставками пропорционально их справедливой стоимости. В результате введения требования об отнесении договорного вознаграждения при помощи метода относительной отпускной цены, а также пересмотра требований о раскрытии информации EITF приняла решение о предварительном выпуске дополнительной публикации с отведением периода для предоставления комментариев.

В марте 2010 г. были предложены новые раскрытия по многокомпонентным договорам: характер и принципы учета таких договоров; основные оценки, применяемые при учете таких договоров; сверка на начало и на конец периода по чистой позиции каждого договора; общая сумма непогашенных обязательств и ожидаемые сроки их погашения; информация об обременительных контрактах, включая их сумму и количество, а также причины обременения.

Выпуск финальной версии единого стандарта по выручке назначен предположительно на 2-й квартал 2011 г., после окончания всех обсуждений и комментариев. Таким образом, многие вопросы по различиям, а также многие спорные вопросы будут решены в новом стандарте.


Прыг: 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080 081
Шарах: 100