СТАТЬИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Антикризисные США: реиндустриализация без дефолта и перспектив

Автор: Василий Колташов.

Василий Колташов, Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

Соединенные Штаты постараются избежать банкротства, но не преодолеют кризис за счет экспорта.

Две основных проблемы стоят перед американской администрацией: угроза банкротства и неожиданные препятствия на пути экспортного преодоления кризиса. И если первая трудность давно предугадывалась экономистами, то вторая стала детищем борьбы с кризисом с консервативных – неолиберальных позиций.

США будут пытаться избежать банкротства в 2010 году. Для погашения огромных краткосрочных займов правительству, вероятно, придется продолжить политику скрытого ослабления доллара или открыто девальвировать валюту. Государственный долг США начинает выходить из-под контроля: власти страны в ближайшие 12 месяцев должны выплатить $2 трлн. по краткосрочным обязательствам. Резервы страны недостаточны для покрытия этой суммы. С другой стороны план преодоления кризиса в США за счет расширения экспорта разваливается. Получение средств за счет экономического подъема может планироваться, но не осуществляться.

Администрация Обамы не может остановить ослабления иностранных валют, что препятствует расширению американского вывоза. В мире продолжается гонка девальваций: все больше стран выражают заинтересованность в снижении курса своих денег. Ослабление доллара и евро затрудняет реализацию иностранных товаров на рынках США и ЕС, что способствует снижению спроса на американское и европейское промышленное оборудование. Борясь с кризисом монетарными средствами, государства мира обоюдно его углубляют. Последствия этого еще проявятся до истечения 2010 года, странным образом уже объявленного многими посткризисным.

Экономический кризис продолжает негативно сказываться на финансах США. Размер назначенного для погашения на 2010 год долга – $2 трлн. Администрация Обамы не может легко одолжить такую сумму. Она слишком велика. Вместе с тем она не включает других чрезвычайных расходных статей правительства, оцениваемых в $1,5 трлн. Министерству финансов придется отыскать в 2010 году колоссальную сумму в $3,5 трлн. Даже если эта задача будет решена, коллапса национальных финансов не избежать. Достаточно вспомнить 1970-е годы и период начала 1930-х годов, чтобы понять по какому пути пойдут американские власти. В текущем году США потребуются также дополнительные средства для смягчения новых проблем, вызванных кризисом и еще не учтенных властями. Одновременно сократятся доходы казны. Правительству предстоит решить задачу беспрецедентной сложности.

В 2009 финансовом году, завершившимся 30 сентября, дефицит американского бюджета составил $1,42 трлн. (9,9% ВВП). Ожидаемый дефицит текущего года должен составить $1,56 трлн. Правительство США рассчитывает «заморозить» почти все расходы, кроме военных. Но, вероятно, ему придется со временем пойти и на их радикальное снижение. Бюджетный дефицит за пять месяцев этого фискального года достиг $651,6 млрд. Для его покрытия можно привлечь заемные средства. Но для оплаты краткосрочных долгов правительство США может использовать только денежный печатный станок. Необходимых резервов у американского государства нет. Однако на объявление банкротства США не пойдут пока смогут откладывать крах государственных финансов с помощью эмиссии доллара и привлечения новых займов.

Золотой запас Соединенных Штатов оценивается приблизительно в $300 млрд. (почти 7 379 тонн золота). По данным МВФ страна располагает валютными резервами в $136 млрд. Стратегический запас нефти стоит $58 млрд. Таким образом, общие резервы едва достигают $500 млрд. При этом администрация Обамы проводит экономический курс, не способствующий повышению доходов трудящихся. Вместо расширения внутреннего сбыта правительство стремится поддерживать экспорт. Основную долю (порядка 60%) в нем составляют различные машины и оборудование. Однако именно на эти изделия в мире снижается спрос из-за сокращения сбыта потребительских товаров. В 2010 году кризис может сильнее задеть производство техники.

Необходимость поддерживать крупный бизнес вынуждает правительство США размещать все новые займы и наращивать эмиссию доллара. ФРС в 2008-2009 годах выпустил в обращение новых банкнот не меньше, чем на $2 трлн. Ослабление доллара продолжается, что одновременно обесценивает долговые обязательства США и доходы американских потребителей, содействуя углублению кризиса, несмотря на внешнюю стабильность. В перспективе эти процессы приведут к большему ослаблению реального сектора американской экономики, сокращению потребительского рынка, краху нефтяных спекуляций и банкротству многих банков, получающих пока господдержку.

Либеральные экономисты не считают снижение доходов американских потребителей серьезной угрозой для хозяйства США и мировой экономики. В Белом доме находят, что снижение затрат на производство американских товаров несет в себе положительный заряд. США реализуют консервативную антикризисную политику, во многом опробованную еще до кризиса 1929-1933 годов. Они стремятся обеспечить корпорациям восстановление денежных капиталов, что должно облегчить обновление производственных фондов и помешать разорению банков. Одновременно понижение курса доллара позволяет бизнесу сократить реальные затраты на оплату труда. В результате принимаемых администрацией Обамы мер себестоимость продукции в США уменьшается. Аналогичную американской политику проводит Евросоюз. Однако расширение экспорта американских и европейских товаров упирается в покупательные возможности других стран. Сужение национальных рынков в 2009 году уже привело к 12% сокращению объема мировой торговли.

Ослабляя доллар, США заинтересованы в сохранении сравнительно высокого курса валют других государств. Особенно важно добиться ревальвации юаня от Китая. КНР беспокоит обесценивание доллара и евро. Оно угрожает сбыту китайской продукции в США и ЕС. Китай жизненно заинтересован в дешевом юане. На нем держится экспорт. Противоречие между США, Китаем и другими странами неразрешимо в рамках прежней организации мировой экономики. Гонка девальваций все больше ведет к росту протекционизма. Старые торговые отношения разрушаются. Антикризисная политика администрации Обамы, обеспечив финансовую стабилизацию 2009 года, подрывает ее сегодня. Конгресс США намерен определять соответствие валют «реальной стоимости», что может только осложнить соревнование на спуске валютных курсов, но не остановить его.

В структуре американского экспорта превалирует оборудование, 46% по данным на 2006 год. Покупателями его выступают государства с высокой долей производства предметов потребления. Зачастую они предназначены для американского рынка. Материалы и сырье занимают в экспорте США второе место. На них приходится 21% годового вывоза. Еще 11% составляют автомобили. Около 30% ввоза в США приходилось в докризисные годы на предметы потребления.

С началом экономического спада обнаружилось перепроизводство потребительских товаров. Особенно заметен избыток предложения одежды и обуви, мебели, автомобилей, мобильных телефонов и иной техники. Падает глобальный спрос на промышленное сырье, материалы и оборудование. Чтобы облегчить сбыт товаров на мировом рынке страны-производители девальвируют национальные валюты, добиваясь сокращения производственных затрат. США стремятся за счет ослабления доллара поддержать экспорт и заместить внутренним производством импорт. Препятствием такого курса выступает аналогичная политика других государств. Никто не желает терять американский рынок, а для приобретения товаров из США нужно еще сбыть собственную продукцию. Задача эта остается нерешенной.

В 2010 году вряд ли последует банкротство США. Традиционными эмиссионными мерами администрация Обамы будет перекрывать долги и статьи бюджетных расходов. Но взаимосвязанный с такой политикой антикризисный курс не даст ожидаемых результатов. Задуманная экономистами из круга нового президента реиндустриализация США возможна. Однако избранный курс экспортного преодоления кризиса не может быть успешно реализован. Он только поможет усиления протекционизма в мире, подтолкнув США и другие страны к началу реальной борьбы с кризисом – к развитию внутреннего потребления, на которое и должно ориентироваться производство.



Читайте также:




Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: