ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Обзор экономических показателей ноябрь-декабрь 2010 года

Министерство финансов РФ, Экономическая экспертная группа

Выдержка из обзора:

Мировой валютный рынок

Среднемесячный курс евро к доллару в ноябре составил 1,364 долл./евро, снизившись на 1,8%. При этом минимальное значение курса (1,300 долл./евро) наблюдалось 30 ноября, максимальное (1,424 долл./евро) – 4 ноября. В целом в течение месяца тренд был понижательным.

Укрепление позиций доллара в ноябре происходило, в основном, из-за долговых проблем Ирландии и опасений по поводу распространения долгового кризиса на Португалию и Испанию. В то же время, влияние запуска второго этапа программы монетарного стимулирования ФРС США 3 ноября, который, как ожидалось, мог способствовать снижению курса доллара, оказалось очень краткосрочным.

В ближайшей перспективе укрепление курса евро представляется маловероятным. Спреды по гособлигациям наиболее уязвимых стран Еврозоны (относительно госбумаг Германии) остаются на высоком уровне (в начале декабря они составляли 659 б.п. для Ирландии, 433 б.п. для Португалии, 273 б.п. для Испании); при этом рост опасений по поводу будущего единой валюты привел к росту доходности и по надежным германским госбумагам. Рейтинговое агентство S&P предупредило Португалию о возможном понижении кредитного рейтинга; кроме того, ряд инвесторов сомневается в адекватности пакета финансовой помощи Ирландии в связи с высокими (5,8%) ставками по предоставленным займам. Не способствует укреплению евро также отказ Евросоюза от увеличения объема Европейского фонда финансовой стабильности. В то же время, резкая дестабилизация курса евро остается маловероятной – по крайней мере, пока ЕЦБ продолжает скупку гособлигаций Греции, Ирландии и Португалии.

Внутренний валютный рынок

На фоне преобладающих тенденций ослабления рубля к доллару и укрепления к евро стоимость бивалютной корзины в ноябре колебалась вокруг отметки 36 руб./долл. Среднее значение стоимости бивалютной корзины в ноябре составило 36,09 руб., что на 50 коп. больше, чем в октябре.

Чистая продажа валюты Центробанком в ноябре 2010 года составила 4,76 млрд. долл. и 0,63 млрд. евро. На фоне ослабления рубля и усиления оттока капитала за счет роста активов банковской системы ЦБ продает валюту третий месяц подряд (в октябре чистая продажа составила 3,23 млрд. долл. и 0,44 млрд. евро).

В ноябре проводились не только целевые интервенции (совершаемые внутри установленного валютного коридора, предназначенные для компенсации диспропорций платежного баланса и дестимулирования спекуляций на валютном рынке), но и т.н. накопленные, служащие для сглаживания чрезмерной волатильности курса. В ноябре объем накопленных интервенций составил 2,12 млрд. долл. и 0,25 млрд. долл., так что ЦБ трижды сдвигал границы плавающего коридора вверх на 5 копеек (такой сдвиг происходит, когда величина накопленных интервенций достигает 650 млрд. долл.). На 26 ноября, по информации первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, плавающий коридор бивалютной корзины составил 33-37 рублей.

На фоне роста интервенций ЦБ волатильность курса доллара в ноябре существенно снизилась (на 23%); несмотря на некоторое (на 5%) повышение волатильности курса евро, снижение волатильности стоимости бивалютной корзины оказалось еще более существенным – на 54% - из-за различных трендов изменения курсов доллара и евро.


ТЕНДЕНЦИИ >> БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

WikiLeaks: Visa и MasterCard испугались российского конкурента

Американские власти обеспокоены российским законопроектом "О национальной платежной системе", который, по их мнению, может навредить американскому бизнесу, в частности, международным операторам платежных систем Visa и MasterCard, следует из новых публикаций на сайте правительственных утечек WikiLeaks.

Как говорится в датированной 1 февраля текущего года депеше посольства США в Москве, российский законопроект "создает препятствия для лидеров рынка платежных карт Visa и MasterCard, независимо от того, присоединятся ли они к Национальной системе платежных карт (НСПК) или нет".

"Если они решат присоединиться к НСПК, то будущий оператор системы лишит их комиссионных за операции по картам в России, оставив возможность взимать комиссии только по операциям российских держателей карт за рубежом, - сообщало в Вашингтон американское посольство в Москве. - Если же они не согласятся и решат конкурировать с НСПК, то будут вынуждены создавать в России процессинговые центры, что само по себе потребует крупных инвестиций, и соперничать с платежной системой, которая, вероятнее всего, будет поддерживаться крупнейшими российскими госбанками".

Дипломаты рекомендовали "высокопоставленным чиновникам правительства США использовать встречи с российскими коллегами, в том числе в рамках американо-российской двусторонней президентской комиссии, чтобы оказать давление на правительство РФ и вынудить его изменить текст законопроекта с целью обеспечить сохранение конкурентоспособности американских платежных операторов".

Российское правительство внесло в Госдуму законопроект "О национальной платежной системе" в прошлом месяце. Целями законопроекта являются законодательное закрепление понятия "платежная система", установление требований к организации и функционированию таких систем, а также надзору и контролю за их деятельностью.

В законопроекте предусмотрены специальные положения, устанавливающие требования к деятельности операторов электронных денег и осуществлению перевода электронных денег, а также требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении им платежного агента. Положения законопроекта определяют порядок осуществления наблюдения и надзора в национальной платежной системе и соответствующие полномочия Банка России в данной сфере.

Законопроект также предусматривает регулирование вопросов функционирования международных (трансграничных) платежных систем на территории РФ и обеспечения информационной безопасности передачи данных.

Ранее сегодня глава комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник в ходе обсуждения законопроекта на заседании комитета отметил, что после рассмотрения законопроекта в первом чтении, которое состоится уже завтра, документ будет отправлен в рассылку профильным комитетам и ведомствам, которые должны будут представить свои предложения и замечания в течение месяца. "Я надеюсь, что к этому времени ЦБ РФ представит проекты нормативных документов", - сказал депутат, уточнив, в таком случае комитет сможет подготовить законопроект ко второму чтению до конца января 2011г.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

Безвизовый режим между РФ и ЕС - не вопрос ближайшей перспективы

Перехода к безвизовому режиму между Россией и Евросоюзом в краткосрочной перспективе не произойдет. Необходимый баланс благоприятного политического фона и экономической мотивации сторон не достигнут.

К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Евросоюз продолжит использовать переговоры о предоставления безвизового режима для давления на Россию.

Вопрос о безвизовом режиме с ЕС имеет для руководства России политическое значение. «Для Дмитрия Медведева отмена виз с Евросоюзом могла бы стать одним из немногих зримых результатов политики «модернизации»», - считает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Зная об этом, европейские политики постараются использовать переговоры о предоставлении безвизового режима как еще один инструмент давления на Москву. «Ликвидация или упрощение визового режима обычно подразумевает баланс двух факторов – заметного политического сближения двух стран и надежд на экономический эффект от такого шага», – полагает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. По его словам, международный опыт свидетельствует о необходимости практических оснований для обоюдного устранения виз. Пока между Россией и «свободной Европой» сохраняются политические и растут экономические расхождения. ЕС, в частности, беспокоит создание Таможенного союза РФ, Казахстана и Беларуси.

Политическое сближение позволило России заключить соглашения о безвизовом режиме с Венесуэлой, Эквадором, Никарагуа. В случае с Кубой политические мотивы и надежда на экономический эффект оказались равнозначными. Однако руководство части государств-членов ЕС (например, стран Прибалтики) имеет политические претензии к России. А на экономический эффект от увеличения количества туристов из России может рассчитывать лишь часть стран ЕС. К тому же, Брюссель обычно предоставляет такой режим странам, которые могут рассматриваться как потенциальные члены ЕС – как Черногория, Сербия и Македония. Либо установили с ЕС особые отношения - как члены программы «Восточное партнерство».

30 ноября 2010 года в Послании Президента РФ Федеральному Собранию была поставлена цель добиться в отношениях с ЕС «упрощения визового режима с близкой перспективой его полной отмены». На официальном уровне вопрос отмены визового режима с ЕС был поставлен еще 27 августа 2002 года в Послании предыдущего Президента в адрес председателя Еврокомиссии и глав государств-членов ЕС. Вновь он был поднят на саммите Россия-ЕС в 2003 году в Санкт-Петербурге. Российские власти стали активнее настаивать на заключении такого соглашения при Дмитрии Медведеве. Так, 7 июля 2008 года глава Комитета по международным делам Госдумы РФ Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы через два-три года перейти к полной отмене визового режима. Представители ЕС не отвергают возможности перехода к безвизовому режиму с Россией. Однако связывают этот процесс с рядом технических (введение биометрических паспортов, ужесточение Россией процедур пограничного контроля) либо политических условий (например, более четкого соблюдения в России свободы собраний).


Прыг: 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077
Шарах: 100





Организация туристических поездок в пхукет, Таиланд. Незабываемые впечатления.