ТЕНДЕНЦИИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Глобальное ребалансирование по-американски

Большинство экспертов согласны с тем, что глобальные дисбалансы – а именно большой устойчивый профицит счета текущих операций ряда развивающихся стран, прежде всего Китая, и устойчивый дефицит данного счета для группы развитых стран в целом – являлись одной (хотя и не главной) из причин, породивших нынешний финансовый кризис. Накапливание Китаем и другими развивающимися странами огромных валютных резервов и их размещение на рынке государственного долга США не стимулировало монетарные власти США к проведению сдержанной фискальной и денежной политики, а теперь еще и угрожает устойчивости американского доллара. Волнует эта проблема и американские власти, но с другой стороны. Они считают, что устойчивый дефицит США в торговле с Китаем объясняется заниженным курсом китайского юаня и приводит к сокращению рабочих мест в американской экономике.

Для преодоления этой проблемы на встрече министров финансов стран G-20 в южнокорейском городе Кенджу министр финансов США Т. Гайтнер предложил странам «двадцатки» держать торговые разрывы на определенном уровне. В соответствии с этим предложением, в интерпретации министра финансов Японии Й. Нода, дефицит или профицит счета текущих операций стран G-20, не должен превышать 4% ВВП. Установление такого порядка, по мнению Т. Гайтнера позволило бы установить гармонию в мировой торговле и прекратить валютные войны. Страны с традиционно высоким профицитом/дефицитом текущего счета должны проводить структурную, налоговую и валютную политику, стимулирующую внутреннее потребление, а не экспорт.

Отношение министров финансов стран «двадцатки» к предложениям США диктовалось сложившимся в последние годы размером сальдо счета текущих операций.

Из развитых стран наиболее критичен к предложениям США был министр экономики Германии Р. Брюдерле, а вот представители Канады и Австралии выступили сторонниками американской инициативы. Группа развивающихся стран, в том числе и Россия, предложение США не поддержала, и оно не попало в итоговое коммюнике. Вместо этого, в итоговом документе присутствуют расплывчатые формулировки о необходимости воздерживаться от девальвации национальных валют и о желательности для развитых стран следить за волатильностью курса их валют, в особенности резервных валют.

Тем не менее, идея Гайтнера не умерла, корейский президент сказал, что над ней предстоит подумать руководителям стран «Двадцатки» на встрече, которая состоится в текущем месяце.

Андрей Чернявский, Центр развития

ТЕНДЕНЦИИ >> РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ

Обзор столичного рынка недвижимости: осень 2010

Надежды риэлторов и застройщиков, возлагаемые на осень 2010 года, увы, не оправдались. Сезонного всплеска спроса, а вместе с ним и прогнозируемого роста цен на недвижимость в столичном регионе продавцы так и не увидели. На фоне слабого экономического восстановления и растущего предложения жилья средняя цена квадратного метра в столице с начала сентября выросла лишь на 0,4%, достигнув отметки $4011 за метр.

Изменение индекса MARPI в 2010 году Изменение индекса MARPI (Moscow Average Realty Price Index) в 2010 году

Конечно, формально цены, рассчитанные по индексу MARPI, продолжают с начала июля двигаться в восходящем канале, но за четыре месяца котировки прибавили лишь 1,3%, а сначала года прирост по индексу составил скромные 3%, что не покрывает даже динамику официальной инфляции, которая по итогам 10 месяцев уже достигла 7%.

Разбираясь в причинах подобной стагнации цен, можно в первую очередь отметить наиболее фундаментальный фактор – соотношение спроса и предложения. Так, вспоминая вторую половину 2009 года, когда цены на жилую недвижимость достигли своего дна, на рынке наблюдались некоторые перекосы в сторону превышения спроса. К тому моменту, потенциальные покупатели, которые до этого откладывали покупку, ожидая дальнейшего падения цен, теряли терпение и включались в процесс поиска жилья, поскольку видели, что стоимость квадратного метра более не снижается. В тоже самое время, продавцы намерено придерживали некоторые объекты, не желая их реализовывать по еще низким, как им казалось, ценам. Как итог, подобный дисбаланс привел к началу плавного повышению цен на жилье с осени 2009 года.

Изменение индекса MARPI в 2009-2010 гг.
Изменение индекса MARPI (Moscow Average Realty Price Index) в 2009-2010 гг.

Рост стоимости столичного жилья продолжался до конца весны 2010 года, после чего фактор «отложенного» спроса начал сходить «на нет» по мере своего насыщения. С этого момента (начало июня) в «игру» активно вступили продавцы. Поняв, что цены на жилье прекратили рост и нового продолжения восходящей динамики может и не быть, предложение жилья на рынке начало уверенно расти. Только за август-октябрь, по данным различных агентств, количество выставляемых на продажу жилых объектов росло темпами 10% в месяц. Таким образом, конъюнктура на столичном рынке стала зеркальной той, что мы наблюдали год назад: теперь спрос снижается на фоне растущего предложения.

При этом вряд ли подобная ситуация приведет к снижению цен. Поскольку по-прежнему большинство сделок (около 85%) осуществляются по альтернативным схемам (обмены и доплаты), то влияние этих операций на цены будет иметь ограниченный эффект.

В итоге, поскольку спрос остаётся вялым на фоне некоторого замедления темпов экономического роста и все еще низких, по сравнению с докризисными уровнями, объемов ипотечного кредитования, до конца года мы ожидаем дальнейшей стагнации цен на столичную недвижимость вблизи текущих уровней.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы

В России грядет интернет-революция: до конца нынешнего года интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы. В III квартале интернет-компании уже практически догнали операторов наружной рекламы и печатные СМИ.

В III квартале этого года интернет-компании заработали на рекламе 7,3 млрд руб. ($240 млн по курсу ЦБ), следует из опубликованной вчера оценки Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Расходы рекламодателей в рунете в этом квартале немногим меньше, чем объемы размещения в наружной рекламе (8,1 млрд руб.) и печатных СМИ (7,8 млрд руб.), но темпы роста доходов от виртуальной рекламы выше. Если бюджеты на печатные СМИ в III квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. выросли только на 8,3%, а наружной рекламы — на 28,6%, то на интернет — на 40,4% (расчеты «Ведомостей» на базе данных АКАР).

Высокий рост доходов операторов наружной рекламы в III квартале (в первой половине года этот рынок вырос только на 13%) — эффект низкой базы, объясняет директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, в прошлом году III квартал был для наружки провальным. В IV квартале бюджеты операторов так быстро расти не будут, уверен он. Зато рекламная выручка интернет-компаний все последние годы быстро увеличивается, и даже в кризис рунет оставался единственным медиа, доходы которого не падали, а только росли. В прошлом году рекламодатели в России сократили общие бюджеты на четверть, а вот на интернет — увеличили на 8% (19 млрд руб.). Кроме того, конец года для рунета традиционно «урожайный» период: в это время рекламодатели тратят в сети 35-40% годового бюджета, указывает Андрей Чернышов, гендиректор AdWatch Isobar Russia. Таким образом, уже в IV квартале интернет может стать вторым медиа в России по объемам размещения, предсказывает он, а по пессимистическому сценарию интернет обгонит наружную рекламу и печатные СМИ во II квартале 2011 г. В любом случае по итогам нынешнего года интернет уступит наружке и печатным СМИ, говорит Чернышов, и обгонит их по итогам всего 2011 года.

Вероятность того, что интернет станет вторым по объемам размещения в IV квартале этого года, достаточно высока, согласен руководитель крупной интернет-компании.

Бурный рост интернет-рекламы происходит прежде всего за счет роста числа интернет-пользователей, объясняет представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Российская аудитория интернета выросла с июля 2009 г. по июль 2010 г., по подсчетам Comscore, на 31% и составила 43,3 млн пользователей. «Яндекс», крупнейший портал рунета, в сентябре этого года обогнал по ежедневной аудитории телеканалы СТС и РЕН ТВ, а также радиостанцию «Европа плюс» (данные TNS по аудитории от 12 до 54 лет).

Кроме того, быстро увеличивается число самих рекламодателей, продолжает Манджиков: число только региональных компаний, которые размещают контекстную рекламу (объявления, тематически связанные с содержанием страницы или поисковым запросом), по данным «Яндекса», выросло с июня 2009 г. по июнь этого года на 80%. «С одной стороны, интернет проникает в умы все большего числа людей, в том числе и тех, кто распределяет рекламные бюджеты», — говорит руководитель крупной интернет-компании, с другой — рынок интернет-рекламы в России контролируют несколько крупнейших игроков, которые «разгоняют» его совместными усилиями.

По словам Чернышова, сказывается и то, что показатель CPT (стоимость тысячи контактов) в интернете ниже, чем у главного российского медиа — ТВ. Как рассчитала Aegis Media для газеты «Коммерсантъ», в первой половине этого года CPT на ТВ составляла 106 руб., а в рунете — 86 руб.

В бюджетах многих рекламодателей — сотовых операторов, автомобильных брендов — интернет уже сейчас занимает второе место после телевидения, указывает гендиректор видеопортала RuTube Михаил Ильичев: «Интернет-медиа стали по-настоящему массовыми и помимо интерактивности дают и больше инструментов для решения конкретных маркетинговых задач».

Представитель МТС Ирина Осадчая с этим не согласна: в бюджете этого оператора наружная реклама занимает большую долю, чем интернет, и вряд ли эта пропорция изменится в ближайшее время.

Ксения Болецкая, Ведомости

Прыг: 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080
Шарах: 100