ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ
Инфляционное таргетирование по Минфину и МЭРу
Конец 2010 года уже отнюдь не за горами, и настало самое время поразмышлять на тему перспектив года будущего — 2011-го. Разумеется, предугадать, что будет происходить с экономикой крайне сложно. Однако ряд «подарочков» всё же можно «развернуть» заранее — налоговые изменения и темпы индексации тарифов уже известны. Причём мы слукавим, если скажем, что они нас сильно радуют…
Казалось бы, государство решило не давить на рядового обывателя привычными для себя инструментами — тарифами ЖКХ. Как видим (см. Табл.), темпы индексации тарифов не растут, а по газу — даже падают! Но неприятности могут прийти (сомневайтесь в меру — придут!) на других фронтах. 2011 год будет отмечен резким увеличением налоговой нагрузки на подакцизные товары — бензин, сигареты и алкоголь. Рост акцизов на сигареты может привести к их удорожанию больше чем на четверть, на бензин (в сочетании с введением дорожного налога — 1 рубль на литр) — на 12,4%. В итоге удорожание топлива только напрямую подкинет годовой инфляции 2011 года дополнительные 0,3 п.п.
Рост цен на товары и услуги в результате изменения регулируемых составляющих (тарифов и налогов), %

Примечание: рост цен на бензин, табачную продукцию и алкогольные напитки вследствие изменения ставок акцизов и введения дорожного налога в 2011 году является оценочным
Источники: Росстат, Правительство РФ, Минэкономразвития, расчёты Центра развития
Между тем, росту цен на бензин присущ огромный мультипликативный эффект, так что реальный вклад в инфляцию будет гораздо больше — особенно сильно должны пострадать цены на продовольствие. Но даже если оценивать исключительно прямое влияние тарифов и налогов на темпы инфляции, то в 2011 году будет наблюдаться рекордная за последние годы инфляционная добавка со стороны государства — примерно 1,2 п.п.
Но и это ещё не всё. Пожалуй, наибольшее влияние на инфляцию окажет рост суммарной ставки по страховым взносам с 26% в 2010 до 34% в 2011 году. Количественные показатели последствий оценить крайне сложно. Скажем лишь, что больше всего от этой меры пострадает сектор услуг, в котором удельный вес заработной платы в структуре затрат наиболее велик. По нашим расчетам, если увеличение социальных отчислений будет полностью перенесено на потребительские цены, то с учетом средней доли заработной платы (порядка 20% *), косвенное влияние роста отчислений может составить порядка 1,25 п.п. инфляции. Вкупе с косвенными эффектами от удорожания перевозок вследствие роста цен на бензин — эффект может составить до 1,36 п.п.
В дополнение к этому нужно вспомнить, что в 2011 году Правительство планирует финансировать дефицит бюджета не только за счет Резервного фонда, но и за счет интенсивных внутренних заимствований, что, с одной стороны, повысит уровень процентных ставок в экономике, а с другой — заставит Банк России активизировать свои операции на открытом рынке. Таким образом, в будущем году Правительство будет разгонять инфляцию как за счет монетарных факторов, так и за счет роста издержек экономики (инфляция предложения). Вот такое вот получается инфляционное таргетирование по-Минфину. С другой стороны, Минфин понять можно — более высокая инфляция ведет к появлению дополнительных доходов бюджета плюс бонус в виде обесценения рублевых ОФЗ.
Что может противопоставить этому инфляционному давлению Банк России? Честно говоря, не очень много: может попытаться повысить свои процентные ставки или сильно укрепить рубль. Но рост ставок будет тормозить и без того вялый рост экономики, а укрепившийся рубль неизбежно приблизит последующую девальвацию. Грустная получается картина, не правда ли?
* Именно такой показатель у нас получается, если взять долю заработной платы в ВВП, помноженную на долю ВВП в валовом выпуске экономики.
ТЕНДЕНЦИИ >> ГОС. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, ДОЛГ
Новая бюджетная политика...
В ходе кризисного 2009 года Россия резко увеличила расходы бюджетной системы главным образом, за счет увеличения социальных (прежде всего пенсионных) обязательств.
Впрочем, в ходе кризиса многие развитые и развивающиеся страны использовали меры фискального стимулирования, однако, по росту соотношения бюджетных расходов и ВВП Россия входит в число мировых лидеров с показателем в 6,7 процентных пунктов. Для сравнения, аналогичный показатель для группы развивающихся стран в целом в 2009 году составил 2,8 процентных пункта, по группе развивающихся стран входящих в большую двадцатку — 3 процентных пункта.
Отношение расходов расширенного бюджета к ВВП

Источники: МВФ, расчеты Центр развития
Совершив такой рывок, Россия по соотношению бюджетных расходов и ВВП покинула группу успешных развивающихся стран, к которым относится Южная Африка, Турция, Малайзия и вышла на уровень некоторых развитых стран — уровень США, Канады, Японии, Словакии. Получается, что накопленные за ряд лет конъюнктурные доходы в виде суверенных фондов обеспечив стабильность бюджета в условиях кризиса, в определенной мере, сыграли негативную роль, позволив правительству не только резко увеличить расходы в период кризиса, но нарастить долгосрочные публичные обязательства. Но ведь суверенные фонды рано или поздно заканчиваются, а принятые обязательства остаются.
В 2010 году расходы консолидированной бюджетной системы по отношению к ВВП снижены на 1,2 процентных пункта (по оценке МВФ), но параллельно с этим была продолжена активная политика по изменению структуры расходов. Прежде всего, были резко увеличены размеры пенсий за счет проведенной валоризации. За первые 10 месяцев 2010 трансферты внебюджетным фондам были увеличены на 44%. Необходимые финансовые ресурсы для такого маневра были получены за счет сокращения расходов на национальную экономику, здравоохранение, трансферты регионам. При этом несколько выросли расходы на оборону и безопасность. Социально-оборонный сдвиг в структуре расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом — основная характеристика бюджетной политики в 2010 году.
Такую «новую бюджетную политику» в области структуры расходов с некоторыми вариациями правительство намерено продолжать и дальше в ближайшие 10 лет. Социально-оборонный сдвиг в структуре расходов будет заменен на оборонно-социальный, если ориентироваться на недавние заявления президента и премьер-министра России о необходимости осуществления за период 2011–2020 годов расходов в сумме 20 трлн руб. на перевооружение армии, реконструирование и перепрофилирование оборонной промышленности, повышение денежного довольствия военнослужащих и обеспечение их жильем. В связи с исчерпанием в 2011 году Резервного фонда, финансирование этого «маневра» предполагается осуществлять за счет сокращения расходов и за счет роста налогообложения. Какими же возможностями располагает правительство? Возможности по снижению расходов бюджета, даже с применением структурных маневров, довольно ограничены.
Нельзя до бесконечности снижать расходы на экономику, человеческий капитал и трансферты регионам. На 2011 год намечено снижение соотношения расходов федерального бюджета и ВВП на 1,5 процентных пункта, аналогичное снижение для бюджетной системы России в целом, по оценкам МВФ, составляет всего 0,5 процентных пункта, что меньше среднего показателя по группе развивающихся стран. Вот и получается, что налоговая нагрузка в 2011 году должна увеличиться на 3,4% ВВП. Судя по недавним заявлениям руководителей Министерства финансов России, для финансирования всех политических обещаний серьезный рост налоговой нагрузки необходимо будет продолжить. Однако рост налогов неминуемо приведет к ухудшению макроэкономических показателей, в частности снижению темпов экономического роста. При этом бюджетные проектировки на 2011–2013 годы содержат высокие риски неустойчивости и в связи с возможным снижением цен на углеводороды, и с риском более медленного, по сравнению с намеченными в макроэкономическом прогнозе, экономического развития и сокращением налоговой базы.
ТЕНДЕНЦИИ >> РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ
Рынок столичной недвижимости: итоги года
Уходящий 2010 год на рынке московского жилья можно трактовать по-разному. Покупатели могут отметить, что для них последние 12 месяцев были периодом стабилизации и возможности осмысленного выбора и покупки объекта недвижимости, продавцы же, будут характеризовать прошедший период скорее термином «стагнация».
Так или иначе, цены на столичное жилье большую часть года оставались на одном и том же уровне, в среднем, в районе $4000 за квадратный метр.
Динамика индекса MARPI (Moscow Average Realty Price Index) в 2009-2010 гг. (Источник: информационно-торговая платформа iTrader 8)
При этом начало года было весьма обнадеживающим. После относительно благополучных четырех первых месяцев 2010 года казалось, что рынок столичной недвижимости окончательно преодолел пресловутое «дно», и вышел на устойчивую тропу роста. К середине весны количество операций купли-продажи жилых объектов в Москве достигло докризисных уровней, в том числе выросли объемы сделок с использованием ипотечных ресурсов. Сами же цены на недвижимость за этот период прибавили почти 5%, преодолев рубеж в $4000 за метр (согласно динамике индекса MARPI).
Подобные статистические выкладки не могли не радовать продавцов. Вновь некоторые участники рынка заговорили о высоком потенциале роста цен, ссылаясь на возможный скорый дефицит предложения жилья. Позитивный макроэкономический фон и благоприятная конъюнктура на мировых финансовых рынках, тогда в апреле, заставили многих позабыть о ключевых рисках, нависших над столичным рынком еще с конца 2008 года. Но очередная волна макроэкономического негатива, «прокатившаяся» по мировым рынкам в конце весны, «освежила» память покупателям и продавцам.
В мае индекс MARPI продемонстрировал отрицательную динамику. И хотя падение индекса было и не столь значительным (-1,6%), важнее здесь стало другое - факт перелома ценового тренда. Рынок недвижимости, в отличие от рынков других активов, весьма инертный, и в случае появление каких-либо событий, способных существенно поменять настроения игроков, участники, как правило, затем еще долго «оглядываются» назад и зачастую откладывают запланированную сделку или пересматривают её параметры (в частности цену).
Так произошло и на этот раз. Разразившийся долговый кризис в Европе, падение фондовых индексов, а главное очередные масштабные колебания на валютном рынке «пошатнули» веру игроков в быстрое и уверенное восстановление экономики. А макроэкономическая стабильность одно из ключевых условий для покупателей жилья на сегодняшний день. В итоге, несмотря на то, что во второй половине года финансовые рынки смогли «оклематься», цены на жилье так и не превысили апрельских максимумов.
При этом всю вторую половину года на рынке московской недвижимости наблюдалась нетипичная для этого сегмента ситуация. А именно, несмотря на демонстрируемый из месяца в месяц рост числа сделок с объектами жилой недвижимости в столице, цены практически оставались неизменными. Т.е. растущий спрос оказывал ограниченное влияние на стоимость жилья. Для примера, за 11 месяцев текущего года количество зарегистрированных операций купли-продажи составило 76031 сделок, что на 36,5% больше, чем в 2009 году, и на 16,7% — чем в 2008 году (данные Росреестра по Москве). Более того, по итогам года общий объем сделок превысит показатели и крайне благополучного 2007 года (77386 сделок за 12 месяцев).
Оживает и сектор ипотечного кредитования. Так, в ноябре было зарегистрировано 1376 покупок квартир с использованием ипотеки, в октябре – 1232, в сентябре – 1178. Но даже активизация ипотечных покупателей не в состояние существенно повлиять на ценовую конъюнктуру.
Подобная ситуация – рост активности на рынке при одновременно стабилизации цены – говорит о том, что покупатели готовы приобретать жилье, но лишь по адекватным ценам, учитывающие текущие макроэкономические реалии. И продавцы не сильно упираются и идут на компромисс, проявляя нетипичную для себя гибкость.
Еще одна причина, и возможно, главная, по которой цены на жилье не растут – это перекосы в самой структуре сделок на рынке московского жилья. Так, в настоящий момент доля так называемых альтернативных сделок (одновременная продажа старой жилплощади и покупка новой) в общем объеме продаж достигает 85% (до кризиса удельный вес не превышал 65%). «Альтернативные» операции, как правило, не требуют наличия существенных сумм денежных средств, всё ограничивается доплатами (разницей между ценами старой и новой квартир). Т.е. «живых денег» на рынке по-прежнему мало, и всё сводится к относительно небольшим суммам доплат, которые не способны существенно влиять на ценовую конъюнктуру. В итоге, накопив некоторые сбережения и поверив в стабилизовавшиеся экономические условия, граждане по различным причинам (рождение детей, разводы и др.) активно начали с конца прошлого года менять жилищные условия по средствам альтернативных операций. Этот отложенный спрос и привел к такому уверенному росту сделок с недвижимостью в столице при относительно стабильных ценах.
Также следует отметить, что в докризисные годы одной из ключевых причин роста цен на жилье был инвестиционный спрос. Богатые покупатели готовы были, не раздумывая, разом выкладывать большие суммы за привлекательный объект. Теперь же, когда сохраняется высокая неопределённость в мире, стоимость жилья стагнирует, а арендная доходность ниже, чем ставки по «безрисковым» инструментам инвестирования (депозиты в госбанках и государственные облигации), поддержки от покупателей-инвесторов нет. Согласно последнему рейтингу аналитического портала Global Property Guide, оценивающего уровень инвестиционной привлекательности покупок жилья в различных столицах мира, Москва занимает 69 место из 81.
В итоге, ждать в скором времени притока инвестиционных денег, способных толкнуть цены на столичную недвижимость вверх, не стоит. Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день ситуация на столичном рынке жилья: рост числа сделок купли-продажи недвижимости при стагнирующих ценах, может сохраниться еще несколько кварталов. По итогам 2010 года цены на столичную недвижимость выросли лишь на 3%, что не покрывает даже официальных темпов инфляции. В следующем году, по нашим прогнозам, ситуация не должна сильно измениться, наш базовый сценарий предполагает, что динамика стоимости жилья будет соответствовать темпам роста показателя инфляции. В результате, в 2011 номинальный рост цен на жилье может составить около 8%, т.е. ожидается рост индекса MARPI до отметки $4300 за квадратный метр.