ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Сберегательные предпочтения пользователей финансовых услуг в 2010 году

Финансовая группа БКС в рамках программы по изучению финансового поведения инвесторов провела масштабное исследование потребительских предпочтений пользователей финансовых услуг.

Одной из тенденций 2010 года на рынке банковских услуг стало ускорение темпов накопления россиянами сбережений. Ежемесячное увеличение объемов средств на вкладах в текущем году составило 2,41% (в 2009-м году – 2,01%). По прогнозу БКС, в IV квартале 2010 года размер средств на банковских депозитах увеличится еще на 5,9% – с 8,7 трлн до 9,22 трлн рублей. В 2011 году популярность депозитных продуктов еще более вырастет – размер средств на банковских вкладах возрастет на 29,7% и достигнет 12 трлн рублей.

Предпочтения пользователей финансовых услуг

По результатам проведенного исследования, средняя сумма, которую вкладчики/инвесторы готовы ежемесячно откладывать в качестве накоплений, составляет от 22 тыс. до 36 тыс. рублей (для разных сегментов по доходу). При этом средний доход этой категории населения составляет 91 тыс. рублей на одного члена семьи. Как правило, участники опроса используют несколько способов хранения средств. Среди наиболее популярных – хранение в наличных средствах (в рублях – 72%, в валюте – 20% опрошенных), на депозитах (рублевых – 41%, валютных – 12%, соответственно), а также инвестиции в ценные бумаги (14% участников опроса). Вкладывают накопленное в собственный бизнес 13% участников исследования, в драгоценные металлы (включая обезличенные металлические счета) – 11%, в недвижимость – 7%, не имеют сбережений – 4%. При этом в наличных и на текущих счетах хранится очень существенная доля сбережений – 64% от совокупного объема сбережений в исследованном сегменте. Для сравнения, на долю инвестиций в ценные бумаги приходится всего 6%.

В то же время на момент проведения исследования (сентябрь 2010 года) депозит был открыт у 42% опрошенных (в большинстве случае, один, 40% вкладчиков заявили о наличии 2-х и более открытых вкладов). Наибольшее количество депозитов открыто на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

По данным опроса, существенная часть аудитории ориентирована на долгосрочные инвестиции. Доля тех, кто собирается инвестировать деньги на срок от 1 года, составляет более 31%, еще 34% готовы изымать средства из оборота на срок от 6 месяцев до года. Инвестиционные предпочтения 35% респондентов распределились в краткосрочном сегменте – от 1 месяца до полугода.

Результаты изучения потребительских предпочтений пользователей финансовых услуг подтверждают ряд трендов, выявленных другими исследователями. В частности, рост интереса к накоплениям на банковских вкладах. Согласно декабрьскому всероссийскому опросу НАФИ, 32% россиян предпочитают хранить деньги на банковских депозитах, еще 31% хранят средства и во вкладах и в наличных деньгах. Вместе с тем, данные АСВ дают несколько иную картину способности россиян к сбережению средств. Так, в октябре 2010 года средний размер банковского вклада составлял 19,6 тыс. рублей. За последние пять лет этот показатель растет гораздо медленнее (в 2,8 раза), чем общая сумма средств на банковских вкладах (в 3,9 раза).

«Действительно, вклады мельчают, – отмечает Павел Сороковой, начальник отдела Структурных продуктов Финансовой группы БКС. – Сегодня клиентская база российских банков растет преимущественно за счет пенсионеров, получивших с ростом объемов социальной поддержки от государства больше возможностей для накопления. Предложение высокой ставки, в условиях действия системы страхования вкладов, остается основным фактором привлечения новых клиентов. Но чтобы привлекать экономически более активную аудиторию, банкам придется внедрять новые, более сложные, продукты с добавленной стоимостью». Как показало исследование БКС, инвестиционные предпочтения потребителей финансовых услуг с разными доходами мало разнятся. Но именно экономически активные потребители, с более высокими инвестиционными возможностями готовы рассматривать альтернативные подходы к сбережению накоплений.

«В сегменте более обеспеченных инвесторов с накоплениями в объеме от 300 тыс. рублей и более, мы видим готовность приобретать комплексные финансовые продукты, обеспечивающие более высокую доходность, чем банковские депозиты, – говорит Павел Сороковой. – Речь идет о различных инвестиционных инструментах с более высокой доходностью, но со 100% гарантией надежности или строгим ограничением риска невозврата». На российском рынке в этом сегменте продуктов сейчас предлагаются индексные (индексируемые) депозиты, а также различные виды структурных продуктов. Мы в этом следуем основным мировым тенденциям, например, в США инвестиционные продукты с ограниченным риском давно теснят банковские депозиты в борьбе за клиента, считает эксперт.

Этому способствует, в частности, тенденция снижения процентных ставок на рынке банковских продуктов, которая очень четко прослеживается в последние полтора года. И клиенты, которые в посткризисный период были привлечены сверхвысокими для депозитов процентными ставками (до 20% годовых) вынуждены искать альтернативные банковскому вкладу инструменты, например, структурные продукты с гарантированной доходностью.

Тенденции рынка банковских услуг

По прогнозам аналитиков, ориентируясь на нового клиента, банкам придется делать ставку на более сложные продукты. Вряд ли это будет что-то новое – российский рынок банковских услуг лишь следует основным трендам, которые давно освоены на развитых рынках. В ближайший год российские финансовые институты, прежде всего, будут осваивать структурированные продукты, которые давно теснят в развитых странах стандартные депозиты, т.к. позволяют получить больший доход при минимальных рисках. А также активно локализовывать для российского рынка идеи и продукты, успешно «выстрелившие» у иностранных коллег. К примеру, Альфа-банк недавно выпустил «Копилку для сдачи» - аналог продукта «Сохраняй сдачу» («Keep the change») Bank of America. Среди других иностранных сберегательных продуктов, которые могут быть интересны для копирования, выделим: депозиты со ставкой, привязанной к какому-либо яркому событию (по примеру «McCain/Obama Deposit» от португальского банка BancoBest, где ставка по вкладу устанавливалась в зависимости от итогов выборов президента США), депозит «Champion Saver» от банка NationWide, с плавающей ставкой, привязанной к ставкам банков, которые всегда предлагают самые лучшие условия по вкладам, проект SmartyPig для социальных сетей от WestBank, который предлагает выбирать клиенту цели накоплений, а его друзьям в социальных сетях помогать достигать их своими взносами.

В 2011 году в виду отсутствия большого потенциала роста в существующих клиентских сегментах российские банки начнут работать с молодежной аудиторией (студенты, молодые специалисты). Впрочем, как показывает иностранная практика, эта аудитория требует нестандартных продуктов и большей активности банков по развитию финансовой грамотности.

Программы по повышению финансовой грамотности населения также станут драйвером привлечения новых клиентов в депозитные продукты. За рубежом успешно работает ряд таких программ – например, британская MoneySense, – которые вовлекают потенциальных клиентов в пользование финансовыми продуктами, мотивируют ставить себе краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели накоплений и помогают с выбором средств их достижения.

Свою роль сыграет и тренд на изменение в формате и системе дистрибуции. Уже в прошлом году несколько российских банков объявили о тестировании формата микро-отделений «у дома». Предполагается, что после тестирования данный формат существенно расширит географию и качество присутствия банков. Например, на Украине число банковских отделений на 1000 человек значительно превосходит аналогичный показатель в России.


ТЕНДЕНЦИИ >> РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ

Предпразничное снижение цен или начало длительной коррекции?

На прошлой неделе долларовые цены на московскую жилую недвижимость продолжили медленное снижение. Стоимость одного квадратного метра, согласно данным группы компаний «IRN», в минувшую пятницу опустилась до 4542 долларов (-0,13% за неделю и -0,4% с начала месяца).

Начавшееся в декабре снижение цен затронуло все типы жилья – от наиболее дешевых старых панельных и блочных домов до дорогих современных монолитных и кирпичных домов. Вторую неделю подряд цены на жилье снижаются и в долларах, и в рублях. Не растет стоимость аренды в Москве, по динамике которой можно судить о возможном изменении цен на жилье. Всё говорит о начале коррекции на рынке недвижимости. Вопрос только в том, насколько глубокой и продолжительной она будет.

Если сопоставить стоимость квартиры с доходами населения – коррекция может быть весьма глубокой и длительной. Согласно данным компании Evans, из 40 рассмотренных стран Россия вошла в пятерку стран непомерно дорогого жилья. Чтобы накопить на жилье, москвичу придется откладывать деньги в течение более 26 лет (в регионах – в среднем более 21 года)*. Дороже жилье лишь в Марокко (придется копить почти 68 лет), Пакистане (около 41 года), Черногории (30 лет) и Белоруссии (чуть более 28 лет).

Страны с развитой экономикой и высоким уровнем жизни попали в список стран с более доступной для собственных граждан недвижимостью – среди них Германия, ЮАР, Австрия, Швейцария, Канада, Финляндия, Австралия, Нидерланды – приобрести недвижимость в них можно менее чем за семь лет. Самое дешевое жильё – в Доминиканской Республике (3,5 года), Чили (4 года), Швеции (4,2 года) и Бельгии (4,3 года). Возглавили список США. При среднем годовом доходе семьи в 35,4 тысячи евро и средней стоимости жилья в 95,5 тысячи евро понадобится всего 2,7 года, чтобы обзавестись недвижимостью. Несмотря на относительную дешевизну жилья в Америке и рекордно низкие ставки по ипотеке, желающих приобретать жилье не так много. Чего уж тут говорить о России…

* Для расчета доступности жилья использовалось соотношение стоимости недвижимости к доходам населения. Этот показатель учитывает соответствие цены на условный средний дом или квартиру, в зависимости от страны, к среднему доходу семьи после уплаты всех налогов и выражается количеством лет, необходимым для приобретения собственного жилья. Использовались средние показатели, поэтому его результаты дают только общее представление о доступности или недоступности недвижимости для местных жителей.


ТЕНДЕНЦИИ >> БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

Концентрация в банковской системе усиливается

Согласно отчётности банков, объём средств, предоставленных ими предприятиям нефинансового сектора российской экономики, в ноябре вырос на 1,4%2. Этот результат был достигнут как за счёт роста вложений банков в облигации предприятий (на 3,8%), так и за счёт роста кредитных портфелей (на 1,2%). При этом госбанки увеличили объём предоставленных кредитных средств на 1,0%, в то время как частные – на 1,6%. Впрочем, здесь мы в очередной раз вынуждены указать на чрезмерную концентрацию этого роста. Так, три банка обеспечили более половины прироста совокупного кредитного портфеля негосударственных банков (см. таблицу).

Доля прироста кредитных портфелей отдельных частных банков в совокупном приросте, (%)

  Ноябрь 2010 г.
Альфа-банк 30,2
Санкт-Петербург 11,7
Промсвязьбанк 11,7
ИТОГО: 52,8

Источник: банковская отчётность, расчёты Центра развития

В целом же по системе всего лишь на два банка – Сбербанк и Альфа-банк – пришлось почти 60%(!) роста кредитного портфеля. При этом и у того и у другого в ноябре структура портфеля претерпела схожую трансформацию в сторону удлинения в связи со значительными объёмами ссуд, предоставленных на срок свыше трёх лет. В такой ситуации мы склонны считать, что основная часть прироста этой части кредитного портфеля связана с предоставлением единичных крупных кредитов и/или с реструктуризацией плохих долгов.

Что касается кредитования населения, то его рост в ноябре составил 1,3%. Больший вклад здесь внесли частные банки, чей совокупный кредитный портфель вырос на 1,6% по сравнению с 1,1% прироста у банков, контролируемых государством. Отметим, что темп роста розничных кредитов впервые с апреля оказался ниже темпа роста кредитования предприятий (включая покупку их облигаций).

Объём средств населения в банках за месяц вырос на 1,4%, в том числе в государственных (прежде всего в Сбербанке) на 1,7%, а в частных на 1,0%. Обращает на себя внимание, что третий месяц подряд наблюдается отток депозитов из Банка Москвы. В ноябре он усилился и составил почти 5%. Думается, что причина этого вполне понятна…


Прыг: 061 062 063 064 065 066 067 068 069 070 071
Шарах: 100






Работа промоутером, база промо персонала для BTL на портале Работа-Промоутером. Если вам нужно првести акцию, вы можете подобрать себе промоутеров на данном сервисе. Реальная, постоянно обновляемая база данных поможет решить ваши проблемы с подбором промоутеров.