ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

Что будет с зоной Евро, если Испания объявит дефолт вслед за Грецией

После того, как вчера, 18-го июня, стало известно, что доходность испанских десятилетних облигаций перешагнула отметку 7% годовых, можно с уверенностью утверждать – Испания семимильными шагами идет по пути Греции. Цифра в 7% не зря среди экономистов считается пороговой цифрой. Число семь означает, что Испания уже не может самостоятельно занимать средства на рынках капитала для рефинансирования старых долгов. Ей в обязательном порядке придется прибегнуть к помощи институциональных кредиторов вроде Европейского центрального банка или Международного валютного фонда (капитал которого, кстати, так вовремя увеличен усилиями членов G20).

По слухам, объем только первоочередной помощи со стороны Евросоюза может составить свыше 100 млрд. евро (для сравнения, общий объем субсидий Греции со стороны европейских фондов составил свыше 160 млрд. евро). Уже сейчас доля Испании в программе рефинансирования ЕЦБ увеличилась до 35%, что значительно превосходит вес экономики в Еврозоне (около 20%). Захотят ли еврочиновники и дальше поддерживать на плаву Испанию, если на повестке дня стоит также Италия, чьи долги составляют четверть всех обязательств ЕС?

На этом фоне давайте представим себе на минуту, что произойдет, если вдруг наступит день, когда Еврозоны, а вместе с ней и единой валюты, в нынешнем её качестве и статусе, не станет.

Сценариев развала валютного блока может быть несколько. Но наиболее реален, как нам представляется, не распад, а скорей, реорганизация союза, когда из состава блока будут исключены те самые слабые звенья, угрожающие стабильности всей системы.

В этих условиях в зоне Евро могут остаться лишь наиболее конкурентоспособные страны с относительно высокой бюджетной дисциплиной. Такие же игроки как Греция, Испания, Португалия, Ирландия, и возможно, даже Италия, останутся за бортом «евро-корабля». Перечисленные государства вернутся к прежним валютам и за счет девальвации драхмы, песо, лиры и т.д. вынуждены будут решать внутренние проблемы. «Новая» же Еврозона в своем сильном составе, вероятно, предпримет ряд политических и экономических мер для дальнейшей интеграции, в первую очередь, в области фискально-бюджетной политики. Помимо этого обновленный состав попытается разработать более жесткий свод правил на базе Маастрихтских соглашений, включая аудит и санкции к нарушителям, для предотвращения в будущем ситуаций, подобных греческой истории.

Впоследствии ранее изгнанные государства вновь могут вступить в монетарный союз, но на этот раз на более жестких условиях, и лишь в случае искоренения предыдущих дисбалансов. Если анализировать поведение евро, в случае реализации данного сценария, то наиболее вероятным нам кажется краткосрочная паника и падение единой валюты на новостях об изгнании «провинившихся» стран, после чего наступит осознание правильности перемен, а за ним и новый виток спроса на евро, как валюты экономически сильных и бюджетно - дисциплинированных государств.

Подобное развитие событий - в частности, принудительный выход из ЕМС и возврат некоторых государств к прежним валютам, не кажется столь уж нереальным.

Даже сейчас, после почти десятилетия с момента ввода единой валюты, курсы драхмы, лиры, песо и т.п. по-прежнему котируются в Европе - правда, используются лишь при перерасчетах долговых обязательств, номинированных в прежних нац. валютах, т.е. в бухгалтерских целях. Таким образом, механизм обратного перехода может быть не таким и сложным, по крайней мере, с технической точки зрения.

Что будет с зоной Евро если Испания объявит дефолт вслед за Грецией
График пары доллар США – Драхма из торгово-информационного терминала iTrader8

Менее радужный вариант развития событий – это полный развал Еврозоны, повсеместный отказ от евро, и переход всех стран-участниц на национальные денежные единицы. Подобный расклад будет наиболее болезненным для всей мировой экономики. Паника и хаос на финансовых рынках могут быть в разы сильнее, чем то, что мы наблюдали осенью 2008 года. Только представьте себе, валюта, доля которой в мировых резервах составляет 35%, в одночасье исчезает. Рынок еврооблигаций (как корпоративных, так и государственных) умирает, впадают в «кому» и другие активы, номинированные в евро. Начинается политический торг - как и по какому курсу обменивать и учитывать долги, акции и другие активы, которые раньше были номинированы в единой валюте. В итоге экономическая активность в европейском регионе может быть сильно подорвана на десятилетия вперед. Впоследствии первыми из «руин» выберутся опять-таки наиболее сильные европейские страны (с положительным сальдо торгового баланса), в то время как «периферийные» члены Европы могут на долгие годы погрузиться в стагфляцию.

Еще один сценарий развития событий, который отчасти можно считать частным случаем первого варианта, - это ситуация, когда все страны валютного блока, кроме Германии, отказываются от Евро. В итоге, некогда единая европейская валюта становится немецкой национальной денежной единицей. В этом случае инвесторы могут быть менее обеспокоены политическими и другими рисками, поскольку знают, что стоит за валютой. Как и в первом случае, после некоторой паники и продаж евро может вернуть ранее утраченные позиции. Вопрос только в том, захочет ли этого экспортноориентированная Германия, для которой дорогой евро – не есть благо.

При этом, вне зависимости от того, по какому сценарию мог бы пойти раскол в Еврозоне, основного бенефициара от подобного события легко можно назвать уже сейчас. Массовое бегство капитала из Европы перенаправит огромные потоки средств в США, и в первую очередь, на американский долговой рынок. Таким образом, проблема рефинансирования астрономического объема госдолга (свыше 16 трлн. долларов) у американцев тут же отпадет. Более того, ставки по новым займам резко снизятся. В итоге США продолжат контролировать практически всю мировую экономику.

Алексей Вязовский, ведущий аналитик ФГ "Калита-финанс"

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

Слабый союз

Слабый союз Перспективы развития долгового кризиса в странах Еврозоны – вопрос, который тревожит многих и особенно тех, кто пристально следит за судьбой всех европейских активов. Некогда один из самых стабильных регионов, сегодня говорит нам о существовании врага, которого невозможно одолеть в одиночку. Греция, Ирландия, Португалия, Испания, вот далеко не весь список европейских стран, которые некоторое время назад столкнулись с очень серьезными проблемами по обслуживанию своего суверенного долга.

На предстоящих выходных в Афинах пройдут парламентские выборы. В зависимости от того, какая политическая партия, одержит победу, можно будет более конкретно говорить о судьбе Греции. Да именно так, потому что греческие проблемы это непросто финансовые трудности, а проблемы, которые уже практически выпроводили страну из состава валютного блока. Многие аналитики , в том числе из RMB company, считают, что Греция просто обязана сделать все, чтобы сохранить свое членство в составе Евросоюза. Это своего рода сигнал для общественного мнения, которое будет высказано уже в это воскресенье.

По словам премьер-министра Греции Лукаса Пападимоса, привести в порядок государственные финансы и восстановить конкурентоспособность страны возможно только при поддержке европейских финансовых институтов. Что касается последствий выхода из состава Евросоюза, то они были бы катастрофическими: рост инфляции, падение реальных доходов и, ввиду недоверия со стороны инвесторов, крах банковской системы. Существуют экономические модели, прогнозирующие, что инфляция может разогнаться до 50%, а показатель реального ВВП продолжить падение и снизится еще на 30%. Если сюда добавить еще и социальные последствия, то становится очевидным что, воскресные выборы, в самом прямом смысле, станут голосованием греков за собственное будущее. Для потенциальных инвесторов это отличная возможность провести, возможно, самую перспективную и прибыльную сделку этого года. Рисковые активы наверняка продемонстрируют чудеса волатильности.

Греция это еще не вся проблемная Европа. Не так давно, другая европейская страна, уже калибром побольше, тоже обратилась за финансовой поддержкой в ЕС. Речь идет об Испании, которой согласились выделить 100 млрд. евро для целей рекапитализации банковской системы. Естественно, это не безвозвратная сумма, а кредит, который сразу же налагает на заемщика определенные долговые обязательства. Срок погашения по данному кредиту 10-15 лет со ставкой 3% годовых. Меморандум о взаимопонимании с ЕС по этому вопросу должен быть подписан с 21-28 июня.

Многие инвесторы, считая, что ситуация в Европе уже приблизилась к точке невозврата, полагают, что финансовая помощь банкам Испании не сможет остановить всепоглощающее распространение долгового кризиса. И уже совсем тревожно стало тогда, когда ряды проблемных регионов пополнила Италия. Доходность десятилетних облигаций недавно превысила 6,3%, что является максимумом с января этого года. Во вторник 13 июня Италия продала казначейские векселя со сроком обращения 364 дня на 6,5 млрд евро. Средневзвешенная доходность при размещении подскочила до 3,972% по сравнению с 2,34% на предыдущем аукционе, прошедшем 11 мая. Учитывая, подобную доходность, можно констатировать, что и это размещение оказалось провальным. Что касается финансовой помощи, то если Италия обратиться за ней, сумма окажется колоссальной и по подсчетам инвестиционной консалтинговой корпорации RMB company может составить более 300 млрд. евро.

Валютный блок явно переживает сейчас не самые лучшие времена, но, как говорится, нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить. Поскольку, Евросоюз создавался в целях содействия экономическому и социальному прогрессу, очевидно, что исключение из него страны-члена, укажет на явную слабость всего региона. Этого допустить нельзя. Тем более если рассматривать преимущественно экономические последствия такого сценария, можно резюмировать, что сама Европа, лишившись единства, и пострадает больше всего.

RMB company


ТЕНДЕНЦИИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Мировая финансовая реформа: мечта или реальность?

Пол Волкер, бывший глава Федеральной резервной системы США

Вряд ли кто-то сомневается в том, что существующие финансовые системы крайне не надежны и часто ломаются. Азиатский механизм заклинило в 1990-х годах, а спустя десятилетие, вышли из строя системы в США и Европе. Цена остановки роста и высокой безработицы непомерно высока.

Но, если мы не придем к согласию по ключевым вопросам, эффективность реформ существенно снизится, а многие откажутся от них и вовсе. Свободное перемещение денежных средств, свободные рынки, свободные люди - все словно создано для того, чтобы уйти от правил, уклониться от налогов - могли бы послужить приемлемым и даже действенным ограничителем для избыточных государственных интервенций, но только не в том случае, если в стремлении к полному откажу от регулирования мы не примем необходимые этические стандарты и правила осмотрительности.

Самое важное, пожалуй, это последовательный согласованный подход к ликвидации последствий неминуемого краха "системно значимых" институтов. Налогоплательщики и правительства уже устали спасать кредиторов, опасаясь, что их банкротство приведет к губительным последствиям, хотя на самом деле, такие спасательные операции лишь позволяют компаниям без опаски рисковать деньгами. Почему бы и нет? Они же знают, что к ним придут на помощь.

В соответствии с новым законом, в США на место существующих процедур банкротства приходят новые, которые требуют дробления компаний банкротов - путем продажи, слияний или ликвидации. Но такой подход принесет положительные результаты, если его начнут использовать и в других странах мира, в первую очередь, в Великобритании и ключевых финансовых центрах.

Жесткой идентичности регулирующего законодательства не требуется. Например, Штаты и Великобритания могут идти разными путями в том, что касается защиты коммерческих банков от спекулятивной торговли, но основные задачи политики везде должны быть одинаковыми, хотя, возможно, и менее жесткими таким, где банковский бизнес придерживается иных традиций, а торговля имеет ограничения. В любом случае, другие юрисдикции не должны идти против ограничений, наложенных властями в стране регистрации компании.

Реформа международной валютной системы тесно связана с этой проблемой. На самом деле, у некоторых наблюдателей может возникнуть вполне разумный вопрос "а есть ли у нас вообще система"? По сравнению с Бреттонвудским соглашением и понятной схемой золотого стандарта, то, что у нас сейчас не слишком похоже на систему. Современным правительствам еще не удавалось последовательно применять определенные правила, а официально одобренной и контролируемой международной валюты не существует.

Конечно, сейчас идеальной, хорошо структурированной и работоспособной валютной системы в сложившихся условиях добиться трудно: рынки и потоки капитала выросли, стали капризнее и прихотливее. Мировая экономика выросла - развивающиеся рынки начали стремительно расти и процветать - а система не стала более организованной и упорядоченной.

Однако, мы часто забываем о том, что в основе последовательных финансовых кризисов 1990-х лежит именно отсутствие четкой международной валютной системы. О том, какую роль этот печальный факт сыграл в кризисе 2008 года, можно даже не вспоминать. Это известно всем. Прежде всего, в глаза бросаются устойчивые и, в определенном смысле, дополняющие друг друга дисбалансы США и Азии.

С 2000 по 2007 годы совокупный дефицит текущего счета в Штатах достиг примерно 5.5 трлн. долларов, при этом валютные резервы в Китае и Японии увеличились примерно на такую же сумму. Китай понял, что ему выгодно поддерживать крупный торговый профицит при помощи высокой нормы внутренних сбережений и иностранных инвестиций, которые помогали ему расти и развиваться в промышленном плане.

США же, напротив, столкнувшись с вялым ростом, были не против экстремально высоких уровней потребления за счет сокращения частных сбережений и раздувания пузыря на рынке недвижимости, который в один прекрасный момент лопнул и наделал много шума.

Практический и очевидный вывод таков: если страна решает свои проблемы исключительно доступными ей политическими инструментами, ее приоритеты, в конечном счете, приведут к возникновению крупных дисбалансов. Но рано, или поздно они будут скорректированы - если не внутренней политикой или хорошо налаженной международной валютой системой, то финансовым кризисом.

Не так давно, мы расслабленно теоретизировали о том, что плавающие валютные курсы заменят процедуры международных корректировок. Но в реальности, многие страны пришли к выводу, что им не нужны или не выгодны плавающие валюты.

Что же делать, приходится признать, что для участия в открытой мировой экономике придется пожертвовать частью собственного экономического суверенитета. Или, иными словами, от стран требуется желание и готовность координировать политики. Вот, что можно сделать?

- Более жесткий контроль со стороны Международного валютного фонда и жесткие обязательства со стороны государств следовать "установленным практикам" и согласованным нормам.

- Прямые и открытые рекомендации МВФ, Большой двадцатки и других институтов, после обязательных консультаций.

- Квалификация или дисквалификация в отношении использования кредитных линий МВФ или других кредитных организаций (например, своп-линий центральных банков).

- Процентные или другие финансовые штрафы или способы мотивации в отношении установленных правил.

Если подходы, основанные на ошибках прошлого, кажутся не достаточно эффективными, возможно, стоит разработать новый подход, ориентированный на колебания валютных курсов. Для этого потребуется договориться о неком "равновесном" валютном курсе с достаточно широким диапазоном, который позволит валютам колебаться, а рынкам применять свои дисциплинарные инструменты. Однако отдельные страны все равно будут ориентироваться на интервенции и экономические политики, направленные на защиту равновесного курса, или же, в крайних случаях, международные власти могут разрешить агрессивную интервенцию со стороны торговых партнеров.

Подходящая резервная валюта и адекватная международная ликвидность - еще одна проблема. Доллар долгое время считался наиболее оптимальным решением, однако, теперь слышны жалобы на то, что Штаты пользуются незаслуженным преимуществом. Но дефициты платежного счета идут во вред США и подрывают конкурентоспособность международной экономики. А остальные страны мира хотят гибкости, которую обеспечивает валюта крупнейшей, сильнейшей и наиболее стабильной экономики.

Количество резервной валюты должно быть ограничено, но при этом ее должно хватать для удовлетворения крупных и непредсказуемых нужд неспокойного финансового мира. И, наконец, нужно поддерживать уверенность в ее стабильности и доступности, что подчеркивает целесообразность использования для этого национальной валюты, или, возможно, нескольких национальных валют.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate


Прыг: 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100