ТЕНДЕНЦИИ >> БАНКОВСКИЙ СЕКТОР

Кандидаты на банкротство есть в топ-50 банков РФ

Среди первых 50 российских банков есть кредитные организации, находящиеся в предбанкротном состоянии. Об этом заявил Михаил Задорнов, глава банка ВТБ 24. «Есть ли среди крупных банков находящиеся в предбанкротном состоянии? Есть, и рынок их знает. Будет ли у них ЦБ отзывать лицензию - не знаю», - сказал он.

Михаил Задорнов отметил, что Центробанк продолжит работу по санированию банковской системы, но это будет более равномерный, упорядоченный процесс.

«Можно сказать, что системообразующими, не в соответствии, конечно, с базельскими стандартами, являются около двухсот банков. И Мастер-Банк, и банк "Пушкино" входили в их число, и то отзыв у них лицензий не имел значительных последствий для рынка. Даже если отозвать 100 лицензий, это не будет иметь никакого значения с точки зрения экономики. Я, конечно, не предлагаю этого делать. Этого никто не заметит, кроме собственников и узкого круга вкладчиков», - цитирует Михаила Задорнова «РБК».

Отметим, политику ЦБ РФ в отношении неблагонадежных банков положительно оценивает МВФ. Также позитивно оценивает меры Центробанка РФ по расчистке банковского сектора и международное рейтинговое агентство Fitch. На прошлой неделе в телеинтервью российским СМИ премьер-министр Дмитрий Медведев высказал мнение, что твердая позиция Центробанка РФ по отношению к проблемным банкам сделает российскую банковскую систему еще более устойчивой.

Накануне бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что массовый отзыв лицензий у недобросовестных кредитных организаций приводит к нежелательному закрытию малых банков. По его словам, добросовестные мелкие банки просто вымываются с рынка. Борис Титов призвал ЦБ остановить волну закрытия небольших банков.

Источник: Klerk.ru


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

ЕС отдаст украинский рынок США, а население оставит в бедности

Ассоциированная с ЕС Украина окажется в торговом плену у США наряду с ЕС. Вместо развития экономики она станет рынком сбыта и источником дешевой рабочей силы. К такому заключению пришли сотрудники Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Трансатлантическое соглашение о свободной торговле, подготовляемое США и ЕС, станет для европейских стран «планом Маршалла наоборот». Оно позволит США решать свои экономические проблемы за счет Европы, в чем немалую роль может сыграть Украина.

В 2012-2013 годах американская политика экспортной реиндустриализации уперлась в собственный успех. «Наращивая вывоз товаров и ограничивая, шаг за шагом, импорт, США активизировали кризис в других странах», – отмечает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. По его словам, у администрации Барака Обамы возникла потребность в том, чтобы закрепить за собой больше пространства. «Для США сейчас немаловажно ослабить БРИКС, сбить зарождающуюся волну интеграции на постсоветском пространстве и увести Украину к ЕС», – подчеркивает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. По его оценке, это должно облегчить Вашингтону создание Трансатлантической зоны свободной торговли. Но проблемой остается недовольство европейцев политикой и устройством Евросоюза.

Согласно докладу «Украина, ЕС и Трансатлантическое партнерство» инициативы «Постглобализация» (вышедшему 6 декабря 2013 года), Украина занимает важное место в планах США. Европейская политика Вашингтона направлена на то, чтобы включить Евросоюз и ассоциированные с ним страны в общий рынок с Соединенными Штатами, а также, возможно, Канадой и Мексикой. Это должно расширить американский вывоз в Европу и увеличить товарооборот. Евросоюз готов к созданию Трансатлантической зоны свободной торговли, которая может начать действовать уже в 2014 году. Более всего в Европе от новых правил выиграет Германия, хотя ожидаемый рост в ней оценивается намного ниже американского. Другие страны должны будут выполнять роль рынков сбыта и поставщиков дешевой социально незащищенной рабочей силы. В результате «американизации» Европы США будут экспортировать кризис, ослабляя его у себя.

Пресс-служба ИГСО


ТЕНДЕНЦИИ >> РАЗНОЕ

Основные направления инновационно-технологического сотрудничества России и государств СНГ

Необходимость, перспективы и основные направления инновационно-технологического сотрудничества России и государств СНГ

В основе мирового геополитического баланса лежат экономические интересы международных промышленных и финансовых групп, экономических союзов и отдельных государств.

С учетом новой расстановки сил в мире и смещения акцентов в сторону поляризации интересов Запада и Востока, промышленно развитых и развивающихся стран, углубление кооперации и экономической специализации на высоком технологическом уровне может стать для России основой и гарантией безопасности. Одной из важнейших составляющих этой гарантии безопасности и успешного экономического развития страны может стать глубокая интеграция Российской Федерации с бывшими республиками СССР, а также с государствами Азии, Африки и Латинской Америки, традиционно заинтересованными в активном сотрудничестве с Россией. Интеграция даст возможность получать капитал и внедрять новейшие технологии, необходимые для развития национальной экономики, позволит обеспечивать заказами отечественную промышленность, увеличивать валютные поступления за счет наращивания экспорта отраслей «традиционной специализации» России и в первую очередь в перечисленные регионы, готовые к интеграции в силу природно-географических и исторических условий. За счет этой деятельности возможно не только обеспечить приток экспортных доходов, а следовательно, и источников технологического перевооружения отечественных промышленных предприятий, но и создать долгосрочную кооперацию с данными государствами, позволяющую влиять как на их экономическое развитие, так и на политическую ориентацию.

Кроме того, любая инновационная политика государства неэффективна без наращивания экспорта продуктов инновационной деятельности предприятий, а на первоначальных этапах экспорт возможен только в страны с более низким технологическим потенциалом, отдающие России преференции в политической и экономической сферах. Такая кооперация позволит одновременно развивать и их традиционные отрасли промышленности и сельского хозяйства, сориентированные на Россию, обеспечить занятость их населения и, как следствие, ограничить приток неконтролируемой миграции в Россию, приводящей к оттоку более чем 19 млрд долл. ежегодно и серьезному обременению социальной сферы нашего государства. В свою очередь, емкий российский рынок с его благоприятными природными условиями, квалифицированными трудовыми ресурсами и научным потенциалом может представлять существенный интерес для иностранных инвесторов. Современный этап развития мировой экономики характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран. Интеллектуальные ресурсы вкупе с новейшими технологиями не только определяют темпы экономического роста, но и служат показателем уровня независимости и благосостояния страны. Они обеспечивают конкурентоспособность национальных экономик, их место на перспективных международных рынках, ставят в зависимость инновационные системы отдельных стран и целых регионов.

В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 3 трлн долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США около 700 млрд долл., Германии — 530, Японии — 400 млрд долл. Во второй половине 90-х годов правительства практически всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные прежде всего на распространение инноваций. Во всех странах Западной Европы были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. В настоящее время эти страны переходят к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей интенсивное развитие международного научно-технического сотрудничества и создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики.

Таким образом, альтернативы инновационному развитию экономики не существует. Сырьевая экономика, присущая большинству стран СНГ, делает их зависимыми от конъюнктуры мировых цен на сырьё, а их доля на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции по различным оценкам ничтожно мала, например доля России — всего 0,3%, при этом доля США — 36%, Японии — 30%. И это при наличии огромного научно-технического потенциала бывших республик СССР. Одним из факторов отставания является длительное недофинансирование сектора науки в государствах — участниках СНГ. За последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля ВВП, направляемая на финансирование науки, составляет 2,1–3%, в том числе в США — 2,1%, Швеции — 3,6%, Финляндии — 3,4%. Япония по этому показателю стоит на 4-м месте в мире, Германия — на 9-м, Франция — на 10-м, Великобритания — на 18-м. На постсоветском пространстве за годы рыночных реформ этот показатель в среднем снизился до 0,3–0,4% ВВП, что характерно для стран третьего мира.

Пассивными остаются государства — участники СНГ в патентовании своих разработок. Мировыми лидерами по числу патентов, характеризующих уровень инновационного развития, являются Япония (около 124 тыс.), США (более 83 тыс.) и Южная Корея (34 тыс.). В государствах — участниках СНГ в 2005 году было зарегистрировано 690 патентов, в то время как в Японии — более 45 тыс., в Германии — 22 тыс., в Финляндии — более 2 тыс. патентов, т.е. в 3 раза больше, чем во всех государствах — участниках СНГ. Не могут считаться удовлетворительными темпы коммерциализации результатов НИОКР в государствах — участниках СНГ. Доля успешно доведенных до коммерческого продукта и полностью соответствующих требованиям стандартов рынка инновационных проектов из общего числа реализуемых в странах Евросоюза за счет роста капитализации объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в 2004 году составляла не менее 78% общего количества инновационных проектов, в 2005-м — не менее 89%, а в 2006-м — до 94%. Для государств — участников СНГ доля успешных на рынках результатов инновационной деятельности пока не превышает 4%. По оценкам восприимчивости предприятий промышленности к инновационным процессам, характеризующейся долей активных предприятий, в России доля инновационно активных предприятий составляет 7,7%, в Республике Беларусь — 13,9%, тогда как в США средний показатель инновационной активности — около 30%. Как следствие, существует значительное отставание государств — участников СНГ по доле экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного экспорта. Так, в США данный показатель составляет 30%, в странах ЕС — 20%, в Китае — 6%, в России — 4,5% (по экспертным оценкам, пороговое значение для устойчивости экономики — 15%). Для государств — участников СНГ в настоящее время принципиальное значение имеет использование интеграционного потенциала для инновационного обеспечения процесса устойчивого развития.

Для решения основных задач инновационного развития Россия и государства СНГ имеют огромный совместный потенциал:

  • природные ресурсы, развитую минерально-сырьевую базу и транспортную инфраструктуру;
  • значительный технологический потенциал оборонных и смежных с ними гражданских отраслей промышленности;
  • резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;
  • значительный научно-технический потенциал, большое количество патентов, ноу-хау, высококвалифицированные научные кадры;
  • систему высшего образования мирового уровня.

Однако необходимо учитывать и такие факторы, как:

  • дефицит денежных ресурсов, непосредственно влияющий на инновационную активность производств реального сектора экономики;
  • технологическая отсталость и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции отдельных отраслей промышленности;
  • неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
  • отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры;
  • несовершенство, а кое-где и отсутствие нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
  • слабая работа в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Решение указанных проблем возможно только в рамках создаваемого межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем и придающего устойчивый и — главное — системный характер инновационному развитию.

Концепция развития инновационно-технологического сотрудничества СНГ должна предусматривать:

  • создание научного пространства без национальных границ, что позволит сгладить различия в уровнях научного и инновационного развития между странами-участницами, повысить конкурентоспособность, увеличить число новых рабочих мест;
  • повышение эффективности использования финансовых ресурсов для привлечения инвестиций в инновационную сферу;
  • расширение мобильности научно-технических кадров, особенно молодых ученых и женщин, более активное привлечение специалистов из стран третьего мира;
  • укрепление конкурентоспособности предприятий, прежде всего малого и среднего бизнеса;
  • стимулирование инновационного процесса, включая создание экологически «чистых» инноваций;
  • ускорение создания инновационного информационного общества;
  • стимулирование энергосбережения и использование альтернативных источников энергии во всех секторах экономики, включая транспорт.

Основное значение инновационных программ Союзного государства должно состоять не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик двух стран, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций. Превращение двустороннего научно-технического сотрудничества в реальный инструмент стабилизации и подъема экономик России и государств СНГ и наращивания их научно-технического потенциала в условиях формирования рыночной экономики и демократизации общества требует создания координационной структуры. Такой структурой должна стать российско-белорусская Ассоциация инновационно-технологического сотрудничества (АИТС).

Деятельность АИТС направлена на достижение следующих долгосрочных стратегических целей России и СНГ:

  • содействие переходу государств на инновационный путь развития;
  • полноправное и экономически эффективное участие России и государств СНГ в глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и наукоемкого производства;
  • повышение уровня конкурентоспособности науки и технологий, совместный выход на мировой рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;
  • развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно-технологической составляющей стран в международном научно-техническом сотрудничестве (МНТС);
  • гармонизация и адаптация инфраструктуры МНТС России и государств СНГ к мировой практике;
  • обеспечение научно-технологической безопасности СНГ.

Основными направлениями политики АИТС в области МНТС должны стать:

  • рациональное сочетание поддержки продвижения наукоемкой продукции на мировые рынки с созданием благоприятного климата для роста инновационной активности зарубежных структур в России и СНГ и использования в промышленности передовых зарубежных технологий, в том числе на основе иностранных лицензий;
  • стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации российских гражданских технологий на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг, создание льготных инвестиционных, налоговых и других условий в тех научно-технологических и инновационных областях, которые определены как приоритетные;
  • создание свободных экономических зон или зон коммерциализации российских технологий, включая технопарки, технологические инкубаторы и научно-производственные комплексы наукоградов, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций;
  • содействие формированию на территории СНГ, в том числе с зарубежными фирмами, научно-исследовательских и инновационно-технологических структур с участием венчурного капитала и частных инвесторов;
  • разработка конкретных организационно-правовых механизмов, создающих условия для совместной с зарубежными партнерами коммерциализации технологий;
  • развитие контактов с инновационно-технологическими структурами, инновационными сетями и программами;
  • использование трансфера технологий из промышленно развитых стран для их внедрения в отечественную промышленность в целях развития импортозамещающих производств и повышения конкурентоспособности российской экономики;
  • совершенствование еще недостаточно разработанных в России и СНГ правовых, организационных и финансовых механизмов функционирования государственно-частных партнерств в сфере науки и технологий, технологических альянсов, консорциумов и пр.;
  • активизация контактов с аккредитованными в России и СНГ зарубежными фирмами с целью выявления иностранных партнеров для организации совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций;
  • создание условий, обеспечивающих заинтересованность организаций СНГ и зарубежных участников международного инновационного взаимодействия в эффективном партнерстве с государственными структурами;
  • разработка межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров. Особое внимание следует при этом уделять восстановлению имевших место в бывшем СССР кооперационных связей с учетом современных реалий, сохранению и развитию научных школ, совместному использованию уникальных научных объектов и сооружений;
  • формирование правовых основ общего научно-технологического пространства Содружества, а также двустороннего научно-технического сотрудничества.
  • развитие интеграционных связей в сфере науки и техники — на первом этапе на базе координации совместных действий, а в последующем — в рамках согласованной научно-технической политики государств;
  • определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники; достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований; гармонизация национальных законодательств в области экспортного контроля; исключение дублирования в проведении исследований и разработок и наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов;
  • выработка в рамках отношений со странами — членами «восьмерки» и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) общей стратегии регулирования глобальных интеграционных процессов в области науки, технологий и инноваций;
  • использование возможностей правительственных и неправительственных международных организаций для привлечения иностранных инвестиций и зарубежного венчурного капитала в научную и инновационно-технологическую сферу СНГ;
  • создание общего научно-технологического пространства в рамках СНГ как приоритетного направления МГНТС;
  • активизация двусторонних отношений в сфере науки и техники в рамках СНГ;
  • активизация межгосударственного обмена научно-технической информацией в рамках СНГ;
  • наращивание сотрудничества с ведущими в научно-технологическом отношении государствами (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и др.) в интересах получения новых знаний по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, укрепления позиций отечественных научных школ в мировой системе разделения труда в области науки, участия в решении глобальных проблем современности и осуществления проектов меганауки, применения зарубежного опыта для реформирования российской науки;
  • использование механизмов научно-технического сотрудничества с промышленно развитыми странами — членами ЕС и ОЭСР в целях диверсификации источников финансирования отечественных исследований и разработок, привлечения зарубежных инвестиций в интересах совершенствования инфраструктуры и экспериментальной базы отечественной науки, роста наукоемкости российской экономики;
  • содействие созданию в СНГ международных научно-технических организаций на базе отечественных научно-исследовательских центров с привлечением материальных и финансовых ресурсов новых индустриальных государств, подготовке научных кадров этих стран в России и СНГ;
  • проведение работы, направленной на расширение экспортных поставок российских и др. государств СНГ технологий, научно-технологического оборудования и оказания услуг в сфере науки и технологий;
  • увеличение удельного веса инновационно-технологического сотрудничества в общей структуре МНТС, объемов коммерциализации российских технологий на мировом рынке;
  • привлечение зарубежного капитала, в том числе венчурного, для инвестирования в наукоемкие проекты, направленные на развитие отечественной производственной сферы;
  • переход СНГ в международном инновационно-технологическом сотрудничестве к использованию мировой практики коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл — от фундаментальных исследований до реализации конечной продукции на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг;
  • формирование международных «интеграционных ядер роста» посредством создания на территории СНГ технологических альянсов, совместных предприятий, научно-производственных консорциумов для совместной деятельности зарубежных и российских инновационно-технологических фирм, в том числе малого и среднего бизнеса, ГНЦ, ФЦНВТ, ИТЦ и ИПК в области высоких технологий;
  • выявление и устранение препятствий для развития международного научно-технического и инновационного партнерства и межфирменной кооперации в области высоких технологий, наукоемких товаров и услуг;
  • развитие и углубление взаимовыгодного инновационного сотрудничества в рамках общего научно-технологического и экономического пространства государств-участников СНГ;
  • активизация совместной инновационной деятельности с каждым отдельным государством Содружества;
  • организация сотрудничества в области развития инновационной инфраструктуры России с сетями инновационных инфраструктур (в частности, с информационными релей-центрами ЕС) и инновационными инфраструктурами и программами Европы и промышленно развитых стран (в частности, V Рамочная программа ЕС, программа ТАСИС, МНТЦ);
  • привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики СНГ, а также для развития отечественных инновационных систем, приближающихся к мировым стандартам. Подготовка управленческих кадров для инновационного предпринимательства и создание эффективных механизмов коммерциализации технологий;
  • развитие контактов с Европейским банком реконструкции и развития, Европейской ассоциацией венчурного капитала, а также венчурными фирмами зарубежных стран и частными инвесторами в целях их привлечения к финансированию рисковых проектов на территории Российской Федерации и ее отдельных субъектов, в том числе с участием российских малых и средних фирм;
  • развитие сотрудничества с новыми индустриальными странами, в первую очередь с Республикой Корея, Таиландом, Индонезией, Малайзией, Филиппинами и др., для коммерциализации российских технологий и привлечения необходимых для этого инвестиций, совместного выхода на мировой рынок наукоемких товаров и услуг;
  • отработка пилотных моделей международного партнерства и кооперации с новыми индустриальными странами в области коммерциализации технологий и межфирменного сотрудничества путем организации совместных наукоемких производств, в том числе в свободных экономических зонах этих стран;
  • – стимулирование экспорта Россией и государствами СНГ высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, включая инжиниринговые услуги, в Бразилию, Египет, Индию, Иран, Мексику, ЮАР и другие развивающиеся страны;
  • восстановление научно-производственных связей со странами Центральной и Восточной Европы на основе модернизации производственных объектов, созданных при содействии СССР, на базе новейших достижений науки и техники;

расширение присутствия организаций и предприятий СНГ в этих странах, занятие российской «ниши» на рынках высоких технологий, наукоемких товаров и услуг этих стран, в частности Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Для повышения эффективности финансирования и косвенного стимулирования МНТС СНГ в рамках Ассоциации будет также необходимо:

  • разработать порядок государственного финансирования проектов МНТС;
  • создать международный банк/фонд СНГ;
  • совершенствовать, с учетом зарубежного опыта, порядок и механизмы совместного с зарубежными партнерами финансирования проектов, исходя из того, что проекты международного партнерства государства и частного сектора должны финансироваться из средств госбюджета только в рамках национальных приоритетных направлений развития науки и технологий и только в случае дальнейшей коммерциализации технологий и их промышленного освоения зарубежным партнером преимущественно на территории СНГ. Предусматривать в этой связи использование средств Бюджета развития для финансирования наиболее важных проектов такого рода;
  • разработать организационно-правовые механизмы, стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных частнопромышленных и банковско-кредитных структур для финансирования международных инновационных проектов и предусматривающие предоставление для этого государственных гарантий и страхование рисков инвесторов и венчурных фондов, осуществляющих в рамках МНТС инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики России и СНГ;
  • сформировать механизм консультаций с зарубежными некоммерческими фондами-грантодателями в целях ориентации грантовых потоков для оказания поддержки российской и др. государств СНГ науке в приоритетных областях;
  • разработать механизмы привлечения иностранных инвестиций в сферу науки и технологий, в частности посредством создания бирж инноваций, открытых торгов ценными бумагами наукоемких фирм, участвующих в МНТС;
  • разработать предложения по усовершенствованию налогового законодательства в целях стимулирования процессов международной коммерциализации и экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг и обеспечить оперативное информирование российских и зарубежных партнеров по МНТС о предоставляемых льготах;
  • в целях повышения информированности участников сотрудничества и общественности о направлениях и задачах государственной политики в области МНТС, стимулирования процессов коммерциализации технологий осуществлять на постоянной основе сбор и обработку необходимой информации для формирования единой базы данных открытого доступа, включающей информацию по проектам МНТС в области науки и инноваций, ресурсам отечественных и зарубежных венчурных фондов, условиям участия в МНТС, включая необходимую документацию, критерии конкурсного отбора проектов и пр., обеспечить ее эффективное использование на базе современных информационных технологий, систем и сетей;
  • осуществить интеграцию государственных ресурсов научно-технической информации в мировое информационное пространство, способствовать созданию информационной инфраструктуры в области науки и технологий;
  • использовать возможности системы научно-технической информации России и СНГ для информационного обеспечения участников МНТС, оказания им маркетинговых и консультационных услуг, в том числе посредством использования интернет-технологий;
  • оказывать поддержку представления отечественных демонстрационных проектов передовых технологий на международных выставках и ярмарках.

В целях создания благоприятных условий для продвижения на мировые рынки технологий и наукоемких товаров, повышения уровня коммерциализации отечественных технологий и производства в России и СНГ на их основе конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для экспорта АИТС будет осуществлять комплекс мер, направленных на стимулирование экспортно-импортных операций с объектами интеллектуальной собственности, наукоемкими товарами и услугами, в частности:

  • возрастание доли наукоемкой продукции и услуг в структуре экспорта России и др. государств СНГ;
  • рационализацию импорта организациями и предприятиями СНГ высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе для проведения разработок и производства аналогичных или усовершенствованных, в сравнении с импортируемыми, товаров и услуг;
  • предоставление консалтинговых и инжиниринговых услуг в области экспорта и импорта наукоемкой продукции научно-техническим организациям и промышленным предприятиям СНГ, а также малым наукоемким фирмам, разработку экспортного каталога высоких технологий и наукоемкой продукции;
  • содействие в лицензировании экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе получаемых в результате международной коммерциализации технологий;
  • содействие в лицензировании импорта высоких технологий, не допускающих проникновение в СНГ устаревших и экологически деструктивных технологий;
  • проведение при заключении контрактов экспертной оценки возможных последствий для экспорта услуг и полученной в результате МНТС продукции, подпадающей под режим экспортного контроля;
  • гармонизацию системы сертификации и стандартизации с международными нормами и правилами и обеспечение соответствия экспортируемой и импортируемой высокотехнологичной продукции российским и международным стандартам;
  • содействие в патентовании за рубежом отечественных технологий.

Деятельность АИТС будет также содействовать обеспечению интересов научно-технологической безопасности России и СНГ и будет направлена на решение следующих задач:

  • сохранение и развитие научного и инновационного потенциала и защита прав на результаты научно-технической деятельности;
  • создание экономических условий востребованности науки;
  • регулирование процесса миграции научных кадров;
  • развитие территорий с высоким научно-техническим потенциалом;
  • участие науки государств СНГ в решении глобальных проблем человечества.

АИТС будет организована в виде ассоциации юридических лиц России и других государств СНГ, учрежденной государственными и негосударственными организациями, институтами, корпорациями, предприятиями и компаниями, для содействия ее членам в вопросах развития научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества, направленного на повышение эффективности их работы и обеспечение инновационного развития экономик России и СНГ.

Основное отличие АИТС от многочисленных, созданных ранее многосторонних и двусторонних комиссий, ассоциаций, объединений, клубов (осуществляющих в основном представительские функции — конференции, саммиты, встречи) состоит в том, что АИТС — это структура, деятельность которой направлена на практическое продвижение экономических интересов учредителей через реализацию программ на государственном и межгосударственном уровнях с учетом современной международной практики научно-технического сотрудничества, а также политических интересов отдельных групп стран. Даже очень крупные структуры России и других государств СНГ не могут в одиночку конкурировать на международных рынках, где сталкиваются интересы США, Западной Европы, Японии, Китая — стран, проводящих жесткую экспансионистскую политику.

В этих условиях можно эффективно продвигаться только в рамках совместных программ. Основными формами работы Ассоциации являются:

  • проведение глубокого и всестороннего анализа процессов международного инновационного развития, углубление международной специализации и, как следствие, совершенствование форм научно-технического сотрудничества.
  • подготовка аналитических материалов для руководства государств СНГ и издание информационно-аналитических бюллетеней, а также статистических сборников и прогнозов по развитию МНТС;
  • разработка (в интересах участников Ассоциации) и реализация инновационно-инвестиционных проектов в отраслях традиционной специализации экономик государств СНГ, включая организацию финансирования и строительство совместных объектов «под ключ» в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспортной и информационной инфраструктуры;
  • участие в подготовке законодательных актов и решений правительств России и стран СНГ по вопросам МНТС и планируемым инновационным проектам и программам;
  • оказание консалтинговых услуг по экономическим проблемам на территории Союзного государства и за рубежом;
  • организация и сопровождение в реализации программ членов ассоциации, включая содействие решению вопросов на форумах международных организаций на уровне глав государств или правительств, организацию многосторонних и двусторонних встреч с руководителями государств и органов государственного управления стран и международных организаций;
  • организация конференций, семинаров по указанным направлениям с привлечением руководителей отраслей и предприятий, государственных чиновников стран-участниц и третьих стран по темам, определяемым учредителями ассоциации.

АИТС могла бы выступить координатором межгосударственной программы инновационного сотрудничества стран СНГ. Решением Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года была принята Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года (далее — Программа). Структура Программы и задачи подпрограмм формировались с учетом новейших требований к формированию инновационных экономик, соответствуют стратегии экономического развития Евросоюза и ведущих промышленно развитых стран и позволят России и СНГ интегрироваться в мировые инновационные процессы. Так же как в новой Европейской стратегии экономического развития «Европа-2020», Программой СНГ предусмотрено создание единого пространства для исследований и инноваций, улучшение условий для инноваций (патентование, защита интеллектуальной собственности, стимулирование малых и средних предприятий), ускоренное развитие и перераспределение технологий, создание инструментов развития и поддержки инноваций (фондов, инновационных кластеров, упрощенного финансирования), усиление взаимодействия образования, науки и бизнеса. Особое внимание уделяется реформированию и созданию новой системы исследований, разработок и внедрения инноваций в рамках международной кооперации, а также формированию нового поколения кадров на основе гарантированной поддержки выпускников университетов, аспирантов и увеличения инвестирования исследований и инноваций.

Поэтому считаем, что ключевым элементом работы Оператора Программы должен стать не только поиск проектов из стран, участвующих в интеграционных процессах на Евразийском пространстве, но и поиск талантливых ученных и менеджеров венчурной индустрии для привлечения в инновационный сектор России.

Такой координатор мог бы наполнить Программу конкретным содержанием в соответствии с задачами пяти подпрограмм:

  • развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере;
  • мобилизация и развитие научно-технологического потенциала;
  • формирование системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества;
  • совместное эффективное использование и развитие инновационной инфраструктуры;
  • развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности.

Финансирование проектов, реализуемых в рамках Межгосударственных целевых программ (далее — МЦП), которым решением Совета глав правительств СНГ придан статус структурного элемента Программы, осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования МЦП СНГ, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года. Финансирование мероприятий и инновационных проектов, не включенных в МЦП, осуществляется за счет средств, поступающих из внебюджетных источников, и средств национальных бюджетов государств — участников СНГ в рамках национальных программ и/или в пределах средств, предусматриваемых министерствам и ведомствам на осуществление ими своих полномочий. При этом основное значение инновационных программ СНГ должно состоять не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций.
Пучков Николай Анатольевич

Об авторе.

С первых лет перехода России к рыночной экономике Николай Анатольевич Пучков руководил рядом крупных коммерческих структур. Но свой путь к вершинам бизнеса он начал гораздо раньше. Получив высшее экономическое образование в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, он получает назначение на должность старшего экономиста Внешторгбанка СССР. Так в 1977 году начинается его работа — изучение и организация кредитования кооперационного сотрудничества и инвестиционных проектов Минвнешторга СССР и иностранных компаний. В советский период он непосредственно участвует в разработке проектов и создании внешнеторговых совместных предприятий и объединений за границей, с участием иностранных фирм и компаний. Хорошо известны объединения «Техникон» в Италии, «Техноунион» в ФРГ и другие.

В конце бурных 1990-х годов он работает заместителем председателя АКБ «Автобанк» и президентом корпорации горнопромышленных технологий и инвестиций — здесь особенно четко прослеживается его профессионализм как ученого-экономиста и руководителя. Именно благодаря его усилиям была разработана комплексная программа восстановления предприятий горнорудной отрасли, которая с успехом была реализована на ряде объектов золотодобычи и цветной металлургии. Также для нуждающихся предприятий, у которых ситуация складывалась весьма критично, было организовано кредитование рядом российских банков и введен режим докредитования, что в прямом смысле обеспечило стабильность их работы и помогло выжить. Он раскрывается в этот период не только как дальновидный экономист-ученый, но и как успешный предприниматель. В своих выступлениях в «Коммерсанте», «Известиях», «Экономической газете», ряде других СМИ он смело и аргументированно подчеркивал необходимость решительных действий по сохранению экономических структур регионов; напоминал, что многие районы русского Севера и Сибири напрямую зависимы от того, как работают предприятия горнорудной и перерабатывающей промышленности, и любое ухудшение в их работе немедленно отражается на благосостоянии населения этих районов и складывающейся социальной обстановке.

Публикуются его научные статьи: «Информационное обеспечение процесса управления», «Система управления банком» и целый ряд других.

В 2000 году Пучков Н.А. по приказу Председателя Правительства Российской Федерации назначен на должность статс-секретаря — заместителя генерального директора Российского Агентства по государственным резервам. Возглавляет разработку новой научной концепции Госрезерва России. Кроме этого, он руководит созданием и реализацией программ, направленных на развитие ведущих отраслей промышленности России, — горнорудной, добычи и производства редких и драгоценных металлов, в том числе и программы развития крупнейших предприятий военно-промышленного комплекса и лесного хозяйства, банков и финансовых структур. Одновременно Пучков Н.А. работает членом комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов. Тем более что в конце 90-х он принимал непосредственное участие в разработке научной концепции по созданию концернов «Газпром» и «Роснефть», и вполне естественно, что использование его знаний в этой сфере было просто необходимо. С 2006 года Н.А. Пучков работает профессором Московской Академии предпринимательства при Правительстве Москвы; осуществляет научно-педагогическую деятельность; является членом диссертационного совета по присуждению ученых степеней и защиты докторских и кандидатских диссертаций.

В настоящее время он продолжает научные разработки и их реализацию по организации финансирования и созданию международных консорциумов, проектов в сфере разработки природных ресурсов, строительству наукоемких перерабатывающих производств и агропромышленных комплексов.


Прыг: 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023
Шарах: 100