СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Формы и условия получения банковских кредитов

Автор: Игорь Ярославович Лукaсeвич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Для удовлетворения своих потребностей в финансовых ресурсах предприятия могут привлекать различные виды займов. Эффективное использование займов позволяет расширить масштабы деятельности, повысить рентабельность собственного капитала, а в конечном итоге — и стоимость фирмы.

Источники и формы заемного финансирования достаточно разнообразны. Далее дана краткая характеристика сущности и особенностей наиболее популярных форм займов, применяемых в отечественной и мировой практике.

Заемное финансирование базируется на следующих основополагающих принципах, определяющих его сущность:

  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Принцип возвратности отражает необходимость полного возмещения заемщиком полученной суммы (основной суммы долга) в установленные сроки. В реальной практике выполнение этого требования заемщиком зависит от стабильности финансовых результатов его деятельности (выручка от продаж, прибыль и т. п.), а также от качества обеспечения займа.

Принцип платности выражает обязательность уплаты заемщиком процентов за право пользования в течение определенного времени предоставленными кредитором ресурсами. Процентные ставки по займам включают рыночную стоимость денег в зависимости от сроков и объемов, а также премии за риск, ликвидность и др., требуемые кредиторами.

Принцип срочности характеризует период времени, на который предоставляются заемные средства и по истечении которого они должны быть возвращены кредитору.

В общем случае заемное финансирование, независимо от формы привлечения, обладает следующими преимуществами:

  • фиксированная стоимость и срок, обеспечивающие определенность при планировании денежных потоков;
  • размер платы за использование не зависит от доходов фирмы, что позволяет сохранять избыток доходов в случае их роста в распоряжении собственников;
  • возможность поднять рентабельность собственного капитала за счет использования финансового рычага;
  • плата за использование вычитается из налоговой базы, что снижает стоимость привлекаемого источника и капитала фирмы в целом;
  • не предполагается вмешательство и получение прав на управление и др.

К общим недостаткам заемного финансирования следует отнести:

  • обязательность обещанных выплат и погашения основной суммы долга независимо от результатов хозяйственной деятельности;
  • увеличение финансового риска;
  • наличие ограничивающих условий, которые могут влиять на хозяйственную политику фирмы (например, ограничения на выплату дивидендов, привлечение других займов, слияния и поглощения, оформление в залог активов и т. п.);
  • возможные требования к обеспечению;
  • ограничения по срокам использования и объемам привлечения.

Помимо общих, каждая конкретная форма заемного финансирования может иметь собственные преимущества и недостатки, вытекающие из ее специфики.

Основными формами заемного финансирования являются: банковский кредит ( bank loan), выпуск облигаций ( bond), аренда или лизинг ( leasing).

Банковский кредит

Кредит (от лат. credo — «верю») представляет собой классическую и наиболее известную форму заемного финансирования предприятий.

Субъектом кредитования является юридическое или физическое лицо, претендующее на получение денежных ресурсов на условиях займа и отвечающее требованиям, предъявляемым кредиторами (как правило, коммерческими банками) к заемщикам.

Доступность кредитов для юридических лиц зависит от различных факторов: макроэкономической ситуации, организационно-правовой формы ведения бизнеса, отрасли, вида деятельности, финансового состояния, кредитоспособности и др.

Объектом кредитования выступают цели, на которые заемщику требуются средства. При получении кредита предприятия обычно преследуют следующие цели:

  • финансирование оборотного капитала (текущей деятельности);
  • финансирование инвестиционных проектов (капитальных вложений);
  • рефинансирование ранее привлеченных займов;
  • финансирование сделок по слияниям и поглощениям и др.

Кредиты на пополнение оборотных средств являются краткосрочными (до 1 года). Как правило, их получение занимает немного времени (до двух недель). В большинстве случаев при их предоставлении банки не требуют залогового обеспечения в виде основных средств. Таким обеспечением служит будущая выручка предприятия либо приобретаемые товарные запасы (при условии их ликвидности). Однако банкам сложно контролировать сохранность запасов в количестве, необходимом для обеспечения кредита, а у предприятий по разным причинам может возникнуть потребность сократить их и запустить в оборот. Поэтому такой кредит легче получить предприятиям с хорошей деловой репутацией и устойчивым финансовым состоянием. Программы по кредитному финансированию оборотного капитала существуют практически в каждом российском банке.

Финансирование капитальных вложений — более сложная процедура, поскольку на эти цели обычно требуются значительные объемы средств, а сроки кредитования превышают 1 год. Предоставление залогового обеспечения в банк по таким кредитам является обязательным требованием независимо от масштабов деятельности предприятия, его репутации, финансовых показателей и т. д. В качестве отдельного направления можно выделить использование банковских кредитов для финансирования инвестиционных проектов, запускаемых «с нуля».

Рефинансирование ранее привлеченных заемных средств — получение нового кредита на более выгодных условиях и погашение с его помощью долга, привлеченного на менее выгодных условиях. Операции по рефинансированию в Российской Федерации, с одной стороны, имеют объективную основу в виде снижения процентных ставок по кредитам, а с другой — сдерживаются их короткими сроками, снижающими гибкость и эффективность данной операции.

Финансирование сделок по слияниям и поглощениям с привлечением заемных средств — операции, характеризующиеся значительным риском. Банки, выдающие кредиты в данных целях, стремятся компенсировать свои риски за счет повышенных требований к залоговому обеспечению и более высоких процентных ставок.

Необходимо различать кредит и кредитную линию. При предоставлении кредита на ссудном счете клиента отражается вся выданная ему сумма, на которую начисляются проценты в соответствии с условиями кредитного договора независимо от фактического использования заемщиком выделенных средств. С заемщиком заключается соответствующий кредитный договор. Предоставление кредита осуществляется либо разовым зачислением денежных средств на расчетный или валютный счет, либо их зачислением на указанные счета по согласованному графику, с указанием конкретных дат или периодов перечисления, определенных в условиях договора.

В случае предоставления кредитной линии на ссудном счете отражается фактическая задолженность (фактически использованные заемщиком средства), на которую и начисляются проценты. При этом заемщику устанавливается лимит кредитных ресурсов, в пределах которого он может их использовать. Кредитная линия бывает возобновляемая и невозобновляемая. Невозобновляемая кредитная линия открывается для осуществления различных платежей, связанных с одним или несколькими контрактами или партией товара, регулярными финансово-хозяйственными операциями, а также для покрытия периодически возникающих временных разрывов в платежном обороте предприятий. Рамочная кредитная линия открывается заемщику для оплаты отдельных поставок товаров в рамках контрактов, реализуемых в течение определенного периода, а также финансирования этапов осуществления затрат, связанных с реализацией целевых программ. Под каждую поставку (или этап целевой программы) заключается отдельный кредитный договор в рамках генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии. Обеспечение оформляется по каждому кредитному договору.

Финансовая практика выработала различные формы кредитов. Наиболее распространенным является так называемый срочный, или обычный, кредит, предоставляемый банком клиенту для целевого использования на фиксированный срок под определенный процент.

Овердрафт — форма кредитования, предоставляющая возможность клиенту получить краткосрочный кредит, как правило, без оформления обеспечения, сверх остатка средств на расчетном счете в пределах установленного для него лимита, величина которого зависит от кредитной истории, стабильности среднемесячных оборотов в банке и других факторов. Процентная ставка по овердрафту обычно выше, чем по обычному кредиту с обеспечением.

Онкольный кредит предоставляется заемщику без указания срока его использования (в рамках краткосрочного кредитования) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. При погашении этого кредита обычно предоставляется льготный период (по действующей практике — до трех дней).

Револьверный (автоматически возобновляемый) кредит предоставляется на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная «выборка» выделенных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Внесенные в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться предприятием в течение периода действиякредитного договора в пределах установленного кредитного лимита. Выплата оставшейся непогашенной суммы основного долга и процентов по нему производится по истечении срока действия кредитного договора. Преимуществом этого вида кредита являются минимальные ограничения, накладываемые банком, хотя уровень процентной ставки по нему обычно выше.

Инвестиционный кредит — это долгосрочный кредит (или кредитная линия) на реализацию проекта или программы на действующем предприятии. Поэтому наряду с типовыми требованиями, предъявляемыми к кредитоспособности заемщика и к обеспечению, при выдаче такого кредита банк тщательно изучает бизнес-план проекта (программы), на выполнение которого запрашиваются средства.

Ипотечный кредит может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятий в целом. Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховать его в полном объеме в пользу банка. При этом заложенное в банке имущество продолжает использоваться предприятием.

Синдицированный кредит — это кредит, организуемый пулом кредиторов для одного заемщика в целях финансирования масштабных хозяйственных программ или реализации крупных инвестиционных проектов. Характеризуется он следующими основными чертами:

  • совместная ответственность — пул кредиторов выступает по отношению к заемщику как единая сторона, все кредиторы несут перед заемщиком совместную ответственность;
  • равноправие кредиторов — ни один из банков не имеет преимуществ по взысканию долга, а все средства, поступающие в счет погашения кредита или от реализации обеспечения, делятся между ними пропорционально предоставленной сумме;
  • единство документации — все договоры многосторонние;
  • единство информации для всех участников сделки.

Этапы получения кредита

Многообразие форм и условий получения кредитов определяет необходимость выработки определенной политики управления этим процессом на предприятиях. Процесс получения кредита можно условно разделить на несколько этапов.

1. Первый этапопределение заемщиком потребности в кредитных ресурсах и параметров займа (вид кредита, объем, срок, приемлемая процентная ставка и т. д.), а также экономическое обоснование их использования.

Особое внимание следует уделять экономическому обоснованию потребностей в заемных средствах. По мнению большинства экспертов и специалистов коммерческих банков, для российских предприятий по-прежнему остается актуальной проблема неспособности заемщиков представить качественный бизнес-план или технико-экономическое обоснование (ТЭО). С одной стороны, это обусловлено ошибочными представлениями о степени важности этих документов при принятии решения банком, с другой — низким профессиональным уровнем специалистов, ответственных за их подготовку. Частое следствие низкого качества обоснования — повышение стоимости кредита (процентной ставки) либо даже отказ банка в предоставлении заемных средств.На данном этапе следует также предварительно выбрать предмет залогового обеспечения, исходя из собственных представлений о величине его стоимости.

2. Второй этапвыбор банка и проведение предварительных консультаций с потенциальным кредитором. На данном этапе предприятию необходимо сделать выбор в пользу того или иного банка и определить наиболее существенные условия кредитного соглашения.При выборе банка следует учитывать обязательные экономические нормативы его деятельности, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации. Помимо ликвидности и надежности, анализ нормативов позволяет определить максимальный объем средств, которые могут быть предоставлены этим банком в ссуду. Норматив, ограничивающий размеры предоставляемых кредитов, в стандартных случаях составляет25% от собственного капитала банка. Если же заемщик является акционером банка, то максимум ограничен 20%.

Практически обязательным условием предоставления кредита отечественными банками является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. Основное требование к залогу — его рыночная стоимость должна быть достаточной для компенсации банку основного долга по ссуде (сумма кредита), всех процентов в соответствии с договором за 1 год, а также возможных издержек, связанных с реализацией залога (пени, штрафы, судебные и прочие издержки при обращении взыскания на обеспечение).

Второе требование к залогу — оформление юридической документации таким образом, чтобы время, необходимое для его реализации в случае невозврата кредита, не превышало 150 дней. Очевидно, что имущество или права, передаваемые в качестве залога, должны быть ликвидными в отношении не только рыночного спроса, но и действующего законодательства.

В результате общая сумма обеспечения на практике превышает объем полученного кредита. Недостаточный объем залогового обеспечения — наиболее типичная и основная проблема, с которой сталкиваются предприятия в процессе привлечения кредита.

Для защиты от невозврата размещенных кредитов любой банк формирует резервы, которые используются для списаниябезнадежной ссудной задолженности. Размер таких отчислений зависит от качества выданного кредита.

Для определения размеров резервных отчислений банк классифицирует всю ссудную и приравненную к ней задолженность по установленным критериям и их признакам на четыре группы риска. Стандартные ссуды предполагают резервирование 1 % от суммы задолженности по кредиту; нестандартные — 20%; сомнительные — 50%; безнадежные — 100%.

Очевидно, что любой банк стремится к минимизации расходов по резервам, т. е. предпочитает, чтобы все предоставляемые ссуды относились к стандартным.

3. На третьем этапе, когда выбран банк-партнер и согласованы примерные условия кредита, предприятие направляет ему всю необходимую документацию: юридические документы, бухгалтерскую отчетность, ТЭО, бизнес-планы и т. п. Состав запрашиваемых документов зависит от конкретных параметров кредита и требований банка. На продолжительность данного этапа значительное влияние оказывает наличие или отсутствие всего объема необходимых документов.

Специалисты банков часто отмечают низкое качество предоставляемых бизнес-планов и ТЭО проектов, поэтому серьезный подход к их подготовке может существенно упростить процедуру получения кредита. Не стоит забывать и о важности человеческого фактора. Например, репутация и уровень профессионализма менеджмента играют значительную роль при принятии итогового решения кредитным комитетом.

4. На четвертом этапе, после передачи всей необходимой документации в банк, начинается процедура оценки заемщика.Обычно банки проводят всестороннюю экспертизу кредитной заявки и заемщиков. При этом оцениваются три основные группы факторов: правовые, финансовые и нефинансовые.

В процессе анализа правовых аспектов юридическая служба проверяет учредительные документы, полномочия лиц, которые будут подписывать договоры с банком, документы по обеспечению. Получая крупный кредит, заемщик должен предоставить все необходимые решения полномочных органов о совершении крупной сделки (свыше 25% от активов на последнюю отчетную дату). Если кредит предназначен для финансирования инвестиционного проекта, для расчетов по конкретным договорам или контрактам, банк обязательно проведет юридическую экспертизу этих документов.

Финансовая оценка проводится по данным бизнес-плана и отчетности предприятия. Каждый банк применяет свою методику оценки, однако используемые при этом показатели практически везде одни и те же — коэффициенты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и т. п. На практике многие банки ориентируются также на масштабы хозяйственной деятельности, критериями оценки которых является выручка от реализации, занимаемая доля рынка и др. Изучаются также финансовые и юридические связи потенциального заемщика: основные партнеры (поставщики, покупатели, кредиторы, арендодатели, арендаторы), учредители, дочерние компании.

К нефинансовым факторам относятся деловая репутация предприятия, его кредитная история и качество менеджмента.

Процедура предоставления кредитов во всех банках примерно одинакова — представители служб банка (кредитного, юридического отделов, службы безопасности) рассматривают поданные документы и составляют свои заключения. Если они положительны, вопрос о предоставлении займа выносится на рассмотрение кредитного комитета банка. После одобрения кредитного комитета с предприятием заключается кредитный договор.

В настоящее время кредитование реального сектора является основной операцией российских банков. Вместе с тем отечественные предприятия испытывают устойчивый дефицит кредитных ресурсов, в особенности для финансирования инвестиций. В качестве основных причин, сдерживающих рост инвестиционного кредитования, аналитики и эксперты отмечают острый дефицит краткосрочных заемных ресурсов (под оборот), невозможность удовлетворения инвестиционных потребностей крупных заемщиков из-за низкой капитализации и слабой ресурсной базы коммерческих банков, а также высокий уровень риска долгосрочных кредитов, который складывается из нескольких составляющих:

  • незначительное число высокоэффективных и тщательно проработанных инвестиционных проектов, в особенности у средних и небольших предприятий;
  • невысокий уровень менеджмента предприятий и достоверности их отчетности, вынуждающий изыскивать дополнительные способы контроля за заемщиком (что выливается в предоставление инвестиционных кредитов, как правило, только аффилированным структурам);
  • низкая рентабельность проектов в реальном секторе (по опросам предприятий, предельно допустимая ставка по капиталовложениям составляет в среднем 8—9% годовых) ставит банки перед угрозой недополучения прибыли и др.

В свою очередь, предприятия в качестве основного ограничения, препятствующего эффективному использованию кредитов, называют высокие процентные ставки (62% от числа опрошенных). Среди других отмечаемых ограничений — чрезмерные требования по обеспечению (53%), недостаточные сроки (38%) и объемы (17%) кредитования.

***

Подведем итоги. В целом заемное финансирование за счет банковских кредитов в Российской Федерации имеет следующие преимущества:

  • гибкость условий предоставления (в договоре можно предусмотреть специфические требования как заемщика, так и кредитора), а также возможность их пересмотра при необходимости;
  • сравнительно небольшие затраты времени и средств на привлечение (от двух недель до двух месяцев);
  • конфиденциальность сделки, отсутствие строгих требований к раскрытию информации о бизнесе и др.

К недостаткам кредитного финансирования в Российской Федерации относятся:

  • низкая капитализация и преобладание коротких пассивов у коммерческих банков, а также жесткие требования Центрального банка Российской Федерации к формированию резервов под возможные неплатежи, делающие невозможным получение значительных объемов средств на долгосрочной основе (более 90% российских банков неспособны выдать кредит свыше 10 млн. долл. США);
  • высокие процентные ставки (12—15%), обусловленные инфляцией, а также значительными макро- и микроэкономическими рисками;
  • требования к залогу (более 100% от объема кредита);
  • низкая рентабельность, кредитоспособность и неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий и др.

СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Система управления банковскими рисками

Автор: Олег Ивaнoвич Лаврушин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Денежно-кредитные отношения и банки" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.

Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.

Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.

Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.

Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:

  • субъекты управления;
  • идентификация риска;
  • оценка степени риска;
  • мониторинг риска.

Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.

Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:

  • руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
  • комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
  • подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
  • функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений;
  • аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
  • службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
  • юридический отдел, контролирующий правовые риски.

Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска.

Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.

Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.

Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.

Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка.

Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:

  • выбор критериев оценки степени риска;
  • определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;
  • определение фактической степени риска на основе отдельных методов;
  • оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.

Критерии оценки степени риска могут быть как общими, так и специфичными для отдельных видов риска.

Наиболее разработаны в экономической литературе критерии оценки кредитного риска, которые известны, как правила «си»: репутация заемщика, способность заимствовать средства, способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности, капитал заемщика, обеспечение кредита, условия кредитной операции, контроль (соответствие операции законодательной базе и стандартам).

Можно выделить критерии оценки и других видов риска:

  • процентный риск: влияние движения процента по активным и пассивным операциям на финансовый результат деятельности банка, длительность окупаемости операции за счет процентного дохода, степень чувствительности активов и пассивов к изменению процентных ставок в данном периоде;
  • операционный риск: влияние качества персонала на результаты работы банка; степень ошибаемости при совершении операций, связанная с организацией и технологией производственного процесса в банке; влияние внешних факторов на ошибочность принимаемых решений;
  • риск несбалансированной ликвидности: качество активов и пассивов, соответствие структуры активов и пассивов по суммам, срокам, степени ликвидности и востребованности.

Допустимый размер рисков различного вида должен фиксироваться через стандарты (лимиты и нормативные показатели), отражаемые в документе о политике банка на предстоящий период. Эти стандарты определяются на основе бизнес-плана. К их числу можно отнести:

  • долю отдельных сегментов в портфеле активов банка, кредитном портфеле, торговом и инвестиционных портфелях;
  • соотношение кредитов и депозитов;
  • уровень показателей качества кредитного портфеля;
  • долю просроченных и пролонгированных ссуд;
  • долю МБК в ресурсах банка;
  • уровень показателей ликвидности баланса и достаточности капитальной базы;
  • стандартные требования к заемщикам банка (по длительности участия в данной сфере бизнеса, соответствию среднеотраслевым экономическим показателям, ликвидности баланса и т.д.).

Оценка фактической степени риска банка может основываться на двух приемах — оценка уровня показателей риска и классификации активов по группам риска. В основе классификации показателей риска могут лежать сфера риска и вид показателя. В зависимости от сферы риска, которая связана с объектом его оценки, выделяются методы оценки совокупного (портфельного) риска банка, индивидуального риска (связанного с конкретным продуктом, услугой, операцией, контрагентом), комплексного риска (связанного с определенным направлением деятельности банка).

В качестве показателей оценки степени риска могут использоваться:

  • коэффициенты;
  • прогнозируемый размер потерь;
  • показатели сегментации портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т.д.).

Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска.

Прогнозирование размера потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т.д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка.

Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:

  • номерная система;
  • балльная система — с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);
  • система скорринга;
  • смешанные формы.

Мониторинг риска — это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности.

Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.

Обязанности по мониторингу рисков распределяются между функциональными подразделениями банка, его специализированными комитетами, подразделениями внутреннего контроля, аудита и анализа, казначейством или другим сводным управлением банка, его менеджерами. При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения — фундаментальными рисками.

Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).

Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:

  1. методы предотвращения рисков;
  2. методы перевода рисков;
  3. методы распределения рисков;
  4. методы поглощения рисков.

К методам регулирования риска можно отнести:

  • создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
  • порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
  • определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;
  • контроль за качеством кредитного портфеля;
  • отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;
  • диверсификация операций с учетом факторов риска;
  • операции с производными финансовыми инструментами;
  • мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;
  • ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;
  • установление лимитов на рисковые операции;
  • продажа активов;
  • хеджирование индивидуальных рисков.

Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:

  • комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;
  • дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;
  • единство информационной базы;
  • координация управления различными видами рисков.

Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:

  1. с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;
  2. установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;
  3. использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;
  4. определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;
  5. ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения.
Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10