Первый
вариант Теории был опубликован на сайте Финансы.ру еще в начале текущего года.
Но не закончен по причине трудностей, возникших в изложении предмета. Породивших
и усталость от этой работы, и желание бросить всё и заняться другим.
Второй начат и
завершен в текущем месяце. Но оставлен по причине возникновение новых
представлений о спросе и нежелания излагать эти мысли в старой форме, ломать то,
что было сделано. Дабы сохранилась в неизменности картина работы над предметом,
изображение последовательности ея. Новое вино в старые мехи не вливают!
Третий вариант возник по
следующим причинам:
1. В предыдущих версиях теории речь шла только о спросе на
товар и только о платежеспособном спросе. Были оставлены за пределами внимания и
спрос на деньги, и те виды спроса, которые обеспечены не только деньгами, но и
товарами. В случае бартерных обменов. Что порождало ощущение неполноты охвата
предмета.
2. Также, там спрос понимался чисто математически: как
количество товара. Речь шла только о величине, объеме спроса. Качественные
моменты этого явления оставались в стороне. Что тоже не лучшим образом
отражалось на мнении о теории предмета. Да и об авторе сего творения –
тоже...
3. По завершении работы над предыдущим вариантом возникла
мысль, что можно начать работу над глобальной, исчерпывающей теорией спроса.
Которая бы включала в себя описание не только платежеспособного спроса на товар,
но и все другие виды рыночного спроса. А также не только рыночный спрос, но и
все другие виды спроса. Существующие вне рыночных обществ. В первобытном
обществе, в азиатских формациях, в коммунистическом обществе, которое сменит
капиталистическое.
Однако, в силу объемности предмета не разрабатывать сразу и все части
всеобщей теории спроса, а делать это по частям. Выделяя те или иные теории
частных видов спроса в отдельное производство. Делая их частями глобальной
теории спроса. Руководствуясь их актуальностью. В каждый данный момент времени.
Что позволит и держать всю массу информации о спросе под контролем, и
разрабатывать детально отдельные разделы этой теории.
***
А теперь – с Богом, и вперед! Буду стараться перерабатывать старое
содержание в строгой логической последовательности. Не забегая вперед, не
путать. Методично, с немецкой аккуратностью и методичностью, но русской
настойчивостью и энергией. :)
Первое и самое главное отличие РТС от других концепций спроса
заключается во введении второго аргумента спроса – предложения денег. Благодаря
чему появилась возможность выстроить все другие феномены, влияющие на спрос, в
строгую логическую цепочку. Четко разделить эти факторы на те, что действуют на
спрос через ПД и те, что действуют через цену. А также показать случаи, когда
изменения цены товара приводят и к изменению ПД на него.
Второе. Все формы функциональных зависимостей, относящихся к
спросу, объединены в одно целое – в единую формулу, функцию спроса: С =
ПД/ЦТ. Что позволило рассмотреть в единстве, в неразрывной целостности все
случаи поведения спроса. Все варианты сочетаний его аргументов и факторов.
(Последнее еще не полностью сделано. Увы!)
Третье. Благодаря введению единой формулы спроса появилась
возможность построить единый (общий, пространственный) график спроса. А все
возможные и невозможные зависимости, о которых говорится в современной
экономической науке, представить как отдельные сечения этого графика. Отдельные
проекции этих сечений на те или иные координатные плоскости.
Четвертое. Показано, что спрос на товар не является самой
фундаментальной рыночной величиной. Как это постулируется в западной теории
спроса. По той простой причине, что он зависит и от цены товара, а от
предложения денег. Не говоря, уже, о предложении товара.
Пятое. Особо нужно отметить, что на момент написания данного
заключительного сообщения не решены еще окончательно многие вопросы теории
спроса. К числу главных из которых следует отнести следующие:
A.Необходимо четко разделить
определение понятия спроса и понятия величины спроса.
(Предварительно: спрос есть потребность, ограниченная деньгами. А величина его –
количество товара, которое может быть приобретено на эти деньги для
удовлетворения данной потребности. Количество товара – средство измерения
спроса.)
B.Нужно показать, что спрос на товар
и, вообще, на предметы потребления возникает тогда и только тогда, когда субъект
не может без участия других удовлетворить свои потребности. Ведь
спрашивать у природы невозможно. У природы нужно брать самому. А
спрашивать – только у других людей. Либо разрешения на изъятие из природы
предмета, либо просить сам предмет в готовом виде.
C.Нужно четко показать, что
удовлетворение потребности есть цель предъявляемого спроса; товар – средство
удовлетворения этой потребности, ну а деньги – средство получения самого
товара.
Истины ради, следует отметить, что исключений из так называемого
закона спроса гораздо больше, чем это отмечено в экономических источниках. И
недостающие моменты легко вывести из русской формулы спроса:
Но для этого необходимо и для спроса, как и для цены (См. SA.423), указать все
возможные случаи сочетаний аргументов спроса. Что мы сейчас и проделаем.
1. Случаи стабильности
спроса
А.1. Цена товара и предложение денег остаются
постоянными. А.2. Цена товара и предложение денег растут, но
растут в равной пропорции. А.3. Цена товара и предложение денег
падают, но падают в одинаковой пропорции.
2. Случаи роста спроса
Б.1. ЦТ постоянна, а ПД растет. Б.2. И ЦТ,
и ПД растут, но последнее растет более высокими темпами. Б.3. ЦТ
падает, а ПД – растет. Б.4. ЦТ и ПД падают, но ЦТ падает
опережающими темпами. Б.5. ЦТ падает при неизменном ПД.
3. Случаи падения спроса
В.1. ЦТ постоянна, а ПД падает. В.2. ЦТ и
ПД падают, но ПД падает опережающими темпами. В.3. ЦТ растет, а ПД
падает. В.4. ЦТ и ПД растут, но первое растет опережающими
темпами. В.5. ЦТ растет при постоянном ПД.
Нетрудно заметить, что:
1. «Закон спроса» отражает только ситуации Б.5 и В.5,
но совсем не учитывает случаи, скажем, А.2 иА.3, когда
цена тоже растет или падает, но спрос, тем не менее, остается постоянным. Потому
что изменения цены компенсируются изменениями ПД.
2. Парадокс Веблена – это случаи Б.2 и В.2, в
которыхцена и ПД изменяются в одном и том же направлении, но изменения
ПД опережают изменения цены. Поэтому получается прямая зависимость спроса от
цены: спрос изменяется в том же направлении, что и цена. А не в обратном, как
это декларируется в «законе спроса».
3. Парадокс Гиффена – тот же случай Б.2: рост спроса
при росте цены.
Для остальных эффектов предоставляю возможность читателям найти место
в общем перечне случаев. Надо же, чтобы были и какие-то практические занятия. А
не только теоретические. :)