КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Неценовые факторы спроса

SA.529

В современной русскоязычной экономической теории, почти полностью заимствованной из экономикса*, под детерминантами спроса понимаются те факторы его, которые влияют на изменение величины спроса не через цену. И поэтому они так и называются: «неценовые факторы».

Рассмотрим эти факторы и покажем, что все они являются причинами, изменяющими именно предложение денег – второй аргумент СнаТ. Покажем, что аргументами первого уровня для спроса являются ПД и ЦТ, а все остальное может влиять на спрос только и только через эти две величины. И поэтому все другие переменные являются аргументами второго и последующих уровней. По отношению к которым спрос является уже не функцией, а функционалом. Первого и последующих уровней.

И для начала составим перечень этих факторов из тех источников, которые находятся в общей доступности. Уважив, конечно, Макконнелла и Брю – авторов основного современного учебника по экономиксу. Которые учат уму-разуму наших студентов и «профессиональных» экономистов.

Итак, по Макконнеллу и Брю к этим факторам относятся:

1) вкусы, или предпочтения, потребителей;
2) число потребителей на рынке;
3) денежные доходы потребителей;
4) цены на сопряженные товары;
5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов**.

В 01.442 к перечисленным факторам добавляют еще такие:

1) информированность покупателя о товарах;
2) климатические условия;
3) налоги и дотации, а также другие сопровождающие покупку товара затраты (в том случае, если они ложатся на покупателей);
4) время, затраченное на потребление товара.

Как пишет автор указанного источника, претендующий на новизну, – это «факторы, традиционно не выделяемые в учебниках».

Назовем факторы из первой группы – основными, а из второй – дополнительными. И рассмотрим, понятно, сначала первые. Уделив потом некоторое внимание и вторым.

____________________

* К нашему стыду и позору.

** См. См. http://yax.su/finlab/ir103/20/index.shtml . Это 14-е издание учебника. Но и в других изданиях катехизиса – то же.


Антон Совет


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. Спрос и величина спроса

SA.528

Разделение в западной экономической науке изменений спроса на изменение его величины и изменение самого спроса, его характера, имеет под собой объективное основание. Но обосновывается оно в экономиксе неправильно. Трактуется неверно. Вследствие неправильного понимания аргументов спроса.

Под изменением величины спроса они понимают изменение спроса в зависимости от изменений цены, а под изменением спроса вообще понимают изменение спроса по неценовым детерминантам. За которыми, на самом-то деле, скрываются изменения величины спроса под воздействием другого его аргумента – предложения денег. Поэтому смещение «кривой спроса» является таким же изменением его величины, как и движение вверх-вниз по этой кривой. Имеющей, кстати, вполне конкретное название – гипербола.

Величина спроса изменяется и при изменении цены, и при изменении количества покупателей, их предпочтений и других факторов. От которых зависит изменение второго аргумента спроса – ПД. Другое дело, что спрос может изменяться не только по величине. Он может изменяться и по своему характеру, по виду, качеству. То есть, есть спрос на данный товар и есть спросы на другие товары. Качественно иные спросы. Хотя в общем виде они есть одно и то же – спрос вообще. Когда же речь идет об изменение спроса под воздействием изменений цены и предложения денег, то разделение этих изменений на два вида бессмысленно, наивно и смешно.

И в подтверждение сказанного – цитата по теме из учебника Макконнелла и Брю:

«Понятие «изменение спроса» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Мы уже отмечали, изменение спроса выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Это происходит потому, что намерения потребителей относительно покупки продукта изменились. Причиной тому стало изменение одной или более детерминант спроса. Напомним, что понятие «спрос» можно выразить в виде шкалы или кривой, поэтому «изменение спроса» должно означать, что вся шкала изменилась или кривая целиком изменила свое положение.

В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на неизменной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена - количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта»*.

Удивительные рассуждения!!! Как будто смещение линии графика есть не такое же изменение величины функции, как и движение по этой линии! Поражает еще и то, что наши многочисленные экономисты переносят их без всяких сомнений в свои учебники по экономической теории**!

____________________

* См. http://yax.su/finlab/ir103/21/index.shtml .

** Пример: Экономическая теория. В.И. Видяпин. – 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 132.


Антон Совет


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

РТС. График зависимости спроса от цены товара

SA.527

Соответственно, график зависимости спроса от цены (так называемый закон спроса) представляет собой сечения пространственного графика спроса плоскостями, параллельными координатной плоскости ZOX (СнаТ;О;ЦТ). При разных значениях ПД.

На рис. 3 изображены проекции этих сечений на фронтальную плоскость при трех значениях ПД: 100, 1000 и 3000 рублей. Легко понять, что вид этот берется со стороны отрицательной части оси Y (ПД). А сам график есть положительная ветвь гиперболы, уходящая все дальше от центра координат с ростом ПД.

При этом, надо напомнить, что ЦТ не может принимать значение, равное нулю. Потому как в этом случае СнаТ становится величиной неопределенной. Ну а при стремлении цены к бесконечности, понятно, спрос при любых значениях ПД будет стремиться к нулю. Так как бесконечными возможностями не обладает никто. Даже самые богатые из самых богатых людей.

Само собой понятно, что ПД может принимать не только указанные значения, но все от нуля до бесконечности (теоретически). Поэтому полное изображение зависимости спроса от цены представляет собой нечто вроде тени, отбрасываемой Общим графиком на фронтальную плоскость проекций. И по любому сочетанию спроса и цены можно вычислить, каким было ПД.


Антон Совет


Прыг: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Скок: 10 20 30 40 50