СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Моделирование оценки ликвидности и платежеспособности предприятия

Авторы: Р.А. Юдин, д.эк.н. Л.С. Соколова, к.эк.н.
Журнал «Справочник экономиста», № 5 за 2011 год

В данной статье представлена систематизация различных подходов российских и зарубежных ученых (более 15) к оценке ликвидности и платежеспособности, на практическом примере представлены расчет и последующий анализ ликвидности и платежеспособности, а также предложены рекомендации по совершенствованию оценки ликвидности и платежеспособности.

Объективная и точная оценка финансово-экономического состояния любого предприятия имеет первостепенное значение. Главная составляющая такой оценки — разработка моделей оценки платежеспособности и степени ликвидности.

Важность ликвидности и платежеспособности можно осознать, оценив возможные последствия недостаточной способности предприятия покрыть свои краткосрочные обязательства. Недостаточная ликвидность означает ограничение свободы действий руководства предприятия по использованию преимуществ и возникающих выгодных коммерческих возможностей.

С точки зрения платежеспособности финансовое положение может быстро измениться. Так, по причине отсутствия необходимой суммы средств на счете в результате финансовой недисциплинированности контрагентов из числа покупателей и заказчиков предприятие может мгновенно оказаться неплатежеспособным, то есть неспособным рассчитаться с кредиторами. Поэтому расчетный счет предприятия всегда должен содержать необходимый резервный запас денежных средств.

Оценка ликвидности баланса — необходимость в условиях рыночных финансовых ограничений и потребность анализа кредитоспособности предприятия. Главная задача в оценке ликвидности баланса — определить степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок преобразования которых в денежные средства (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). Достигается ликвидность баланса установлением тождества между обязательствами предприятия и его активами. Ликвидность баланса оценивается в результате сравнения активов, объединенных в группы по степени ликвидности, с пассивами, объединенными в группы по срокам их погашения. Однако у каждого российского и зарубежного автора имеется свое собственное видение того, каким образом необходимо группировать активы и пассивы баланса (табл. 1).

Активы первых трех групп называют текущими активами предприятия, так как в отличие от остального имущества они обладают наибольшей ликвидностью и способны постоянно видоизменяться.

В аналитической работе при формировании выводов необходимо помнить, что предложенная группировка активов по степени ликвидности в некоторой степени условна. Например, в составе одной из групп могут находиться такие активы, которые целесообразнее было бы отнести в состав другой группы. Кроме того, в пространственно-временном разрезе ценность конкретных активов, а значит, и их ликвидность не являются константой и могут изменяться в зависимости от различных обстоятельств.

Таблица 1. Сравнение различных точек зрения на анализ ликвидности баланса на основе группировки активов и пассивов

Авторы, ведомства (по литературным источникам)

А1

А2

А3

А4

П1

П2

П3

П4

Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270 + стр. 215

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 135 + стр. 140 – стр. 215 – стр. 216

Стр. 190 + стр. 230 + стр. 216 – стр. 135 – стр. 140

Стр. 620 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650

Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 140 – стр. 216

Стр. 110 + стр. 120 + стр. 130 + стр. 216 + стр. 230

Стр. 620 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 510 + стр. 520

Стр. 490 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650

Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Ендовицкий Д.А.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650

Грачев А.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240

Стр. 230 + стр. 270 – стр. 216 – стр. 220

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610

Стр. 590

Стр. 490 – стр. 216 – стр. 220

Донцова Л.В., Никифорова Н.А.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 590 + стр. 640 + стр. 650

Стр. 490

Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230

Стр. 190

Стр. 620 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650

Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г.

Стр. 250 + 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 – стр. 216

Стр. 190

Стр. 620 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 611 + стр. 612

Стр. 590 + стр. 640

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 – стр. 216 – стр. 470 (убыток)

Колчина Н.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 230 + стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 140 – стр. 216

Стр. 190 – стр. 140

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 630

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660 – стр. 216

Пласкова Н.С.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 220

Стр. 190 + стр. 230

Стр. 620 + стр. 630

Стр. 610 + стр. 650 + стр. 660

Стр. 590

Стр. 490 + стр. 640

Савицкая Г.В.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 215 + стр. 220

Стр. 211 + стр. 213 + стр. 214

Стр. 190 + стр. 230 + стр. 216

Стр. 620 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 510

Стр. 490

Шеремет А.Д.

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240 + стр. 270

Стр. 210 + стр. 230 + стр. 135 + стр. 140 – стр. 216 – стр. 510 (ф. 5)

Стр. 190 + стр. 216 + стр. 510 (ф. 5) – стр. 135 – стр. 140

Стр. 620 + стр. 630 + стр. 660

Стр. 610

Стр. 510

Стр. 490 + стр. 640 – стр. 216 – стр. 470 (убыток)

ГТК РФ

Стр. 250 + стр. 260

Стр. 240

Стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270

Стр. 190

Стр. 620

Стр. 610 + стр. 660

Стр. 590 + стр. 640 + стр. 650

Стр. 490

 

Баланс

Баланс

Моделирование оценки ликвидности и платежеспособности адаптируем в соответствии с условиями российской действительности. На примере фактического предприятия (название предприятия является вымышленным) представим активы и пассивы баланса в виде, изложенном в табл. 2, 3.

Таблица 2. Оценка величины и динамики активов баланса ОАО «КамПРЗ»

Актив

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Изменение (+, –)

в % к величине на 01.01.2007

в % к величине на 01.01.2008

в % к величине на 01.01.2009

1

2

3

4

5

6 (3 – 2)

7 (4 – 3)

8 (5 – 4)

9 (6 / 2 × 100 %)

10 (7 / 3 × 100 %)

11 (8 / 4 × 100 %)

А1 = Стр. 250 + стр. 260

11 473

223 472

31 719

33 943

211 999

–191 753

2224

1847,81

–85,81

7,01

А2 = Стр. 215 + стр. 240 + стр. 270

89 154

204 075

317 638

545 621

114 921

113 563

227 983

128,9

55,65

71,77

А3 = Стр. 135 + стр. 140 + стр. 210 + стр. 220 – стр. 215 – стр. 216

1 106 414

1 197 285

1 292 462

1 117 871

90 271

95 177

–147 591

8,21

7,95

–13,51

А4 = Стр. 190 + стр. 216 + стр. 230 – стр. 135 – стр. 140

808 436

1 003 554

960 560

800 421

195 118

–42 994

–160 139

24,14

–4,28

–16,67

Анализ величины активов баланса свидетельствует о значительных колебаниях за исследуемый период в имущественном комплексе и источниках его формирующих (см. табл. 1, 2).

Таблица 3. Оценка величины и динамики пассивов баланса ОАО «Свет»

Пассив

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Изменение (+, –)

в % к величине на 01.01.2007

в % к величине на 01.01.2008

в % к величине на 01.01.2009

1

2

3

4

5

6

(гр. 3 – гр. 2)

7

(гр. 4 – гр. 3)

8

(гр. 5 – гр. 4)

9

(6 / 2 × 100 %)

10

(7 / 3 × 100 %)

11

(8 / 4 × 100 %)

П1 = Стр. 620 + стр. 660

513 284

894 566

1 131 893

1 457 979

381 282

237 327

326 086

74,28

26,53

28,81

П2 = Стр. 610

0

146 887

0

0

146 887

–146 887

0

–100

П3 = Стр. 590

647 131

640 629

457 407

457 524

–6502

–183 222

117

–1,01

–28,6

0,03

П4 = Стр. 490 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650

855 062

946 304

1 013 079

582 353

91 242

66 775

–430 726

10,67

7,06

–42,52

Анализ ликвидности, представленный в табл. 4, показывает, что абсолютно ликвидным баланс предприятия назвать нельзя. На все три отчетные даты не выполняется первое условие ликвидности. Имеет место катастрофическая нехватка денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для погашения наиболее срочных обязательств.

Недостаток средств компенсируется их наличием во второй и третьей группах, но компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Таблица 4. Оценка ликвидности баланса ОАО «Свет»

 

На 01.01.2007

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

А1 ≥ П1

11 473 < 513 284

223 472 < 894 566

31 719 < 1 131 893

33 943 < 1 457 979

А2 ≥ П2

89 154 > 0

204 075 > 146 887

317 638 > 0

545 621 > 0

А3 ≥ П3

1 106 414 > 647 131

1 197 285 > 640 629

1 292 462 > 457 407

1 117 871 > 457 524

А4 < П4

808 436 < 855 062

1 003 554 > 946 304

960 560 < 1 013 079

800 421 > 582 353

Следует отметить, что последнее неравенство также не выполняется, но только на второй и четвертый отчетные периоды. В данном случае величина группы постоянных пассивов меньше величины группы труднореализуемых активов, что показывает отсутствие достаточного количества собственных оборотных средств. Это означает, что во втором и кризисном четвертом отчетных периодах предприятие осуществляло более рискованную финансовую политику, используя на формирование долгосрочных вложений во внеоборотные активы часть своих обязательств. Снижение финансовых рисков в данной ситуации могло быть обеспечено за счет привлечения долгосрочных заемных средств. Однако увеличения суммы долгосрочных пассивов во второй отчетной дате не наблюдается. Вместо этого предприятие финансирует часть внеоборотных активов за счет привлечения краткосрочного заемного капитала, срок возврата которого наступает раньше, чем окупятся внеоборотные активы. Следствием этого вполне могла бы стать стойкая неплатежеспособность. Вторые и третьи соотношения выполняются во всех отчетных периодах, что в долгосрочной перспективе говорит о платежеспособности предприятия. В целом можно сказать, что на протяжении всего анализируемого периода ликвидность баланса является удовлетворительной.

Поэтому инвестиционная политика предприятия должна быть связана с поиском новых, соответствующих сложившейся ситуации инвестиций и направлением их на достижение цели эффективной загрузки имеющихся мощностей, разумного использования производственных площадей, внедрения новой техники и технологий, а также совершенствования системы мотивации высококвалифицированного персонала через внедрение расширенных социальных гарантий и материального стимулирования. Вместе с тем с учетом насыщенного конкурентного рынка ОАО «Свет» необходимо сохранить и по возможности расширить свои позиции на рынке путем организации мероприятий по стимулированию спроса, внедрения современных систем контроля качества продукции, повышения уровня обслуживания, гибкой ценовой политики и системы скидок. Но в первую очередь все необходимые мероприятия должны быть связаны с попыткой вернуться на докризисный уровень объема продаж.


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовая структура компании: с чего начать и как сформировать

Автор: Валерий Евгеньевич Хруцкий, доктор экономических наук, профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Одно из отличий бюджетирования как управленческой технологии состоит в умении видеть финансовое состояние предприятия или фирмы в разрезе его отдельных видов бизнеса. По сути дела, выбор финансовой структуры — это выбор объекта бюджетирования. От него в последующем зависит: какие виды бюджетов будут использоваться; какие форматы и технологии бюджетирования целесообразно применять. При всем многообразии вариантов классификации можно выделить три основные группы структурных подразделений — объектов бюджетирования.

Все, что касается управленческого учета как инструмента осуществления финансовых расчетов и прогнозов, легко реализуется при наличии навыков производственного планирования, технологического нормирования и т.п. В этом смысле процесс разработки мастер-бюджета предприятия мало отличается от составления привычного техпромфинплана. Одно из отличий бюджетирования как управленческой технологии состоит в умении видеть финансовое состояние предприятия или фирмы в разрезе его отдельных видов бизнеса. В этом разрезе все и дело.

Если для бухгалтерии и бухгалтерского учета (особенно в России) объектом деятельности выступает юридическое лицо (предприятие в целом) или обособленное подразделение, которое вынуждено прямо и непосредственно общаться с налоговыми органами, то для управленческого учета объектом является именно бизнес. В рамках одного юридического лица или обособленного подразделения таких бизнесов может быть много, хороших и не очень, взаимосвязанных и не очень. Вот почему проблема формирования финансовой структуры предприятия или фирмы является одной из центральных при постановке бюджетирования.

По сути дела, выбор финансовой структуры — это выбор объекта бюджетирования. От него в последующем зависит:

  • какие виды бюджетов будут использоваться;
  • какие форматы и технологии бюджетирования целесообразно применять;
  • какими должны быть порядок консолидации бюджетов структурных подразделений и система бюджетирования;
  • каким будет порядок подготовки (регламент) отчетов об исполнении бюджетов и их последующей корректировки.

Финансовая структура фирмы — это набор бизнесов и (или) других сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т. п.), распределенных между структурными подразделениями предприятия или фирмы, выступающих в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.

Как правило, в финансовой структуре принято выделять различного рода центры учета: центры прибыли, центры убытков, центры доходов и расходов, центры затрат, венчур-центры, центры инвестиций и т. д.

При всем многообразии вариантов классификации можно выделить три основные группы структурных подразделений — объектов бюджетирования, различающихся технологией и организацией бюджетного процесса (все остальные виды структурных подразделений в конечном счете можно отнести к одной из этих трех групп):

  • центры финансовой ответственности (ЦФО);
  • центры финансового учета (ЦФУ);
  • места возникновения затрат (МВЗ).

Помимо чисто технологических различий, касающихся собственно составления бюджетов для ЦФО, ЦФУ и МВЗ, особенностей консолидации (составления сводных бюджетов), есть еще один аспект. Как правило, выделение ЦФО более характерно для компаний с дивизиональной организационной структурой управления или холдингов, а ЦФУ и МВЗ свойственны линейно-функциональным организационным структурам управления. Хотя жесткого разделения здесь нет и быть не может.

Критерии выделения структурных подразделений в ЦФО:

  1. Региональная и (или) продуктовая и (или) сегментная изолированность (завершенность) хозяйственной деятельности структурных подразделений (филиал, выпускающий цех, магазин и т. п.).
  2. Объемы производства (более 1 млн. руб., 1 млн. долл., свыше 1000 шт. изделий и т. п.)
  3. Способность или готовность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке (обеспечить движение своей продукции или услуг к конечному потребителю).
  4. Возможность нести полную ответственность за доходы, расходы и затраты, за денежные потоки от реализации своей продукции и от оказания услуг.

Предполагается, что ЦФО несут ответственность за все финансовые результаты, и за прибыли (доходы), и за убытки (расходы). Они обычно имеют полную бюджетную схему, т. е. составляют все виды основных бюджетов, принятые в организации. ЦФУ могут отвечать только за некоторые финансовые показатели, за доходы и часть затрат (например, служба сбыта). МВЗ отвечают только за расходы (например, бухгалтерия, которая, естественно, ничего не зарабатывает, а только тратит), причем не просто за какую-то их часть, а за так называемые регулируемые расходы, экономию которых руководство МВЗ может контролировать и обеспечивать (разрабатывать соответствующие мероприятия).


Некоторые примеры ЦФО, ЦФУ и МВЗ

ЦФО:

  • дочерние фирмы холдингов;
  • обособленные подразделения, представительства и филиалы крупных компаний;
  • крупные выпускающие (сборочные) цехи производственных объединений;
  • производственные отделения компаний с дивизиональной организационной структурой управления;
  • вспомогательные цехи производственных объединений;
  • регионально и (или) технологически обособленные виды деятельности (бизнесы) многопрофильных компаний.

ЦФУ:

  • основные производства (цехи), участвующие в единых технологических цепочках (переделах), на предприятиях с последовательным или непрерывным технологическим циклом;
  • выпускающие (сборочные) цехи;
  • сбытовые службы и подразделения. МВЗ:
  • функциональные и штабные службы предприятий и фирм (бухгалтерия, планово-экономические службы, отделы кадров, другие подразделения заводоуправлений и центральных офисов фирм);
  • основные и вспомогательные цехи.

При определении финансовой структуры предприятия или фирмы, как правило, вначале составляется перечень видов бизнесов, изучается ассортимент реализуемых изделий, работ и услуг, определяются наиболее важные и значимые из них, анализируется распределение бизнесов по сегментам рынка сбыта.

Далее предстоит сопоставить внутри групп реализуемых продуктов виды изделий и услуг с основными группами их потребителей.

В качестве ЦФО могут быть выделены (в зависимости от специфики организации) структурные подразделения, чья деятельность является обособленной (в технологическом, производственном и сбытовом отношении). Многопрофильные коммерческие структуры, например, часто представляют собой типичные холдинги и состоят из нескольких юридических лиц — предприятий различного профиля. В состав такой фирмы обычно входят одна или несколько торговых компаний, туристическое агентство, строительная фирма, инвестиционная компания и т.п. Здесь в качестве ЦФО будет фигурировать каждая такая компания.

На предприятии или производственном объединении с дивизиональной организационной структурой управления в качестве ЦФО, т. е. объекта бюджетирования, выделяются дивизионы, производственные отделения. Несколько сложнее обстоит дело в крупном производственном объединении, имеющем сложные технологические цепочки, например на приборостроительном заводе. Здесь в качестве ЦФО могут быть выделены выпускающие (сборочные) цехи, отгружающие, например, готовую продукцию, а в качестве ЦФУ — вспомогательные (механические, заготовительные) цехи и производства.

Еще одним критерием может быть размер структурного подразделения. Здесь речь идет скорее о том, что в качестве ЦФО или ЦФУ выступает одно или несколько структурных подразделений (один или несколько цехов или отделов).


Порядок проведения анализа финансовой структуры компании и выделения ЦФО, ЦФУ и МВЗ

  1. Составление перечня бизнесов (видов хозяйственной деятельности, основных видов реализуемых изделий, работ и услуг):
    • анализ правового статуса структурных подразделений (дочерние компании холдинга или квазихолдинга, филиалы без права юридического лица и т. п.);
    • проверка степени технологической, производственной, сбытовой, региональной и иной обособленности в деятельности структурных подразделений.
  2. Определение типа организационной структуры управления компании: дивизиональная или линейно-функциональная.
  3. Распределение бизнесов по структурным подразделениям, определение структурных подразделений, не занимающихся бизнесом (без источников дохода).
  4. Распределение доходов, расходов и затрат по структурным подразделениям, определение регулируемых и нерегулируемых затрат.
  5. Выявление структурных подразделений, способных отвечать за движение денежных средств.
  6. Составление перечня ЦФО, ЦФУ и МВЗ.

В России важным критерием выделения структурного подразделения предприятия или фирмы в ЦФО можно считать также его способность самостоятельно работать на рынке — осуществлять маркетинг своей продукции и услуг, способность доводить ее до конечного потребителя и контролировать сбытовую сеть.

При принятии решения о том, выделять ли то или иное подразделение в ЦФО или в ЦФУ, и перед тем, как составить перечень ЦФО и ЦФУ для предприятия или фирмы, необходимо распределить по структурным подразделениям:

  1. виды бизнесов;
  2. доходы, расходы и затраты.

Если структурное подразделение не может отвечать за доходы, а также за денежные поступления, но его функционирование необходимо для компании в целом и оно несет при этом значительные расходы и затраты, то это МВЗ (например, служба главного технолога). Если структурное подразделение отвечает за доходы (отдел сбыта), но несет только ограниченные расходы и не может отвечать за все затраты, то его следует отнести к ЦФУ. Если у структурного подразделения нет ответственности и возможности влиять ни на доходы, ни на расходы, то его следует присоединить к какому-либо другому МВЗ.

Для выделения структурного подразделения в качестве ЦФО необходимо соответствие как можно большему числу критериев.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Оперативное финансовое планирование для успешной деятельности организации

Автор: Нинa Вacильeвнa Koлчина, кандидат экономических наук, пpoфессор кафедры финансового менеджмента BЗФЭИ (Мocковское отделение).

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха организации. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных средств, что требует контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. В целях контроля за поступлением фактической выручки и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха организации (предприятия). Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, поскольку бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и проч.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

  1. Организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия.
  2. Формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков.
  3. Ежедневный учет изменений в информационной базе.
  4. Анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению.
  5. Расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств.
  6. Расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия.
  7. Анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств (как в наличной, так и безналичной форме) должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Информационной базой платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т.п.; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработанной платы; внутренние приказы.


Процесс составления платежного календаря
можно разделить на шесть этапов.

1. Выбор периода планирования. Как правило, это — квартал (месяц). На предприятиях, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декада).

2. Планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется по специальной методике с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков годовой продукции.

3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов). Определенная сложность на данном этапе может возникнуть, если предприятие применяет методику определения выручки по мере отгрузки товаров. Большинство предприятий отслеживает средний период времени, который требуется для того, чтобы оплатить счета. Денежные поступления и изменение дебиторской задолженности можно рассчитать с помощью балансового уравнения:

ДЗн + ВР = ДЗк + ДП,

где ДЗ — дебиторская задолженность за товары и услуги;ВР — выручка от реализации за период;ДП — денежные поступления в данном периоде; н (к) — начало (конец) периода.

Более точный расчет предполагает классификацию дебиторской задолженности по срокам ее погашения. Таким образом, устанавливается усредненная доля дебиторской задолженности со сроком погашения соответственно до 30, до 60, до 90 дней и т.д. Кроме того, дебиторская задолженность корректируется на потенциально безнадежные долги. Процент потерь по безнадежным долгам в стоимости продаж в кредит в плановом периоде может быть принят в том же размере, что и в предшествующем периоде.

При наличии других источников поступлений денежных средств (выручка от прочей реализации, внереализационные доходы) их прогнозная оценка выполняется методом прямого счета. Полученная сумма добавляется к сумме денежных поступлений.

4. Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде. Отдельным элементом данного этапа является погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя в некоторой степени оно может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности. Отсроченная кредиторская задолженность в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования.

5. Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования.

6. Подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек. Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств на расчетном счете, которые целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для прогнозируемых заранее выгодных инвестиций (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия).


Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями (вместе с переходящим остатком средств на счетах) означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;предпринять усилия по изысканию дополнительных источников. В последнем случае рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании, т.е. определяется размер краткосрочной банковской ссуды по каждому периоду, который необходим для обеспечения прогнозируемого денежного потока.

Если имеется излишек денежных средств, это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительного дохода финансовый менеджер может инвестировать излишние денежные средства.

Следует иметь в виду, что в процессе управления денежным потоком есть две крайности. С одной стороны, всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств: они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.


Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т.е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

Кроме того, своевременное сопоставление фактических данных с предусмотренным кассовым планом даст основание для принятия мер по устранению расхождений.

Исходные данные для составления кассового плана следующие:

  • предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда;
  • информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
  • о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок, командировочные расходы и др.)
  • сведения о сумме налогов, а также календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.


Важной частью оперативной финансовой работы является составление кредитного плана. Если предприятие испытывает определенную потребность в краткосрочном финансировании, то оно должно обосновать размер испрашиваемого кредита, определить сумму с учетом процента, которую необходимо вернуть коммерческому банку, просчитать эффективность кредитного мероприятия, заключить с банком договор о кредитном обслуживании.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

Источник: Элитариум

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10






настройка web сервера здесь

websiteservice.ru