СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Разработка политики управления дебиторской задолженностью

Автор: Вepа Геннaдьeвнa Koгдeнко, доктор экономических наук, пpoфессор, заведующая кафедрой финaнcoвого менеджмента Московского инженерно-физического института (государственный университет) (MИФИ (ГУ)).

Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может жесткой (минимальной отсрочки платежей или непредоставление отсрочек вообще) или либеральной (предоставление значительной отсрочки платежей). Оценка надежности и выгодности покупателей основывается на анализе конкретных характеристик. Чем лучше эти характеристики, тем выгоднее покупатель, тем больший лимит можно ему предоставить.

Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:

  • жесткая — предоставление минимальной отсрочки платежей или непредоставление отсрочек вообще;
  • либеральная — предоставление значительной отсрочки платежей.

Жесткая политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженностей и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.

Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков: в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.

Либеральная кредитная политика имеет следующие признаки:

  • большой срок погашения дебиторской задолженности, например превышающий полтора-два месяца;
  • наличие существенной долгосрочной дебиторской задолженности;
  • более высокий темп прироста дебиторской задолженности покупателей по сравнению с темпом прироста выручки;
  • наличие списанной в убыток задолженности и убытков от списания задолженности в размере, превышающем 1% соответственно дебиторской задолженности и выручки;
  • наличие резервов по сомнительным долгам.

На предварительном этапе разработки кредитной политики оценивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:

  • определение лимита дебиторской задолженности в целом по предприятию;
  • оценку надежности и выгодности покупателей;
  • определение лимита дебиторской задолженности и срока платежей по отдельным покупателям;
  • оценку эффективности кредитной политики.

Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчитывается как сумма доступных для организации источников финансирования оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям:

ДЗлим = СОС + ДО + Кк + КЗ - З - ДЗапр - КФВ - ДС,

где СОС — собственные оборотные средства; ДО — долгосрочные обязательства; Кк — краткосрочные кредиты и займы; КЗ — кредиторская задолженность; З — запасы и НДС по приобретенным ценностям; ДЗапр — дебиторская задолженность в части выданных авансов и прочей задолженности; КФВ — краткосрочные финансовые вложения; ДС — денежные средства.


Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кредитной политике.

Оценка надежности и выгодности покупателей включает тщательные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока договора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.

Оценка надежности покупателей основывается на анализе их юридических, финансовых, производственных и рыночных характеристик:

  • юридические — период существования юридического лица и период сотрудничества с организацией. Чем дольше эти периоды, тем более надежен покупатель, тем выше его кредитный рейтинг, кредитный лимит и срок предоставляемой отсрочки;
  • финансовые — уровень просроченной покупателем задолженности за предыдущий период (чем он выше, тем менее надежен клиент); динамика кредиторской задолженности покупателя (при ее существенном увеличении надежность покупателя снижается); текущая ликвидность покупателя, т.е. соотношение его ликвидных активов и краткосрочных обязательств (чем она выше, тем выше надежность клиента);
  • производственные — наличие основных средств, других активов, численность работающих; чем больше производственных ресурсов у покупателя и чем позитивнее их динамика, тем он надежнее;
  • рыночные — перспективы рынка, на котором работает контрагент; продолжительность работы организации на рынке; устойчивость рыночного положения покупателя; контролируемая покупателем доля рынка. Чем лучше эти характеристики, тем надежнее клиент.


Оценка выгодности покупателя
основывается на анализе его параметров: рентабельности продаж; удельного веса в объеме продаж, а также динамики объема продаж. Чем лучше эти характеристики, тем выгоднее покупатель, тем больше лимит, который может быть ему предоставлен. Для определения агрегированной оценки покупателя необходимо разработать критерии оценки перечисленных параметров.

По обобщении этих характеристик покупателей ранжируют следующим образом:

  • Выгодный и надежный: максимальный лимит задолженности (высокий ранг).
  • Выгодный, но ненадежный: средний лимит задолженности (средний ранг).
  • Невыгодный, но надежный: средний лимит задолженности (средний ранг).
  • Невыгодный и ненадежный: минимальный лимит задолженности (прекращение отгрузки в кредит) (низкий ранг).

При установлении лимита задолженности по отдельному покупателю необходимо учитывать то, что его доля в дебиторской задолженности должна приблизительно соответствовать его доле в суммарной выручке организации. Для установления лимита задолженности по покупателям рассчитывается коэффициент надежности и выгодности каждого покупателя. Этот показатель отражает соотношение между долей покупателя в задолженности и его долей в выручке. У выгодных и надежных доля в дебиторской задолженности должна быть больше их доли в выручке, а у невыгодных и ненадежных покупателей — значительно меньше. Новым покупателям лимит, как правило, устанавливается в объеме, не превышающем выручку, полученную организацией от этого покупателя за месяц.

Рассчитанный лимит по организации распределяется по покупателям в соответствие с их рейтингом надежности и выгодности для организации. Лимит по отдельному i-му покупателю рассчитывается по формуле

ДЗлимi = ДЗлим * di * kнв

где di — доля i-го покупателя в выручке; kнв — коэффициент надежности и выгодности клиента; для надежных клиентов превышает единицу, для ненадежных находится в интервале от нуля до единицы; для средних приблизительно равен единице.

С учетом рассчитанного лимита по i-му покупателю рассчитывается срок предоставляемой ему отсрочки по формуле

Tлимdi = (ДЗлим / Bi) * 365

Для оценки эффективности кредитной политики рассчитываются потери организации от увеличения задолженности и выигрыш от увеличения объема реализации.

Потери организации от предоставления отсрочки в процентах к выручке определяются по формуле

n = (rкр / 365) * До

где rкр — годовой процент за банковский кредит; До — средний срок предоставляемых отсрочек.

Выигрыш предприятия от роста объема продаж в процентах к выручке определяется по формуле

в = (∆О * m в ) / (1 + ∆О)

где О — номинальный темп прироста объема, измеренный в долях единицы; m в — валовая маржа в долях единицы (отношение валовой прибыли к цене).


Приравнивая выигрыш к потерям, определяют минимально необходимый прирост объема продаж при предоставлении отсрочки платежа на определенное число дней:

О = [(r / 365) * До] / [ m в - (r / 365) * До]

Если увеличение объема продаж превышает расчетное, то либеральную политику можно признать эффективной, поскольку она позволяет организации увеличивать свою прибыль.

Для оценки эффективности либерализации кредитной политики по данным финансовой отчетности рассчитывается прирост потерь от увеличения дебиторской задолженности:

∆Злп= Зотч - Зпр

где Зотч, Зпр — потери, связанные с дебиторской задолженностью, в отчетном и предыдущем году; обычно рассчитывают на основе кредитного процента (прирост затрат на финансирование дебиторской задолженности).

Выигрыш от либерализации политики рассчитывается по формуле:

Влп = В * мотч * длп

где В — прирост выручки отчетного года относительно предыдущего; мотч — маржа прибыли в отчетном году, рассчитанная через валовую прибыль; длп — доля прироста выручки, которая обусловлена либерализацией кредитной политики; определяется экспертным путем.

Если выигрыш превысит потери, то либерализацию кредитной политики можно признать оправданной, а саму кредитную политику — эффективной.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методы точного прогнозирования поступлений денежных средств

Автор: Алексей Алферов,
заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Норд-Сервис»

Во все времена вопрос своевременного финансирования организаций был актуален, а в быстроменяющихся условиях глобальной экономики этот вопрос становится наболевшим. Точность прогноза поступлений денежных средств от продаж необходима для обеспечения выполнения договорных обязательств перед сотрудниками, акционерами, государством, поставщиками и подрядчиками. К тому же традиционное прогнозирование, основанное на формуле ДП= ДЗн+ВР-ДЗк, дает сбои, т.к. не учитывает сезонные колебания, тенденции, специфику платежей заказчиков.

Для решения данного вопроса автор в настоящей статье предлагает реализовать на предприятии следующие процедуры:

  1. Оценить существующие прогнозы и планы поступлений;
  2. В случае неудовлетворенной оценки, смоделировать несколько методик прогнозов;
  3. Произвести оценку моделей прогнозирования, выбрать ту методику, которая дает наименьшие ошибки.

Покажем пример расчетов на гипотетическом предприятии «N» (строительство). В примерах для упрощения используется оценка месячного интервала. На практике, возможно, потребуется анализ недельных или дневных поступлений.

1. Оценка планов поступлений отдела продаж

Оценку прогноза (процент ошибки) сделаем на основе утвержденных планов поступлений отдела продаж (рассчитаны на основе традиционного метода) и фактических поступлений с января по март 2012 г. (см. табл.1) по формулам:

RE = SE / Ср. арифм. * 100%, где

SE = √MSE
MSE = ∑(yt – ŷ)2 / n , где:

RE - процент ошибки (ratio error);
SE - стандартная ошибка (standard error);
MSE - среднеквадратическая ошибка (mean square error);
yt – фактическое значение;
y – предсказанное значение временного ряда;
n – количество периодов;
ср. арифм. ф. – средняя арифметическая фактического ряда поступлений

Табл.1 (млн.руб.)

Наменование январь февраль март Итого
Прогноз 121 135 127 383
Факт 120 125 110 355
Абс. откл-е -1 -10 -17 -28
Квадрат. абс. откл-я 1 100 289 390

По данным таблицы 1 получаем:

Ср. арифм. ф. = 118,3
MSE = 130,0
SE = 11,4
RE = 9,6%

Процент ошибки (RE) превышает 5%. Это означает, что необходимо искать более точный метод прогнозирования поступлений денежных средств.

2. Методы прогноза

Существует большое количество методик прогнозирования, их выбор будет зависеть от специфики вида деятельности предприятия, сезонности, степени подверженности продаж и оплат внешним условиям. Выделим следующие методы:

2.1. Экспертный метод

Метод основан на субъективных оценках экспертов, подойдет для условий полной неопределенности, используется в письменной форме опроса сотрудников отдела продаж. Эксперты (агенты) классифицируют поступления по курируемым клиентам и вероятностям (реалистичная, оптимистичная, пессимистичная). Классификация по вероятностям базируется на оценке «качества» дебиторской задолженности с ее анализом по срокам погашения. Пример расчета приведен в табл.2 и табл.3.

Табл.2

Клиенты Агенты Прогноз на январь (млн. руб.) Прогноз на февраль (млн. руб.) Прогноз на март(млн. руб.)
реальный оптимистичный пессимистичный р о п р о п
100% 80% 5% 100% 80% 5% 100% 80% 5%
А Иванов   60%     0   7% 10%  
Б Петров 30   120 40 20 0     50
В Иванов 10     10 40   25 20  
Остальные   20 15 12 5 15 12 50 30 10
Итого   60 75 132 55 75 12 82 60 60

Табл.3

Показатель Формула Прогноз поступлений (млн.руб.)
Взвешенный прогноз январь 60*100%+75*80%+132*5% 126,6
Взвешенный прогноз февраль 55*100%+75*80%+12*5% 115,6
Взвешенный прогноз март 82*100%+60*80%+60*5% 133

2.2. Метод средних

Это самый простой метод, основанный на формуле средней арифметической

Q прогн. = (сумма(x1:xn))/n, где

сумма(x1:xn) - сумма выплат от периода 1 до периода n
n - количество периодов

при этом прогноз можно делать:

  1. Методом долгосрочной средней (сумма значений с предшествующим временным рядом 12 месяцев и более делится на количество периодов);
  2. Методом скользящей средней (с предшествующим периодом от 3 до 9 месяцев с серединой месяца, соответствующий прогнозному). Например, если в январе, феврале, марте 2005 г. значения поступлений были соответственно 100, 90, 150, то по данному методу прогноз на февраль 2006 г. будет равен (100+90+150) / 3 = 113;
  3. Методом средней заданного периода за несколько лет (к примеру, складываем март 2010, март 2011 и март 2012, делим на 3);
  4. Два предыдущих метода, но с учетом поправки на коэффициент сезонности;
  5. 3-й метод с учетом поправки коэффициента годовой тенденции.

2.3. Метод средних взвешенных;

Метод основан на расчете среднего прогноза через «взвешивание» предшествующих периодов. При этом наибольшим весам придаются периоды, наиболее приближенные к прогнозируемому и аналогичные периоды прошлых лет (учет сезонности).

К примеру, имея статистику поступлений 2011 года можно составить следующую таблицу.

Табл.4 (млн. руб.)

Наименование показателя янв.11 фев.11 мар.11 окт.11 ноя.11 дек.11 Итого
Вес январь 4     1 2 3 10
Вес февраль   4   1 2 3 10
Вес март     4 1 2 3 10
Поступления январь 119     98 118 122 457
Поступления февраль   126   98 118 122 464
Поступления март     108 98 118 122 446
Взвешенные значения январь 476 0 0 98 236 366 1176
Взвешенные значения февраль 0 504 0 98 236 366 1204
Взвешенные значения март 0 0 432 98 236 366 1132

Аналогичным периодам прошлого года присвоен наибольший вес (4), что связано с сезонностью бизнеса, далее по степени приближения к расчетному месяцу веса уменьшаются с 3 до 1 (от декабря к ноябрю).

Прогнозы поступлению будут следующие:

Январь: 1176/10= 117,6
Февраль: 1204/10= 120,4
Март: 1132/10= 113,2

2.4. Метод экспоненциального сглаживания

Метод похож на предыдущий, но отличается, тем, что в качестве коэффициента взвешивания выбирается альфа фактор (α), который умножается на предшествующее фактическое значение и его прогнозное по формуле:

Bt = α yt-1 + (1- α ) * Bt-1

Где Bt – прогноз поступления на следующий период t
       Bt-1 – прогноз поступления предыдущего периода
       yt-1 - фактическое значение поступления предыдущего периода
       α - альфа - фактор, или постоянный коэффициент сглаживания (0 ≤ α ≤ 1)

Пример:

Прогноз поступления на декабрь 2011 г. равен $ 1000., фактически поступления равны $950 , Примем значение альфа-фактор – 0,15

yt-1 = 950; Bt-1= 1000; α= 0.15
Bt = 0.15 * 950 + (1- 0.15) * 1000 = 142.5 + 850 = 993 шт.

Итак, прогнозное значение поступления на январь 2012 г. равно 993 шт.

2.5. Множественная регрессия

Цель изучения множественной регрессии заключается в представлении объема поступлений (Y) как зависимой переменной и попытке выразить объем поступлений как функцию ряда независимых переменных

Х1, Х2,…, Хn, т.е. Y= a + b X1 + c X2 + …+ z Xn

Например, в компании «N» выявлено уравнение, с помощью которого можно определить прогноз поступлений на январь 2012 г. (Y):

Y = -1,3 +0,856 P + 0, 126 H , где

P – дебиторская задолженность декабря 2011 г.;
H – объем выполненных услуг, но не подтвержденных актами в ноябре 2011 г. (вид деятельности – строительство) ;

Так, при объеме выполненных услуг в ноябре 133 млн. и дебиторской задолженности 125 млн. в декабре 2011 г. Прогноз поступлений на январь 2012 г. по данной формуле составит 122,5 млн. руб. , что составляет 2% ошибки.

3. Оценка и выбор методик

Сделав, расчет процента ошибки (см. Табл.5) приходим к выводу, что наиболее достоверными методами прогнозирования можно считать метод средних взвешенных (3%) и метод множественной регрессии (4,2%). Данные методики можно внедрить в автоматизированную систему бюджета движения денежных средств.

Табл.5

Метод RE (%)
Существующий метод 9,6
Экспертный метод 15,7
Метод средних 8,3
Метод средних взвешенных 3,0
Метод экспоненциального сглаживания 6,1
Множественная регрессия 4,2

СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Зачем и кому нужен финансовый анализ

Автор: Борис Абрамович Райзберг, доктор технических и экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к нехватке средств для финансирования текущей или инвестиционной деятельности, а избыточная будет препятствовать развитию, увеличивая сроки оборачиваемости капитала и сокращая прибыль. Обосновать параметры такой устойчивости позволяет финансовый анализ. Он не только дает возможность судить о положении предприятия на данный момент, но и служит основой для выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития фирмы.

Управление любым объектом требует прежде всего знания его исходного состояния, сведений о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествовавшие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в его функционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные управленческие решения, бизнес-планы и программы развития объектов на будущие периоды. Высказанное положение относится к предприятиям, фирмам вне зависимости от их роли, масштаба, вида деятельности, формы собственности.

В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость предприятий, то есть состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также произвести затраты по расширению и обновлению производственной базы.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности организаций, к нехватке денежных средств для финансирования текущей или инвестиционной деятельности, к банкротству, а избыточная — будет препятствовать развитию, приводя к появлению излишних запасов и резервов, увеличивая сроки оборачиваемости капитала, сокращая прибыль.

Обосновать параметры такой устойчивости позволяет финансовый анализ. Такой анализ не только дает возможность судить о положении предприятия на данный момент, но и служит основой, необходимой предпосылкой выработки стратегических решений, определяющих перспективы развития фирмы.

Отметим также, что там, где наблюдается высокая культура управления предприятием, любой годовой и даже квартальный отчет о деятельности предприятия сопровождается финансовым анализом его деятельности.

Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятий связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия как производственного, финансового, имущественного, социального комплекса. Чаще всего эти данные сосредоточены в документах финансовой отчетности, балансе предприятия, учетных ведомостях. Таким образом, документально-информационной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности предприятий служат данные бухгалтерского учета. Сами эти данные позволяют высказать суждение о состоянии дел на фирме, но глубокий анализ требует еще и их обработки.

Как известно, бухгалтерский учет на предприятиях ведется не только в. целях отражения осуществляемых предприятием хозяйственных операций и сделок, фиксации наличного имущества, доходов, источников их формирования. Данные финансовой отчетности используются в процессе выработки, обоснования, принятия управленческих решений. Планирование направления и сфер деятельности, развития предприятия, разработка и обеспечение реализации проектов инновационного и производственного профиля, организационно-кадровые мероприятия по улучшению деятельности предприятия, повышению эффективности работы так или иначе связаны с предварительным анализом отчетности.

Главная цель финансового анализа — получение нескольких основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Такая информация может быть получена в результате проведения комплексного анализа финансовых отчетов по научно обоснованной методике.

Результатом финансового анализа является оценка состояния предприятия, его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота капитала, доходности используемых средств.

Анализ финансового положения предприятия позволяет отследить тенденции его развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственно-предпринимательской деятельностью.


Кто и как использует результаты анализа

Различные виды анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.

Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет и управленческий (бухгалтерский) учет. Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы руководством сообщается тем, кто находится вне организации. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный анализ.

Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает в основном официальная финансовая отчетность предприятия, как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса. Например, чтобы оценить устойчивость того или иного банка, клиент просматривает балансы банков, на основе их рассчитывает определенные показатели для сравнения с устойчивыми банками. Но, к сожалению, полный, всеобъемлющий анализ сделать невозможно из-за неполноты и ограниченности информации, представленной в финансовой и бухгалтерской документации.

Внешний анализ включает анализ абсолютных и относительных показателей прибыли, рентабельности, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, эффективности использования заемного капитала, общий анализ финансового состояния фирмы.

В противоположность ему внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самого предприятия. На его основе осуществляется контроль за деятельностью предприятия, причем не только за финансовой деятельностью, но и за организационной, и намечаются дальнейшие пути развития производства. Основой такого анализа служат финансовые документы (отчеты) самого предприятия, это бухгалтерский баланс в расширенной форме, всевозможные финансовые отчеты, не только на определенную дату (месяц, год), но и текущие, что позволяет иметь более точную характеристику дел и устойчивости предприятия. Главное направление внутреннего финансового анализа — анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли, использования заемного капитала, собственных средств. Иначе говоря, изучаются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Часто определенные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной.

Исходя из разновидностей и целей анализа, можно выцедить условно внешний и внутренний круг лиц, заинтересованных в такой информации.

К внешнему кругу лиц относят обычно пользователей с прямыми и непрямыми финансовыми интересами, а к внутреннему прежде всего администрацию.

К первой группе лиц относятся пользователи с так называемым прямым финансовым интересом: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели и клиенты, деловые партнеры. На основе данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о том, какова прибыльность и ликвидность компании, каковы финансовые перспективы компании в будущем, стоит ли в нее вкладывать средства, имеет ли компания деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долги.

Инвесторы оценивают потенциальную прибыльность компании, потому что от этого зависит стоимость инвестиций (рыночная стоимость акций капиталов компании) и сумма дивидендов, которую компания будет выплачивать. Кредитор оценивает потенциальные возможности компании погашать займы.

К пользователям финансового анализа с непрямым финансовым интересом относятся государственные органы и внебюджетные фонды, налоговые органы, инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи, страховые организации, фирмы, осуществляющие внешний аудит.

Информация о финансовой деятельности предприятий необходима этой группе для контроля за соблюдением предприятиями обязательств перед государством, за правильностью уплаты федеральных и местных налогов, для решения вопросов о налоговых льготах, о методах и способах приватизации и акционировании предприятия. Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные синтетические оценки, позволяющие судить о положении не только одного или нескольких предприятий, но и отрасли в целом и региона.

Компании, зарегистрированные в инвестиционных фондах и на фондовых биржах, должны представлять им специальные финансовые отчеты. Кроме того, к пользователям информации, имеющим непрямой финансовый интерес, относятся аудиторы и аудиторские фирмы, консультанты по финансовым вопросам, юристы и юридические фирмы, пресса и информационные агентства, общественность.

К внутренним пользователям результатами финансового анализа относится администрация. Администрация — это собственники и управленческий персонал компании, которые несут полную ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение целей, стоящих перед ним.

Успешная деятельность администрации основывается на правильно принимаемых управленческих решениях, вытекающих из анализа данных бухгалтерского учета.

Деятельность администрации любого предприятия направлена на достижение системы целей. Однако в условиях конкуренции требуется сосредоточить все усилия на двух главных целях любого бизнеса: прибыльности (рентабельности) и ликвидности. Прибыльность — это способность получать прибыль, достаточную для привлечения и удержания инвестиционного капитала. Ликвидность — это наличие достаточных платежных средств для оплаты долгов в установленные сроки. Как известно, зависимость между этими показателями часто бывает обратной: чем выше прибыльность, тем ниже ликвидность.

Администрация постоянно должна иметь следующие данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия: величина чистой прибыли за отчетный период, соответствие нормы прибыли ожидаемым результатам, наличие достаточных денежных средств, перечень наиболее прибыльных продуктов, себестоимость каждого произведенного продукта. На основе имеющейся информации руководители и менеджеры принимают управленческие решения.

Как видно, круг пользователей финансового анализа и областей их приложения весьма широк. В то же время пользователей финансовой информации могут интересовать и отдельные разнообразные аспекты деятельности предприятия. Это обстоятельство предопределяет необходимость не только комплексного, но и всестороннего подхода к анализу деятельности предприятия для внутреннего и внешнего использования.

Администрация не ограничивается только внутренним финансовым анализом, но при возможности дополняет его внешним, проводимым теми или иными специализированными фирмами. Это связано не только с тем, что «со стороны видней», но и с большей широтой анализа, выполненного с учетом конкурентоспособности других фирм и поэтому дающего возможность оценить себя непредвзято, комплексно, что позволит более точно сформулировать первостепенные задачи своего развития.

Источник: Элитариум

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10