СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

Д.Г. Черник: Нельзя снижать налог на прибыль для всех подряд

Дмитрий Георгиевич Черник Российский налоговый курьер Черник Д.Г., государственный советник налоговой службы I ранга, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист Российской Федерации

Источник: Журнал "Российский налоговый курьер, №12

«Нельзя снижать налог на прибыль для всех подряд. У него не фискальная, а регулирующая функция»

«До тех пор, пока у налоговиков не будет доступа к банковским проводкам, наверное, бесполезно говорить об обеспечении полноты сбора налогов»

Несмотря на большое количество антикризисных налоговых мер, предпринятых правительством, и последовавший за этим спад экономической напряженности, многие эксперты считают — осуществленных мероприятий для выхода из кризиса недостаточно. Одним из таких экспертов является доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы I ранга, автор научных работ в области экономики и финансов Дмитрий Георгиевич Черник. О возможных путях совершенствования налоговой системы он рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Дмитрий Георгиевич, некоторые эксперты считают, что мы выходим из кризиса, другие — что мы перешли в его устойчивую фазу. Кто, по вашему мнению, ближе к истине?

– Думаю, утверждение, что мы выходим из кризиса, ошибочно. Отсутствие рецессии — еще не выход из кризиса по той причине, что глубокой рецессии у нас не было. Синтетическим показателем экономической ситуации является положение дел на рынке труда, уровень безработицы в стране. Если применить методики международных организаций труда, то число безработных в стране составит 6,5—7 млн. человек. И пока безработица не снижается, зарплата выплачивается на уровне минимальной, говорить о выходе из кризиса не приходится. А антикризисные меры весьма противоречивы.

Одной из самых главных и оперативных антикризисных мер правительства стало снижение налога на прибыль с 24 до 20%. Уменьшение налоговой ставки сразу на 4 процентных пункта заметно снизило налоговое бремя на компании. Однако вы оцениваете эту меру как весьма слабую. Почему?

– Да, на мой взгляд, ее можно признать недостаточной. Нельзя снижать налог для всех подряд. У налога на прибыль не только фискальная, но еще и регулирующая функция. Регулирование через налог на прибыль наиболее эффективно хотя бы в силу того, что главная цель любого хозяйствующего субъекта — это получение прибыли. Считаю, что самая главная ошибка была сделана еще в 2002 году, когда была введена в действие глава 25 Налогового кодекса. Тогда отменили инвестиционную налоговую льготу с одновременным снижением налоговой ставки с 35 до 24%. Для тех, кто активно вкладывал денежные средства в свое производство, это ничего не дало. Поскольку до отмены они могли совершенно законно минимизировать свою прибыль до 21—23% и даже ниже.

Есть следующие данные. Перед введением главы о налоге на прибыль 49,4% инвестиций в стране финансировались за счет собственных средств предприятий. С введением указанной главы этот процент пошел вниз. В 2008 году удельный вес собственной прибыли организации как источника финансирования капиталовложений составил 40%. Значит, на эти 9,4% увеличились привлеченные средства, проще говоря, заемные. В 3,6 раза выросли заимствования в банках, в том числе в 1,9 раза — в иностранных банках. Затем грянул кризис. Госдума срочно приняла закон о снижении ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Возникает вопрос: кому адресована данная мера по снижению 4 процентных пунктов? Всем. Получается, что мы опять не простимулируем, а облагодетельствуем всех под одну гребенку. Таким образом, стимулирующая роль налога на прибыль практически исчезла.

В основных направлениях налоговой политики на ближайшие три года приоритет отдается поддержке инноваций и модернизации экономики, в связи с чем предлагается ряд поправок в Налоговый кодекс, касающихся уплаты инновационными предприятиями налога на прибыль, НДС, создания особого режима налогового администрирования. Разве это не поворот к стимулированию инвестиций в производство, о котором вы говорите?

– Поворот к поддержке инноваций невозможен, потому что мы загубили инструмент, с помощью которого эти инновации могли быть внедрены. Считается, что нужно было создать равные стартовые условия предпринимателям. Я же полагаю, что в качестве инструмента регулирования необходимо использовать налоговые льготы. Нам нужно вернуться к тому, что было и прекрасно показало себя на практике, но при этом сохранить то положительное, что есть сейчас в 25-й главе Налогового кодекса (нелинейную амортизацию, амортизационную премию и др.).

В середине 2009 года был принят закон о замене единого социального налога страховыми взносами во внебюджетные фонды, совокупная ставка которых с 2011 года составит 34%. Минфин России предлагает снизить ее на 2%. Какой вариант, на ваш взгляд, является оптимальным?

– Я как доктор экономических наук и профессор не вижу смысла в принятии этого закона. И многие специалисты, с кем я консультировался, придерживаются того же мнения — у него масса недостатков.

Во-первых, часть заработной платы, за легализацию которой мы так боролись, снова уйдет в тень. Отчисления во внебюджетные фонды с будущего года увеличиваются с 26 до 34%, это 30,4% в абсолюте. Серьезные предприятия, имеющие квалифицированную финансовую службу, думаю, не будут ни с того ни с сего на столько увеличивать свои налоги. Во-вторых, снижение «белой» заработной платы неминуемо повлечет за собой снижение поступлений НДФЛ, даже если налогоплательщик не против его уплатить. В-третьих, когда одна структура передает другой свои функции (в данном случае налоговая служба — Пенсионному фонду), возникает определенный хаос. Поскольку невозможно безо всякого ущерба передать функции от одной организации другой. А если добавить то обстоятельство, что закон меняет порядок исчисления страховых платежей, то это означает, что все наработанные программные продукты нужно создавать заново. Значит, потери неизбежны. Бюджет может не получить даже того, что он имел, когда был единый социальный налог. Давайте посмотрим, кто кому передает функции. Федеральная налоговая служба, как бы ее ни критиковали, накопила за 20 лет немалый опыт контрольной работы и работы с налогоплательщиками. И вот она, мощнее которой нет на сегодняшний день в сфере контрольной работы, делегирует свои полномочия Пенсионному фонду, не занимавшемуся последние восемь лет проблемой контроля и сбора платежей. Это вызовет падение поступлений в бюджет.

Пришла очередь поговорить о бюджетных расходах. Пенсионному фонду нужно набрать 10 тыс. человек, обучить, оборудовать рабочие места, создать программные средства. Но и это еще не все. Количество проверок предприятий с принятием закона о страховых взносах увеличивается. Налоговые инспекторы будут приходить на предприятия, чтобы проверить поступления ЕСН за последние три года, сотрудники Пенсионного фонда и ФСС России будут проверять текущие платежи по страховым взносам. Таким образом, вместо одной службы налогоплательщиков будут проверять три службы. А это означает отвлечение от трудового процесса главного бухгалтера, руководителя предприятия, юриста…

В качестве одной из антикризисных мер бизнес-сообщество предлагает снизить НДС до 13% . Что вы думаете об этом?

– Данная идея обсуждается давно. Официальные лица, представители бизнес-сообщества и эксперты предлагают разные ставки налога, однако воз и ныне там. Дело в том, что ни одна самая мощная экономика не может выдержать резкого снижения НДС, скажем, с 18 до 12%. Вариант с введением плоской шкалы и ставки НДС 16% также является неприемлемым. Потому что как только мы изменим низшую ставку налога в размере 10% (повысим ее до 16%), получим раскручивание инфляционной спирали до 15%, а значит, нанесем удар по самым малоимущим слоям населения, для которых главные статьи расходов — питание, медикаменты, детская одежда. Еще один вариант, который предлагается, — замена НДС налогом с продаж. Но здесь нужно учитывать, что все наши западные партнеры, кроме США, используют НДС в качестве регулятора внешней экономической деятельности. Поэтому мы должны задаться вопросом: если отменить НДС, как это отразится на нашей внешнеэкономической деятельности?

Дмитрий Георгиевич, какие дополнительные антикризисные меры сегодня необходимо предпринять?

– Вернуть инвестиционную льготу, снизить НДС не революционным, а эволюционным путем, не затрагивая при этом социальную налоговую ставку, а может быть, даже снизив ее. Например, вариант может быть таким: основная ставка — 16%, льготная — 8%. Если для бюджета это будет тяжело, можно попробовать другой вариант: основная ставка — 16%, льготная — 10%. Не нужно трогать льготную ставку вообще, а выпадающие 2% будут частично возмещены бюджету в связи с улучшением финансового состояния предприятий, а стало быть, увеличением налога на прибыль и частично более активным развитием предпринимательской деятельности в стране. Еще необходимо отменить закон о страховых платежах и ввести в стране единый социальный налог, передав его администрирование налоговой службе. Поскольку тот налог, который был, требовал не упразднения, а модернизации и разумного подхода к его исчислению. Это и есть основные меры, которые способны вывести страну из кризиса.

Мы с вами обсудили основные бюджетообразующие налоги. Каким потенциалом обладают другие налоги?

– Можно поэкспериментировать с налогом на добычу полезных ископаемых и подумать, как через него простимулировать финансирование добычи новых полезных ископаемых. Например, увеличить НДПИ и суммы, дополнительно поступившие в бюджет, направить на разведку новых месторождений. Или снизить НДПИ при условии проведения разведки полезных ископаемых. Какой путь избрать — дело вкуса. Стоит подумать о том, что нам делать с налогом на имущество организаций и налогом на имущество физических лиц. Здесь также есть некоторые резервы для региональных экономик. Рассмотреть вопрос о введении экологического налога для того, чтобы сохранить природу и окружающую среду. Проявить политическую мудрость и ввести налог на вывоз капитала.

Не так давно Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона, который вводил так называемый налог на роскошь. Что вы думаете об этом?

– Предлагаю вспомнить русского экономиста Н.И. Тургенева, который в 1818 году написал книгу «Опыт теории налогов». Так вот что он писал о налоге на роскошь: «Если ввести налог на роскошь, некий разбогатевший купец решит не отделывать карету золотом и свои капиталы положит в сундук, где они будут лежать. А самый квалифицированный рабочий (золотых дел мастер) лишится при этом своей работы. Заодно лишится своей работы квалифицированный столяр, который будет делать эту карету, а также кожевенник, изготавливающий сиденья для кареты, сбрую и т. д. В результате большое количество квалифицированных русских рабочих и ремесленников останутся без работы, деньги будут изъяты из оборота и положены в сундук. А посему: вводя такой налог, господа, надо очень серьезно подумать». И я с классиком в этом вопросе согласен…

Если установить справедливое налогообложение сверхдоходов не так просто, то, может быть, стоит установить контроль расходов? Теперь мы с вами можем обсудить последний налог — налог на доходы физических лиц. Сегодня некоторые эксперты призывают ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, упуская при этом важный момент. Взимание НДФЛ в теории и на практике — две принципиально разные вещи. Что лучше: налог прогрессивный или налог пропорциональный — теория на это ответа не дает. А на практике мы не сможем в стране ввести прогрессивный налог. При отсутствии закона о соответствии доходов и расходов и контроля налоговой службы за этим вводить прогрессивный налог просто бессмысленно. Поскольку те, на кого собственно рассчитано введение данного закона, вывезут свои капиталы за границу. Поэтому я и говорю, что нам необходим еще один закон — о налоге на вывоз капитала, который бы касался как мигрантов, так и олигархов.

Кстати, что вы думаете о предоставлении налоговой службе доступа к банковским проводкам?

– Это совершенно правильная вещь. До тех пор, пока у налоговиков не будет доступа к банковским проводкам, наверное, бесполезно говорить об обеспечении полноты сбора налогов. И эту идею о расширении прав налоговой службы я как раз поддерживаю, хотя понятно, что не бывает прав без ответственности.

Беседовали Наталья Попова и Олеся Смолин

Справка

Дмитрий Георгиевич Черник

В 1990 году — с момента создания столичной налоговой службы — возглавил Государственную налоговую инспекцию по г. Москве. В 1999–2001 годах работал заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам, затем возглавлял Научно-исследовательский институт развития налоговой системы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. C 2002 года — президент ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», президент Палаты налоговых консультантов. Наряду с этим избран заведующим кафедрой «Налоги и налогообложение» Государственного университета управления. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, государственный советник налоговой службы I ранга, действительный член РАЕН, Международной академии менеджмента, Международной академии социально-экономических исследований (г. Рим), почетный доктор наук Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Обладатель государственных и научных наград. Автор более 190 работ в области экономики и финансов.

СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

О привлечении в бюджет транспортного налога

Российский налоговый курьер Автор: Корязина В. А.
Руководитель УФНС России по Санкт-Петербургу, государственный советник РФ 3-го класса

Источник: Журнал "Российский налоговый курьер

В сложившейся экономической ситуации поступление региональных налогов имеет большое значение. Одним из существенных источников пополнения регионального бюджета является транспортный налог. Расскажем о методах работы налоговых органов Санкт-Петербурга в 2009 году, способствовавших увеличению поступлений транспортного налога в бюджет города, а также о планах на текущий год.

В 2009 году в бюджет Санкт-Петербурга поступило более 5 млрд. руб. транспортного налога, что на 1 млрд. руб. больше, чем в 2008-м. Из общей суммы около 4 млрд. руб. составили поступления от уплаты налога физическими лицами. Значительную роль в увеличении поступлений налога сыграла работа, проводимая налоговыми органами Санкт-Петербурга. Законода­тельством Санкт-Петербурга установлено, что транспортный налог уплачивается ежегодно не позднее 1 июня. В связи с этим уже в начале апреля налогоплатель­щики начали получать уведомления о необходимости уплаты налога владельцами транспортных средств, рассылаемые Центром обработки данных (Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Санкт-Петербургу).

Методы информирования налогоплательщиков

Еще до наступления сроков уплаты налогов проводится широкая рекламная кам­пания. Так, в 2009 году о сроках уплаты транспортного налога и необходимости исполнить налоговые обязательства владельцам транспортных средств на улицах города напоминала реклама, размещенная на 254 конструкциях, а также в метро­политене. Кроме того, информация транслировалась на радиостанциях «Дорож­ное радио» и «Авторадио», а также в крупных гипермаркетах города. В торговых точках были вывешены плакаты по данной тематике. Помощь в распространении социальной рекламы Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу (далее — Управление) постоянно оказывает администрация города.

Одновременно Управление разместило информацию на своем сайте и в ре­гиональных и местных печатных изданиях.

На сайте Управления создан баннер «Транспортный налог» со ссылкой на ру­брику «Вопрос — ответ», чтобы налогоплательщики могли задать вопросы и в те­чение двух недель получить ответы.

Большая информационная работа проводилась и в межрайонных инспекци­ях ФНС России по Санкт-Петербургу. Для удобства налогоплательщиков в опе­рационных залах межрайонных инспекций были открыты информационные окна, где налогоплательщики могли не только узнать о порядке и сроках уплаты транспортного налога, предоставлении льгот, но и получить документы на уплату транспортного налога и пеней. Необходимые сведения владельцы транспортных средств также имели возможность найти и на информационных стендах в ин­спекциях.

Работа с налогоплательщиками, имеющими задолженность

Несмотря на проведенную в 2009 году рекламную кампанию, общая сумма за­долженности физических лиц — владельцев транспортных средств составила более 3 млрд. руб. Для снижения задолженности главам районных администра­ций, в администрацию Санкт-Петербурга, руководителям Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы города и др. были направлены списки сотрудников, имеющих задолженность по уплате транспортного налога от 100 руб. В течение месяца такие должники перечислили в бюджет региона более 4,4 млн. руб.

Одна из мер по принудительному взысканию долгов, применявшихся в 2009 году, — совместные мероприятия представителей налоговых органов и со­трудников дорожно-патрульной службы Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петер­бургу и Ленинградской области, проводимые на дорогах города, на станциях тех­нического обслуживания автомобилей с целью выявления должников по уплате транспортного налога. В ходе данных мероприятий сотрудники налоговых орга­нов вручали неплательщикам квитанции на уплату налога и пеней. Совместные мероприятия освещались региональными и общероссийскими телекомпаниями. На сайте Управления размещались фоторепортажи с места событий.

По данным Управления ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в Северной столице зарегистрировано около 1,6 млн. транспортных средств, собственниками которых являются примерно 1 млн. граждан, однако не все они добросовестно и своевременно уплачивают транспортный налог

Кроме того, налоговые органы совместно с представителями регионального Управления Федеральной службы судебных приставов периодически участвовали в рейдах, проводимых на улицах города. С помощью автоматизированной поис­ковой системы «Поток-Д», установленной на служебных автомобилях региональ­ного Управления ФССП России, выявлялись должники по уплате транспортного налога.

Еженедельно в базу данных системы «Поток-Д» региональным Управлением ФССП России вносились данные о транспортных средствах должников, в отношении которых были возбуждены исполнительные производства. В течение 2009 года общее количество должников, внесенных в базу данных системы, составило почти 10 000 человек, а также было выявлено 895 транспортных средств должников

Как правило, неплательщики хорошо осведомлены о дальнейших действиях налоговиков, направленных на взыскание долгов. Поэтому многие из них ста­рались незамедлительно погасить долг по налогу. Так, в ходе указанных рейдов 645 должников добровольно на месте уплатили представителям ФССП России более 12 млн. руб. недоимки по налогу и пеней.

В качестве крайней меры, направленной на погашение задолженности перед бюджетом, применялся арест автотранспорта. Всего в 2009 году было арестовано 250 автомобилей на общую сумму 58 млн. руб.

Например, в Кировском районе Санкт-Петербурга арестовано имущество пяти должников на сумму 1,8 млн. руб., Василеостровском районе — трех должников на сумму 1,4 млн. руб., во Фрунзенском районе — двух должников на сумму 0,9 млн. руб.

В Центральном районе города при взаимодействии сотрудников ФССП Рос­сии и налоговых органов было установлено местонахождение автомобилей, вла­дельцы которых имели крупные суммы задолженности по уплате транспортного налога. В результате арестовано два автомобиля общей стоимостью 1 млн. руб. После погашения налоговой задолженности арест с автотранспортных средств был снят.

Для проведения исполнительных действий представители регионального Управления ФССП России совместно с сотрудниками налоговых органов систе­матически посещали должников по месту жительства, а также по месту работы. Результатом такой работы, проведенной в Выборгском районе, стало вручение исполнительных документов и квитанций для добровольного погашения долга налогоплательщику, имевшему задолженность в сумме 170 000 руб., после чего он погасил недоимку в полном объеме.

Мероприятиям, проводимым ФССП России по взысканию задолженности в судебном порядке, предшествует очень трудоемкая работа налоговых органов по подготовке документов для направления исковых заявлений в суды

По ходатайствам налоговых органов ФССП России выносились постановле­ния об ограничении выезда должников за пределы Российской Федерации. Всего в 2009 году территориальными подразделениями ФССП России вынесено более 4000 постановлений об ограничении выезда за границу в отношении всех категорий граждан, не исполнивших судебные акты о взыскании налоговой задолженности.

На сайте Управления в августе 2009 года был размещен список должников по транспортному налогу с суммой долга от 100 000 руб., который постоянно обновлялся. Многие налогоплательщики, обнаружив себя в списке, стремились как можно быстрее уплатить недоимку и пени. С августа 2009 года по январь 2010 года 979 налогоплательщиков из 3191, попавших в указанный список, по­гасили задолженность на сумму более 116 млн. руб. В отношении граждан, не уплативших налог, в настоящее время применяются меры по его судебному взы­сканию.

Только за 2009 год в суды направлено исковых заявлений на сумму более 1 млрд. руб. Судебными органами уже вынесены решения о взыскании с должни­ков налога на сумму более 400 млн. руб. Начало процедуры судебного взыскания побуждает многих из них уплатить причитающиеся суммы, не дожидаясь реше­ния суда. Кроме того, 57 налогоплательщиков-должников, имеющих крупные сум­мы задолженности по транспортному налогу, были вызваны в территориальные налоговые органы на комиссии по урегулированию налоговой задолженности с участием представителей прокуратуры и правоохранительных органов.

Широко применяется и практика направления исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции, и судебных приказов, вынесенных мировыми судьями, работодателям должников для удержания сумм задолженности из их доходов

С декабря 2009 года на сайте Управления действует online-сервис «Узнайте вашу задолженность» в рамках реализации программы «Личный кабинет нало­гоплательщика». Данная услуга с первого дня подключения очень востребована пользователями сайта. Ею уже воспользовались более 250 000 жителей Санкт-Петербурга. Среднее количество обращений в день составляет более 4000, а в от­дельные дни — от 20 000 до 25 000. Сумма поступлений в бюджет от пользовате­лей online-сервиса с начала его работы по 1 февраля 2010 года составила более 31 млн. руб.

Планы по расширению информационных услуг в 2010 году

В текущем году Управление планирует расширить перечень услуг по предоставле­нию налогоплательщикам — физическим лицам информации о наличии задол­женности по всем налогам. Такие сведения можно будет получить на мобильный телефон в виде СМС-сообщения. Чтобы узнать о задолженности, налогоплатель­щику нужно только отправить СМС-сообщение, содержащее ИНН, на определенный федеральный номер сотовой связи. В ответ он получит СМС-сообщение о сумме задолженности либо о ее отсутствии.

Главная задача, которую ставят перед собой налоговые органы Санкт-Петер­бурга в 2010 году, — обеспечить своевременную и полную уплату транспортного налога каждым налогоплательщиком, имеющим в собственности транспортные средства. Для этого необходимо иметь достоверную базу данных как о налогопла­тельщиках, так и об исполнении ими налоговых обязательств. Поэтому Управле­ние совместно с Управлением ГАИ ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в январе текущего года провело два совещания по вопросам своевремен­ного предоставления актуальной информации в налоговые органы о владельцах транспортных средств.

Кроме того, важно, чтобы налоговое уведомление было доставлено налогопла­тельщику. С этой целью анализируется возвратная корреспонденция, уточняются адреса доставки на основании сведений, предоставляемых Управлением Федераль­ной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Уже сейчас начинается широкая рекламная кампания, намечено проведение мероприятий, направленных на массовое информирование владельцев транс­портных средств о необходимости своевременно и в полном объеме исполнить свои налоговые обязательства.

Решению поставленной задачи будет способствовать уже имеющийся у нало­говых органов Санкт-Петербурга опыт, а также новые формы и методы работы, которые еще предстоит применить на практике.

СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

Изменение роли НДФЛ в составе бюджета города Москвы в 2009 г.

Изменение роли налога на доходы физических лиц в составе бюджета города Москвы в 2009 году под влиянием мирового экономического кризиса.

Налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, обеспечивает наполнение большей части доходов бюджета города Москвы. За период с 2006 по 2008 гг. НДФЛ в составе налоговых поступлений занимал второе место, а в 2009 году данный налог стал первым в структуре доходов городского бюджета. Впрочем, потенциал налога на доходы физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Особую актуальность исследованию налогообложения доходов физических лиц в России придаёт низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами. Именно поэтому проблема совершенствования налогообложения доходов физических лиц является одной из наиболее важных и обсуждаемых для российской практики налогообложения. Исследования данной проблемы выявили широкое поле для совершенствования налоговой политики: проблемы рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, повышение социальной направленности подоходного налогообложения, проблемы собираемости, особенно актуальные в нынешней макроэкономической ситуации.

Целью данной статьи является исследование изменений динамики налоговой базы и поступлений НДФЛ в бюджет города Москвы под влиянием кризиса.

За период с 2006 по 2008 гг. общий прирост НДФЛ, поступившего в консолидированный бюджет Москвы 2008 года по отношению к 2006 составил 98%, при этом в 2007 году (249 559 млн. руб.) налога поступило на 23% больше, чем в 2006 г. (202 288 млн. руб.), а доходы от НДФЛ в 2008 г. (399 745 млн. руб.) возросли по отношению к 2007 г. на 60% .

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис не обошел стороной экономику Москвы. В сложившейся непростой макроэкономической ситуации особенно важно провести своевременную оценку различных факторов и последствий кризиса, провести анализ всех составляющих налоговых поступлений. В первую очередь, такой анализ поможет разработать своевременные и актуальные корректировки налоговой политики, не только минимизировать негативные последствия кризиса, но и дать дополнительный импульс совершенствованию налоговой политики.

Для оценки влияния кризиса на доходы населения следует рассмотреть баланс денежных доходов и расходов населения, который отражается движение части ВВП, поступающей в распоряжение населения в форме денежных доходов и используемой им на покупку товаров, оплату услуг и формирование сбережений.

По последним опубликованным данным Мосгорстата за 9 месяцев 2009 года денежные доходы населения города Москвы выросли на 16,3%. При этом наибольший вклад в общий прирост доходов населения внес прирост так называемых «других доходов» населения (доля прироста «других доходов» в общем приросте денежных доходов населения составила 83,0%).

Таблица 1. Структура денежных доходов населения в 2008-2009 гг.

Статья доходов Январь-сентябрь 2009 г. (млн. рублей) Январь-сентябрь 2008 г. (млн. рублей) К аналогичному периоду 2008 г. (%)
Денежные доходы населения всего
в том числе:
3'907'950,0 3'360'232,2 116,3
Доходы от предпринимательской дея-ти 188'992,4 227'154,3 83,2
Заработная плата, включая премии и др. виды оплаты труда 1'486'846,9 1'386'984,1 107,2
Социальные трансферты 339'360,3 330'760,5 102,6
Доходы населения от собственности 264'609,3 297'983,5 88,8
Доходы от продажи иностранной валюты 337'499,3 281'484,0 119,9
Другие доходы 1'290'641,8 834'826,5 154,6

Рис.1. Структура денежных доходов населения г. Москвы в январе-сентябре 2008 и 2009 гг.

Самую значительную долю в общем объеме доходов населения составляет официальная заработная плата (с учетом премий и других видов оплаты) (38,1%), и эта доля в период до начала кризиса имела устойчивую тенденцию к росту. По итогам 9 месяцев 2009 года рост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 107,2%. Вместе с тем следует отметить, что еще в январе 2009 года рост заработной платы к январю 2008 года составлял 119,2%, за I квартал 2009 года рост заработной платы к I кварталу 2008 года составил 116,0%, а по итогам I полугодия 2009 года к соответствующему периоду 2008 года – 110,4%.

Последовательное сокращение темпов роста заработной платы наблюдается по всем видам экономической деятельности. Статистические данные показывают, что в большей степени замедление прироста заработной платы относится к крупным и средним предприятиям и организациям. Снижение прироста заработной платы привело к сокращению доли данного вида дохода в структуре доходов населения города Москвы с 41,3% в 2008 году до 38,0% в 2009 году.

Второй по значимости составляющей в структуре денежных доходов населения являются «другие доходы» населения, что по методологии Росстата относится к «теневым» доходам и скрытой оплате труда. Указанные доходы за 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличились в 1,5 раза, чем и обеспечили наибольший вклад в наблюдаемый рост общих денежных доходов населения (13,5% прироста). При этом доля данной статьи доходов в общих доходах населения увеличилась с 24,0% в 2008 году до 33,0% в 2009 году. Такая структура роста во многом объясняет тот факт, что наблюдаемая органами статистики динамика роста денежных доходов населения не привела к соответствующему росту налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, что подтверждается объемами текущих налоговых поступлений в бюджет города, которые практически остались на уровне прошлого года.

Третьим по значимости источником денежных доходов населения являются доходы от продажи иностранной валюты. Данный вид доходов за 9 месяцев 2009 года увеличился на 19,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

Указанное увеличение связано с тем, что на фоне усиливавшегося финансового кризиса и возможной девальвации рубля с целью уменьшения риска обесценения рублевых накоплений с августа 2008 года по февраль 2009 года население в массовом порядке переводило свои банковские счета из рублевых в валютные, скупив около 50 млрд. долл. США. Во II-III кварталах 2009 года в связи со стабилизацией на валютном рынке наблюдался обратный процесс – превышение объемов проданной населением наличной валюты над объемами купленной валюты, чем и объясняется рост доходов населения от продажи иностранной валюты в структуре баланса денежных доходов и расходов населения.

Показательной является оценка влияния экономического кризиса на доходы населения города через анализ динамики распределения доходов населения в разрезе децильных (десятипроцентных) групп населения.

Таблица 2. Распределение населения по уровню доходов и динамика изменения доходов в разрезе децильных групп населения

Номер группы Среднедушевой доход в месяц, рублей Доля заработной платы и трансфертов в общем объеме доходов, %%
1 4853,6 67,2
2 8486,5 62,8
3 11 458,5 60,2
4 15 706,5 57,9
5 20 158,8 55,9
6 26 428,57 53,9
7 36 122,3 51,7
8 49 214,3 49,3
9 72 230,6 46,2
10 168 527,0 39,6
Всего: 41 318,7 46,7

Как следует из данных Мосгорстата в 2009 году более 60% роста доходов населения обеспечено за счет увеличения доходов у 20,0 % наиболее состоятельных слоев населения (9 и 10 группы), в то время как на долю 20% наименее обеспеченных граждан (1 и 2 группы) пришлось чуть более 2% общего прироста доходов населения. Данный факт связан с тем, что заработная плата и трансфертные выплаты, которые играют более существенную роль для граждан с низкими доходами, чем для граждан с высокими доходами, выросли в 2009 году незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По всем децильным группам населения основным источником роста являлась статья «другие доходы». При этом от первой группы населения до последней группы значимость данного вида доходов имеет тенденцию к росту, в то время как значимость доходов населения, подпадающих под налогообложение, уменьшается от 6,9% у первых групп до 5,4% у последних.

В таблице 3 представлены показатели, характеризующие уровень доходов населения и степень концентрации доходов в 2006-2009 годах.

Таблица 3. Уровень доходов населения и степень их концентрации

Показатель 2006 год 2007 год 9 месяцев 2008 года 9 месяцев 2009 года
Среднедушевой доход, руб./мес. 29 802,4 34 598,0 35 647,8 41 318,7
Среднемесячная заработная плата, руб./мес. 17 997,9 23 623,3 28 913,0 31 606,0
Разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения (показывает, во сколько раз средние доходы 10 децильной группы населения превышают средние доходы 1 децильной группы населения.) 41,4 39,5 32,7 34,7
Абсолютная бедность, %% 13,4 12,5 11,9 12,3
Относительная бедность, %% 31,6 31,5 30,8 30,9
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,5510 0,5424 0,5210 0,5265

В период до начала проявления кризисных явлений (конец 2008 года) наблюдалось снижение степени экономического неравенства населения, выражавшееся в уменьшении разрыва в доходах между группами, коэффициента концентрации доходов и сокращении абсолютной бедности. В кризисный же период наблюдается обратная динамика.

Отметим, что уровень обеспеченности населения города Москвы доходами, несмотря на возросшую в связи с кризисом дифференциацию доходов населения, намного превышает значения аналогичных показателей в других регионах и по России в целом. Практически по всем регионам страны в 2009 году наблюдалось снижение значения данного индикатора, что характеризует ухудшение уровня жизни населения. Исключение составляют только города Москва и Санкт-Петербург.

По оперативным сведениям Департамента финансов города Москвы (по состоянию на 18.01.2010о поступлении средств в бюджет города Москвы за 2009 год) доходы в части НДФЛ исполнены к 1 января 2010 в размере 390 951,1 млн. руб., что составляет 98% от запланированного в соответствии с уточненным планом на 2009 год (310 011,1 млн. руб.).

Влияние кризиса на экономику Москвы в первом полугодии 2009 года проявилось в экономической рецессии, в снижении деловой активности экономических субъектов (в том числе в таких базовых отраслях городской экономики как торговля, строительство, сектор финансовых услуг и энергетика); в ухудшении условий кредитования и внешних заимствований; в сокращении оборота розничной торговли в связи со снижением спроса населения; в сокращении численности предприятий и рабочих мест.

Во втором же полугодии 2009 года наблюдалось постепенное оживление деловой активности предприятий реального сектора экономики, что в большей степени обусловлено объективными экономическими факторами, такими как небольшое ослабление рубля в начале этого года по сравнению с прошлым периодом и, как следствие, удорожание импортной продукции, а также использование накопленных предприятиями в докризисный период материальных запасов.

К факторам, негативно повлиявшим на поступление НДФЛ в бюджет города Москвы можно отнести:

– Снижение темпов роста заработной платы;

– Безработица и скрытая безработица, уменьшение фонда оплаты труда;

– Увеличение задолженности;

– Инфляция, рост уровня потребительских цен;

– Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;

– Увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет;

– Сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду;

– Применение организациями различных схем ухода от налогообложения.


· На текущий момент, по данным Департамента экономической политики и развития города Москвы, средняя зарплата в городе составляет 31,7 тыс. рублей, что всего на что на 8,7% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%. По данным Мосгорстата сокращению подвергся фонд оплаты труда в строительстве и промышленности в связи с ухудшением финансового состояния предприятий данных секторов экономики, в то время как рост фонда оплаты труда происходил в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности (на 20,9 %), в сфере здравоохранения и образования (более чем на 34,4 %).

Финансовый кризис сказался так же и на уровне доходов населения от операций с ценными бумагами.

· На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно влияет и сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный с начала года рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения Москвы. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%.

Рис.2. Численность безработных граждан в городе Москве в 2008-2009гг.

Сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя). Так, по данным Мосгорстата, численность персонала, работающего неполное рабочее время по инициативе администрации, в январе-июне 2009 года составило 56,4 тыс. человек, увеличившись к аналогичному периоду 2008 года более чем в 13 раз. Продолжительность отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации за тот же период возросла в 6 раз.

По данным Департамента труда и занятости населения города Москвы по состоянию на 19 февраля 2010 года численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, с начала года возросла на 2,7 тыс. человек и составила 62,6 тыс. человек.

Уровень зарегистрированной безработицы на 19.02.2010 составил 0,96% от экономически активного населения города Москвы.

Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) по состоянию на 19 февраля – 168,5 тыс. единиц, что на 11,7 тыс. единиц больше, чем на начало текущего года.

Количество работодателей, сообщивших о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, за период с 1 января по 19 февраля 2010 года – 349 единицы, что составляет 58,4 % от уровня показателей за аналогичный период 2009 года.

По данным организаций, поступившим в службу занятости за период с 1 января по 19 февраля т.г., численность работников, намеченных к увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников – 12,0 тыс. человек (173,9 % к показателям 2009 года), из них жителей Московской области и других регионов – 7,2 тыс. человек.

· Рост задолженности по заработной плате в Москве наблюдался в промышленности, науке, строительстве и транспорте. При увеличении задолженности по заработной плате на 1%, поступления НДФЛ в бюджеты сокращается на 0,03%, так как с задержкой заработной платы, как правило, связана неблагополучная финансовая ситуация в организациях, акционерных обществах, а следовательно у физических лиц – крупных налогоплательщиков, например, в связи с неполучением дивидендов.

· Ценовая ситуация в городе продолжает оставаться неустойчивой. После роста индекса цен на товары и услуги в I квартале 2009 года до 112,8 % вследствие ослабления курса рубля на 27,2 % (в номинальном выражении), которое произошло в декабре 2008 года – феврале 2009 года, с апреля темпы роста цен на товары и услуги снизились, а в августе-сентябре они зафиксировались практически на нулевом уровне по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Рис.3. Динамика индекса потребительских цен в Москве в 2008-2009 гг.

Вместе с тем инфляция на потребительском рынке остается достаточно высокой (выше уровня 2008 года на 2,1 процентных пункта). Ожидается дальнейший рост потребительских цен за счет повышения тарифов на нефть, газ и электроэнергию (под влиянием падения газодобычи в стране), а также индексацией социальных расходов.

· Кроме того, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю налогового потенциала региона. Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Москвы составляет лишь 4-6 %. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов колеблется в диапазоне 93-95%. Объем вычетов в период 2006-2008 гг. имел незначительный прирост в 0,4-0,8%, однако с 2009 года значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ. Так, с 600 до 1000 рублей был повышен размер вычета на ребенка, при этом сумма годового дохода налогоплательщика, до достижения которой предоставляется такой вычет, увеличена с 40 до 280 тыс. рублей, а также до 40 тыс. рублей увеличен предельный размер дохода, при котором предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей. Также был увеличен до 2 млн. рублей размер имущественного налогового вычета.

· Существенное отрицательное влияние на результативный показатель поступлений НДФЛ оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. При росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.

· Недопоступление значительных сумм НДФЛ от физических лиц, получающих доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду. Доля доходов населения от операций по сдаче в аренду помещений от общего объема доходов населения, по данным налоговой службы, по Москве составляет всего 0,2% и будет снижаться под влиянием общей экономической ситуации, потому что основная масса таких доходов находится в тени. По экспертным оценкам, ежегодно в столице сдается от 250 до 350 тысяч квартир. По данным же Федеральной налоговой службы по Москве, в 2009 году, лишь 15 тыс. москвичей задекларировали доходы, полученные от сдачи жилья в аренду. Причем, самые добросовестные плательщики налога на доходы физических лиц - это люди, сдающие дорогое элитное жилье. В этом сегменте доля неофициально сдаваемых квартир составляет не более 15 процентов. Самая большая доля неплательщиков, по данным агентств недвижимости, в экономклассе.

Полноценный налоговый контроль в отношении таких физических лиц затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых объектах и полученных доходах. Столичная казна ежегодно недополучает примерно 2 миллиарда рублей. В условиях экономического кризиса эти деньги крайне важны для города.

· Кроме того, на сегодняшний день в Москве продолжает существовать проблема недопоступления НДФЛ в бюджет города в связи с применением различных схем ухода от налогообложения предприятиями, в том числе выплаты «теневой» заработной платы, а так же проблема больших потоков работников-мигрантов (особенно в организации строительного комплекса), которые работают в большинстве своем без заключения трудового договора, что выводит доходы данной категории лиц из-под обложения НДФЛ. Но данные сложности достаточно эффективно решаются налоговыми органами посредством проведения проверок организаций, имеющих признаки выплаты «серой» зарплаты, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а так же организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня. Так же при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным является использование информации из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества. Данные задачи остаются одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в части администрирования НДФЛ.

Между тем, в условиях экономического кризиса поступления по НДФЛ позволили стабилизировать такие факторы, как увеличение заработной платы работникам общественной сферы города Москвы и некоторое оживление реального сектора экономики во втором полугодии и повышение цен на нефть.

Стабильность поступлений налога на доходы физических лиц обеспечилось достаточно диверсифицированной структурой московской экономики, а также высокой долей (до 24%) населения, занятого в общественном секторе, преимущественное финансирование которого осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

Так, по состоянию на первое сентября 2009 суммарный прирост фондов заработной платы секторов государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг обеспечил свыше 60% роста совокупного фонда заработной платы московской экономики. Так же стоит отметить, что работники бюджетной сферы за прошедший год получили заработную плату примерно на 11% больше, чем работники реального сектора экономики.

Законом города Москвы от 02 декабря 2009 года №10 «О бюджете города Москвы на 2010 год» предусмотрены поступления по НДФЛ на 2010 год в объеме 417 159 612 тыс. руб., что меньше показателей закона от 10 декабря 2008 года №65 "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011гг на 41,7% (590 937 821 тыс. руб.) Указанный прогноз принят на основе сценария, предусматривающего рост среднемесячной заработной платы по итогам 2010 года на 11% и снижение количества занятых в экономике.

По оценке Контрольно-счётной палаты Москвы, в 2010 году в случае реализации благоприятного сценария социально-экономического развития и при сохранении зарплатоемкости продукции на уровне 2009 года объем поступлений НДФЛ возможен в сумме 509 383 655 тыс. рублей. Основным фактором увеличения заработной платы, по оценке Платы, станет увеличение производительности труда в сопоставимой оценке на 4,6%. Достижение указанных объемов поступлений налога возможно при условии небольшого оживления экономики благодаря действию объективных экономических факторов, выраженных в накопленных в докризисный период ресурсах и удорожании импортируемой продукции.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011гг."
2. О внесении изменений в бюджет города Москвы на 2009 год и плановый период на 2010-2011гг.
3. Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2010 год" (от 02.12.2009 №10).
4. О предварительных итогах
исполнения бюджета города Москвы за 2009 год и мерах по реализации Закона города Москвы от 2 декабря 2009 г. N 10 «О бюджете города Москвы на 2010 год»
5. Ежемесячный статистический бюллетень «О функционировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы в г. Москве в январе-сентябре 2009 года» № 70, 2009 год.
6. Справка по результатам экспертизы проекта закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2010 год» в части доходов и источников финансирования дефицита бюджета КСП Москвы.
7. http://www.r77.nalog.ru

Прыг: 01 02 03 04 05