СТАТЬИ >> МИКРОЭКОНОМИКА

Закономерности и факторы размещения экономики

Автор: Глeб Гeннaдьeвич Фeтиcoв, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН (отделение общественных наук), член координационного совета РАН по прогнозированию при Президиуме РАН.

В каком регионе страны лучше развивать определенный бизнес или отрасль? Какие факторы необходимо обязательно учитывать при размещения производительных сил, чтобы минимизировать затраты на производство и транспортировку продукции до потребителя? Принципы размещения производительных сил представляют собой исходные положения, которыми руководствуются при установлении соответствия в развитии элементов производственных ресурсов согласно поставленным целям развития.

С изменением отношений собственности, структуры управления и сферы хозяйственных взаимоотношений меняется система вертикальных и горизонтальных связей, трансформируются экономические интересы субъектов региональной экономики, однако технико-экономические связи сохраняют свою силу.

Методологические положения современной теории регионального воспроизводства включают следующие моменты:

  • региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, а с другой — интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятий, обогащая их и формируя условия для комплексного развития экономики региона;
  • социально-экономическое развитие региональных систем осуществляется в соответствии с законами расширенного воспроизводства: воспроизводственный аспект является основополагающим в исследовании социально-экономических процессов регионов;
  • экономика региона рассматривается как система взаимодействующих субъектов — предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи на основе технологии производства и обращений;
  • региональный воспроизводственный процесс охватывает все фазы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление.

Принципы размещения производительных сил представляют собой основополагающие исходные положения, которыми руководствуются при установлении соответствия в развитии элементов производственных ресурсов согласно поставленным целям развития. Можно выделить три группы принципов размещения производительных сил.

К первой группе принципов относятся:

  • принцип приближения ее к источникам сырья энергии, а по ряду отраслей и производств — к районам и центрам потребления готовой продукции;
  • принцип рациональной пространственной концентрации (агломерации) в виде ТПК и отраслево-территориальных комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов, соответствующих основной специализации района их размещения;
  • принцип кооперирования производства между различными предприятиями с всемерным сокращением нерациональных перевозок, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Эти принципы, а также различные факторы размещения отдельных отраслей и производств отражаются в показателях общей и сравнительной экономической эффективности с определением минимума приведенных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производства обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический (предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду), градостроительный (увязка с генеральными планами развития городов), недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Основными из них являются:

  • принцип специализации отдельных частей страны с рациональными территориальными экономическими связями между ними. Он базируется на оптимальном по объективным предпосылкам территориальном разделении труда при использовании благоприятных условий каждого региона, его производственного и научно-технического потенциала;
  • принцип выравнивания уровней экономического и социального развития различных частей страны, ликвидации экономического и культурного неравенства в развитии окраинных, особенно национальных, районов;
  • принцип учета международного разделения труда.

Перечисленные принципы не могут рассматриваться изолированно один от другого, они взаимодействуют между собой, дополняя и заменяя друг друга.

Под факторами размещения производительных сил понимаются конкретные причины и условия, оказывающие влияние на размещение отраслей производства и опосредствующие действие закономерностей и принципов размещения производительных сил.

В отраслях обрабатывающей промышленности, размещение которых представляется наиболее сложным, одновременно действуют различные факторы. Роль большинства из них характеризуется удельными показателями (расходы сырья, топлива, электроэнергии, воды на единицу готовой продукции и изделий, доля затрат на рабочую силу, сырье, топливо в себестоимости промышленной продукции и капитальных вложениях). Однако значение этих показателей существенно меняется под воздействием научно-технического прогресса, изменений в технике и технологии производства, влияющих на затраты живого труда и различных ресурсов.

Энергетический фактор имеет наиболее важное значение в связи с дефицитностью энергоресурсов и необходимостью проведения энергосберегающей политики.

В высокоэнергоемких производствах химической промышленности и цветной металлургии (капроновый и вискозный шелк, алюминий, никель) расход топлива значительно превышает вес готовой продукции, достигая на каждую тонну 7-10 т. и более. Суммарные энергетические затраты на производство такой продукции больше, чем на сырье и материалы, а капитальные вложения в энергетическую базу примерно равны или даже выше, чем в основное производство. Соответственно доля энергетической составляющей является наибольшей, помимо электроэнергетики, в металлургии, химической и нефтехимической промышленности. В черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, производствах меди, свинца, гидролизных дрожжей, каустической соды и некоторых других удельная энергоемкость составляет 1-3 т. условного топлива, но суммарная потребность в энергоресурсах вследствие больших объемов производства очень значительна. Поэтому дальнейшее развитие энергоемких производств намечается в восточных районах, прежде всего в Сибири, на базе имеющихся там богатых и дешевых энергоресурсов, что позволяет получать электроэнергию в настоящее время и в перспективе на 25-40% более дешевую, чем в Центральном районе.

Водный фактор играет решающую роль при размещении предприятий химической, целлюлозно-бумажной, текстильной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики.

Затраты на весь водохозяйственный комплекс включая отведение и очистку сточных вод составляют от 1-2 до 15-25% стоимости строящегося предприятия в водоемких производствах. Вследствие этого они должны размещаться в Сибири, на Дальнем Востоке, а также на Европейском Севере, где стоимость 1 куб.м. свежей воды в 3-4 раза меньше, чем в районах Центра и Юга европейской части, Закавказья. Одновременно шире должны применяться оборотная и другие прогрессивные системы водоснабжения и охлаждения воды.

Трудовой фактор (затраты живого труда на изготовление продукции) сохраняет важное значение при размещении машиностроения (в частности, приборостроения), легкой промышленности, а также наиболее крупных предприятий других отраслей.

Так как затраты труда на 1 т. продукции и доля заработной платы в себестоимости не дают правильного представления о трудоемкости продукции, то при рационализации размещения производительных сил с учетом трудового фактора целесообразно ориентироваться на потребность каждого предприятия в рабочей силе.

Земельный фактор приобретает особую остроту при отводе площадок для промышленного строительства (их размеры для крупных предприятий достигают сотен гектаров) в районах интенсивного сельскохозяйственного производства и городах в условиях ограниченности земельного фонда и высокой стоимости городских коммуникаций и инженерных сооружений. Важным средством экономии в этом отношении является групповое размещение предприятий в виде промышленных узлов.

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т.е. расход сырья и основных материалов на единицу готовой продукции. К отраслям с наиболее высокими индексами материалоемкости (более 1,5 т. сырья и материалов на 1 т. продукции) относятся черная и цветная металлургия полного цикла, целлюлозно-бумажная, гидролизная, фанерная, цементная, сахарная отрасли промышленности.

Особого внимания требуют предприятия, удаленные от источников снабжения сырьем, предприятия с многотоннажной продукцией (металлургические, химические, целлюлозно-бумажные комбинаты). При их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам, т.е. учет транспортного фактора. Научно-технический прогресс систематически снижает долю транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции, однако при перевозках транспортоемкой продукции она остается достаточно высокой, особенно это касается черных металлов, минерально-строительных материалов. В обрабатывающей промышленности также выделяется группа отраслей, тяготеющих к районам потребления вследствие повседневного спроса населения, требований свежести продукции (хлебопекарная, кондитерская, молочная) или по транспортному фактору, поскольку стоимость перевозки готовой продукции больше (или перевозка сложнее), чем сырья и топлива для ее изготовления (мебельная, сернокислотная.

В добывающей промышленности размещение предприятий обусловлено главным образом сырьевым и транспортным факторами — наличием и качеством месторождений полезных ископаемых, технико-экономическими показателями их эксплуатации и транспортировки продукции; при этом должны учитываться и реальные возможности осуществления последней (пропускная способность железных дорог, ресурсы труб и т.д.). При больших объемах добычи полезных ископаемых и при переработке руды на месте существенное значение могут иметь энергетический и водный факторы.

При размещении промышленного строительства учитываются также наличие строительной организации необходимой мощности и ряд других соображений. В сельском хозяйстве решающее значение имеют почвенно-климатические условия. Сдвиги в размещении производства происходят здесь, как правило, в пределах крупных сельскохозяйственных зон. Но при этом остается задача улучшения специализации и размещения сельскохозяйственного производства в сельских производственных организациях с целью максимального использования особенностей землепользования и почвенного покрова в каждом из них, с учетом наличия трудовых ресурсов, плотности (степени концентрации) потребления в прилегающем районе, транспортных условий и предельных расстояний доставки скоропортящейся продукции. При размещении крупных молочных и тепличных хозяйств, птицефабрик последние соображения приобретают первостепенное значение.

Различные факторы отражаются в показателях сравнительной экономической эффективности при определении минимума приведенных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> МИКРОЭКОНОМИКА

Величина цены товара

В статье проведено исследование ценовой функции, представляющей собой отношение денег к товару. Указаны области определения и изменения цены, сформулированы законы поведения цены и построены ее графики. Статья публикуется в рамках предлагаемой автором "относительной теории цены товара". Предыдущая работа была посвящена определению понятия цены товара.

1. Измерение величины цены

Цена является величиной относительной, а не абсолютной. Цена есть отношение денег к товару, а не просто деньги, поэтому измерять ее только в единицах денег, как это обычно делается сейчас, нельзя. Ибо это все равно, что измерять скорость тела только в единицах пути.

Единица измерения цены – это отношение единицы измерения денег к единице измерения товара. Единица цены представляет собой цену такого товара, каждая единица которого продается за единицу денег:

1 единица цены = 1 единица денег/1 единица товара.

Например, если деньги измеряются в рублях (рб), а товар – в штуках (шт), то единицей измерения цены данного товара будет отношение [1рб/1шт].

2. Исследование цены

2.1. Область определения цены

Никто не может продать нулевое или бесконечно малое количество товара. Минимальное количество товара, как бы мало оно ни было, всегда есть величина конечная и равна некоторой единице:

КТмин = 1. (1.1)

И даже если кто-то продает лишь часть избранной ранее единицы, то в теории эту часть можно рассматривать как новую, более мелкую единицу. Чтобы избавиться от работы с дробными частями единиц и стремлением КТ к нулю.

Возможности человеческого общества не безграничны. Поэтому максимальное количество товара, которое может быть продано, как бы велико оно ни было, всегда есть величина конечная и равная некоторому числу N:

КТмакс = N. (1.2)

Следовательно, количество товара может находиться только и только в следующих пределах:

1 ≤ КТ ≤ N. (1.3)

В свою очередь, максимальное количество денег, которое может быть израсходовано на приобретение товара, также не может быть бесконечно большим. Максимальное количество денег всегда ограничено и равно некоторому числу M:

КДмакс = M. (1.4)

Минимальное же количество денег, в отличие от минимального количества товара, может быть равно нулю. Потому как деньги на приобретение некоторых товаров не выделяются вовсе:

КДмин = 0. (1.5)

Значит, количество денег на рынке может изменяться только в таких границах:

0 ≤ КД ≤ M. (1.6)

2.2. Область значений цены

Цена товара является минимальной при любом количестве товара из области определения цены, если количество денег минимально:

ЦТмин = КДмин/КТ = 0/КТ = 0. (1.7)

Цена принимает максимальное значение в том случае, если количество денег максимально, а количество товара минимально:

ЦТмакс = КДмакс/КТмакс = М/1 = М. (1.8)

Таким образом, цена товара может изменяться только в следующих рамках:

0 ≤ ЦТ ≤ М. (1.9)

2.3. Законы поведения цены

Для установления закономерностей поведения цены введем необходимые понятия и обозначения:

КТо и КДо – исходные, старые, предыдущие значения КТ и КД;

КТ и КД – данные, новые, последующие значения КТ и КД;

КТ – КТо = ∆КТ – прирост, приращение КТ; (1.10)

КД – КДо = ∆КД – то же для КД; (1.11)

∆КТ/КТо – темп изменения КТ (ТИКТ); (1.12)

∆КД/КДо – то же для КД (ТИКД); (1.13)

ЦТо = КДо/КТо – исходное, старое, предыдущее значение ЦТ; (1.14)

ЦТ = КД/КТ – данное, новое, последующее значение ЦТ; (1.15)

Последующие значения цены могут, как совпадать, так и не совпадать с предыдущими. Поэтому цена может или оставаться постоянной, стабильной, или изменяться, т.е. падать или расти. Сформулируем законы поведения цены и укажем случаи, при которых реализуется тот или иной закон.

2.3.1. Закон стабильности цены

Цена товара остается неизменной, если темпы изменения КТ и КД равны по абсолютной величине и одинаковы по направлению (знаку):

ТИКТ = ТИКД. (1.16)

Такое положение дел возможно в трех случаях:

А.1. Количества товара и денег остаются постоянными.

А.2. Количества товара и денег растут, но растут в равной пропорции.

А.3. Количества товара и денег падают, но падают в одинаковой пропорции.

2.3.2. Закон роста цены

Цена товара растет, если темп изменения КТ меньше темпа изменения КД:

ТИКТ < ТИКД. (1.17)

Рост цены будет наблюдаться в пяти случаях:

Б.1. КТ постоянно, а КД растет.

Б.2. И КТ, и КД растут, но последнее растет более высокими темпами.

Б.3. КТ падает, а КД – растет.

Б.4. КТ и КД падают, но КТ падает опережающими темпами.

Б.5. КТ падает при неизменном КД.

2.3.3. Закон падения цены

Цена товара уменьшается, если темп изменения КТ больше темпа изменения КД:

ТИКТ > ТИКД. (1.18)

Случаи падения цены:

В.1. КТ постоянно, а КД падает.

В.2. КТ и КД падают, но КД падает опережающими темпами.

В.3. КТ растет, а КД падает.

В.4. КТ и КД растут, но первое растет опережающими темпами.

В.5. КТ растет при постоянном КД.

3. Графики цены

3.1. Общий график цены

Для построения графика цены составим таблицу ее значений, приняв предварительно, что максимальное количество денег численно равно максимальному количеству товара и равно 10 единицам.

Таблица 1. Значения цены

Значения цены

Общий, пространственный, график цены, приведенный на рис. 1, изображен в виде криволинейной поверхности, но на самом деле этот график представляет собой некоторое «облако» точек, по отношению к которому указанная поверхность есть среднее сечение этого облака. Потому что на свободном рынке для значений КТ и КД, больших единицы, будет некоторый разброс значений конкретных цен. И для получения одной точки необходимо находить среднее значение цены. При каждом соотношении неединичных КД и КТ.

Например, при КТ = 4 и КД = 10, значения цены конкретных товаров могут быть такими: 1; 2; 3 и 4 рб/шт. Поэтому по одной вертикали надо было бы отложить четыре точки. Но вместо них отмечается одна – средняя – 2,5 рб/шт. Благодаря чему и получается поверхность, а не облако.

Рис. 1. Общий график цены

Частные графики цены могут быть получены сечением общего графика плоскостями, параллельными фронтальной (ЦТ,О,КТ) и профильной (ЦТ,О,КД) плоскостям проекций. В этом случае один из аргументов цены принимается постоянным и на каждом графике будет изображена зависимость цены только от одного из аргументов. А для того чтобы показать наглядно и зависимость от второго аргумента, надо брать несколько сечений общего графика. И изображать их на одном частном графике. Что ниже и будет проделано.

3.2. График зависимости цены от количества денег

График на рис. 2 построен для трех значений КТ: 1, 2 и 5 штук. Он представляет собой график обыкновенной прямо пропорциональной зависимости. В котором отношение 1/КТ служит коэффициентом пропорциональности:

k = 1/КТ, ЦТ = k*КД. (1.19)

Изменяя коэффициент пропорциональности, можно получать разные сечения общего графика цены. Что технически означает перемещение секущей плоскости, параллельной профильной поверхности, вдоль оси КТ. В нашем примере – удаление ее от центра координат.

3.3. График зависимости цены от количества товара

График на рис. 3 построен для трех значений КД: 1, 5 и 10 рублей. Легко видеть, что график этот представляет собой положительную ветвь гиперболы, удаляющейся от центра координат с ростом КД. Здесь налицо функциональная зависимость типа z = k/x. В которой роль коэффициента пропорциональности играет КД:

ЦТ = k/КТ. (1.20)

Этот график получается сечением общего графика цены плоскостями, параллельными фронтальной плоскости проекций. На нем изображен вид на эти сечения со стороны отрицательной части оси КД.


СТАТЬИ >> МИКРОЭКОНОМИКА

Понятие цены товара - новый подход

В настоящее время существует множество определений понятия цены, но общепринятого среди них нет. Цель предлагаемой вниманию читателя статьи – устранение этого недостатка современной экономической науки. Автор предлагает новую – относительную – теорию цены товара.

1. Формирование понятия цены

Цена принадлежит товару, является его характеристикой, поэтому о цене товара (ЦТ) нельзя сказать ничего определенного, если нет самого товара. Если, выражаясь математическим языком, его количество (КТ) равно нулю:

ЦТ = ?, если КТ = 0. (1)

Однако, если товар появляется, то это еще совсем не значит, что появляется и сама цена у него. Потому, что для существования цены необходимы еще и деньги. А если денег нет, то не может быть и цены. Иначе говоря, цены у товара нет, если количество товара отлично от нуля, но количество денег (КД), при этом, равно нулю:

ЦТ = 0, если КТ ≠ 0, но КД = 0. (2)

Наличие товара есть необходимое, но недостаточное условие для возникновения цены. Вторым необходимым условием является наличие денег. Поэтому цена товара может возникнуть и существовать только и только в том случае, если и количество денег, и количество товара не равны нулю:

ЦТ ≠ 0, если и КТ ≠ 0, и КД ≠ 0. (3)

Но необходимо не просто существование товара и денег. Для возникновения цены. Потому что независимое, не связанное существование этих предметов, не порождает цену. Нужно, чтобы эти два предмета рыночного обмена находились в определенной связи между собой. Причем, строго определенной связи. Потому как не любая связь между деньгами и товаром порождает цену.

Например, если приковать деньги к товару цепью, то связь между ними будет. Но эта связь не даст нам цену товара. Следовательно, для возникновения цены необходимо и достаточно и существование денег с товаром, и наличие определенной связи между ними.

2. Определение понятия цены

Из процесса формирования понятия цены видно, что она возникает и существует только и только в том случае, если количества денег и товаров отличны от нуля и между ними существует определенная связь. Но каков же конкретный характер этой связи?

На этот счет рыночная действительность показывает нам, что цена товара, при одном и том же его количестве, будет тем больше, чем больше денег приходится на это количество. И наоборот. Из чего следует заключить, что цена товара зависит от количества денег прямо пропорционально. Так как никакие другие количества, кроме количества самого товара и количества денег, не участвуют в образовании цены и не могут, поэтому, повлиять на характер данной зависимости.

С другой стороны, цена товара, при одном и том же количестве денег, будет тем больше, чем меньше товара продается за это количество. И наоборот. Что свидетельствует о наличии обратно пропорциональной зависимости цены от количества товара.

Из сказанного можно сделать вывод, что цена товара является величиной относительной. Так как она зависит и от количества денег, и от количества товара. Причем, количество денег всегда приходится на определенное количество товара. Делится на него. Не представляет собой сумму, разницу или произведение этих величин.

Следовательно, цена товара есть отношение денег, за которые продается товар, к самому товару. И если учесть тот факт, что речь всегда идет именно о количествах товара и денег, то в полном виде определение цены можно дать в таком виде: цена товара есть отношение количества денег, за которые продается товар, к количеству самого товара. И формула цены престанет перед нами в следующем виде:

ЦТ = КД/КТ. (4)

Таким образом, цена товара есть функция двух переменных, величина которой зависит прямо пропорционально от количества денег, выделяемых покупателями на приобретение данного товара, и обратно пропорционально от количества товара, присутствующего на рынке.

3. Объем понятия цены

В определении понятия цены дается образ цены вообще, устанавливается содержание этого образа, содержание понятия цены. Но этот единый, и единственный, образ, именно в силу своей всеобщности, существует в огромном множестве конкретных цен. Ибо общее не существует отдельно от конкретного. Оно всегда является частью содержания своего конкретного. И должно присутствовать в каждом из этих конкретных. Иначе данное общее не является общим для всех конкретных, приписываемых ему.

Цена является элементом живого организма под названием «человеческое общество». Существующего в определенном месте пространства и в определенный период времени. Поэтому и цена существует и в пространственном, и во временнОм плане. Множество конкретных цен имеет и пространственную, и временную протяженность.

Во временном плане множество цен начинается там, где возникает первая цена. Где впервые товар обменивается на другой не с намерением потребления этого другого, а с целью сохранения возможности приобрести некий третий товар. Где, второй товар, по сути дела, начинает использоваться в качестве денег. И этот факт означает возникновение цены у товара.

Финальная точка существования цены – это момент, когда произойдет обратный процесс, – отказ общества от денег. В пользу обмена натурального, бартерного. Правда, если допустить, что процесс исчезновения цены будет симметричен процессу ее возникновения. То есть, принять, что цена возникла после бартерного обмена, в недрах натурального обмена, и исчезнет раньше него.

Указать точно моменты возникновения и исчезновения цены сейчас невозможно. Да это и не нужно. С теоретической точки зрения. Это будет становиться все более определенным по мере развития исторической науки и по ходу дальнейшей жизни общества.

Что касается пространственных границ, то тут все проще. Речь следует вести только о том явлении цены, которое реализовалось на планете Земля. Потому что о внеземных цивилизациях мы пока ничего не знаем. А на других планетах люди из-за низкого уровня развития общественного сознания еще не живут.

4. Место понятия цены

4.1. Цена товара и стоимость денег

Особо следует подчеркнуть тот факт, что цена товара есть отношение именно денег к товару, а не наоборот. Потому что обратное отношение – это стоимость денег (СД), вещь близкая, но не тождественная цене:

СД = 1/ЦТ = КТ/КД. (5)

Цена товара и стоимость денег представляют собой противоположные отношения, существующие в неразрывном единстве и образующие собой соотношение товаров и денег. Которое можно рассматривать как с позиции продавца товара, так и с позиции его покупателя.

Для продавца товара главное – сколько он денег выручит за свой товар, а для покупателя – сколько товара он получит за свои деньги. Поэтому с позиции продавца соотношение товара и денег есть отношение денег к товару, его цена. А с позиции покупателя товара это же соотношение есть стоимость денег.

4.2. Цена товара и его меновая стоимость

Обмен товара на деньги есть лишь первый акт обмена одного товара (Т1) на другой. В котором возникает цена первого товара (ЦТ1). Во втором же акте продавец первого товара выступает уже покупателем второго (Т2). И отношение количества второго товара (КТ2) к количеству денег, вырученных за первый товар, образует стоимость этих денег:

СД = КТ2/КД. (6)

Поэтому весь процесс обмена можно математически представить в виде произведения цены первого товара на стоимость денег, за которые он был продан. В результате чего мы получим формулу меновой стоимости первого товара (СТ1) в виде отношения количества второго товара к количеству первого (КТ1):

СТ1 = ЦТ1*СД = КД/КТ1* КТ2/КД = КТ2/ КТ1. (7)

Стало быть, цена товара является лишь частью меновой стоимости товара. В том смысле, что она есть только первое отношение, возникающее в процессе обмена одного товара на другой. И ее ни в коем случае нельзя, как это делают многие, отождествлять с меновой стоимостью товара. Ибо последняя есть отношение товара к товару, а не денег к товару. И смешивать эти два понятия – значит совершать грубую теоретическую ошибку.

4.3. Цена товара и цена денег

Продавец не всегда имеет возможность купить необходимый ему товар за вырученные деньги, а вынужден иногда обменивать эти деньги на другие. Поэтому возникает еще один вид цены – цена денег (ЦД). Как отношение денег к деньгам же. Цена первых денег (ЦД1) есть отношение количества вторых денег (КД2) к количеству первых (КД1):

ЦД1 = КД2/КД1. (8)

Цена денег, так же, как и цена товара, являются частью меновой стоимости товара. И в полном виде меновая стоимость первого товара может быть представлена как произведение цены первого товара на цену первых денег и на стоимость денег вторых (СД2):

СТ1 = ЦТ1*ЦД1*СД2 = КД1/КТ1*КД2/КД1*КТ2/КД2 = КТ2/КТ1. (9)

Цена товара и цена денег – это два вида цены вообще по виду базы, основания ценового отношения. Цена же вообще есть отношение денег к любым предметам рыночного обмена. В число которых следует включать три вида: товары, деньги-товары, как переходную форму от товаров к деньгам, и сами деньги в чистом виде.

5. Толкование понятия цены

5.1. Философия цены

С философской точки зрения, любой обмен товарами есть обмен возможностями между субъектами обмена. Между людьми, в конечном счете. Физическая природа товара и его происхождение не имеют, при этом, принципиального значения. Так как главное не то, что есть товар по природе своей и как он возник, а то, что он может дать человеку. Какие возможности ему дать.

Эти возможности как раз и есть то общее, качественно однородное, что сравнивается и приравнивается при обмене товаров. А не труд, скажем, как думают некоторые. Товар является, всего лишь, носителем и натуральной единицей измерения тех конкретных возможностей, которые он обеспечивает человеку.

Однако, с возникновением денег товар обменивается уже не на какой-то другой конкретный же товар, не на другие конкретные возможности, а на все те возможности, которые могут быть предоставлены субъекту рынком. На рыночные, обменные возможности вообще. Ибо деньги являются свидетельством и универсальной единицей измерения любых конкретных возможностей. На них можно обменять любую из имеющихся на рынке возможностей. Естественно, в пределах, ограниченных количеством имеющихся денег.

Таким образом, сущностью меновой стоимости, возникающей при бартерном обмене, является обмен одной конкретной человеческой возможности на другую конкретную возможность, а сущностью цены является обмен конкретной возможности на все рыночные возможности. На возможности вообще, в общем виде. Опять же, в тех пределах, которые диктуются количеством денег, приходящихся на данное количество товара. То есть, его ценой.

5.2. Математика цены

С математической точки зрения, цена товара есть множество, составленное из двух других множеств, – множества товаров и множества денег. Образ цены состоит из образов этих двух множеств, как из своих прообразов. И множество товаров, и множество денег входят в множество цен, но множество цен отличается и от множества товаров, и от множества денег. Потому что элементом множества цен является не отдельный товар и не отдельная единица денег, а именно отношение этих элементов – некоторая новая величина, отличная от образующих ее величин.

В множестве цен единицы денег находятся не в свободном, недифференцированном, а в сгруппированном состоянии вокруг каждой единицы товара. Поэтому элементом множества цен является не отдельная единица денег, а некоторый комплекс этих единиц, приходящийся на единицу товара. Хотя, в частном случае, это может быть и отношение одной единицы денег к одной единице товара.

Количественно множество цен может быть охарактеризовано двумя значениями – величиной цены, численным ее размером, и ее «массой», «объемом», масштабом. Так как одно и то же численное значение цены получается при разных количествах товаров и денег. Например, отношения 50/10 и 5000/1000 дает одну и ту же величину цены единицы товара. Но если брать рынки, на которых эти отношения реализовываются, то рынки эти по своему масштабу будут разными. И этот момент следует учитывать при их изучении.

5.3. Механика цены

На рынке всегда определенное количество товара противостоит определенному количеству денег. Если количества эти остаются постоянными или изменяются пропорционально и в одну и ту же сторону, то никаких причин для изменения цены единицы товара нет. Она будет оставаться стабильной.

Если же изменения эти непропорциональны, то в обязательном порядке произойдет изменение цены единицы товара, то есть, пропорций обмена товара не деньги. Потому что в противном случае возникнет дисбаланс между возможностями сторон, и часть возможностей какой-то из них реализовываться не будет. Возникнет или избыток товаров, или их дефицит.

Например, если при неизменном количестве товара возрастет количество денег на рынке, то продавцы товара сразу же почувствуют это и не замедлят поднять цену. В результате чего все новое количество денег будет уходить на покупку того же, старого, количества товара. Рынок автоматически возвратится на круги своя. Объективным основанием чего служит тот факт, что в масштабах рынка всегда происходит приравнивание общего количества денег к общему количеству товара. Приравнивание обменных возможностей сторон, согласование их.


Прыг: 01 02 03 04