СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Франшиза Цех 85: как выйти на окупаемость 15% за 2 года, условия покупки

Франшиза Цех 85 как выйти на окупаемость

Франшиза представляет собой покупку готового бизнеса, который хорошо раскручен и уже несколько лет приносит доход. Например, пекарня «Цех 85» работает в Санкт-Петербурге уже 6 лет, за это время было открыто 6 точек. Об основных условиях и преимуществах этого предложения рассказывается в статье.

Как работает франшиза

Франшиза Цех 85 представляет собой помощь в открытии бизнеса, связанно с сетью пекарен. Условия участия следующие:

  1.   Общая сумма инвестиций от 6 млн. р.
  2.    Единовременный (разовый) взнос 500 тыс. р.
  3.    Роялти составляет 3% от дохода только в течение первого года.

Покупатель приобретает готовый бизнес и открывает свою пекарню (одну или несколько), которая будет оформлена на его имя. Он вносит 500 тысяч рублей, а затем отчисляет 3% от полученного дохода только в течение первых 12 месяцев. После этого выходит на окупаемость за 26 месяцев или немного дольше. Рентабельность оценивается на уровне минимум 15%.

График открытия пекарни

Время для открытия пекарни занимает всего 4 недели, график основных работ выглядит так:

  
  1.   Проведение переговоров и подписание соглашение с владельцем бренда «Цех 85».
  2.   Проектирование деятельности и подбор сотрудников.
  3.    Проведение ремонтно-строительных работ и покупка оборудования.
  4.     Обучение персонала.
  5.     Заказ материалов, сырья для производства.
  6.     Открытие торговой точки.

Программа лояльности

Для привлечения новых покупателей и удерживания старых компанией разработана выгодная программа лояльности Цех 85. Для этого покупатель бесплатно получает карточку, оформить которую можно как в магазинах сети, так и через колл-центр.

Для получения бонусов при покупке достаточно показать карточку или назвать номер телефона н кассе. Т.е. сам пластик необязателен – можно воспользоваться выгодными условиями даже без него.

Программа предусматривает начисление баллов за покупки и другие действия:

  •       5000 – за предоставление персональных данных при регистрации;
  •      1000 – за указание даты рождения;
  •        4000 – за указание е-мэйл и другие.

Баллы можно применять сразу после их зачисления. Они действуют на все товары, за исключением тех, которые продаются по фиксированной цене, и сертификатов партнерских программ. К тому же клиенты могут задействовать промокод Цех 85, благодаря чему покупка станет еще выгодней.



СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Как оценить бизнес-план долгосрочного развития

Эдуард Прытков, независимый эксперт
Журнал «Профессия — директор», № 2 за 2008 год
«Умение политика состоит в том,
чтобы дать долгосрочный прогноз развития событий,
а потом объяснить, почему этого не произошло.»
У. Черчилль

Разработка  бизнес-плана предприятияЛюбой бизнес-план должен отвечать на три основных вопроса: где мы сейчас находимся? Куда пойдем? Как мы это будем делать? Бизнес-план долгосрочного развития направления является основой для дальнейшей работы, по нему владельцы бизнеса судят о потенциале начинающего руководителя. Практически все известные мне пособия либо слишком теоретизированны, либо имеют производственный уклон. В данной статье я хочу предложить свой вариант оценки бизнес-плана.

Цели и задачи

Эта часть бизнес-плана, как ни странно, анализируется в самом конце и является квинтэссенцией всего изложенного ниже. Занимать она должна одну-две страницы, не более. Именно в этом разделе даются ответы на ключевые вопросы, поднятые в аннотации.

Где мы находимся. Общий рынок направления в РФ

Здесь уместна таблица с данными по всему рынку, а не только по тем товарным группам (ТГ), которые есть у вас в ассортименте. При этом должно быть отражено положение на рынке как в прошлые периоды (в идеале — за предыдущие 5 лет), так и на период, охватываемый бизнес-планом, который является долгосрочным документом (разрабатывается минимум на 5 лет вперед). Делается это для того, чтобы была понятна динамика рынка, а также возможный потенциал для введения новых ТГ.

В отдельную таблицу должны быть вынесены ТГ, имеющиеся в вашем ассортименте, с фактическими цифрами осуществленных за прошедшие периоды планируемых продаж.

1. ТГ1

Далее детально рассматриваются все имеющиеся в товарном направлении ТГ.

1.1. Общие сведения

Полезно, если бизнес-план учитывает вероятность того, что читающий его может не иметь детального представления о способах производства и особенностях продуктов и товаров, входящх в ту или иную ТГ, и снабжен небольшим, на одну-две страницы, описанием общего характера, без особых технических деталей.

1.2. Общая оценка рынка ТГ

Повторно оцените рынок ТГ прошлых и прогнозируемого периодов (для наглядности необходим график). Если ожидается, что рынок выйдет из тренда и начнет расти медленнее или быстрее, то должны быть указаны предпосылки. Какие тенденции имеются на рынке и что это может дать вашей компании?

1.3. Рынок в разрезе поставщиков

Невозможно понять происходящее на рынке без его оценки в разрезе поставщиков данной ТГ в единицах измерения и в деньгах за последние 5 лет. Следующий шаг — развернутый комментарий всего происходящего на рынке поставщиков: анализ текущей ситуации, выводы и прогноз дальнейшего развития данного рынка. Выбор существующего портфеля и планируемый ввод новых поставщиков должны быть объяснены и аргументированы. Желательно, чтобы этот раздел сопровождался диаграммами, таблицами, графиками.

1.4. Рынок в разрезе продуктов

За исследованием рынка поставщиков полезен анализ продуктов каждого из них. Возможно, с конкретным поставщиком не следует работать по всей предлагаемой им товарной линейке, но стоит ввести несколько ударных позиций, являющихся индикативными на рынке. Таким образом, необходим анализ жизненных циклов основных представленных на рынке продуктов.

1.5. Ценовые категории и наценки на рынке ТГ1

Ценовая сегментация на рынке определяет ассортиментный ряд и ценовую политику компании. Желательно, чтобы все эти данные для наглядности были сведены в табл. 1.

Таблица 1. Ценовые категории и наценки на рынке ТГ1

Ценовые категории и наценки на рынке товарных групп для бизнес-плана

1.6. Анализ основных конкурентов

Без оценки конкуренции невозможно дать ответ на вопрос, где мы сейчас находимся. На каждого конкурента должна быть заполнена карточка (табл. 2).

Таблица 2. Анализ основных конкурентов

Анализ основных конкурентов для бизнес-плана

Доли рынка, занимаемые вами и вашими конкурентами, лучше всего отражаются в диаграмме. Важна также динамика изменений за последние несколько периодов — кто вырос/ упал и почему это произошло.

Кроме того, должны быть указаны компании, которые в ближайшее время могут стать вашими конкурентами.

1.7. Ключевые клиенты и каналы сбыта ТГ1

Для оценки системы продаж нужно четко понимать, кто ваши клиенты и каковы каналы сбыта, — иначе было бы невозможно разработать индивидуальную для каждого канала систему дистрибьюции.

Необходимо, чтобы был виден вклад каждого канала в ваши продажи и развернутая стратегия дальнейшей работы с каждым каналом, а также прогнозы, какую роль будет играть каждый из каналов в следующем году и какие новые каналы могут быть задействованы в будущем.

1.8. План долгосрочных продаж ТГ1

План должен содержать все экономические показатели и отражать имеющуюся и планируемую доли на рынке.

Таким же образом производится оценка всех имеющихся в вашем товарном направлении ТГ (табл. 3).

Таблица 3. План долгосрочных продаж ТГ1

Анализ основных конкурентов для бизнес-плана
* Оборачиваемость склада = средний склад/оборот в с/с.
** Эффективность = оборачиваемость (кол-во раз в году) × наценка (%). Оборачиваемость = 12/(средний склад/оборот в с/с) (мес.), где средний склад = средний складской запас в текущем месяце. Это упрощенная формула, если все учитывать более тщательно, то она будет иметь вид: Оборачиваемость = 12/(склад-кредит от поставщика/(оборот в с/с + ДЗ))
*** ДЗ обычно нормируется как % от оборота в ценах продаж, например 50%.

Куда пойдет компания

Я не очень люблю западные аббревиатуры, но, поскольку они являются общепринятыми, будем их использовать. После того как сделана оценка рынка и конкурентной ситуации, понятны каналы сбыта и ценовая сегментация, производится SWOT-анализ копании и основных конкурентов. Затем — матрица БКГ, которая покажет реальное положение компании на рынке, и в последнюю очередь оценивается сводный план развития направления — суммарный для всех ТГ. Это и есть ответ на вопрос, куда идет компания.

1. SWOT-анализ для бизнес-плана

Пример SWOT-анализа для оценки текущей ситуации в компании, а также пример SWOT-анализа основного конкурента показаны в табл. 4 и 5.

Таблица 4. Пример SWOT-анализа для оценки текущей ситуации в компании

Сильные стороны компании Возможности компании
Известный оптовый бренд

Децентрализованная система управления

Прямая доставка

Эффективный склад

Оперативность выполнения заказов

Оперативность ввода новинок

Сайт real-time

Региональные склады в филиалах

Высокий уровень менеджмента

Улучшение сервиса

Развитие корпоративных клиентов и рост их лояльности

Повышение наценки за счет ввода новых товарных групп

Вступление РФ в ВТО: возможность свободно работать с западными партнерами

Получение ценовой защиты от поставщиков

Расширение ассортимента и получение эксклюзивов

Открытие новых филиалов

Новые проекты

Повышение профессионализма персонала

Формирование командного духа

Работа с местными производствами и локальными складами западных поставщиков

Слабые стороны компании Угрозы внешней среды

Отсутствие миссии компании

Работа с узким кругом поставщиков, зависимость от основного поставщика

Узкий ассортимент доходных позиций

Качество обслуживания клиентов

Нестабильность евро

Прямая конкуренция и агрессивная ценовая политика конкурентов

Открытие поставщиками локальных складов и расширение дистрибьюции, что ведет к падению наценки и потере клиентов

Создание поставщиками торговых организаций

Таблица 5. Пример SWOT-анализа основного конкурента

Сильные стороны компании Возможности компании

Известная оптовая торговая марка

Крупнейший оптовый дилер на всех товарных направлениях

Децентрализованная система управления

Прямая доставка

Региональные склады в филиалах

Высокий уровень менеджмента

Наличие в ассортименте доходных позиций

Больший опыт работы с основными ТГ

Профессиональный персонал

Улучшение сервиса

Большой захват рынка ценовыми войнами

Получение ценовой защиты от поставщиков

Расширение ассортимента и получение эксклюзивов от поставщиков

Работа с местными производствами и локальными складами западных поставщиков

Слабые стороны компании Угрозы внешней среды

Отсутствие маркетинговой стратегии

Качество обслуживания

Неэффективный склад

Слабая кадровая политика

Медленный ввод новинок

Низкая оперативность принятия решений

Отсутствие контроля наценки

Различная ценовая политика филиалов

Потеря командного духа

Нестабильность евро

Изменение транспортных и таможенных платежей

Прямая конкуренция и агрессивная ценовая политика конкурентов

Открытие поставщиками локальных складов и расширение дистрибьюции, что ведет к падению наценки и потере клиентов

Создание поставщиками торговых организаций

Вступление РФ в ВТО: исчезновение «серой таможни» и, следовательно, невозможность использовать ее в качестве конкурентного ценового преимущества

Для достижения поставленных целей необходимо развивать сильные стороны, принимая во внимание угрозы внешней среды, и работать над слабыми, учитывая возможности основных конкурентов.

1.2. Матрица БКГ (Бостонской консалтинговой группы)

Главным достоинством матрицы БКГ является фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств для различных типов ТГ и указаниях по использованию этих потоков для оптимизации портфеля компании при бизнес-планировании.

Матрица БКГ строится следующим образом: размер по вертикали задается показателем темпа роста рынка, а размер по горизонтали — соотношением с долей рынка, принадлежащей вашему основному конкуренту. Это соотношение должно определять сравнительные конкурентные позиции в будущем (рис. 1).

Рис. 1. Пример матрицы БКГ

Пример матрицы Бостонской консалтинговой группы для бизнес-планирования

Матрица БКГ позволяет:

  • классифицировать каждую свою ТГ по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов годового роста в отрасли;
  • определить, какая ТГ компании занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика рынков;
  • произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между ТГ.

1.3. Сводный план продаж всех ТГ товарного направления

В сводном плане должны быть указаны цели, которые ставит перед собой направление: выход на новые рынки, захват имеющихся рынков и территорий… Все SMART-цели зависят от вашего видения — это и есть искусство делать долгосрочные прогнозы (табл. 6).

Таблица 6. Сводный план продаж всех ТГ товарного направления

Сводный план продаж всех ТГ товарного направления для бизнес-планирования
* Коэффициент рентабельности активов (Return On Assets, ROA) — отношение чистой прибыли компании без учета процентов по кредитам к ее суммарным активам. Можно использовать и другие экономические показатели:

  • коэффициент рентабельности продаж (Return On Sales, Net Profit Margin, ROS) — отношение чистой прибыли компании к ее обороту;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE) — отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.

Как компания пойдет к намеченным целям

1. GAP-анализ общих принципов дальнейшего развития

Для того чтобы выбрать способ достижения поставленных целей, необходим GAP-анализ. Его общая структура представлена ниже. По каждой точке разрыва нужно решить, что именно следует предпринять и как строить свою маркетинговую стратегию (рис. 2).

Рис. 2.

маркетинговая стратегия

2. Маркетинговая стратегия долгосрочного развития

Маркетинговая стратегия обязательно должна включать следующие пункты: миссия компании, территория, продуктовая стратегия, клиенты, конкуренты, стратегические партнеры, филиалы.

Значительная часть компаний имеет миссию, очень похожую на слова песенки гангстеров Стампа: Давайте будем нести искусство людям, Берут они охотно старинные полотна. Миссия у компании должна быть. Это аксиома. Компания не достигнет успеха, если у ее персонала нет понимания смысла бизнеса.

Существует достаточно много определений этого понятия. Вот некоторые из них.

«Миссия — стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе» (Л. Гительман, «Преобразующий менеджмент»).

«Миссия (предназначение) организации — ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании и чем она намерена заниматься» (И. Мазур, А. Шапиро).

Если компания не в состоянии самостоятельно изложить свою миссию, необходимо воспользоваться аутсорсинг-услугами.

Пример маркетинговой стратегии.

  • Территория: стратегия нападения.
  • Продуктовая стратегия: предложение клиентам полного спектра товаров вашего направления. Дифференциация по ассортименту с конкурентами. Получение от поставщиков эксклюзивов на интересующие вас продукты. Развитие товарных групп и товаров, приносящих максимальную прибыль фирме, и фокусирование на них клиентов.
  • Клиенты: стратегия кроссирования продаж — предложение клиентам дополнительных или заменяющих привычные продуктов. Эта стратегия должна совмещаться со стратегией завоевания большего доверия.
  • Конкуренты: стратегия лидера.
  • Стратегические партнеры: DIY и сетевая розница.
  • Филиалы: стратегия образа. Маркетинговая стратегия не должна быть статичной: например, после выполнения основной стратегической задачи — увеличения доли рынка — она может измениться.
  • Территория: стратегия защиты.
  • Продуктовая стратегия: постоянное обновление ассортимента, формирование рынка, расширение доходных позиций.
  • Клиенты: стратегия завоевания большего доверия.
  • Конкуренты: стратегия лидера по издержкам.
  • Филиалы: стратегия поддержания образа. Далее необходимо подробное рассмотрение основных пунктов предлагаемой стратегии.

2.1. Территория

Оценка рынка по территориям покажет потенциал развития вашего направления по географическому принципу. Если ваша компания является федеральной, то оцениваются ФО, а если региональной — районы и области.

2.1.1. Оценка регионов

Для каждого региона должны быть заполнены таблицы (табл. 7).

Таблица 7. Таблицы оценки регионов

оценка регионов для подготовки бизнес-плана

2.1.2. Оценка потребления

Проанализируйте динамику изменений долей регионов в продажах за предыдущие периоды. На основании оценки населения производится анализ потребления и перспективности территорий для открытия новых филиалов, представительств — с целью проникновения на позиции конкурентов и захвата существующих рынков сбыта. Если точных данных по потреблению нет, прогноз делается на основании имеющихся данных по другим регионам. Понятно, что уровень доходов и покупательная способность везде разная, но, ориентируясь на тенденцию потребления, все же можно построить тренд.

2.2. Продукты

Ваша продуктовая линейка — основа выполнения плана, поэтому необходим анализ, с какими производителями, продуктами и почему данное направление будет работать, какие ТГ/бренды/коллекции необходимо ввести, а какие вывести, чтобы добиться показателей, указанных в сводном плане. Кроме того, должны быть описаны основные отличия товаров вашей компании от продукции конкурентов, важные преимущества.

Наилучший вариант, когда все данные внесены в таблицу (табл. 8).

Таблица 8. Таблица оценки продуктов

оценка продуктов для подготовки бизнес-плана

Оцените обоснование соотношения присутствия продуктов в ценовых категориях (так, например, золотое правило: 20–50–30, — но возможны и другие соотношения).

При анализе применяемой схемы ценообразования необходимо сравнение собственных ценовых предложений с предложениями конкурентов, описание действующей системы скидок и бонусов.

2.3. Клиенты

2.4. Конкуренты

2.5. Филиалы

В данных пунктах должна быть подробно раскрыта стратегия по отношению к клиентам, конкурентам и филиалам.

2.6. Оценка складского комплекса

За сводным планом должно следовать исследование возможностей складского комплекса (достаточно ли свободных площадей и проч.) и необходимого уровня сервиса. Обычно для этого на имеющиеся складские возможности по хранению и обработке товаров накладывается план продаж в пиковый месяц, производится оценка и даются рекомендации по аренде дополнительных площадей или оптимизации имеющихся.

3. Методы стимулирования потребления

Методов стимулирования на сегодняшний день существует великое множество. Ваша задача — выбрать те, которые будут эффективны для ваших продуктов и выделят вас среди конкурентов.

4. Персонал

Не устану повторять, что кадры решают все. Если вы хотите быть лучшими, у вас должны работать лучшие. Итак, персоналу необходимо уделять максимальное внимание: team-building, учреждение премий «менеджер года», товарные обучения и семинары по технике продаж, аттестации, грамотная мотивация… Однако данные вопросы вторичны, первичный же — набор персонала и создание структуры для решения тех задач, которые вы ставите перед конкретным направлением. Если это захват рынка и выход в новые регионы, логично пригласить либо подготовить, помимо менеджеров по продажам, менеджеров по развитию новых ТГ или тех, которые для вас стратегически важны. В дальнейшем, как только компания достигнет требуемого уровня присутствия на рынке, их можно сделать обычными менеджерами по продажам, поделив существующую ответственность между всеми.

5. Сервис

Сервис и услуги — именно то конкурентное преимущество, которое дает компании дополнительную прибыль и позволяет дифференцироваться от конкурентов. Например, у GE 50% добавленной стоимости составляют услуги. Тщательно изучите, чего ждут от компании ваши клиенты. Что их не устраивает и раздражает в вашей работе и деятельности ваших конкурентов? Ответы на эти вопросы можно получить посредством анкетирования в ходе семинаров для клиентов или дилерских конференций.

К сервису торговых организаций я бы в первую очередь отнес деффектуру товара на складе (функцию логистики): насколько ваша компания удовлетворяет заказы клиентов. Другие примеры сервиса:

  • оперативность ввода новинок; качество обслуживания клиентов на всех уровнях; обеспечение клиентов образцами и информацией о новинках;
  • профессионализм сотрудников; постоянное наличие на складе декларируемой складской программы;
  • отгрузки в срок транспорта клиентов на складах; отсутствие брака и/или оперативное решение проблем с ним;
  • прямая доставка товара клиентам в черте города и в ближайшие города;
  • предоставление клиентам эксклюзивных прав на продажу определенных товаров.

6. Маркетинговая разведка

Это очень важный элемент мониторинга рынка по ценам, продуктам и складам конкурентов. Если такая работа ведется эпизодически, нет ответственных именно за эту сферу, то нет и полной информации о конкурентах, что может негативно сказаться на будущем компании. Сегодня практически всю интересующую информацию можно получить от поставщиков, но это субъективная оценка. Возможно, в перспективе вашей компании потребуется организовать соответствующий отдел либо принять в имеющиеся подразделения людей, ответственных за разведку. На практике у многих компаний существуют специально созданные фирмы, занимающиеся закупкой товара у конкурентов, что позволяет всегда иметь точную информацию по всем маркетинговым вопросам.

7. Организация новых проектов

Новые проекты в рамках вашего направления — залог постоянного развития. Даже если это потенциально интересные идеи, которые не будут реализованы в рамках данного бизнес-плана, их нужно озвучить, с тем чтобы в дальнейшем заняться их разработкой и внедрением.

Бюджет для бизнес-плана

Финальная часть бизнес-плана — ресурсная — должна описывать необходимые расходы на реализацию и инвестиции.

1. Маркетинговый медиаплан

Маркетинговый медиаплан обычно составляется на ближайший год, кроме того, приводится его ориентировочная структура на последующие периоды.

Медиаплан должен содержать помесячное описание мероприятия вашей фирмы по реализации маркетинговой стратегии.

Например, в табличной форме по каждой ТГ в разрезе месяцев представляются: требующаяся рекламная поддержка в СМИ, POS-материалы, выставки, дилерские конференции, акции и мотивации по продвижению среди персонала компании, акции, направленные на клиентов, акции и мероприятия по стимулированию конечных потребителей. Для информации в него может быть включено также обучение персонала и аттестации — это очень наглядно показывает, в какие моменты проводить обучение менеджеров по товару или по продажам.

2. Бюджет со всеми статьями расходов

На основании маркетингового медиаплана и всего вышеизложенного составляется бюджет. Он должен быть разбит по вашим филиалам/ отделениям и включать все статьи, направленные на решение основной задачи бизнес-плана: затраты по всем статьям на маркетинг, командировочные расходы, представительские и ФОТ, соотношение суммарного бюджета с планируемым доходом и оборотом. ФОТ, по моему мнению, должен быть представлен общей цифрой; подробно рассмотрим его в следующем пункте.

3. Система мотивации и ФОТ

Как известно, ФОТ — краеугольный камень бюджетирования: владельцы бизнеса стремятся сделать его минимальным, а менеджеры по продажам — максимальным. Традиционный взгляд: 8–10% от дохода — норма для развитых фирм, но если ваша компания к таким пока не относится, следует делать инвестиции в персонал, увеличивая этот показатель. Сама система мотивации должна быть простой, понятной менеджерам всех уровней и содержать параметры, которые позволят вам максимально эффективно выполнять планы, привлекая минимум ресурсов, то есть дополнительные параметры должны контролировать ДЗ, эффективность вложенных средств и складских запасов, неликвиды.

Все вышеизложенное — мой опыт написания и оценки долгосрочных бизнес-планов в торговых организациях. Как говорил один мой начальник, «кто ясно мыслит, ясно излагает». Бизнес-план — именно тот документ, который демонстрирует профессионализм и способность мыслить стратегически.

Самый большой каталог готовых бизнес-планов по ссылке!

Источник: Cfin.ru

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Организация расширенного воспроизводства на основе амортизационных технологий

Автор: И.С. Купрейчик,
аспирант кафедры управления инновациями и организации производства,
Вологодский государственный технический университет.

Произвести продукцию, имеющую конкурентные преимущества на внешнем и внутренних рынках, можно только при наличии в используемой технологии принципиального отличия от технологий, применяемых у конкурентов. Причем это отличие должно быть защищено как интеллектуальная собственность производителя. В противном случае конкуренты используют этот технологический прием без согласия авторов.

Таким образом, при освоении новых видов продукции в составе основных фондов должен появиться нематериальный актив. Отчислениями от материальных и нематериальных активов в таком случае образуют амортизационный фонд предприятия.

По определению амортизационные отчисления – это денежный эквивалент износа технологической системы [3]. То есть денежный эквивалент технологического износа должен использоваться для восстановления именно данного износа, а денежный эквивалент функционального и экономического износа должен направляться для их восстановления. В связи с этим амортизация материальных активов по своей экономической сущности может обеспечить только простое воспроизводство основных фондов. Это означает, что инвестирование расширенного воспроизводства активной части основных фондов осуществляется только за счет амортизационных отчислений от нематериальных активов, обеспечивающих инновационное развитие предприятия.

В условиях рыночной экономики, амортизационные отчисления не являются независимым параметром в экономике производственного процесса, поэтому требуют системного подхода к анализу амортизационного механизма.

Амортизационные отчисления на нематериальные активы причисляются к прочим операционным затратам на производство продукции, и согласно существующему законодательству, не облагаются налогом на прибыль.

Как уже отмечалось выше, амортизационный фонд от нематериальных активов идет на расширенное воспроизводство, то есть на модернизацию, освоение новых видов продукции и новые разработки [2]. В связи с этим, важное значение приобретает выбор способа начисления амортизации.

В настоящее время наиболее актуальным является нелинейный метод начисления амортизации, хотя большинство предприятий продолжают начислять амортизацию линейным методом.

Любое предприятие вправе по своему усмотрению выбрать удобный для себя способ начисления амортизации, отразив свое решение в учетной политике. Причем от того, какой метод будет выбран, зависит скорость списания на расходы стоимости актива. В налоговом учете амортизацию можно начислять двумя способами – линейным и нелинейным (п.1 ст.259НК). При первом способе амортизация начисляется равномерно на протяжении выбранного срока. В случае же выбора нелинейного метода начисление амортизации происходит по-другому.

С 1 января 2009 вступили в силу изменения в ст.259 Налогового кодекса РФ в части начисления амортизации нелинейным методом. В основном данное изменение коснулось определения нормы амортизации и списания основного объекта в конце срока амортизации.

Нельзя не отметить, что данный метод имеет явное преимущество – на первоначальном этапе начисления амортизации позволяет использовать более ускоренный механизм. При этом норма амортизации, с учетом изменений в законодательстве, определяется по следующей зависимости:

А = В х k / 100 (1),

где: A – сумма начисленной за один месяц амортизации для, соответствующей амортизационной группы; B – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы; k – норма амортизации для соответствующей амортизационной группы.

В целях применения нелинейного метода начисления амортизации используются следующие амортизационные группы для установления нормы амортизации (Таблица 1):

Таблица 1 – Амортизационные группы.

Амортизационная группа

Срок полезного использования, мес.

Норма амортизации (месячная), %

Первая

13 – 24

14,3

Вторая

25 – 36

8,8

Третья

37 – 60

5,6

Четвертая

61 – 84

3,8

Пятая

85 – 120

2,7

Шестая

121 – 180

1,8

Седьмая

181 – 240

1,3

Восьмая

241 – 300

1,0

Девятая

301 – 360

0,8

Десятая

Свыше 360

0,7

В случае, если суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится менее 20 000 рублей (с 2011 года - 40 000 рублей), в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, налогоплательщик вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу). При этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы месяца, следующего за тем, в котором суммарный баланс достиг означенной величины.

Если истек срок полезного использования объекта, амортизируемого нелинейным способом, то налогоплательщик имеет право исключить данный объект из состава группы. Суммарный баланс группы при этом не меняется и порядок начисления ежемесячной амортизации по данной группе остается неизменным [1].

Механизм организации расширенного воспроизводства на основе амортизационных отчислений на нематериальный актив был рассмотрен на примере технологии производства высокопрочной марки стали Х70 в рамках производства ОАО «Северсталь».

На данную технологию производства оформлен патент, который учтен и оценен доходным подходом.

Рыночная стоимость данного патента по результатам оценки составила 783 602 710 руб.

Расчет амортизации был произведен нелинейным методом.

Исходя из выбранного срока полезного использования (60 месяцев) данный нематериальный актив будет относиться к третьей амортизационной группе, соответственно норма амортизации составит 5,6 %. Предположим, что в данной амортизационной группе только один основной актив.

Таблица 2 – Расчет амортизации нематериального актива в виде патента на технологию, оцененного доходным подходом.

Месяц

Величина амортизации нелинейным методом, руб.

Остаток суммы для амортизации (при нелинейном методе), руб.

Сумма амортизации за период (нелинейный метод), руб.

Величина амортизации линейным методом, руб.

Остаток суммы для амортизации (при линейном методе), руб.

Сумма амортизации за период (линейный метод), руб.

1

43 881 751,76

739 720 958,24

43 881 751,76

13 060 045,17

770 542 664,83

13 086 165,26

2

41 424 373,66

698 296 584,58

85 306 125,42

13 060 045,17

757 482 619,66

26 146 210,43

3

39 104 608,74

659 191 975,84

124 410 734,16

13 060 045,17

744 422 574,49

39 206 255,60







60

1 464 305,25

24 684 002,81

758 918 707,19

13 060 045,17

0,00

783 628 830,24

Исходя из представленных в таблице данных, следует, что амортизационные отчисления на нематериальный актив (в данном случае – патент на технологию производства марки стали Х 70) позволяют увеличить средства, которые могу быть направлены расширенное воспроизводство, так как согласно существующему законодательству они не облагаются налогом на прибыль в размере 20 %.

После окончания установленного срока полезного использования нематериального актива он должен быть исключен из группы амортизации. Суммарный баланс группы при этом не меняется.

Таким образом, при использовании начисления амортизации на нематериальные активы снижается налогооблагаемая прибыль предприятия и появляются средства, которые должны использоваться на дальнейшее инновационное развитие, что необходимо для поддержания конкурентоспособности и получения прибыли в условиях рыночной экономики.



Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ (Ч. 2), гл. 25 от 06.08.2001 № 110-ФЗ. – М.: Книга-сервис, 2002. – 384 с.

2. Симаков, И. Г. Инновационный подход к управлению амортизационными отчислениями / И. Г. Симаков // Соврем. менеджмент:проблемы и перспективы: труды науч. -практ. конф. – СПб, 2007. –С. 99–102.

3. Шичков, А. Н. Экономика технологических систем активной части основных фондов предприятия//Эконом. анализ: теория и практика. – 2005. – № 3. – С. 24–32.


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10





Элитные квартиры стоят дорого, поэтому аренда или покупка такой недвижимости требует особого внимания. Важно найти надежное агентство элитной недвижимости, которое бы гарантировало как юридическую чистоту сделки, так и качество самой недвижимости.

световые решения перейти

premium-light.pro