СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Как оценить бизнес-план долгосрочного развития

Эдуард Прытков, независимый эксперт
Журнал «Профессия — директор», № 2 за 2008 год
«Умение политика состоит в том,
чтобы дать долгосрочный прогноз развития событий,
а потом объяснить, почему этого не произошло.»
У. Черчилль

Разработка  бизнес-плана предприятияЛюбой бизнес-план должен отвечать на три основных вопроса: где мы сейчас находимся? Куда пойдем? Как мы это будем делать? Бизнес-план долгосрочного развития направления является основой для дальнейшей работы, по нему владельцы бизнеса судят о потенциале начинающего руководителя. Практически все известные мне пособия либо слишком теоретизированны, либо имеют производственный уклон. В данной статье я хочу предложить свой вариант оценки бизнес-плана.

Цели и задачи

Эта часть бизнес-плана, как ни странно, анализируется в самом конце и является квинтэссенцией всего изложенного ниже. Занимать она должна одну-две страницы, не более. Именно в этом разделе даются ответы на ключевые вопросы, поднятые в аннотации.

Где мы находимся. Общий рынок направления в РФ

Здесь уместна таблица с данными по всему рынку, а не только по тем товарным группам (ТГ), которые есть у вас в ассортименте. При этом должно быть отражено положение на рынке как в прошлые периоды (в идеале — за предыдущие 5 лет), так и на период, охватываемый бизнес-планом, который является долгосрочным документом (разрабатывается минимум на 5 лет вперед). Делается это для того, чтобы была понятна динамика рынка, а также возможный потенциал для введения новых ТГ.

В отдельную таблицу должны быть вынесены ТГ, имеющиеся в вашем ассортименте, с фактическими цифрами осуществленных за прошедшие периоды планируемых продаж.

1. ТГ1

Далее детально рассматриваются все имеющиеся в товарном направлении ТГ.

1.1. Общие сведения

Полезно, если бизнес-план учитывает вероятность того, что читающий его может не иметь детального представления о способах производства и особенностях продуктов и товаров, входящх в ту или иную ТГ, и снабжен небольшим, на одну-две страницы, описанием общего характера, без особых технических деталей.

1.2. Общая оценка рынка ТГ

Повторно оцените рынок ТГ прошлых и прогнозируемого периодов (для наглядности необходим график). Если ожидается, что рынок выйдет из тренда и начнет расти медленнее или быстрее, то должны быть указаны предпосылки. Какие тенденции имеются на рынке и что это может дать вашей компании?

1.3. Рынок в разрезе поставщиков

Невозможно понять происходящее на рынке без его оценки в разрезе поставщиков данной ТГ в единицах измерения и в деньгах за последние 5 лет. Следующий шаг — развернутый комментарий всего происходящего на рынке поставщиков: анализ текущей ситуации, выводы и прогноз дальнейшего развития данного рынка. Выбор существующего портфеля и планируемый ввод новых поставщиков должны быть объяснены и аргументированы. Желательно, чтобы этот раздел сопровождался диаграммами, таблицами, графиками.

1.4. Рынок в разрезе продуктов

За исследованием рынка поставщиков полезен анализ продуктов каждого из них. Возможно, с конкретным поставщиком не следует работать по всей предлагаемой им товарной линейке, но стоит ввести несколько ударных позиций, являющихся индикативными на рынке. Таким образом, необходим анализ жизненных циклов основных представленных на рынке продуктов.

1.5. Ценовые категории и наценки на рынке ТГ1

Ценовая сегментация на рынке определяет ассортиментный ряд и ценовую политику компании. Желательно, чтобы все эти данные для наглядности были сведены в табл. 1.

Таблица 1. Ценовые категории и наценки на рынке ТГ1

Ценовые категории и наценки на рынке товарных групп для бизнес-плана

1.6. Анализ основных конкурентов

Без оценки конкуренции невозможно дать ответ на вопрос, где мы сейчас находимся. На каждого конкурента должна быть заполнена карточка (табл. 2).

Таблица 2. Анализ основных конкурентов

Анализ основных конкурентов для бизнес-плана

Доли рынка, занимаемые вами и вашими конкурентами, лучше всего отражаются в диаграмме. Важна также динамика изменений за последние несколько периодов — кто вырос/ упал и почему это произошло.

Кроме того, должны быть указаны компании, которые в ближайшее время могут стать вашими конкурентами.

1.7. Ключевые клиенты и каналы сбыта ТГ1

Для оценки системы продаж нужно четко понимать, кто ваши клиенты и каковы каналы сбыта, — иначе было бы невозможно разработать индивидуальную для каждого канала систему дистрибьюции.

Необходимо, чтобы был виден вклад каждого канала в ваши продажи и развернутая стратегия дальнейшей работы с каждым каналом, а также прогнозы, какую роль будет играть каждый из каналов в следующем году и какие новые каналы могут быть задействованы в будущем.

1.8. План долгосрочных продаж ТГ1

План должен содержать все экономические показатели и отражать имеющуюся и планируемую доли на рынке.

Таким же образом производится оценка всех имеющихся в вашем товарном направлении ТГ (табл. 3).

Таблица 3. План долгосрочных продаж ТГ1

Анализ основных конкурентов для бизнес-плана
* Оборачиваемость склада = средний склад/оборот в с/с.
** Эффективность = оборачиваемость (кол-во раз в году) × наценка (%). Оборачиваемость = 12/(средний склад/оборот в с/с) (мес.), где средний склад = средний складской запас в текущем месяце. Это упрощенная формула, если все учитывать более тщательно, то она будет иметь вид: Оборачиваемость = 12/(склад-кредит от поставщика/(оборот в с/с + ДЗ))
*** ДЗ обычно нормируется как % от оборота в ценах продаж, например 50%.

Куда пойдет компания

Я не очень люблю западные аббревиатуры, но, поскольку они являются общепринятыми, будем их использовать. После того как сделана оценка рынка и конкурентной ситуации, понятны каналы сбыта и ценовая сегментация, производится SWOT-анализ копании и основных конкурентов. Затем — матрица БКГ, которая покажет реальное положение компании на рынке, и в последнюю очередь оценивается сводный план развития направления — суммарный для всех ТГ. Это и есть ответ на вопрос, куда идет компания.

1. SWOT-анализ для бизнес-плана

Пример SWOT-анализа для оценки текущей ситуации в компании, а также пример SWOT-анализа основного конкурента показаны в табл. 4 и 5.

Таблица 4. Пример SWOT-анализа для оценки текущей ситуации в компании

Сильные стороны компании Возможности компании
Известный оптовый бренд

Децентрализованная система управления

Прямая доставка

Эффективный склад

Оперативность выполнения заказов

Оперативность ввода новинок

Сайт real-time

Региональные склады в филиалах

Высокий уровень менеджмента

Улучшение сервиса

Развитие корпоративных клиентов и рост их лояльности

Повышение наценки за счет ввода новых товарных групп

Вступление РФ в ВТО: возможность свободно работать с западными партнерами

Получение ценовой защиты от поставщиков

Расширение ассортимента и получение эксклюзивов

Открытие новых филиалов

Новые проекты

Повышение профессионализма персонала

Формирование командного духа

Работа с местными производствами и локальными складами западных поставщиков

Слабые стороны компании Угрозы внешней среды

Отсутствие миссии компании

Работа с узким кругом поставщиков, зависимость от основного поставщика

Узкий ассортимент доходных позиций

Качество обслуживания клиентов

Нестабильность евро

Прямая конкуренция и агрессивная ценовая политика конкурентов

Открытие поставщиками локальных складов и расширение дистрибьюции, что ведет к падению наценки и потере клиентов

Создание поставщиками торговых организаций

Таблица 5. Пример SWOT-анализа основного конкурента

Сильные стороны компании Возможности компании

Известная оптовая торговая марка

Крупнейший оптовый дилер на всех товарных направлениях

Децентрализованная система управления

Прямая доставка

Региональные склады в филиалах

Высокий уровень менеджмента

Наличие в ассортименте доходных позиций

Больший опыт работы с основными ТГ

Профессиональный персонал

Улучшение сервиса

Большой захват рынка ценовыми войнами

Получение ценовой защиты от поставщиков

Расширение ассортимента и получение эксклюзивов от поставщиков

Работа с местными производствами и локальными складами западных поставщиков

Слабые стороны компании Угрозы внешней среды

Отсутствие маркетинговой стратегии

Качество обслуживания

Неэффективный склад

Слабая кадровая политика

Медленный ввод новинок

Низкая оперативность принятия решений

Отсутствие контроля наценки

Различная ценовая политика филиалов

Потеря командного духа

Нестабильность евро

Изменение транспортных и таможенных платежей

Прямая конкуренция и агрессивная ценовая политика конкурентов

Открытие поставщиками локальных складов и расширение дистрибьюции, что ведет к падению наценки и потере клиентов

Создание поставщиками торговых организаций

Вступление РФ в ВТО: исчезновение «серой таможни» и, следовательно, невозможность использовать ее в качестве конкурентного ценового преимущества

Для достижения поставленных целей необходимо развивать сильные стороны, принимая во внимание угрозы внешней среды, и работать над слабыми, учитывая возможности основных конкурентов.

1.2. Матрица БКГ (Бостонской консалтинговой группы)

Главным достоинством матрицы БКГ является фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств для различных типов ТГ и указаниях по использованию этих потоков для оптимизации портфеля компании при бизнес-планировании.

Матрица БКГ строится следующим образом: размер по вертикали задается показателем темпа роста рынка, а размер по горизонтали — соотношением с долей рынка, принадлежащей вашему основному конкуренту. Это соотношение должно определять сравнительные конкурентные позиции в будущем (рис. 1).

Рис. 1. Пример матрицы БКГ

Пример матрицы Бостонской консалтинговой группы для бизнес-планирования

Матрица БКГ позволяет:

  • классифицировать каждую свою ТГ по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов годового роста в отрасли;
  • определить, какая ТГ компании занимает ведущие позиции по сравнению с конкурентами, какова динамика рынков;
  • произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между ТГ.

1.3. Сводный план продаж всех ТГ товарного направления

В сводном плане должны быть указаны цели, которые ставит перед собой направление: выход на новые рынки, захват имеющихся рынков и территорий… Все SMART-цели зависят от вашего видения — это и есть искусство делать долгосрочные прогнозы (табл. 6).

Таблица 6. Сводный план продаж всех ТГ товарного направления

Сводный план продаж всех ТГ товарного направления для бизнес-планирования
* Коэффициент рентабельности активов (Return On Assets, ROA) — отношение чистой прибыли компании без учета процентов по кредитам к ее суммарным активам. Можно использовать и другие экономические показатели:

  • коэффициент рентабельности продаж (Return On Sales, Net Profit Margin, ROS) — отношение чистой прибыли компании к ее обороту;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE) — отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.

Как компания пойдет к намеченным целям

1. GAP-анализ общих принципов дальнейшего развития

Для того чтобы выбрать способ достижения поставленных целей, необходим GAP-анализ. Его общая структура представлена ниже. По каждой точке разрыва нужно решить, что именно следует предпринять и как строить свою маркетинговую стратегию (рис. 2).

Рис. 2.

маркетинговая стратегия

2. Маркетинговая стратегия долгосрочного развития

Маркетинговая стратегия обязательно должна включать следующие пункты: миссия компании, территория, продуктовая стратегия, клиенты, конкуренты, стратегические партнеры, филиалы.

Значительная часть компаний имеет миссию, очень похожую на слова песенки гангстеров Стампа: Давайте будем нести искусство людям, Берут они охотно старинные полотна. Миссия у компании должна быть. Это аксиома. Компания не достигнет успеха, если у ее персонала нет понимания смысла бизнеса.

Существует достаточно много определений этого понятия. Вот некоторые из них.

«Миссия — стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе» (Л. Гительман, «Преобразующий менеджмент»).

«Миссия (предназначение) организации — ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании и чем она намерена заниматься» (И. Мазур, А. Шапиро).

Если компания не в состоянии самостоятельно изложить свою миссию, необходимо воспользоваться аутсорсинг-услугами.

Пример маркетинговой стратегии.

  • Территория: стратегия нападения.
  • Продуктовая стратегия: предложение клиентам полного спектра товаров вашего направления. Дифференциация по ассортименту с конкурентами. Получение от поставщиков эксклюзивов на интересующие вас продукты. Развитие товарных групп и товаров, приносящих максимальную прибыль фирме, и фокусирование на них клиентов.
  • Клиенты: стратегия кроссирования продаж — предложение клиентам дополнительных или заменяющих привычные продуктов. Эта стратегия должна совмещаться со стратегией завоевания большего доверия.
  • Конкуренты: стратегия лидера.
  • Стратегические партнеры: DIY и сетевая розница.
  • Филиалы: стратегия образа. Маркетинговая стратегия не должна быть статичной: например, после выполнения основной стратегической задачи — увеличения доли рынка — она может измениться.
  • Территория: стратегия защиты.
  • Продуктовая стратегия: постоянное обновление ассортимента, формирование рынка, расширение доходных позиций.
  • Клиенты: стратегия завоевания большего доверия.
  • Конкуренты: стратегия лидера по издержкам.
  • Филиалы: стратегия поддержания образа. Далее необходимо подробное рассмотрение основных пунктов предлагаемой стратегии.

2.1. Территория

Оценка рынка по территориям покажет потенциал развития вашего направления по географическому принципу. Если ваша компания является федеральной, то оцениваются ФО, а если региональной — районы и области.

2.1.1. Оценка регионов

Для каждого региона должны быть заполнены таблицы (табл. 7).

Таблица 7. Таблицы оценки регионов

оценка регионов для подготовки бизнес-плана

2.1.2. Оценка потребления

Проанализируйте динамику изменений долей регионов в продажах за предыдущие периоды. На основании оценки населения производится анализ потребления и перспективности территорий для открытия новых филиалов, представительств — с целью проникновения на позиции конкурентов и захвата существующих рынков сбыта. Если точных данных по потреблению нет, прогноз делается на основании имеющихся данных по другим регионам. Понятно, что уровень доходов и покупательная способность везде разная, но, ориентируясь на тенденцию потребления, все же можно построить тренд.

2.2. Продукты

Ваша продуктовая линейка — основа выполнения плана, поэтому необходим анализ, с какими производителями, продуктами и почему данное направление будет работать, какие ТГ/бренды/коллекции необходимо ввести, а какие вывести, чтобы добиться показателей, указанных в сводном плане. Кроме того, должны быть описаны основные отличия товаров вашей компании от продукции конкурентов, важные преимущества.

Наилучший вариант, когда все данные внесены в таблицу (табл. 8).

Таблица 8. Таблица оценки продуктов

оценка продуктов для подготовки бизнес-плана

Оцените обоснование соотношения присутствия продуктов в ценовых категориях (так, например, золотое правило: 20–50–30, — но возможны и другие соотношения).

При анализе применяемой схемы ценообразования необходимо сравнение собственных ценовых предложений с предложениями конкурентов, описание действующей системы скидок и бонусов.

2.3. Клиенты

2.4. Конкуренты

2.5. Филиалы

В данных пунктах должна быть подробно раскрыта стратегия по отношению к клиентам, конкурентам и филиалам.

2.6. Оценка складского комплекса

За сводным планом должно следовать исследование возможностей складского комплекса (достаточно ли свободных площадей и проч.) и необходимого уровня сервиса. Обычно для этого на имеющиеся складские возможности по хранению и обработке товаров накладывается план продаж в пиковый месяц, производится оценка и даются рекомендации по аренде дополнительных площадей или оптимизации имеющихся.

3. Методы стимулирования потребления

Методов стимулирования на сегодняшний день существует великое множество. Ваша задача — выбрать те, которые будут эффективны для ваших продуктов и выделят вас среди конкурентов.

4. Персонал

Не устану повторять, что кадры решают все. Если вы хотите быть лучшими, у вас должны работать лучшие. Итак, персоналу необходимо уделять максимальное внимание: team-building, учреждение премий «менеджер года», товарные обучения и семинары по технике продаж, аттестации, грамотная мотивация… Однако данные вопросы вторичны, первичный же — набор персонала и создание структуры для решения тех задач, которые вы ставите перед конкретным направлением. Если это захват рынка и выход в новые регионы, логично пригласить либо подготовить, помимо менеджеров по продажам, менеджеров по развитию новых ТГ или тех, которые для вас стратегически важны. В дальнейшем, как только компания достигнет требуемого уровня присутствия на рынке, их можно сделать обычными менеджерами по продажам, поделив существующую ответственность между всеми.

5. Сервис

Сервис и услуги — именно то конкурентное преимущество, которое дает компании дополнительную прибыль и позволяет дифференцироваться от конкурентов. Например, у GE 50% добавленной стоимости составляют услуги. Тщательно изучите, чего ждут от компании ваши клиенты. Что их не устраивает и раздражает в вашей работе и деятельности ваших конкурентов? Ответы на эти вопросы можно получить посредством анкетирования в ходе семинаров для клиентов или дилерских конференций.

К сервису торговых организаций я бы в первую очередь отнес деффектуру товара на складе (функцию логистики): насколько ваша компания удовлетворяет заказы клиентов. Другие примеры сервиса:

  • оперативность ввода новинок; качество обслуживания клиентов на всех уровнях; обеспечение клиентов образцами и информацией о новинках;
  • профессионализм сотрудников; постоянное наличие на складе декларируемой складской программы;
  • отгрузки в срок транспорта клиентов на складах; отсутствие брака и/или оперативное решение проблем с ним;
  • прямая доставка товара клиентам в черте города и в ближайшие города;
  • предоставление клиентам эксклюзивных прав на продажу определенных товаров.

6. Маркетинговая разведка

Это очень важный элемент мониторинга рынка по ценам, продуктам и складам конкурентов. Если такая работа ведется эпизодически, нет ответственных именно за эту сферу, то нет и полной информации о конкурентах, что может негативно сказаться на будущем компании. Сегодня практически всю интересующую информацию можно получить от поставщиков, но это субъективная оценка. Возможно, в перспективе вашей компании потребуется организовать соответствующий отдел либо принять в имеющиеся подразделения людей, ответственных за разведку. На практике у многих компаний существуют специально созданные фирмы, занимающиеся закупкой товара у конкурентов, что позволяет всегда иметь точную информацию по всем маркетинговым вопросам.

7. Организация новых проектов

Новые проекты в рамках вашего направления — залог постоянного развития. Даже если это потенциально интересные идеи, которые не будут реализованы в рамках данного бизнес-плана, их нужно озвучить, с тем чтобы в дальнейшем заняться их разработкой и внедрением.

Бюджет для бизнес-плана

Финальная часть бизнес-плана — ресурсная — должна описывать необходимые расходы на реализацию и инвестиции.

1. Маркетинговый медиаплан

Маркетинговый медиаплан обычно составляется на ближайший год, кроме того, приводится его ориентировочная структура на последующие периоды.

Медиаплан должен содержать помесячное описание мероприятия вашей фирмы по реализации маркетинговой стратегии.

Например, в табличной форме по каждой ТГ в разрезе месяцев представляются: требующаяся рекламная поддержка в СМИ, POS-материалы, выставки, дилерские конференции, акции и мотивации по продвижению среди персонала компании, акции, направленные на клиентов, акции и мероприятия по стимулированию конечных потребителей. Для информации в него может быть включено также обучение персонала и аттестации — это очень наглядно показывает, в какие моменты проводить обучение менеджеров по товару или по продажам.

2. Бюджет со всеми статьями расходов

На основании маркетингового медиаплана и всего вышеизложенного составляется бюджет. Он должен быть разбит по вашим филиалам/ отделениям и включать все статьи, направленные на решение основной задачи бизнес-плана: затраты по всем статьям на маркетинг, командировочные расходы, представительские и ФОТ, соотношение суммарного бюджета с планируемым доходом и оборотом. ФОТ, по моему мнению, должен быть представлен общей цифрой; подробно рассмотрим его в следующем пункте.

3. Система мотивации и ФОТ

Как известно, ФОТ — краеугольный камень бюджетирования: владельцы бизнеса стремятся сделать его минимальным, а менеджеры по продажам — максимальным. Традиционный взгляд: 8–10% от дохода — норма для развитых фирм, но если ваша компания к таким пока не относится, следует делать инвестиции в персонал, увеличивая этот показатель. Сама система мотивации должна быть простой, понятной менеджерам всех уровней и содержать параметры, которые позволят вам максимально эффективно выполнять планы, привлекая минимум ресурсов, то есть дополнительные параметры должны контролировать ДЗ, эффективность вложенных средств и складских запасов, неликвиды.

Все вышеизложенное — мой опыт написания и оценки долгосрочных бизнес-планов в торговых организациях. Как говорил один мой начальник, «кто ясно мыслит, ясно излагает». Бизнес-план — именно тот документ, который демонстрирует профессионализм и способность мыслить стратегически.

Самый большой каталог готовых бизнес-планов по ссылке!

Источник: Cfin.ru

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Организация расширенного воспроизводства на основе амортизационных технологий

Автор: И.С. Купрейчик,
аспирант кафедры управления инновациями и организации производства,
Вологодский государственный технический университет.

Произвести продукцию, имеющую конкурентные преимущества на внешнем и внутренних рынках, можно только при наличии в используемой технологии принципиального отличия от технологий, применяемых у конкурентов. Причем это отличие должно быть защищено как интеллектуальная собственность производителя. В противном случае конкуренты используют этот технологический прием без согласия авторов.

Таким образом, при освоении новых видов продукции в составе основных фондов должен появиться нематериальный актив. Отчислениями от материальных и нематериальных активов в таком случае образуют амортизационный фонд предприятия.

По определению амортизационные отчисления – это денежный эквивалент износа технологической системы [3]. То есть денежный эквивалент технологического износа должен использоваться для восстановления именно данного износа, а денежный эквивалент функционального и экономического износа должен направляться для их восстановления. В связи с этим амортизация материальных активов по своей экономической сущности может обеспечить только простое воспроизводство основных фондов. Это означает, что инвестирование расширенного воспроизводства активной части основных фондов осуществляется только за счет амортизационных отчислений от нематериальных активов, обеспечивающих инновационное развитие предприятия.

В условиях рыночной экономики, амортизационные отчисления не являются независимым параметром в экономике производственного процесса, поэтому требуют системного подхода к анализу амортизационного механизма.

Амортизационные отчисления на нематериальные активы причисляются к прочим операционным затратам на производство продукции, и согласно существующему законодательству, не облагаются налогом на прибыль.

Как уже отмечалось выше, амортизационный фонд от нематериальных активов идет на расширенное воспроизводство, то есть на модернизацию, освоение новых видов продукции и новые разработки [2]. В связи с этим, важное значение приобретает выбор способа начисления амортизации.

В настоящее время наиболее актуальным является нелинейный метод начисления амортизации, хотя большинство предприятий продолжают начислять амортизацию линейным методом.

Любое предприятие вправе по своему усмотрению выбрать удобный для себя способ начисления амортизации, отразив свое решение в учетной политике. Причем от того, какой метод будет выбран, зависит скорость списания на расходы стоимости актива. В налоговом учете амортизацию можно начислять двумя способами – линейным и нелинейным (п.1 ст.259НК). При первом способе амортизация начисляется равномерно на протяжении выбранного срока. В случае же выбора нелинейного метода начисление амортизации происходит по-другому.

С 1 января 2009 вступили в силу изменения в ст.259 Налогового кодекса РФ в части начисления амортизации нелинейным методом. В основном данное изменение коснулось определения нормы амортизации и списания основного объекта в конце срока амортизации.

Нельзя не отметить, что данный метод имеет явное преимущество – на первоначальном этапе начисления амортизации позволяет использовать более ускоренный механизм. При этом норма амортизации, с учетом изменений в законодательстве, определяется по следующей зависимости:

А = В х k / 100 (1),

где: A – сумма начисленной за один месяц амортизации для, соответствующей амортизационной группы; B – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы; k – норма амортизации для соответствующей амортизационной группы.

В целях применения нелинейного метода начисления амортизации используются следующие амортизационные группы для установления нормы амортизации (Таблица 1):

Таблица 1 – Амортизационные группы.

Амортизационная группа

Срок полезного использования, мес.

Норма амортизации (месячная), %

Первая

13 – 24

14,3

Вторая

25 – 36

8,8

Третья

37 – 60

5,6

Четвертая

61 – 84

3,8

Пятая

85 – 120

2,7

Шестая

121 – 180

1,8

Седьмая

181 – 240

1,3

Восьмая

241 – 300

1,0

Девятая

301 – 360

0,8

Десятая

Свыше 360

0,7

В случае, если суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится менее 20 000 рублей (с 2011 года - 40 000 рублей), в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, налогоплательщик вправе ликвидировать указанную группу (подгруппу). При этом значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы месяца, следующего за тем, в котором суммарный баланс достиг означенной величины.

Если истек срок полезного использования объекта, амортизируемого нелинейным способом, то налогоплательщик имеет право исключить данный объект из состава группы. Суммарный баланс группы при этом не меняется и порядок начисления ежемесячной амортизации по данной группе остается неизменным [1].

Механизм организации расширенного воспроизводства на основе амортизационных отчислений на нематериальный актив был рассмотрен на примере технологии производства высокопрочной марки стали Х70 в рамках производства ОАО «Северсталь».

На данную технологию производства оформлен патент, который учтен и оценен доходным подходом.

Рыночная стоимость данного патента по результатам оценки составила 783 602 710 руб.

Расчет амортизации был произведен нелинейным методом.

Исходя из выбранного срока полезного использования (60 месяцев) данный нематериальный актив будет относиться к третьей амортизационной группе, соответственно норма амортизации составит 5,6 %. Предположим, что в данной амортизационной группе только один основной актив.

Таблица 2 – Расчет амортизации нематериального актива в виде патента на технологию, оцененного доходным подходом.

Месяц

Величина амортизации нелинейным методом, руб.

Остаток суммы для амортизации (при нелинейном методе), руб.

Сумма амортизации за период (нелинейный метод), руб.

Величина амортизации линейным методом, руб.

Остаток суммы для амортизации (при линейном методе), руб.

Сумма амортизации за период (линейный метод), руб.

1

43 881 751,76

739 720 958,24

43 881 751,76

13 060 045,17

770 542 664,83

13 086 165,26

2

41 424 373,66

698 296 584,58

85 306 125,42

13 060 045,17

757 482 619,66

26 146 210,43

3

39 104 608,74

659 191 975,84

124 410 734,16

13 060 045,17

744 422 574,49

39 206 255,60







60

1 464 305,25

24 684 002,81

758 918 707,19

13 060 045,17

0,00

783 628 830,24

Исходя из представленных в таблице данных, следует, что амортизационные отчисления на нематериальный актив (в данном случае – патент на технологию производства марки стали Х 70) позволяют увеличить средства, которые могу быть направлены расширенное воспроизводство, так как согласно существующему законодательству они не облагаются налогом на прибыль в размере 20 %.

После окончания установленного срока полезного использования нематериального актива он должен быть исключен из группы амортизации. Суммарный баланс группы при этом не меняется.

Таким образом, при использовании начисления амортизации на нематериальные активы снижается налогооблагаемая прибыль предприятия и появляются средства, которые должны использоваться на дальнейшее инновационное развитие, что необходимо для поддержания конкурентоспособности и получения прибыли в условиях рыночной экономики.



Список литературы:

1. Налоговый кодекс РФ (Ч. 2), гл. 25 от 06.08.2001 № 110-ФЗ. – М.: Книга-сервис, 2002. – 384 с.

2. Симаков, И. Г. Инновационный подход к управлению амортизационными отчислениями / И. Г. Симаков // Соврем. менеджмент:проблемы и перспективы: труды науч. -практ. конф. – СПб, 2007. –С. 99–102.

3. Шичков, А. Н. Экономика технологических систем активной части основных фондов предприятия//Эконом. анализ: теория и практика. – 2005. – № 3. – С. 24–32.


СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Непрерывность инновационных процессов и конкурентоспособность продукции

Автор: И.С. Купрейчик
аспирант кафедры управления инновациями и организации производства
Вологодский государственный технический университет

Непрерывность инновационных процессов как фактор, определяющий конкурентоспособность продукции.

История развития мировой экономики показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит от инновационного характера предпринимательства.
Каждый новый подход к разработке, производству или сбыту товара дает инноватору или его компании конкурентное преимущество. Это обеспечивает временную монополию в определенном сегменте рынка, хотя в последствии конкуренты найдут способ выхода на этот выгодный рынок. Некоторые инновационные компании выпускают новую продукцию, ориентируясь на сформировавшийся спрос, другие, используя технологические новшества, создают новые рынки. Поэтому инновационные процессы в бизнесе должны быть непрерывными.

Для реализации устойчивого развития производственных предприятий, необходимо на основе инновационного менеджмента создать менеджмент инноваций, обеспечивающий непрерывность инновационных процессов, направленных на поддержание конкурентных преимуществ продукции на внешнем рынке. В результате инновационного процесса должно быть приращение дохода, обеспечивающего окупаемость инвестиций, вложенных в инновационный процесс, и создан нематериальный актив, реализующий конкурентные преимущества.

Источником финансирования инновационных процессов являются средства акционеров предприятий (частный капитал). Поэтому результатом освоения инноваций должны быть увеличение дохода предприятия (суммы чистой прибыли и амортизационных отчислений) и, следовательно, рост рыночной стоимости (капитализации) бизнеса. Если эти параметры в инновационном процессе остались неизменными, то никакого инновационного процесса не было [1].

На основе формирования инновационной системы обеспечивается динамичное развитие национальной экономики, так как она способствует оптимальной интеграции и эффективному применению научно-технического, промышленного и интеллектуального потенциала и природного богатства страны.

Сегодня, в условиях вхождения нашей страны в мировую экономику, вопрос об инновационности и конкурентных преимуществах российской экономики встает в плоскости критериев мирового рынка и процесса глобализации. Важнейшим направлением в современном развитии мировой экономики является формирование международных инновационных сетей, совместное научно-техническое творчество разных стран и их корпораций в интересах не только национального бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира.

Рассмотрим формирование непрерывного инновационного процесса на примере одного из крупнейших предприятий металлургической отрасли России – Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь».

ОАО «Северсталь» - крупное предприятие, являясь экономической системой, представляет собой комплекс технологических систем. Каждая из технологических систем выполняет две функции: является переделом для последующих технологических систем и реализует этот передел как готовую продукцию.

Данная компания имеет дивизиональную систему организации производственного менеджмента экономической системы, которая является основой инновационного предприятия.

Необходимо отметить, что предприятие является экономической системой, в которой на основе экономических законов реализуется основная предпринимательская задача – получение дохода, обеспечивающего поддержание акционерного капитала и инновационное развитие на основе простого и расширенного воспроизводства технологических систем.

Одно из основных направлений развития компании – освоение производства сталей высоких классов прочности для строительства магистральных нефте- газопроводов, что несомненно является перспективным с точки зрения увеличения дохода предприятия за счет увеличения чистой прибыли и амортизационных отчислений на нематериальные активы для расширенного воспроизводства.

Также в компании постоянно ведется работа над снижением операционных материальных затрат на производство продукции с помощью разработки новых технологий.

Рассмотрим одну из технологических инноваций, которая была разработана автором статьи в рамках диссертационной работы, а опробована и применена в рамках производства ОАО «Северсталь». Данной технологической инновацией является способ снижения материальных операционных затрат на производство стали Х70 путем изменения технологии легирования в кислородно-конвертерном производстве и процессов термической обработки в линии непрерывного широкополосного стана «2000».

Химический состав и технология производства марки стали Х70 по результатам проведенной НИР и экспериментальных прокаток (таблицы 1, 2).

Таблица 1 – Химический состав марки стали Х70.


C

Si

Mn

S

P

Cr

Ni

Cu

Al

N

V

Ti

Nb

Mo

Ca

Min

0,07

0,15

1,05




0,09

0,08

0,02


0,035

0,015

0,02

0,05


Max

0,10

0,35

1,20

0,004

0,012

0,10

0,19

0,18

0,05

0,008

0,050

0,030

0,04

0,1

0,005

Таблица 2 – Технологические параметры производства марки стали Х70.

Температура за клетью № 5, °С.

Температура перед клетью № 6, °С.

Температура конца прокатки, °С.

Температура смотки, °С.

1020-1060

Не более 950

820-850

520-560

Режим нагрева слябов под прокатку – максимальная температура нагрева 1100°С, минимальное время нахождения металла в печах 3 часа 30 минут.

Таблица 3 – Удельные операционные затраты на производство марки стали Х70.


Кол-во, т/т

Сумма, руб.

КП низколегированная УДЧ, УПК, УВС



Чугун

64,23*10-2

6 308

Ферросплавы

2,37*10-2

4 071

Марганец металлический

8,24*10-3

763

Силикомарганец

4,57*10-3

225

Ферросилиций 65 %

1,6*10-3

67

Ферротитан

4*10-4

77

Феррованадий

9*10-4

326

Феррониобий

5*10-4

480

Никель

1,1*10-3

665

Ферромолибден

0,0012

926

Медь

1,08*10-3

261

Алюминий в чушках

1,9*10-3

102

Алюминиевая сечка



Алюминиевая катанка

5*10-4

38

Алюминиевая пирамидка

9*10-4

55

Проволока SiCa

1*10-3

87

Лом

17,71*10-2

1 763

Металлошихта

10,101*10-1

14 142

Отходы

-1,53*10-1

-218

Годное


11 924

Добавочные материалы


465

Расходы по переделу


1 283

Производственная себестоимость по перем.


13 672

Зачистка

Зачистные станки

Задано:слябы

10,234*10-1

14 085

Отходы

-2,34*10-2

-5

Годное


14 080

Расходы по переделу


73

Производственная себестоимость по перем.


14 153

ЛПЦ-2: стан 2000



Задано: слябы

10,192*10-1

14 501

Отходы

-1,92*10-2

-101

Годное

1,0000

14 400

Расходы по переделу


659

Производственная себестоимость по перем.


15 059

ЛПЦ-2: л/о



Задано:

10,277*10-1

15 587

Отходы

-2,77*10-2

-247

Годное


15 340

Расходы по переделу


86

Производственная себестоимость по перем.


15 426

Производственная себестоимость


16 884

Из анализа структуры операционных затрат на производство видно, что основную долю (22,05 %) составляют материальные операционные затраты на основные легирующие элементы (таблица 3). При этом основную часть операционных материальных затрат составляют затраты на легирование стали молибденом (5,48 %), так как молибден является самым дорогостоящим элементом.

Таким образом, после определения основных операционных материальных затрат была инициирована работа по снижению содержания доли молибдена в составе стали Х70 при условии соблюдения потребительских свойств.

Дополнительные исследования микроструктуры готового проката и изучение теоретических аспектов, связанных с обеспечением потребительских свойств (механических свойств) позволили сделать вывод о том, что изменение режима нагрева и доли содержания легирующих элементов позволит сохранить устойчивые потребительские свойства при снижении операционных материальных затрат.

Изменение режима нагрева было связано с увеличением времени (минимальное время в печи 4 часа) и снижением температуры нагрева (максимальная температура 1050°С), что позволяет получить более мелкое зерно аустенита перед деформацией, способствующему измельчению ферритного зерна в готовом прокате. Кроме этого данный режим нагрева обеспечивает растворение микролегирующих элементов в аустените при нагреве и выделении соответствующих карбонитридов при охлаждении в процессе прокатки [2, 3].

Изменение режима нагрева не привело к увеличению операционных материальных затрат, так как при увеличении времени нагрева была снижена максимальная температура в зонах печи. В результате расход газа практически не изменился.

Также изменению подвергся химический состав в части увеличения доли ванадия и титана, что позволило исключить долю молибдена.

Для объяснения изменения долей содержания основных легирующих элементов необходимо описать некоторые металлофизические основы их влияния на потребительские свойства:

· Для повышения устойчивости аустенита и снижения температуры бейнитного превращения, наиболее эффективно легирование молибденом, хромом, марганцем и никелем.

· Микролегирование стали титаном ведет к проявлению трех основных механизмов его влияния: образование дисперсных частиц TiN (торможение роста зерна аустенита при нагреве и сварке), присутствие титана в аустените в твердом растворе или в виде инициированных деформацией частиц TiC (замедляется рекристаллизация), выделение TiC в феррите (дисперсионное твердение стали). В целом же легирование титаном менее эффективно, чем ниобием.

· При микролегировании стали ванадием, наблюдается монотонное повышение прочностных свойств и снижение сопротивления вязкому и хрупкому разрушению и относительного удлинения. Увеличение содержания ванадия от 0 до 0,11 % приводит к повышению предела текучести на 125 Н/мм2, временного сопротивления – на 110 Н/мм2.

В результате приведенных выше исследований был предложено следующее содержание легирующих элементов в марке Х70 (таблица 4).

Таблица 4 – Экспериментальный химический состав марки Х70.


C

Si

Mn

S

P

Cr

Ni

Cu

Al

N

V

Ti

Nb

Mo

Ca

Min

0,07

0,2

1,05




0,07

0,08

0,02


0,04

0,01

0,02

-


Max

0,10

0,4

1,20

0,004

0,012

0,06

0,17

0,18

0,05

0,009

0,07

0,04

0,04

0,04

0,006

Было проведено экспериментальное производства по предложенному химическому составу и получены требуемые потребительские свойства готового продукта (таблица 5).

Таблица 5 – Сравнение потребительских свойства марки Х70 с требованиями рынка.

Наименование

Нормы мех.свойств

Фактические мех. свойства

Мин.

Макс.

Ср.

Предел прочности (σв), Н/мм2

570

760

604

Предел текучести (σт), Н/мм2

485

635

530

Относительное удлинение, %

Не менее 22

35

σт/ σв

Не более 0,90

0,85

Ударная вязкость, KCV -10 С, Дж/см2

Не менее 125

Индивидуальное 100

308

Доля вязкой составляющей, KCV -10 С, Дж/см2

Не менее 75

100

ИПГ -10 С, Дж/см2

Не менее 85

100

Твердость HV10

Не более 250

202

Изгиб в холодном состоянии

На угол не менее 180

Уд.

В результате проведенного исследования и эксперимента материальные операционные затраты на производство марки Х70 были снижены на 5,9 % в основном, за счет снижения содержания доли молибдена.

Таблица 6 – Удельные операционные затраты на производство марки Х70 после эксперимента.


Кол-во, т/т

Сумма, руб.

КП УДЧ, УПК, УВС, по выплавке-10Г2ФБЮ вакуумир.



Чугун

64,23*10-2

6 308

Ферросплавы

2,27*10-2

3 207

Марганец металлический

5,5*10-3

514

Силикомарганец

8,4*10-3

417

Ферросилиций 65 %

1,3*10-3

54

Ферротитан

4,0*10-4

86

Феррованадий

1,2*10-3

471

Феррониобий

4,4*10-4

396

Никель

1,1*10-3

665

Медь

1,2*10-3

286

Алюминий в чушках

1,9*10-3

101

Алюминиевая сечка

9,0*10-4

65

Алюминиевая катанка

5,0*10-4

38

Алюминиевая пирамидка



Проволока SiCa

1,3*10-3

114

Лом

17,71*10-2

1 763

Металлошихта

10,023*10-1

13 278

Отходы

-15,33*10-2

-219

Годное

1,0000

11 059

Добавочные материалы


465

Расходы по переделу


1 283

Производственная себестоимость по перем.


12 807

Зачистка

Зачистные станки

Задано:слябы

10,234*10-1

13 200

Отходы

-2,34*10-2

-5

Годное

1,0000

13 195

Расходы по переделу


73

Производственная себестоимость по перем.


13 268

ЛПЦ-2: стан 2000



Задано: слябы

10,192*10-1

13 599

Отходы

-1,92*10-2

-101

Годное

1,0000

13 498

Расходы по переделу


659

Производственная себестоимость по перем.


14 157

ЛПЦ-2: л/о



Задано:

10,277*10-1

14 660

Отходы

-2,77*10-2

-247

Годное

1,0000

14 413

Расходы по переделу


86

Производственная себестоимость по перем.


14 499

Производственная себестоимость


15 888

Таким образом, ранее разработанная и успешно внедренная технологическая инновация была использована в качестве основы для формирования нового подхода к производству продукции, что обеспечило непрерывность инновационного процесса.

Стоит отметить, что инновационное развитие предприятия предполагает появление нематериальных активов в составе основных фондов, следовательно, амортизационный фонд образуется амортизационными отчислениями от материальных и нематериальных активов. Следовательно, произвести продукцию, имеющую конкурентные преимущества, можно только при использовании принципиально отличной от конкурентов новой технологии. Причем данная технология должна быть защищена как интеллектуальная собственность производителя.

По определению, в инновационном предприятии в результате инновационного процесса должен быть создан и поставлен на баланс нематериальный актив (инновационный ресурс). Для обеспечения непрерывности инновационного процесса инновационный ресурс должен быть защищен патентом. Таким образом, необходимо произвести оценку патента и рассчитать амортизацию нематериального актива.

После оформления патента на технологию производства марки стали Х70, автором статьи было предложено произвести его оценку методом дисконтированных доходов для того чтобы отразить планируемую операционную прибыль предприятия и рассчитать амортизацию нематериального актива нелинейным способом.

Операционная прибыль оценивалась исходя из спрэда, то есть замены стандартного сортамента на сортамент, имеющий добавленную стоимость.

Планируется производство марки стали Х70 - 200 тыс.тонн/год, что исходя из ценовой конъюнктуры рынков сбыта в 2012 года позволит увеличить операционную прибыль предприятия на 252,4 млн.руб/год.

Дисконтированный денежный доход рассчитывается по формуле:

PV = FV/ (1+i)n

где: FV – текущая стоимость, PV – будущая стоимость, i – ставка дисконтирования, n – срок (число периодов).

PV = 1,262*109/(1+0,1)5 = 783 602 710 руб.

Необходимо обратить внимание, что ставка дисконтирования выбрана равной внутренней норме доходности предприятия (10 %), так как она выше ставки рефинансирования Центрального Банка России (8,25 %), что позволяет учесть не только инфляционную составляющую, но и возможные риски, связанные с колебаниями спроса в отрасли. Срок дисконтирования принят равным 5 годам исходя из срока полезного использования товара на рынке, максимально возможного срока амортизации и требуемой для расширенного воспроизводства самоокупаемости технологической системы.

Расчет начисления амортизации проводился нелинейным методом, что позволяет быстрее списывать амортизируемый объект, то есть в первую половину срока амортизации увеличивает амортизационный фонд, необходимый для дальнейшего инновационного развития предприятия [4].

Месячная норма амортизации рассчитывается по формуле:

К = (2 : n) х 100%,

где К – норма амортизации в процентах; n – срок полезного использования основного средства в месяцах.

Оставшиеся 20 % от амортизируемой суммы начисляются равными долями за оставшийся период амортизации.

Таблица 7 – Расчет амортизации нематериального актива в виде патента на технологию.

Месяц

Сумма для амортизации, руб.

Величина амортизации, руб.

Остаток суммы для амортизации, руб.

Сумма амортизации за период, руб.

1

783 602 710,00

26 093 970,24

757 508 739,76

26 093 970,24

2

757 508 739,76

25 225 041,03

732 283 698,72

51 319 011,28

3

732 283 698,72

24 385 047,17

707 898 651,56

75 704 058,44

4

707 898 651,56

23 573 025,10

684 325 626,46

99 277 083,54

5

684 325 626,46

22 788 043,36

661 537 583,10

122 065 126,90

6

661 537 583,10

22 029 201,52

639 508 381,58

144 094 328,42

7

639 508 381,58

21 295 629,11

618 212 752,47

165 389 957,53

8

618 212 752,47

20 586 484,66

597 626 267,82

185 976 442,18

9

597 626 267,82

19 900 954,72

577 725 313,10

205 877 396,90

10

577 725 313,10

19 238 252,93

558 487 060,17

225 115 649,83

11

558 487 060,17

18 597 619,10

539 889 441,07

243 713 268,93

12

539 889 441,07

17 978 318,39

521 911 122,68

261 691 587,32

13

521 911 122,68

17 379 640,39

504 531 482,30

279 071 227,70

14

504 531 482,30

16 800 898,36

487 730 583,94

295 872 126,06

15

487 730 583,94

16 241 428,45

471 489 155,49

312 113 554,51

16

471 489 155,49

15 700 588,88

455 788 566,61

327 814 143,39

17

455 788 566,61

15 177 759,27

440 610 807,34

342 991 902,66

18

440 610 807,34

14 672 339,88

425 938 467,46

357 664 242,54

19

425 938 467,46

14 183 750,97

411 754 716,49

371 847 993,51

20

411 754 716,49

13 711 432,06

398 043 284,43

385 559 425,57

21

398 043 284,43

13 254 841,37

384 788 443,06

398 814 266,94

22

384 788 443,06

12 813 455,15

371 974 987,91

411 627 722,09

23

371 974 987,91

12 386 767,10

359 588 220,81

424 014 489,19

24

359 588 220,81

11 974 287,75

347 613 933,06

435 988 776,94

25

347 613 933,06

11 575 543,97

336 038 389,09

447 564 320,91

26

336 038 389,09

11 190 078,36

324 848 310,73

458 754 399,27

27

324 848 310,73

10 817 448,75

314 030 861,98

469 571 848,02

28

314 030 861,98

10 457 227,70

303 573 634,28

480 029 075,72

29

303 573 634,28

10 109 002,02

293 464 632,26

490 138 077,74

30

293 464 632,26

9 772 372,25

283 692 260,00

499 910 450,00

31

283 692 260,00

9 446 952,26

274 245 307,75

509 357 402,25

32

274 245 307,75

9 132 368,75

265 112 939,00

518 489 771,00

33

265 112 939,00

8 828 260,87

256 284 678,13

527 318 031,87

34

256 284 678,13

8 534 279,78

247 750 398,35

535 852 311,65

35

247 750 398,35

8 250 088,26

239 500 310,08

544 102 399,92

36

239 500 310,08

7 975 360,33

231 524 949,76

552 077 760,24

37

231 524 949,76

7 709 780,83

223 815 168,93

559 787 541,07

38

223 815 168,93

7 453 045,13

216 362 123,80

567 240 586,20

39

216 362 123,80

7 204 858,72

209 157 265,08

574 445 444,92

40

209 157 265,08

6 964 936,93

202 192 328,15

581 410 381,85

41

202 192 328,15

6 733 004,53

195 459 323,63

588 143 386,37

42

195 459 323,63

6 508 795,48

188 950 528,15

594 652 181,85

43

188 950 528,15

6 292 052,59

182 658 475,56

600 944 234,44

44

182 658 475,56

6 082 527,24

176 575 948,33

607 026 761,67

45

176 575 948,33

5 879 979,08

170 695 969,25

612 906 740,75

46

170 695 969,25

5 684 175,78

165 011 793,47

618 590 916,53

47

165 011 793,47

5 494 892,72

159 516 900,75

624 085 809,25

48

159 516 900,75

5 311 912,79

154 204 987,95

629 397 722,05

49

154 204 987,95

12 850 415,66

141 354 572,29

642 248 137,71

50

141 354 572,29

12 850 415,66

128 504 156,63

655 098 553,37

51

128 504 156,63

12 850 415,66

115 653 740,97

667 948 969,03

52

115 653 740,97

12 850 415,66

102 803 325,30

680 799 384,70

53

102 803 325,30

12 850 415,66

89 952 909,64

693 649 800,36

54

89 952 909,64

12 850 415,66

77 102 493,98

706 500 216,02

55

77 102 493,98

12 850 415,66

64 252 078,31

719 350 631,69

56

64 252 078,31

12 850 415,66

51 401 662,65

732 201 047,35

57

51 401 662,65

12 850 415,66

38 551 246,99

745 051 463,01

58

38 551 246,99

12 850 415,66

25 700 831,33

757 901 878,67

59

25 700 831,33

12 850 415,66

12 850 415,66

770 752 294,34

60

12 850 415,66

12 850 415,66

0,00

783 602 710,00

Отчисления амортизации в данном случае позволят увеличить средства на расширенное воспроизводство технологической системы, так как согласно существующему законодательству они не облагаются налогом на прибыль в размере 24 %.

Приведенный способ освоения инновации является единственно правильным в условиях рыночной экономики, так как позволяет предприятию идти инновационным путем и сохранять конкурентные преимущества.



Список литературы:

1. Шичков А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе / Москва, Издательский дом «Финансы и кредит» 2009.-360 с.

2. Ю.Д.Морозов. Тенденции развития сталей для газопроводных труб большого диаметра. В сб. докладов международной научно-технической конференции «Азовсталь-2002» «Прогрессивные толстолистовые стали для газонефтепроводных труб большого диаметра и металлоконструкций ответственного назначения». М., Металлургиздат, 2004, с. 28-33.

3. Франценюк И.В., Франценюк Л.И. Современные технологии производства металлопроката на Новолипецком металлургическом комбинате. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003, 208с.


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09





Элитные квартиры стоят дорого, поэтому аренда или покупка такой недвижимости требует особого внимания. Важно найти надежное агентство элитной недвижимости, которое бы гарантировало как юридическую чистоту сделки, так и качество самой недвижимости.