СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Экономические реформы 1990-х и их последствия для России

«Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х и их последствия для России»/ Р.Х. Симонян; Ин-т социологии РАН, Ин-т экономики РАН. – Москва: Экономика, 2010. – 255 с.

Экономические реформы 1990 х и их последствия для России Экономические реформы 1990-х годов оказались провальными, и именно они стали предтечей разворачивающегося вслед за ними сценария событий во всех сферах общественной жизни России вплоть до дня сегодняшнего. К такому выводу приходит в своей книге «Без гнева и пристрастия - Экономические реформы 1990-х и их последствия для России» Ренальд Симонян, директор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН.

Нравственно-этические факторы анализа

Реформы начала 1990-х до сих пор не оставляют равнодушными практически все слои общества. Их сторонники и противники, вероятно, обречены еще долго обмениваться доводами и контраргументами в этом противостоянии позиций — от споров на кухне до столкновений крупных политических формаций. В книге Ренальда Симоняна сделана попытка представить развернутую аргументацию тезиса о провале реформ в демократической России. При этом автор рассматривает период зарождения российской рыночной экономики как источник тех реалий, к которым подошла Россия сегодня. «В этом смысле, — отмечает во вступительном слове к книге Р.С. Гринберг, директор Института экономики РАН, — исследование Р. Симоняна можно было бы озаглавить так: "Реформы в России: 18 лет спустя"». Как отмечает сам автор, без учета нравственно-этического фактора в социальном анализе объективное представление ни о приватизации, ни о «черном вторнике» 1994 года, ни о дефолте 1998 года, ни о всех экономических реформах 1990-х получить невозможно.

Книга состоит из трех глав и заключения: «Экономические реформы 1990-х: задачи и реализация»; «Что принесли России реформы»; «Чем оправдывают неудачи реформ». В каждой из них проведен подробный анализ заявленной проблематики.

Странная приватизация

Значительное внимание в книге уделено освещению хода, причин, особенностей, а главное, последствий приватизации 1990-х годов. Довод о необходимости проведения срочной приватизации Симонян находит несостоятельным, а висевшую тогда над Россией угрозу возврата к социализму призрачной и даже искусственно культивировавшейся реформаторами. По мнению Ренальда Симоняна, опасность гражданской войны также была преувеличена: запас повстанческого запала, или, по терминологии Льва Гумилева, «ресурс пассионарности» российского общества, был во многом израсходован в период 1988–1991 гг. Необходимость же приватизации для того, «чтобы регулярно платить заработную плату» автор также опровергает: массовые задержки зарплат как раз начались именно после приватизации.

Автор приводит цитату из записки главы администрации президента Н. Егорова Б. Ельцину от 12 февраля 1995 года: «за один только 1995-й год просроченная задолженность по выдаче бюджетных средств в регионах выросла в 4 раза и составила астрономическую сумму в 12,6 трлн руб. Одной из основных причин задержек является прокручивание финансовых средств через коммерческие банки». Решение об отпуске цен автор и вовсе считает не предметом гордости реформаторов, но естественным, даже рутинным актом перехода к рыночной экономике, который был проведен во всех без исключения постсоциалистических странах. Обойтись же без массового голода, по мысли социолога, удалось не благодаря стараниям реформаторов, но «характерному для русских <…> беспримерному инстинкту выживания». В стране, по его мнению, вовсе не было тогда товарного голода — продовольственных продуктов не было лишь в торговой сети. «В течение трех-четырех месяцев прилавки опустели, а складские помещения и оптовые базы (в ожидании "свободы") были переполнены государственными запасами», — приводит автор книги слова академика Л. Абалкина. Как только 2 января 1992 года были отпущены цены, напоминает автор, прилавки магазинов наполнились достаточно широким ассортиментом продуктов.

По мнению части экономистов, наполнение бюджета было той актуальной задачей младореформаторов, которой и объяснялась быстрая приватизация. Однако это наполнение было во многом условным. Даже Венгрия, отмечается в книге, с несопоставимо меньшей государственной собственностью, получила доход от ее приватизации в 1,6 раза больше, чем Россия. Автор приводит подробную таблицу доходов от приватизации государственной собственности 1990–1998 гг., в которой даны характеристики приватизации в 15 странах мира. Согласно этим данным, доходы от приватизации на душу населения в РФ были в 4 раза меньше, чем, к примеру, в Польше, и 7,5 раз меньше, чем в 162-миллионной Бразилии.

Контраргументы с выключенным звуком

Многочисленные возражения авторитетных специалистов по поводу начавшихся в России реформ, как подчёркивает автор, не становились достоянием общественности. В частности, Ренальд Симонян упоминает о «Заявлении», направленном Б.Н. Ельцину видными российскими и американскими экономистами, включая пятерых Нобелевских лауреатов. Авторы документа не только говорили о недостатках реформ, но и предлагали альтернативу гайдаровским реформам. Однако услышаны они не были.

Автор констатирует, что реформы не принесли желаемого если не процветания, то хотя бы относительного благополучия большинству рядовых граждан России. Результаты исследования социального неравенства, проведенного в 2006 году Институтом социологии РАН вместе с «Горбачев-Фондом», показали, что «более трети населения России живет за порогом или на грани бедности, а 7% находятся в состоянии крайней бедности». Еще 14% прочно «застряли» в этом состоянии, а 17% пребывают в постоянном состоянии риска бедности. Велики и масштабы расслоения, несопоставимы они, по словам автора, с нашими соседями. «Так, в Эстонии в 2001 г. на 10% самых бедных граждан приходилось 7,6% расходов на медицинские услуги, а на 20% самых богатых — 22,5%». В России эти же цифры соответственно выглядят иначе — 0,8% и 48,4%. Индекс GINI в конце 1990-х в странах Балтии достиг 28–30 единиц, в Северной Европе он равнялся 22–24, а в России — 49.

В книге анализируются наиболее часто упоминаемые ссылки на специфические российские факторы, которыми оправдывают неудачи реформ. Это новизна переходного периода, неготовность российского общества к переменам, отсутствие у нас теории перехода от социализма к капитализму, а равно и финансовой помощи Евросоюза, особый, «неевропейский» менталитет населения, огромные масштабы страны, высокий удельный вес нерентабельных предприятий, недостаточная доля частного сектора экономики, отсутствие среднего класса и традиций цивилизованного рынка и то, что идеолог реформ Е.Гайдар недолго возглавлял правительство. Автор приводит аргументы, подвергающее сомнению каждое из этих оправданий. Он обосновывает вывод, что различия в итогах экономических реформ в европейских постсоциалистических странах и в России коренятся вовсе не в «российской специфике», а в избранной реформаторами экономической модели.

Что делать?

Причина резкого роста нынешней сырьевой зависимости российской экономики, по убеждению Ренальда Симоняна, тоже находит свои корни на начале 1990-х. Это следствие: «практически бесплатной раздачи государственной собственности», залоговых аукционов, указа Президента РФ № 213 «О либерализации экономической деятельности». Кстати, автор подчеркивает, что сегодня в некотором смысле мы продолжаем жить в социалистической стране, точнее, используя наследие прошлого режима: пока мы ничего сами не построили.

Актуальное сегодня стремление к модернизации, считает Симонян, должно было стартовать раньше. «Даже глава Министерства экономического развития РФ Г. Греф еще в 2004 году предупреждал, что "если в экономической структуре не произойдет качественных изменений, то уже в ближайшие годы рост ВВП сократится до 3%"». Автор упоминает и о том, что близкая угроза кризиса обсуждалась еще в 2006 году на саммите стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, и показывает, что накануне последнего кризиса «новые российские собственники» все глубже залезали во внешние займы.

Словом, большинство выводов, к которым приходит автор, неутешительные. А на традиционный вопрос «что делать?» Ренальд Симонян предлагает, как социолог, свой ответ: «Для начала необходимо поставить "точный диагноз" произошедшего, провести полную социальную диагностику последних 18 лет, иначе лечение будет неправильным, а, значит, бесполезным». По мнению автора книги, пока рано ставить штамп «прогноз неблагоприятный, этимологическое лечение отсутствует», исправить положение еще возможно, но для этого нужны кардинальные решения.

Купить книгу можно в Озоне >>

Ирина Ильинская, Opec.ru


Читайте также:

24 мая 2011, 10:00
№ 1Отзыв на книгу
Отзыв на книгу профессора Симоняна «Без гнева и пристрастия»
«Господи! Да за что же это всё нам?»- первое, что приходит на ум по прочтении, в прямом смысле этого слова, потрясающего до глубины души повествования, если не сказать пророчества, профессора Симоняна Р.Х. в его фундаментальном труде «Без гнева и пристрастия». У меня, сколько себя помню, всегда вызывало недоверие распространенное суждение о том, что экономика определяет общественные отношения, потому как в моём миропонимании экономика, будучи результатом совместного действия разума и материи, является вторичным продуктом, или, по другому говоря, следствием. В то время, как, по естественному разумению, причину надо искать в духовной сфере.
И, наконец-то, появляется научное исследование которое, впервые, происходящие события анализирует с позиции духовной причинности. Многие мудрецы утверждают: «что бы договориться между людьми, сначала следует договориться о терминах». И потому принятие Духа, как Божественного сверх управителя всеми существующими энергосистемами даёт автору право понимания и изложения сути происходящего с позиций Высшего управления. Так что же произошло в России за последние 20 лет? Быть может продолжается реализация подготовки сознания российского суперэтноса, начатая ещё в начале 20 века для усвоения новых основополагающих духовных истин? По аналогии с миссией Моисея, которая началась за долго до его рождения, сразу же после провала миссии Эхнатона, долженствующей утвердить на Земле единобожие? Быть может наша страна является испытательным полигоном, где всей планете наглядно демонстрируется убогость конечного результата доминирования чистого разума, не уравновешенного духом? Ждали честных, а пришли деловые… .
Быть может произошедшее с Россией - декларация извечной борьбы светлого с тёмным, индивидуального со всеобщим, созидательных сил с разрушительными, при эволюционной необходимости сотрудничества и равновесия вышеупомянутых сил, потому как они - эти силы, являются реальностями относительными, а не предельными и тем более не абсолютными? Правильный ответ и то и другое и третье, думаю, в полной мере мог бы устроить реформаторов при условии замалчивания ответов на «второстепенные» вопросы. A как же люди? Как дальше жить в государстве, которое перестали любить и уважать даже 50летние? Кому верить, если с экранов телевизоров вещание о годовых доходах руководителей страны в размере 3-5 миллионов рублей, вызывает у рядовых граждан гомерический хохот на половину с раздражением и ненавистью, потому как даже дикому кабану в лесу известна средняя стоимость собственности не высокопоставленного, не столичного и совершенно не выдающегося чиновника, измеряемая многими сотнями тысяч долларов? Чем оправдать свою бессмысленную жизнь в государстве у которого « гнусная история и заслуживающие свою историческую участь люди?»
И извечный для нашего государства вопрос: «Что же делать?» Удочек у подавляющего большинства граждан нет, а нефтегазовая, упавшая с неба рыба, озолотившая с ног до головы «цвет нации-олигархов», а так же формирующая большую часть бюджета, от которой простому человеку достаётся бульон от хвоста, может в любой момент уплыть от наших берегов. Тем более, что подобные случаи в человеческой истории имели место быть, когда реализовались библейские пророчества Йосифа из книги «Бытия» о семи сытых и семи голодных годах в древнем Египте…. Что делать? «Сказать людям правду» - утверждает автор. Сказать и осознать, руководство страны слабо представляет, что делать дальше, потому как, высокой объединяющей людей идеи, как не было, так и нет. Случались в России времена и покруче. Однако менее, чем за десять лет восстановилась экономика страны к довоенному уровню и после гражданской войны и после отечественной. И это без даровой нефти и огромных человеческих потерях! Не эти ли проявления высокого духа были первыми зарницами, ныне долго искомой объединяющей национальной идеи о стране счастья и благоденствия » СВЯТОЙ РУСИ»? А сегодня?... Жить без любви и самоуважения к себе и своему народу весьма не уютно. Потому и мрут люди на Руси, что не находят оправдание смысла своей жизни, а не только по причине слабой медицины или чего другого. Неужели не понятно, что изложение любого исторического события процесс субъективный? Так почему же историю России излагают нашим детям с позиций одной стороны, как правило недоброжелательной? Я лично уважаю Альфреда Коха, министра в правительстве Гайдара за его честность в высказываниях по поводу отсутствия будущего России. Что же, сильного, да ещё и удачливого противника иметь всегда почётно. Только следует понимать Кох и ему подобные - не вся Россия, и тем более не её элита, есть и другие, кто думает по иному и не только в нашей стране.
Кстати, а что же российская элита? Имеется ли она? Клептократическая - да! Откатно-потребительская - да! Проповедующая примитивную бухгалтерию в человеческих отношениях- да! Достаточно посмотреть, где учатся дети наших не только высших и высоких, но и средних и полусредних чиновников… Духовной управленческой элиты, увы, практически, нет. И подготовкой условий для её создания никто не занимается. Смею акцентировать внимание, ни церковно-религиозной, ни научно-культурной, но истинно духовной! То, что сделали в своё время Сергий Радонежский в России, Филипп Македонский в Греции, Вильгельм-Завоеватель в Англии и многие другие успешные государственные и духовно-религиозные деятели. При условиях собирания России в единое управляемое государство определённые изменения в законодательстве и привлечение к управленческой деятельности работников не гражданской направленности, мера была насколько вынужденной, настолько же необходимой, за, что Владимиру Путину низкий поклон. В изменившихся условиях привлечение к руководству не только российских ведомств и регионов, но даже крупных учебных заведений людей с подобным мышлением позволяет реально на себе ощутить основную причину превосходства последующего общественного строя над предыдущим, как комплекс мер по реализации личной свободы, способствующий наилучшим способом достижению эффективного конечного результата. Преданные стрелочники на железной дороге, безусловно, нужны. Только проблема в том, сможет ли полноценно заменить стрелочник машиниста, если ,конечно, мы хотим прибытия груза до места назначения. Продолжая разговор о национальной российской элите правомерно себя спросить: «не упустили мы время?» К счастью, не упустили. Не смотря на то, что подавляющему большинству наших молодых сограждан, в силу навяливания им все перестроечные годы разделительных истин, принять с листа высокую песнь-песней Сент-Экзюпери «Нельзя купить дружбу Мермоза» весьма не просто, в стране уже подросла группа выдающихся молодых людей, способных коренным образом изменить ситуацию. О них давным-давно говорили эзотерические источники, как впрочем и о об эволюционной передовой роли России на отдельном историческом этапе развития человечества. По закону сотой обезьяны эти ребята способны катализировать общество на духовный и соответственно успешный путь развития и не только нашей страны… Ключевой вопрос повестки дня, способно ли руководство России содействовать назревшим преобразованиям? Смею утверждать, что способно. Ни в одной стране мира в составе правительств нет такого количества эволюционно продвинутых личностей, являющихся элитой человечества за всю историю своего существования, как в нашем государстве. Проблема в одном: уравновешивании созидательных и разрушительных тенденций, исходя из принципов необходимости и вдоха и выдоха, при осуществлении важнейшей функции физической жизни-ДЫХАНИЯ. И последнее. Главные действующие лица реформы 90-х годов Ельцин, Гайдар, Черномырдин уже ушли. Да простит им Господь их грехи вольные и не вольные. Добились они чего хотели и сколько радости им принесло исполнение задуманного, жалеют ли они о чём, ответить не сможет никто, кроме их самих. Навряд ли они были врагами своему отечеству и в силу своего мировосприятия, наверняка, желали нам всем блага. Получилось же, как в пословице «благими намерениями устлан путь в ад». Ответили они своим преждевременным уходом из жизни или только начинают отвечать решить должен каждый из нас сам.
И ещё об Анатолии Чубайсе… Каких только «собак» ему не вешали с самого начала реформ . Он же, как был монументален в своей красе, так и остается . Чем не герой знаменитого полотна Врубеля? К слову сказать Чубайс –одна из самых духовных личностей современной России- блистательный разрушитель! Не нам, но наверное есть кому судить о его метафизической эволюционной роли в сути происходящего. Безусловно ни один важнейший созидательный акт не возможен без предварительной расчистки старых завалов. Cоразмерность вышеупомянутых полярных усилий определяется посредством принятия индивидуального решения, фиксируемого на скрижалях Высочайшего Духа. Выбор был у Ельцина, выбор был и у Гайдара. Выбор был и остаётся у Анатолия Борисовича… Уверен, что не всем придётся по нраву евангелие от Симоняна. Уже носятся в воздухе заупокойные отповеди, апологетов реформ, подобных профессору Ясину. Их хочется успокоить: «не бойтесь ребята. Никто не собирается отнимать ваши «заслуженные куски!» Как, впрочем, заниматься переделом собственности. Россия большая и эту напасть выдюжит, а вот трансформация грабительской банковской системы-источника всех видимых бед, использование, а не эксплуатация природных ресурсов в пользу большинства, государственное переустройство с выходом на систему не зависящую от приступов шизофрении во властных эшелонах, сближение религиозных верований, разукрупнение городов в пользу сельских поселений, демографическая революция требуют пристального внимания и действенного участия. Осмысливая глубинную суть крика души профессора Симоняна, на клеточном уровне ощущаешь, что истина Божественного пророчества «Апокалипсиса» Иоанна Богослова, не в том, что пророчество непременно сбудется, но в том, что любое событие происходившее ранее, происходящее ныне и которое произойдёт в будущем, есть результат реализации божественности самого человека-сына Божьего, созданного по ЕГО образу и подобию.
С уважением, В. Карымо
Адрес заметки: http://www.finansy.ru/st/post_1293686130.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. Все поля формы обязательны для заполнения.
2. Email в комментарии не будет опубликован.
3. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
4. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: